Практическая работа: Детский апперцептивный тест (Child Apperception Test — CAT). Тест по оценке уровня самоактуализации личности («самоал») Тест самоактуализации сат

(Scholastic Aptitude Test) – это тест, позволяющий руководителям высших учебных заведений оценить готовность абитуриента к обучению в их вузе; тест, как правило, является дополнением к выпускному школьному экзамену. SAT бывает двух основных видов:

  • Subject test – тест направлен на оценку знаний по какому-то конкретному предмету. Именно этот вид экзамена в большинстве случаев сдают студенты и требуют .
  • Reasoning test – оценивает общие способности абитуриента.

На выполнение специального теста предоставляется 1 час времени. Это обычный тест с вариантами ответов. Выбирать конкретный предмет вы можете самостоятельно, однако помните, что некоторые ВУЗы при поступлении требуют результаты SAT по профильным предметам. Максимально вы сможете набрать 1600 баллов на общеобразовательном тесте и 800 баллов на специальном.

Тест SAT вызывает некоторые сложности у многих кандидатов, поэтому для его удачной сдачи лучше всего хорошо подготовиться, чтобы иметь приличный уровень владения английским языком, знать математику на уровне школы и быть в курсе подводных камней теста с учетом его особенностей и предложенного формата заданий.

Воспользовавшись услугами Интернета, вы сможете найти огромное количество информации и полезной литературы, бесплатные видеокурсы, распродажи учебников, с вами поделятся опытом претенденты, которые уже имеют опыт подготовки к SAT онлайн. Все эти преимущества вы сможете получить, не выходя из дома и даже не вставая из-за компьютера.

Для подготовки к тесту выпущено множество различной литературы. Некоторые книги качественные, хорошо проработанные и грамотно структурированные, другие уступают им по всем параметрам. На подобных ресурсах рассказывается о преимуществах и недостатках наиболее известных учебников для подготовки к . Также вы сможете приобрести экземпляры данных учебников.

Перед тем, как начать готовиться к тесту, вам обязательно захочется попробовать свои силы, чтобы понять, какие именно свои стороны стоит подтянуть и на какие аспекты подготовки отвести больше времени. Перед сдачей SAT будет также неплохо немного поупражняться в выполнении заданий, чтобы добиться уверенности в своих силах. Указанные ресурсы предоставляют всем желающим бесплатную возможность пройти пробный тест SAT онлайн.

Как же обойтись без наставников, которые будут помогать, отвечать на вопросы, делиться своим опытом и решать с вами задачи?

Даже если вам не по карману индивидуальный репетитор, вы сможете найти человека, который записывает видеоуроки и выкладывает их на своем канале. В данной подборке вы сможете ознакомиться с наиболее популярными каналами по подготовке к тесту SAT онлайн.

Как видите, подготовка к SAT онлайн может быть по-настоящему эффективной, главное – найти полезные ресурсы и грамотно их использовать.

Новости

SAT онлайн тест – Интернет вам в помощь!

По мнению опытных преподавателей иностранных языков, лучшей подготовкой к SAT являются ежедневные самостоятельные занятия.В помощь абитуриенту существуют SAT онлайн тесты и профильные веб-ресурсы, где выложены видеоматериалы, упражнения и типичные задания.

SAT test online поможет вам подготовиться к тесту!

Успешная сдача экзамена SAT - это шанс пройти обучение в высших учебных заведениях на территории США. Этот тест является общеобразовательным и направлен на проверку базовых знаний и навыков, полученных абитуриентом в школе. SAT сдают как американские школьники, так и иностранцы. Однако и тем, и другим для получения необходимого пропускного балла нужна качественная и всесторонняя подготовка.

SAT онлайн тест поможет определить вашу готовность к реальному экзамену

Прохождение теста SAT - это обязательное условие для поступления в университеты США. Данный экзамен сдают абсолютно все: и американские граждане, и иностранцы. Без его результатов абитуриента не зачислит ни один вуз, поэтому, если есть желание обучаться на территории Соединенных Штатов, сначала нужно готовиться к тесту, причем основательно и серьезно!

Наверняка вы неоднократно сталкивались с информацией о том, что рождение второго ребенка – это стресс для первенца, что старшенький начинает ревновать кроху к маме и папе и старается завоевать родительское внимание всяческими дозволенными и недозволенными методами. Но считается, что чем больше разница в возрасте между детьми, тем меньше проявления ревности. Ведь подросшему ребенку требуется уже не так много родительского внимания, как, скажем, 3-5-летнему малышу.

Жизненно необходимо уделять внимание обоим детям, не «забрасывать» одного даже на короткое время. Каждому ребенку в семье очень важно знать и быть абсолютно уверенным, что его любят и понимают, что для мамы и папы он очень ценен. И ничуть не меньше, чем брат или сестра. К сожалению, нередко наши ребятишки на самом деле уверены, что они мало что значат для нас. Поэтому с рождением второго ребенка нужно постараться проявить к первенцу особое внимание, особую любовь, чтобы он в них буквально купался, чтобы рождение братика или сестрички не воспринималось как появление «конкурента». И недостаточно одних лишь совместных занятий с детьми, когда, например, малыш дергает ручками и ножками в кроватке, а мама за ним присматривает и одновременно читает старшему книжку или играет с ним в игру. Важно, чтобы часть родительского времени принадлежала старшему ребенку безраздельно. Только он и мама или папа, без малыша. Организовать такое непросто, но возможно. Так, занимайтесь со старшим чем-то приятным и интересным, когда малыш спит. Оставляйте кроху под присмотром папы или бабушки и отправляйтесь со старшим на «секретную» прогулку, где нет места другим, а только мама и ее любимый малыш. Пусть папа в выходные съездит со старшим сынишкой в зоопарк или, скажем, на авторынок или сводит дочурку в кукольный театр. Одним словом, если старшему ребенку не нужно постоянно делить родителей с малышом, если он не чувствует себя в чем-то ущемленным, то и поводов для нелюбви к братишке или сестренке будет куда меньше.

И, конечно, совместное времяпрепровождение тоже должно быть наполнено смыслом. Отправляйтесь на прогулки с обоими детьми, участвуйте в жизни обоих. Сегодня па утренник в садик к малышу, а завтра – на концерт в школу к старшему. Советуйтесь со старшим ребенком о том, какие игрушки купить младшему, что из одежды ему особенно подойдет, на какой спектакль сводить кроху в театр, какой подарок выбрать к празднику. Покажите старшему ребенку, что вы прислушиваетесь к его мнению, потому что он большой и умный. Старайтесь внушить детям, что вы – семья, одна команда, где все заботятся друг о друге.

Ошибки родителей. Интересно, откуда взялся миф о том, что братья и сестры непременно должны любить друг друга? О том, что они обязаны жить мирно и никогда не ссориться? Почему, если какой-то посторонний человек тебе неприятен, ты можешь прекратить с ним общаться, а если этот человек твой брат или сестра, ты обязан его любить? Разве любить можно обязать? Думаю, вера родителей в подобные мифы испортила жизнь множеству близких людей, которые из-за родительских ошибок так и не смогли стать по-настоящему близкими. Решаясь родить второго ребенка, мы должны отдавать себе отчет в том, что заставить первенца любить младшего братика или сестричку невозможно. Но в наших силах зажечь в сердцах детей искорку взаимной любви, уважения, преданности. Отчасти мы заводим второго ребенка, думая о том, что наш первенец не будет одинок, что по трудной и извилистой тропинке жизни пойдет с ним бок о бок родной человек. Потому-то и требуем от детей любви друг к другу.

По-честному или по справедливости? Просто совершенно невозможно одинаково любить двух разных людей, в том числе и своих собственных детей. Ведь они такие разные, со своими достоинствами и недостатками, страхами, капризами, упрямством и удивительной открытостью, наивностью, трогательностью… И если каждый из них с самого раннего детства – личность, индивидуальность, то, как же можно относиться к ним совершенно одинаково? Конечно, нельзя. Но эта мысль порой доставляет настоящие страдания, ведь нам кажется, что кого-то из детей мы любим больше, а кого-то меньше. Мы стараемся подавить это в себе, пытаемся относиться ко всем детям одинаково, по-честному. Получается это плохо. А нужно-то всего лишь понять, что мы просто-напросто любим их по-разному. Понять и принять как должное. Потому что это нормально и естественно. Ну, в самом деле, нельзя же одинаково любить крошечного несмышленыша и подросшего малыша. Первого мы любим нежно и трепетно, как нечто хрупкое и драгоценное. Второго любим любовью деятельной, мудрой, всепрощающей, но и требовательной одновременно. Нет необходимости стараться показать детям, что они равны для нас. Во-первых, это будет неправдой, а от детей практически невозможно скрыть неискренность. Во-вторых, одинаковое отношение к детям унизительно для самих же детей. Ну что хорошего в том, что тебя отождествляют с братом или сестрой? Дети прекрасно понимают, что они разные. Так почему же их стараются «грести под одну гребенку»? Мудрый родитель всегда будет исходить не из интересов детей, а из интересов каждого ребенка. Если вы покупаете игрушку малышу, это вовсе не означает, что ее непременно нужно покупать и старшему. Возможно, старший давно мечтает о самокате или очень хочет покататься на аттракционах. Так что каждому – по потребностям. Относитесь к этому как к само собой разумеющемуся. И нечего терзать себя глупыми переживаниями! Но вот в нашей любви дети не должны сомневаться. Никогда. Не забывайте почаще говорить им об этом. Каждому в отдельности и обоим сразу.

Учимся сотрудничать. Детей нужно учить сотрудничать. С этим умением мы не рождаемся, а приобретаем его вместе с жизненным опытом. Введите в семье определенные правила, которые оба ребенка должны выполнять неукоснительно. Например, нельзя брать чужие вещи без спроса. И даже если детки еще маленькие, постепенно они привыкнут относиться к чужой собственности с должным уважением.

Хорошо бы придумывать для детей какие-то совместные игры и занятия. Если разница между детьми небольшая, сделать это довольно легко. Но даже при большой разнице в возрасте всегда наймутся такие игры, которые будут интересны не только детям, но даже взрослым членам семьи. Например, можно сыграть всем вместе в «Монополию», «Эрудит», лото «Бинго» и даже в карты (а почему нет?). Почаще отправляйтесь всей семьей на прогулки, пикники, путешествуйте. Можно и в поход сходить (хотя бы выходного дня). Подобные мероприятия сплачивают семью, а значит, и детей, учат их проявлять заботу друг о друге. Старайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в жизни другого. Пусть малыш пригласит старшего брата или сестру на утренник в детский сад. А потом мама с малышом побывает на концерте в школе у старшего ребенка. Пусть дети вместе готовятся к домашним праздникам, украшают квартиру, мастерят подарки и открытки, придумывают праздничную программу.

И обязательно хвалите детей за доброе отношение друг к другу, почаще подчеркивайте, что гордитесь ими. Основа любого воспитания – это добрые, доверительные беседы с детьми и личный пример. Так что просто рассказывайте им истории из своего собственного детства, как вы жили вместе с сестрами и братьями (если они есть), как ссорились и мирились, вспоминайте веселые и поучительные истории. И, конечно, показывайте детям на собственном примере, что нет па свете ничего дороже, чем любимые и близкие люди.

Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

В некоторых направлениях западной психологии, в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а смысл его заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде, самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Однако это понятие не получает удовлетворительной трактовки, ибо личность считается способной к ней лишь при условии свободы от требований общества. Подлинная же самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

По А. Маслоу самоактуализация - это желание стать всем, кем возможно, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Путь ее труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он - путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

Согласно К. Роджерсу самоактуализация - это обозначение той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующий-ся человек - «полностью функционирующая личность»; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его переориентации на условия получения одобрения.

Назначение

Самоактуализационный тест (CAT) (Алешина и др., 1987) позволяет определить ценностную ориентацию, гибкость поведения, сенситивность по отношению к себе, самоуважение и самопринятие и т. д.

CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкалы компетентности во времени и поддержки. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

Диагностические категории - Шкалы теста

Базовые шкалы
Шкала компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности испытуемого жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или как подготовку к «подлинной жизни» в будущем; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение и психологическое восприятие времени свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (1) - самая большая шкала теста (91 пункт) - измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (внутренняя - внешняя поддержка). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформизма, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), о внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы ближе всего к последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику в качестве базовой.

Дополнительные шкалы
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики, самоактуализации дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала ценностной ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагностирует степень гибкости в реализации ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы ценностной ориентации и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая - особенности их реализации в поведении.

3. Шкала сенситивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и понимает их.

4. Шкала спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность выражать свои чувства спонтанно и непосредственно. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности незапланированного поведения, о том, что испытуемый не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая - в какой степени они проявляются в поведении.

5. Шкала самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала самопринятия (Sa) (21 пункт) показывает степень принятия себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности - женственности, рациональности - эмоциональности и т. д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

9. Шкала принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании антисоциального поведения.

10. Шкала контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.
Шкалы принятия агрессии и контактности составляют блок межличностной чувствительности.
11. Шкала познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов) определяет выраженность стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
12. Шкала креативности (Сг) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы познавательных потребностей и креативности составляют блок отношения к познанию.

Порядок работы с тестом, обработка и интерпретация результатов

Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15-17 лет) психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. "

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30-35 минут.

При обработке результатов тестирования подсчет баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике. Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Интерпретация результатов обследования производится в соответствии с приведенным выше описанием шкал CAT.

Инструкция к тесту
Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б».

Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени отражает вашу точку зрения.

Вопросы
1.
А. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. Б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2.
А. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
Б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

3.
А. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.
Б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.

4.
А. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
Б Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

5.
А. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
Б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

6.
А. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.
Б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.

7.
А. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.
Б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.

8.
А. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.
Б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.

9.
А. Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.
Б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.

10.
А. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.
Б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.

11.
А. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.
Б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.

12.
А. Человек должен оставаться честным во всем и всегда.
Б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.

13.
А. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.
Б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.

14.
А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
Б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

15.
А. Я всячески стараюсь избегать огорчений.
Б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

16.
А. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
Б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

17.
А. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.
Б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.

18.
А. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.
Б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.

19.
А. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.
Б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.

20.
А. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.
Б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

21.
А. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.
Б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.

22.
А. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.
Б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации..

23.
А. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
Б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

24.
А. Главное в нашей жизни - это создавать что-то новое.
Б. Главное в нашей жизни - приносить людям пользу.

25.
А. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин - традиционно женские.
Б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера.

26.
А. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.
Б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.

27.
А. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.
Б. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.

28.
А. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.
Б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

29.
А. Я уверен в себе.
Б. Я не уверен в себе.

30.
А. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.
Б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.

31.
А. Я никогда не сплетничаю.
Б. Иногда мне нравится сплетничать.

32.
А. Я мирюсь с противоречиями в самом себе.
Б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.

33.
А. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.
Б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.

34.
А. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.
Б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.

35.
А. Меня редко беспокоит чувство вины.
Б. Меня часто беспокоит чувство вины.

36.
А. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
Б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

37.
А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.
Б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.

38.
А. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».
Б. Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».

39.
А. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.
Б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.

40.
А. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.
Б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

41.
А. Я предпочитаю оставлять приятное на потом.
Б. Я не оставляю приятное на потом.

42.
А. Я часто принимаю спонтанные решения.
Б. Я редко принимаю спонтанные решения.

43.
А. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.
Б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.

44.
А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.
Б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь.

45.
А. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.
Б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.

46.
А. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.
Б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.

47.
А. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
Б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

48.
А. Мне кажется, что углубление и узкая специализация необходимы для настоящего ученого.
Б. Мне кажется, что углубление и узкая специализация делают человека ограниченным.

49.
А. При определении того, что хорошо, а что плохо, для
меня важно мнение других людей.
Б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.

50.
А. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.
Б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.

51.
А. Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования.
Б. Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.

52.
А. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.
Б. Достижение счастья - это главная цель человеческих отношений.

53.
А. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.
Б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.

54.
А. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.
Б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.

55.
А. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.
Б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.

56.
А. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
Б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.

57.
А. Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.
Б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.

58.
А. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.
Б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.

59.
А. Я очень увлечен своей работой.
Б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой.

60.
А. Я недоволен своим прошлым.
Б. Я доволен своим прошлым.

