Какие высказывания относятся к согласному звуку. Звуки речи

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
  2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Грамматическая основа (главные члены предложения) Подлежащее -это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что?) Сказуемое -это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает что о нем говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Что происходит с предметом? Каков он? Как найти в предложении грамматическую основу. 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? Второстепенные члены предложения Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Подчеркивается - - - - - Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? и обозначает признак предмета. (Поясняет подлежащее и другие члены предложения.) Подчеркивается ~~~~~~~~~~~ Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. (Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.) Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Подчеркивается -.-.-.-. Члены предложения

самостоятельныеслужебные

Имя существительное предлог

Имя прилагательное союз

Глагол частица

Местоимение

Числительное

Наречие

Оформление предложения.

· Начало предложения пишется с большой буквы.

· В конце предложения ставится. ? !

· Слова в предложении пишутся отдельно.

Работа над ошибками

· Выпиши предложение.

· Придумай и напиши еще одно предложение.

· Подчеркни заглавную букву.

В ыпал снег. Д ети рады.

Работа над ошибками

· Запиши данное слово 3 раза

· Подчеркни букву, где была допущена ошибка

· Запомни это слово

Работа над ошибками

· Запиши данное слово.

· Подчеркни большую букву.

· Напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни в них большую букву.

Гласные после шипящих.

ЖИ – ШИ пиши с буквой И,

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У,

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

Жи ву, пуши стый, прячу , ищу , ча шка, ща вель.

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Придумай и запиши еще 3 слова на эту орфограмму.

Малыши , карандаши , ши рина, уши б.

Перенос слов.

1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.

Можно нельзя

про-смотр просмо-тр

2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву.

Можно нельзя

ака –ция а-кация

Работа над ошибками

· Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов.

· Раздели слово на слоги.

· Подумай, как можно перенести (или нельзя)

· Придумай ещё 2 слова на это же правило

О си а , (мали-на, яго-да)

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Поставь ударение.

· Подчеркни орфограмму.

· Напиши это слово 3 раза.

· Придумай и запиши 2-3 однокоренных слова.

До рога, дорога, до рога.

Дорожный, придо рожный, внедо рожник.

Хокк ей, хокк ей, хокк ей.

Хокк ей, хокк еист, хокк ейный.

Как изменить слово?

· Много – один (леса-лес)

· Один – много (гора-горы)

· Назови ласково (трава – травушка, травинка)

· Что делает …

· Каков …

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· поставь ударение

· выдели корень

· в корне подчеркни безударную гласную

· обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом .

Сады – са д; волна - во лны.

Звонкие и глухие согласные.

(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери проверочное однокоренное слово, где гласная произносится отчётливо.

Сады – са д; волна - во лны.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни Ь и согласную перед ним

·

Ель , тень , пень .

Разделительный мягкий знак.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни Ь и гласную перед ним

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Вь юга, листь я, соловь и.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Выдели приставку

· Подчеркни Ъ и гласную перед ним

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Съе ст, объя вления, объё м.

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН…

Сочетания ЧК, ЧН, РЩ, НЧ, НЩ, ЩН –

Пиши без Ь.

Птичк а, ночн ой, конч ик, сварщ ик, мощн ый.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни сочетания

  • Придумай и запиши еще два с этой орфограммой

Дочк а, речк а, мощн ый

Двойные согласные.

(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери однокоренное слово.

· Выдели корень.

· Подчеркни двойные согласные.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Класс – класс ный, Анн а – Анн ушка, дрожж и – дрожж евые.

№ 14 Непроизносимые согласные.

(т, д, л, в)

1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

Честный - честь, звёздный – звезда.

2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно – чудо.

3. Запомни: лестница

Праздник

Чувство

4. Запомни: СН без Т

Ужасный – ужас, опасный – опасен.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери однокоренное слово, где эта согласная произносится отчётливо.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Звезд ный – звезда ; чест ный – честь

№ 15 Правописание предлогов.

Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

Работа над ошибками

· Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.

· Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.

· Обозначь орфограмму – пробел.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Лодка от плыла от берега

№ 16 Правописание приставок.

Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Выдели приставку и корень

  • Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.

Убежала, пришла, написала, прочитала, срисовал.

Ж.р. М.р.

(она, моя) (он, мой)

Ь нет Ь

помощь лещ

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Определи род и склонение.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

НЕ с глаголом.

· Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю

Работа над ошибками

· Выпиши глагол с НЕ.

· Запиши два слова на это правило.

· Подчеркни орфограмму.

Не_пришел, не_выучил.

О или Е.

Верто лёт, паро ход, пыле сос, пуле мёт.

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Выдели корни.

· Подчеркни гласную.

· Запиши 2 слова с этой орфограммой.

Водо воз, само лет, тепло ход.

Гласные после шипящих.

Глагол

· Ставим в неопред. форму

На -ить остальн.

Спр. 1 спр.

Терпеть брить

Вертеть стелить

Обидеть

Зависеть

Ненавидеть

Видеть

Смотреть

Гнать

Дышать

Слышать

Держать

Сущ. 3 скл. 1. сущ. м. р

Глаг. Н. ф. 2. сущ. мн. ч.

Глаг. повел. накл.

Нареч.

Иск. . уж

Замуж

Невтерпеж

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Напиши вопрос.

· Обозначь орфограмму.

· Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь , стеречь .

Правописание суффиксов

Правописание суффикса –ок

Пишется всегда под ударением. После шипящих в - суффиксе –ок - всегда пишется гласная о

Имя существительное.

· Часть речи

· Обозначает предмет

· Отвечает на вопросы Кто? Что?

· Имеет род

М. р. Ср. р. Ж.р.

(он, мой) (оно, моё) (она, моя)

· Изменяется по числам и падежам

· Бывают собственные и нарицательные

· Делятся на одушевлённые и неодушевлённые

Одушевлённые Кто? и называют предметы живой природы.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Что? И называют предметы неживой природы.

Склонение существительных

Прилагательное

· Часть речи

· Обозначает признак предмета

· Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?

Чей? Чья? Чьё?

· Изменяется по числам, родам, падежам

· В предложении – чаще определение

Прилагательные бывают

· Качественные

1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство

2. можно подобрать антонимы

3. может быть краткая форма

4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не

5. можно подставить слова «более – менее»

6. образуются при помощи суффиксов –оват-, -еват-, -еньк, -оньк-

7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Глагол

· Часть речи

· Обозначает действие предмета

· Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

· Бывает совершенного и несовершенного вида

Что делать? Что сделать?

Несовер. вид соверш. вид

· Изменяется по временам

Прош. в. Наст. в. Буд. в.

| |___________|

Что делал? изменяется

Что сделал? | |

| по лицам по числам

изменяется | | | | |

По 1л. 2л. 3л. ед.ч мн. ч.

числам |__________________|

| | спряжение

ед.ч мн. ч. | |

| | | 1 спр. 2 спр.

М.р. ж.р. ср.р. ударн.

безударн.

По н.ф.

-ить остальные

Спр. 1 спр.

Как определить вид глагола

1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему во­просы.

2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? - это глагол несовершенного вида.

3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? - это глагол совершенного вида.

Прочитал - вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал - вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.

Глаголы-исключения:

И зависеть, и вертеть,

А ещё смотреть, терпеть.

Местоимение

· Часть речи

· Не называет предмет или признак, а только на него указывает

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, такой, то, этот, все и др .

Личные местоимения

Предлог

Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, о, под, над, с… - это предлоги.

· Часть речи

· Предлоги служат для связи слов в предложении.

· Они пишутся отдельно от других слов.

Как отличить предлог от приставки? (Смотреть правила № 15, 16)

Корень – это главная неизменяемая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Приставки

1. – о, от о печатал, от нёс

Вы, по, в вы ход, по ход, в ход

Пере, при пере ход, при ходить

У, за, на у летел, за шёл, на ходка

Про, с про бежал, с пел

до, об, под,… до писал, об ъезд, под ъём

2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис),

Через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес)

· Если корень начинается со звонкого согласного, пишется З .

Без людный, из вестный

· Если корень начинается с глухого согласного - С .

Рас сказ, бес покойный

Приставки с гласной а : за-, на-, над-.

3. Приставки с гласной о : от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-.

Суффиксы

1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок

· Чтобы правильно писакть слова с суффиксами –ик, -ек, нужно изменить слово.

· Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.

Сади к – сади ки.

· Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е .

Замоче к – замочки.

2. – очк-, -ечк- козочк а, книжечк а

Еньк-, -оньк- сереньк ий, лисоньк а

Ушк-, -юшк- дедушк а, полюшк о

(-ышк-) солнышк о

К- машинка

Онок-, -енок- волчонок , львёнок

3. Указывают на принадлежность к профессии.

Ист-, -тель- машинист , строитель

Чик-, -щик-, часовщик , лётчик

Ник-, -арь- лесник , пекарь

Т остал.

З -чик- согл. –щик-

лётчик сварщик

5. Суффиксы глаголов

А-, -я- бежа ть, стреля ть

И-, -л- входи ть, уехал

Е-, -о- увиде ть, постро ить

6. Суффиксы прилагательных

Н-, -нн- больн ой

Ан-, -ян-, -енн-

Ев-, -ов- грушев ый, сливов ый

В-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-,

Анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-,

Ович-, -иничн-, -ость-

Определи часть речи.

Голос человека - универсальный неповторимый и уникальный инструмент. Об этом обычно не задумываются люди, имеющие возможность обмениваться информацией при помощи устной речи. Благодаря всем перечисленным характеристикам, ребенок всегда осведомлен о присутствии его родителей (на слух), животные узнают на слух голоса своих хозяев. Некоторыми характеристиками голоса пользуются полиграфы для подтверждения истинности высказывания. Но интереснее изучить механизмы проявления голоса в устной речи. Ведь только благодаря исправной работе голосовых связок человек может общаться, петь, выражать свои мысли.

Функции речевых звуков

Царством руководит Фонетика. Поэтому, чтобы не выглядеть неучем в глазах окружающих, следует изучить правила и закономерности произношения. Если в азбуке звук имеет графическое изображение, которое одновременно является еще и символом (несет на себе определенную смысловую нагрузку), то в алфавите буквы - это знаки, призванные облегчить запись звукового состава слова (по правилам орфографии). Однако существуют правила произношения, которые частенько озадачивают и школьников, и студентов, а иногда и родителей.

На вопрос, какие бывают гласные звуки и согласные звуки в русском языке, можно найти ответ в таком разделе языкознания, как фонетика. Наименьшая единица выражения (звук) называется фонемой, которая обычно не несет какого-то смысла. Замена или пропуск только одного звука в слове может превратить его значение в противоположное.

Обозначение гласных звуков русского языка в письменной речи

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Отличительными характеристиками являются наличие в образовании звука голоса и шума. Аккустические характеристики первых заключаются в тягучести, плавности, отсутствии шумов, силе и красоте звучания. Слогообразующая роль фонем выделена при помощи перечисленных возможностей. Какие бывают гласные звуки в русском языке, можно рассмотреть на примерах.

Как справедливо замечают все первоклассники, соотношение звуков и букв в русском языке 6 к 10.

Для различия на письме звуки изображаются символами в (транскрипция). Характерными особенностями в произношении отличается расположение гласного в сильной (ударной) или слабой (безударной) позиции, начале слова.

Произношение гласных звуков

Вот какие бывают гласные звуки в ударной позиции: произносятся долго, с большей силой, отчетливо. К простым примерам можно отнести слова: бак, бок, бук, бык, бит, сэр. Первые четыре красочно иллюстрируют, как изменение произнесения одного звука меняет значение слова. Стоит отметить, что при данном положении звук не изменяется. Сложнее обстоят дела со слабыми позициями.

Вот какие бывают гласные звуки в безударных позициях: произносятся кратко, с меньшей силой, неотчетливо (или ослабленно). Следовательно, звуки обретают вариативность произношения, чем отличаются от рассмотренной предыдущей ситуации, а это хорошая почва для возникновения орфографических ошибок. Это происходит из-за несоответствия звука и графического его обозначения на письме.

Например: закрома [закрамА]; повозка [павОска]; тестировать [тыст’Ирават’]; шестой [шыстОй’]; шоколад[шыкалАт].

Следующие примеры показывают, какие бывают гласные звуки в русском языке, которые никогда не произносятся в слабых позициях. Это - [о], [э] и в определенных правилами ситуациях [а]. Как пример можно рассмотреть следующие слова: Цокотуха[цыкатУха]; этаж [итАш].

В слабой позиции произносятся только четыре гласных звука: [А, У, Ы, И]. При написании слов всегда следует помнить, что графическое изображение звуков в слабой позиции может быть разным.

Йотированные буквы

В составе таких обозначений есть гласные [Э], [О], [У], [А] и согласный [Й], однако появляются вместе они только при определенных условиях. Какими бывают гласные звуки при расположении йотированных букв после согласных для обозначения их мягкости, ясно из следующих примеров: мяч [м‘ач]; пенал [п‘энал]; ленив [л‘энэиф]. Как можно заметить, произносится только гласный, звук [Й] смягчает предыдущий согласный. Существует множество иных схем расположения йотированных букв: если стоят в начале слова, после гласных и разделительных знаков Ъ и Ь. Какие бывают гласные звуки в произношении? В перечисленных случаях произносится и согласный, и гласный, например: яд [й’ат], ёж [й’ош], егерь [йэ ‘гер’]; паяц [пай’ац]; объем [абй’ом], съезд [сй’эст].

Иногда возникает путаница со знаками транскрипции и буквами. Чтобы не допускать ошибок, следует помнить, что знаки транскрипции пишутся всегда в квадратных скобках.

Вместо заключения

Вопрос о том, какие бывают гласные звуки, в 4 классе общеобразовательной школы изучается достаточно поверхностно, но в среднем звене знания и навыки систематизируются, конкретизируются и автоматизируются. Если по каким-то причинам начали проскальзывать ошибки, достаточно повторить разделы "Фонетика" и "Орфография". В дополнение к этому существует масса «шпаргалок», удобных в применении.

1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

  • Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .

  • Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :

[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :

[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить .

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], бе­лье - бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

  1. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] - глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш′] - всегда мягкие.

Конспект урока ««. Следующая тема: