Заявление на изменение кбк в платежном поручении. Что делать, если указал неправильно кбк

Из-за ошибки в КБК страховые взносы поступили с опозданием. Как следствие, образовалась недоимка, на которую начислены пени.

Аргументы компании

Из-за ошибки в платежном поручении на уплату взносов недоимки не возникает. Поэтому ни о каких пенях не может быть и речи.

Цена вопроса

Пени в сумме 270 854 руб.

Кто одержал верх

Компания.

Ситуация

Компания перечислила ПФР взносы на обязательное пенсионное страхование. Однако в платежке бухгалтер допустил техническую ошибку в коде бюджетной классификации. Получилось так, что взносы на страховую часть пенсии были перечислены на КБК для накопительной части. Вскоре из Фонда позвонили и сообщили, что перечисленная сумма «зависла»: по страховой части образовалась недоимка, а по накопительной - переплата. И предложили бухгалтеру написать заявление на зачет ошибочно перечисленной суммы. Бухгалтер так и сделал и об инциденте забыл.

Однако удивлению не было предела, когда чиновники Фонда выставили в адрес компании требование об уплате пеней. Они, якобы бы, были начислены на недоимку, которая образовалась в результате допущенной ошибки.

Компания с этим не согласилась. Ведь учитывая, что сумма взносов далеко не маленькая, то и пени чиновники насчитали на приличную сумму. Фирма сначала выразила свое несогласие с ситуацией в жалобе, которую направила в центральный аппарат ПФР, но вскоре получила отказ. За защитой пришлось обратиться в суд. И, как оказалось, совсем не зря. Судьи всех судебных инстанций, включая арбитров ВАС РФ, встали на сторону компании.


Позиция ПФР Доводы компании
1 Ошибка в КБК допущена из-за невнимательности компании. Чтобы разобраться с ошибкой, потребовалось время. В итоге страховые взносы поступили в бюджет ПФР с опозданием. На период задержки образовалась недоимка. А на недоимку всегда начисляются пени, это стандартная практика. Поэтому требование об уплате пени законно и обоснованно. Денежные средства на уплату страховых взносов списаны с банковского счета своевременно. После списания деньги поступили на соответствующий счет Федерального казначейства и были перечислены в бюджет ПФР. Из-за КБК, действительно, возникла путаница. Однако это не значит, что возникла недоимка. Поэтому для начисления пеней повода нет.
2 Если при перечислении страховых взносов компания ошиблась в КБК, то обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной.

Об этом прямо сказано в п. 4 п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Иными словами, при ошибке в КБК считается, что взносы вообще не уплачены

Обязанность по уплате страховых взносов не исполнена, если из-за ошибки в КБК денежные средства вообще не поступили в бюджет ПФР. Именно это сказано в подп. 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ.

Путаница в КБК для страховой и накопительной части не помешала деньгам попасть в бюджет Фонда, поэтому свою обязанность по уплате компания исполнила в срок

3 Если страховые взносы ошибочно отправлены на накопительную часть пенсии, то нужно пройти процедуру уточнения платежей. В результате ПФР примет решение об уточнении платежа. До этого момента сумма не будет считаться уплаченной, и на нее будут «накручиваться» пени - за каждый день до уточнения. Пени начисляются только на неуплаченные суммы страховых взносов. Это прямо следует из ч. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ. Причем сам факт неправильного указания КБК не может автоматически повлечь начисление пеней. Ведь страховые взносы перечислены с банковского счета компании на счет Федерального казначейства вовремя.
4 ПФР не обязан разбираться с ошибками компаний. Поступающие денежные средства нужно учитывать именно так, как указано в платежках. Это следует из подп. 1 ч. 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ.

Значит, платежи на накопительную часть нельзя «перебрасывать» в счет платежей на страховую часть.

К тому же, порядок уточнения спорных платежей законодательством РФ не предусмотрен.

ПФР является администратором страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Более того, Фонд наделен полномочиями по уточнению платежей (ст. 160.1 БК РФ). Несмотря на то, что в законодательстве нет порядка уточнения спорных платежей, ПФР должен администрировать взносы с позиции защиты прав плательщиков.

С таким подходом полностью согласны судьи (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.2011 № Ф03-3491/2011)

После обнаружения ошибки в КБК подайте в ПФР письменное заявление об уточнении платежа. Заявление можно составить в произвольной форме, но лучше использовать рекомендованную форму из письма ПФР от 06.04.2011 № ТМ-30-25/3445. К заявлению приложите копию платежного поручения с ошибкой.

Подведем итоги

Ошибки в КБК довольно часто приводят к спорам. Связано это с тем, что п. 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ можно трактовать по-разному. Чиновники из ПФР считают, что из-за ошибки в КБК пени должны начисляться до того момента, пока не будет вынесено решение об уточнении платежа.

Однако эта позиция довольно спорная. Дело в том, что в законодательстве не установлен возможный срок уточнения платежей. И на вынесение решения об уточнении спорного платежа порой уходит много времени. Получается, что весь этот период должна оплачивать компания. Поэтому нет ничего удивительного, что многие фирмы с таким подходом не соглашались и обращались за защитой в арбитражные суды.

Только с начала 2012 года судьи ВАС РФ уже дважды подтвердили, что внесение денежной суммы не на тот КБК не свидетельствует о неуплате страховых взносов, так как средства все же поступили на счет ПФР (определения ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-368/12, № ВАС-367/12).

Мнение эксперта

Судебные решения не всегда были в пользу компании

Людмила Самсонова ,
генеральный директор Консалтингового объединения ФАКТОР ГРУПП

Может случиться так, что из-за ошибки в КБК страховые взносы вообще не попадут в бюджет ПФР. Например, если указать в платежке несуществующий КБК или написать код платежа, который ПФР не администрирует в принципе (например, КБК для какого-нибудь налога).

В такой ситуации деньги в Фонд вообще не поступят. Значит, возникнет недоимка, на которую чиновники насчитают пени. Успешно оспорить начисление пеней в такой ситуации сложно. Судьи могут поддержать чиновников (ФАС Московского округа от 13.04.2011 № КА-А40/2273-11). Более того, кроме пеней компании придется заплатить штраф за несвоевременное перечисление взносов (ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В процессе финансово-хозяйственной деятельности любая организация сталкивается с необходимостью уплачивать в бюджет установленные законодательством РФ обязательные платежи. А значит, нужно заполнять платежные документы. При этом «ошибки внимания» могут обернуться временными сложностями для организации. Одна из таких ошибок - неверно заполненный код бюджетной классификации. Попытаемся разобраться, к чему приводит неверное указание КБК и что нужно делать, если это уже случилось.

Классифицируем доходы бюджетов

Для начала вспомним, что такое бюджетная классификация и для чего нужен КБК.

Определение бюджетной классификации дано в ст. 18 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Законодатель понимает под этим группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Эта группировка нужна в первую очередь для составления и исполнения бюджетов.

Именно по тому коду, который присвоен платежу, органы Федерального казначейства РФ осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и распределяют уплаченные налогоплательщиками денежные средства между бюджетами (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 166.1 БК РФ).

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами определен Минфином России в Приказе от 16.12.2004 № 116н (далее – Приказ № 116н).

А непосредственно порядок применения бюджетной классификации установлен Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации» (далее – Приказ № 74н).

Именно в этом документе раскрывается структура КБК.

Несколько слов о ней. Итак, КБК состоит из 20 знаков, которые представлены в виде четырех составных частей:

1. Главный администратор доходов бюджета.

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).

3. Подвид доходов.

4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Фактически, для налогоплательщиков КБК означает цифровой код, по которому они классифицируют платежи, которые обязаны уплачивать в бюджет в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

И зачастую, уплачивая обязательные платежи, налогоплательщики делают ошибки в них, что может привести, в частности, к непоступлению денежных средств в нужный бюджет, а это, в свою очередь, приводит к возникновению проблем у плательщика.

