Описание действующей пенсионной системы. Лимит по годовым выплатам

В соответствии с действующим законодательством индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы со своих доходов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
По платежам в Фонд социального страхования РФ индивидуальные предприниматели являются добровольными плательщиками, что установлено Инструкцией, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.1996 N 162/2/87/07-1-07 "О порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования".
На 2000 г. тарифы страховых взносов определены Федеральным законом от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", в соответствии с которым индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы по следующим тарифам:
1. В Пенсионный фонд РФ - в размере 20,6 процента дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, тариф установлен в размере 20,6 процента доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
Кроме того, следует учитывать, что если индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляют прием на работу по трудовому договору или выплачивают вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, то они обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования.
2. В фонды обязательного медицинского страхования - в размере 3,6 процента (из них 0,2% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, тариф установлен от доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
Кроме того, следует учитывать, что если индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляют прием на работу по трудовому договору или выплачивают вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, то они обязаны уплачивать страховые взносы в ФОМС в размере 3,6 процента от выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования.
От уплаты страховых взносов по всем государственным внебюджетным фондам в 2000 г. освобождены индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части доходов от их деятельности.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.1995 N 222-ФЗ, сумму, причитающуюся к уплате в Пенсионный фонд, рассчитывают в порядке, определенном Письмом ПФР от 31.12.1999 N КА-16-27/11925.
Согласно порядку уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 38-ФЗ), уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями производится в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
Плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого предпринимательства, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для уплаты стоимости патента.
Сроки уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование определены п.5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1.
Предприниматели без образования юридического лица уплачивают взносы в сроки, определенные для этой категории граждан законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц (предприниматели, перешедшие на уплату стоимости патента, - в сроки, установленные для его оплаты).
За нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ к плательщикам в соответствии с п.6 Порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд применяются следующие штрафные санкции:
- начисление пени на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка России;
- взыскание 10 процентов причитающихся со дня государственной регистрации или получения лицензии (для граждан, осуществляющих лицензируемые виды деятельности) и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;
- взыскание 10 процентов начисленных за отчетный год страховых взносов в Пенсионный фонд исходя из фактического дохода плательщиков за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в Пенсионный фонд, и других сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";
- взыскание 10 процентов причитающихся за отчетный квартал к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений, указанных в п.2 Порядка уплаты и представляемых в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Такая мера ответственности, как взыскание всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд сумм выплат в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере, установленная также п.7 Порядка, не применяется согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 N 195-О и Письму ПФР от 27.01.2000 N КА-09-27/657 "О порядке применения финансовых санкций".
При взыскании штрафных санкций за сокрытие (занижение) фонда оплаты труда в соответствии с Письмом ПФР от 27.03.2000 N МЗ-16-27/2425 следует применять ст.122 части первой НК РФ, согласно которой неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения облагаемой базы влечет за собой взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Неуплата или неполная уплата страховых взносов, совершенные умышленно, влечет за собой взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" за нарушение сроков уплаты страховых взносов плательщику страховых взносов начисляется пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центробанка РФ.
К плательщикам страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования применяются и другие штрафные санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, в частности:
1. За нарушение срока регистрации в качестве страхователя к плательщику применяется санкция, установленная ст.116 Налогового кодекса, - штраф в размере пяти тысяч рублей, а за нарушение срока регистрации в качестве страхователя на срок более 90 дней - штраф в размере 10 тысяч рублей.
2. За ведение плательщиком, обязанным уплачивать страховые взносы, деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда к указанной организации (физическому лицу) применяется санкция, установленная ст.117 Налогового кодекса, - штраф в размере 10 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период такой деятельности, но не менее 200 тысяч рублей; а за ведение деятельности без регистрации в качестве более 90 дней - штраф в размере 20 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период такой деятельности.
3. За непредставление в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования к страхователю применяется санкция, установленная ст.119 Налогового кодекса, - штраф в размере 5 процентов от причитающейся к уплате суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей, а за непредставление расчетной ведомости в течение более 180 дней по истечении установленного срока ее представления - штраф в размере 30 процентов причитающейся к уплате на основе указанной расчетной ведомости суммы страховых взносов и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе указанной расчетной ведомости, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
4. За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения установленной базы для начисления страховых взносов (выплат, начисленных в пользу работников), иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) к страхователю применяется санкция, установленная ст.122 Налогового кодекса, - штраф в размере 20 процентов от причитающейся к уплате суммы страховых взносов; а при умышленном совершении указанных деяний - штраф в размере 40 процентов от причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Кроме того, за незаконное воспрепятствование доступу должностного лица исполнительного органа Фонда, проводящего проверку полноты и правильности уплаты плательщиком страховых взносов, на территорию или в помещение страхователя к плательщику применяется санкция, установленная ст.124 Налогового кодекса, - штраф в размере пяти тысяч рублей.
За непредставление плательщиком в установленный срок в исполнительный орган Фонда документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством, к страхователю применяется санкция, установленная п.1 ст.126 Налогового кодекса, - штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Перечисленные выше меры ответственности, предусмотренные НК РФ, применяются также и за нарушение порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Плательщики страховых взносов, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 63-ФЗ), уплачивают страховые взносы в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
При этом суммы единого налога, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, зачисляются в:
а) бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 75% общей суммы единого налога;
б) государственные внебюджетные фонды - 25% общей суммы единого налога, из них в Пенсионный фонд РФ - 22,725%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,125%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,150%.
Подписано в печать
10.07.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 8

Правительство приняло принципиальное решение и установило в начале 1992 года одинаковый для всех получателей размер трудовой пенсии в размере 342 рублей в месяц, а затем индексировало именно эту величину. Главным принципом, на котором строилось государственное регулирование пенсий в жестких макроэкономических и финансово-бюджетных условиях, являлась попытка предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. По существу лишь этот критерий лежал в основе принятия решений о частоте, форме и размерах индексационных выплат.

В 1993 году была проведена новая дифференциация пенсий в соответствии с законодательными актами, принятыми Верховным Советом России. Практически был восстановлен принцип начисления пенсий, существовавший в советское время. Однако эта попытка привела к многочисленным социальным издержкам. Так, в частности, в ущемленном положении оказались пенсионеры старых лет назначений, то есть лица второго пенсионного возраста, не имеющие возможности работать и, тем самым, пополнять свой бюджет.

В 1994 году этот недостаток попытались исправить при помощи пересчета прошлых заработков из которых исчисляется пенсия. Но повышение пенсий для лиц, имевших в прошлом более высокие заработки, вызвало недовольство со стороны пенсионеров, имевших более низкие заработки, но получавших в советское время пенсии в максимальном размере.

Однако гораздо более серьезный недостаток сложившейся в 1993–1994 годы системы пенсионного обеспечения в России связан с проблемой максимальной пенсии. К 1997 году максимальная пенсия не могла быть больше чем 3 минимальные пенсии, а для лиц, имевших неблагоприятные условия труда, - 3,5 минимальные пенсии. В связи с тем, что размер минимальной пенсии (без введенной Указом Президента РФ в 1995 году компенсационной выплаты) был крайне низок (в конце 1996 года составлял 26% официального прожиточного минимума пенсионера), размер максимальной пенсии был также невысок. С учетом всех возможных надбавок и льгот максимальная пенсия (без компенсационной выплаты) в тот период превышала прожиточный минимум пенсионера всего на 15%. Это привело к фактической ликвидации дифференциации трудовых пенсий последних лет назначений из-за того, что в то время практически все лица, достигающие пенсионного возраста, предъявляли справку о заработной плате, достаточной для назначения максимальной пенсии.

Дополнительной формой материальной поддержки пенсионеров стала компенсационная выплата, введенная указом Президента РФ в мае 1995 года, наибольшая (в начале 1997 года – 150 рублей в месяц, достигшая к середине 2000 года 300 рублей) для тех, кто получает пенсию в минимальном размере и наименьшая – для тех, у кого пенсия максимальная. Тем самым, фактическая минимальная пенсия была поднята до 85% прожиточного минимума пенсионера, что было положительным шагом. Однако в еще большей степени оказался уменьшенным разрыв между минимальной и максимальной пенсиями.

Низкий размер пенсии и «уравниловка» обусловили введение с 1998 года нового метода расчета государственных пенсий - исходя из индивидуального коэффициента пенсионера, по которому сумма получаемой пенсии номинально не была ограничена максимальным размером (хотя при расчете самого индивидуального коэффициента определенные ограничения применялись). Механизм расчета индивидуального коэффициента пенсионера в модифицированном виде применяется в настоящее время при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.

Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся на основе двух показателей:

1. Первый показатель рассчитывался путем деления среднемесячного заработка пенсионера на среднемесячную зарплату по стране за один и тот же период.

По действовавшему законодательству периоды, за которые определяется среднемесячный заработок для начисления пенсий, составляли:

для вновь назначаемых пенсий – 24 месяца работы перед обращением за пенсией или любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности;

для перерассчитываемых пенсий – периоды, за который была начислена пенсия ранее.

Начиная с 1 февраля 1998 года размер среднемесячного заработка утверждался Правительством РФ по представлению Государственного комитета РФ по статистике четыре раза в год (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября). Данные о размере среднемесячного заработка по стране (с 1960 года в РСФСР, с 1991 года в Российской Федерации) публиковались Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывалось в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии. При этом, в начале введения данного механизма (в 1998 году) отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране ограничивалось размером 0,7, а затем поэтапно увеличивалось: 0,8; 0,95; 1,2.

2. Второй показатель учитывал трудовой стаж и представлял собой размер пенсии в процентах.

Размер пенсии в процентах при требуемом стаже составлял 55% (0,55).

Требуемый трудовой стаж для получения пенсии по старости был равен:

для мужчин – не менее 25 лет

для женщин – не менее 20 лет

К 55% прибавлялся 1% за каждый год, проработанный сверх необходимого. Однако суммарная величина второго показателя не могла превышать 75% (0,75).

