Покаяние в христианстве. Как молиться за умерших без покаяния

В пятое воскресенье Великого поста, посвященное преподобной Марии Египетской, Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария вела столь знакомый для наших современников «вольный» образ жизни — с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь все чаще этим позором хвалятся — пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное. Кому-то очень хочется превратить всех девушек в Марий Египетских, только без покаяния. С раннего детства начинается соблазн преступного греха. Пресса сообщает о конкурсах красоты для детей, чуть ли не с дошкольного возраста, с таким же восторгом, как о конкурсах юных музыкантов или художников.

У всех навязла в ушах эта песня ревнителей ничем не ограниченной свободы: «Мы не должны отставать от Запада!» Всем хорошо известно, как далеко ушел Запад в этом отношении. И так же должно быть известно, к каким последствиям это с неизбежностью на том же Западе привело. Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства — семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Власть денег, корень всех зол, торжество маммоны, диавола — все продается и покупается. Вот типичное интервью у юной порно-звезды в 90-е годы прошлого века: «Вы получаете удовольствие от своей работы?» «Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги».

Сатане недостаточно растлить, главное — не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. И прежде всего с этой целью в известных средствах массовой информации ведется яростная атака на Церковь. Не удалось ее сжечь дотла, не получилось разрушить изнутри — теперь пытаются смешать с грязью. Что же делать Церкви? Наш долг — возвысить свой голос, бить в набат, взывая к стыду и совести всех, кто хочет сохранить свое человеческое достоинство, заявляя громкий протест. Неуверенность и недоговоренность здесь неуместны. Церковь должна говорить об угрозе человечеству прямым и ясным языком, как это делает Библия. Ибо так совершается болезнь вырождения наций, которое отражается на третьем, четвертом поколении, вплоть до генетических искажений. Здесь покушение на существование всего мира, превращаемого в Содом и Гоморру, и здесь вечная смерть, широкий путь в ад, как говорит Писание.

Церковь не может оставаться безучастной по отношению к тому, что происходит во внешнем мире, хотя бы потому, что это касается ее собственных чад. Если бы с самого начала так называемой «перестройки» мы адекватно реагировали на сатанинскую пропаганду разврата, многое сегодня было бы иным. И сегодня мы должны напомнить всем, кто надеется совместить несовместимое, и каждому, кто дерзает переступать порог православного храма, о как никогда актуальном Сотом правиле VI Вселенского Собора: «Всякий, занимающийся изготовлением непотребных изображений да будет отлучен от Церкви». Они — вне Церкви, они лишены ее молитвы, ее заступничества, ее Божественной силы. Всякий раз, когда они прикасаются к ее святыням, они делают это в суд себе и в осуждение. Вот о чем говорит это Сотое правило.

И мы знаем еще, что грех блуда по разумению Церкви стоит рядом с убийством и идолопоклонством, и на много лет лишает причастия. Если по нынешним ненормальным временам мы не в состоянии во всей строгости исполнить каноны святых отцов, которые никто никогда не отменял, и не может отменить, потому что они продиктованы любовью — да не опалится твоя душа, и да узнаешь ты по милости Божией, чего ты лишаешься, совершая этот грех, — все это может значить только одно: глубина покаяния и плоды покаяния должны восполнять недостаток его продолжительности.

Мы помним из жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей. А этот человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его не менее ужасные грехи. Однако оттого что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в церковь — буквально не может войти в нее. То же древнее чудо, только в ином печальном варианте, повторяется вновь.

Без ясного и глубокого различения добра и зла как будет наш Пост Марииным стоянием? Как душа, подобно жене грешнице, которая возлюбила много, принесет плач о себе, о Господе, и о всех, ради кого Господь пришел принять Страдания?

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член союза писателей России

Не приходится говорить о том, насколько насущно . Без него христианская жизнь немыслима. Даже начаться она не может без покаяния.

Оттого к покаянию все время возвращается православный человек. И не только мыслью, но и поступками – обязательно. Иначе получится, что наша вера без дел мертва.

Покаяние сопровождает христианина всю его жизнь, какая бы долгая, какая одухотворенная она бы ни была. Потеря покаянного духа означает попросту уход человека с духовного пути, уход на путь погибели.

Вот почему подвижники стремятся к непрестанному покаянию (назовем его так, по аналогии с непрестанной молитвой).

