Описание действующей пенсионной системы. Лимит по годовым выплатам
В соответствии с действующим
законодательством индивидуальные
предприниматели уплачивают страховые
взносы со своих доходов в Пенсионный фонд
РФ и фонды обязательного медицинского
страхования.
По платежам в Фонд
социального страхования РФ индивидуальные
предприниматели являются добровольными
плательщиками, что установлено
Инструкцией, утвержденной Постановлением
Фонда социального страхования РФ, Минтруда
России, Минфина России и Госналогслужбы
России от 02.10.1996 N 162/2/87/07-1-07 "О порядке
начисления, уплаты страховых взносов,
расходования и учета средств
государственного социального
страхования".
На 2000 г. тарифы страховых
взносов определены Федеральным законом от
20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации и в фонды
обязательного медицинского страхования на
2000 год", в соответствии с которым
индивидуальные предприниматели уплачивают
страховые взносы по следующим тарифам:
1. В Пенсионный фонд РФ - в размере 20,6
процента дохода от предпринимательской
либо иной деятельности за вычетом расходов,
связанных с его извлечением.
Для
индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему
налогообложения, тариф установлен в
размере 20,6 процента доходов, определяемых
исходя из стоимости патента.
Кроме
того, следует учитывать, что если
индивидуальные предприниматели, в том
числе иностранные граждане, лица без
гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, частные детективы и
занимающиеся частной практикой нотариусы,
осуществляют прием на работу по трудовому
договору или выплачивают вознаграждения по
договорам гражданско - правового характера,
предметом которых является выполнение
работ и оказание услуг, а также по авторским
договорам, то они обязаны уплачивать
страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации в размере 28 процентов
от выплат в денежной и (или) натуральной
форме, начисленных в пользу работников и
иных физических лиц, за исключением
индивидуальных предпринимателей, по всем
основаниям независимо от источников
финансирования.
2. В фонды
обязательного медицинского страхования - в
размере 3,6 процента (из них 0,2% - в
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования) дохода от
предпринимательской либо иной
деятельности за вычетом расходов,
связанных с его извлечением.
Для
индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему
налогообложения, тариф установлен от
доходов, определяемых исходя из стоимости
патента.
Кроме того, следует учитывать,
что если индивидуальные предприниматели, в
том числе иностранные граждане, лица без
гражданства, проживающие на территории
Российской Федерации, частные детективы и
занимающиеся частной практикой нотариусы,
осуществляют прием на работу по трудовому
договору или выплачивают вознаграждения по
договорам гражданско - правового характера,
предметом которых является выполнение
работ и оказание услуг, а также по авторским
договорам, то они обязаны уплачивать
страховые взносы в ФОМС в размере 3,6
процента от выплат в денежной и (или)
натуральной форме, начисленных в пользу
работников и иных физических лиц, за
исключением индивидуальных
предпринимателей, по всем основаниям
независимо от источников финансирования.
От уплаты страховых взносов по всем
государственным внебюджетным фондам в 2000 г.
освобождены индивидуальные
предприниматели, в том числе иностранные
граждане, лица без гражданства, проживающие
на территории Российской Федерации,
частные детективы и занимающиеся частной
практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся
инвалидами I, II и III групп и получающие
пенсии по инвалидности в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в
части доходов от их деятельности.
Индивидуальные предприниматели,
применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности в
соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.1995 N 222-ФЗ, сумму, причитающуюся к уплате в
Пенсионный фонд, рассчитывают в порядке,
определенном Письмом ПФР от 31.12.1999 N
КА-16-27/11925.
Согласно порядку уплаты
страховых взносов работодателями и
гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации, утвержденному Постановлением
Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (в ред.
Федерального закона от 02.01.2000 N 38-ФЗ), уплата
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
индивидуальными предпринимателями
производится в сроки, которые определены
для этой категории работающих граждан
законодательством Российской Федерации о
подоходном налоге с физических лиц.
Плательщики страховых взносов -
индивидуальные предприниматели,
являющиеся субъектами малого
предпринимательства, уплачивают страховые
взносы в сроки, установленные органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации для уплаты стоимости
патента.
Сроки уплаты страховых
взносов на обязательное медицинское
страхование определены п.5 Положения о
порядке уплаты страховых взносов в
Федеральный и территориальный фонды
обязательного медицинского страхования,
утвержденного Постановлением Верховного
Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1.
Предприниматели без образования
юридического лица уплачивают взносы в
сроки, определенные для этой категории
граждан законодательством РФ о подоходном
налоге с физических лиц (предприниматели,
перешедшие на уплату стоимости патента, - в
сроки, установленные для его оплаты).
