Своеобразное понимание красоты женского тела. Аристид Майоль "Средиземное море

100 знаменитых художников XIX-XX вв. Рудычева Ирина Анатольевна

МАЙОЛЬ АРИСТИД (род. 8.12.1861 г. – ум. 27.09.1944 г.)

МАЙОЛЬ АРИСТИД

(род. 8.12.1861 г. – ум. 27.09.1944 г.)

Полное имя – Аристид Жозеф Бонавантюр Майоль.

Известный французский скульптор, гравер и литограф.

«Искусство существует, чтобы забывать мерзости жизни», – любил повторять Аристид Майоль. И, создавая свои полные чистоты и гармонии творения, мастер стремился к тому, чтобы, глядя на них, люди забывали обо всем плохом. «Мои статуи – это поэмы жизни. Вместо того, чтобы высказываться в стихах, я выражаю себя в скульптуре», – говорил он. Спокойное, уравновешенное искусство этого скульптора не было призвано совершить переворот в искусстве. Да и сам внутренне безмятежный и тихий Аристид Майоль по своей натуре меньше всего подходил на роль «потрясателя основ». Тем не менее, наряду с Антуаном Бурделем, он по праву считается «стволом» современной скульптуры, дающим «соки своим более молодым ответвлениям». Недаром Марк Лафарг сказал о Майоле: «Он сделался для скульптуры тем же, что Сезанн для живописи».

Родился будущий скульптор в небольшом городке Баньюль-сюр-Мер, расположенном недалеко от испанской границы, у отрогов Восточных Пиренеев. О родном городе, окруженном с одной стороны горами, а с другой – морем, художник всегда говорил с любовью и восхищением: «Окрестности Баньюля – это как картина Пуссена, только еще прекрасней… Море, солнце, вино! Здесь невозможно создавать бесчувственное искусство». Предки Аристида были потомственными виноградарями, по праву гордясь своей фамилией, на местном каталонском наречии означающей «виноградная лоза».

Жозеф-Бонавентур-Аристид был вторым ребенком из четверых, родившихся в семье. Под строгим надзором матери и одинокой тетки он рос тихим и застенчивым мальчиком. Тягу к искусству маленький мечтатель испытывал еще в раннем детстве. Во время учебы в колледже в Перпиньяне Майоль начал рисовать. В семье, где никто не имел способностей к этому виду искусства, он стал первым, кто занялся живописью. Радостные чувства от собственного открытия и познания мира Аристид выражал, рисуя маслом пейзажи, на которых изображал все, что видел вокруг – море, солнце, скалы… В старших классах восемнадцатилетний юноша принимал участие в оформлении газеты, иллюстрируя ее своими многочисленными рисунками. Талант юноши заметили, и вскоре Генеральный совет Перпиньяна выделил Аристиду Майолю стипендию в 20 франков. Страстно желая стать художником, он много рисовал, прилежно копировал античные гипсы из собрания местного музея и, наконец, принял решение ехать в Париж.

«Новая, чужая, но такая одуряющая атмосфера всемирной столицы искусства» ошеломила Майоля. В Париже тех лет уже не было дружных братств художников, каковыми в 70-е гг. являлись группы барбизонцев или импрессионистов. Чтобы пробиться, начинающему художнику приходилось действовать в совершенном одиночестве. В Лувре, копируя Фрагонара, Шардена, Рембрандта, Аристид забывал о навалившейся нищете и обо всех житейских неприятностях. В 1881 г. будущий скульптор начал занятия в Школе изящных искусств, в классе антиков профессора Жерома. Однако прозанимался в этом заведении совсем недолго, так как профессор, не обнаружив в работах ученика «привычной академической умеренной аккуратности, кропотливого прилежного стиля в рисунке» и «безликости, столь необходимой всякому смиренному школяру», выгнал его, предложив все же продолжить обучение в Школе декоративных искусств. Там не очень честолюбивый, но терпеливый, упорный и сосредоточенный Майоль был аттестован как ученик «аккуратный, прилежный и превосходного поведения». Когда период «иссушающего ученичества» закончился, он с удивлением открыл для себя искусство Поля Гогена и возглавляемой им понт-авенской группы, а также живопись Огюста Ренуара. Помимо этого молодой художник с интересом изучал творчество монументалиста Пюви де Шаванна, перед талантом которого давно преклонялся. В ранних работах Майоля, основной тематикой которых являются пейзажи и нагие женщины, в той или иной степени чувствуется влияние всех этих художников. Особенно ярко это ощущается в лучшем живописном произведении того периода «Лазурный берег» (1898 г.). Примечательно, что уже в первых творениях художника намечается главная тема всего его творчества – гармоничный образ естественного человека в согласии с природой.

Однако Аристид на время отказался от живописи, оставив ее ради «новой идеи чисто декоративного творчества». У себя на родине, в Баньюле, он организовал мастерскую по производству гобеленов. Стремясь возродить заброшенный, но прекрасный промысел, беспрерывно экспериментируя, Майоль подобно алхимику-фанату создавал удивительные краски, используя для этого местные цветы и травы. Он собственноручно усовершенствовал ткацкий станок, делал эскизы гобеленов, учитывая малейшие оттенки цветовой гаммы. Первые его изделия – «Очарованный сад» и «Музыка» были представлены в 1894 г. на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. В гобеленах Майоля, подобно его ранним живописным полотнам, можно уловить влияние понт-авенской школы и принявших ее установки «набидов». Плавная мягкая извивающаяся линия, становясь со временем еще более чистой и упрощенной, навсегда сохранится в произведениях этого мастера как отличительная особенность его творческой индивидуальной манеры. В гобеленах Майоль пытался создавать свой собственный мир – «царство радости и света», наполненное свежими молодыми красками. Фигурки дам, изображенных на гобеленах, обрамляют сочные плоды, яркие цветы и листья, и даже юбки и прически женщин выполнены наподобие бутонов и соцветий. Годы спустя, будучи скульптором, Майоль обобщит это «удивительное равенство человека с растением» в некую теорию, основанную на взаимосвязи архитектуры и растительности. В своих творениях он всегда будет стремиться восстановить утраченную когда-то и забытую связь между искусством и природой.

В 1893 г. Аристид Майоль женился на одной из мастериц, работавших в его мастерской. С тех пор избранница художника стала его излюбленной моделью, которую он запечатлел в своих многочисленных рисунках, а позднее и в скульптурных произведениях. Став семейным человеком, а вскоре и отцом, Майоль особенно много работает, но по-прежнему испытывает материальные трудности. В это тяжелое время художнику помогали его более состоятельные друзья-живописцы Вюйар, Боннар, Дени, Синьяк и Матисс.

К 1900 г. Аристиду пришлось оставить любимое дело. Развитие машинного производства ковров сделало его промысел почти бессмысленным. Кроме того, у художника началась болезнь глаз. Но сорокалетний Майоль не впал в отчаяние от житейских невзгод, а начал свою карьеру заново, с увлечением занявшись скульптурой. «Вдохновение было во мне. Я стал скульптором», – вспоминал он. Свои первые работы мастер вырезал из дерева, даже не прорабатывая их предварительно в глине. Он радовался возможности снова работать и видеть – к счастью, болезнь глаз отступила. Каждый год Майоль проводил одинаково: зиму – на родине, в патриархальном Баньюле, а лето – недалеко от Парижа, в Марли-ле Руа. Он много упражнялся в изготовлении керамических ваз и статуэток, пробуя себя в мелкой пластике. Без тени самоуничижения скульптор сравнивал себя с мастером-гончаром и говорил: «Нужно создавать вещи, имеющие отношение к жизни… Скульптура ведь как гончарное дело – она тоже должна быть создана для чего-нибудь».

В первых скульптурных работах мастера, из которых наиболее известны горельеф «Источник» (1898 г.) и серия «купальщиц», выполненных в стиле круглой пластики, чувствуется чрезвычайная зависимость замысла от материала. Но пройдет совсем немного времени, и он преодолеет схематизм и «архаическую» скованность, характерные для его ранних работ. В лучших творениях этого периода, «Ева» (1902 г.) и «Леда» (1902 г.), Майоль впервые сумел показать одну из существеннейших особенностей своего творчества – интимность выражения. «Майолевские» женщины, выполненные в бронзе и камне, удивительно естественны, пластичны, иногда невинно кокетливы. Это всего лишь небольшие статуэтки, но их конструктивная основа такова, что на фотографиях они выглядят, как грандиозные огромные скульптуры.

К изготовлению больших изваяний Майоль приступил уже в начале 1900-х гг., выполняя их из камня, который отныне становится любимым материалом мастера. «Бронза слишком темна, на мой вкус, она поглощает слишком много света. А я ведь хочу света», – объяснял он выбор материала. В 1902 г. свой первый терракотовый эскиз «Средиземное море» скульптор увеличил до размеров натуры, а спустя три года перевел его в камень. В лаконичной простоте, четкости силуэта статуи «Средиземное море», иначе называемой «Мысль», Андре Жид увидел «несомненные приметы рождения нового современного искусства». Отныне материал не господствует в творениях ваятеля, а всецело подчиняется его замыслу, сохраняя при этом все свои блистательные качества. Персонажи Майоля сочетают в себе внешнее спокойствие и стабильность с внутренней насыщенностью, напряженностью мысли. Эта особенность ощущается практически во всех «майолевских» творениях тех лет, включая одну из лучших работ – монументальную композицию «Ночь, или Мечта» (1902–1906 гг.). Чрезвычайное внимание автор уделял именно внутренней жизни своих героинь, для чего много наблюдал за своими современницами. Увидев в лице случайной каталонки необходимое ему выражение, обычно медлительный Майоль мог в течение трех часов по первому впечатлению вылепить голову ничего не подозревающей об этом девушки. «Когда она проходит мимо, я чувствую ее душу, – говорил скульптор. – Вот это я хочу передать в моей статуе, что-то живое и вместе с тем нематериальное. Создавая фигуру девушки, я хочу передать впечатление от всех девушек. Мое чувство переходит в мои пальцы». Особенно отчетливо это можно увидеть в горельефе «Желание», в котором автор продолжил и развил тему нежности, успешно начатую в «Леде». В этой работе Майоль впервые выступил как трогательный, но не сентиментальный творец.

