Тема семинара учителей физкультуры. Методический семинар учителя физической культуры

18.12.2017 | 300

Муниципальный семинар учителей физической культуры

12 декабря 2017 года на базе МБОУ «Самаевская средняя общеобразовательная школа» прошел муниципальный семинар по теме «Интеграция урочной и внеурочной физкультурно-спортивной деятельности учащихся в рамках подготовки к сдаче комплекса ГТО», на котором присутствовали 11 учителей физической культуры школ города и района.
Со словами приветствия к участникам семинара обратилась директор школы Лбова Любовь Александровна, которая ознакомила присутствующих с программой семинара, рассказала об истории развития Самаевской средней школы, о педагогическом коллективе, его достижениях и наградах учителей.
Далее слово было предоставлено зам. директора по УВР Власовой А.И., которая в своем выступлении остановилась на том, какую роль играет урочная и внеурочная деятельность системы образования в подготовке учащихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Подготовка учащихся к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО в условиях школы целенаправленно проводится как на уроках физкультуры, так и в различных внеурочных формах физического воспитания с познавательной, игровой и спортивно-оздоровительной деятельностью. Несмотря на то, что школа малокомплектная, 15 учащихся школы уже сдали нормы ГТО. Примером является учитель физической культуры Коршунов А.А., который в сентябре 2017 года получил удостоверение и золотой значок ГТО. Далее гостей приветствовали ученики музыкально – литературной композицией «Гимн ГТО».
Следующий этап семинара – урок физкультуры в 8 классе на тему «Гимнастика как этап в подготовке школьников к сдаче ГТО», который на достаточно высоком методически - организованном уровне провёл учитель высшей категории Коршунов А.А.. Учащиеся 8 класса продемонстрировали хорошую подготовку и базовые умения по разделу «Гимнастика» (поднимание туловища из положения лежа на спине; отжимание: сгибание и разгибание рук в упоре лежа; прыжки через гимнастического козла, прыжки в длину с места; стойка на голове и руках у стены и др.).
Затем эстафету приняли учащиеся 2-4 классов под руководством учителя начальных классов Желавской О.В., показав спортивно – развлекательное мероприятие «Веселая дорога к стартам ГТО». В соревнованиях участвовали команды «Дружные ребята» и «Богатыри». Ребята в игровой форме продемонстрировали свои умения по выполнению испытаний ВФСК ГТО, которые направлены на повышение спортивных навыков и ведение здорового образа жизни. В итоге победила дружба, а школьники получили сладкие призы и новый комплект шахмат.
По окончании семинара за круглым столом были подведены итоги. Семинар был рассчитан на то, чтобы показать, насколько важна роль учителя физической культуры в процессе внедрения норм ГТО в образовательных организациях. Успешность семинара была подтверждена благодарными отзывами учителей физкультуры в адрес администрации школы, педагогов Коршунова А.А. и Желавской О.В. и всего коллектива МБОУ «Самаевская СОШ» за организацию и проведение данного мероприятия.

Елена Кузнецова
Семинар-практикум для педагогов «Использование инновационных подходов в физической культуре»

Семинар-практикум для педагогов «Использование инновационных подходов в физической культуре »

ЦЕЛЬ семинара :

Формирование мотивационных установок педагогов на здоровый образ жизни.

ЗАДАЧИ :

Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания дошкольников и здорового образа жизни.

Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно -оздоровительной работы в ДОО. Развитие творческого потенциала педагогов .

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества , вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие » на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой , гармоничное физическое развитие через решение следующих задач :

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании .

В нашем детском саду ведется активная работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей , повышению двигательной активности. Этому способствует созданная в ДОУ доступная и безопасная предметно-развивающая среда.

Для увеличения эффективности занятий по физической культуре необходимо искать новые приемы, которые разнообразили бы занятия физической культурой и заинтересовали детей в них. Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов и технологий в физкультурно -оздоровительной работе. Их много, но мы остановимся на некоторых из них, которые можно использовать при работе с детьми .

Занятия на спортивных комплексах и тренажерах помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника решает и проблему дефицита пространства, так как легко умещается даже в небольшом помещении.