За
нарушение установленного порядка уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ к
плательщикам в соответствии с п.6 Порядка
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
применяются следующие штрафные санкции:
- начисление пени на сумму недоимки за
каждый день просрочки в размере одной
трехсотой действующей в это время ставки
рефинансирования Центробанка России;
-
взыскание 10 процентов причитающихся со дня
государственной регистрации или получения
лицензии (для граждан, осуществляющих
лицензируемые виды деятельности) и уплате
страховых взносов в Пенсионный фонд за
несвоевременную регистрацию в качестве
плательщика страховых взносов;
-
взыскание 10 процентов начисленных за
отчетный год страховых взносов в
Пенсионный фонд исходя из фактического
дохода плательщиков за непредставление в
установленные сроки либо представление
неполных и (или) недостоверных сведений о
суммах доходов, необходимых для исчисления
авансовых платежей в Пенсионный фонд, и
других сведений, представляемых в
соответствии с Федеральным законом от
01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного
страхования";
- взыскание 10 процентов
причитающихся за отчетный квартал к уплате
страховых взносов в Пенсионный фонд за
непредставление в установленные сроки
расчетной ведомости, а также сведений,
указанных в п.2 Порядка уплаты и
представляемых в соответствии с
Федеральным законом "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования",
либо представление неполных и (или)
недостоверных сведений.
Такая мера
ответственности, как взыскание всех
сокрытых или заниженных при начислении
страховых взносов в Пенсионный фонд сумм
выплат в пользу работников по всем
основаниям независимо от источников
финансирования, включая вознаграждения по
договорам гражданско - правового характера,
предметом которых являются выполнение
работ и оказание услуг, авторским
договорам, и штрафа в размере той же суммы, а
при повторном нарушении - штрафа в двойном
размере, установленная также п.7 Порядка, не
применяется согласно Определению
Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 N 195-О и
Письму ПФР от 27.01.2000 N КА-09-27/657 "О порядке
применения финансовых санкций".
При
взыскании штрафных санкций за сокрытие
(занижение) фонда оплаты труда в
соответствии с Письмом ПФР от 27.03.2000 N
МЗ-16-27/2425 следует применять ст.122 части
первой НК РФ, согласно которой неуплата или
неполная уплата страховых взносов в
результате занижения облагаемой базы
влечет за собой взыскание штрафа в размере
20 процентов неуплаченных сумм страховых
взносов.
Неуплата или неполная уплата
страховых взносов, совершенные умышленно,
влечет за собой взыскание штрафа в размере
40 процентов от неуплаченных сумм налога.
В соответствии с Федеральным законом от
02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на
2000 год" за нарушение сроков уплаты
страховых взносов плательщику страховых
взносов начисляется пеня за каждый день
просрочки в размере одной трехсотой
действующей в это время ставки
рефинансирования Центробанка РФ.
К
плательщикам страховых взносов в фонды
обязательного медицинского страхования
применяются и другие штрафные санкции,
предусмотренные Налоговым кодексом РФ, в
частности:
1. За нарушение срока
регистрации в качестве страхователя к
плательщику применяется санкция,
установленная ст.116 Налогового кодекса, -
штраф в размере пяти тысяч рублей, а за
нарушение срока регистрации в качестве
страхователя на срок более 90 дней - штраф в
размере 10 тысяч рублей.
2. За ведение
плательщиком, обязанным уплачивать
страховые взносы, деятельности без
регистрации в качестве страхователя в
исполнительном органе Фонда к указанной
организации (физическому лицу) применяется
санкция, установленная ст.117 Налогового
кодекса, - штраф в размере 10 процентов
выплат, начисленных в пользу работников в
период такой деятельности, но не менее 200
тысяч рублей; а за ведение деятельности без
регистрации в качестве более 90 дней - штраф
в размере 20 процентов выплат, начисленных в
пользу работников в период такой
деятельности.
3. За непредставление в
установленный срок расчетной ведомости по
средствам социального страхования к
страхователю применяется санкция,
установленная ст.119 Налогового кодекса, -
штраф в размере 5 процентов от
причитающейся к уплате суммы страховых
взносов за каждый полный или неполный месяц
со дня, установленного для ее
представления, но не более 30 процентов
указанной суммы и не менее 100 рублей, а за
непредставление расчетной ведомости в
течение более 180 дней по истечении
установленного срока ее представления -
штраф в размере 30 процентов причитающейся к
уплате на основе указанной расчетной
ведомости суммы страховых взносов и 10
процентов суммы страховых взносов,
подлежащей уплате на основе указанной
расчетной ведомости, за каждый полный или
неполный месяц начиная со 181-го дня.
