Федеральный закон об осаго. Основные положения закона об осаго

Июнь 2016 года запомнится очередным и довольно массированным наступлением на права автолюбителей. Причем речь не идет о новых поправках в Правила дорожного движения – изменения предлагаются в совсем другие законы, однако угрожают они именно владельцам автомобилей и особенно – их кошелькам.

Страховщики добились нужной им экспертизы

О дин закон уже принят Госдумой и даже одобрен Советом Федерации. В нем говорится, что срок действия страховых тарифов по ОСАГО не сможет быть менее года, а потерпевшему в ДТП теперь будет запрещено проводить независимую экспертизу только по собственной инициативе.

Изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части срока действия страховых тарифов по ОСАГО предусматривают, что срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов не может быть менее одного года. То есть даже если вы собираетесь ездить на машине недолго, купить полис на три месяца или полгода теперь невозможно - придется платить за год сразу. Положение вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

Пожалуй, гораздо более неприятным для автовладельцев новшеством станет необходимость предоставлять машину страховщику для осмотра, чтобы получить компенсацию по «автогражданке».

Страховщик будет обязан

осмотреть поврежденное транспортное средство (далее мы ограничимся аббревиатурой ТС) или то, что от него осталось, и организовать независимую техническую экспертизу и оценку. Причем – в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате (с приложенными необходимыми документами) или прямом возмещении убытков. При этом потерпевшему закон запрещает самостоятельно организовывать независимую экспертизу или независимую оценку застрахованного имущества.

А если потерпевший не представит свое авто на осмотр, то страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление без рассмотрения. Такие поправки давно лоббировались страховыми компаниями. Они не раз публично заявляли, что терпят большие убытки от деятельности автоюристов, которые выкупали право требования возмещения убытков и через суд заставляли страховщика выплатить не только то, что предусмотрено полисом ОСАГО, но и расходы на юридическую помощь. То есть, строго говоря, не только сами юристы получали неплохие гонорары, но и автовладельцу доставалось намного больше, чем ему был готов выплатить страховщик.

Более того, потерпевшему не нужно было терять время на препирательства, предоставлять страховщику машину на осмотр и ждать, пока тот примет решение о выплате (или об отказе от выплат). Он сразу получал солидную сумму от юристов, которые затем сами проводили независимую экспертизу, оценивая машину и необходимые на ее ремонт затраты. Теперь такой «номер» не пройдет.

Статьи / Автоправо

Новые поправки в ПДД: кого объявят опасными рецидивистами

Три нарушения - одно лишение Кабинет министров предлагает лишать водительских прав за три грубых нарушения в год и наказывать автомобилистов за опасную езду. Очевидно, что это часть проводимой властями в последние годы...

20578 0 14 08.06.2016

И это весьма печально, так как экспертизу, которую проводит страховая компания, назвать «независимой» можно с известной долей условности. Как правило, «прикормленные» страховщиками эксперты сильно занижают стоимость авто и необходимых запчастей, из-за чего потерпевший если и получает возмещение, то лишь в незначительной сумме, которой не хватает даже на «гаражный» ремонт.

Страховщики просили вообще запретить переуступку требований, однако им сразу дали понять, что это общепринятая практика, соответствующая гражданским правоотношениям. Поэтому автоюристы не теряют возможность судиться со страховыми компаниями, но теперь им придется противопоставлять свои экспертные оценки результатам экспертизы, которую организовал страховщик.

Недобросовестных страховщиков накажет ЦБ

Есть, правда, и хорошая новость. Автовладельцы нашли эффективный, хотя и длительный, способ добиться полиса ОСАГО от страховых компаний безо всяких дополнительных условий (страхование жизни и прочие навязанные услуги). Сняв на видео отказы сотрудников одной из страховых компаний оформить полис ОСАГО в день обращения, они направили этот ролик в Центробанк, который контролирует деятельность страховщиков. Итог – штраф в отношении директора компании. Два штрафа по двум заявлениям, каждый из которых составляет 50 тысяч рублей, – серьезное наказание, считают сами заявители из Иваново. После этого полисы им оформили без разговоров. Правда, процедура отняла четыре месяца.

