Год принятия закона рф об образовании. Закон Российской Федерации об образовании в Российской Федерации: описание изменений


Закон «Об образовании в РФ», последняя редакция которого состоялась в 2016 году, призван сформировать иной подход к системе образования.

Теперь дошкольные учреждения имеют другой статус, школы, лицеи и гимназии уравнены по значению, практикуется индивидуальный подход.

Начиная с 1 сентября 2013 года начал действовать новый закон «Об образовании в РФ» , последняя редакция которого приходится на 2016 год.

Он призван регулировать взаимоотношения между представителями двух поколений.

Закон №273-ФЗ заменил собой два ранее действовавших законодательных акта: «Об образовании», а также «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Что рассматривается в новом законе

Закон «Об образовании в РФ» координирует все стороны сферы образования.

В разных статьях можно найти информацию по следующим пунктам:

  • участники образовательного процесса;
  • структура системы образования;
  • порядок реализации учебных программ;
  • права и обязательства самих учащихся, их законных представителей, преподавателей;
  • причины начала или завершения отношений в области образования;
  • характеристики общего и профессионального образования;
  • порядок финансирования.

Начинается последняя редакция с ключевых определений, которые будут использоваться в тексте. Далее по главам уделяется внимание разным направлениям этой сферы.

Почему стоит ознакомиться с новым законодательным актом

Рассмотрение текста закона «Об образовании в РФ» помогает получить представление о правах и гарантиях для учащихся и их законных представителей.

Законодательный акт показывает, какие требования образовательные организации могут предъявлять, а чего ожидать они не вправе.

Разобравшись в структуре образовательной системы, родители смогут выбрать для своего ребенка наилучшую программу обучения, которая будет соответствовать его потребностям.

На основании закона в последней редакции, можно определить, насколько госструктуры могут вовлекаться в образовательный процесс, не нарушая при этом прав учащихся и преподавателей.

Чтобы поддерживать учебный процесс, законодательным актом предусмотрены следующие возможности:

  • специальные образовательные программы;
  • стипендии;
  • кредиты на образование.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» охватывает практически все сферы образовательного процесса.

Вместе с тем, он содержит лишь общие принципы регулирования. Для регламентирования прочих ситуаций издаются дополнительные акты.

Важно: закон дает общее представление о правах, обязательствах и гарантиях. В отдельно изданных актах конкретизируется порядок реализации.

Основные пункты закона

Всего закон «Об образовании» содержит 111 статей, которые объединены в 15 главах.

  1. Общие положения . В первой главе приводятся основные определения для терминов, которые будут использоваться в дальнейшем. Помимо этого, там раскрывается, каким объемом полномочий в сфере образования обладают муниципальные и федеральные власти.
  2. Образовательная система . Здесь подробно описывается, как функционирует программа обучения, и какие требования предъявляются к реализации учебных материалов.
  3. Лица, проводящие обучение . Этот раздел включает три главы (3-5). Описаны все участники образовательного процесса, разновидности образовательных организаций, способы стимулирования студентов.
  4. Основания для начала и завершения образовательных отношений . В статьях этого раздела описываются требования к соглашению об образовании, итоговой и промежуточной аттестации.
  5. Виды образования . Тема проходит через главы с 7 по 10. Там подробно описываются отличительные особенности общего образования, дополнительного и профессионального. Отдельно идет профессиональное обучение, цель которого – углубление познаний в области уже освоенной профессии.
  6. Особенности реализации . 11 глава посвящена вопросам, связанным с обучением инвалидов , и групп, детей без российского гражданства или учеников с выдающимися способностями.
  7. Вопросы управления . 12 глава раскрывает, каким образом государство контролирует сферу образования и процесс соблюдения нормативных актов.
  8. Экономическая составляющая . В главе 13 описываются подробности приема на бюджетные места и порядок получения образования при оплате своими средствами.
  9. Сотрудничество с другими государствами в сфере образования . Этот вопрос обсуждается в главе 14.

В конце оговаривается, каким образом федеральный закон об образовании вступает в силу.

Базовые принципы законодательного акта

Новый закон «Об образовании» базируется на следующих основных принципах.

  1. В пределах установленных стандартов, начальное образование остается бесплатным. На обучение в школе средства выделяются из бюджета. Замена его коммерческими услугами не допускается.
  2. Государство обязуется систематически проводить мониторинг высших учебных заведений, в том числе коммерческих.
  3. Когда закон «Об образовании в РФ» вступит в силу, будут действительны только на протяжении пяти лет.
  4. Вузы оставляют 10-процентную квоту для студентов с ограниченными физическими возможностями.
  5. Для льготников предусмотрено бесплатное подготовительное обучение.
  6. Касательно дошкольного образования в РФ, оно наделяется статусом начального образования первой ступени.
  7. Прием детей в первый класс контролируется местным самоуправлением. Если ребенку не хватило места в школе, власти обязуются находить подходящую альтернативу.
  8. Законодательным актом вводится индивидуальный подход к обучению. Преподавателю потребуется выявить, что дается ребенку легче, и помочь ему развить эти способности.
  9. На среднее образование теперь смотрят как на подготовительный этап перед поступлением в вуз.
  10. В вузах, в зависимости от продолжительности обучения и уровня освоения курса, студентам могут присваиваться степени бакалавра, специалиста, магистра.
  11. Преподаватели проходят переподготовку один раз за три года.
  12. Преподавателям обеспечиваются удлиненные отпуска и возможность уходить на пенсию ранее установленного законодательством возраста.

Закон «Об образовании в РФ» регламентирует отношения между сторонами в сфере образовательных отношений. Содержание статей соответствует Конституции .

Подробнее о нововведениях

Корректировки и последняя редакция закона заслуживают внимания всех участников учебного процесса. Далее представлены ключевые нововведения:

  1. Теперь дошкольные учебные заведения считаются частью системы образования. Отличие лишь в том, что учащимся не нужно сдавать тесты и экзамены после завершения курса.
  2. За дошкольное образование не взимается плата. Однако присмотр за детьми оплачивается.
  3. Экзамены после 9 класса проводятся также строго, как и после 11 – только здесь применяются другие бланки.
  4. Для поступления в вуз обязательно предоставить результаты сдачи ЕГЭ.
  5. Учителю присваивается статус педагогического работника, которому предоставляют определенные льготы. Среди них – возможность получать раз в десять лет годовой отпуск.

Новый закон «Об образовании в РФ» дает ответы практически на вопросы, связанные с образовательной сферой.

Современный статус детских садов

Как уже отмечалось, в согласии с последней редакцией, дошкольные образовательные учреждения признаны частью образовательной системы.

Льготы по оплате были сохранены. В некоторых случаях родители полностью освобождаются от внесения платы за посещение их ребенком детского сада.

В целом, расходы выросли не более чем на 5%.

Важно: в новом законе «Об образовании в РФ» четко прописано, какие затраты можно включать в плату за посещение дошкольного образовательного учреждения, а какие нет.

Если родителям сотрудники ДОУ будут выставлять слишком большие счета на оплату, им придется обосновать повышение стоимости.

Согласно федеральному закону «Об образовании», их финансирование из бюджета не было уменьшено.

Поэтому основания для повышения оплаты должны быть достаточно весомыми.

Теперь ясно разграничены роли детских садов и школ:

  • детский сад помогает ребенку адаптироваться к новому коллективу, развить желание узнавать что-то новое, раскрыть задатки;
  • начальная школа призвана развить основные навыки письма и счета.

По новому закону о дошкольном образовании в РФ, в детских садах не проводится итоговая аттестация.

На самом деле, соответствие стандартам должно волновать не малышей, а родителей и преподавателей.

Введение индивидуального подхода

На основании нового закона «Об образовании в РФ», государство вводит индивидуальный подход.

Это значит, что, если учащийся не может регулярно посещать школу, ему можно разработать индивидуальный график посещения занятий.

Такой график разрабатывается для следующих категорий учеников:

  • переходящих в другую школу, если текущий материал в новом классе уже был изучен в предыдущем;
  • серьезно занимающихся каким-либо видом спорта и часто отсутствующих ввиду участия в соревнованиях;
  • занимающихся в музыкальной школе и отсутствующих во время гастролей;
  • имеющих проблемы со здоровьем, которые не позволяют регулярно посещать занятия в школе.

Новый закон предусматривает возможность создать индивидуальный график обучения для учащихся, которые в виду вышеперечисленных причин не могут посещать их по общему расписанию.

Лицей или школа – устранение различий

Закон «Об образовании в РФ» стирает различие между школами, лицеями и гимназиями.

Теперь ко всем образовательным учреждениям будет применяться название «школа».

Понятия «лицей» и «гимназия» утрачивают свой смысл, они будут отражены только в официальном названии.

Различия состояли в нижеуказанных характеристиках:

  • лицеи обладают определенной специализацией, поэтому там работают преподаватели высокой квалификации, имеются соответствующие лаборатории и учебные материалы;
  • школы не уполномочены реализовывать специальные учебные программы.

Со вступления в силу этого законодательного акта, школы имеют в своем распоряжении полный перечень образовательных программ.

По мнению экспертов, этот пункт может стать причиной затруднений.

В отличие от лицеев и гимназий, преподаватели в обычной школе не подготовлены к тому, чтобы предоставлять специализированное образование.

Вместе с тем трудно однозначно судить о целесообразности такого нововведения.

Ключевая задача при издании этого закона – качественно изменить подход к процессу образования.

Теперь от преподавателя требуется не просто передать знания и помочь развить базовые навыки.

Можно сказать, что по новому закону цель педагога – научить приобретать знания и развивать навыки самостоятельно.

Невозможно сразу же в корне изменить свой подход. Но к этому стоит стремиться.

Важно: новый закон поддерживает гуманизм в сфере образования. В первую очередь обращается внимание на права человека и воспитание свободной, трудолюбивой и разносторонней личности.

Последние поправки на 2016-2017 учебный год

Последняя редакция нового закона имеет еще ряд поправок. Некоторые из них вступают в силу с 1 сентября 2016 года, другие – с 1 января 2017. Далее они перечислены по порядку:

  1. Получение стипендии. Поправка на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года № 312-ФЗ . Получать социальную стипендию смогут только студенты, которым такие выплаты назначены документально. В образовательную организацию нужно предъявить этот бланк. Стипендия назначается со дня поступления документа на один год. На выплаты смогут рассчитывать ординаторы, аспиранты, имеющие материальные затруднения, слушатели, ассистенты-стажеры.
  2. Программы бакалавриата и специалитета. Изменения зафиксированы законом №306-ФЗ. На основании этого нормативного акта, с 1 сентября года, идущего перед годом приема на обучение по вышеназванным программам, Минобрнауки не может менять список испытаний для поступления и корректировать прием на обучение.
  3. Государственная поддержка. В 2017 году надеяться на господдержку могут организации дополнительного образования не только муниципальные, но и частные.

Согласно последней редакции, теперь преподаватели будут обучаться оказанию неотложной помощи: освоят порядок действий и приобретут необходимые навыки.

Поправки касательно присоединения к РФ Республики Крым

В июле 2016 года были приняты законы № 307-ФЗ и № 308-ФЗ, которые затрагивают вопросы правового регулирования в связи с новыми субъектами РФ – Республики Крым и города Севастополя.

  1. До 1 сентября 2018 года остаются в силе лицензии на образовательную деятельность для организаций, находящихся в Республике Крым.
  2. Порядок проведения итоговой аттестации и приема в образовательные организации. Крымские абитуриенты смогут еще 2 года пользоваться привилегированными условиями при поступлении в вуз. Однако начиная с 2017 года, для них не будет оставляться квота.

Закон «Об образовании в РФ» внес немало корректив в систему обучения.

Теперь не существует подразделения на обычные школы и гимназии.

Полный перечень образовательных программ будет доступен всем учебным заведениям.

С действием нового закона поменялся статус детских садов и прочих дошкольных учреждений.

Некоторые изменения вызывают споры и вопросы со стороны экспертов.

Но законодательный акт в целом охватывает все стороны сферы образования.

Федеральный закон РФ Об образовании в РФ Примерная ООП и их

Законодательство РФ в области образования образуют нормативные правовые акты различной юридической силы. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании. Конституция Российской Федерации в ст. 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Предусматривается также, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Основное общее образование является обязательным. Родители или заменяющие их лица должны обеспечить достижение детьми данного образовательного ценза. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Очевидно, что характер права на образование предопределяет его связь со многими из основополагающих конституционных прав и свобод. Некоторые из них реализуются в процессе получения образования и в силу этого имеют непосредственное отношение к системе прав и свобод, реализуемых в сфере образования.

К таковым, в частности, относятся: право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право на доступ к культурными ценностям (ч. 2 ст. 44); право свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право свободно выбирать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28), а также право на объединение (ч. 1 ст. 30).

Кроме того, право на образование теснейшим образом связано с правом на труд (ч. 3 ст. 37), поскольку образование открывает широкие возможности для профессиональной деятельности. Посредством получения образования человек может реально пользоваться свободой «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ч. 1 ст. 44).


Точно так же свобода массовой информации (п. 5 ст. 29) и право «на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44) в полной мере будут реализованы только образованными людьми. Наличие соответствующего образования способствует реализации права «предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34). Полноценное образование существенно расширяет возможности граждан для реализации своего права на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32).

Не будет преувеличением также сказать, что право на образование в рамках рассмотренной концепции является одним из связующих элементов в системе основных прав и свобод, составляющих основу конституционного строя России. Для осуществления одних прав и свобод реализация права на образование является основой и предварительным условием.

В то же время без целого ряда прав и свобод невозможно в полной мере воспользоваться самим правом на образование. Таким образом, выступая, с одной стороны, как свобода и социальное право, с другой - как один из связующих элементов системы основных прав и свобод человека, право на образование представляет собой фундамент, базовый элемент, на котором строится система прав и свобод в сфере образования.

Следующий уровень нормативных актов в системе образовательного законодательства - это федеральные законы. Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он составляет основу образовательного законодательства РФ.

В образовательное законодательство можно включить также другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом либо ее отдельных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования (Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы). Отношения в области образования регулируются и другими законодательными актами.

В частности, гарантии права ребенка на образование регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Ряд норм, касающихся образовательного процесса, закреплен в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Некоторые особенности пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях».

Участники образовательного процесса. Права и обязанности участников образовательного процесса .

Закон «Об образовании в РФ» определяет, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1 ст. 2).

При этом «воспитание » - «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2 ст. 2.), «обучение » - «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» (п. 3 ст. 2)

Образовательный процесс - сложное социальное явление с большим количеством участников. Закон «Об образовании в РФ» определяет следующих участников образовательных правоотношений: обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п. 31 ст. 2).

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (п. 15 ст. 2). Законодательство особо выделяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (ч. 16 ст. 2).

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность , - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 20 ст. 2) Законодательство различает образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.

Между ними есть существенная разница, т.к. для организации, осуществляющей обучение образовательная деятельность лишь дополнительный вид деятельности:

- образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2)

- организация, осуществляющая обучение , - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);

Каковы же права и обязанности участников образовательного процесса. Собственно права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в ряде статей Федерального закона «Об образовании в РФ», но прежде, чем знакомиться с этим важнейшим правовым актом следует вспомнить общие права детей.

Так, с момента рождения ребёнок имеет право:

На имя, отчество и фамилию (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Гражданского кодекса РФ, ст. 58 Семейного кодекса РФ);

На гражданство (ст.ст. 4, 9 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ);

Обладает правоспособностью по гражданскому праву (ч. 2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ);

Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ);

На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства и др.

С 6 лет ребёнок получает право :

Совершать мелкие бытовые сделки;

Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского кодекса РФ)

С 8 лет уже имеет право на участие в детских общественных объединениях (подч. 5 ч. 2 ст.19 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 85-ФЗ).

С 10 лет ребёнок в Российской Федерации:

Даёт согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (ч. 4 ст. 59 Семейного кодекса РФ);

Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью (ч. 1 ст. 132 Семейного кодекса РФ);

Выражает своё мнение о том, с кем из родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (ч. 4 ст. 59 Семейного кодекса РФ);

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного кодекса РФ).

С 14 лет происходит существенное расширение прав ребёнка, но появляются и обязанности. Он уже может:

Получить паспорт гражданина Российской Федерации;

Самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

Давать согласие на изменение своего гражданства вместе с родителями (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ);

Выбирать себе место жительства (с согласия родителей или законных представителей) (ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (ч. 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (ч. 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

Поступать на работу с согласия одного из родителей;

Требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;

Подлежать уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);

Подлежать имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда;

Вступать в молодёжные общественные объединения;

Управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла.

С 15 лет добавляется право:

Работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

С 16-ти лет добавляются следующие права и обязанности:

Вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;

Работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;

Управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;

Может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью;

Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения несёт административную ответственность в общем порядке;

Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

В 18 лет гражданин РФ становится совершеннолетним, полностью дееспособным,то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Итак, статья 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет основные нормы, связанные с правом на образование. Об этом говорит само название статьи: «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации». Познакомимся с текстом статьи.

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни».

В ряде последующих статей Закона конкретизируются основные права участников образовательного процесса.

Основные права обучающихся, условно можно разделить на следующие группы :

1) конституционно закрепленные (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации) гражданские свободы и права (право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности), которые используются обучающимися в образовательных правоотношениях;

2) права и свободы, которые характеризуют обучающихся как самостоятельного субъекта образовательных правоотношений, вытекающие из особенностей образовательного процесса (право на освоение помимо учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по осваиваемой образовательной; перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки по другой форме обучения; переход с платного обучения на бесплатное; перевод в другую образовательную организацию (после получения основного общего образования); восстановление для получения образования в образовательной организации; обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренный курс обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы; выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования и др.);

3) конкретизация права на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) при получении образования (предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья; охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса и др.);

4) конкретизация иных конституционно закрепленных прав и обязанностей (право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; право на каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей; право на академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);

5) конкретизация права на бесплатный доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам (право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией, другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в образовательной организации; право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной, лечебной базой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; право на информацию от образовательной организации о положении в сфере занятости по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки; развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях и массовых мероприятиях; участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности; направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в другие образовательные организации и научные организации, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств; опубликование своих работ в изданиях образовательной организации; поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности);

6) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией и процессом образования (участие в формировании содержания своего профессионального образования; выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (после получения основного общего образования);

7) права в области защиты личных и иных прав (право на обжалование актов органов управления образовательной организации).

Неотъемлемым элементом правового статуса обучающихся являются их обязанности. В статье 43 Закона помимо закрепления обязанностей предпринята попытка закрепить и меры соответствующей ответственности.

Среди основных обязанностей обучающихся:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Дисциплинарной ответственности обучающиеся будут подлежать не во всех случаях нарушения указанных обязанностей, а лишь в трех: не освоение или неполное освоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана; нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательной организации или положения о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение; за вред, причиненный по их вине имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 44 Закона устанавливает основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В частности, согласно Семейному кодексу РФ (ст. 69), родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

Отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

Злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

Являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Родители (законные представители) детей также могут быть ограничены в родительских правах в соответствии со ст.ст. 73-76 Семейного кодекса РФ.

Законом «Об образовании в РФ» в статье 45 установлено, что в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих представителей:

1) ходатайствовать перед органами управления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о проведении с участием представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников указанных организаций, нарушающих и (или) ущемляющих их права. Дисциплинарные расследования в соответствующих случаях предусмотрены также Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по рассмотрению вопросов о наличии или отсутствии конфликта интересов педагогического работника. Подобные комиссии являются новшеством. Порядок создания и функционирования указанных комиссий установлен часть 2 статьи 45.

Комиссии создаются из равного числа представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решения указанных комиссий являются обязательными для всех участников образовательных отношений в данной образовательной организации, но их можно обжаловать в установленном законами порядке;

3) использовать иные способы защиты прав и законных интересов, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в частности, обращения в суд с исковыми заявлениями.

Для защиты конституционного права на образование и иных нарушенных прав в сфере образования гражданин на основании своего конституционного права на подачу обращений (ст. 33 Конституции РФ) может прибегнуть к помощи административных и судебных органов, органов прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Из всех перечисленных способов наиболее действенным является судебная защита, поскольку судебная власть в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации представляет собой независимую ветвь власти.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что в целом граждане пользуются своим конституционным правом на судебную защиту, то есть обжалуют в суд «решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц» (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ), повлекшие нарушение их прав, свобод и законных интересов в сфере образования.

Этому во многом способствует Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Нормы этого закона регулируют порядок обращения граждан в суд, за исключением тех случаев, когда поданные жалобы касаются действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда Российской Федерации или в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (ст. 3). Но в любом случае у гражданина имеется возможность обратиться с жалобой, заявлением или за разъяснением в суд.

Из материалов судебной практики известны случаи, когда граждане видят причину нарушения своих образовательных прав в несовершенстве образовательного законодательства и обращаются в суды не за защитой конкретного права, а с просьбой о проверке конституционности законодательных норм, а также об отмене норм подзаконных актов.

Из практики Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации известны случаи обращения граждан с заявлениями о проверке конституционности тех или иных положений действующего законодательства об образовании.

Огромную роль в защите прав участников образовательного процесса играют органы прокуратуры, которые не только принимают меры в связи обращениями граждан о нарушении их законных прав, но и осуществляют проверки исполнения законодательства в сфере образования.

Деятельность в сфере образования в силу своей высокой общественной значимости требует контроля со стороны государства. Этот контроль включает в себя две составляющих: контроль соблюдения законодательства об образовании и контроль качестве предоставляемых образовательных услуг. Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая находится в ведении Министерства образования и науки РФ.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых и внеплановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям.

Качество образования - это характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество является одним из определяющих критериев развития системы образования, оно свидетельствует об уровне знаний, получаемых обучающимися в том или ином образовательном учреждении.

В ряде субъектов Российской Федерации в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановления нарушенных прав в образовательных учреждениях введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной человека и ребенка, а вмешивается лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН по правам ребенка, Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», другими российскими и международными нормативными документами, защищающими права человека и ребенка, Уставом и другими локальными актами образовательного учреждения.

Не стоит забывать и ещё об одной группе участников образовательного процесса - педагогических работниках. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает общие требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. Лица, занимающиеся педагогической деятельностью, должны иметь среднее специальное или высшее образование (ч. 1 ст. 46). В статье 47 определяется правовой статус педагогического работника и раскрывается его содержание.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Анализ академических прав и свобод педагогических работников, которые в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» представлены в виде закрытого перечня, показывает, что под академическим правами и свободами понимаются нескольку групп прав и свобод:

1) конституционно закрепленные свободы и права (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации),

2) права, производные от них и конкретизирующие свободу преподавания свободы и права (например: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приёмов обучения и воспитания освоения обучающимися образовательных программ; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и др.);

3) права, представляющую собой конкретизацию общих прав на бесплатный доступ к культурным ценностям, информационным ресурсам;

4) права, связанные с доступом к управлению образовательной организацией;

5) права в области защиты личных и иных прав.

Крайне важным элементом защиты прав участников образовательного процесса является чёткое определение в Законе обязанностей и ответственности педагогических работников. Учитывая общественную значимость профессии педагога, степень влияния педагогов на обучаемых и воспитанников «педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации» (ч. 3 ст. 48).

Закон устанавливает, что к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации. В ст. 331 Трудового кодекса установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

В связи с этим, при устройстве на работу на педагогические должности требуется предоставить справку об отсутствии судимости, выдаваемую соответствующими органами Министерства внутренних дел и отсутствии психических заболеваний. Отдельные категории педагогических работников обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр по установленной форме.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите международные акты, закрепляющие право человека на образование

2. Раскройте содержание Болонской декларации.

3. Поясните значение Болонской декларации для развития системы высшего образования в России.

4. Расскажите о конституционных гарантиях права на образования в России.

5. Раскройте суть следующих понятий: образование, обучение, воспитание, организации, осуществляющие образовательную деятельность, участники образовательных отношений.

6. Перечислите общие права детей в Российской федерации.

7. Расскажите об основных правах обучающихся, закреплённых в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

8. Назовите основные обязанности обучающихся.

9. Охарактеризуйте основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

10. Расскажите о возможных действиях обучающихся и их законных представителях, направленных на защиту прав обучающихся.

11. Охарактеризуйте основные права и обязанности педагогических работников.

Датой вступления в действие закона «Об образовании» № 273 является 1 сентября 2013 года. Данный правовой акт отвечает настоящим требованиям образовательной системы, которая со времени вступления в законную силу правового акта, стала эффективнее. При разработке положений данного закона учитывались все особенности обучения в РФ, на основании чего был оформлен нормативный документ.

ФЗ-273 «Об образовании» вступил в действие в 2013 году. Он был разработан с целью контролировать реализацию прав гражданина на обучение.

Структура правового акта:

  • Общие понятия и положения. Изложение основополагающих определений, правомочий и требований;
  • Полномочия обучающихся лиц;
  • В ФЗ-273 уточняется перечень работников системы образования и их квалификация;
  • Характерные особенности системы образования;
  • Разбитая на категории система обучения — на общее, профессиональное, высшее, дополнительное;
  • Контролирование образовательных инстанций;
  • Коммерческие отношения в обучающей системе;
  • Взаимодействия с иностранными образовательными учреждениями;
  • Финальные положения законодательства.

Перечисленные положения охватывают все весомые нюансы данной сферы. Благодаря этому, Федеральный Закон 273 «Об образовании» является основополагающим актом в образовательной сфере.

Последняя редакция ФЗ «Об образовании»

В связи с тем, что закон, связанный с вопросом о военной службе в военной прокуратуре и следственных органах, претерпел изменения, в ФЗ-273 «Об образовании» РФ были внесены следующие корректировки:

  • Разработка программ для подготовки научно-педагогических специалистов в адъюнктуре обеспечивает не только федеральные инстанции исполнительной власти, но и федеральные государственные органы, в которых лица проходят военную или приравненную к ней службу (ч. 13 ст. 12 ФЗ-273);
  • Студенты, являющиеся гражданами, проходившими в период не менее 3 лет военную службу в федеральных государственных учреждениях, вправе получить государственную социальную стипендию (ч. 5 ст. 36 ФЗ-273);
  • Лица, прошедшие военную службу по призыву в федеральном государственном учреждении и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, имеют специальные права при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета (пункт 9 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Такие же льготы имеют и лица, являющиеся участниками ликвидации ряда аварий (в том числе военнослужащие федеральных государственных органов, пункт 12 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных государственных органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, обладают преимущественным правом приёма в школы и другие общеобразовательные организации, занимающиеся подготовкой несовершеннолетних к военной или государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч. 6 ст. 86 ФЗ-273).

Статья 2

Во второй статье закона указаны все понятия, которые употребляются в текущем правовом акте. Некоторые из них: образование, воспитание, обучение, уровень образования, квалификация, федеральные государственные требования.

В последней редакции текущая статья не претерпела изменений.

Статья 3

В 3 ст. Федерального Закона 273 описываются основные принципы, на которых основывается законодательное регламентирование отношений в сфере обучения.

Некоторые из них:

  • Образование граждан выступает в качестве приоритетной цели государства;
  • Каждый имеет право на образование, дискриминация в этой сфере недопустима;
  • Необходимо создать приемлемые условия для интеграции системы обучения РФ в системы иностранных государств.

Во время последнего редактирования закона, 3 статья не была изменена.

Статья 9

9 ст. ФЗ-273 содержит информацию о правах и обязанностях местных органов управления, а именно: организация общедоступного и бесплатного обучения по основам общеобразовательной программы; организация дополнительного обучения; содержание зданий, в которых происходит обучение.

Изменений данная статья не претерпела в ходе последней редакции.

Статья 11

Ст. 9 ФЗ-273 предоставляет информацию о федеральных правительственных образовательных нормах и требованиях.

Они обеспечивают следующее:

  • Формирование на всей территории государства единой системы обучения;
  • Возможность создавать программы обучения разных сложностей;
  • Гарантию качества образовательной системы.

В ходе последней редакции закона, 11 статья не была изменена.

Статья 12

В 12 ст. ФЗ-273 указываются образовательные программы. Перечислим некоторые из них: программы обучения для среднего профессионального и высшего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Изменений текущая статья не претерпела.

Бесплатное образование в РФ

3 пункт 5 ст. Федерального Закона РФ гласит, что государство гарантирует общедоступное и бесплатное обучение для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и специального образования. Получить бесплатное высшее образование можно только на конкурсной основе и только один раз.

Скачать

Для контролирования и регулирования сферы обучения был разработан федеральный закон.

Законы Российской Федерации регулярно редактируются. Для получения актуальной информации можно действующую редакцию закона «Об образовании» в РФ.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

основополагающий документ, определяющий политику государств в области образования. Закон является федеральным, разграничивающим компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Закон РФ «Об образовании»

– принят в 1992 г., изменен и дополнен в 1996 г. Содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управления, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование , международной деятельности в сфере образования. В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников.

Основные законодательные источники российского образовательного права - Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - принимались в то время, когда образовательное право формировалось национальным законодателем самостоятельно, по собственному усмотрению, лишь учитывая тенденции развития международного права. На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере общего образования, а также высшего и послевузовского профессионального образования представлена: 1) Конституцией РФ, статья 43 целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Применительно к высшему образованию данная норма конкретизируется следующим образом: "Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". При этом Российская Федерация "устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". Наряду со ст. 43, отдельные положения, регулирующие отношения в области образования содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (пункт 1 е), общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, (в ст. 114 пункт в) устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования. 2) закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", регулирует систему общественных отношений в области образования, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". В Законе РФ "Об образовании" регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, а также содержатся нормы, непосредственно касающиеся высшего и послевузовского образовании (например, ст. ст. 24, 25). 3) Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятый через четыре года после появления «базового» закона "Об образовании", развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона РФ "Об образовании" применительно к сфере высшего и послевузовского образования. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучением в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д. Нормами этого закона регламентируются: - система высшего и послевузовского образования и управление этой системой; - статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего послевузовского образования; - экономика системы высшего и послевузовского образования; - международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений. 4) иными "профильными" федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования; могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например: федеральный закон от 10.04.2000 года № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" и другие. 5) "непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования, эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних законах содержится одна - две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования. Многочисленные "непрофильные" законы можно объединить, с известной долей условности, в следующие группы: а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации высшего и послевузовского образования в Российской Федерации б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования ^ Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие на федеральном уровне отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы: - Указы Президента РФ , среди которых в свою очередь можно выделить: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики высшего и послевузовского профессионального образования - ^ Постановления Правительства РФ , которые также могут быть посвящены целиком регулированию высшего и послевузовского профессионального образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования - ^ Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , принятые по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования. 2. Международные правовые нормы в сфере образования. Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права. И это изменение философии образовательного права требует скорейшего отражения в тексте Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Болонский процесс - это глубокая структурная реформа высшего образования Европы. Его истоком стала Сорбонская Декларация министров образования Великобритании, Германии, Франции и Италии "О гармонизации Европейского пространства высшего образования" (25 мая 1998 года). В 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию о создании к 2010 году единого и гармоничного Европейского пространства высшего образования, Россия присоединилась в 2003 году. Были поставлены следующие основные цели: - принятие системы легко понимаемых и сравнимых степеней; - принятие системы, базирующейся на двух основных циклах (бакалавриат - магистратура); - введение системы кредитов для оценки трудоемкости предметов; - расширение мобильности путем устранения административных - барьеров и проблем, связанных с признанием; - поддержка европейского сотрудничества в области обеспечения качества; - поддержка европейского измерения в высшем образовании. На последующих встречах министров в Праге (2001), Берлине (2003) и Бергене (2005) Болонский процесс был обогащен другими линиями действия: - развитие стратегий образования в течение всей жизни; - привлечение вузов и студентов к процессу в качестве важнейших партнеров; - повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования; - включение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего цикла); - усиление социальной составляющей в высшем образовании. Главной задачей Болонского процесса является создание общеевропейского пространства высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей. Универсальные инструменты обеспечения мобильности, такие как система переноса и накопления зачетных единиц, Приложение к диплому, система оценки знаний позволяют студентам обучаться в разных учебных заведениях и в разных странах. 3. Правовые основы организации и деятельности студента, механизм реализации и защиты его прав, исполнения обязанностей. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Это право закреплено также в ст. 13 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г. Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями". Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это - также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства. Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию - оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей - максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания. 14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ "Об образовании", гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. ^ Студенты высших учебных заведений имеют право: 1) получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисциплин обучения; 2) посещать все виды учебных занятий в данном, а по согласованию между руководителями - и в других высших учебных заведениях; 3) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления вуза; 4) бесплатно пользоваться (в государственных высших учебных заведениях) библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений; 5) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 6) студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм; 7) студенты обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, требований предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего учебного заведения, соблюдать устав высшего учебного заведения и соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития; 8) высшее учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями о трудоустройстве; 9) студент имеет право выбора специализации. Порядок ее выбора определен письмом Министерства образования Российской Федерации от 15 марта 1999 года № 4 "О специализациях по специальности высшего профессионального образования"; 10) студент имеет право получить дополнительную квалификацию "преподаватель". Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации "преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) утверждены Госкомвузом Российской Федерации 20 февраля 1995 год; 11) в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, предоставляя стипендии, льготное или бесплатное питание, проезд на транспорте и иные виды льгот и материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные государственные стипендии в повышенных размерах, финансируется их обучение за рубежом; 12) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения; 13) переходить с платной формы обучения на бесплатную в порядке предусмотренном уставом высшего учебного заведения; 14) по медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск; 15) гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение и другие ^ Дисциплинарная ответственность. За нарушения студентом обязанностей предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены меры дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарные взыскания, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

  • Глава 7. Общее образование
  • Глава 8. Профессиональное образование
  • Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
  • Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
  • новый базовый закон об образовании в России

    Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз "Об образовании в Российской Федерации"

    Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

    Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

    Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

    Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

    Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

    В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

    Кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

    Сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

    Использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

    Обучению по интегрированным образовательным программам;

    Образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

    Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

    Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаются утратившими силу.

    Российская федерация

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Государственной Думой

    Советом Федерации

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

    1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.