4. За
неуплату или неполную уплату сумм
страховых взносов в результате занижения
установленной базы для начисления
страховых взносов (выплат, начисленных в
пользу работников), иного неправильного
исчисления сумм страховых взносов или
других неправомерных действий
(бездействия) к страхователю применяется
санкция, установленная ст.122 Налогового
кодекса, - штраф в размере 20 процентов от
причитающейся к уплате суммы страховых
взносов; а при умышленном совершении
указанных деяний - штраф в размере 40
процентов от причитающейся к уплате суммы
страховых взносов.
Кроме того, за
незаконное воспрепятствование доступу
должностного лица исполнительного органа
Фонда, проводящего проверку полноты и
правильности уплаты плательщиком
страховых взносов, на территорию или в
помещение страхователя к плательщику
применяется санкция, установленная ст.124
Налогового кодекса, - штраф в размере пяти
тысяч рублей.
За непредставление
плательщиком в установленный срок в
исполнительный орган Фонда документов и
(или) иных сведений, предусмотренных
законодательством, к страхователю
применяется санкция, установленная п.1 ст.126
Налогового кодекса, - штраф в размере 50
рублей за каждый непредставленный
документ.
Перечисленные выше меры
ответственности, предусмотренные НК РФ,
применяются также и за нарушение порядка
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд
РФ.
Плательщики страховых взносов,
перешедшие на уплату единого налога на
вмененный доход для определенных видов
деятельности в соответствии с Федеральным
законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов
деятельности" (в ред. Федерального закона от
31.03.1999 N 63-ФЗ), уплачивают страховые взносы в
порядке, установленном указанным
Федеральным законом.
При этом суммы
единого налога, уплачиваемые
индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими свою деятельность без
образования юридического лица, зачисляются
в:
а) бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты - 75% общей суммы
единого налога;
б) государственные
внебюджетные фонды - 25% общей суммы единого
налога, из них в Пенсионный фонд РФ - 22,725%, в
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования - 0,125%; в
территориальные фонды обязательного
медицинского страхования - 2,150%.
Подписано в печать
10.07.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 8
Правительство приняло принципиальное решение и установило в начале 1992 года одинаковый для всех получателей размер трудовой пенсии в размере 342 рублей в месяц, а затем индексировало именно эту величину. Главным принципом, на котором строилось государственное регулирование пенсий в жестких макроэкономических и финансово-бюджетных условиях, являлась попытка предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. По существу лишь этот критерий лежал в основе принятия решений о частоте, форме и размерах индексационных выплат.
В 1993 году была проведена новая дифференциация пенсий в соответствии с законодательными актами, принятыми Верховным Советом России. Практически был восстановлен принцип начисления пенсий, существовавший в советское время. Однако эта попытка привела к многочисленным социальным издержкам. Так, в частности, в ущемленном положении оказались пенсионеры старых лет назначений, то есть лица второго пенсионного возраста, не имеющие возможности работать и, тем самым, пополнять свой бюджет.
В 1994 году этот недостаток попытались исправить при помощи пересчета прошлых заработков из которых исчисляется пенсия. Но повышение пенсий для лиц, имевших в прошлом более высокие заработки, вызвало недовольство со стороны пенсионеров, имевших более низкие заработки, но получавших в советское время пенсии в максимальном размере.
Однако гораздо более серьезный недостаток сложившейся в 1993–1994 годы системы пенсионного обеспечения в России связан с проблемой максимальной пенсии. К 1997 году максимальная пенсия не могла быть больше чем 3 минимальные пенсии, а для лиц, имевших неблагоприятные условия труда, - 3,5 минимальные пенсии. В связи с тем, что размер минимальной пенсии (без введенной Указом Президента РФ в 1995 году компенсационной выплаты) был крайне низок (в конце 1996 года составлял 26% официального прожиточного минимума пенсионера), размер максимальной пенсии был также невысок. С учетом всех возможных надбавок и льгот максимальная пенсия (без компенсационной выплаты) в тот период превышала прожиточный минимум пенсионера всего на 15%. Это привело к фактической ликвидации дифференциации трудовых пенсий последних лет назначений из-за того, что в то время практически все лица, достигающие пенсионного возраста, предъявляли справку о заработной плате, достаточной для назначения максимальной пенсии.
Дополнительной формой материальной поддержки пенсионеров стала компенсационная выплата, введенная указом Президента РФ в мае 1995 года, наибольшая (в начале 1997 года – 150 рублей в месяц, достигшая к середине 2000 года 300 рублей) для тех, кто получает пенсию в минимальном размере и наименьшая – для тех, у кого пенсия максимальная. Тем самым, фактическая минимальная пенсия была поднята до 85% прожиточного минимума пенсионера, что было положительным шагом. Однако в еще большей степени оказался уменьшенным разрыв между минимальной и максимальной пенсиями.
Низкий размер пенсии и «уравниловка» обусловили введение с 1998 года нового метода расчета государственных пенсий - исходя из индивидуального коэффициента пенсионера, по которому сумма получаемой пенсии номинально не была ограничена максимальным размером (хотя при расчете самого индивидуального коэффициента определенные ограничения применялись). Механизм расчета индивидуального коэффициента пенсионера в модифицированном виде применяется в настоящее время при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся на основе двух показателей:
1. Первый показатель рассчитывался путем деления среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную зарплату по стране за один и тот же период.
По действовавшему законодательству периоды, за которые определяется среднемесячный заработок для начисления пенсий, составляли:
для вновь назначаемых пенсий – 24 месяца работы перед обращением за пенсией или любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности;
для перерассчитываемых пенсий – периоды, за который была начислена пенсия ранее.
Начиная с 1 февраля 1998 года размер среднемесячного заработка утверждался Правительством РФ по представлению Государственного комитета РФ по статистике четыре раза в год (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября). Данные о размере среднемесячного заработка по стране (с 1960 года в РСФСР, с 1991 года в Российской Федерации) публиковались Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывалось в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии. При этом, в начале введения данного механизма (в 1998 году) отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране ограничивалось размером 0,7, а затем поэтапно увеличивалось: 0,8; 0,95; 1,2.
2. Второй показатель учитывал трудовой стаж и представлял собой размер пенсии в процентах.
Размер пенсии в процентах при требуемом стаже составлял 55% (0,55).
Требуемый трудовой стаж для получения пенсии по старости был равен:
для мужчин – не менее 25 лет
для женщин – не менее 20 лет
К 55% прибавлялся 1% за каждый год, проработанный сверх необходимого. Однако суммарная величина второго показателя не могла превышать 75% (0,75).
Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся путем умножения первого показателя на второй:
При осуществлении расчета пенсии исходя из индивидуального коэффициента пенсионера ее размер определялся умножением индивидуального коэффициента пенсионера на размер среднемесячной заработной платы в стране, который регулярно повышался (например: 1 февраля 1998 г. – 760 р., 1 мая 1999 г. – 851 р., 1 февраля 2000 г. – 1175 р., 1 ноября 2001 г. – 1671 р.).
Но все преобразования в пенсионной системе России не позволили преодолеть проблемы, связанные с назначением пенсий и вызванные, в основном, демографическими факторами, вследствие чего в начале XXI века назрела необходимость коренных преобразований и перехода к новому этапу развития пенсионного страхования в нашей стране.
Ключевыми законами в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день являются:
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Федерального закона от 11.10.2003 N 141-ФЗ);
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ);
Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (в ред. Федерального закона от 10.11.2003 N 135-ФЗ);
Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия делится на базовую часть, страховую часть и накопительную часть.
Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Ее размер увеличивается только для лиц, достигших 80 летнего возраста, для инвалидов III степени, а также в случае наличия иждивенцев. Базовая часть пенсии индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 года ее размер для большинства пенсионеров равен 598 рублей.
Страховая часть напрямую зависит от суммы полученных за данного гражданина пенсионных взносов, которые учитываются на так называемом «условно-накопительном счете». Данная часть пенсии подлежит ежегодной индексации (на ту же величину, что и базовая часть) с учетом уровня инфляции, размера средней заработной платы и индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. За счет именно этой части трудовой пенсии в настоящий момент должна осуществляться дифференциация выплачиваемых пенсий, так как размер отчислений зависит от уровня прежней зарплаты застрахованного лица.
Как базовая, так и страховая часть являются элементами распределительной системы: они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.
Средний размер трудовой пенсии с 1 августа 2003 года составляет 1903 рубля, средний коэффициент замещения 31,2%. Общая сумма выплаченных трудовых пенсий, согласно бюджету ПФР за 2003 год, должна была составить 729,1 млрд. рублей (или в среднем 1847 руб./чел. в месяц).
Что касается накопительной части трудовой пенсии, то ее финансирование будет осуществляться за счет определенного процента поступающих в ПФР пенсионных средств, который [процент] зависит, также как и в страховой части, от возраста работника и его годового заработка. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица», а затем инвестируются. При этом стоит отметить, что разные возрастные группы работающих в разной степени участвуют в накопительной схеме. Кроме того, «старшие возраста» (мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет.) вообще не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%. «Младшие возраста» (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме - до 6% (см. табл. 1).
Таблица 1. Общий тариф страхового взноса на финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий
Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше | Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||||
На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |||
До 100000 рублей | 14,0 % | 0,0 % | 12,0 % | 2,0 % | 8,0 % | 6,0 % |
От 100001 до 300000 рублей | 14000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 0,0 % | 12000 рублей + 6,8 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 2000 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 8000 рублей + 4,5 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 6000 рублей + 3,4 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
От 300001 до 600000 рублей | 29800 рублей + 3,95 % с суммы превышающей 300000 рублей | 0,0 % | 25600 рублей + 3,39 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 4200 рублей + 0,56 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 17000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 12800 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей, 300000 рублей |
Свыше 600000 рублей | 41650 рублей | 0,0 % | 35770 рублей | 5880 рублей | 23780 рублей | 17870 рублей |
Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 22, п. 2, пп. 1.
Как видно из таблицы, размер накопительной части в процентном отношении весьма мал. К этому стоит добавить, что в переходный период с 2002 по 2005 годы действуют еще более низкие процентные отчисления для младших возрастов (см. табл. 2). Также на размер накопительной части трудовой пенсии влияет и регрессивная шкала единого социального налога (ЕСН), из которого поступают пенсионные взносы: в случае превышения определенного размера годового заработка процентные отчисления в накопительную часть, также как и в страховую, сначала сокращаются, а затем и вовсе прекращаются.
Все это делает новую пенсионную систему очень похожей на ныне действующую, так как накопительные взносы значительно ниже, чем в других странах, использующих аналогичные схемы пенсионного обеспечения. Так, например, в Казахстане работники могут «распоряжаться» 10 % всех отчислений, польские – 7,3 %. При этом на финансирование настоящих пенсионеров поступает 15 % и 12,2 % соответственно.
О том, что установленные нормативы отчисления крайне малы говорят и эксперты Мирового банка. По их расчетам, накопительная часть в России к 2040 году составит всего лишь 5-6 % от средней зарплаты, а в структуре общей пенсии не превысит 30 %. Кроме того, после снижения базовой ставки единого социального налога норматив накопительных отчислений может также снизиться.
Все это приводит к тому, что у работников не возникает особых стимулов требовать от работодателя «белую» зарплату.
Таблица 2. Ставки страхового взноса для работников 1967 года рождения и моложе в переходный период 2002-2005 гг.
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | 2002 – 2003 годы |
|||||
На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
До 100000 рублей | ||||||
От 100001 до 300000 рублей | 11000 рублей + 6,21 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 3000 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 10000 рублей + 5,64 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 9000 рублей + 5,08 % с суммы, превышающей 100000 рублей | 5000 рублей + 2,84 % с суммы, превышающей 100000 рублей |
От 300001 до 600000 рублей | 23420 рублей + 3,1 % с суммы превышающей 300000 рублей | 6380 рублей + 0,85 % с суммы превышающей 300000 рублей | 21280 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 19160 рублей + 2,54 % с суммы, превышающей 300000 рублей | 10640 рублей + 1,41 % с суммы, превышающей, 300000 рублей |
Свыше 600000 рублей | 32720 рублей | 8930 рублей | 29740 рублей | 11910 рублей | 26780 рублей | 14870 рублей |
размер шрифта
ПИСЬМО ПФ РФ от 11-03-2002 МЗ-09-252186 (2019) Актуально в 2018 году
Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.
Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:
1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;
2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;
3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.
Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.
Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года | 2002 - 2003 годы | 2004 год | 2005 год | 2006 год и далее | ||||
на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | |||
До 100 000 рублей | 11,0 процентов | 3,0 процента | 10,0 процентов | 4,0 процента | 9,0 процентов | 5,0 процентов | 8,0 процентов | 6,0 процентов |
От 100 001 рубля до 300 000 рублей | 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей | 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей |
От 300 001 рубля до 600 000 рублей | 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей | 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей |
Свыше 600 000 рублей | 32 720 рублей | 8 930 рублей | 29 740 рублей | 11 910 рублей | 26 780 рублей | 14 870 рублей | 23 780 рублей | 17 870 рублей |
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |