Что означает крест на андреевском флаге. Почему так называется андреевский флаг

Бело-синий символ чести русских моряков
11 декабря в России отмечается День Андреевского флага, дарованного флоту первым российским императором Петром Великим / Цикл «Наши победы»

Спросите любого российского военного моряка о том, какие два самых главных цвета ассоциируются у него с флотом, - и услышите в ответ: синий и белый. И совершенно закономерно. Именно таковы цвета одного из самых знаменитых военно-морских флагов в мире - отечественного Андреевского флага. Ещё в


___

Подъем Андреевского флага на водноспортивной станции Тихоокеанского флота во время празднования Дня Военно-морского флота во Владивостоке

11 декабря* в России отмечается праздник в его честь: в этот день в 1699 году Петр Первый утвердил знаменитый косой синий крест на белом фоне в качестве символа отечественного военного флота. Под Андреевским флагом суда Российского Императорского флота ходили на протяжении двух с лишним веков: с 1699 по 1924 год. Это полотнище осенило самые знаменитые морские баталии, составившие славу русских моряков: Гогландскую и Гангутскую, Синопскую и Чесменскую, Хиосскую и Цусимскую. Под этим флагом шли в бой, не заботясь о числе кораблей противника, линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий», крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», парусный корабль «Орел» и миноносец «Стерегущий». Синий косой крест на белом фоне осенял собой берега Антарктиды, принесенный туда шлюпами «Восток» и «Мирный», путешествовал вокруг земного шара на фрегате «Паллада» и корвете «Витязь». И всегда оставался символом беззаветного служения русских моряков Родине.


___

Гангутский бой (фрагмент). Художник Рудольф Яхнин

Крест, осенивший русский флот

Существует красивая легенда о том, как именно первый российский император Петр Алексеевич придумал рисунок Андреевского флага. Дескать, засидевшись допоздна над эскизами военно-морского флага для только-только нарождавшегося русского флота, царь задремал прямо за столом. А проснувшись поутру, внезапно увидел косой синий крест, упавший на белый лист перед его лицом. Так причудливо преломился и лег на бумагу солнечный свет, прошедший через цветной витраж на окне царского кабинета…

Увы, в реальности все это вряд ли могло произойти именно так. Первый эскиз, на котором появился косой Андреевский крест, нарисован был в 1692 году одновременно с другим - классическим бело-сине-красным. На фоне такого же триколора был впервые изображен государем и косой синий крест, что вряд ли могло стать результатом удачной игры света и тени.


___

Петр I. Художник Поль Деларош (1838)

Окончательно же Андреевский флаг утвердился в качестве главного военно-морского флага России в 1712 году, когда Петр I подписал высочайший указ о его повсеместном использовании: «флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Есть и еще одна причина, по которой Петр Первый выбрал Андреевский крест в качестве символа русского военного флота. В 1703 году русские заняли остров Котлин, и таким образом исполнилась заветная мечта первого российского императора - выход в Балтийское море. Оно стало четвертым для России морем, на котором империя утвердила свое владычество: вместе с Каспийским, Азовским и Белым. И, таким образом, четырехконечный Андреевский крест получил совершенно новое значение для России.

Умереть на посту у флага

«Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели, под штрафом лишения живота», - сказано в «Уставе морском о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море», собственноручно написанном Петром I. Требование это неукоснительно соблюдалось на русском флоте, и не было для российских моряков бесчестья страшнее, чем спустить флаг перед лицом неприятеля.

Чтобы никто не мог в одиночку решиться на такое безумие, кормовой Андреевский флаг - а именно он считался и считается главным на кораблях русского флота - всегда охранялся вооруженным часовым. Достаточно сказать, что такой же строгой охраной обеспечивалась на парусных судах еще только крюйт-камера, то есть корабельное хранилище пороха и ядер.

В книге российского историка военного флота Николая Манвелова «Обычаи и традиции Российского Императорского флота» приводится несколько удивительных фактов того, как моряки, охранявшие флаг, не покидали свои посты до прихода нового часового даже после тяжелейших ранений. Например, пишет автор, «в ходе боя у Порт-Артура 27 января 1904 года часовой у кормового флага броненосного крейсера "Баян" Никифор Печерица получил осколочные ранения в обе ноги, однако пост не покинул. Сменили его только после боя - офицеры заметили, что унтер стоит в крайне неестественной позе. Одним из последних покинул свой корабль в корейском порту Чемульпо (современный Ичхон) и часовой у знамени крейсера "Варяг". Боцманмат Петр Оленин не сменялся на протяжении всего боя и не погиб чудом - осколками посекло голландку и брюки, разбило приклад винтовки и разорвало сапог. При этом сам унтер получил лишь легкое ранение в ногу. Часовой у флага на грот-мачте броненосного крейсера "Россия" в бою с японскими кораблями в Корейском проливе 1 августа 1904 года временно покинул пост только по требованию старшего офицера крейсера. К тому моменту он был неоднократно ранен и истекал кровью. Нетрудно догадаться, что на свое место он вернулся сразу после перевязки».


___

Крейсер «Варяг»

И надо признать, что от мысли спустить флаг перед неприятелем русских моряков удерживал вовсе не «штраф лишения живота», а твердая убежденность в том, что этот поступок не может быть оправдан. Недаром же за всю историю русского флота известны лишь два случая, когда корабли все-таки решились на спуск флага - но, как ни удивительно, никто из офицеров и матросов не был наказан за это смертью. Вероятно, потому, что жить с клеймом клятвопреступника и труса было гораздо большим наказанием, чем расстаться с жизнью.

«Дабы в последующем трусов для русского флота не плодить»

Первый случай произошел в мае 1829 года, когда командир фрегата «Рафаил» капитан II ранга Семен Стройников, чтобы спасти свою команду от неминуемой смерти, спустил Андреевский флаг перед превосходящей его числом турецкой эскадрой. Захваченный корабль вошел в состав турецкого флота и через 24 года во время Синопского сражения был сожжен русской эскадрой - как того и требовал царский указ, навсегда вычеркнувший имя «Рафаил» из списка кораблей русского флота. А обесчещенный экипаж попал в плен и после окончания войны вернулся на родину, где в почти полном составе - от капитана до последнего трюмного, за исключением одного мичмана, возразившего командиру! - был разжалован в матросы. Кроме того, император Николай I своим личным указом запретил бывшему командиру фрегата жениться, «дабы в последующем трусов для русского флота не плодить». Правда, эта мера опоздала: к тому времени у Стройникова уже были два сына - Николай и Александр, и позор отца не помешал им стать морскими офицерами и дослужиться до званий контр-адмиралов.


___

Морской Георгиевский знаменный флаг - награда за защиту Севастополя в Крымской войне / Фото: Музей истории Черноморского флота (Севастополь)

Два святых на одном флаге

5 (17) июня 1819 года императорским указом Александра I был утвержден Георгиевский Андреевский флаг, где поверх Андреевского креста был изображен красный геральдический щит с каноническим изображением святого Георгия Победоносца. Так на одном флаге появились символы сразу двух святых, особо почитаемых в России: святого Георгия и святого апостола Андрея.

Второй случай спуска Андреевского флага зафиксирован уже в царствование последнего самодержца всероссийского Николая II. На второй день Цусимского сражения сразу пять кораблей русского флота решились на бесчестье, чтобы спасти жизнь 2280 русских моряков. Как пишет автор книги «Обычаи и традиции Российского Императорского флота», тогда «японскому флоту под командованием адмирала Хэйхатиро Того сдались два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и миноносец, на борту которого находился тяжело раненный командующий 2-й эскадрой флота Тихого океана вице-адмирал Зиновий Рожественский. На удивление современников, с адмиралами сдавшихся боевых судов поступили весьма мягко. Командующий 3-м боевым отрядом эскадры контр-адмирал Николай Небогатов был сначала лишен чинов и наград, а затем, в 1906 году, приговорен к смертной казни, сразу же замененной 10 годами заключения в крепости. Впрочем, отсидел он лишь 3 года и был досрочно освобожден. Флот, впрочем, ему спуск флага не простил - сыну Небогатова, обучавшемуся в Морском кадетском корпусе, была устроена такая обструкция, что ему пришлось покинуть корпус и оставить все надежды стать морским офицером». Такая же замена смертной казни на десятилетнее заключение в крепости ожидала и командиров сдавшихся с Небогатовым кораблей.

Возвращение легенды

То, что за всю двухвековую с лишним историю русского военного флота Андреевский флаг спускали перед лицом неприятеля лишь дважды, а примеров, когда наши моряки поднимали на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» и стояли до конца, было куда больше, говорит о многом. Прежде всего - о том, с какой гордостью несли русские военные моряки свое звание и свой сине-белый символ. И несли до последнего: уже после того, как Россия стала советской, Андреевский флаг продолжал развеваться над русскими кораблями, которые их экипажи успели увести из Севастополя в далекий Бизерт. Только там и только после того, как Франция в 1924 году признала Советскую Россию и отказалась признавать флаги Российской империи, моряки со слезами на глазах спустили легендарные полотнища.

Но андреевские цвета никуда не делись! На первом флаге Рабоче-Крестьянского Красного Флота присутствовал только Андреевский крест - пусть и на красном фоне и соседствуя с красной звездой. Но, когда в 1935 году был утвержден новый военно-морской флаг, вернули его основные цвета: белое полотнище с широкой синей полосой. Отказавшись от всех символов «прогнившего самодержавия», большевики все-таки не решились покуситься на символ русского флота.

И флот достойно ответил на это решение. Под советским военно-морским флагом русские моряки снискали не меньшую славу, чем под Андреевским, достойно продолжая дело своих предшественников и не посрамив их чести. Когда же страна перестала быть советской, одним из первых решений Всеармейского офицерского собрания 17 января 1992 года стало ходатайство о замене военно-морского флага СССР военно-морским флагом России - Андреевским. В тот же день правительство России приняло постановление о возвращении статуса Андреевского флага. Президентский указ об утверждении новых флагов страны, в том числе и военно-морского, подписан 21 июля 1992 года.

* Указ Петром был подписан 1 декабря 1699 года по старому стилю. Из-за разночтения в датах в некоторых источниках Днем Андреевского флага считается 10 декабря.

Связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека "Осада Азова в 1696 году"(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года.

Другие историки считали, что уже на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго

Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме.

Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так:

"Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия".

Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.

Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины.

В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море.

В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.

Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета.


На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов (часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра). Например, на гравюре, изображающей корабль "Предистинация" на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). Фрегат "Думкарт" изображён с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов.

На гравюре с изображением "Полтавы" на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. Впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения.

Чем был для русских моряков начала ХХ века Андреевский флаг?

Согласно Морскому уставу тех лет - тем же, что и знамя (или штандарт) полка. (То есть "священной хоругвью", символом воинской чести и боевого товарищества 1 .)

А также "хоругвью Русского Государя" 2 (каковой сухопутные знамена никогда не считались).

В реальности, однако, даже кадровые флотские офицеры - и после февраля 1917-го сплошь оставшиеся монархистами - считали Андреевский флаг символом прежде всего страны, России 3 .

Как символ России, уточнял Морской устав хранитель традиций русского флота лейтенант Л.И. Павлов, Андреевский флаг "выше" и знамени, и штандарта, и хоругви! "Он не принадлежит отдельному кораблю, части, соединению", "он вмещает в себе все знамена и стяги России" 4 .

Отдать честь флагу

Это значение Андреевского флага подчеркивала особая торжественность ритуала его подъема (в 8 часов утра) и спуска (с заходом солнца).

Устав требовал присутствия при этом только офицеров и караула - но на практике к подъему и спуску флага "свистали наверх" всех свободных от вахты.

"Сотни глаз устремлены на флаг. Торжественный впечатляющий момент, - вспоминал уже в эмиграции капитан 2 ранга Н.А. Монастырёв. - [...] На корабле не слышно ни шороха. Царит абсолютная, очень впечатляющая тишина, когда Андреевский флаг медленно скользит вниз по гафелю" 5 ...

Честь при подъеме и спуске флага отдавали, снимая головной убор - в "знак исключительного почтения" 6 ...

Традиционное отдание чести при вступлении на почетную часть верхней палубы - шканцы - в начале ХХ века воспринималось на флоте уже как отдание чести флагу, символу России 7 . При этом тоже снимали головной убор.

Сухопутные знамена и штандарты и сами отдавали честь - перед императором их склоняли. Андреевский же флаг не салютовал даже императору! Наоборот, Николай II отдавал, вступая на шканцы, честь флагу (ограничиваясь, правда, прикладыванием руки к козырьку фуражки или к треугольной шляпе - парадному головному убору флотского офицера).

Приспускали флаг только при отпевании покойников - по-христиански преклоняясь "перед высшей тайной смерти" 8 .

Охранять до последней капли крови

Но вот и еще одно отличие Андреевского флага от сухопутных знамен и штандартов: "святая святых" он ТОЛЬКО ЕСЛИ ПОДНЯТ 9 !

Потому что только в этом случае он показывает принадлежность корабля России (и, значит, предстает как ее символ).

А лежащий в сигнальном ящике - он просто предмет снабжения. Вроде весла или брезента. Заменяемый по мере надобности...

Знамена и штандарты сухопутных войск в статусе предметов снабжения пребывали у нас лишь до конца XVIII века. В 1797 году рыцарь и романтик Павел I придал им священный характер, сделав их службу бессрочной. Утратит полк знамя или штандарт - значит, будет служить без "священной хоругви". Пока не заслужит снова...

А вот 24 Андреевских флага, добытые японцами с затопленного 27 января 1904 года своими же крейсера "Варяг",

Не будут родине укором,
Не станут пораженьем ей 10 .

Потому что их взяли НЕ ПОДНЯТЫМИ!

Впрочем, и неподнятые охранялись русскими офицерами "до последней капли крови", как требовал Морской устав 11 . Среди них лейтенант Н.Н. Нозиков с погибшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении крейсера "Владимир Мономах", будущий советский морской историк. В нигилистические 1920-е годы ему не было никакого смысла лгать собиравшему материалы о Цусиме А.С. Новикову-Прибою. А Нозиков рассказал писателю, как вырвал из рук японского унтер-офицера вытащенный тем из-под банки (скамьи) мономаховского баркаса шлюпочный Андреевский флаг, пронзил его саблей и утопил с этим грузом в море...

В виду неприятеля -
поднять стеньговые!

Поднятый Андреевский флаг - это еще и символ готовности защитить интересы России.

Он означает, что русские моряки не скрывают свою государственную принадлежность. И готовы ответить на любые претензии к своей стране.

Поэтому Андреевский флаг поднят:

При встрече с другим кораблем в море,

При входе на рейд, на котором стоят военные корабли или есть крепость, и при выходе с него,

При входе на рейд и выходе с него другого военного корабля.

Андреевский флаг поднимали даже тогда, когда он должен был быть спущен, - между заходом солнца и восемью утра и в ненастную погоду.

Чтобы всем было ясно: здесь - защитник интересов России!

По той же причине "в виду неприятеля", независимо от погоды и времени суток, наряду с кормовым флагом поднимали стеньговые - на верхней оконечности (топе стеньги) каждой из мачт.

Чтобы враг смог рассмотреть русский флаг с гарантией!

И не питал иллюзий относительно намерений русских моряков.

Сигнал миру:
Бой - принимаем!
Письмо - не успею.
Иду - не боюсь.
Россию и веру -
Собой прикрываем.
В вышнем - прозрею,
Иду - не сдаюсь!

Поэт Вадим Шарыгин написал это про сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!" - но именно такое значение имели поднятые стеньговые Андреевские флаги. И воспетое поэтом

Флагов соцветье
Русской Голгофы -

это не только белый, красный и синий цвета сигнальных флагов "Шапка", "Живете" и "Аз" (из которых набирается сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!"), но и белый и синий - стеньговых Андреевских.

"Погибаю, но не сдаюсь!"

16 октября 1914 года минный заградитель "Прут" был настигнут в районе Севастополя германским линейным крейсером "Гёбен".

Уйти тихоходный "Прут" не мог. Драться - тоже. В бортовом залпе "Гёбена" - десять 280-мм и шесть 150-мм снарядов, весом соответственно по 300 и 46 килограммов. А на "Пруте" - восемь 47мм пушек с полуторакилограммовым снарядом. Годных лишь для салютов...

Поэтому командир заградителя капитан 2 ранга Г.А. Быков 1-й приказал затопить корабль.

А когда с "Гёбена" предложили сдаться, - приказал поднять стеньговые флаги.

По напоминанию мичмана В.А. Алексеева (восьми утра еще не было) подняли и кормовой.

С поднятыми флагами, расстреливаемый "Гёбеном", "Прут" и ушел под воду.

(А сигнал "Погибаю, но не сдаюсь!" Владимир Алексеев приказал поднять 18 июня 1918 года, в Новороссийске, перед тем, как затопить свой эсминец "Гаджибей", чтобы не сдать его немцам. Вслед за "Гаджибеем" этот сигнал подняли и остальные корабли, чьи команды решили не возвращаться в занятый немцами Севастополь, - на странице 46)

Поскольку в бою Андреевский флаг должен быть ПОДНЯТ, к нему приставлялся часовой из строевых унтер-офицеров. Чтобы не дать никому спустить флаг! А если флаг сбит - поднять снова.

Стоя на верхней палубе, часовой был беззащитен от разрывов снарядов.

"Это сурово, но это красиво, - писал об этом известный прозаик, поручик русской армии С.Н. Сергеев-Ценский. - Тут если и теряется жизнь, зато на высшей своей точке, в экстазе борьбы за самое дорогое в жизни, за то, что ее освещает, за то, что ее подымает, за то, чем она широка..." 12

В бою 27 января 1904 года с японским флотом у Порт-Артура часовой у флага на крейсере "Баян", квартирмейстер (по-нынешнему - старшина 2-й статьи) Никифор Печерица, был ранен в обе ноги. Но узнали об этом уже после боя, по неестественной позе продолжавшего стоять часового...

Едва стих бой у Порт-Артура, как в 288 милях юго-восточнее начался бой при Чемульпо. Пошли на прорыв блокированные в этом порту крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец".

Осколки снарядов изорвали на часовом у флага на "Варяге", боцманмате (по-нынешнему - главный старшина) Петре Оленине одежду. Порвали, слегка поранив ногу, сапог. Изуродовали приклад винтовки.

Но Оленин стоял на посту. Поднял, при помощи сигнальщиков Ивана Медведева и Ильи Казарцева, вместо сбитого новый кормовой флаг - и покинул тонущий крейсер в числе последних 13 .

"Помню часового у [стеньгового. - Авт.] флага на грот-мачте, раненого, в крови, не хотевшего уйти по моему приказанию и ушедшего лишь по приказу старшего офицера", - писал о бое 1 августа 1904 года в Корейском проливе дравшийся на крейсере "Россия" мичман Г.М. Колоколов 14 .

Пост N1

Квартирмейстер Василий Прокопович с броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" без смены простоял часовым у флага все Цусимское сражение.

В первый его день, 14 мая 1905 года, осколки срезали гафель грот-мачты - на котором поднимался на ходу кормовой флаг. Но Прокопович тут же поднял флаг на правом ноке (оконечности) грота-рея.

15 мая, в бою с броненосными крейсерами "Ивате" и "Якумо", он снова стоял на часах у флага - и был убит одним из последних японских снарядов.

На крейсере "Аврора" в бою 14 мая кормовой флаг сбивало семь раз. Но и после седьмого лейтенант Г.К. Старк 3-й () "скомандовал своим резким металлическим голосом, спокойно как всегда: "На флаг! Флаг поднять!"" 15 .

Часовой у флага, квартирмейстер Николай Борисов был уже тяжело ранен в руки и ноги. А все фалы (снасти, на которых поднимают флаги) - перебиты.

Тогда боцман (по-нынешнему - главный корабельный старшина) Василий Козлов полез на нок гафеля.

И поднял флаг в восьмой раз. Закрепив его на других снастях - эринс-талях.

Расстреливаемая 6 августа 1915 года в Рижском заливе германскими линейными кораблями "Позен" и "Нассау" и крейсером "Аугсбург" канонерская лодка "Сивуч" превратилась в плавучий костер.

Но и в этом аду кто-то дважды поднимал сбитый кормовой флаг 16 !

А капитан 2 ранга Г.Ф. Керн - командир погибавшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении миноносца "Громкий" - приказал прибить стеньговый флаг к топу фок-мачты (благо та была сосновой) гвоздями. И сигнальщик Скородумов влез на мачту без скоб-трапа и без веревочной лестницы...

В 1946 году советские зрители увидели киношедевр сценариста (штурмана дальнего плавания!) Георгия Гребнера, режиссера Виктора Эйсымонта и оператора Бориса Монастырского - фильм "Крейсер "Варяг"". И сегодня, глядя на экран, испытываешь сильнейшее волнение и от церемонии поднятия Андреевского флага, и от взвившихся перед боем стеньговых, и от флага, поднятого взамен сбитого в бою...

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
во славу мы русского флага...

1. Смирнов А.А. "Знамя есть священная хоругвь..." // Родина. 1994. N 8. С. 90-91.
2. Свод морских постановлений. Кн. Х. Морской устав. Издание 1901 года. СПб., 1902. С. 331.
3. См., напр.: Павлов Л. "Тебе - Андреевский флаг!" // Военная быль. (Париж). 1961. Ноябрь. N 51. С. 2; Граф Г.К. На "Новике". Балтийский флот в войну и революцию. СПб., 1997. С. 453.
4. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
5. Монастырев Н.А. Гибель царского флота. СПб., 1995. С. 8, 26.
6. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии Русского императорского флота. М., 1992. С. 44.
7. Там же. С. 39; Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
8. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.
9. Там же.
10. Троицкий М.В. "Стерегущий" // Троицкий М.В. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1962. С. 177.
11. Свод морских постановлений. Кн. Х. С. 331.
12. Сергеев-Ценский С.Н. Бурная весна // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России. Эпопея. Бурная весна. Горячее лето. М., 1989. С. 164.
13. Мельников Р.М. Крейсер "Варяг". Л., 1975. С. 197; Бой "Варяга" у Чемульпо 27 января 1904 года // Морские сражения русского флота. Воспоминания, дневники, письма. М., 1994. С. 504.
14. Колоколов Г. На крейсере "Россия". СПб., 1997. С. 47.
15. Кравченко В. Через три океана. Воспоминания врача о морском походе в Русско-Японскую войну 1904 - ]}