Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л. Кабардовой

Описание

В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального отношения к деятельности и своего предпочтения (нежелания) реализации деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации, которые предъявляются человеку в процессе труда или учебы, соотносятся с наиболее типичными представителями профессий по пяти профессиональным сферам:«Ч – З», «Ч – Т», «Ч – П», «Ч – Х», «Ч – Ч» .

Данный опросник позволяет подтвердить, конкретизировать информацию по тесту ДДО и быть может дополнит интерпретацию по профессиональному интересу оптанта.

Обработка

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

А – оценка своих умений;

Б – оценка своего эмоционального отношения;

В – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Бланк ответов

Ч-З Ч-Т Ч-П Ч-Х Ч-Ч

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3



Ч-З – человек – знаковая система

Ч-Т – человек – техника

Ч-П – человек – природа

Ч-Х – человек – художественный образ

Ч-Ч – человек – человек

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Наибольшее количество баллов в определенной колонке указывает на преобладающее проявление профессиональных интересов и склонностей к дано группе профессий. Рассмотрим «диагнозы», полученные при высоких показателях в профессиональных сферах. При составлении диагноза необходимо учитывать и другие сочетания высоких, средних и низких показателей.

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения».

Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах «2-2-2», а также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек–знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек – человек» и «человек – знак»), модельер (сферы «человек–художественный образ» и «человек–техника») и т.д.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

1. «Человек – знак». Вы испытываете склонности и проявляете интересы при выполнении вычислений, чертежей, схем, систематизировании различных сведений. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации: цифры, формулы, таблицы чертежи, схемы, карты; тексты на родном или иностранном языках. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: логические мышление, хорошая памятью на слова и числа, способность к длительной концентрации внимания на знаковом материале. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: инженер-программист, экономист, бухгалтер, инженер-строитель, архитектор, геодезист, конструктор, инженер-технолог, инженермеханик, инженер сварочного производства, социолог, журналист, редактор, корректор, переводчик, лингвист, делопроизводитель.

2. «Человек – техника». Основу Вашей профессиональной сферы составляют предметы физике, химии, электротехнике, любите или любили в школе выполнять лабораторные работы по данным предметам. Вы с охотно занимаетесь моделированием, разбираетесь в технике, любите ручной труд, а именно создавать, эксплуатировать, ремонтировать машины, механизмы, аппараты. Большинство профессий относятся к техническим профессиям, а именно: работа на станках, управление транспортом, автоматическими системами; ремонт технических устройств, их создание, монтаж, сборка технических устройств, разработка процесса их изготовления узлов и деталей машин и механизмов, работа с приборами, регулирование и их налаживание. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, хорошая зрительная и моторная память,13хорошая координация движений, развитые техническое и творческое мышление и воображение. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: столяр, плотник, реставратор мебели, наладчик, монтажник, чертежник, инженер-строитель, инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, конструктор, инженер-механик, инженер сварочного производства, инженер-металловед, инженер-литейщик, инженер-электромеханик и другие.

3. «Человек – природа». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей связана с природой, растительными и животными организмами и стремлением работать в данной профессиональной сфере. Вы с удовольствием ухаживаете за растениями, животными, не безразличны к экологии. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: интуиция, аналитические способности, гибкость ума, прогнозирование относительно роста и развития объектов природы, способность переносить длительное физические и психическое напряжение в различных погодных условиях. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: лесовод, коневод, пчеловод, овощевод, птицевод, животновод, садовод агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик.

4. «Человек – художественный образ». Основу Вашей профессиональной сферы составляют профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, изобразительной, актерской деятельностью, музыкой. Вы любите писать сочинение, заметки, мастерить красивые изделия своими руками, создавать произведения живописи, графики, создавать на бумаге и в оригинале новые интересные модели одежды, интерьера помещений, конструкторские новинки.

Быстрее и чаще других замечаете в обычном необычное и прекрасное. Большинство профессий этого типа связано: с созданием художественных произведений, а также с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу и художественных произведений в массовом производстве (например, мастер по росписи). Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: творческие и художественные способности, высокий уровень воображения, интуитивность, открытость для восприятия нового.

Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: художник, архитектор, дизайнер, литератор, искусствовед, писатель, филолог, журналист, модельер, ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр - краснодеревщик.

5. «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей связана с обучением, воспитанием, руководством и обслуживанием людей. Вы умеете терпеливо, внимательно выслушивать людей, объяснять, убеждать, предотвращать конфликты, разрешать споры, оказывать посильную помощь. Вам нравится находиться среди людей и тесно взаимодействовать с ними.

Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: вербальные способности, хорошее развитие образной и словесно - логической памяти, коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты), отзывчивость, доброжелательность, требовательность к себе и другим. Профессии, которые могут подойти

человеку с этим типом направленности: педагог, воспитатель, психолог, медсестра, тренер, менеджер по персоналу, офис-менеджер, социальный педагог, работники сферы обслуживания (продавец, технолог, товаровед, парикмахер, официант и др.).

6. «Человек – знак» и «Человек – техника». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей выходят за пределы одной профессиональной сферы, занимают промежуточное положение между данными сферами профессий. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, инженер-строитель, инженер-механик, инженер-программист, инженер-электрик по автоматизации и другие.

7. «Человек – знак» и «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вам нравится систематизировать материал, анализировать, заниматься сбором информации, решение проблем осуществлять через размышления, но при этом Вы ориентированы на работу в группе с людьми, обучать их, оказывать помощь консультирование, организовывать групповые мероприятия, дискуссии. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: преподаватель математики, физики, химии, экономики, филолог, историк, социолог, редактор, переводчик, финансовый менеджер, специалист по антикризисному управлению, товаровед-эксперт, маркетолог, технолог, товаровед и др.

8. «Человек – знак» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Это значит, что Вы не только создаете свои художественные произведения, но и умеете систематизировать информацию в своей области искусства и культуры, ведете научный поиск, логический анализ, создаете оригинальные проекты (воплощая их графически, в новых моделях одежды, интерьера помещений, конструкторских новинках). Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: дизайнер, архитектор, инженер компьютерной графики, имиджмейкер, музыкальный редактор, клипмейкер и др.

9. «Человек – техника» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вам нравится не только деятельность, направленная на технические объекты, но Вы можете мастерить красивые изделия своими руками, создавать законченные произведения живописи, графики, создавать на бумаге и в оригинале новые интересные модели одежды, интерьера помещений, конструкторские новинки.

Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: архитектура, конструктор, инженер-строитель, инженер-металлург художественного литья, технолог швейного производства.

10. «Человек – техника» и «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Ваши умения и желания связаны с профессиями, труд в которых направлен на технические объекты, при этом Вы умеете и желаете работать с людьми и руководить ими. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: преподаватель труда, мастер-наставник, инженер-механик по технологии 15 машиностроения, инженер-литейщик, инженер электронной техники, менеджер производственной сферы, инженер-строитель и др.

11. «Человек – человек» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вы ориентированы на работу в группе с людьми, а именно учить, разъяснять,

объяснять, внимательно выслушивать, и в то же время воплощать свои творческие замыслы (музыкальной, актерско-сценической, литературно-художественной деятельности и т.д.). Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: режиссер, продюсер, учитель танцев, учитель актерского мастерства, организатор выставок и вернисажей, редактор и т.д.

12. «Человек – человек» и «Человек – природа». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Профессии этих типов требуют постоянного взаимодействия с людьми, умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, а также требуют любви к природе, ко всему «живому». Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: валеолог, инженер-эколог, организатор зоологических выставок, руководитель географических экспедиций, ведущий телепередач о растительном и животном мире и т.д.

ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами – клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):

Делаю, как правило, хорошо – 2 балла;

Делаю средне – 1 балл;

Делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал – 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка «б»):

Положительные (интересно, легко) – 2 балла;

Нейтральные (все равно) – 1 балл;

Отрицательные (неинтересно, трудно) – 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):

Да – 2 балла;

Все равно – 1 балл;

Нет – 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно это действие Вы и оцениваете тремя оценками».