61.
А. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
Б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду

62.
А. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.
Б. Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.

63.
А. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.
Б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.

64.
А. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
Б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

65.
А. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.
Б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.

66.
А. Интерес к самому себе всегда необходим для человека.
Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

67.
А. Иногда я боюсь быть самим собой.
Б. Я никогда не боюсь быть самим собой.

68.
А. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.
Б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

69.
А. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.
Б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.

70.
А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.
Б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.

71.
А. Человек должен раскаиваться в своих поступках.
Б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.

72.
А. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.
Б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.

73.
А. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хочу я сам.
Б. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.

74.
А. Я стараюсь никогда не быть «белой вороной».
Б. Я позволяю себе быть «белой вороной».

75.
А. Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.
Б. Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

76.
А. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.
Б. Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.

77.
А. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
Б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

78.
А. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям.
Б. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.

79.
А. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
Б. Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

80.
А. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
Б. Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

81.
А. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.
Б. Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

82.
А. Довольно часто мне бывает скучно.
Б. Мне никогда не бывает скучно.

83.
А. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.
Б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.

84.
А. Я легко принимаю рискованные решения.
Б. Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.

85.
А. Я стараюсь во всем и всегда поступать честно.
Б. Иногда я считаю возможным мошенничать.

86.
А. Я готов примириться со своими ошибками.
Б. Мне трудно примириться со своими ошибками.

87.
А. Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.
Б. Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

88.
А. Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.
Б. Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

89.
А. Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
Б. Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

90.
А. Я думаю, что большинству людей можно доверять.
Б. Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

91.
А. Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое.
Б. Мое настоящее слабо связано с прошлым и будущим.

92.
А. Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими неудобствами.
Б. Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.

93.
А. Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.
Б. Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

94.
А. Людям от природы свойственно понимать друг друга.
Б. По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.

95.
А. Мне никогда не нравятся сальные шутки.
Б. Мне иногда нравятся сальные шутки.

96.
А. Меня любят потому, что я сам способен любить.
Б. Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.

97.
А. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу.
Б. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.

98.
А. Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.
Б. Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.

99.
А. Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.
Б. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.

100.
А. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
Б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.

101.
А. Я считаю, что способность к творчеству - природное свойство человека.
Б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.

102.
А. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.
Б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.

103.
А. Иногда я боюсь показаться слишком нежным.
Б. Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

104.
А. Мне легко смириться со своими слабостями.
Б. Мне трудно смириться со своими слабостями.

105.
А. Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.
Б. Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

106.
А. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
Б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

107.
А. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо.
Б. Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно.

108.
А. Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
Б. Я не могу сказать, что мне нравится большинстволюдей, которых я знаю.

109.
А. Иногда я не против того, чтобы мной командовали.
Б. Мне никогда не нравится, когда мной командуют.

110.
А. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.
Б. Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

111.
А. Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
Б. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

112.
А. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.
Б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.

113.
А. О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать,добрый он или злой.
Б. Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.

114.
А. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

115.
А. Люди часто раздражают меня.
Б. Люди редко раздражают меня.

116.
А. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.
Б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.

117.
А. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.
Б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.

118.
А. Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.
Б. Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.

119.
А. Бывает, что я стыжусь своих чувств.
Б. Я никогда не стыжусь своих чувств.

120.
А. Мне нравится участвовать в жарких спорах.
Б. Мне не нравится участвовать в жарких спорах.

121.
А. У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы.
Б. Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.

122.
А. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
Б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

123.
А. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.
Б. Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.

124.
А. Мне кажется, что, для того чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.
Б. Мне кажется, что, для того чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.

125.
А. Я боюсь неудач.
Б. Я не боюсь неудач.

126.
А. Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.
Б. Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет-в будущем.

Ключи к тесту
Шкала ориентации во времени: 11А, 16Б, 18Б, 21 А, 28Б,38Б, 40Б,41Б,45Б,60Б, 64Б, 71Б, 76Б, 82Б, 91Б, 106Б, 126Б.
Шкала поддержки: 1Б, 2Б, ЗБ, 4А, 5Б, 7Б, 8А, 9А, 10А, 12Б, 14Б, 15Б, 17А, 19А, 22Б, 23А, 25Б, 266, 27Б, 29А, 31Б, 32А, ЗЗБ, 34А, 35Б, 36Б, 39Б, 42А, 43А, 44Б, 46А, 47Б, 49Б, 50Б, 51Б, 52А, 53А, 55А, 56А, 57Б, 59А, 61Б, 62Б, 65Б, 66А, 67Б, 68А, 69Б, 70А, 72Б, 73А, 74Б, 75Б, 77А, 79Б, 80А, 81А, 83А, 85Б, 86А, 87Б, 88Б, 89Б, 90А, 93А, 94А, 95Б, 96А, 97А, 98А, 99Б, 100А, 102А, 103Б, 104А, 105Б, 108Б, 109А, 110А, 111Б, И ЗА-, 114А, 115А, 116Б, 117Б, 118А, 119Б, 120А, 122А, 123Б, 125Б.
Шкала ценностной ориентации: 17А, 29А, 42А, 49Б, 50Б, 53А, 56А, 59А, 67Б, 68А, 69Б, 80А, 81 А, 90А, 93А, 97А, 99Б, 11 ЗА, 114А, 122А.
Шкала гибкости поведения: ЗА, 9А, 12Б, ЗЗБ, 36Б, 38Б, 40Б, 47Б, 50Б, 51 Б, 61 Б, 62Б, 65Б, 68А, 70А, 74Б, 82Б, 85Б, 95Б, 97А, 99Б, 102А, 105Б, 123Б.
Шкала сенситивности: 2Б, 5Б, 10А, 43А, 46А, 55А, 73А, 77А, 83А, 89Б, 103Б, 119Б, 122А.
Шкала спонтанности: 5Б, 14Б, 15Б, 26Б, 42А, 62Б, 67Б, 74Б, 77А, 80А, 81А, 83А, 95Б, 114А.
Шкала самоуважения: 2Б, ЗА, 7Б, 23А, 29А, 44Б, 53А, 66А, 69Б, 98А, 100А, 102А, 106Б, 114А, 122А.
Шкала самопринятия: 1 Б, 8А, 14Б, 22Б, 31 Б, 32А, 34А, 39Б, 53А, 61Б, 71 Б, 75Б, 86А, 87Б, 104А, 105Б, 106Б, 110А, 111Б, 116Б, 125Б.
Шкала представлений о природе человека: 23А, 25Б, 27Б, ЗОБ, 66А, 90А, 94А, 97А, 99Б, 113А.
Шкала синергии: 50Б, 68А, 91 Б, 93А, 97А, 99Б, 113А.
Шкала принятия агрессии: 5Б, 8А, 1 OA, 15Б, 19А, 29А, 39Б, 43А, 46А, 56А, 57Б, 67Б, 85Б, 93А, 94А, 115А.
Шкала контактности: 5Б, 7Б, 17А, 26Б, ЗЗБ, 36Б, 46А, 65Б, 70А, 73А, 74Б, 75Б, 79Б, 96А, 99Б, 103Б, 108Б, 109А, 120А, 123Б.
Шкала познавательных потребностей: 13А, 20Б, 37А, 48А, 63Б, 66А, 78Б, 82Б, 92А, 107Б, 121Б.
Шкала креативности: 6Б, 24А, ЗОА, 42А, 54А, 58А, 59А, 68А, 84А, 101А, 105Б, 112Б, 123Б, 124Б.

53
[ 0 39 ] [ 40 60 ] [ 61 100 ]

36
[ 0 39 ] [ 40 60 ] [ 61 100 ]

51
46
48
42
59
53
62
58
58
58
51
64
[ 0 39 ] [ 40 60 ] [ 61 100 ]
низкий балл ⇒ средний балл ⇒ высокий балл

Профильный лист

Чем выше балл по шкале, тем сильнее у вас выражена та или иная особенность личности, являющаяся компонентом самоактуализации. Эверетт Шостром отмечал, что сверхвысокий балл не всегда однозначно свидетельствует о самоактуализации и иногда может отражать скорее желаемое, чем действительное состояние. Согласно Шострому, большая часть самоактуализирующихся людей демонстрирует результаты в пределах примерно от 50 до 65 T-баллов по большинству шкал.


. Шкала поддержки (I) измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности.

Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

. Шкала Компетентности во времени (Тс).

Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.


В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала Ценностных ориентации (Sav) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.

5. Шкала Самоуважения (Sr) (диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc). Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т. д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

9. Шкала Принятия агрессии (A). Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (C) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Cr) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

Бесплатно подобрать проверенного психолога, который поможет разобраться в себе и улучшить свою жизнь, можно на .

Ваш результат:
1. Ориентация во времени: баллов
2. Поддержка: баллов
3. Ценностная ориентация: баллов
4. Гибкость поведения: баллов
5. Сензитивность: баллов
6. Спонтанность: баллов
7. Самоуважение: баллов
8. Самопринятие: баллов
9. Представления о природе человека: баллов
10. Синергия: баллов
11. Принятие агрессии: баллов
12. Контактность: баллов
13. Познавательные потребности: баллов
14. Креативность: баллов

Обработка результатов .
При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике. Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл.

Базовые шкалы .
Шкала Компетентности во времени (Тс) , состоит из 17 пунктов.
Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей "настоящей жизни"; ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной. Такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.
Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и дискретное восприятие своего жизненного пути. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

Шкала поддержки (I) , (91 пункт)
Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне.
Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию.
Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта.

Дополнительные шкалы
В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.
1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) , (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).
2. Шкала Гибкости поведения (Ех) , (24 пункта) диагносцирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.
3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) , (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
4. Шкала Спонтанности (S) , (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.
5. Шкала Самоуважения (Sr) , (15 пунктов) диагносцирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
6. Шкала Самопринятия (Sa) , (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.
Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.
7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) (10 пунктов). Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную (“люди в массе своей скорее добры”) и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.
8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.
9. Шкала Принятия агрессии (А) (16 пунктов). Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.
10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми.
Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.
11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.
12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.
Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями.

Ключ
Шкала А B
Ориентация во времени 11, 21 16, 18, 28, 38, 40, 41, 45, 60, 64, 71, 76, 82, 91, 106, 126
Поддержка 4, 8, 9, 10, 17, 19, 23, 29, 32, 34, 42, 43, 46, 52, 53, 55, 56, 59, 66, 68, 70, 73, 77, 80, 81, 83, 86, 90, 93, 94, 96, 97, 98, 100, 102, 104, 109, 110, 113, 114, 115, 118, 120, 122 1, 2, 3, 5, 7, 12, 14, 15, 22, 25, 26, 27, 31, 33, 35, 36, 39, 44, 47, 49, 50, 51, 57, 61, 62, 65, 67, 69, 72, 74, 75, 79, 85, 87, 88, 89, 95, 99, 103, 105, 108, 111, 116, 117, 119, 123, 125
Ценностная ориентация 17, 29, 42, 53, 56, 59, 68, 80, 81, 90, 93, 97, 113, 114, 122 49, 50, 67, 69, 99
Гибкость поведения 3, 9, 68, 70, 97, 102 12, 33, 36, 40, 47, 50, 51, 61, 62, 65, 74, 82, 85, 95, 99, 105, 123
Сензитивность 10, 43, 46, 55, 73, 77, 83, 122 2, 5, 89, 103, 119
Спонтанность 42, 77, 80, 81, 83, 114 5, 14, 15, 26, 62, 67, 74, 95
Самоуважение 3, 23, 29, 53, 66, 98, 100, 102, 114, 122 2, 7, 44, 69, 106
Самопринятие 8, 32, 34, 53, 86, 104, 110 1, 14, 22, 31, 39, 61, 71, 75, 87, 105, 106, 111, 116, 125
Представления о природе человека 23, 66, 90, 94, 97, 113 25, 27, 50, 99
Синергия 68, 93, 97, 113 50, 91, 99
Принятие агрессии 8, 10, 19, 29, 43, 46. 56, 93, 94, 115 5, 15, 39, 57, 67, 85
Контактность 17, 46, 70, 73, 96, 109, 120 5, 7, 26, 33, 65, 74, 75, 79, 99, 103, 108, 123
Познавательные потребности 13, 37, 48, 66, 92 20, 63, 78, 82, 107, 121
Креативность 24, 30, 42, 54, 58, 59, 68, 84, 101. 6, 105, 112, 123, 124