А теперь попробуем разобраться, как происходит классификация платежей. Это нужно для того, чтобы потом понять суть некоторых проблем, которые могут возникнуть при неправильном указании КБК в платежном поручении, и выбрать правильный метод для устранения ошибок.

Сначала все бюджетные поступления аккумулируются на счетах Федерального казначейства РФ.

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет представляют собой кассовое обслуживание исполнения бюджета (ст. 6 БК РФ). И осуществляется это кассовое обслуживание бюджета Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ).

Учет операций по исполнению бюджета ведется на лицевых счетах Федерального казначейства РФ (ст. 220.1 БК РФ).

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые и осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов (ст. 215.1 БК РФ).

Что происходит с поступившими в бюджет денежными средствами дальше?

Приказом Казначейства РФ от 25.08.2005 № 12н утвержден общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно данному порядку поступившие денежные средства учитываются Федеральным казначейством по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно Приказу № 116н учет поступлений осуществляется по КБК, указанным в поле 104 расчетных документов, и распределяется между главными администраторами поступлений в бюджет.

Обратите внимание, что код главного администратора доходов бюджета (1–3-й, разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3 знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета. Это важно. Если перепутать эти цифры, то вернуть платеж будет технически намного сложнее. Но об этом чуть позже.

Главными администраторами доходов бюджета являются определенные законом о бюджете органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иные организации, имеющие в ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ).

В чем основная задача главного администратора доходов бюджета в части бюджетных полномочий?

Так, согласно положениям Приказа № 74н администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

    осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

    осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

    принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов;

    принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства и др.

Это самые ключевые функции, имеющие принципиальное значения для налогоплательщика.

Таким образом, получается следующая цепочка движения денежных средств: через банк на счет Федерального казначейства, а уже оттуда по указанным первым трем цифрам КБК к конкретному главному администратору доходов бюджета.

А теперь посмотрим, что будет, если КБК указан неверно, и попробуем проанализировать типовые ситуации, которые могу возникнуть, и дать рекомендации по их исправлению.

Платишь налоги – проверяй КБК

Для начала несколько общих моментов.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, определены в п. 4 ст. 45 НК РФ. В частности, подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя , повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Если данные реквизиты в платежном поручении указаны верно, то обязанность по уплате налога считается исполненной.

Таким образом, неверное указание КБК в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Однако при этом налог может попасть как в тот же бюджет, в который и должен был попасть, так и в другой.

Налоговый кодекс предусмотрел порядок, который исправляет эту ошибку и изложен в п. 7 ст. 45 НК РФ. Если налогоплательщик нарушил правила заполнения поручения на перечисление налога и это не повлекло за собой неперечисление его в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то нужно подать заявление об уточнении платежа.

При этом не имеет значения, попал налог в тот же бюджет или нет. НК РФ не ставит в зависимость от этого возможность применения подобного способа исправления ошибок.

Ведь согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой понимается совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации.

Проанализируем этот порядок и определим алгоритм действий налогоплательщика, если досадную ошибку в платежном поручении он все-таки совершил.

Исправляем ошибки – уточняем платеж!

Предположим, мы допустили ошибку в КБК. А значит, нужно ее исправлять. Как мы уже сказали выше, порядок исправления ошибок в платежном поручении, не повлекших неперечисление налога в бюджетную систему РФ, как раз таких, как наша, определен п. 7 ст. 45 НК РФ.

Напомним, что в нашем случае речь идет о поле 104 (принадлежность платежа (КБК) в платежном поручении. Бланк платежного поручения приведен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П.

Как только налогоплательщик узнал об ошибке, он должен подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о том, что в платежном поручении указан неверный КБК, с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В качестве подтверждающего документа можно приложить копию платежного поручения.

Согласно Положению о безналичных расчетах в РФ последний экземпляр платежного поручения возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению. При этом в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя.

Кроме того, в заявлении необходимо уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Никакой утвержденной формы такого заявления нет, поэтому она составляется в произвольной форме.

Следующим действием будет проведение со «своей» налоговой инспекцией совместной сверки уплаченных налогов. При этом проведение сверки не является обязательной процедурой, но лучше ее соблюсти, дабы избежать последующих разногласий с налоговиками. Причем сверка может быть проведена как по предложению налогоплательщика, так и по инициативе налоговых органов.

Если инициативу проявляет налогоплательщик, то следует обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с письменным заявлением.

Результаты сверки оформляются актом, который подписывают налогоплательщик и должностное лицо налогового органа. Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

При этом в силу того, что в НК РФ дана размытая формулировка «сверка уплаченных налогов», то сверять будут все налоги. При этом точный срок проведения сверки в НК РФ не установлен.

В специальных строках акта стороны указывают выявленные разногласия, объясняют причины их возникновения, а также высказывают свои предложения в части их устранения.

При этом налоговый орган имеет право требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе.

И банк обязан ее представить в течение 5 дней со дня получения требования налогового органа.

После этого, основываясь на заявлении налогоплательщика и акте совместной сверки уплаченных налогов (если она проводилась), налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства РФ. Форма решения и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@.

При этом Налоговым кодексом не установлен конкретный срок для принятия решения по уточнению платежа.

Следует отметить, что данный порядок распространяется в том числе и на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).

А если перепутали код главного администратора?

Порядок исправления ошибки в оформлении поручения очень подробно изложен в п. 7 ст. 45 НК РФ. Все было бы хорошо, если бы не одно но… Основываясь на п. 2 раздела V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (далее – Рекомендации), утвержденных Приказом ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@, налоговики считают, что уточнить КБК при перечислении налогов можно только в том случае, если:

    указан несуществующий вид дохода (разряды 4–8 КБК);

    ошибка допущена в 9–11-м разрядах КБК – неверно указана подстатья доходов;

    ошибка допущена в 12–13-м разрядах КБК – неправильно указан вид бюджета, в который уплачивается налог;

    ошибка допущена в 14–17-м разрядах КБК – ошибка в коде программ;

    ошибка в поле 105 – ошибка при указании ОКАТО.

А значит, если ошибка произошла в пределах 1–3-го разрядов кода классификации доходов, т.е был неверно указан код главного администратора доходов бюджета, уточнять платеж налоговые органы не будут. Несмотря на то что НК РФ не ставит данный порядок в зависимость от того, в пределах каких разрядов КБК была допущена ошибка.

И что тогда делать налогоплательщику? Как вернуть платеж, если он «ушел» к другому главному администратору. Например, если вместе с арендной платой на счет Росимущества попал агентский НДС.

Тут в определенной степени вступают между собой в противоречие нормы налогового и бюджетного законодательства. Дело в том, что в Бюджетный кодекс не предоставляет право главным администраторам бюджета осуществлять перераспределение платежей между собой самостоятельно, минуя органы Федерального казначейства.

И в этом случае уже нужно будет решать вопрос с главным администратором бюджета, на счете которого «завис» платеж.

Согласно п. 2 ст. 160.1 БК РФ именно главный администратор доходов бюджета принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Форма уведомления утверждена Приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н (код формы 0512086). При этом предварительно в тот орган, где «завис» платеж, налогоплательщику нужно подать в произвольной форме письменное обращение об уточнении реквизитов платежного документа о перечислении платежей на счет органа Федерального казначейства.

На его основании главный администратор бюджета, который не является администратором зачисленных в федеральный бюджет сумм, готовит уведомление в Федеральное казначейство об уточнении платежа.

После этого согласно п. 4 Приказа Минфина России от 16.12.2004 № 116н органы Федерального казначейства осуществляют уточнение вида и принадлежности поступления на основании данного уведомления администратора поступлений в бюджет

(По данному вопросу см. также позицию финансового ведомства, изложенную в Письме Минфина России от 11.03.2008 № 03-02-07/1-95.)

Банк ошибся не в вашу пользу

А что делать, если поручение заполнено верно, а ошибка произошла по вине банка, в момент когда оформлялись электронные платежные документы? И именно сотрудник банка неверно указал КБК, попросту сделал опечатку.

В этом случае сохраняется тот же порядок уточнения платежа, установленный п. 7 ст. 45 НК РФ. Только в своем заявлении налогоплательщик должен указать, что ошибка произошла по вине банка в момент формирования электронного платежного документа, и приложить копию платежного документа.

При получении из банка копии расчетного документа, подтверждающего факт уплаты, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Если уточнение требует проведения операции через счет Федерального казначейства, то оформляется специальная форма.

В таком случае оснований для начисления налогоплательщику пеней не возникает. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении от 17.12.96 № 20-П, Определении от 04.07.2002 № 202-О, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Эту позицию занимает и Минфин РФ (см. Письмо Минфина России от 13.10.2005 № 03-02-07/1-263) и разделяют судебные органы (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.04.2005 № КА-А40/2886-05).

Что касается возможности привлечения налоговыми органами банка к ответственности за допущенную ошибку по ст. 133 НК РФ за нарушение им срока исполнения поручения о перечислении налога, то и в этом случае суды встают не на сторону налоговиков, а поддерживают позицию кредитных организаций. Мотивируют суды это тем, что данная статья предусматривает ответственность именно за несвоевременное исполнение поручений плательщика. А именно неисполнение платежного поручения в течение операционного дня (п. 2 ст. 60 НК РФ). А банки эти сроки не нарушают. (См. по данному вопросу постановления ФАС Уральского округа от 07.11.2006 № Ф09-9992/06-С7, от 21.09.2006 № Ф09-8439/06-С7, от 23.08.2005 № Ф09-3584/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2005 № А43-20008/2004-10-616.)

А пени?

Что касается начисления пеней, то, несомненно, налоговый орган их начислит, основываясь на положениях ст. 57, 75 НК РФ. Однако в рассматриваемом нами случае налоговики, принимая решение об уточнение платежа, обязаны произвести расчет пеней налогоплательщику со дня фактической уплаты налога по день принятия решения об уточнения платежа (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Правда, есть один маленький нюанс, о котором не надо забывать. Как мы уже отмечали выше, конкретного срока ни для проведения сверки расчетов, ни для вынесения решения об уточнении платежа законодатель не установил.

А это значит, что, пока решение налоговым органом не принято, он может выставить требование на уплату начисленных пеней в соответствии с порядком, определенным ст. 46 НК РФ.

Кстати, если налоговики отказываются перерасчитать пени, то финансовое ведомство советует обжаловать их действия в судебных инстанциях. Обосновать свои требования можно положениями гл. 19 НК РФ, в частности нормы п. 1 ст. 138 НК РФ, согласно которой акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (см. Письмо Минфина России от 14.11.2007 № 03-02-07/1-471).

Изложенный выше порядок вступил в силу с 1 января 2007 г. в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 45 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.

Мы полагаем, что распространить данный порядок возможно и на правоотношения, возникшие до 1 января 2007 г.

В силу п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Положения п. 7 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) дополнительно гарантируют защиту прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Данная позиция подтверждается, в том числе письмами Минфина России от 13.09.2006 № 03-02-07/1-249, от 03.11.2006 № 03-02-07/1-307.

И еще. Обращаем внимание на следующее.

До введения данного порядка судебная практика шла по пути признания неправомерным начисления пеней, если платеж поступал в бюджет того же уровня (см. по данному вопросу постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2006 № А74-4342/05-Ф02-2461/06-С1, ФАС Московского округа от 04.09.2006 № КА-А40/8483-06, ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2006 № А05-11712/2005-28).

А это означает для налогоплательщиков следующее. Если они не могут до сих пор разобраться с подобными платежами, уплаченными до 2007 г., то решения налоговиков о доначислении пеней можно оспорить в судебном порядке.

Платили взносы во внебюджетные фонды и... ошиблись

А если ошибка в КБК возникла при уплате взносов во внебюджетные фонды, например в ПФР? Что тогда?

Вследствие неверного указания КБК при уплате взносов в ПФР у страхователя возникнут те же проблемы, как и в случае с налогами.

