Биография. Павел сахаров Павел иванович сахаров

Родился 23 июля 1918 года в городе Иваново - Вознесенск (ныне Иваново) в семье служащего. Окончил 7 классов и школу шофёров. Работал водителем. В 1937 году поступил в Ивановский аэроклуб. После окончания - работал в нём же инструктором. С 1940 года Павел Сахаров в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Серпуховскую объединённую военную школу пилотов и авиамехаников. Направлен в 20-й истребительный авиационный полк.

С июня 1941 года сержант П. И. Сахаров в действующей армии. По 1942 год в составе 57-го смешанного авиационного полка воевал под Смоленском, на Северо - Западном фронте, участвовал в обороне Ленинграда. Весной 1942 года переведён в 20-й ИАП Северного флота. С мая 1944 года - в 78-й ИАП Северного Флота.

К ноябрю 1944 года командир эскадрильи 78-го Краснознамённого истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота) капитан П. И. Сахаров совершил 137 боевых вылетов, в 18 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника, уничтожил 2 склада. Принимал участие в потоплении транспорта и каботажного судна. Его эскадрилья сбила 14 самолётов, потопила 15 и повредила 3 корабля противника.

5 ноября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в морской авиации. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1961 года полковник П. И. Сахаров - в запасе. Жил в городе Иваново. Умер 24 октября 1985 года. Похоронен в Иваново на кладбище Балино. Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота в посёлке Сафоново.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды; медалями. Его имя присвоено улице в Иванове и истребителю МиГ-31 в 174-м Гвардейском истребительном авиационном полку.

* * *

Перед Вами фотография, пожелтевшая от времени. На ней часть кабины самолёта, из которой зорко наблюдает за небом молодой лётчик - истребитель, готовый в любую минуту ринуться ввысь и схватиться с врагом. Это Павел Иванович Сахаров, заснятый в 1943 году в советском Заполярье, невдалеке от Мурманска. Там прошла его лётная юность, там он стал асом, как всерьёз называли его друзья, там он получил звание Героя Советского Союза.

Павел Иванович Сахаров оодился 23 июля 1918 года в городе Иваново - Вознесенске (ныне город Иваново) в семье рабочего. По другим данным - в деревне Мельниково Родниковского района Ивановской области, но в детстве с родителями переехал в Иваново. Окончил 7 классов и школу шофёров городе Владимире. Работал водителем в Научно - Исследовательском институте в Иваново. Без отрыва от производства в 1939 году окончил в Ивановский аэроклуб и остался в нём работать лётчиком - инструктором. С тех пор его жизнь стала принадлежать авиации. C декабря 1940 года в рядах Красной Армии. В июле 1941 году досрочно окончил Серпуховскую объединённую военную школу пилотов и авиамехаников, получил направление в 12-й истребительный авиационный полк.

С июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 57-го смешанного авиационного полка воевал на Западном фронте. Боевое крещение получил в боях под Смоленском, на истребителе И-153 "Чайка" летал на прикрытие своих войск, разведку и штурмовку войск противника.

С декабря 1941 года по март 1942 года был командиром звена 13-го запасного авиационного полка (город Кузнецк), освоил истребитель Як-1.

Весной 1942 года сержант Сахаров вернулся на фронт в составе только что сформированного 20-го истребительного авиационного полка, был назначен командиром звена. В апреле полк начал свою боевую деятельность в составе Ударной авиагруппы на Волховском фронте, выполняя задачу по выводу из окружения 2-й Ударной армии в районе Мясной Бор - Кириши. После выполнения этой задачи в июне 1942 года полк был перебазирован на Северный флот.

Мурманск - единственный незамерзающий порт на севере нашей страны, через него питались всем необходимым находившиеся там советские войска. Поэтому сюда настойчиво рвались и сухопутные, и морские силы фашистской Германии.

Здесь, в Заполярье, со всей полнотой раскрылся талант Павла Ивановича Сахарова как лётчика - истребителя. Много раз он сопровождал своим звеном, а потом и эскадрильей, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики, штурмовики, которые наносили смелые удары по врагу. Часто летал на разведку фашистских аэродромов, караванов судов, на штурмовку батарей и складов врага.

В начале ноября 1942 года сержант Сахаров одержал первую воздушную победу, вскоре был награждён первым боевым орденом - Красного Знамени. В январе 1943 года ему присвоено первое офицерское звание - "Младший лейтенант". Однополчане горячо полюбили Павла Ивановича за скромность, душевное отношение к товарищам и подчинённым, за героизм в бою.

30 декабря 1943 года Сахаров и его ведомый младший лейтенант Швечков вернулись на аэродром, сдали машины и пошли в столовую. Едва успели пообедать, как услышали сообщение, что в районе соседнего аэродрома, где базировались наши бомбардировщика, появились 2 немецких истребителя. Мгновенно поднялись в воздух, наши лётчики набрали высоту. Вскоре увидели фашистские самолёты. Завязался бой.

Немцы оказались опытными лётчиками. Они свободно вели бои и на вертикалях, и на горизонталях. Наши лётчики решили пойти на хитрость. Швечков имитировал падение и незаметно ушёл в сторону. Сахаров в это время продолжал вести бой на виражах. Набрав высоту, Швечков спикировал на Ме-109 и открыл огонь. Немец попытался увернуться от трасс и попал в прицел Сахарова. После меткой очереди "Мессер" упал в Ваенгское озеро.

С апреля 1944 года и до Победы воевал в составе 78-го истребительного авиационного полка, был командиром 3-й эскадрильи. Стал летать на американском истребителе Р-40 "Киттихаук", которым овладел в совершенстве. Основная боевая работа полка заключалась в бомбово - штурмовых ударах по портам и кораблям противника, по переднему краю обороны. Капитан Сахаров в числе первых лётчиков полка освоил метод топмачтового бомбометания и проделал большую работу по обучению этому методу лётчиков своей эскадрильи.

На заключительном этапе Петсамо - Киркенесской операции, начавшемся 23 октября 1944 года, североморские лётчики оказывали непрерывное содействие наступавшим войскам. Сражение за Киркенес продолжалось до 25 октября, когда город был полностью очищен от оккупантов. В это время североморские авиаторы наносили последовательные удары по оборонительным узлам крепости Киркенес, подавляли огонь артиллерийских батарей, штурмовали плавсредства в порту и в многочисленных фьордах.

Противник не мог противостоять активности нашей авиации. За 5 дней немцы совершили всего 37 вылетов, из них 24 приходится на 21 октября, когда была предпринята попытка нанести удар по занятому нашей авиацией аэродрому Луостари. Лётчики 78-го полка в содружестве с Гвардейцами - сафоновцами разгромили фашистов, уничтожив треть вражеских самолётов.

За 5 дней завершающей битвы на Крайнем Севере лётчики Северного флота совершили 736 самолёто - вылетов. Только в воздушных боях ими было сбито около 20 фашистских самолётов. Они потопили транспорт, пароход, 4 СКР, 6 МО, 2 тральщика, 3 мотобота, 5 быстроходных десантных барж, паром с войсками, взорвали баржу со снарядами, повредили 4 транспорта, 3 СКР, 2 баржи. Таков далеко не полный перечень побед, одержанных авиаторами Северного флота в боях за Киркенес.

25 октября 1944 года столица нашей Родины салютовала мужеству и упорству бойцов и командиров 14-й армии и Северного флота. За отличные боевые действия при освобождении Киркенеса североморским авиаторам вторично была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.

Освобождением районов Киркенеса, Нейдена, Наутси и Сарикоски завершилась Петсамо - Киркенесская операция. Авиация Северного флота перенесла боевые действия в глубь коммуникаций противника, продолжая громить его транспорты и суда, на которых эвакуировались войска. До конца октября североморские лётчики произвели ещё более 600 боевых вылетов, подвергнув бомбардировке и штурмовке транспортные суда и корабли немцев в Тана-фьорде, Тю-фьорде, Гуль-фьорде, Порсангер-фьорде.

Удары по базам, береговым объектам, артиллерийским батареям, кораблям и судам наши авиаторы наносили непрерывно и по нескольку раз в день. Немецкие самолёты в воздухе появлялись теперь редко. За 6 последних дней октября североморцами было перехвачено их не более десятка.

Неоднократными бомбово - штурмовыми ударами лётчики подавили тяжёлые артиллерийские батареи на островах Киельмес, Скугерей, Вадсей и Ильмес, а на море потопили и повредили 35 судов.

Но напряжение боёв не ослабевало. Немцы, уводившие конвои с войсками, боевой техникой и стратегическим сырьем, защищались ожесточённо. Каждый раз, выходя на цель, североморцы вынуждены были прорываться через плотную завесу зенитного огня многочисленных боевых кораблей, а также мощных береговых батарей.

Трудным выдался день 26 октября. Более 200 машин участвовало в налёте на конвой врага в Тана-фьорде. Североморцы действовали успешно. Группа торпедоносцев 36-го полка, ведомая Героем Советского Союза капитаном В. П. Рукавицыным и майором И. Т. Волынкиным, повредила транспорт и эскадренный миноносец. Истребители - бомбардировщики 78-го полка под командой капитанов В. П. Стрельникова и П. И. Сахарова потопили транспорт и несколько вооружённых мотоботов.

В Заполярье Павел Иванович Сахаров прошёл славный путь от рядового лётчика до командира эскадрильи, от сержанта до капитана. На его груди красовались 3 боевых ордена, а 5 ноября 1944 года ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5054).

К концу войны на счету П. И. Сахарова было 225 боевых вылетов и 12 сбитых самолётов противника. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 9 личных побед лётчика. ] В результате боевой работы им потоплено 2 транспорта, 1 каботажное судно, 5 мотоботов, уничтожено 2 батареи зенитной артиллерии, 13 автомашин, склад с боеприпасами.

После войны продолжал службу в морской авиации, в своём полку, затем во 2-м Гвардейском истребительном авиационном полку имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. В 1948 году окончил высшие офицерские курсы авиации ВМФ (город Рига), в 1955 году - командный факультет Военно - Воздушной академии. Во время учёбы освоил полёты на реактивных самолетах Ил-28 и МиГ-15. В дальнейшем был командиром 781-го истребительного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота. В 1958 году по состоянию здоровья отстранен от боевой работы в истребительной авиации. Службу продолжил на штабных должностях - заместителем начальника штаба по боевой подготовке 30-го отдельного корпуса ПВО. С марта 1961 года полковник П. И. Сахаров - в запасе. Вернулся на родину. Жил в городе Иваново. Работал на меланжевом комбинате. Скончался 24 октября 1985 года. Похоронен в городе Иваново на кладбище Балино .

* * *

На родине его имя увековечено на мемориалах Героев в городах Иваново и Родники, в областном центре именем Героя названа улица, на одном из домов которой установлена памятная доска . В посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск на Аллее Героев - авиаторов Северного флота установлен бюст. Его имя присвоено тяжёлому истребителю - перехватчику МиГ-31 из состава 174-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного Печенгского полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова .

* * *

Список всех известных побед капитана П. И. Сахарова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 ??.11.1941 г. 1 самолёт район Ленинграда Як-1, И-153,

"Аэрокобра".

2 18.08.1943 г. 1 Ме-109 губа Мотка - мыс Корабельный
3 02.09.1943 г. 1 Ме-109 северо - западнее острова Хейне - Саари
4 30.12.1943 г. 1 Ме-109 Шук - озеро
5 05.07.1944 г. 1 Ме-109 Киркенес
6 22.07.1944 г. 1 Ме-109 губа Титовка
7 15.09.1944 г. 1 Ме-109 губа Большая Волоковая
8 21.10.1944 г. 1 Ме-109 южнее Киркенес
9 24.10.1944 г. 1 FW-190 город Финконьгьеллен

Всего сбитых самолётов - 9 + 0; боевых вылетов - более 150; воздушных боёв - 18.

Родился 23 Июля 1918 года в городе Иваново - Вознесенск (ныне Иваново) в семье служащего. Окончил 7 классов и школу шофёров. Работал водителем. В 1937 году поступил в Ивановский аэроклуб. После окончания - работал в нём же инструктором. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Серпуховскую объединённую военную школу пилотов и авиамехаников. Направлен в 20-й истребительный авиационный полк.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал под Смоленском, на Северо - Западном фронте, участвовал в обороне Ленинграда. Весной 1942 года переведён на Северный флот.

К Ноябрю 1944 года командир эскадрильи 78-го Краснознамённого истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота), Капитан П. И. Сахаров совершил 137 боевых вылетов, в 18 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника. Принимал участие в потоплении транспорта и каботажного судна. Его эскадрилья сбила 14 самолётов, потопила 15 и повредила 3 корабля противника. 5 Ноября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в морской авиации. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1961 года Полковник П. И. Сахаров - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды, медалями. Жил в Иванове. Умер 24 Октября 1985 года. Похоронен в Иваново на кладбище Балино. Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота. Его имя присвоено улице в Иванове и истребителю МиГ-31 в 174-м Гвардейском истребительном авиационном полку.

Перед Вами фотография, пожелтевшая от времени. На ней часть кабины самолёта, из которой зорко наблюдает за небом молодой лётчик - истребитель, готовый в любую минуту ринуться ввысь и схватиться с врагом. Это Павел Иванович Сахаров, заснятый в 1943 году в советском Заполярье, невдалеке от Мурманска. Там прошла его лётная юность, там он стал асом, как всерьёз называли его друзья, там он получил звание Героя Советского Союза.

Павел Иванович Сахаров - коренной ивановец, родители - потомственные рабочие. После семилетки кончил школу шофёров, стал водителем. В 1937 году поступил в аэроклуб, а летом следующего года уже самостоятельно поднялся в воздух. С тех пор его жизнь стала принадлежать авиации. Перед войной Павел Иванович кончил Серпуховское авиационное училище.

Первое боевое крещение получил под Смоленском летом 1941 года, а накануне Октябрьского праздника сбил, первый фашистский самолёт и тогда же был награждён орденом Красного Знамени.

Весной 1942 года, после освоения нового истребителя Як-1, Сахаров был переброшен в Заполярье. Мурманск - единственный незамерзающий порт на севере нашей страны, через него питались всем необходимым находившиеся там советские войска. Поэтому сюда настойчиво рвались и сухопутные, и морские силы фашистской Германии.

Здесь, в Заполярье, со всей полнотой раскрылся талант Павла Ивановича Сахарова как лётчика - истребителя. Много раз он сопровождал своим звеном, а потом и эскадрильей, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики, штурмовики, которые наносили смелые удары по врагу. Часто летал на разведку фашистских аэродромов, караванов судов, на штурмовку батарей и складов врага.

Только в 1943 году он лично сбил 5 немецких самолётов.

30 Декабря 1943 года Сахаров и его ведомый Младший лейтенант Швечков вернулись на аэродром, сдали машины и пошли в столовую. Едва успели пообедать, как услышали сообщение, что в районе соседнего аэродрома, где базировались наши бомбардировщика, появились 2 немецких истребителя. Мгновенно поднялись в воздух, набрали высоту. Вскоре увидели фашистские самолёты. Завязался бой.

Немцы оказались опытными лётчиками. Они свободно вели бои и на вертикалях, и на горизо нталях. Наши лётчики решили пойти на хитрость. Швечков имитировал падение и незаметно ушёл в сторону. Сахаров в это время продолжал вести бой на виражах. Набрав высоту, Швечков спикировал на Ме-109 и открыл огонь. Немец попытался увернуться от трасс и попал в прицел Сахарова. После меткой очереди "Мессер" упал в Ваенгское озеро. Это была 7-я победа Сахарова.

Однополчане горячо полюбили Павла Ивановича за скромность, душевное отношение к товарищам и подчиненным, за героизм в бою.

В Заполярье Павел Иванович Сахаров прошёл славный путь от рядового лётчика до командира эскадрильи, от сержанта до Капитана. На его груди красовались 3 боевых ордена, а 5 Ноября 1944 года ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5054).

К концу войны на счету П. И. Сахарова было 12 сбитых самолётов, 8 потопленных кораблей противника, 2 взорванных склада боеприпасов.

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание полковник

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Павел Иванович Сахаров (21 июля (19180721 ) , Ивановская область - 24 октября , Иваново) - Герой Советского Союза , командир эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка 6-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота.

Биография

Награды

  • Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5054) Павлу Ивановичу Сахарову присвоено 5 ноября 1944 года .
  • Награждён тремя орденами Красного Знамени , тремя орденами Отечественной войны 1-й степени , орденом Красной Звезды , медалями.

Память

Напишите отзыв о статье "Сахаров, Павел Иванович"

Примечания

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .
  • Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977.
  • Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980.
  • 30 лет народному подвигу. Сост. А. И. Краснобаев - Мурманск, 1974.
  • Герасименко Д. Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982.

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Сахаров, Павел Иванович

«И можно ли говорить и думать о таких пустяках?» думает Пьер.
– Да, из Ольмюца, – отвечает он со вздохом.
От ужина Пьер повел свою даму за другими в гостиную. Гости стали разъезжаться и некоторые уезжали, не простившись с Элен. Как будто не желая отрывать ее от ее серьезного занятия, некоторые подходили на минуту и скорее отходили, запрещая ей провожать себя. Дипломат грустно молчал, выходя из гостиной. Ему представлялась вся тщета его дипломатической карьеры в сравнении с счастьем Пьера. Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура, – подумал он. – Вот Елена Васильевна так та и в 50 лет красавица будет».
– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Кое кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.
– Ну, что, Леля? – обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям.
И он опять обратился к Пьеру.
– Сергей Кузьмич, со всех сторон, – проговорил он, расстегивая верхнюю пуговицу жилета.
Пьер улыбнулся, но по его улыбке видно было, что он понимал, что не анекдот Сергея Кузьмича интересовал в это время князя Василия; и князь Василий понял, что Пьер понимал это. Князь Василий вдруг пробурлил что то и вышел. Пьеру показалось, что даже князь Василий был смущен. Вид смущенья этого старого светского человека тронул Пьера; он оглянулся на Элен – и она, казалось, была смущена и взглядом говорила: «что ж, вы сами виноваты».
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает.
Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.
– Конечно, c"est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама.
Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.
– Aline, – сказал он жене, – allez voir ce qu"ils font. [Алина, посмотри, что они делают.]
Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.
– Всё то же, – отвечала она мужу.
Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.
– Слава Богу! – сказал он. – Жена мне всё сказала! – Он обнял одной рукой Пьера, другой – дочь. – Друг мой Леля! Я очень, очень рад. – Голос его задрожал. – Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!…
Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его дурно пахучим ртом. Слезы, действительно, омочили его щеки.
– Княгиня, иди же сюда, – прокричал он.
Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних.
«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, – думал Пьер, – поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.
– Элен! – сказал он вслух и остановился.
«Что то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
– Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх той общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движеньем головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер.
– Je vous aime! [Я вас люблю!] – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.