Само собой понятно, что к непрестанному покаянию любому человеку путь длинный и нелегкий. Можно ли на этом пути наметить какие-либо отдельные шаги? Можно ли описать способы, благодаря которым человек способен по нему двигаться? Несомненно.

Обратимся к огромному пастырскому опыту Православной Церкви. Замечательный духовник первой волны русской эмиграции, архимандрит Сергий (Шевич), отмечал, что мы каемся в грехе три раза: сразу по осознании греха, в конце дня, на исповеди .

Первый раз: я каюсь в тот момент, когда понял, что совершил грех, даже если осознание греха пришло сразу по его совершению. Не стоит медлить с покаянной молитвой к Богу (и просьбой о прощении к человеку, если я совершил грех против ближнего). Большая ошибка – отложить покаяние «на потом», под предлогом, что «неудобно как-то сейчас» и т. п. Грех подобен болезни, – чем раньше принялись за лечение, тем успешнее оно будет. Чем раньше начато , тем меньше грех успеет повредить мне. Коснеть в грехе опасно.

Стыд за свершенный грех не должен остановить меня на пути покаяния. Напротив, стыд надо использовать для борьбы с грехом. Стыдно мне, потому и каюсь. Если отложу покаяние на потом, то болезнь будет загнана на глубину, бороться с ней будет значительно труднее.

Второй раз каюсь: в конце дня я мысленно перебираю его события и вновь возвращаюсь к своему греху. Немного размышляю о нем (в чем его причины, каковы его последствия, как с ним бороться), прошу Бога о прощении.

Это настоящее ежедневное духовное упражнение.

В русской православной традиции оно ясно прописано в некоторых молитвословах после вечернего правила: «Положи слово с самем тобою, и испытание сотвори совести твоея, преходя и подробну исчитая вся часы дневныя, начен от времени, когда восстал еси от одра твоего... вся твоя деяния, словеса и помышления... Аще что лукавое соделал еси... кайся и моли Человеколюбца».

Как всякое регулярное духовное упражнение, ежевечернее покаяние требует от христианина волевых усилий. Каждодневное покаяние не займет слишком много времени, если я не «утону в деталях», если днем буду каяться, как только замечу, что не прав перед Богом и людьми.

Ежевечернее покаяние помогает человеку наладить внимательную христианскую жизнь.

Третий раз каюсь: на Таинстве исповеди перед невидимо присутствующим Спасителем я прошу прощения, и священник произносит разрешительную молитву, свидетельствуя перед Богом мое покаяние в грехе, я целую Крест и Евангелие.

В грехе я каялся первый раз, преодолевая ложный стыд, каялся после вечерних молитв, преодолевая лень. Все это содействует тому, чтобы на исповеди я принес , неформальное и не поверхностное.

Слова архимандрита Сергия о покаянии дорогого стоят. Они побуждают нас каяться чаще. Они исходят из сокровищницы пастырского опыта. В них ощутимо горячее желание, чтобы покаянные труды облагораживали нашу жизнь, приближали нас к Христу.

Истинное покаяние в православии является необходимым условием, предшествующим Таинству исповеди и причастия . Иисус Христос предупреждал всех людей, что без истинного раскаяния они погибнут. (Луки 13:5)

У покаяния и исповеди есть начало, но не может быть конца, пока мы живы. Иоанн Предтеча начал свое служение с призыва покаяться, ибо Царство Божье уже близко. (Мат. 4:17)

Каждый православный верующий обязан разобраться, в чем различие между покаянием и исповедью, почему без первого невозможно второе.

Покаяние и исповедь - в чем разница

Совершив нехороший поступок, будь то крик, обман, зависть или лицемерие, истинно верующий почувствует укор совести через Духа Святого. Осознав греховность, человек в тот же момент или дома во время молитвы, просит у Бога и человека прощение, искренне раскаиваясь в совершенных делах.

Как молиться о покаянии:

Покаяние в грехах

Раскаяние не предусматривает многократного возвращения к совершенному прегрешению, это истинное отрешение от греха и принятие решения больше так не поступать.

