Рса рассчитать ущерб. Как рассчитать и узнать сумму страховой выплаты по осаго? Сведения для производимых расчетов

Размер выплат по ОСАГО чаще всего начинает волновать автовладельцев после того, как произошло ДТП. Заключая договор страхования, они обычно об этом не задумываются, так как каждый надеется, что с ним на дороге ничего не произойдет.

Но если вы все-таки стали участником дорожно-транспортного происшествия, вам не помешает узнать, как именно производятся расчеты компенсации, и какие показатели для этого потребуются.

Восстановление автомобиля после аварии, при наличии страхового полиса, ложится на плечи страховой компании. Кроме непосредственного ремонта, происходит замена вышедших из строя деталей.

Процесс выплат компенсации потерпевшим в ДТП находится на контроле государства.

Страховщики обязаны полностью обеспечить оплату запчастей и ремонтных работ (Закон № 40-ФЗ).

Хотя, если внимательно ознакомиться с правилами ОСАГО, можно заметить, что там существует некая специфика в выплате ущерба. При расчете суммы компенсации учитывается износ деталей. Это положение идет в разрез с требованиями законодательных документов нашего государства.

Большинство страховых компаний не имеют такой цели, как полная оплата ремонта автомобиля, пострадавшего в аварии, именно поэтому новые детали не оплачиваются.

Давайте на примере рассмотрим процедуру подсчета суммы компенсации.

Предположим, что вы попали в ДТП, в результате чего пострадала машина. Прежде всего, известите вашу страховую компанию о наступлении страхового случая. Не откладывая дело в долгий ящик, представьте страховщикам необходимые документы. Сделать это необходимо в течение 15 дней с момента аварии.

Представитель страховой компании обязан принять ваше заявление и бумаги, организовать проведение осмотра ТС (в течение 5 дней). Так как по закону вы должны присутствовать на экспертизе, вам должны сообщить время и место ее проведения.

Во время осмотра машины эксперты обращают внимание на:

  • характер повреждений авто, полученных во время ДТП;
  • из-за чего появились данные повреждения;
  • какие ремонтные работы необходимы для восстановления авто.

Размер компенсации будет определен по результатам данного осмотра.

По итогам экспертизы составляется необходимая документация:

  • акт осмотра состояния автомобиля;
  • расчеты и определение рыночной стоимости вреда, полученного ТС в аварии.

В акте, составляемом экспертами, содержится следующая информация:

  • модель автомобиля;
  • год выпуска;
  • номера авто и другая информация;
  • сведения о владельце ТС;
  • какие повреждения получил автомобиль в результате аварии;
  • что нужно сделать для полного восстановления транспортного средства.

Кроме этого, специалисты, проводившие экспертизу, уточняют информацию о поврежденных деталях, которые пришли в негодность еще до аварии.

При осмотре машины учитываются внешние повреждения. В большинстве случаев скрытые повреждения остаются без внимания.

На основании данных экспертизы проводятся расчеты суммы компенсации. В данном случае оговариваются следующие моменты:

  • какой именно ремонт необходим: замена деталей, установка новых запчастей, реставрация лакокрасочного покрытия, прочее;
  • сколько времени нужно для восстановительных работ;
  • конечная стоимость услуг;
  • расчеты, касающиеся степени износа запчастей.

Стоит отметить, что обычно расчеты проводятся в пользу страховой компании, редко кто хочет компенсировать полную стоимость ремонта. Поэтому размер компенсации часто занижается.

В том случае, когда во время ДТП никто из водителей и пассажиров не пострадал, и при этом автовладельцы имеют страховой полис ОСАГО, особых проблем с получением компенсации не будет.

Хотя размер компенсации не может превышать в таком случае 50 тысяч рублей.

Если вы являетесь виновником аварии, а сумма выплат потерпевшему от страховщика не покрывает все его расходы, вам придется доплатить недостающую сумму из своего кармана.

От чего зависит итоговая сумма компенсации по ОСАГО

При расчете суммы выплат ущерба страховщиками принимаются во внимание следующие моменты:

  • Степень износа деталей. Дело в том, что на момент аварии некоторые детали уже прослужили вполне приличный срок. Когда будет осуществляться восстановление машины после аварии, будет обязательно учитываться степень износа деталей;
  • Проведение независимой экспертизы. Для того чтобы оценить ущерб от аварии проводиться экспертиза автомобиля. Но не всегда сумма компенсации, рассчитанная на основании данной экспертизы, устраивает потерпевшего. Поэтому он, предварительно сделав ксерокопию заключения экспертов, инициирует проведение независимой экспертизы. После этого проводятся расчеты уже на основании выводов независимых экспертов.

Выделяется несколько важных факторов, которые при расчете суммы компенсации оказывают влияние на ее размер:

  • номер детали, материал, из которого она изготовлена;
  • дата аварии;
  • в каком экономическом регионе произошло ДТП;
  • повреждения и причина их возникновения;
  • марка автомобиля, который пострадал в аварии.

Когда страховщики проводят необходимые расчеты, они обязаны опираться на унифицированный справочник РСА. Некоторые неточности могут возникнуть в расчетах только при изменении названия детали и материала, из которого она изготовлена.

Дата аварии остается неизменной во всей документации, относящейся к данному происшествию.

Результатом работы оценщиков являются два документа: акт оценки ТС и калькуляция. В последнем документе содержится рыночная оценка стоимости ущерба.

Сведения, заключенные в обоих документах, имеют тесную связь, так, как информация, имеющаяся в акте осмотра, учитывается при проведении калькуляции.

В частности, в акте осмотра указываются следующие данные:

  • модель ТС, дата выпуска, гос. номер;
  • информация о владельце;
  • сведения о наличии повреждений, полученных в результате аварии;
  • какие восстановительные работы потребуются.