Родился 23 июля 1918 года в городе Иваново (по другим данным - в деревне Мельниково Родниковского района Ивановской области, но в детстве с родителями переехал в город Иваново). Окончил 7 классов и школу шоферов в городе Владимире. Работал водителем в одном из НИИ города Иваново. В 1939 году окончил городской аэроклуб, работал в нём инструктором-лётчиком. С декабря 1940 года в рядах Красной Армии. В июле 1941 году досрочно окончил Серпуховскую объединённую военную школу пилотов и авиамехаников.

С июля 1941 года сержант П. И. Сахаров на фронтах Великой Отечественной войны в составе 57-го САП (ВВС Западного фронта), летал на И-153. С декабря 1941 года - командир звена 13-го ЗАП (город Кузнецк), где освоил истребитель Як-1. С марта 1942 года - командир звена 2-й эскадрильи 20-го ИАП (Ленинградский фронт, затем ВВС Северного Флота), летал на Як-1. С 25 апреля 1944 года - командир 3-й эскадрильи в 78-м ИАП ВВС СФ, летал на "Киттихауке", а с декабря 1944 года (уже по окончании боевых действий на Севере) - "Аэрокобре".

К августу 1944 года командир эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного Флота) капитан П. И. Сахаров совершил 157 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 9 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К январю 1945 года капитан П. И. Сахаров произвёл 225 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, в которых сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

После окончания войны продолжал службу в морской авиации. В 1948 году окончил Высшие офицерские курсы авиации ВМФ (в Риге), в 1955 году - командный факультет Военно-Воздушной академии (в Монино). Командовал 781-м ИАП ВВС Тихоокеанского флота. С 1958 года, по состоянию здоровья, служил заместителем начальника штаба по боевой подготовке 30-го отдельного корпуса ПВО. С марта 1961 года полковник П. И. Сахаров - в запасе. Жил в городе Иваново. Работал на меланжевом комбинате. Умер 24 октября 1985 года, похоронен на кладбище Балино.

Награждён орденами: Ленина (05.11.1944), Красного Знамени (03.03.1942, 02.10.1943, 30.10.1944), Отечественной войны 1-й степени (26.03.1943, 11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе: "За оборону Ленинграда" (1943), "За оборону Советского Заполярья" (1945).


* * *

Список известных воздушных побед П. И. Сахарова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
06.11.1941 1 Ме-110 (в гр. 1/3) севернее Серпухов * И-153
11.09.1942 1 Ме-109 южнее Луостари Як-1
18.08.1943 1 Ме-109 губа Мотка - мыс Корабельный
02.09.1943 1 Ме-109 северо-западнее остров Хейне-Саари
06.09.1943 1 Ме-109 мыс Эккере
02.10.1943 1 Ме-109 северо-западнее Вардэ *
30.12.1943 1 Ме-109 Шук-озеро
05.07.1944 1 Ме-109 Киркенес "Киттихаук"
22.07.1944 1 Ме-109 губа Титовка
15.09.1944 1 Ме-109 губа Большая Волоковая
21.10.1944 1 Ме-109 южнее Киркенес
24.10.1944 1 ФВ-190 гора Финконьгьеллен

Всего сбитых самолётов - 11 + 1; боевых вылетов - 225; воздушных боёв - более 20.

* Победа включена в список только на основании наградного материала, в оперативных и отчётных документах не упоминается.

Из фотоматериалов разных лет:








Родился 23 Июля 1918 года в городе Иваново - Вознесенск (ныне Иваново) в семье служащего. Окончил 7 классов и школу шофёров. Работал водителем. В 1937 году поступил в Ивановский аэроклуб. После окончания - работал в нём же инструктором. С 1940 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Серпуховскую объединённую военную школу пилотов и авиамехаников. Направлен в 20-й истребительный авиационный полк.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал под Смоленском, на Северо - Западном фронте, участвовал в обороне Ленинграда. Весной 1942 года переведён на Северный флот.

К Ноябрю 1944 года командир эскадрильи 78-го Краснознамённого истребительного авиационного полка (6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота), Капитан П. И. Сахаров совершил 137 боевых вылетов, в 18 воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника. Принимал участие в потоплении транспорта и каботажного судна. Его эскадрилья сбила 14 самолётов, потопила 15 и повредила 3 корабля противника. 5 Ноября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в морской авиации. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1961 года Полковник П. И. Сахаров - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (трижды), Красной Звезды, медалями. Жил в Иванове. Умер 24 Октября 1985 года. Похоронен в Иваново на кладбище Балино. Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота. Его имя присвоено улице в Иванове и истребителю МиГ-31 в 174-м Гвардейском истребительном авиационном полку.

Перед Вами фотография, пожелтевшая от времени. На ней часть кабины самолёта, из которой зорко наблюдает за небом молодой лётчик - истребитель, готовый в любую минуту ринуться ввысь и схватиться с врагом. Это Павел Иванович Сахаров, заснятый в 1943 году в советском Заполярье, невдалеке от Мурманска. Там прошла его лётная юность, там он стал асом, как всерьёз называли его друзья, там он получил звание Героя Советского Союза.

Павел Иванович Сахаров - коренной ивановец, родители - потомственные рабочие. После семилетки кончил школу шофёров, стал водителем. В 1937 году поступил в аэроклуб, а летом следующего года уже самостоятельно поднялся в воздух. С тех пор его жизнь стала принадлежать авиации. Перед войной Павел Иванович кончил Серпуховское авиационное училище.

Первое боевое крещение получил под Смоленском летом 1941 года, а накануне Октябрьского праздника сбил, первый фашистский самолёт и тогда же был награждён орденом Красного Знамени.

Лучшие дня

Весной 1942 года, после освоения нового истребителя Як-1, Сахаров был переброшен в Заполярье. Мурманск - единственный незамерзающий порт на севере нашей страны, через него питались всем необходимым находившиеся там советские войска. Поэтому сюда настойчиво рвались и сухопутные, и морские силы фашистской Германии.

Здесь, в Заполярье, со всей полнотой раскрылся талант Павла Ивановича Сахарова как лётчика - истребителя. Много раз он сопровождал своим звеном, а потом и эскадрильей, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики, штурмовики, которые наносили смелые удары по врагу. Часто летал на разведку фашистских аэродромов, караванов судов, на штурмовку батарей и складов врага.

Только в 1943 году он лично сбил 5 немецких самолётов.

30 Декабря 1943 года Сахаров и его ведомый Младший лейтенант Швечков вернулись на аэродром, сдали машины и пошли в столовую. Едва успели пообедать, как услышали сообщение, что в районе соседнего аэродрома, где базировались наши бомбардировщика, появились 2 немецких истребителя. Мгновенно поднялись в воздух, набрали высоту. Вскоре увидели фашистские самолёты. Завязался бой.

Немцы оказались опытными лётчиками. Они свободно вели бои и на вертикалях, и на горизонталях. Наши лётчики решили пойти на хитрость. Швечков имитировал падение и незаметно ушёл в сторону. Сахаров в это время продолжал вести бой на виражах. Набрав высоту, Швечков спикировал на Ме-109 и открыл огонь. Немец попытался увернуться от трасс и попал в прицел Сахарова. После меткой очереди "Мессер" упал в Ваенгское озеро. Это была 7-я победа Сахарова.

Однополчане горячо полюбили Павла Ивановича за скромность, душевное отношение к товарищам и подчиненным, за героизм в бою.

В Заполярье Павел Иванович Сахаров прошёл славный путь от рядового лётчика до командира эскадрильи, от сержанта до Капитана. На его груди красовались 3 боевых ордена, а 5 Ноября 1944 года ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5054).

К концу войны на счету П. И. Сахарова было 12 сбитых самолётов, 8 потопленных кораблей противника, 2 взорванных склада боеприпасов.