Самая умная из книг, Библия, в этом случае дает очень жесткое определение, сравнив кающегося и возвращающегося к своим плохим поступкам человека с собакой, которая возвращается на свою блевотину. (Притчи 26:11)

Для раскаяния православному христианину не нужен священник, он сам сознательно осуждает совершенный проступок и принимает решение никогда больше так не поступать. Таинство Исповеди происходит напрямую пред Богом, но в присутствии священника, ибо сказано в Святом Писании , что Иисус находится там, где собирается несколько человек. (Мат. 18:20)

Важно! Исповедь является заключительным актом раскаяния. Исповеданные грехи больше не имеют духовной сила в жизни христианина, о них запрещено даже вспоминать. После исповеди человек чист перед Богом и допускается к Таинству причастия.

О церкви и Таинствах:

Истинное покаяние в православии через Таинство Исповеди позволяется причаститься Телу и Крови Иисуса, наполниться его силой и благодатью, получить вход в Царство Небесное.

Священники о раскаянии

По словам Исаака Сирина искреннее раскаяние является широкими воротами для Божией благодати, и другого пути нет.

Силуан Афонский утверждал, что тому, кто невзлюбит свои греховные дела, Бог простит все прегрешения.

В своих «Письмах духовным детям» игумен Никон умолял оставшихся на земле православных верующих постоянно каяться, считая себя грешными мытарями, умоляя Бога о милости.

Покаяние

В книге «Пути ко спасению» Феофан Затворник пишет, что через раскаяние грешник учится любить ближнего, ведь при прощении уже нет гордости и превозношения, а если есть, тогда нет покаяния. Каждый проверяет себя сам.

Большое значение покаянию придавал и игумен Гурий, утверждавший, что только раскаянием можно очистить существующий мир.

Святой Ефрем Сириянин сравнивает покаяние с горнилом, в огне которого переплавляются простые металлы, а выходит золото и серебро.

Иисус оставил на земле две основных заповеди - любовь к Богу и человеку.

Три возможных пути покаяния

Только ангелы не падают, а бесы не могут подняться перед Творцом, а человеку дано как падать, так и пониматься. Человеческое падение не является приговором на всю жизнь. Иисус через прегрешения воспитывает христианский характер, которому свойственны:

  • покаяние;
  • послушание;
  • терпимость;
  • поклонению Богу;
  • любовь к ближнему.

Не родился еще на земле, кроме Спасителя Иисуса Христа, человек, который бы прожил свою жизнь в полной святости, не согрешая.

Ярким примером может быть жизнь апостола Петра, в гневе отрубившего воину ухо, преступив через повеления Иисуса, которого потом трижды отрекся. Христос, видя искреннее раскаяние Своего учения, сделал его краеугольным камнем христианской церкви.

Почему Иуда предал и повесился , совесть замучила, а покаяния и веры не было, неужели бы Господь не простил ему искреннего покаяния?

Важно! Раскаяние перед Богом в уединении может исправить многие прегрешения, отпустить всякий стыд, который держит и не дает прийти на исповедь.

Только в мертвых сердцам не живет стыд, сожаление о содеянном, раскаяние и понимание тяжести проступка. Как только человек кается, на Небесах поют ангелы. (Луки 15:7)

Нераскаянный грех подобен болезни, если сразу не избавится от пагубных привычек, то со временем сгниет все тело. Поэтому откладывать раскаяние на потом очень опасно.

В течение дня Вседержитель много раз дает человеку возможность покаяться в совершенном проступке:

  • сразу после содеянного греха;
  • во время исповедания.

При раскаянии читается молитва каждый раз, когда христианин вспоминает о каком-то прегрешении, совершенном в течение дня.

Отец Небесный! Я прихожу к Тебе в молитве, сознавая всю свою греховность. Я верю Твоему Слову. Я верю, что Ты принимаешь всякого, приходящего к Тебе. Господи, прости все мои грехи, будь милостив ко мне. Я не хочу жить прежней жизнью. Я хочу принадлежать тебе, Иисус! Войди в мое сердце, очисти меня. Будь моим Спасителем и Пастырем. Руководи моей жизнью. Я исповедую Тебя, Иисус Христос, своим Господом. Я благодарю Тебя за то, что Ты слышишь мою молитву, и я верой принимаю Твое спасение. Благодарю Тебя, мой Спаситель, за то, что Ты принял меня таким, какой я есть. Аминь.

Всех ли прощает Бог

Апостол Павел подчеркивает, что нераскаянное сердце собирает гнев на голову грешника. (Рим.2:5-6)

Дьявол всеми силами будет препятствовать раскаянию, показывая, что грех не так страшен, стыдится нечего и все пройдет само собой.

При покаянии христиане должны не только мысленно раскаяться в совершенном грехе, но при этом простить людей, которые содействовали нечестивым проступкам.

Покаяние в храме

Закоренелые грешники сами обкрадывают себя, поставив на своем прощении крест из-за множества злодеяний. Некоторые из них впадают в отчаяние и уныние , что является недоверием Творцу и новым прегрешением.

Падшие люди даже не догадываются, как милостив Отец на Небесах, который готов принять в Свои объятья всех, кто раскается в грехах. Господь прощает всякий грех, в котором человек искренне покаялся.

Другой частью людей, которые редко каются, являются самоправедные христиане. Они уже надели на головы венки святости, забыв слова Иисуса, что на земле все грешники.

В социальной сфере нет такого слова, как «покаяние», человек, совершивший нехороший поступок, раскаивается и просит прощение. Но здесь нет присутствия Святого Духа и осознания своего прегрешения перед Богом. С точки зрения православия раскаяние и покаяние имеют одинаковый смысл, когда грешник не только осознает свой грех, он его начинает ненавидеть.

В случае обмана, кражи, убийства падший христианин переступает через гордость, стыд, малодушие и просит прощение у тех, кто пострадал, старается возместить убытки, а только потом идет на исповедь и приносит свой грех перед престолом Творца.

Иисус знает падшую природу сего мира, но человек, созданный по образу и подобию Творца, призван жить в Царстве мира, покоя, благосостояния в любви и здоровье уже на земле. Царство Небесное сходит на землю по воле Божьей, по Его благодати для тех православных верующих, которые осознают силу раскаяния и исповедания.

Для некрещеного человека нет покаяния в православии, нет Бога, не открываются врата благодати . Как больному трудно излечиться от страшной болезни без помощи врачей, так и неверующему человеку невозможно познать милость и прощение Всевышнего без православного крещения.

Те люди, которым не открыта благодать понимания Исповеди и Причастия, говорят, что православным христианам хорошо жить, каются и грешат, и снова каются.

Важно! Во время покаяния, которое по-гречески означает изменение, приходит страх Божий, наступает ощущение своей нечистоты перед Богом. Любая вызывает отвращение к самому себе и желание поскорее отмыться перед лицом Творца.

Искренне покаявшись, люди уже никогда не вернуться к прежнему греху, они постоянно контролируют свои слова, эмоции, действия, сообразуя их с заповедями Господними.

Прощение в христианстве

Не надо обольщаться, порой и самые верные дети Творца падают морально, душевно, физически, но у них есть всегда рядом Божья рука, благословенная помощь, приходящая через раскаяние и исповедание.

Зачем каяться, если Богу известны все грехи человека

Творец создал на земле не роботов, а людей, у которых есть чувства, эмоции, дух, душа и тело. Вседержитель видит все прегрешения человека, совершенные не по Его воле, а при пособничестве бесов.

Пока человек не покается, дьявол имеет над ним силу, Создатель не касается к нечистой, грешной душе.

Только по воле православного верующего Спаситель дарует ему спасение и благодать в земной жизни, но для этого человеку нужно признаться в своих грехах, очиститься от них, как от сорняков и покаяться. Искреннее раскаяние слышит Бог и дьявол, перед которым захлопываются все двери и он лишается всех прав на кающегося некогда грешника, а после покаяния - и праведника.

Есть ли покаяние после смерти

В своем послании людям Иисус Сам дает ответ на вопрос, может ли человек освободиться от последствий падшей жизни после смерти. Ответ ужасен и категоричен для грешников: «Нет!»

Читайте внимательно послания Евреям, Галатам, Коринфянам! В каждом Евангелии апостолы передают слова Христа о том, что человек сеет, то и жнет. Закон сеяния и жатвы говорит о том, что грешник пожнет в 30,60 и 100 раз больше, чем посеял. (Галатам 6)

Апостол Лука четко пишет, что, не покаявшись, Царства Божьего увидеть невозможно. (Луки 3)

Там же Матвей передает слова Спасителя, что, только принесши достойный плод раскаяния, можно спастись. (Матвея 3:8)

Упорное, нераскаянное сердце собирает плоды гнева в день Суда, которые не минует ни один смертный, рожденный на земле. Эту страшную истинную подтверждает Иоанн Кронштадский , говоря что, умерев, оставив земную жизнь, грешнику уже не дается возможность что-то изменить, он отправляется в ад.

Важно! После смерти нет раскаяния, исповедания и причащения Святой Крови Иисуса, который есть входной билет в рай для истинно верующих, боящихся Бога христиан.

Падшие люди, живущие на земле без благодати Божьей, даже не понимают, как обкрадывают свои души. Не может человек не понимать, что грешит, самооправдание своих действий не приносит утешения, грех, как заноза, будет портить наслаждение мирскими утехами.

Утопая в самолюбии и гордости, грешники все глубже погружаются в болото сластолюбия, не понимая, что придет час Суда. Да будет поздно.

Митрополит Антоний Сурожский о покаянии

Сердечное сокрушение о своих грехах, решимость не повторять их – это великие плоды, а вовсе не первые шаги покаяния. В идеале же вся наша жизнь должна быть покаянием. Все помнят апостольскую заповедь: «Непрестанно молитесь » (Фес., 5, 17). Имеется в виду покаяние. Иисусова молитва – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго » - молитва покаянная. Согрешаем мы, по немощи своей, непрерывно, если не делом, то помышлением. И каяться должны непрерывно. Поэтому я не считаю, что надо прихожан заставлять постоянно перечислять на исповеди повседневные грехи. Чувствует человек, что нуждается в молитвенной поддержке священника – может и перечислить, исповедь в нашем храме совершается каждый день утром и вечером.

Но если говорить строго, исповедь – таинство , воссоединяющее человека с Церковью. Совершая тяжкий грех, человек от Церкви отпадает, и на исповеди он через таинство возвращается в Церковь, принимается обратно в евхаристическое общение. Поэтому я и не настаиваю, чтобы люди, которые регулярно причащаются, перед каждым причастием подходили к исповеди и перечисляли там свои повседневные грехи.

Задача христианина – не правила соблюсти, а непрестанно находиться в молитвенном единении с Богом. Для нашей немощи это значит – в самоукорении . Не в отчаянии и самоугрызении, а в самоукорении, то есть осознании и признании своей греховности и одновременно вере в милость Божию. То есть в том состоянии, которое выражено и в Иисусовой молитве, и в молитве мытаря .

И святые не сразу так чувствовали. Авва Дорофей признавался своим учителям Варсонофию Великому и Иоанну Пророку: смотрю на свою жизнь и понимаю, что достоин вечной муки, знаю, что хуже всех людей, но сердцем это не чувствую. И старцы ответили ему, что он на верном пути. До сердечного понимания, каковы мы на самом деле, дорастаем всю жизнь – это и есть духовный путь.

Я считаю, что неправильно говорить «я грешнее всех людей», если ты этого не чувствуешь. Я сам, к сожалению, так не чувствую, хотя понимаю, что надо. Но все-таки мы, верующие, осознаем свои грехи. Ждать, пока произойдет чудо, и мы почувствуем их так, как чувствовали святые? Можно и не дождаться. Поэтому будем уже сейчас молиться, как можем.

Произношу я: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а в сердце нет сокрушения. Ну, что ж… буду укорять себя с верой, что если буду трудиться над своей душой, держаться церковного общения, Господь не оставит меня. Буду молиться со вниманием, по совету преподобного Иоанна Лествичника , держа ум в словах молитвы. Если и это не даётся, буду молиться глазами и устами, пусть с холодным сердцем, рассеянно, но в надежде, что и такой малый труд поможет мне приблизиться к Богу. Как говорили святые отцы, лучше есть хлеб с золой, чем не есть ничего.

о. Константин Островский

Моя мама пожилая, больная, прожила всю жизнь в советское время, честно работала. Когда в школу ходила (а она в деревне жила), учитель проверял, нет ли в доме икон. И родителей ругали, если найдут икону. Сейчас мама болеет. Конечно, она никогда в жизни не причащалась, не исповедовалась. Что могу, я делаю для ее души. На исповеди я священнику сказала, что с мамой завожу такие темы, что «мам, ну нужно покаяться, причаститься», а она только раздражается, мне батюшка сказал: «Эти люди выросли в другое время и не нужно раздражать, ты только навредишь ей и себе». У меня такой вопрос. У очень многих людей родственники умерли без покаяния, и у меня тоже папа умер и другие родственники, какая участь может ожидать наших родителей и родственников, умерших без покаяния?

Вы задали вопрос, который, по-моему, беспокоит очень многих. Я вам скажу так: вот видите, вы беспокоитесь, и еще сотни и тысячи, может быть, миллионы людей беспокоятся. Беспокоятся о чем? Как же так - люди не знали, выросли в других условиях, воспитаны в других идеях, и вдруг теперь из-за того, что не знали и были так воспитаны, погибнут!

Вы беспокоитесь. А Бог не беспокоится?

Бог, оказывается [мы нашим беспокойством выражаем эту мысль. - Ред. ], меньше любит, чем мы. Мы проповедуем в христианстве: Бог есть любовь, он видит движение каждой души человеческой. Он никогда не осудит за то, что человек не знал и не сделал. Мы пострадаем только за одно: что поступили против совести своей. Вот за это мы пострадаем. Недаром мы находим потрясающие слова, что Бог любит каждого делающего правду, каждого живущего по совести и спросит с каждого в соответствии с той мерой знания о Боге, о совести, о нравственном законе, которую тот имеет.

Так что скажу вам так. Уж если мы беспокоимся, тем более Бог!

А что Он желает и сделает все возможное для каждого человека, как об этом пишет, например, святитель Феофан Затворник, нам свидетельствует не кто-нибудь и не что-нибудь, а сам крест Христов. Найдите большее выражение любви к человеку.

Вспомните, за кого Христос молился с креста. Вы помните? За распинателей: Отче, прости им, ибо они не знают, что делают.

Слышите? В Евангелии есть такие слова. Спросят с того больше, кто больше знает. А кто меньше знает, тот «и биен будет меньше». Какие замечательные слова!

А если вы обратитесь еще к святоотеческим творениям, обратитесь к нашим богослужениям, то вы найдете там много отрадного. В самом Священном Писании написано, что Христос спаситель всех человеков, а наипаче (то есть особенно) верных, то есть христиан.

Христос пострадал за всех человеков, а не за какой-то узенький круг людей. Что вы думаете, спасется только какая-то кучечка, ничтожный процент человечества, принявший христианство (да еще примут как - их крестили в детстве, и неизвестно, как он верит)?

И вот Пасха скоро будет… Христос победитель смерти. Смерть, где твое жало?! Ад, где твоя победа?! Это мы услышим в Слове Иоанна Златоуста в первый день Пасхи, на пасхальном богослужении, когда будет заявлено это исповедание христианской веры.

Так что учтите, если мы любим и мы страдаем, то уж тем более Бог. Если мы готовы простить очень многие преступления против нас и прощаем, тем более Бог простит.

Поэтому будем верить, что Господь каждого, кто стремился к правде, кто стремился к истине, кто старался жить по совести - каждого спасет Господь. Поэтому не беспокойтесь об этом. Не беспокойтесь, но насколько можно (если можно), постарайтесь поговорить, постарайтесь. Видите, что не принимает, ну что же, не надо раздражать. Значит, еще она не готова. Ничего - увидит скоро все. И только будет сокрушаться: как же это я так ошибалась жестоко.

Вы не думайте, что там душа ничего не видит. Все увидит душа после смерти. И восскорбит душа. Но будет всеобщее воскресение, когда душа обретет тело, когда человек станет полноценным человеком, и здесь вот эти переживания посмертные - «как же я заблуждалась» - они дадут возможность душе пасть перед Богом и сказать: Господи, верую в Тебя, спаси меня. И таким образом получит спасение.

Так что наше христианство - это религия оптимизма. А не религия спасения кучечки. Христос пришел ради кучечки только людей небольшой… Христианство - это не секта, а религия спасения. Еще раз говорю: Христос - спаситель всех человеков, а наипаче, конечно, верующих. Но, верно: те, кто не смог принять христианство здесь, им, конечно, придется пережить эти сокрушения сердца: как же мы заблуждались, как мы ошибались, как мы поступали неверно. Да, душа будет сокрушаться, но мы верим во всеобщее воскресение и, следовательно, в возможность обращения человека к Богу, а окончательное обращение есть спасение.