Порядок зачета (возврата), перераспределения излишне уплаченных сумм, а также орган, осуществляющий зачет (возврат), Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не установлены (за исключением случая возврата ПФР страховых взносов страхователям, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены (п. 1 ст. 13 Закона № 167-ФЗ).

Изначально контролирующие органы придерживались мнения, что распространить на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию порядок зачета (возврата), перераспределения излишне уплаченных сумм налога, сбора, а также пеней нельзя (см., например, письма Минфина России от 04.12.2006 № 03-02-07/1-337, от 15.11.2006 № 03-02-07/1-323, УФНС России по г. Москве от 31.03.2006 № 21-13/25284). Поэтому плательщикам отказывали в осуществлении зачета (возврата), перераспределении излишне уплаченных страховых взносов в ПФР, объясняя это различной правовой природой налога и этих платежей и отсутствием у данных органов в этой части соответствующих полномочий.

Однако теперь позиция финансового ведомства изменилась.

Теперь, по мнению Минфина, налоговые органы могут принимать решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, уточнять соответствующий платеж. Обосновывается данная позиция тем, что именно налоговые органы и являются администраторами поступлений в бюджет пенсионных взносов (см. Письмо Минфина России от 12.05.2008 № 03-02-07/2-87).

Судебная практика по данному вопросу складывается также в пользу плательщиков взносов.

(Подробнее см. в «Бухгалтерском приложении» № 29, 2008 г.)

При расчетах с бюджетом или внебюджетными фондами платежное поручение подразумевает заполнение ряда дополнительных реквизитов, одним из которых является код бюджетной классификации. Как показывает практика, чаще всего плательщики страховых взносов допускают ошибки именно в этом реквизите "платежки". Разберемся, какие последствия при этом могут быть и можно ли все исправить.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны уплачивать их своевременно и в полном объеме. Неуплата взносов или неполная их уплата влечет за собой ответственность по ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 20 процентов от не перечисленной в бюджет суммы. Несвоевременная уплата - начисление пени за каждый календарный день просрочки исходя из процентной ставки, равной ставке рефинансирования Банка России, которая действовала в эти дни (п. п. 1, 3, 6 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).

Способы исполнения обязанности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды перечислены в п. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. Одним из них является предъявление в банк соответствующего платежного поручения на перечисление в бюджет того или иного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика при условии достаточного количества денежных средств на нем на день платежа (пп. 1 п. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). Однако, как следует из пп. 4 п. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, данное правило не работает, если при заполнении платежки страхователь допустил ошибку, повлекшую непоступление денежной суммы в бюджет профильного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (ФК), в таких реквизитах, как:

Собственно номер счета ФК;

Код бюджетной классификации (КБК);

Наименование банка получателя.

Исходя из этого можно сделать два вывода. Во-первых, КБК относится к реквизитам, ошибка в которых может привести к возникновению недоимки и начислению пени. Во-вторых, такие последствия она будет иметь только в том случае, если платеж не поступил в бюджет фонда на соответствующий счет ФК. В противном случае достаточно лишь уточнить платеж.

Таблица. КБК для уплаты страховых взносов в 2013 г.

Страховые взносы

Индивидуальные

предприниматели

Организации и ИП,

производящие выплаты

физлицам

На ОПС на выплату

страховой части

392 1 02 02140 06 1000 160

392 1 02 02010 06 1000 160

На ОПС на выплату

накопительной части

392 1 02 02150 06 1000 160

392 1 02 02020 06 1000 160

по дополнительному

тарифу за

застрахованных лиц,

занятых на работах,

указанных в пп. 1

Федерального закона

"О трудовых

пенсиях в РФ"

392 1 02 02131 06 1000 160

по дополнительному

тарифу за

застрахованных лиц,

занятых на работах,

указанных в пп. 2 -

18 п. 1 ст. 27

Федерального закона

"О трудовых пенсиях

392 1 02 02132 06 1000 160

На ОСС на случай

временной

нетрудоспособности

и в связи

с материнством

393 1 02 02090 07 1000 160

На ОСС от

несчастных случаев

на производстве

и профзаболеваний

393 1 02 02050 07 1000 160

392 1 02 02101 08 1011 160

392 1 02 02101 08 1011 160

Обратите внимание! Код подвида доходов бюджетов состоит из четырех разрядов (разряды 14 - 17 кода классификации доходов бюджетов):

1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу.

Порядок уточнения платежа

Пунктом 11 ст. 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что решение об уточнении платежа органы контроля за уплатой взносов, коими признаются ПФР и ФСС, принимают на основании:

Заявления об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов;

Акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая сверка проводилась.

При этом к заявлению целесообразно приложить копии "платежки" и выписки банка. Впрочем копию платежного поручения специалисты фонда вправе затребовать у банка. Рекомендуемый образец заявления приведен в Письме ПФР от 6 апреля 2011 г. N ТМ-30-25/3445. Представляется, что использовать его можно и при подаче заявления в ФСС.

После рассмотрения заявления и представленных с ним документов отделение внебюджетного фонда примет решение об уточнении платежа на день его фактической уплаты. Уведомить страхователя о нем инспекторы фонда должны в течение 5 рабочих дней с момента его вынесения. При этом положительный вердикт подразумевает под собой пересчет начисленных пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет фонда до дня принятия решения об уточнении платежа. Таким образом, если все было уплачено вовремя, пени и вовсе будут обнулены.

Подобным образом можно уточнить такие ошибки в КБК, как, например, неверное указание кода подвида дохода внебюджетного фонда (пени вместо суммы платежа и т.п.). Кроме того, по мнению судей, уточнением платежа в приведенном порядке можно обойтись и в случае, если перепутаны КБК, предназначенные для перечисления взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии. Данные платежи перечисляются на один счет территориального управления Федерального казначейства, но на разные КБК. Таким образом, ошибка в КБК в данном случае никак не помешает поступить деньгам по назначению, то есть в бюджет ПФР. А значит, повторно перечислять взнос и платить пени не нужно, достаточно просто уточнить платеж. Такие выводы содержат Постановления ФАС Центрального округа от 24 января 2012 г. по делу N А14-1357/2011 и от 7 октября 2011 г. по делу N А14-11622/2010, в передаче которых в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Определениями ВАС РФ от 5 июня 2012 г. N ВАС-6569/12 и от 9 февраля 2012 г. N ВАС-368/12 соответственно было отказано.

Гораздо сложнее ситуация, когда в платежном поручении страхователем указан несуществующий КБК или код платежа, администрируемого другим госорганом.

По существу, даже если по ошибке в платежном поручении на уплату страховых взносов был указан КБК платежа, администрируемого другим госорганом, у плательщика есть возможность его уточнить. Но к порядку, предусмотренному п. 11 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, это никакого отношения не имеет. Как уточнить платеж, произведенный на неверный КБК, разъяснил Минфин России в Письме от 4 марта 2011 г. N 03-02-07/1-64. В нем чиновники рассмотрели ситуацию, когда организация ошибочно перечислила суммы пенсионных взносов на КБК налогового органа. Как указали финансисты, в подобной ситуации страхователю необходимо обратиться с просьбой об уточнении платежа и в ИФНС, и в отделение ПФР. Тогда налоговики направят в ФК уведомление о том, что не являются администратором ошибочно перечисленной суммы, а Федеральное казначейство на основании такового учтет ее как невыясненное поступление. В свою очередь отделение фонда направит в казначейство уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет. На основании такового ФК отразит указанные поступления на лицевом счете ПФР, указанном в уведомлении, по уточненному КБК. Однако рассчитывать при этом на пересчет начисленных пеней не следует. Об этом свидетельствует Определение ВАС РФ от 16 сентября 2013 г. N ВАС-12475/13.