Преимущественно монументалист, Майоль пробовал себя и в портрете, выполнив величественный и тонкий по стилю «Портрет матери» (1898 г.), сокровенный портрет своего угрюмого друга, живописца Этьена Террю (1905 г.) и правдивый портрет больного, состарившегося Огюста Ренуара (1907 г.), в котором сумел передать и физическую слабость, и мужество духа почтенного художника. Интересно, что после позирования Майолю, под впечатлением от его работы, Ренуар тоже решил заняться скульптурой, несмотря на свои недуги. Так Аристид Майоль, испытавший воздействие ренуаровской живописи, оказал встречное влияние на старого мастера, которого считал одним из своих истинных учителей.

В 1903 г. на выставке Салона, по настоянию Родена, впервые была выставлена статуэтка «Леда», а спустя два года на вернисаж допустили и «Средиземное море». Тогда же был принят проект памятника Луи-Огюсту Бланки, получивший название «Скованная сила, или Скованная свобода». Создавая этот необычный и оригинальный памятник, Майоль впервые сделал шаг «к выражению экспрессии». Фигура могучей женщины, пытающейся в сильном напряжении разорвать сковывающие ее путы, олицетворяла собой жизнь революционера Бланки, много лет проведшего в заточении. Моделью для этой скульптуры, как и для более ранних – «Средиземного моря» и «Ночи», – служила жена скульптора.

Создавая проекты будущих композиций, он много времени уделял рисунку, наброску, как с натуры, так и по воображению. Большие рисунки Майоля, монументальные, фресковые, считаются почти самостоятельным жанром, в них автор давал себе полную свободу творчества. «Не останавливайте вашего штриха, пускайте свободно ваш карандаш, – не раз повторял художник. – Давайте работу инструментам: часто они умнее нас… Высвобождая бег ваших линий, вы добьетесь лучшего рисунка». Незаурядный талант рисовальщика и графика проявил он и в создании иллюстраций к «Дафнису и Хлое» Лонга, «Искусству любви» Овидия, «Эклогам» и «Георгикам» Вергилия.

«Вечный искатель прекрасного», Майоль пытался создать свою эстетическую теорию, основанную на его художественной практике. «В природе все восходящие линии, все вертикали прямы, горизонтальные линии – круглы. Возьмите ствол дерева. Его вертикаль пряма, как свеча. Но сделайте разрез ствола, и вы получите одни лишь круглые формы. Перенесите эти принципы, которые я нашел в природе, на человеческую фигуру, и вы будете иметь основу моей эстетики», – говорил мастер.

К 1908–1910 гг. Майоль окончательно утвердился как скульптор. В 1908 г. он осуществил долгожданную поездку в Грецию, которая стала возможной благодаря одному из его немногочисленных друзей, немецкому любителю французского искусства Гарри Кесслеру. Посетив обетованную родину скульптуры, Майоль с удивлением обнаружил, что Греция удивительно похожа на его родную Каталонию: «Эта та же страна, но без домов, пустынная». Оказалась, что «реальная, каждодневная, сиюминутная» жизнь, окружавшая его в родном Баньюле, необыкновенно близка античности. Наверное, поэтому некоторые скульптуры (особенно «Торс Нереиды», 1905 г.), сделанные мастером еще до путешествия в Грецию, напоминают нимф с фронтонов Парфенона. Искренне восхищаясь архаикой, Майоль был уверен в том, что «надо быть в согласии с современной эпохой». Современность его статуй проявляется прежде всего в интимности их восприятия. Примечательна в этом отношении неповторимая «Помона», сочетающая в себе «величие зрелости» и «специфическую грацию детства». Эта скульптура, над которой автор трудился с 1907 по 1910 г., является одной из главных его творческих побед. Могучая статуя, воплощающая идею осени и плодородия, таит в себе многие из качеств, которые вкладываются в понятие «майолевская женщина», – первозданную чистоту, непосредственность, женственную мягкую округлость и монументальную цельность. Однако типаж «маиолевских женщин» широк и разнообразен, о чем можно судить по легкой, изящной, узкобедрой «Флоре» (1911 г.) или царственно-величественной статуе «Иль-де-Франс» (1919–1932 гг.). Начиная с «Памятника Полю Сезанну» (1912–1925 гг.), мастер приступил к разработке так называемого типа «горизонтальной», полулежащей фигуры, который приходит на смену «вертикальным» статуям. Теперь скульптуры Майоля стали необыкновенно «пейзажны», господствуя над пространством и организуя его. Особенно заметно это по бронзовой «Сене» (1921 г.), складки одежды которой струятся по телу подобно реке или водопаду.

Невероятно, но все эти памятники А. Майоля в большинстве своем не имели успеха у заказчиков и современников. Они считали, что изваяния этого мастера слишком просты и им не хватает выразительности и эффектности. И потому судьба маиолевских работ была довольно сложной, а иногда и печальной. Вплоть до 1917 г. гордый скульптор, равнодушный к сенсациям и помпезности, оставался почти безвестным. «Никогда не следовавший моде», он долгое время был как будто в тени других. Вообще развитие Майоля как творца проходило неспешно и медленно. «В его эволюции нет ничего резкого, внезапного, ничего интеллектуального, она походит на ясный ручей, который в своем течении постепенно становится рекой, – писал Джон Ревалд в 1939 г. – Его вода остается по-прежнему светлой, но его русло углубляется».

Искусство Майоля не знает заката. С годами работы мастера не стали скуднее и беднее. Напротив, в них обнаруживаются новые, порой неожиданные искания. В 30-е гг. в его статуях с удивительной силой проявилась экспрессия. «Я искал архитектуры устойчивости, стабильности. Теперь я ищу архитектуры движения», – говорил Майоль. Его творения этого периода, из которых наиболее примечателен «Памятник Дебюсси» (1930 г.), контрастны и в то же время родственны предшествующим скульптурам. Особая удача мастера – «Памятник павшим» (1930–1933 гг.), воздвигнутый в Баньюль-сюр-Мер. Этот мемориал, воплотивший в себе силу и вечность, является самым грандиозным из его работ. В те же годы Майоль создал также целую серию маленьких бронзовых и глиняных статуэток купальщиц. Чуть позднее, тоже в жанре мелкой пластики, были рождены образы природных стихий – «Гора» (1935–1938 гг.), «Воздух» и «Ночь» (1937–1939 гг.), «Река» (1938–1943 гг.). В живописных работах тех лет художник придерживается подобной тематики: обнаженные женщины, купающиеся или отдыхающие. В его густо, пастозно написанных картинах, где каждый мазок добротен и основателен, чувствовалось влияние Сезанна.

В начале Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкими войсками, восьмидесятилетний скульптор наотрез отказался эвакуироваться. Вместе с женой он остался в своем доме и продолжал работать. Здесь с натуры Майоль создавал бронзовую статую «Гармония» (1940–1944 гг.), для которой позировала молодая девушка Дина Вьерни, ставшая последней моделью ваятеля. Оригинальная, глубокая, с философским взглядом на мир, она почти ежедневно приходила за пять километров в мастерскую скульптора. Они подолгу беседовали, читали стихи. И в этой обстановке Майоль создавал свои последние работы.

15 сентября 1944 г., возвращаясь из Верне-ле-Бен, скульптор попал в автокатастрофу. Утратив возможность говорить, он записывал свои последние мысли в школьную тетрадь. В них не было ничего, кроме беспокойства о близких и сожаления о тех творениях, которые скульптор не успел закончить. 27 сентября 1944 г. Аристид Майоль скончался, оставив свою «Гармонию» незавершенной. В последний путь мастера провожали юная модель Дина Вьерни и давняя Муза художника, Лаура, увековеченная им в образе «Помоны» сорок лет назад. Оставшаяся без рук, подобно Венере Милосской, изящная «Гармония» в своей незавершенности стала символом бесконечного поиска художника, оборвать который смогла только смерть.

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Из книги Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900-1910) автора Креспель Жан-Поль

КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (род. 23.11.1861 г. – ум. 11.09.1939 г.) Русский живописец, тонкий мастер пленэра, театральный декоратор, писатель, автор более 360 мемуарных очерков, рассказов, сказок, книги «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», воспоминаний «Моя жизнь», рукописи

Из книги Такая удивительная Лиговка автора Векслер Аркадий Файвишевич

МОНДРИАН ПИТ (род. 7.03.1872 г. – ум. 1.02.1944 г.) Полное имя – Питер Корнелис Мондриан. Известный голландский живописец и теоретик искусства, представитель движения «Де-Стийл», один из основоположников «неопластицизма» и абстракционизма. Автор теоретических сочинений по

Из книги От Данте Алигьери до Астрид Эрикссон. История западной литературы в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

МУНК ЭДВАРД (род. 12.12.1863 г. – ум. 23.01.1944 г.) Известный норвежский живописец-символист, график, скульптор, театральный художник и монументалист, один из основоположников экспрессионизма. Создатель более 100 живописных работ и почти 4500 рисунков и акварелей. Обладатель

Из книги Русская книжная культура на рубеже XIX?XX веков автора Аксенова Галина Владимировна

Из книги Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы автора Щипков Александр Владимирович

Гленн Миллер (1904–1944) Гленн Миллер (Alton Glenn Miller) – американский тромбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров конца 1930-х – начала 1940-х годов – Оркестра Гленна Миллера. В СССР этот оркестр стал известен прежде всего благодаря фильму “Серенада

Из книги автора

Из книги автора

Экзюпери (1900–1944) Наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери - аллегорическая повесть «Маленький принц». Вы позволите мне задать Вам несколько вопросов по этой, как сейчас говорят, культовой литературной сказке? Вопрос 2.67Как Вы думаете, в каком городе была

Из книги автора

Экзюпери (1900–1944) Ответ 2.67В Нью-Йорке, в апреле 1943 года, за год до гибели писателя.Ответ 2.68«Но никто ему не поверил, а всё потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые!»Ответ 2.69Министром юстиции. «Тогда суди сам себя. Это самое трудное… Если ты сумеешь


Имя Дины Верни вряд ли известно широкой публике – у нас ее знают только любители французского искусства и… поклонники тюремного фольклора. Она стала последней музой скульптора Аристида Майоля , а также позировала Матиссу и Боннару . Однажды она побывала в СССР, а по возвращении записала альбом блатных песен, чем очень удивила парижскую богему.



Когда Дине Айбиндер было 6 лет, ее семья эмигрировала из Кишинева в Париж. В раннем возрасте она вошла в круг французской богемы: друг ее отца обратил внимание на ее внешнее сходство со скульптурами Майоля и решил познакомить девушку с автором. 15-летняя Дина стала для 73-летнего французского скульптора последней музой – на протяжении последних 10 лет своей жизни он создал множество произведений, воссоздающих ее черты.



Сегодня в парижском парке Тюильри можно увидеть полтора десятка статуй, моделью для которых послужила Дина Верни. Это композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и другие. Дина говорила, что Майоль ее вылепил и сформировал как личность. Скульптор нашел в девушке идеал «вечной гармонии».





«Я не только его натурщица, но и отражение его творчества, так как физически была похожа на все его произведения. Значит, существовала особая духовная связь. Это больше, чем модель, это зеркало всех его идей. Странно, но тут природа похожа на искусство, а не искусство на природу. Это парадоксально. Иногда художники находят в жизни персонажей, которые являются отражением их замысла, это естественно. И как раз в нашем случае это было так», – утверждает Дина.





Во время учебы в Сорбонском университете Дина позировала знаменитым французским художникам Матиссу и Боннару. По словам Матисса, Верни была первой его натурщицей, с которой можно было поговорить об искусстве и книгах.





Во время нацистской оккупации Дина участвовала в движении Сопротивления: она прятала беженцев в мастерских и затем переправляла их через границу. За это полгода она провела в тюрьме. Освободить ее помог по просьбе Майоля любимый скульптор Гитлера Арно Брекер.





После смерти Майоля Дина Верни унаследовала его состояние и открыла художественную галерею. Всю жизнь она коллекционировала шедевры живописи и скульптуры, но редко их продавала. «Тому, кто покупает коллекцию, это ничего не дает. Это как купить чужую любовь», – объясняет она.





Дина всегда говорила, что в ней течет русская кровь и всегда мечтала побывать на родине. Это удалось ей лишь в 1959 г. Она познакомилась с политзаключенными, которые вернулись из лагерей. В домах диссидентов, где она бывала, часто пели лагерные и тюремные песни. Дина задалась целью записать их, но поскольку через таможню нельзя было вывезти эти тексты, она выучила их наизусть.



Ее интересовало, «каким образом отсутствие творческой свободы давало импульс к созданию произведений искусства. Это было нечеловеческое напряжение и победа над временем». В блатном фольклоре она увидела своеобразное выражение протеста против тоталитаризма.

«Для меня искусство – это религия», – говорила Дина Верни о том, чему посвятила всю свою жизнь. У нее было много источников вдохновения – скульптура, живопись, музыка, коллекционирование кукол и даже карет. Ее вклад и в русское, и во французское искусство сложно переоценить. Во Франции ее наградили орденом Почетного легиона, а в России о ней почти никто не знает.



Дина была не единственной славянкой, вдохновившей Матисса.

МАЙОЛЬ АРИСТИД (Ари-стид Жо-зеф Бо-на-ван-тюр) - французский скульп-тор, жи-во-пи-сец, гра-фик.

Ро-дил-ся в се-мье ви-но-гра-да-ря.

Обу-чал-ся в Па-ри-же - в Шко-ле изящ-ных искусств у Ж.Л. Же-ро-ма (1881-1883 годы) и в Шко-ле де-ко-ра-тив-ных искусств у А. Ка-ба-не-ля (1883-1887 годы).

Его ран-ние жи-во-пис-ные про-из-ве-де-ния вы-да-ют влия-ния П. Пю-ви де Ша-ван-на и П. Го-ге-на («Жен-щи-на и вол-на», около 1898 года, Пти-Па-ле, Па-риж); в 1894 году Майоль примк-нул к груп-пе «На-би». В 1893-1895 годы за-ни-мал-ся соз-да-ни-ем го-бе-ле-нов в собственной мас-тер-ской в Бань-юль-се, за-тем об-ра-тил-ся к ке-ра-ми-ке и мел-кой пла-сти-ке, близ-кой сти-лю ар ну-во («Тан-цор», 1895 год, Му-зей Ор-се, Па-риж).

С 1900 года по-свя-тил се-бя скульп-ту-ре; при под-держ-ке А. Вол-ла-ра бы-ла уст-рое-на пер-вая вы-став-ка Майоля в Па-ри-же (1902 год).

Важ-ней-шую роль в фор-ми-ро-ва-нии зре-ло-го сти-ля Майоля сыг-ра-ло по-се-ще-ние им в 1908 году Гре-ции: па-мят-ни-ки ан-тич-но-сти, осо-бен-но ран-ней клас-си-ки и ар-хаи-ки, рас-ши-ри-ли пред-став-ле-ния Майоля о пер-во-ис-то-ках ев-ропейской куль-ту-ры и ук-ре-пи-ли ве-ру в жи-во-твор-ность клас-сической тра-ди-ции.

С са-мо-го на-ча-ла оп-ре-де-ли-лась при-вер-жен-ность мас-те-ра клас-сической фор-ме в её ка-но-нич-ных про-яв-ле-ни-ях - пре-ж-де все-го, изо-бра-же-ние об-на-жён-ной жен-ской фи-гу-ры [«Сре-ди-зем-но-мо-рье» («Мысль»), из-вест-няк, 1902 год, част-ное собрание, Швей-ца-рия; пов-то-ре-ния - брон-за (Му-зей современного искусства, Нью-Йорк; Му-зей Ор-се, Па-риж), мра-мор (Му-зей искусств, Вин-тер-тур; му-зей Ор-се), и другие]. От-ка-зы-ва-ясь от ат-ри-бу-тов и мно-го-слов-ной па-те-ти-ки ака-де-мического искусства, Майоль дос-ти-га-ет вы-ра-зи-тель-но-сти тон-ки-ми сред-ст-ва-ми варь-и-ро-ва-ния про-пор-ций, поз и жес-тов фи-гур. Ис-пол-няя по за-ка-зу И.А. Мо-ро-зо-ва цикл брон-зо-вых ста-туй «Вре-ме-на го-да» (1910-1911 годы, ГМИИ), Майоль стре-мил-ся не к от-вле-чён-ной идеа-ли-за-ции, а к по-ис-ку гар-мо-нии в са-мой на-ту-ре, из-ва-ян-ной с жи-вых мо-де-лей: «По-мо-на» оли-це-тво-ря-ет осен-нее пло-до-ро-дие в креп-ких, ок-руг-лых объ-ё-мах жен-ско-го те-ла; ве-сен-нее цве-те-ние в ста-туе «Фло-ра» пе-ре-да-но в строй-ных про-пор-ци-ях юно-го те-ла и тре-пе-те об-ле-каю-щих его дра-пи-ро-вок.

В мо-ну-мен-таль-ных ра-бо-тах Майоля клас-сический ка-нон на-пол-ня-ет-ся ас-со-циа-ция-ми, за-дан-ны-ми те-мой па-мят-ни-ка. В па-мят-ни-ке ре-во-лю-цио-не-ру Л.О. Блан-ки («Ско-ван-ная си-ла», брон-за, 1905-1906 годы, Пю-же-Те-нье, департамент При-мор-ские Аль-пы; сад Кар-ру-зель, Па-риж, и другое) мощ-ная жен-ская фи-гу-ра кру-то раз-во-ра-чи-ва-ет-ся в по-пыт-ке ос-во-бо-дить-ся от пут. Па-мят-ник П. Се-зан-ну (ка-мень, 1912-1925 годы, Му-зей Ор-се, Па-риж) - об-ра-зец так называемых пей-заж-ных скульп-тур Майоля: по-коя-щая-ся на дра-пи-ров-ках жен-ская фи-гу-ра с вет-кой в ру-ке лишь слег-ка от-сту-па-ет от клас-сических об-раз-цов, но имен-но эти от-кло-не-ния (сколь-же-ния по-лу-со-гну-тых ног, не-ве-со-мость опор-ной ру-ки) соз-да-ют ощу-ще-ние вол-ни-сто-го ланд-шаф-та. По-ток па-даю-щих дра-пи-ро-вок в фи-гу-ре «Се-ны» (брон-за, 1921 год, Национальный му-зей современного искусства, Па-риж) ас-со-ции-ру-ет-ся с пол-но-вод-ной ре-кой, а скло-нён-ная фи-гу-ра «Скор-би» (па-мят-ник пав-шим в Се-рé, брон-за, 1921-1923 годы) про-бу-ж-да-ет вос-по-ми-на-ния о древнегреческих над-гроб-ных сте-лах. В па-мят-ни-ке К. Де-бюс-си (мра-мор, 1930-1933 годы, Сен-Жер-мен-ан-Ле; Му-зей Май-о-ля, Па-риж) идея му-зы-ки пе-ре-да-на гар-мо-нич-ны-ми ли-ния-ми фи-гу-ры и плав-ным дви-же-ни-ем её рук.

Са-мый круп-ный ме-мо-ри-ал Майоля - «Па-мят-ник пав-шим в вой-не» в Бань-юль-се (брон-за, 1930-1933 годы). Центральная го-рель-еф-ная фи-гу-ра уми-раю-ще-го вои-на, с её не-ус-той-чи-вой по-зой, вы-ра-зи-тель-но пе-ре-да-ёт со-стоя-ние пе-ре-хо-да от жиз-ни к смер-ти; флан-ки-рую-щие её груп-пы пла-каль-щиц со-от-но-сят-ся с древ-ни-ми по-гре-баль-ны-ми ри-туа-ла-ми.

Слож-ный мо-тив па-даю-щей, те-ряю-щей рав-но-ве-сие фи-гу-ры раз-ра-ба-ты-ва-ет-ся и в «пей-заж-ных» скульп-ту-рах 1930-х годов («Ре-ка», сви-нец, 1938-1943 годы, Му-зей современного искусства, Нью-Йорк; Му-зей Май-о-ля, Па-риж; «Воз-дух» - па-мят-ник по-гиб-шим лёт-чи-кам, ка-мень, 1937-1939 годы, часть мо-ну-мен-та воз-ду-хо-пла-ва-те-лям в Ту-лу-зе).

По-след-ние го-ды жиз-ни Майоль ра-бо-тал над ста-ту-ей «Гар-мо-ния», ос-та-вив её не-за-вер-шён-ной (брон-за, 1940-1944 годы, Му-зей Май-о-ля, Па-риж).

Соз-да-вал так-же ил-лю-ст-ра-ции (ли-то-гра-фии) к про-из-ве-де-ни-ям ан-тич-ных ав-то-ров (Вер-ги-лия, Ови-дия, Лон-га; 1910-1913 годы), по-эзии П. де Рон-са-ра, П. Вер-ле-на, П. Луи.

Зна-че-ние Майоля в искусстве XX века оп-ре-де-ля-ет-ся тем, что в бур-ный пе-ри-од подъ-ё-ма аван-гар-ди-ст-ских дви-же-ний он су-мел про-дол-жить клас-сическую тра-ди-цию, на-пол-нив её ка-но-ны но-вым со-дер-жа-ни-ем, по-черп-ну-тым из жи-вой при-ро-ды и современной дей-ст-ви-тель-но-сти.

В 1964-1965 годы в са-ду Тю-иль-ри в Па-ри-же ус-та-нов-ле-ны 18 брон-зо-вых ста-туй Майоля; в 1995 году в Па-ри-же ос-но-ван Му-зей Май-о-ля.

Аристид Майоль родился 8 апреля 1861 г. на юге Франции - в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи). Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже, занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля. Но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре.

Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). На родине в крестьянском труде и робких попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни.

В 1881 г. Майоль поселился в Париже. Сначала он посещал школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где познакомился с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов - вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса. Он вернулся домой и организовал мастерскую. В 1894 г. первые его работы были представлены публике. Ткачество открыло Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, принесли мастеру известность и поклонников среди коллекционеров.

В сорок лет Майоль занялся скульптурой. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку мастера в 1902 г., был восхищён его работой «Леда» (1902 г.). Это был невероятный успех, признание правильности избранного пути, более того - своеобразное благословение великого Родена.

В 1901-1905 гг. Майоль создал первую большую мраморную статую, у которой два названия: «Средиземное море» и «Мысль». Её композиция чиста и логична, а пластика формы естественна и проста.

Майоль, проверив в свои силы, начал участвовать в конкурсах проектов памятников. В 1906 г. появился монумент «Скованная свобода» (1905-1906 гг.), изображающий могучую женщину, воплощение жизненной энергии, способной к преобразованию мира. Таким Майоль представил памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Заказчики остались недовольны. Они попытались скрыть непривычный облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями.

Скульптор мечтал увидеть памятники Древней Греции. В 1908 г. у него появилась такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер осуществил его желание. Созерцая скульптуры Парфенона и храма Зевса в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер ощутил родство своего таланта с пластическим мышлением древних греков, почувствовал связь, прошедшую через тысячелетия. Одновременно Майоль осознал невероятный разрыв культур - древней и современной. «Что должен был я выбрать? - спрашивал себя скульптор. - Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать природе…»

Так появилась «Флора» (1911 г.), спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ней последовала более изящная скульптура, олицетворяющая Иль-де-Франс, историческую область в центре Франции («Иль-де-Франс», 1910-1932 гг.). «Не подражая природе, я работаю, как она», - говорил Майоль.

Лучшие дня

В 1912 г, скульптор начал памятник художнику Полю Сезанну. (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он нашёл приют в парижском саду Тюильри.

В 1934 г архитектор Жан-Клод Дондел познакомил 73-х летнего Майоля с иммигранткой из Советского союза, 15-ти летней Диной Верни, которая стала сначала его натурщицей, а затем и музой. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начал рисовать.

В 30-х гг. Майоля всё больше привлекала природа («Гора», 1935-1938 гг.; «Река», 1939-1943 гг.). Скульптура «Гора» - снова женщина, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога женщины уходит в камень, другая согнута; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх - это вершина горы. Волнистые развевающиеся волосы олицетворяют облака, наползающие на вершину.

«Гармония» (1940-1944 гг.) - последняя статуя мастера. Майоль работал над ней четыре года, но она осталась незавершённой. «Гармония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам.

Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Простые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, - это законы гармонии и красоты. Они были надолго забыты; их подменили условной красивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX в. её древние основы.

27 сентября 1944 годa Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал Дине Верни. С этого момента она становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля - «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).

Майоль родился на юге Франции, в городке Баньюль-сюр-Мер, в семье потомственных виноградарей. Учился в коллеже в соседнем Перпиньяне, проявляя в юные годы особый интерес к рисунку и живописи. В 1882 году он отправляется в Париж, где поступает в Школу изящных искусств и учится у Жерома, а затем продолжает свое образование в Школе декоративных искусств у живописца Кабанеля. В начале 1890-х годов Майоль знакомится с художниками так называемой понт-авенской группы, которую возглавлял Гоген, что оказывает определенное влияние на его ранние живописные произведения. В те годы его также увлекало творчество Эмиля Бернара и Пюви де Шаванна. В 1895 году, находясь под большим впечатлением от средневекового ткаческого искусства и в особенности серии гобеленов «Дама с единорогом» из коллекции музея Клюни, Майоль организует в Баньюле мастерскую по производству гобеленов. Здесь он сам рисовал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и окрашивал нити, как это делали древние мастера. Ткали гобелены местные девушки, на одной из которых Майоль женился в 1896 году. Свою жену Клотильду он не раз изображал в рисунках, а затем и в скульптурах. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Майоль представляет свои первые гобелены — «Музыка» и «Очарованный сад», в которых ощущалось влияние художников понт-авенской школы и группы «Наби». Но кропотливая работа над мелкими деталями при изготовлении гобеленов оказала пагубное влияние на зрение мастера. Около 1900 года он практически ослеп и пребывал в таком состоянии примерно полгода. От производства гобеленов пришлось отказаться. В этот период Майоль, не привыкший сидеть без дела, обращается к скульптуре.
Именно в скульптуре ему было суждено найти свой собственный неповторимый стиль. Его излюбленной пластической темой становится обнаженное женское тело, округлые формы и плавные изгибы которого, по мнению мастера, способны передать всю полноту и красоту мира — таинственность ночи, извилистое течение реки, невесомую легкость воздушного пространства.
В 1902 году Амбруаз Воллар организует первую персональную выставку Майоля в своей галерее и приобретает несколько его скульптур. В 1904 году Майоль впервые выставляет свои произведения в Осеннем салоне. В том же году он знакомится с графом Гарри Кесслером, который становится его покровителем. Скульптор не раз отмечал, что это знакомство явилось самой большой удачей в его жизни. Благодаря финансовой поддержке мецената графа Кесслера в 1908-1910 годах Майоль посетил Грецию, где на него сильнейшее впечатление произвели произведения эпохи архаики и ранней классики.
В 1905 году скульптор по заказу работает над созданием памятника социалисту Луи-Огюсту Бланки, получившего в итоге название «Скованная сила». Образ женщины, стремящейся разорвать сковывающие ее узы, олицетворяет саму жизнь революционера, который много лет провел в заключении.
В 1912 году Майоль начинает работу над памятником Полю Сезанну, создав композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком упрощенным. После громкого скандала в прессе он был установлен в парижском саду Тюильри.
С течением времени, от 1910-х к 1940-м, творчество Майоля не претерпевало каких-либо заметных изменений, и женские образы неизменно оставались главной его темой («Иль де Франс», «Венера с ожерельем», «Скорбь»).
В 1934 году в жизни Майоля появляется юная натурщица Дина Верни, ставшая его музой и послужившая прообразом таких поздних скульптур мастера, как «Река», «Воздух», «Гора». Верни позировала и для последней монументальной статуи скульптора, которая называлась «Гармония» и которая так и не была им закончена. Последние годы жизни Майоль провел в родном Баньюле, продолжая заниматься не только скульптурой, но и живописью. 15 сентября 1944 года, возвращаясь на автомобиле от Рауля Дюфи, он попал в автокатастрофу. 27 сентября он скончался. В 1964 году двадцать скульптур мастера, переданных государству Диной Верни, были установлены в Париже в саду Тюильри.