Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока.

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Для лиц, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, отработали полный норматив рабочего времени не менее чем за 26 календарных недель, размер выплачиваемой им стипендии составляет 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы, но не свыше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого выплачивается стипендия. Стипендия не может быть ниже 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Остальным гражданам стипендия выплачивается в размере стипендий, установленных для соответствующих учебных заведений государством, но не ниже пособия по безработице, которое могло быть им назначено. И в этом случае стипендия не может быть ниже 100 рублей в месяц. При этом районный коэффициент на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях применяется к стипендии перечисленных лиц, которая не превышает 100 рублей в месяц. Тогда как лица, отработавшие норматив рабочего времени, указанные коэффициенты получают ко всем стипендиям, выплачиваемым в указанных местностях.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;

Постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны - в повышенном на 100 процентов размере.

В п. 6 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Зарегистрированные в качестве безработных имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости в случаях, если:

гражданин не имеет профессии (специальности);

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Одной из задач работодателей является создание условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих.

В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.

Порядок прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан конкретизируется в подзаконных нормативных правовых актах. В частности, эти вопросы регулируются Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2000 г. (в ред. от 8 февраля 2001 г.), которым утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения.

Еще по теме 6.3. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан по направлению органов службы занятости:

  1. § 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
  2. § 6. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
  3. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
  4. § 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
  5. § 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификациибезработных граждан
  6. Государственная политика в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников
В соответствии с Конвенцией № 122 Международной организации труда (МОТ), профессиональная подготовка безработных является составной частью активной политики занятости, включающей: содействие в трудоустройстве всех, кто готов приступить к работе и ищет ее; достижение максимальной продуктивности в работе, а также обеспечение каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости и возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени.

Таким образом, профессиональное обучение и переподготовка потерявших и ищущих работу граждан является одной из первоочередных задач, решаемых Государственной службой занятости населения (далее - служба занятости).

Насколько эффективно проводимое обучение? Как можно оценить ее эффективность? Какова роль службы занятости в этом процессе?

Можно выделить два возможных вида эффективности профессиональной переподготовки безработных службами занятости: -

экономическая, напрямую связанная с повышением конкурентоспособности рабочей силы; -

социальная, направленная на повышение адаптивности категорий трудоспособного населения, выпавших с рынка труда.

Предположим, что наиболее важным признаком эффективности системы профессиональной переподготовки безработных является повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Конкурентоспособность может проявляться либо в самом факте трудоустройства, либо в повышении трудовой мобильности. Мобильность на рынке труда может косвенным образом свидетельствовать о росте стоимости и качества рабочей силы (величина заработной платы - это только косвенный показатель повышения стоимости в сравнении с последним случаем занятости). Наиболее продуктивным является не просто текущее решение ситуации незанятости, а такое изменение «рабочей силы», которое может обеспечить перспективную занятость и перспективную ее оплату.

Таким образом, можно говорить о том, что существует текущая и перспективная эффективность. Текущая эффективность определяется фактом последующего трудоустройства, в том числе по полученной специальности. Перспективная эффективность - повышением конкурентоспособности на рынке труда, выраженная в трудовой мобильности. Наибольший эффект обучения и переподготовки незанятых через службы занятости определяется степенью ориентации на перспективу.

В данном случае перспективной (эффективной) будет считаться ситуация повышения профессиональных навыков и образовательного уровня не за счет их упрощения, а за счет сохранения (и повышения) прежнего их объема, повышающих возможности трудоустройства. К примеру, можно переобучить летчика на парикмахера, а можно сделать его оператором ЭВМ. Занятость по первому сценарию будет говорить о реструктуризации занятости в направлении роста малоквалифицированных профессий в сфере обслуживания, а также о дисквалификации в определенной степени. Второй сценарий представляется более перспективным с точки зрения возможностей мобильности рабочей силы.

Иными словами, проблема эффективности состоит в определении четких показателей степени соответствия профессиональной переквалификации краткосрочным требованиям современного российского рынка труда, с одной стороны, а с другой - долгосрочным тенденциям структурной перестройки.

Обозначенная выше проблема рассматривается через анализ действующего института (модели) профессиональной переподготовки безработных через государственную службу занятости.

Функции службы занятости в профессиональной подготовке безработных

Эффективность работы службы занятости по регулированию процессов занятости, перераспределению рабочей силы во многом зависит от того, насколько точно оцениваются спрос и предложение на рынке труда.

Для анализа используются, прежде всего, два источника информации: -

банк вакансий - по специальностям и профессиям, и по отраслям и территориям; -

банк безработных, состоящих в данный момент на учете, их социальнодемографические и профессионально-квалификационные характеристики.

В качестве дополнительного материала используется информация об экономическом развитии региона, города, планируемых высвобождениях, количестве и профессиональном составе выпускников профессиональнообразовательных учреждений.

Конъюнктура рынка труда, безусловно, является движущим фактором в определении того, кого переобучать и на какие специальности.

Затем оценивается дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, выявляется его характер. В основном вся аналитическая работа носит характер текущей, определяющей только краткосрочный прогноз. На данные краткосрочные прогнозы рынка труда и опирается вся работа по планированию обучения безработных.

Другой характерной особенностью анализа рынка труда, проводимого службой занятости, является тот факт, что он охватывает не весь рынок труда, а лишь тот его сектор, который сами сотрудники службы занятости называют «фиксированным». Этот сектор включает только тех граждан, которые обращаются в службу занятости, и те рабочие места, информация о которых представлена работодателями в качестве вакансий. Те, кто самостоятельно либо при помощи других посредников, занимается поиском работы и работников, оказываются за пределами этого рынка.

Сведения работодателей о потребностях в кадрах и их планируемом высвобождении, подаваемые предприятиями в службу занятости, по отзывам сотрудников служб занятости, не всегда соответствуют реальному положению дел, часто это просто отписка. Хорошие вакансии предприятия без труда заполняют самостоятельно, поэтому в банк службы занятости чаще всего попадают малопривлекательные вакансии. Как правило, речь идет о рабочих местах с неудовлетворительными условиями труда, низкой зарплатой, задержками выплат и т.д.

Спрос на рабочие места определяется составом клиентов службы занятости. В основном клиентами службы занятости становятся либо граждане, высвобожденные с предприятий, которые по закону должны получать дополнительное пособие в связи с сокращением, либо те, кто при потере работы рассчитывает на поддержку государства (в поиске работы, материальную поддержку, профессиональную переподготовку) в период безработицы, либо молодежь, не имеющая профессиональной подготовки или выпускники учебных заведений, получившие профессию, но еще не имеющие опыта практической работы.

Таким образом, служба занятости, как правило, имеет дело с весьма специфическим контингентом граждан. Чаще всего это наименее конкурентоспособные группы безработных, нуждающиеся в социальной поддержке государства. Что касается вакансий службы занятости, то они охватывают весьма определенный сегмент - наименее привлекательные рабочие места.

В связи с этим основной задачей профессионального обучения сами работники службы занятости называют ликвидацию дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

В начале каждого календарного года планируются основные направления обучения и профессии, затем в течение года ежеквартально производится их корректировка в соответствии с изменением спроса на рабочую силу, возможностями образовательных учреждений.

Перспективным направлением в подборе профессий для переобучения можно назвать соединение в одном учебном курсе обучение смежным профессиям, что, безусловно, является актуальным условием успешного трудоустройства.

Серьезной проблемой является тот факт, что список профессий, которым обучают по направлению службы занятости, не всегда отвечает интересам рынка.

Такое положение вещей отчасти связано с тем, что немаловажное значение имеет желание безработных обучаться по той или иной профессии, их готовность менять профессию. Претенденту на обучение, как правило, предлагается перечень профессий, по которым предоставляется возможность учиться, он должен сделать свой выбор. Несмотря на то, что спрос на рабочие специальности велик (токари, фрезеровщики, слесари разной специализации, плотники, каменщики и др. не переводятся в банке вакансий) и по этим профессиям существует хорошая образовательная база, желающих обучаться по ним очень мало.

Когда у человека, состоящего на учете в службе занятости, истекает срок выплаты пособия и он должен либо переобучиться, либо устраиваться на работу, многие выбирают обучение не потому, что собираются осваивать более перспективную профессию. Достаточно часто обучение рассматривается, как бесплатная возможность получить дополнительные навыки, которые могут быть востребованы в домашних условиях. Поэтому учебные группы на курсы парикмахеров, визажистов, водителей, портных, закройщиков набираются гораздо легче, чем на востребованные рабочие профессии, хотя эффективность трудоустройства после таких курсов невысока. Можно быть абсолютно уверенным, что ни одна парикмахерская не возьмет на работу такого «скороспелого» парикмахера без дополнительного обучения и денежных затрат. Хотя, возможно, такая специальность может дать шанс для самозанятости.

Таким образом, в ряде случаев служба занятости оказывается не способной оказать влияние на пополнение рынка необходимыми специалистами за счет переобучения безработных граждан, поскольку они отказываются от предложений получить ту или иную специальность, имеющую спрос у работодателей. Во многом это связано с дисбалансом спроса и предложения на рынке труда. Одна треть безработных имеет высшее образование, более половины безработных до того, как потеряли работу, были руководителями, специалистами, служащими. Для этих людей обучение рабочим профессиям связано с изменением социального статуса, что всегда болезненно, а для тех, кому за 40, в силу целого ряда причин часто невозможно.

Как показывает практика, довольно продуктивный путь повышения возможностей трудоустройства безработных - это не приобретение новой специальности, а повышение имеющейся квалификации. Но обучение безработных в форме повышения квалификации эффективно лишь при условии достаточной востребованности этой профессии (специальности) на рынке труда.

Возникает предположение, что, организуя обучение профессиям, заведомо мало востребованным на рынке труда, но привлекательным для безработных, службы занятости стараются тем самым в том числе решать собственные проблемы.

Они должны выполнять контрольные цифры по численности прошедших обучение и по освоению бюджетных средств, определенных на эти цели. (Так как есть опасение, что неосвоенные средства впоследствии могут стать причиной сокращения финансирования).

Организаторы обучения, не имея возможности набрать достаточное количество безработных для профподготовки по непопулярным рабочим профессиям, выполняют запланированные показатели по численности за счет профессий интересных, имеющих ценность в повседневной жизни, по которым не составляет труда укомплектовать учебные группы.

Безработные, зарегистрировавшись в службе занятости, не сразу получают возможность быть направленными на обучение. Это подтверждают опросы безработных, прошедших профессиональную подготовку. Как правило, им предлагают пройти обучение не ранее, чем через 6 месяцев с момента регистрации. Известны случаи, когда этот срок затягивался до 12 месяцев.

Раньше обучение в течение первых 6 месяцев регистрации в качестве безработного было для него материально невыгодно, поскольку во время обучения человек получал небольшую стипендию вместо пособия по безработице (а его размер в этот период максимален). С 1999 г. порядок выплаты стипендии был изменен. Стипендия стала исчисляться как процент от средней зарплаты безработного, и фактически стала равна пособию по безработице (первые 6 месяцев - 75%). Поэтому безработный, направленный на обучение, теперь ничего не теряет. Но такой порядок исчисления становится невыгодным службе занятости. В этом случае большие стипендии бременем ложатся на бюджет, предназначенный для профподготовки, поскольку пособия по безработице начисляются по другой статье бюджета. Увеличение затрат в расчете на одного обучающегося за счет больших стипендий реально приводит к снижению числа граждан, направляемых на профподготовку, что противоречит интересам службы занятости - охватить обучением наибольшее число безработных.

Более того, это затрудняет выполнение контрольных показателей по денежным затратам и количеству обученных за конкретный период. Известны случаи, когда человек, имеющий перед обращением в службу занятости высокооплачиваемую работу, в течение года не имел ни одного предложения работы и при этом не направлялся на обучение. Экономя средства, сотрудники службы занятости дают направление, как правило, только после того, как размер возможной стипендии безработного сведется к минимуму. Поэтому до сих пор на повышение квалификации и обучение чаще всего направляются длительно неработающие граждане.

Профподготовке предшествует профессиональное консультирование и отбор. Целью профессионального консультирования является определение сферы предпочтительной деятельности с учетом профессиональных и личностных качеств безработного и ситуации на рынке труда. Особенно в такой услуге нуждаются молодые люди, не имеющие опыта работы, а также нередко лица среднего возраста, перед которыми стоит необходимость смены профессии. Профотбор предполагает выявление степени соответствия индиви- дуально-психологических особенностей человека требованиям выбранной профессии. Заключения профконсультантов и психологов носят рекомендательный характер.

Критериями отбора является наличие общих способностей к обучению, а также некоторых индивидуально-психологических качеств, необходимых для успешного овладения избранной профессией. Однако главенствующим критерием выступает наличие у безработного желания пройти обучение или переподготовку.

Процедуры отбора (тестирование с использованием особых методик) проводятся при направлении лишь на высококвалифицированные специальности.

Основанием для направления человека на профессиональное обучение по таким специальностям, как бухгалтер, учитель иностранного языка начальной ступени, врачи и медсестры разной специализации, секретарь-ре- ферент и др. является не только желание безработного, но и уровень его базовой подготовки, опыт работы, предшествующий направлению на профессиональное обучение, так как эти курсы рассчитаны на повышение квалификации и расширение профессиональных возможностей в рамках уже имеющейся специальности. Для большинства же профессий требования к образованию и предыдущему опыту работы не предъявляются.

Взаимоотношения с безработными, направляемыми на профессиональное обучение, служба занятости строит на договорной основе. Существует несколько видов договоров. 1.

Договор на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработного гражданина (подписывают гражданин и служба занятости).

По этому договору служба занятости обязуется организовать обучение и выплачивать стипендию. Гражданин обязан пройти полный курс обучения в соответствии с графиком, по окончании сдать экзамен и получить документ, удостоверяющий приобретение профессии (специальности), в случае трудоустройства после окончания обучения в течение 3-х дней представить справку с места работы (на практике последний пункт не выполняется), в случае невыполнения гражданином обязательств по договору без уважительных причин, он может быть отчислен, за неуспеваемость и нерегулярное посещение занятий размер стипендии может быть уменьшен на 25% или приостановлена выплата стипендии сроком до одного месяца. 2.

Договор на обучение, переобучение, повышение квалификации безработного гражданина с возмещением затрат учебного заведения (подписывают гражданин, служба занятости и учебное заведение).

По этому договору гражданин оплачивает 50% стоимости обучения. Такая практика обучения используется, например, для повышения квалификации медицинских работников, состоящих на учете в службе занятости, так как стоимость обучения достаточно высока и не вписывается в нормативы затрат. К обязательствам гражданина по этому договору добавляется возме щение стоимости обучения учебному заведению в размере 50% с каждой стороны. Учебное заведение в соответствии с договором должно предоставить гражданину учебное место при предъявлении направления службы занятости, обучить по профессии (специальности), согласно квалификационным требованиям. 3.

Договор о содействии в организации собственного дела безработным гражданином с условием предварительного профессионального обучения (подписывают служба занятости и гражданин).

Этот договор, помимо вопросов, касающихся обучения, регулирует финансовые отношения службы занятости и гражданина (выделение субсидии, компенсационных выплат на организацию собственного дела, предоставление документов по целевому расходованию средств и ответственность сторон в связи с этими обязательствами). 4.

Договор о профессиональном обучении безработных граждан с последующим трудоустройством (подписывают служба занятости и работодатель, согласовывается с банком).

Служба занятости по такому договору финансирует все затраты, связанные с обучением и выплатой стипендии, причем обучение может производиться не только в образовательных учреждениях, сотрудничающих со службой занятости, но и на учебной базе самого предприятия. Работодатель в этом случае должен забронировать рабочие места для приема безработных, направленных на обучение, и в 7-дневный срок после получения ими документа установленного образца предоставить в службу занятости приказ об их трудоустройстве. Кроме того, работодатель обязуется не производить высвобождение работников, принятых на работу после обучения, в течение 1 года со дня их приема на работу. Здесь же оговаривается порядок возмещения затрат на обучение. В случае невыполнения работодателем обязательств по договору, служба занятости вправе списать все затраты, связанные с обучением, с расчетного счета предприятия. Такой договор для службы занятости наиболее предпочтителен, поскольку он реально решает вопрос с трудоустройством граждан, прошедших обучение. На сегодняшний день это самый эффективный путь расходования средств на обучение.

Заключая со службой занятости договор на обучение, безработный заполняет стандартное заявление. В заявлении указывается причина, по которой он желает переобучаться: -

нет возможности трудоустроиться по имеющейся профессии (специальности); -

отсутствует необходимая для трудоустройства квалификация; -

утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); -

требуется повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности).

В этом же заявлении отмечается предполагаемый вариант (1 из 4) трудоустройства после обучения: -

буду самостоятельно заниматься поиском работы; -

буду трудоустраиваться согласно договору с предприятием (гарантийное письмо); -

организую собственное дело; -

займусь индивидуальной трудовой деятельностью.

Этот момент очень важен. В соответствии с законодательством, граждане, прошедшие обучение и не сумевшие найти работу, вновь признаются безработными в установленном порядке. Заполняя заявление вместе с договором, большинство граждан расценивают его как продолжение договора, а отмеченный вариант трудоустройства после обучения - как свое обязательство перед службой занятости. Работники службы занятости не стараются внести ясность и объяснить права безработных, что вполне понятно. В результате граждане, прошедшие обучающий курс и не сумевшие найти работу, не возвращаются в службу занятости (во всяком случае, в первые 3 недели, пока их возврат отслеживается). Только встав повторно на учет в службе занятости в течение 3 недель со дня окончания курсов, человек попадает в категорию нетрудоустроенных после обучения, ухудшая статистику службы занятости. Поскольку связь с гражданами после прохождения курса обучения практически утрачивается, человек, не вставший на учет, считается условно трудоустр оенным.

Такой порядок оценки эффективности обучения объясняет высокую результативность трудоустройства в отчетности службы занятости (в некоторых случаях ее оценивают до 95 %), что в большинстве случаев не соответствует действительности.

> Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан

В пункте 1 статья 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1«1 Ильина А.Ю. Заполняем справку для службы занятости // Зарплата, 2012, № 4»

Отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

Наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

Утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии. Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями.

В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока. 1«1 Егоркина О. «Арсенал предпринимателя», как рассчитать средний заработок для пособий по безработице 2013, № 2»

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Из пункте 2 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В соответствии с пункте 4 статьей 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;

Постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны - в повышенном на 100 процентов размере. 1«1 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга., 2011, № 8»

В п. 6 статьи 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из пункта 1 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения: 1«1 Сойфер В.Г. "Законодательство и экономика", занятость рабочих мест: некоторые актуальные проблемы, 2011, № 10»

Обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

Организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

Осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;

Давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ № 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

Запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

Посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;

Выступать в качестве учредителей учебных центров;

Разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

Давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;

Давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со стаьей 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. 1«1 Полятков С. Консультируют специалисты службы занятости // Арсенал предпринимателя, 2012, № 10»

Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом. 2«2 Забрамная Е.Ю. Органы занятости желают знать... // Главная книга, 2011, № 8»

К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в статье 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены:

Инвалиды;

Граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор;

Лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам;

Молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;

Лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту);

Беженцы и вынужденные переселенцы;

Граждане, уволенные с военной службы и члены их семей;

Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;

Семьи, в которых оба родителя признаны безработными;

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места.

Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест. 1«1 Гусева Т.С. «Российская юстиция», правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность, 2011, № 10»

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может быть осуществлена путем предоставления возможности в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В пункте 3 статьи 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости предоставлено безработным инвалидам, безработным гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих или гражданам, уволенным с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности).

Праву перечисленных граждан пройти в приоритетном порядке профессиональное обучение корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить возможность обучения в привилегированном порядке. Невыполнение органом службы занятости данной обязанности позволяет перечисленным гражданам защищать свои права в установленном законодательством порядке, к примеру, путем предъявления требований к органу службы занятости о направлении в учебное заведение, с которым у этого органа имеется соответствующий договор. Подобные заявления могут быть рассмотрены в суде общей юрисдикции.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах.

По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.