Совместные физкультурные занятия . Социальное партнёрство в системе дошкольного образования, в свете федерального стандарта, основано на равном сотрудничестве всех его участников – родителей, педагогов , детей. Одна из главных задач педагогов детского сада – создать условия для развития благополучных детско–родительских отношений в семье, а это может быть достигнуто только при совместной деятельности родителей и детей. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Виброгимнастика.

Еще один вид инновационной технологии разработал академик Микулин. Называется он виброгимнастика. Это встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.

Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это.

Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или после напряженной умственной деятельности.

Нужно подняться на носки, чтобы пятки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе : благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек, потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы пятки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти.

Общая длительность выполнения упражнения – 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.

Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.

Степ-аэробика.

Степ-аэробика это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе, высоте которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна). Степ аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Аэробика это система физических упражнений , энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода . Для достижения эффекта продолжительность выполнения таких упражнений должна составлять не менее 20-30 минут. Занятия аэробикой доставляют мышцам большое удовольствие.

Я хочу представить вам новое направление, такое как детский фитнес – это система мероприятий (услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту, его социальную адаптацию и интеграцию. Использованиеэлементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре , в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности , знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности , усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и , как следствие, укрепляет здоровье детей.

На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического , но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческих подход и интерес к занятиям физкультурой . В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми , значительно расширился.

Игровой стретчинг

Фитбол-гимнастика

Черлидинг

Пилатес

Один из видов фитнес технологий это : упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. д., выполняя в такой форме физические упражнения . С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.

Одна из новых технологи физического воспитания – фитбол-гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике , медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки и её коррекции.

В настоящее время в работу с детьми активно внедряется черлидинг – зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.

Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Пилатес – это разновидность фитнеса, включающая в себя комплекс физических упражнений на все группы мышц, развивающих гибкость и выносливость. Эту систему упражнений разработал в начале 20 века Джозеф Пилатес, немецко-американский спортивный специалист, который сам рос болезненным ребенком, однако благодаря интенсивным физическим упражнениям сумел значительно поправить здоровье и стать профессиональным спортсменом и преподавателем физической культуры . Сегодня Пилатес применяют в клиниках, в лечебной физкультуре , в фитнес-центрах, в школах танцевального искусства. Система Пилатес включает в себя упражнения для всех частей тела, упражнения являются безопасными и подходят для широкой возрастной аудитории. Пилатес обладает следующими преимуществами : развивает каждый аспект физической формы : силу, выносливость, гибкость, ловкость, скорость; улучшает контроль над телом; корректирует осанку; улучшает работу внутренних органов; усиливает обменные процессы в организме; фокусируется на правильном дыхании; помогает в расслаблении и снятии напряжения. Практика пилатеса открывает детям мир здоровья и спорта, развивает стремление к занятиям другими видам спорта – танцами, гимнастикой, боевыми искусствами. Кроме того, эта уникальная система тренировок, повышает стрессоустойчивость, снижает детскую нервозность. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу.

Фитбол-аэробика для дошкольников Е. Г. Сайкиной, С. В. Кузьминой «Танцы на мячах» . Парциальная программа по фитбол-аэробике является комплексной, включающей разнообразный арсенал средств и методов детского фитнеса : оздоровительная аэробика, корригирующая гимнастика,

стретчинг, танец, релаксация и т. д.

Эта программа включает следующие разделы :

Фитбол-гимнастика,

Фитбол-ритмика,

Фитбол-атлетика,

Фитбол-коррекция,

Фитбол-игра.

Корригирующая гимнастика.

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития . Они воздействуют на сердечнососудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Лечебно-профилактический танец Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Фитнес-данс» - это новая нестандартная методика, включающая комплексы упражнений оздоровительного танца, включающие упражнения коррекционной гимнастики и лечебной физической культуры , направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма.

К ЛПТ относятся упражнения и танцы общеразвивающего воздействия : строевые упражнения,

суставная гимнастика,

упражнения в беге и прыжках,

ритмические танцы,

элементы хореографии,

упражнения для расслабления мышц;

упражнения и танцы специального воздействия :

упражнения для формирования и закрепления осанки, коррекции её,

упражнения для профилактики плоскостопия,

дыхательная гимнастика,

гимнастика для глаз,

пальчиковая гимнастика,

фитбол-гимнастика.

Оздоровительно-развивающая программа Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на 4 года обучения – от трёх до семи лет . В программе представлены различные разделы :

танцевально-ритмическая гимнастика – игроритмика, игрогимнастика, игротанец;

креативная гимнастика – музыкально-творческие игры, специальные задания;

нетрадиционные виды упражнений – игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия.

Игропластика.

Специальные упражнения для развития силы и гибкости, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие тот или иной образ, настроение.

«Цапля» .

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли". Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

Музыкально-подвижные игры.

1. Первая игра, с которой мы с вами познакомимся, называется «С бубном» .

Выбираем водящего, он стоит в кругу с бубном, остальные вокруг него по кругу выполняют движения, например, боковой галоп, а водящий стучит в бубен с закрытыми глазами, затем сам прекращает, и играющие тоже останавливаются. Тот, кто оказывается напротив водящего, танцует в паре с водящим, а все хлопают.

2. Следующая – «Рыбаки и рыбки» .

Слышать начало и окончание музыки. Проявлять выдержку, волю, соблюдать правила игры. Выразительно передавать в движении характер музыки : легко и ритмично бегать, звенеть колокольчиком, бубном.

Правила игры : На полу лежит шнур (скакалка) в форме круга – это сеть. В центре круга рыбак, остальные дети рыбки. Рыбак звенит колокольчиком или бубном. Дети рыбки легко бегут по залу врассыпную и обязательно забегают в круг. Ребёнок рыбак ждёт, когда рыбки забегут в круг и останавливает игру на инструменте; рыбки в кругу замирают и считаются пойманными. Выигрывает тот рыбак, который наловил больше рыбы.

3. И последняя игра, в которую мы с вами сегодня поиграем, называется

«Ручейки и озёра» .

Программное содержание : Передавать в игре на инструменте и в движении различные ритмические рисунки. Учить двигаться змейкой в колонне по одному, строить круг. Двигаться в соответствии с различным характером музыки : лёгким, изящным, бодрым, энергичным. Слышать начало и окончание музыки.

Правила игры : Выбирается ведущий с музыкальным инструментом. Игроки становятся в 2-3 колонны, с одинаковым количеством играющих, в разных частях дома – эта ручейки. Под лёгкую изящную музыку (или быстрое звучание восьмыми длительностями бубна или колотушки) ручейки змейками легко бегут в разных направлениях. При смене музыки на бодрую и чёткую (звучание четвертными длительностями на бубне или колотушки, дети идут бодрым шагом, образуя озёра (круги) по числу ручейков. Бегать, не выходя из колонны, друг за другом. Строиться круг только с изменением музыки.

Парциальная программа кружковой работы Т. А. Ивановой «Йога для детей» – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Начиная заниматься йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся уважению к себе и другим детям. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнований. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми.

Йога включает в себя следующие разделы :

общеразвивающая гимнастика,

самомассаж,

суставная гимнастика,

асаны (позы,

дыхательная гимнастика,

гимнастика для глаз,

пальчиковая гимнастика,

релаксация,

подвижные игры.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша. Оградить ребенка от простудных заболеваний – задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с ребёнком дыхательной гимнастикой.

3) Тест для самооценки профессиональной подготовки по теории и методике физического воспитания дошкольников.

1. Какие задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств , развитие двигательных способностей.

1-воспитательные

2-оздоровительные

3-образовательные

4-коррекционно-развивающие

2. Какое положение выражает готовность к действию и создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнений?

1-рациональное

2-исходное

3-обычное

4-простое

3. К какой группе методов относятся перечисленные приемы : показ, подражание, зрительные ориентиры, фотографии, рисунки, схемы.

1-физические

2-наглядные

3-дидактические

4. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилом – это…

1-двигательный режим

2-основные движения

3-подвижная игра

5. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является…

1-подвижная игра

2-утренняя гимнастика

3-физкультурное занятие

4-физкультминутка

5-утренняя прогулка

6. Обучение дошкольников спортивным играм начинают с…

1-соревнований между отдельными детьми

2-вопросов к детям

3-раздачи пособий

4-разучивания отдельных элементов техники игры

1-задачи физического воспитания

2-принципы физического воспитания

3-формы физического воспитания

4-методы физического воспитания

5-средства физического воспитания

4) Педагоги показывают 2 варианта физкультминутки .

5) Игра «Ток» .

Сейчас возьмемся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия (2 – 3 раза) .

В настоящее время перед учителем ставится не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы и выполнять упражнения, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Поэтому в современных условиях повышается роль образовательной области «Физическая культура» в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся, а также в воспитании жизнеспособной личности. Можно с уверенностью утверждать, что возникла настоятельная необходимость в развитии дидактической системы каждого учителя физической культуры, направленной на оздоровление учащихся.

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется. Как учитель физической культуры, я должен дать своим ученикам не только знания о физической культуре, о спорте, но и научить их использовать эти знания в различных жизненных ситуациях, которые встречаются на протяжении всей жизни человека. Ведь мне даётся лишь несколько лет для того, чтобы помочь детям приобрести знания, здравомыслие и человечность, которые, я надеюсь, сделают из моих воспитанников хороших людей, граждан своей страны.

Успешное решение задач школьного физического воспитания возможно только при комплексном использовании уроков физической культуры, физических упражнений и подвижных игр в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных форм физического воспитания. При этом основной формой процесса физического воспитания школьников, важнейшим фактором, обеспечивающим успешность формирования физической культуры личности, считаю - урок физической культуры. При проведении уроков учитываю возрастные, психологические, физиологические особенности учащихся, наличие в школе соответствующего инвентаря и оборудования. На уроках руководствуюсь критериями: личная заинтересованность учащихся, высокая общая и моторная плотность урока, взаимосвязь знаний с практическими действиями, чёткая постановка и выполнение учебных задач, взаимосвязь воспитания и обучения.

Для успешной реализации задач на уроках составлены рабочие программы на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012. - 9-е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

Передо мной возникают вопросы: как организовать деятельность моих воспитанников на уроке, чтобы дать каждому оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его оздоровительной направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.

Считаю, что человек, который решил посвятить себя работе с детьми, в первую очередь должен помочь укреплению здоровья и развитию физических качеств, ведь для достижения в жизни каких-нибудь высот так необходимо здоровье. Действительно, тренер должен знать и уметь многое, а для этого нужно искать и находить новые формы, методы, приемы работы. Для повышения интереса к предмету тренер постоянно должен находиться в поиске. Ведь так хочется, чтобы занятия запоминались детям, чтобы каждое последующее занятие не было похоже на предыдущее. Мое мнение таково - самым лучшим уроком становится тот, на котором ученик самостоятельно повышает свой уровень физической подготовки, поднимая эту планку все выше и выше, тем самым укрепляя свое здоровье. Но не всем сразу даются хорошие результаты, для этого необходимо обладать очень важным качеством – терпением. У каждого ребенка свои физические способности. И если кто-то сегодня прыгнул в длину на 1,2 метра, а через несколько занятий на 1,3 метра это уже достижение, а еще через десять уроков результат будет еще выше. Я очень радуюсь достижениям своих учеников, нужно только терпение и тренировка.

Результатом моей педагогической деятельности на уроках является стабильная успеваемость учащихся за последние два года.

Я в своей работе особое внимание уделяю вопросам модернизации методической системы преподавания, поиску новых идей. Считаю, что интеграция урочной и внеурочной деятельности дает положительные результаты в вопросах формирования гражданских качеств личности и в целом здоровья школьников.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует развитию и восполнению двигательной активности учащихся, устойчивого интереса к занятиям физической культурой, спортом, социализации личности в современных условиях, развитию творческих способностей.

Для достижения результатов за оптимальный срок необходимо в полном объеме задействовать методический арсенал, разрабатывать индивидуальные образовательно-воспитательные маршруты для каждого ребенка, регулярно анализировать успехи и неудачи и вместе с тем подвергать их коррекции. В процессе преподавания и воспитания в большей мере использую принципы доступности, индивидуализации.

Возникновение интереса к предмету у значительного большинства учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело, мастерски взаимосвязано будет построена урочная и внеурочная работа. Обычно в традиционной школе эти понятия строго различались; современные условия дают возможность каждому учителю подойти творчески не только к планированию своей работы, но и внести изменения в учебную программу в зависимости от условий её реализации. Во внеурочной работе появилась возможность выделить больше времени созданию практико-ориентированных проектов, исследований, подготовке к соревнованиям различного рода.

Основной акцент сделал не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие социализированной личности, творческой активности учащихся. Это позволило привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Разработал планирование системы уроков и внеклассных занятий, дидактическое сопровождение и пакет диагностических методик для мониторинга достижений учащихся. В целом интеграция дала возможность для самореализации, самовыражения, раскрытия способностей, социализации личности.

Одним из условий реализации изменений является высокий уровень компетентности педагога, использование в обучении альтернативных идей нестандартных подходов, наличие разнообразных средств обучения: материальной базы, альтернативных учебных пособий, справочной литературы ресурсов Интернет.

Основной целью внеурочной деятельности считаю пропаганду физической культуры, активного отдыха, приобщение школьников к систематическим занятиям физической культурой. В основу воспитательного процесса ставлю технологию коллективно-группового творчества, использую личностно ориентированный подход.

В течение учебного года провожу следующие мероприятия: внутришкольные соревнования по легкой атлетике, баскетболу в рамках Недели здоровья; внеклассные мероприятия «Папа, мама и я - спортивная семья», «Веселые старты»; совместно с классными руководителями мероприятия по профилактике вредных привычек, правонарушение среди детей и подростков (в т.ч. профилактические беседы, лекции и т.д.).

Кроме того, считаю необходимым проведение систематической работы с родителями. Главным фактором в моей работе с родителями является тактичность и доброжелательность, так как общие усилия на благо обучения и воспитания детей - залог успешной работы с родителями. К каждой встрече с родителями тщательно готовлюсь, подбираю нужные добрые слова в адрес каждого ребенка, стараясь найти в них, прежде всего лучшие качества. Провожу родительские лектории с целью оказания педагогической помощи; индивидуальные беседы с родителями на темы: «Режим дня школьника», «Как сохранить здоровье школьника», «Восстановительные мероприятия спортсменов», «Педагогический, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена»; посещения семей на дому; анкетирование и тестирование родителей с целью изучения удовлетворенности обучением и воспитанием детей, условиями их жизнедеятельности.

Согласно анкетированию обучающихся и их родителей по анкете «Условия жизнедеятельности ребенка в школе» можно утверждать, что в коллективе созданы оптимальные условия для достижений высоких результатов в спорте обучающимися.

Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают детям сильную мотивацию и толчок к занятиям физкультурой. Поэтому мне хочется быть всегда в хорошей физической форме, я стараюсь пополнять свой физический и духовный багаж теми наработками, которые, на мой взгляд, способствуют развитию учащихся.

МКОУ «Леоновская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на районном семинаре учителей физической культуры

на тему

«Интегрирование учебной и внеурочной деятельности на уроках физкультуры»

учитель физкультуры МКОУ «Леоновская ООШ» Бабин Ю.А.

2017 г.

Семинар для учителей физической культуры по теме: «Современные подходы к преподаванию уроков физической культуры» (19 апреля 2013 г.)

Время предъявляет высокие требования к учителю

Каким должен быть современный урок физической культуры в условиях модернизации российского физкультурного образования? Какие современные подходы должны лежать в основе урока? На этот и другие вопросы пытались получить ответ учителя физической культуры на районном семинаре-практикуме, который состоялся 19 апреля 2013 года на базе МОУ Гимназии № 9 г.Буденновска. В работе семинара приняли участие учителя физической культуры общеобразовательных учреждений Буденновского района, методисты информационно-методического отдела МКУ «Центр развития и поддержки системы образования Буденновского района».

В ходе семинара педагоги обсудили актуальные проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов по предмету «Физическая культура».Учителя физической культуры МОУ СОШ № 3 с.Прасковея (Ржанникова Е.Б.), МОУ Гимназии № 9 г. Буденновска (Смышнов А.М.), МОУ СОШ № 2 г.Буденновска (Громова Е.А.), прошедшие курсы повышения квалификации в рамках комплекса мер по модернизации физкультурного образования в г.Ставрополе, познакомили участников семинара с современными подходами, особенностями проектирования, преподавания различных типов уроков с учетом новых требований к результатам освоения основной образовательной программы.

В обсуждении проблемы семинара приняла участие заместитель директора по научно-методической работе МОУ Гимназии № 9 г. Буденновска Задорожная И.Н. по вопросу: «Критерии анализа и самоанализа современного урока физической культуры».

В практической части семинара учителя физической культуры МОУ Гимназии № 9 г. Буденновска дали открытые уроки с использованием ИКТ-технологий по темам: «Обучение учащихся акробатическим элементам», 5 кл. (Аванесян В.Б.), «Обучение учащихся спринтерскому бегу», 9 кл. (Смышнов А.М.). В ходе анализа и самоанализа, проведенного после занятий, присутствующие отметили высокий уровень проведения обоих уроков. Участники семинара особое внимание обратили на системность работы, высокий профессионализм и мастерство педагога Аванесян В.Б.

В заключении семинара методист МКУ ЦР и ПСО Болдырева М.А. провела с педагогами деловую игру с использованием приема «Синквейн». Для рефлексии деятельности участникам была предложена форма обратной связи «Шар познания», в ходе которой учителя отмечали: что понравилось на семинаре, было самым интересным, больше всего запомнилось, было бы лучше, если…

Большинство участников отметили комфортную атмосферу семинара, высказали пожелания чаще проводить встречи со своими коллегами.

МКУ «Центр развития и поддержки системы образования Буденновского района» выражает благодарность администрации и педагогическому коллективу МОУ Гимназии № 9 г. Буденновска за оказание помощи в организации и проведении семинара для учителей физической культуры.

Материалы семинара:

- Программа семинара ;

- Анализ урока по ФГОС ;

- Самоанализ урока ;

- Технологическая карта урока В.Б.Аванесян ;

- Технологическая карта урока А.М.Смышнова




Семинар для учителей физической культуры

На базе МОУ СОШ № 2 г .Буденновска 28 февраля 2014 года был проведен районный практический семинар для учителей физической культуры по теме: «Обучение основным элементам игры в волейбол на занятиях физической культуры». В работе семинара приняли участие ведущий специалист по воспитательной работе отдела образования, методист по воспитательной работе МКУ ЦРиПСО, тренеры-преподаватели МОУ ДОД ДЮСШ по волейболу, МОУ ДОД ДЮСШ г.Буденновска, учителя физической культуры общеобразовательных учреждений Буденновского района. В ходе семинара директор волейбольной школы Полякова А.Ю. рассказала о кадровом потенциале и достижениях воспитанников учреждения, представила презентацию «Волейбол. Шаги к успеху». В рамках семинара тренеры-преподаватели МОУ ДОД ДЮСШ по волейболу г.Буденновска показали своим коллегам мастер-классы по темам: «Техника обучения верхней и нижней передачи мяча у стены и над собой”(Полякова А.Ю.), «Закрепление и совершенствование техники нападающего удара» (Борзенко О.Ю.), «Совершенствование техники верхней прямой подачи, подачи в прыжке» (Термер А.П.). После мастер-классов руководитель районного методического объединения учителей физической культуры Кряженко А.Н. провел экспресс-дебаты, в ходе которых тренеры-преподаватели ответили на волнующие вопросы педагогов по преподаванию волейбола в школе. В заключении методист МКУ ЦРиПСО Болдырева М.А. провела рефлексию «ИНСЕРТ», на которой активизировала педагогов. Учителя физической культуры пришли к единому мнению, что семинары практической направленности необходимо проводить чаще.