Текст опросника

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (собирать и составлять схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Быть чутким и доброжелательным.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, материала, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.

17. Ремонтировать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18. Преимущественно свое свободное время тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Защищать права и безопасность людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (магнитофон, телевизор и т.д.).

23. Регулярно, без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животное и клетки), лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить

логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых. Знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул, законов и умения их правильно применять при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерностей, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, ботаники, зоологии – читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. При работе с растениями или животными выполнять ручной физический труд, переносить неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) – это замечательный способ установить, к какому виду деятельности наиболее склонен человек. В основе его лежит принцип самооценки человека в реализации разного рода возможностей. Опросник профессиональной готовности, составленный Кабардовой, позволяет знать о количестве и качестве профессионально ориентированных умений и навыков. Благодаря результатам такого тестирования можно определить склонность человека к разным видам деятельности.

Принципы опросника для определения профессиональной готовности

В основе опросника лежит оценка человеком его склонности к тому или иному типу деятельности. Каждый из пунктов вопроса должен быть ему понятен, и, желательно, пройден на собственном опыте. Оценивая собственные способности по каждому из предложенных пунктов, свои эмоциональные переживания, успехи и неудачи, человек и сам начинает отмечать в себе некоторые наклонности.

Весь опросник представляет собой набор пунктов, которые связаны с представлениями о пяти наиболее распространенных сферах:

  1. Ч-З (Человек – знак).
  2. Ч-Т (Человек – техника).
  3. Ч-П (Человек – природа).
  4. Ч-Х.о. (Человек – художественный образ).
  5. Ч-Ч (Человек – человек).

В зависимости от того, к какой области наиболее склонен человек, можно оценить и его профессиональную пригодность.

Опросник профессиональной готовности Кабардова

В соответствии с инструкцией испытуемому необходимо провести тестирование, используя для этого список вопросов и бланк ответов.

Опросник профессиональной готовности: результаты

Каждый столбец в бланке ответов соответствует конкретному типу профессий. Колонки, обозначенные буквами, оценивают по три ответа на каждый вопрос:

а – оценка своих умений; б – оценка своего эмоционального отношения; в – оценка своих профессиональных предпочтений.

Сначала нужно отметить те номера вопросов, которые отмечены «0» в графе «умения». Они из обработки исключены, и два смежных ответа (если, например, ряд ответов - 0-5-11) по соответствующей шкале также исключаются. Их учитывают лишь в качественном анализе каждой из сфер.

После этого подсчитывается сумма баллов в каждой проф. сфере по трем шкалам. Наиболее предпочтительную сферу деятельности осуществляют исходя из того, в какой сфере на шкале «профессиональные предпочтения» наибольший суммарный балл. Самые благоприятные сферы – те, где все три оценки одинаково велики. Т.е. «8-10-9» предпочтительнее, чем «4-12-8». Чтобы сузить сферу, нужно проанализировать ответы «1-2-1» и т.д., с низкими баллами. Кроме общих данных, это позволит оценить профессии из смежных сфер.

Диагностика профессиональной направленности старшеклассников

Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:

а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики;

б) определение социальных установок и помощь в их формировании;

в) определение мотивации выбора и ее структуры;

г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

д) определение выраженности и структуры способностей;

е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);

ж) осуществление профподбора, при необходимости – первичного профотбора;

з) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;

и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии»

Схема индивидуальной профориентационнной беседы с учащимися

Профессиональные намерения учащегося

Что собирается делать после окончания IX класса:

учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);

работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).

Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?

Что советуют делать родители после окончания IX класса? Согласен ли учащийся с их мнением?

Интересы

Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?

Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?



Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

Склонности

Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?

Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?

Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?

Способности

Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?

Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?

Личные качества

Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

Занимается ли самовоспитанием?

Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

Готовность к выбору профессионального пути

Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?

По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?

В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

Литература для чтения.

Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов.

Тема доклада в классе об избираемой профессии.

Встреча со специалистом.

Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.

Дата первичной профконсультации.

Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)

Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа Назначение теста

Назначение теста

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тест

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Типы профессий Номера вопросов

Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» –все технические профессии;
«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

Животные, условия их роста, жизни;
растения, условия их произрастания.

Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

Развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

Технические объекты (машины, механизмы);
материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

Хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключать и концентрировать внимание;
наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

Тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

Хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошее распределение и переключение внимания;
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость, терпение;
логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

Художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

Художественные способности; развитое зрительное восприятие;
наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:

Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
доброжелательность, отзывчивость;
выдержка;
умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами;
развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей;
аккуратность, пунктуальность, собранность;
знание психологии людей.

Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути - признак инфантильности. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближайшего и отдаленного - человек не может рассчитывать на успех в жизни. Схема построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план. 1. Главная цель (что я буду делать, таким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства). 3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение). 4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности). 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) автор Кабардова Л.Н.

Описание методики . В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

Инструкция : Внимательно прочтите вопрос. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

  1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
  • делаю, как правило, хорошо – 2
  • делаю средне – 1
  • делаю плохо – 0
  • Какие ощущения возникли у Вас, когда Вы это делали:
    • положительные (приятно, интересно, легко) – 2
    • нейтральные (все равно) – 1
    • отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0
  • Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
    • да – 2
    • все равно – 1
    • нет – 0

    Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение» (1), затем – «отношение» (2) и затем – «желание» (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

    Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

    Работайте внимательно, не спешите!

    Опросник для определения профессиональной готовности

    (Л.Н. Кабардовой)

    Описание методики . В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

    Инструкция : Внимательно прочтите вопрос. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

    1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
      • делаю, как правило, хорошо - 2
      • делаю средне - 1
      • делаю плохо - 0
    2. Какие ощущения возникли у Вас, когда Вы это делали:
      • положительные (приятно, интересно, легко) - 2
      • нейтральные (все равно) - 1
      • отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0
    3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
      • да - 2
      • все равно - 1
      • нет - 0

    Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы , соответствующие Вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение» (1), затем - «отношение» (2) и затем - «желание» (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

    Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

    Работайте внимательно, не спешите!

    Опросник

    1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, группировать их по определенному признаку.
    2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике.
    3. Длительное время самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений.
    4. Сочинять стихи , рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
    5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
    6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
    7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
    8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник
    9. Мастерить красивые изделия своими руками из дерева, материала, металла, засушенных растений, ниток.
    10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
    11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
    12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.
    13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
    14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
    15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
    16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывая тексты и составленные рассказы на заданные темы.
    17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
    18. Свое свободное время тратить преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
    19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых .
    20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей .
    21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
    22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор).
    23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить, лечить, обучать.
    24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
    25. Увлекать делом, игрой, рассказов детей младшего возраста.
    26. Выполнять задания по математике , химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
    27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
    28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.
    29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
    30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.
    31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул и законов и умения их правильно применять в решении .
    32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
    33. Сразу замечать малейшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
    34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
    35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
    36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
    37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий конструировать новые, придуманные самостоятельно.
    38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
    39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструировать новинки.
    40. Влиять на людей: убеждать , предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
    41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты , схемы , чертежи.
    42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
    43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.
    44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
    45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
    46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную работу»: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
    47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технический, логический, математический.
    48. При работе с растениями или животными переносить ручной труд (физический труд), неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
    49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
    50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

    Бланк ответов

    Тип профессий

    Ч-З - человек - знаковая система

    Ч-Т - человек - техника

    Ч-П - человек - природа

    Ч-Х - человек - художественный образ

    Ч-Ч - человек - человек

    Обработка и интерпретация результатов

    Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

    а - оценка своих умений;

    б - оценка своего эмоционального отношения;

    в - оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

    Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

    Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

    Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения». Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочитительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

    Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах "2-2-2", а также "2-2-1", "1-2-2". Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области "человек-знак" может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы "человек-человек" и "человек-знак"), модельер (сферы "человек - художественный образ" и "человек - техника") и т.д.

    По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.