Оценщики часто не указывают в акте данные о скрытых повреждениях. В большинстве случаев указываются только видимые повреждения.

Когда составляют калькуляцию, принимают во внимание данные, которые содержаться в акте осмотра ТС. Данный документ содержит сведения о:

  • том, какой вид ремонта требуется выполнить;
  • сроках выполнения восстановительных работ (нормо-часы);
  • степени износа деталей;
  • заключение о сумме компенсации.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Для облегчения процедуры расчета выплат компенсации в 2014 году ввели Единую методику ОСАГО. Ее разработчиком стал Российский союз автостраховщиков.

С 2014 года данную методику используют страховщики, оценщики и эксперты,то есть, она является обязательной при ОСАГО.

До этого времени специалисты использовали разные варианты методик для расчета стоимости компенсации. Именно поэтому часто возникали разногласия.

Введение Единой методики позволяет правильно проводить расчеты, что способствует скорейшему решению проблемы участников ДТП.

Итоговые расчеты компенсации делают специалисты. Но и сами автовладельцы имеют возможность предварительно подсчитать, какую сумму им придется потратить на восстановление своего автомобиля.

Предварительные расчеты важны потому, что некоторые не совсем честные страховщики стараются намеренно занизить размер ущерба.

Для процедуры расчета необходимо использовать специальный калькулятор выплат по ОСАГО:

  • наличие повреждений ТС, их происхождение;
  • расчет износа деталей, которые необходимо заменить во время ремонтных работ после аварии;
  • порядок подсчета средств, необходимых для приобретения материалов и деталей, а также для оплаты работ ремонтников;
  • процедура расчета годных запчастей, деталей и составляющих автомобиля, если он не подлежит восстановлению;
  • использование справочников средней стоимости материалов, расчета количества необходимых нормо-часов;
  • процедура создания фотоотчета по состоянию машины после ДТП.

После того, как все эксперты и оценщики стали использовать Единую методику расчета (с 2014 года), они проводят всю процедуру, опираясь на сведения из единой базы цен РСА.

Единая база данных содержит сведения о ценах на самые распространенные марки автомобилей.

Если данных о конкретной модели там нет, оценщикам приходиться пользоваться одной из используемых ранее методик расчета стоимости компенсации.

Тот вопрос, что между стоимостью ремонта, которая получается при расчете по данной методике и реальной суммой, необходимой для оплаты ремонтных работ, существует весомая разница, остается, к сожалению, не решенным.

Особенно эта проблема касается ремонта дорогих машин. Обычно страховщики занижают стоимость ремонта таких авто, и никакая Единая методика расчета не смогла повлиять на решение данной проблемы.

Согласно Единой методике ОСАГО процент износа автомобиля теперь равен 50 %, а не 80 %, как было ранее.

К сожалению, единая база цен РСА обновляется довольно редко, всего лишь один раз в полгода. Этот факт указывает на то, что стоимость ремонта машины в реальности будет заметно выше, чем та, что специалисты рассчитали по Единой методике.

В России уже 15 лет существует обязательная система автострахования ОСАГО, которая регулируется Федеральным аконом от 25.04.2002 №40-ФЗ. В 2017-2019 гг. в этот нормативный акт были внесены изменения, затронувшие сроки и суммы выплат ущерба за повреждения по страховке после ДТП, а также другие существенные нюансы. В этой статье описывается порядок компенсационных выплат по ОСАГО с учётом изменений в 40-ФЗ..

Правила страховых выплат по ОСАГО при ДТП в 2020 году

В каком случае компенсации не будет


На практике страховые компании не всегда выплачивают страховку. Отказ выплаты ОСАГО при ДТП может быть в следующих случаях:

  1. Виновник аварии не был установлен. Если водитель считает себя пострадавшей стороной, он может заказать дополнительную экспертизу или обратиться в суд для проведения судебной экспертизы.
  2. Участником аварии стало .
  3. Потерпевший пропустил срок обращения.
  4. Истек срок действия страхового полиса.
  5. Участником ДТП стал учебный автомобиль, если авария произошла в момент сдачи тестов или прохождения практики.
  6. Повреждения имуществу были нанесены перевозимым грузом.
  7. Пострадавший в момент ДТП выполнял свои должностные обязанности.
  8. Страховщик обанкротился.

Также страховая компания может отказать в компенсации при подаче неполного пакета документов или если будут выявлены .

Кто выплачивает ущерб по ОСАГО

Ущерб потерпевшему выплачивается страховой компанией виновника. Участник ДТП также может обратиться в свою страховую для получения компенсации по ПВУ. Страховая сумма к выплате не может превышать сумм, установленных законом. Если ущерб превышает эти выплаты, пострадавший может обратиться в суд и взыскать оставшиеся средства с виновника.

Вместе с тем нужно разобраться, кто получит выплаты – страхователь или собственник машины, если это разные люди. Правовой базой предусмотрены ситуации, когда собственник и страхователь являются разными лицами. Более того, в договоре для них даже предусмотрены отдельные графы.


Страхователем признается человек, который оплачивает полис, он обязательно должен быть записан как водитель. Но, несмотря на то, кто оплачивает страховку, выплаты полагаются владельцу машины. Страхователь может получить её только при наличии от собственника.

Выплатит ли страховая, если виновник происшествия был пьян

Транспортное средство не подлежит ремонту

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.


Экспертиза должна быть проведена в течение 5 дней после предоставления необходимых документов. Если владелец самостоятельно проводил ремонт автомобиля до экспертизы, страховая может отказать в выплате.

На что могут рассчитывать пассажиры аварии

Выплаты по страховке пассажирам в результате автокатастрофы включают в себя следующие составляющие:

  • оплату лечения, включая покупку медицинских препаратов, протезирование, реабилитацию;
  • оплату сиделки, если требуется дополнительный уход;
  • покупку продуктов питания, если врач в ходе лечения назначил диету;
  • компенсацию утраченного заработка.

Все затраты потерпевший должен подтвердить документами. Рекомендуется фиксировать срок передачи документов страховой компании и оставлять себе их копии. Также потерпевшему необходимо предоставить документы по ДТП (справку, протокол, постановления), справку о зарплате и заявление. Установлен срок – 5 дней с момента аварии. Однако при наличии уважительных причин (например, нахождение в больнице после ДТП) срок может быть продлен.

Компенсация утраченного заработка рассматривается как дополнительные расходы и вычисляется как разница между заработной платой, которая могла быть получена потерпевшим за период нетрудоспособности, и стоимостью лечения. Если зарплата выше, делается доплата. Например, за период нетрудоспособности пострадавший должен был получить доход в размере 45 000 рублей, страховые выплаты на лечение составили 17 500 руб. Значит 27 500 руб. страховщик должен дополнительно выплатить человеку в качестве компенсации за утраченный заработок.

При возникновении ситуации, когда становится необходимым рассчитать сумму компенсации ущерба, нанесенного автомобиля, многие водители не знают, как правильно это сделать. Нужно производить расчет ущерба по ОСАГО , используя специальный калькулятор, который рассчитает сумму выплаты водителю.

Единая методика расчета включает в себя большой перечень нюансов, исходя из которых становится возможным узнать наиболее точные данные причиненного ущерба автомобилю, а так же степень причастности водителя к этому происшествию. В этот список входит учет типа вождения водителя, наличия на дорогах каких либо знаков (на предмет несоблюдения их водителем), метеорологические условия, состояние дороги, по которой ехал автомобиль, внешние факторы, такие как другие автомобили, животные, состояние автомобиля на момент происшествия, в отношении которого производится расчет ущерба, изучение сведений ситуации.

Кто может ее использовать

Воспользоваться данной методикой может любой автомобилист, который испытывает необходимость в расчете ущерба.

Как рассчитать размер компенсации

Размер суммы, которую страховая компания выплатит водителю, зависит от множества факторов. К таким относится общий износ транспорта. В зависимости от степени износа (возраста автомобиля), страховая компания может понизить сумму выплаты не более, чем на 50% от положенной суммы, согласно действующим законам.

Кроме общего износа автомобиля,учитывается степень износа отдельных его деталей. Для того чтобы повысить сумму компенсации, необходимо сохранять чеки и квитанции на купленные и установленные детали.

К примеру , если сам автомобиль 2006 г выпуска, а какая-либо его часть была куплена и установлена в этом году, износ этой детали не учитывается в расчете суммы компенсации. Помимо этого, важную роль играют все нюансы произошедшего ДТП, причины возникновения, ситуация на момент происшествия. Степень виновности водителя в сложившейся ситуации. Кроме этого, немаловажную роль играет степень износа и состояние дороги, по которым ехал автомобиль.

Как рассчитать сумму ущерба

Для расчета суммы полученного автомобилем ущерба, необходимо воспользоваться специальным калькулятором. В его основу заложены такие нюансы как постоянно обновляющаяся база данных цен на запасные части автотранспорта, цена за 1 час работы на станции тех. обслуживания. Однако, полученная цифра не будет на 100% являться правдивой, так как расчет исходит только из поврежденных деталей (видимых повреждений).

Для получения более точной суммы, необходимо проводить полную экспертизу автомобиля .

Что делать в случае занижения компенсации

Нередки случаи, когда страховые компании произведя расчет суммы компенсации водителю, занижают ее. В таких случаях нужно обращаться к независимым экспертам (компаниям) для полной экспертизы автомобиля. При этом необходимо сохранить все документы касающиеся ДТП, такие, как квитанция об оплате и прочие. Затем, нужно составить заявление, в котором будет указано и обосновано несогласия с решением страховой компании касательно суммы выплаты по страховому случаю.

В качестве доказательств необходимо ссылаться на результаты полной экспертизы автомобиля независимыми экспертами. Составленное заявление нужно направлять на имя страховой компании, сделать это можно двумя способами, составить заявление письменно (напечатать) и прийти в офис компании, либо отправить скан заявления на официальный электронный адрес компании. После чего остается только ждать решения специалистов.

Если же после заявление и произведения перерасчета сумма осталось такой же, либо изменилась, но все еще не покрывает полные расходы на восстановления автомобиля, необходимо обращаться в суд .

При обращении необходимо прикрепить все имеющиеся документы по ДТП, расчету и перерасчету суммы страховой компанией, свидетельство о полной экспертизе автомобиля независимыми экспертами, копию либо оригинал заявления, которые были направлены в целях перерасчета суммы выплаты.

Расчет стоимости ремонта ТС на сайте РСА

Для вычисления суммы, необходимой для восстановления автомобиля, замены каких либо его частей, нужно воспользоваться специальным калькулятором, такой присутствует на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР + СМ + СД .
  • РК - это общий размер компенсации .
  • СР - это стоимость ремонта .
  • СМ - это стоимость материалов .
  • СД - это стоимость деталей , которые подлежат замене.

При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10% .

Величины для формул берутся конкретно для каждой экономической зоны, из справочников.

Посмотреть цены на запчасти можно на официальном сайте РСА по ссылке: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html.

Заключение

Для получения более точной информации, которая повлияет на сумму выплаты страховой компанией, необходимо использовать специализированные калькуляторы, в некоторых случаях прибегать к услугам независимых экспертов, для полной оценки состояния автомобиля.