Это решение Центробанка юристы считают прецедентным. При желании наказать страховщика за отказ продажи полиса ОСАГО в день обращения в страховую компанию можно, сославшись на имеющийся прецедент и, не доводя дело до суда, добиться от недобросовестной компании соблюдения законодательства.

Правительство «стимулирует» должников

Второе предложение пока даже не является законопроектом. Однако изменения в законы «О безопасности дорожного движения» и «Об исполнительном производстве» намерено внести Правительство РФ, и потому есть веские основания полагать, что обнародованные Кабинетом министров поправки будут приняты. А в них, в частности, содержится запрет должникам ставить на учет автомобиль и получать водительские права.

«будут стимулировать должников погашать задолженность по исполнительным производствам».

В Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предлагаются изменения, обязывающие кредитные организации, почту, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему.

Статьи / Автоправо

Как правильно доказать свою невиновность в ДТП или нарушении с помощью видео?

Законопроектом предлагается закрепить право использования аудио- и видеозаписей, материалов фото- и киносъемки, иных носителей информации, в том числе в цифровой форме, для этого в Кодексе РФ об...

22411 0 41 19.04.2016

А в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предлагается внести запреты на регистрацию ТС и сдачу экзаменов на право управления транспортными средствами лицами, имеющими непогашенную задолженность, сумма которой превышает 10 000 рублей. Если информация о такой задолженности включена в банк данных, а информация об уплате отсутствует, то начинают действовать меры, «необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц».

Отличная идея, которая полностью соответствует общему политическому курсу давления на нерадивых должников. Уже звучали предложения не предоставлять им государственные услуги: не регистрировать браки, не выдавать загранпаспорта и другие документы. Но первыми пострадают, как водится, автовладельцы, которым, как полагают в коридорах власти, есть что терять.

При принятии этого закона спор может возникнуть лишь относительно природы непогашенной задолженности. Одни депутаты считают, что наказывать нужно всех должников, в том числе, например, злостных алиментщиков, другие – только тех, у кого скопились неоплаченные штрафы за нарушение ПДД. Однако во вторую категорию явно не попадут те, кто только собирается сдать экзамен и получить водительские права.

Соответствующие решения, по мнению авторов этой шальной идеи, повысят безопасность дорожного движения, «так как автохламу будет труднее попасть на дороги страны», а покупатели будут уверены в безопасности покупаемых машин. Но главное, конечно, что дилеры получат дополнительные приработки, а бюджет – дополнительные отчисления по налогообложению, сумма которых, по экспертной оценке, может достигать 3 трлн рублей ежегодно. Министерство промышленности и торговли России пока не сознается, что ему это предложение очень интересно, и говорит, что оно лишь собирается рассмотреть вопрос о необходимости принятия таких решений.

И хотя Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» поспешила опровергнуть эту информацию, чтобы успокоить автолюбителей, те, конечно, немедленно начали бить в набат. Словам вице-президента Ассоциации Олега Мосеева «Мы всегда выступали за цивилизованное развитие рынка автомобилей с пробегом. Без каких-либо ограничений! Поэтому запрета на продажу подержанных машин нет и не будет» никто, кажется, не поверил.

В этой ситуации автовладельцев могут успокоить только юристы, которые уже высказали мнение, что подобное ограничение прав будет неконституционным, так как оно нарушает не только свободу договора, но и право человека распоряжаться своим имуществом так, как он считает нужным.

Впрочем, если продавать машину с рук все-таки запретят, то россияне легко обойдут нелепые запреты, начав «дарить» свои машины (в обмен на нигде не учтенные деньги). Или же повсеместно возродится давно забытый механизм продажи автомобилей по доверенности.

Законом об ОСАГО обозначены базовые характеристики страховой ответственности водителей, предназначенные для защиты прав пострадавших от ненадлежащей эксплуатации транспорта постороними лицами, на покрытие затрат по возмещению вреда здоровью, жизни или имуществу.

Последние годы внесены в закон ОСАГО поправки, ознакомиться с которыми обязан каждый автовладелец.

В Федеральном законе № 40 об ОСАГО применяются специализированные понятия.

Наиболее востребованные среди них:

  • Транспортное средство – механизм, изготовленный для транспортировки человека, установленных на ТС иных механизмов или перевозки грузов.
  • Использование ТС – применение устройств для транспортировки, связанное с их передвижением по дорогам и иным территориям. К ним относятся дворы жилых домов, автостоянки, СТО, АЗС и прочие. Применение установленных на ТС механизмов, не связанное напрямую с участием в автомобильном движении, не считается использованием ТС.
  • Владелец ТС – собственник механизма или лицо, владеющее им по юридическим основаниям (аренда, распоряжение компетентных органов, доверенность и прочее). Владельцем не может считаться лицо, использующее транспорт для исполнения должностных обязанностей.
  • Водитель – человек, управляющий ТС. В процессе обучения вождению иных лиц водителем является инструктор.
  • Потерпевший – гражданин, здоровью, имуществу или жизни которого причинен ущерб в результате происшествия с использованием ТС. Потерпевшим может быть пешеход, водитель ТС, пассажир ТС.
  • Договор ОСАГО – страховой документ, в котором указаны обязанности страховщика при наступлении описанных случаев. За определенную плату страховщик обязан возместить ущерб потерпевшим. Договор – публичный документ, заключенный согласно положениям ФЗ.
  • Страхователь – владелец ТС, заключивший договор с компанией, осуществляющей страховую деятельность.
  • Страховщик – юридическое лицо, имеющее право заключать договоры ОСАГО по лицензии.
  • Страховой случай – возникновение ответственности владельца ТС за нанесение ущерба имуществу, здоровью или жизни иных лиц.

В законе об обязательном страховании автогражданской ответственности 2016 применяется большое количество различных понятий, но знание наиболее употребляемых существенно облегчит понимание ФЗ.

Принципы страхования таковы:

  • ОСАГО гарантирует компенсацию ущерба, нанесенного имуществу, здоровью или жизни пострадавшего.
  • Обязательность и всеобщность ОСАГО.
  • Недопустимость применения в России ТС, владельцы коих проигнорировали второй принцип страхования и не заключили договора ОСАГО.
  • Материальная заинтересованность владельцев ТС в соблюдении ПДД и повышении безопасности на дорогах.

Знание основных понятий и принципов упростит понимание пунктов договора ОСАГО.

Что изменилось?

Ежегодно в силу вступают новые положения ОСАГО. Со стороны владельцев авто можно увидеть не только положительные стороны, но и явно отрицательные.

Достоинства обновлений

В первую очередь, уменьшился срок рассмотрения заявлений от потерпевших: теперь это происходит 20 дней. Такие перемены дают возможность быстрее получить страховые выплаты, что очень радует обоих участников происшествия.

Важным изменением является возможность выбора способа получения возмещения ущерба: в денежном выражении или в возможности совершить ремонт за счет средств страховщика.

Если же ущерб причинен имуществу, не относящемуся к ТС, возмещение возможно только в денежном выражении.

Так, если автомобиль повредил крыльцо здания, врезавшись в него, хозяин помещения получит деньги, но не сможет потребовать произвести ремонт.

Увеличена неустойка потерпевшему за задержку выплат. Сегодня это 1% за каждые сутки просрочки. Это дает возможность получить увеличенную сумму в ситуации с нарушением прав владельцев ТС.

Снизился уровень износа запчастей автомобиля, учитывающийся при расчете выплаты. Сегодня этот уровень достигает 50%. Если раньше страховщик мог компенсировать только 20% стоимости детали, изношенной на 80%, то сейчас он обязан возместить половину стоимости новой детали. Особенно важно это нововведение для владельцев машин, имеющих длительный срок эксплуатации.

Сумма ущерба, выплачиваемая без оформления ДТП сотрудниками ГИБДД, возросла до 50 000 рублей. Оформление производится при одновременном соответствии требованиям:

  1. ДТП произошло между ТС, оба из которых имеют страховые договора.
  2. Ущерб причинен только двум указанным ТС.
  3. С обстоятельствами происшествия, с перечнем повреждений согласны оба участника, что фиксируется в извещении о ДТП. Бланк выдается страховщиком в момент получения полиса ОСАГО. Заполнен он быть должен по всем правилам.

Данное изменение касается владельцев, получивших страховые полисы после 1.08.14 года. В иных случаях сохраняется лимит в 25 000 рублей.

Изменение, особенно радующее автовладельцев, касается суммы выплат. На сегодня максимальный размер возмещения – 400 000 рублей. Особенно важно, что эта сумма не делится между участниками страхового случая, а предназначена для каждой стороны.

Для возмещения здоровья и жизни человека предназначается сумма до 500 000 рублей.

Недостатки

Основной негатив направлен на повышение тарифов. Установлены минимальные и максимальные значения, что дает возможность лавирования.

Базовые ставки для ТС категории «Б», владельцами которых являются физические лица, составляют 2440-2575 рублей – это говорит об увеличении на 25%.

Второй «минус» изменений – риск для виновника ДТП, оформившего происшествие без участия представителей ГИБДД. Страховщик может требовать возмещения материальных затрат с виновника в случаях:

  • Если в извещение страховщику отправлено по истечение 5 дней после ДТП.
  • Если автомобиль не был осмотрен экспертами страховщика или не был отдан в ремонт в течение 15 дней после ДТП.

Если при ДТП решено не обращаться в ГИБДД, следует учитывать все сопутствующие нюансы.

Закон об ОСАГО – новая редакция 2016 года

Ежегодно в закон вносятся изменения, больше или меньше влияющие на стороны, участвующие в страховых случаях. Наиболее заметные изменения последних лет были к 2016 году и к 2017.

Поправки в закон 2016

В июле 2016 года была произведена одномоментная замена всех действующих полисов ОСАГО. Важно, что затраты по этой процедуре в полном объеме легли на плечи страховщиков.

В связи с изменением размера возмещения ущерба транспорта до 400 000 рублей, и пострадавшим лицам до 500 000 рублей, увеличились размеры страховых выплат. Кроме того, изменились данные, применяемые для расчета суммы. Так, на 2016 год важны:

  • регион проживания;
  • мощность ТС;
  • категория ТС;
  • наличие прицепа;
  • коэффициент аварийности и размер ущерба;
  • возраст и стаж водителя;
  • количество лиц, допущенных к управлению ТС;
  • возраст ТС и срок страховки.

С 2016 года расчет покрытия расходов возмещение вреда здоровья потерпевшим производится по таблице. Упрощен порядок подтверждения полученного вреда здоровью и получение выплат.

Перечень лиц, являющихся получателями страховки в случае смерти потерпевшей стороны, расширен.

Введены поправки по введению получения электронного полиса ОСАГО.

Введено безальтернативное ПВУ. Это означает, что потерпевший может обращаться за возмещением в ту компанию, в которой приобретал полис. При этом сама компания не может отказать в рассмотрении возмещения.

При этом важно, чтобы в ДТП не пострадало иное имущество, кроме двух ТС. При учете количества ТС прицеп не считается.

Поправки 2017 года

Рассмотрим, что представляет собой новый закон об ОСАГО с 2017 года. На 2017 год в закон об автостраховании ОСАГО внесены следующие поправки:

  • Сроки осмотра повреждений составляют 5 дней со дня извещения страховщика о ДТП.
  • Запрет независимой экспертизы, при которой существовала возможность «подгонки» результата, выгодного одной стороне. В 2017 году данные таких экспертиз не имеют юридической силы.
  • Срок рассмотрения претензий страховщиками увеличен до 10 дней.
  • Полис ОСАГО не может быть заключен на срок менее 12 месяцев.
  • Возможность приобретения полиса через интернет. Лицо, предоставившее недостоверные сведения при такой покупке несет ответственность. При выявлении таких нарушений виновник ДТП будет полностью оплачивать нанесенный ущерб. Кроме того, он обязан возместить страховщику разницу в полисах.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2005, N 30, ст. 3114; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; 2015, N 48, ст. 6715) следующие изменения:

1) абзац первый пункта 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:

"3. Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.";

2) в пункте 11 статьи 12:

а) в абзаце первом слова "представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра" заменить словами "поступления заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования,";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу (оценку) на основании абзаца второго пункта 13 настоящей статьи, а страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное потерпевшим заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков не принимаются для определения размера страховой выплаты в случае, если потерпевший не представил поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованные со страховщиком даты в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта.

В случае возврата страховщиком потерпевшему на основании абзаца четвертого настоящего пункта заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, установленные настоящим Федеральным законом сроки проведения страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков и (или) организации их независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также сроки осуществления страховщиком страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт либо направления ему мотивированного отказа в страховой выплате исчисляются со дня повторного представления потерпевшим страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.";

3) пункт 1 статьи 14 дополнить подпунктом "к" следующего содержания:

"к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.";

4) в статье 15:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";

б) абзац второй пункта 7 признать утратившим силу;

в) пункт 7 2 изложить в следующей редакции:

"7 2 . Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63ФЗ "Об электронной подписи". По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.";

5) в абзаце втором пункта 1 статьи 16 1 слово "пяти" заменить словом "десяти";

6) статью 22 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

"1 1 . Страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее - риски нарушения функционирования информационных систем).

О фактах наступления рисков нарушения функционирования информационных систем страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны информировать Банк России в порядке, установленном в соответствии с подпунктом "ц" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.";

7) подпункт "ц" пункта 1 статьи 26 дополнить словами ", включая обеспечение бесперебойности и непрерывности функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов, в том числе в случае оформления страхового полиса на бланке строгой отчетности, и порядок информирования Банка России о фактах наступления рисков нарушения функционирования информационных систем в соответствии с абзацем вторым пункта 1 1 статьи 22 настоящего Федерального закона";

8) абзац первый пункта 1 статьи 32 после слов "обязательного страхования" дополнить словами "или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа", слово "его" заменить словами "соответствующий документ".

Статья 2

Абзац третий подпункта "б" пункта 17 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4224) признать утратившим силу.

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункты 3, 4, 6, 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

4. Установленный пунктом 1 статьи 16 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции настоящего Федерального закона) срок рассмотрения претензии потерпевшего применяется к отношениям между потерпевшими и страховщиками, возникшим в связи с дорожно-транспортными происшествиями, имевшими место после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим - в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

    Глава I Общие положения

    Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования

    Глава III Компенсационные выплаты

    Глава IV Страховщики

    Глава V Профессиональное объединение страховщиков

    Глава VI Заключительные положения

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • описание процедур возмещения убытков;
  • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

  1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
  5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Плюсы и минусы страхования ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • общая взаимная ответственность всех участников движения
  • быстрая выплата компенсаций;
  • оперативное оформление страхового случая;
  • быстрое оформление полиса;
  • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Заключение

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.

В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Ниже приведен текст Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2016 N 214-ФЗ, вступающими в силу с 01.09.2016 года

Правила страхования

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

ВС РФ

В 2015 году принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

К ряду приведенных ниже статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 77-ФЗ,
от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 103-ФЗ,
от 25.11.2006 N 192-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,
от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
от 28.02.2009 N 30-ФЗ, от 27.12.2009 N 344-ФЗ,
от 27.12.2009 N 362-ФЗ, от 01.02.2010 N 3-ФЗ,
от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 28.12.2010 N 392-ФЗ,
от 07.02.2011 N 4-ФЗ,
от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. 30.11.2011),
от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ,
от 28.07.2012 N 130-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ,
от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ,
от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ,
от 28.11.2015 N 349-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ,
от 23.06.2016 N 214-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П,
Федеральным законом от 16.05.2008 N 73-ФЗ,
от 25.12.2012 N 267-ФЗ)

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Статья 3. Основные принципы обязательного страхования

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
Статья 5. Правила обязательного страхования
Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
Статья 7. Страховая сумма
Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
Статья 12. Определение размера страховой выплаты и порядок ее осуществления
Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
Статья 13. Утратила силу
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования

Глава III. Компенсационные выплаты

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат

Глава IV. Страховщики

Статья 21. Страховщики
Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
Статья 23. Утратила силу

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
Статья 26. Правила профессиональной деятельности
Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения

Глава VI. Заключительные положения

Статья 30. Информационное взаимодействие
Статья 31. Международные системы страхования
Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Строительство домов: ▼

  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года Одобрен Советом Фед......
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года Одобрен Советом Фе......
  3. Запись Закон о межевании земельных участков 2016 впервые появилась в Как построить дом своими руками Межевание земельного участка — оди......
  4. Гравитационное поле Луны оказывает заметное влияние на биологические поля всех живых существ, и растения не исключение. В зависимости от того, в какой фазе находится естественный спутник Земли меняется направление, концентрация и активность биологического поля. Эту закономерность установили еще наши прапрадеды путем многолетних наблюдений. Лунный посевной календарь садовода-огородника составляется, опираясь на периоды лунного месяца и знак […]...
  5. Судья Стешенко А.А. Материал № 22-4208/2016 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ростов-на-Дону 3 августа 2016 года Судья Ростовского областного суда......
  6. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Белгород 03 августа 2016 года Белгородский областной суд в составе: председательств......
  7. Нынешний год стал для дизайнеров настоящей дилеммой. С одной стороны, сейчас в интерьерах можно использовать все цвета, оттенки, фактуры и материалы. А с другой - мир сейчас тяготеет к простоте во всем, и перегружать помещения дизайнерскими ухищрениями уже не вызывает восторга. Так какие же тенденции в дизайне интерьера 2016 года входят в нашу жизнь?...
  8. Махинаторам грозят настоящие сроки. Тяжесть санкций будет определяться зависимо от суммы привлечённых средств. Максимальным наказанием будет лишение свободы на срок до 2-х лет. «Не 1-ый год внимание государства направлено на ужесточение мер привлечения к ответственности за нарушение прав участников возведения». В объяснительной записке к закону, который был принят Государственной думой 20 апреля, отмечалось, что сейчас, по располагаемым последним сведениям Минстроя, в государстве […] No related posts. ...
  9. Новый документ, в частности, устанавливает запрет для застройщиков на привлечение средств жителей в том случае, если размер собственно......
  10. В соответствии с ним пенсионерам старше 70 лет будет возвращаться 50% взносов на капремонт, а тем, кому не менее 80 лет, - всю сумму. Предла......
  11. Деятельность Мировых судей Российской Федерации Мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. П......
  12. Tweet Клубнику заслуженно почитают королевой среди ягод. Множество приятных ассоциаций связывает между собой эта чудесная красная ягода. Как сложились обстоятельства, клубника, успешное выращивание которой было налажено...
  13. Tweet Овощной контейнер - это высокая грядка, стенки которой сложены из кирпича, брёвен, бруса, камня. Ширина - примерно, метр, длина любая. Высота - по возможности, от 30-40 до...
  14. Tweet По комбинированному кормлению индеек осенью порцию зерновых отходов и сочных кормов увеличивают. Дают также свежую зелень, озимые, кормовую капусту, а также тыкву вместе с семенами, чем защищают...
  15. Такой новостью поделилась Региональная энергетическая комиссия, которая собственно и занимается всеми вопросами по регулированию стоимости проезда и всех других тарифов. Новые тарифы начнут действовать с 1 января наступающего года. Для образца, ежели в данный момент билет на электричку из Кирова до Котельнича, купленный в ОАО «Волго-Вятская пригородная компания», стоит 202 рубля, то будет стоить 212 руб. При всем этом в областном руководстве подчеркнули, что у нас один […] Related posts:Кабмин утвердил индексацию...