...и начисления пени

Итак, в деле, в пересмотре которого в порядке надзора тройка судей ВАС отказала, организация также "промахнулась", указав в "платежке" КБК, главным администратором доходов по которому является не ПФР, а Федеральная налоговая служба. Компании удалось уточнить платеж, причем с помощью подачи соответствующего заявления лишь в Пенсионный фонд. Однако оно было подано лишь спустя две недели после перечисления взносов и за пределами установленного срока их уплаты. В итоге именно на дату представления заявления и был уточнен платеж, а соответствующая сумма отражена на лицевом счете Пенсионного фонда. Исходя из этого представителями ПФР были начислены пени за несвоевременное перечисление взносов и выставлено страхователю соответствующее требование об их уплате. Поскольку таковое обществом исполнено не было, инспекторами фонда было принято решение о взыскании суммы пеней, которое, вместе с требованием об уплате пени, компания и попыталась оспорить в суде.

В первой же инстанции в удовлетворении требований организации было отказано в полном объеме. Не удалось добиться успеха и при апелляции. Судьи лишь скорректировали период, за который был начислены пени. Федеральный суд полностью данное решение поддержал, как и тройка судей ВАС. Как указали судьи, условия, предусмотренные для признания обязанности по уплате взносов исполненной, то есть в том числе верное указание КБК, позволившее зачислить деньги на соответствующий счет ФК, были соблюдены лишь с момента зачисления спорного платежа в бюджет ПФР. Следовательно, со дня, следующего за последним днем срока уплаты взносов, и до дня зачисления средств в бюджет ПФР на сумму такового подлежат начислению пени.

При платежах во внебюджетные фонды (ПФР и ФОМС) иногда случаются ситуации, когда не правильно указывают коды бюджетной классификации (КБК) или путают. Что делать в этой ситуации.

Самая плохая ситуация, когда указали неправильный код. Обычно, в банке, опытный оператор заметит ошибку, так как начинает появляться комиссия, которой быть не должно. Но всё же, такие ошибки бывают. Деньги поступают на счёт как не выясненный платёж, предпринимателю нужно оплатить всё заново, как правили, вместе с пенями и принять меры к возврату денег.

Вернуть ошибочно перечисленный налог можно в течение трёх лет со дня его уплаты (смотри п. 8 ст. 78 НК ).

Чаще возникает ситуация, когда коды просто путают. Как известно, при платежах во внебюджетные фонды нужно указать два или три кода. То есть, лицам до 1966 года рождения и старше нужно указать код страховой части пенсии и код ФОМС (медицинский фонд), тем, кто моложе, дополнительно указать код накопительной части пенсии.

Лучший вариант, когда перепутают коды накопительной и страховой частей пенсии. В этом случае, нужно будет прийти в пенсионный фонд и написать заявление на уточнения платежа. Плохо, если перепутали код фомс с какой, либо частью пенсионного платежа.

Несмотря на то, что расчётный счёт один, вас заставят оплатить налог повторно, а переплата зачтётся за следующий год. Это связано с тем, что деньги попали вместо регионального бюджета в федеральный.

Были случаи, когда плательщики не соглашались с требованием об уплате недоимки и пеней по страховым взносам и обращались в Арбитражные суды. Суды исходили из того, что страховые взносы поступали на счёт территориального управления Федерального казначейства, а значит, обязанность по уплате взносов считается исполненной. Причём, ПФР является главным администратором ПФ и ФОМС, а значит, имеет полномочия по уточнению платежа.

Ещё есть письмо Минфина от 29.03.12 № 03-02-08/31 . Смысл этого письма, что если реквизиты счёта (номер и название банка) указаны правильно, то обязанность по уплате налога считается исполненной. КБК это реквизит в платёжном поручении , он указывает принадлежность платежа. В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ это реквизит может быть уточнён.

Кроме того, в налоговом кодексе нигде не написано, что если КБК неправильно указан, то это основание для признания платежа недействительным.

То есть вот такая ситуация, на сегодня. Я платил взносы 31 декабря. День был насыщенный, и я перепутал КБК накопительной части пенсии и ФОМС. То есть, два раза уплатил в медицинский фонд. После праздников поехал в налоговую. Мне распечатали новую платёжку на накопительную часть и ещё на уплату пеней. Я заплатил. Теперь в новом году в ФОМС мне платить не надо, остались только пенсионные взносы. Я решил, что проще оплатить ещё раз, чем что-то доказывать. Сумма небольшая, время дороже.