Насыщенное дорожное движение, сложные погодные условия и не соблюдение правил ПДД всеми водителями – это не полный список моментов, которые могут привести к аварийной ситуации, в результате чего страдают автомобили и требуется срочный ремонт.

Если транспортное средство защищено страхованием ОСАГО или КАСКО, которые предусматривают выплату наличных денежных средств или ремонтные работы, стоимость которых покрывается за счет страховки, то автомобилисту остается только проконтролировать правильность расчетов, производимых страховыми специалистами. Потому что есть ряд условий, при которых в выплате страховой суммы могут либо отказать, либо значительно уменьшить ее. Поэтому стоит заранее быть информационно вооруженным, чтобы при возникновении инцидента на дороге действовать правильно. Так как это минимизирует риски уменьшения выплаты.

Как производится расчет восстановления и ремонта авто после ДТП

Расчет суммы, затрачиваемой на восстановительные работы, проводится, исходя из следующих данных:

  • стоимость деталей, подлежащих замене;
  • суммы необходимой для оплаты ремонтных работ.

Стоимость запасных частей на авто берется из специальной таблицы, размещённой на официальном сайте РСА , где можно уточнить официальную стоимость ремонта. И все страховые компании обязаны брать сведения при расчете страхового возмещения с этого сайта.

Поэтому автолюбитель всегда может проконтролировать, какая цена возмещения проставлена в смете. Но необходимо учитывать то, что информационная база обновляется 1 раз в полугодие.

На этом сайте можно узнать следующие моменты:

  1. сколько стоит деталь;
  2. на сайте РСА также можно узнать стоимость нормочаса. Нормочас – это то время, которое отведено на ремонт или замену тех или иных деталей в автосервисе.
  3. стоимость расходных материалов, которые будут использованы в процессе ремонта.

Узнать стоимость деталей довольно просто, для этого необходимо заполнить несколько полей:

  1. дата предполагаемого ремонта;
  2. экономическая зона, где зарегистрировано ТС;
  3. марка и модель автомобиля;
  4. номер необходимой запасной детали.

Также если автомобиль сошел с конвейера в срок до 5 лет, то учитывается и утрата его товарного вида.

Экспертное заключение исходит из оценки следующих моментов:

  • не превышает ли стоимость ремонта, цену за сам автомобиль;
  • есть ли целесообразность в исправлении нарушений геометрии кузова;
  • подлежит ли авто восстановительным работам.

В последнем случае, при утрате возможности восстановления, рассчитывается сумма годных остатков и выплачивается сумма, которая компенсирует стоимость не подлежащих восстановлению деталей.

Также на нашем сайте есть , который поможет произвести расчет стоимости ремонта автомобиля онлайн.

Для того чтобы оценочные работы были выполнены, водителю нужно обязательно предоставить полный пакет документов:

  1. Справку. При возникновении ДТП сотрудник ГИБДД должен выдать справку по специальной форме. Также это может сделать ;
  2. СТС и ПТС;
  3. Если ранее производились какие-либо ремонтные работы, то необходимо предоставить соответствующие документы.

В каких случаях могут отказать в выплате

При покупке ОСАГО заключается страховой договор, там указаны все условия, а также прописаны права и обязанности сторон. Поэтому в рамках этого договора страховая компания обязана выплатить страховое возмещение.

Но есть ряд обоснованных условий, при возникновении которых в выплате страховой суммы могут отказать на законных основаниях:

  • аварийная ситуация произошла с авто, не внесенным в страховку;
  • возникновение страхового случая в тот момент, когда авто управлял водитель, не вписанный в страховку;
  • водитель не имеет возможности предоставить полный пакет документов;
  • водитель во время ДТП находился под воздействием алкоголя или наркотических препаратов;
  • причина аварии – груз, который перевозился в автомобиле;
  • причинение вреда памятникам архитектуры или искусства, находящихся под защитой государства;
  • истечение срока давности по страховому случаю;
  • фальшивый бланк страхового полиса. Если человек приобретал действительный полис, то необходимо обратиться в контролирующие органы;
  • если доказывается факт мошенничества;
  • вина обоих водителей признана в полной мере;
  • нанесение тяжких телесных повреждений гражданину, находящемуся при исполнении служебных обязанностей.

Но также существуют случаи, когда в страховом возмещении отказывают незаконно. Так поступают недобросовестные страховые компании, но в таких случаях на сторону страхователя становится Следственный комитет и Прокуратура.

Аргументы, которые приводятся для уклонения от выплаты, могут быть следующего характера:

  • истец находился в состоянии опьянения. Но такое обвинение должно быть обосновано медицинским заключением;
  • у виновника ДТП не было официального права управлять авто. Если водитель вписан в страховку, то он имеет полное право претендовать на выплату;
  • срок договора ОСАГО истек на момент ДТП;
  • виновник скрылся с места преступления.

Специалисты страховой компании могут приводить множество доводов, но человек, желающий получить возмещение, должен потребовать документальное обоснование любого довода.

Кто проводит осмотр и расчет ремонтных работ

На территории Российской Федерации действует Закон об оценочной деятельности № 135-ФЗ. И более правильным для автомобилиста, пострадавшего в аварии, для объективного решения и составления более точной сметы решением будет обращение именно к квалифицированным специалистам.

Многие мотивируют отказ тем, что необходимо дополнительно платить за эту экспертизу. Но та разница, которая бывает в расчетах у страховщиков и экспертов, бывает весьма значительной. Хотя специалисты страховой компании уверяют в том, что все расчеты делаются по одному лекалу, но существует масса нюансов, которые влияют на окончательный расчет.

Для того чтобы верно оценивать весь ущерб, необходимо иметь специальное образование. А сотрудники страховой компании такого образования не имеют и, безусловно, в подсчетах, по большей части, преследуют свою выгоду.

Какая применяется методика для расчета

Для расчета страхового возмещения на всей территории России применяется единая методика. Решение принималось на законодательном уровне, и такая прерогатива была отдана Центробанку. Но так как в структуре Центробанка нет специалистов с подобными навыками, к разработке методики были привлечены сотрудники РСА («Указание от 19 сентября 2014 № 3384-У).

По этой методике определяются все критерии, по которым оценивается причиненный ущерб.

Расчеты на ремонт по восстановлению авто должны проходить при активном участии хозяина транспортного средства. В обратном случае автомобилист может получить неполную сумму к возмещению, но по прошествии времени доказать обратное будет практически невозможно. Так что в интересах автолюбителя тщательно подходить к сбору документов, внимательно следить за действиями сотрудников на месте дорожно-транспортного происшествия, ознакомиться с методикой расчетов РСА и провести экспертное исследование.

Тогда водитель, вооруженный полной информацией, может знать, на что может претендовать при будущей выплате.

  • В сентябре 2014 г. Центробанком была утверждена новая единая методика расчетов по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля, если возник ущерб при ДТП. Эта методика представляет собой единый для всей России способ расчета ущерба при автомобильной аварии. А с декабря 2014 г. новая методика уже начала применяться автоэкспертами. Что же изменилось при расчете ущерба от аварии?

Стоимость ремонта поврежденного автомобиля после ДТП

Все автолюбители, более или менее, имеют представление о том, как возмещаются страховой компанией расходы на ремонт автомобиля, поврежденного в результате ДТП, по договору ОСАГО. В соответствии с действовавшим до недавнего времени Законодательством, стоимость ремонта поврежденного автомобиля рассчитывалась исходя из средних по региону цен на работы и запчасти. Однако из этого правила были и свои исключения.

Например, если транспортное средство находилось на гарантии. В этом случае, достаточно было представить независимому эксперту подтверждение того, что действует гарантия на автомобиль (например, гарантийная книжка с отметками о прохождении технического обслуживания, гарантийный талон и т.п.), и тогда стоимость ремонта рассчитывалась уже исходя из цен официального дилера. Далее, в таких случаях, страховая компания либо добровольно выплачивала определенную независимым экспертом сумму, либо по решению суда эта сумма с нее взыскивалась.

Затраты на ремонт автомобиля

Другим исключением стали фактически понесенные затраты на ремонт автомобиля. Тут было интереснее. Бывает так, что, хотя гарантия на автомобиль уже закончилась, но ремонтировать автомобиль владелец хочет только у официального дилера. Не секрет, что там цены, чаще всего, выше среднего по региону. Однако, хозяин – барин, захотел – отремонтировал. В таких случаях вставал вопрос о взыскании ущерба со страховой компании.

Такая практика окончательно сложилась с начала 2016 г. Таким образом, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Единой Методике, составляет с учетом износа больше 400 000 руб., то 400 000 руб. пострадавший предъявит страховой компании, а все что свыше к виновнику ДТП.

Если же у виновника ДТП не было полиса ОСАГО на момент ДТП, то, соответственно, ему будет грозить выплата стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, определенная по Единой методике, с учетом износа.

Если пострадавшее в результате ДТП транспортное средство находится на гарантии, то ущерб может быть определен и по ценам официального дилера, но такое требование суд может и не удовлетворить, поскольку, как было сказано выше, большая часть судов полагает, что ущерб должен быть определен только по Единой Методике.

Достаточно ли расчета официального дилера для взыскания ущерба?

Если ущерб взыскивается со страховой компании, то стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. ). Расчет официального дилера при взыскании ущерба со страховой компании не будет принят судом.

Если же ущерб взыскивается с виновника ДТП, то есть с физического лица, то стоимость восстановительного ремонта определяется с учетом износа, который может рассчитать только дипломированный эксперт-техник, дилер же такой расчет составить не может.

Кроме того, необходимо документальное подтверждение (сервисная книжка с отметками о прохождении ТО, информация о сроках гарантии), что машина находится на гарантии, и расчет именно поэтому произведен по ценам официального дилера. Поэтому одного расчета официального дилера для взыскания ущерба недостаточно.

Правила определения характера восстановительного ремонта по ОСАГО

Страховые и независимые эксперты при расчете ущерба при ДТП обязаны пользоваться Методикой. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых - свои цены на запасные части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов которые находятся на сайте РСА .

Их можно попробовать примерно рассчитать самостоятельно, используя сведения с вышеуказанного сайта, однако для этого нужно знать заводской номер зап.части, сколько примерно уйдет времени на ту или иную работу по ремонту автомобиля, примерное количество расходного материала. Поэтому точный расчет стоимости восстановительного ремонта может выполнить только эксперт.

Износ транспортного средства по Методике не может превышать 50 %. Очевидно, что такой вариант расчет ущерба выгоднее для владельцев машин-долгожителей. Ведь раньше, если машина допустим 1998 года выпуска, то износа на нее могли насчитать и 80 %, и 90%, а теперь – не более 50 %.

Методика устанавливает две формулы для расчета износа: одна для автомобиля, другая для шин. Для комплектующих (деталей, узлов), при неисправности которых в соответствии с ПДД РФ запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности), согласно Методике установлено нулевое значение износа, так что их стоимость должна быть полностью выплачена страховой компанией. Список таких комплектующих (деталей, узлов) насчитывает порядка 100 позиций, их можно посмотреть в Приложении 6 к Единой Методике.

Под годными остатками понимается стоимость тех зап.частей, которые не были повреждены в ДТП и которые можно продать. Либо стоимость автомобиля по цене металлолома, если целых зап.частей практически нет или автомобиль сгорел, например. Стоимость годных остатков всегда определяет эксперт, она рассчитывается специальным образом. При этом если раньше Законодательство допускало, что пострадавший отказывается от годных остатков поврежденного автомобиля в пользу страховой компании, и тогда страховая обязана выплатить ему полную стоимость автомобиля на дату ДТП, то теперь так нельзя.

Всегда рассчитывается стоимость годных остатков поврежденного автомобиля, и эта сумма вычитается из итогового размера страховой выплаты. Однако страховые компании нередко завышают стоимость годных остатков (чтобы платить меньше), и поэтому имеет смысл обратиться к экспертам для проверки расчета страховой компании.

Если же у пострадавшего есть сомнения в том, что страховая компания выплатила полную стоимость восстановительного ремонта, то следует обратиться к независимому эксперту для проверки расчета. Кризис сказался и на страховых компаниях, так что размер ущерба начали занижать даже те, кто раньше этого не делал.

Что такое суммарная стоимость ремонта?

В случае повреждения имущества потерпевшего (чаще всего, поврежден автомобиль) стоимость ремонта суммарная определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества (автомобиля) в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП. К таким расходам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.

Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при ремонте. При этом износ не может превышать 50 % стоимости комплектующих.

Размер расходов также определяется в порядке, установленном Банком России, а именно по утвержденной ЦБ РФ Единой Методике. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых - свои цены на зап.части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов, которые находятся на сайте РСА ).

Стоимость ремонта суммарная и размер страховой выплаты по ОСАГО немного отличаются между собой. Стоимость ремонта суммарная подразумевает стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие.

Размер же страховой выплаты по ОСАГО может кроме стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие, включать в себя еще и утрату товарной стоимости (УТС).

Чем дороже автомобиль и чем он новее, тем больше будет сумма УТС. Существует несколько методик, по которым специалисты производят ее расчет. Одна из основных методик разработана Министерством Юстиции Российской Федерации. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2016 году, и именно ею руководствуются судебные эксперты.

УТС подлежит возмещению, если производились следующие воздействия в отношении автомобиля: замена деталей; имеется нарушение защитных покрытий; ремонт перекоса кузова; замена частей кузова; полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки; замена узлов автомобиля.

Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35 %, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет. Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Эта дата указана в ПТС автомобиля.

Таким образом, хотя величина УТС и не относится к стоимости восстановительного ремонта, но ее выплата по Закону Об ОСАГО в пользу собственника поврежденного автомобиля также предусмотрена. Страховые компании редко выплачивают величину УТС добровольно. Поэтому если ваш автомобиль новый (до 5 лет для автомобилей иностранного производства), и пробег не больше 200 000 км., то имеет смысл обратиться к независимому эксперту для расчета УТС. Затем взять сам расчет, квитанцию об его оплате и направить все это в страховую компанию. Скорее всего, после этого страховая выплатит вам величину УТС.

Порядок расчета ущерба при ДТП

Порядок расчета ущерба при ДТП может отличаться в зависимости от того, есть ли полис ОСАГО у виновника ДТП, или же нет. При этом абсолютно нет разницы, причинен ли вред имуществу организации, или имуществу физического лица.

  • Если у виновника ДТП есть полис ОСАГО, то тут все достаточно просто и однозначно.

    По всем ДТП, которые произошли после 17 октября 2014 г., ущерб по ОСАГО определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. ).

    В случае повреждения имущества потерпевшего (чаще всего, автомобиля) стоимость ремонта суммарная определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества (автомобиля) в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП. К таким расходам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.

    Страховые и независимые эксперты при расчете ущерба при ДТП обязаны пользоваться Методикой. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых - свои цены на зап.части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запасные части, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов, которые находятся на сайте РСА .

    Их можно попробовать рассчитать самостоятельно, используя сведения с вышеуказанного сайта, однако для этого нужно знать заводские номера зап.частей, сколько примерно уйдет времени на ту или иную работу по ремонту автомобиля, примерное количество расходного материала. Поэтому точный расчет стоимости восстановительного ремонта может выполнить только эксперт.

    Информация по ценам на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов обновляется на сайте РСА раз в полгода. Поскольку цены на зап.части сильно зависят от курса доллара и евро, то с учетом экономической ситуации они могут сильно отличаться от среднерыночных, для какого-то региона сильнее, для какого-то меньше.

    Износ транспортного средства согласно Методике не может превышать 50 %. Очевидно, что такой вариант расчет ущерба выгоднее для владельцев машин-долгожителей. Ведь раньше, если машина допустим 1998 года выпуска, то износа на нее могли насчитать и 80 %, и 90%, а теперь – не более 50 %.

    Методика устанавливает две формулы для расчеты износа: одна для автомобиля, другая для шин. Для комплектующих (деталей, узлов), при неисправности которых в соответствии с ПДД РФ запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности), согласно Методике установлено нулевое значение износа, так что их стоимость должна быть полностью выплачена страховой компанией. Список таких комплектующих (деталей, узлов) насчитывает порядка 100 позиций, их можно посмотреть в Приложении 6 к Методике.

    Дополнительные коэффициенты, которые уменьшают общую сумму выплаты, учитывают также общее состояние авто - дефекты лакокрасочного покрытия, наличие ржавчины, следы ремонта, произведенного с нарушением технологии, и др.

    Бывают случаи, при которых ремонт поврежденного автомобиля невозможен либо стоимость ремонта поврежденного автомобиля равна стоимости самого автомобиля на дату наступления ДТП или даже превышает его стоимость (с учетом износа, т.е. если на 2016 г. автомобилю уже 4 года, то и берется стоимость автомобиля с аналогичным пробегом 2012 года выпуска).

    Тогда величина выплаты от страховой компании по ОСАГО определяется следующим образом: стоимость автомобиля пострадавшего в результате ДТП минус стоимость годных остатков автомобиля на дату ДТП.

    Под годными остатками понимается стоимость тех зап.частей, которые не были повреждены в ДТП и которые можно продать. Либо стоимость автомобиля по цене металлолома, если целых зап.частей практически нет или автомобиль сгорел, например.

    Стоимость годных остатков всегда определяет эксперт, она рассчитывается специальным образом. При этом, если раньше Законодательство допускало, что пострадавший отказывается от годных остатков поврежденного автомобиля в пользу страховой компании, и тогда страховая обязана выплатить ему полную стоимость автомобиля на дату ДТП, то теперь так нельзя.

    Теперь всегда рассчитывается стоимость годных остатков поврежденного автомобиля, и эта сумма вычитается из итогового размера страховой выплаты. Однако страховые компании нередко завышают стоимость годных остатков (чтобы платить меньше), и поэтому имеет смысл обратиться к экспертам для проверки расчета страховой компании.

    У Методики есть и иные недоработки, например, некоторые повреждения автомобиля, вроде перекоса кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А такое оборудование и специальные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах.

    В связи с этим страховой выплаты в большинстве случаев не хватает, чтобы отремонтировать автомобиль новыми комплектующими (узлами, деталями). Часто разница между размером компенсации и реальными затратами на ремонт превышает 30%.

    В основном это касается автомобилей иностранного производства ценового сегмента свыше 1,5 млн.руб. В отношении отечественных автомобилей и недорогих иномарок выплаты зачастую достаточно для проведения ремонта, с использованием новых зап.частей.

    Если же у пострадавшего есть сомнения в том, что страховая компания выплатила полную стоимость восстановительного ремонта, то следует обратиться к независимому эксперту для проверки расчета. Сейчас размер ущерба начали занижать даже те страховые компании, кто раньше этого не делал.

    Размер страховой выплаты по ОСАГО может, кроме стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие, включать в себя еще и утрату товарной стоимости (УТС).

    УТС – это снижение цены автомобиля, связанное с его ремонтом после ДТП. Автомобиль, никогда не бывавший в ДТП, будет стоить дороже, чем такой же, но поврежденный и затем восстановленный. Это связано с тем, что вследствие замены отдельных частей или узлов автомобиля ухудшаются его эксплуатационные качества, повреждается лакокрасочное покрытие, восстановленные детали также частично утрачивают прочность. В результате ДТП происходит реальное снижение товарной (потребительской) стоимости автомобиля, и это реальная величина, которая подлежит возмещению.

    Чем дороже автомобиль и чем он новее, тем больше будет сумма УТС. Существует несколько методик, по которым специалисты производят расчет. Одна из основных методик разработана Министерством Юстиции Российской Федерации. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2016 году, и именно ею руководствуются судебные эксперты.

    УТС подлежит возмещению, если производились следующие воздействия в отношении автомобиля: замена деталей; имеется нарушение защитных покрытий; ремонт перекоса кузова; замена частей кузова; полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки; замена узлов автомобиля. Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35%, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет.

    Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Дата выпуска указана в документах на автомобиль.

    Таким образом, хотя величина УТС и не относится к стоимости восстановительного ремонта, но ее выплата по Закону Об ОСАГО в пользу собственника поврежденного автомобиля также предусмотрена. Страховые компании нечасто выплачивают величину УТС добровольно.

    Поэтому если ваш автомобиль новый (до 5 лет для автомобилей иностранного производства), и пробег не больше 200 000 км., то имеет смысл обратиться к независимому эксперту для расчета УТС. Затем взять сам расчет, квитанцию об его оплате и направить все это в страховую компанию. Скорее всего, после этого страховая выплатит вам величину УТС.

  • Если же у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то тут сложнее.

    В Свердловской области суды полагают, что при определении размера ущерба, подлежащего выплате потерпевшему страховщиком или причинителем вреда, начиная с 17 октября 2014 стоимость ремонта определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Центральным банком Российской Федерации 19 сентября 2014 года № 432-П.

    Такая практика полностью оформилась с начала 2016 г. Таким образом, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Методике, составляет с учетом износа больше 400 000 руб., то 400 000 руб. пострадавший предъявит страховой компании, а остальное к виновнику ДТП.

    Если же у виновника ДТП не было полиса ОСАГО на момент ДТП, то, соответственно, ему будет грозить выплата стоимости восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Единой Методике, с учетом износа.

    Если пострадавшее в результате ДТП транспортное средство находится на гарантии, то ущерб может быть определен и по ценам официального дилера, но такое требование суд может и не удовлетворить, поскольку, как было сказано выше, большая часть судов полагает, что ущерб определяется только по Единой Методике.

    Ну и конечно, при предъявлении требований к виновнику ДТП владелец поврежденного автомобиля также может рассчитывать на выплату суммы УТС.

Стоимость ремонтных работ по ОСАГО

До последних изменений в Законе об ОСАГО, можно было рассчитывать стоимость ремонта по среднерыночным ценам, по фактически понесенным на ремонт автомобиля затратам или по ценам официального дилера, если машина на гарантии.

С начала 2016 года, суды требуют только расчет по ценам, которые предусмотрены Единой Методикой и указаны на сайте РСА, и никак иначе. Иную точку зрения в суде отстоять не удастся, не действуют даже апелляции к тому факту, что невозможно отремонтировать машину по ценам, которые рассчитаны по Методике. Поэтому нет смысла рассчитывать размер ущерба по ОСАГО иначе, нежели как по Методике.

Расчет стоимости ремонта по КАСКО: средние цены, судебная практика

По состоянию на начало 2016 года ситуация складывается следующим образом. Как правило, при заключении договора КАСКО в отношении автомобиля, выбирается такой вариант выплаты страхового возмещения как ремонт на СТОА (автосервис) по выбору Страховщика или ремонта на СТОА по выбору Страхователя. То есть при этом выплата деньгами на счет Страхователя не производится, все расчеты проходят между страховой компанией и СТОА.

Однако бывают ситуации, когда страховая компания необоснованно затягивает оплату ремонта поврежденного автомобиля в пользу СТОА, беспричинно не согласовывает ремонт каких-то деталей и отказывается его оплачивать и т.д. В таком случае Страхователь имеет право оценить размер причиненного ущерба, заказав независимую экспертизу, предложить страховой компании произвести оплату по независимой экспертизе, а если страховая компания откажет в выплате, тогда обратиться в суд.

Как же при этом должен быть рассчитан ущерб? По ОСАГО все просто – есть Единая Методика, по ней и нужно рассчитывать стоимость ремонта. По КАСКО Законом не установлены конкретные правила расчета стоимости ремонта. В Правилах КАСКО может быть оговорка, что если уж размер выплаты рассчитывается деньгами, то рассчитывается по средним ценам в регионе.

В этом случае если расчет по средним ценам предъявлен страховой компании для оплаты, то и суд взыщет со страховой компании оплату стоимости ремонта именно по средним ценам в регионе. Но оплата деньгами будет взыскана, только если до этого при организации ремонта страховая компания как-то нарушила права страхователя.

Также стоимость ремонта по КАСКО может быть рассчитана и по ценам официального дилера, если автомобиль на гарантии и это подтверждено документами (сервисная книжка и пр.), и также по фактически понесенным затратам на ремонт автомобиля. Но, как и в предыдущем случае, оплата деньгами будет взыскана только в том случае, если до этого при организации ремонта страховая компания как-то нарушила права страхователя.

Если же человек просто решил не ремонтировать автомобиль по полису КАСКО, а получить выплату деньгами, то, скорее всего, суд откажет в таком иске. Тут судебная практика исходит из того, что если по полису КАСКО предусмотрена выплата страхового возмещения путем организации и оплаты ремонта, то пострадавший и должен получить выплату путем организации и оплаты ремонта, а если он хотел выплату деньгами, то так и должно быть написано в его полисе КАСКО – выплата страхового возмещения путем выплаты денежных средств.

Так как каждый человек сам выбирает, какой именно договор КАСКО ему заключить, то при заключении он и выбирает, что ему нужно – ремонта поврежденного автомобиля или выплата деньгами. После заключения договора КАСКО, он уже не может делать такой выбор.

Также, если будет установлено, что пострадавший, у которого по полису КАСКО предусмотрена выплата страхового возмещения путем организации и оплаты ремонта на СТОА, в страховую компанию не обращался, организовать ему ремонт не просил, а сразу сделал независимую экспертизу и обратился в страховую компанию с требованием выплатить ему деньги по этой экспертизе, то суд ему в таком иске откажет.

Входит ли в ущерб при ДТП стоимость венков?

В результате ДТП вред может быть причинен не только имуществу пострадавшего (повреждение автомобиля), но и его здоровью. В худшем случае пострадавший в результате ДТП погибает. Право на выплату от страховой компании по ОСАГО имеют лишь те, кто не является виновником ДТП, то есть пострадавшие. Важно: пострадавший мог находиться также и пассажиром в автомобиле виновника ДТП. Все равно он пострадал именно от того, что виновник совершил ДТП, а значит, такой пассажир также будет являться пострадавшим.

На что же могут рассчитывать родственники или иные лица, организовавшие похороны пострадавшего, который погиб в результате ДТП?

По Закону Об ОСАГО, размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет максимум 475 тысяч рублей (если пострадавший в ДТП погиб) — лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц — супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода, и не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение — лицам, понесшим такие расходы.

Т.е. если пострадавшего в ДТП похоронил посторонний человек, то он имеет право только на максимум 25 000 рублей компенсации расходов на погребение, а если это сделал близкий родственник, то ему полагаются как компенсация расходов на погребение, так и выплата за причинение вреда жизни – 475 000 рублей.

Лица, понесшие необходимые расходы на погребение погибшего, при предъявлении требования о возмещении вреда представляют копию свидетельства о смерти и документы, подтверждающие произведенные расходы на погребение.

Закон Российской Федерации «О погребении и похоронном деле» определяет погребение как определенные обрядовые действия по захоронению умершего в соответствии с традициями и обычаями страны.

В Российской Федерации обрядовые действия при достойных похоронах подразумевают под собой следующее: приобретение гроба, транспортировка гроба к месту похорон, транспортировка лиц, желающих участвовать в захоронении, рытье могилы, установка надгробия, столика, скамеек и ограды, покупка и возложение венков на могилу, поминальный обед.

Как правило, страховая компания не отказывается оплатить расходы на погребение, но величина этих расходов почти всегда превышает 25 000 руб., и тогда сумму расходов на погребении сверх этих 25 000 руб. взыскивают с виновника ДТП.

Таким образом, расходы на приобретение венков должны быть возмещены страховой компанией, если общая сумма расходов на погребение составила не более 25 000 руб., а если более – то виновником ДТП.

Компания «Прецедент» активно участвует по данному вопросу, ежедневно прилагает максимум усилий для получения автовладельцами всех денежных средств, необходимых для ремонта своих автомобилей.