Индивидуальный коэффициент пенсионера определялся путем умножения первого показателя на второй:

При осуществлении расчета пенсии исходя из индивидуального коэффициента пенсионера ее размер определялся умножением индивидуального коэффициента пенсионера на размер среднемесячной заработной платы в стране, который регулярно повышался (например: 1 февраля 1998 г. – 760 р., 1 мая 1999 г. – 851 р., 1 февраля 2000 г. – 1175 р., 1 ноября 2001 г. – 1671 р.).

Но все преобразования в пенсионной системе России не позволили преодолеть проблемы, связанные с назначением пенсий и вызванные, в основном, демографическими факторами, вследствие чего в начале XXI века назрела необходимость коренных преобразований и перехода к новому этапу развития пенсионного страхования в нашей стране.

Ключевыми законами в области пенсионного обеспечения на сегодняшний день являются:

• Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);

• Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в ред. Федерального закона от 11.10.2003 N 141-ФЗ);

• Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ);

• Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.11.2003 N 154-ФЗ);

• Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (в ред. Федерального закона от 10.11.2003 N 135-ФЗ);

• Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия делится на базовую часть, страховую часть и накопительную часть.

Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Ее размер увеличивается только для лиц, достигших 80 летнего возраста, для инвалидов III степени, а также в случае наличия иждивенцев. Базовая часть пенсии индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 года ее размер для большинства пенсионеров равен 598 рублей.

Страховая часть напрямую зависит от суммы полученных за данного гражданина пенсионных взносов, которые учитываются на так называемом «условно-накопительном счете». Данная часть пенсии подлежит ежегодной индексации (на ту же величину, что и базовая часть) с учетом уровня инфляции, размера средней заработной платы и индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. За счет именно этой части трудовой пенсии в настоящий момент должна осуществляться дифференциация выплачиваемых пенсий, так как размер отчислений зависит от уровня прежней зарплаты застрахованного лица.

Как базовая, так и страховая часть являются элементами распределительной системы: они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.

Средний размер трудовой пенсии с 1 августа 2003 года составляет 1903 рубля, средний коэффициент замещения 31,2%. Общая сумма выплаченных трудовых пенсий, согласно бюджету ПФР за 2003 год, должна была составить 729,1 млрд. рублей (или в среднем 1847 руб./чел. в месяц).

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то ее финансирование будет осуществляться за счет определенного процента поступающих в ПФР пенсионных средств, который [процент] зависит, также как и в страховой части, от возраста работника и его годового заработка. Эти средства накапливаются в Пенсионном фонде и отражаются в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица», а затем инвестируются. При этом стоит отметить, что разные возрастные группы работающих в разной степени участвуют в накопительной схеме. Кроме того, «старшие возраста» (мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет.) вообще не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы, но ограниченно: обязательные взносы за них в накопительную часть не превышают 2%. «Младшие возраста» (1967 г.р. и моложе) участвуют в максимальном объеме - до 6% (см. табл. 1).

Таблица 1. Общий тариф страхового взноса на финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий

Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения Для лиц 1967 года рождения и моложе
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100000 рублей 14,0 % 0,0 % 12,0 % 2,0 % 8,0 % 6,0 %
От 100001 до 300000 рублей 14000 рублей + 7,9 % с суммы, превышающей 100000 рублей 0,0 % 12000 рублей + 6,8 % с суммы, превышающей 100000 рублей 2000 рублей + 1,1 % с суммы, превышающей 100000 рублей 8000 рублей + 4,5 % с суммы, превышающей 100000 рублей 6000 рублей + 3,4 % с суммы, превышающей 100000 рублей
От 300001 до 600000 рублей 29800 рублей + 3,95 % с суммы превышающей 300000 рублей 0,0 % 25600 рублей + 3,39 % с суммы, превышающей 300000 рублей 4200 рублей + 0,56 % с суммы, превышающей 300000 рублей 17000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 300000 рублей 12800 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей, 300000 рублей
Свыше 600000 рублей 41650 рублей 0,0 % 35770 рублей 5880 рублей 23780 рублей 17870 рублей

Источник: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 22, п. 2, пп. 1.

Как видно из таблицы, размер накопительной части в процентном отношении весьма мал. К этому стоит добавить, что в переходный период с 2002 по 2005 годы действуют еще более низкие процентные отчисления для младших возрастов (см. табл. 2). Также на размер накопительной части трудовой пенсии влияет и регрессивная шкала единого социального налога (ЕСН), из которого поступают пенсионные взносы: в случае превышения определенного размера годового заработка процентные отчисления в накопительную часть, также как и в страховую, сначала сокращаются, а затем и вовсе прекращаются.

Все это делает новую пенсионную систему очень похожей на ныне действующую, так как накопительные взносы значительно ниже, чем в других странах, использующих аналогичные схемы пенсионного обеспечения. Так, например, в Казахстане работники могут «распоряжаться» 10 % всех отчислений, польские – 7,3 %. При этом на финансирование настоящих пенсионеров поступает 15 % и 12,2 % соответственно.

О том, что установленные нормативы отчисления крайне малы говорят и эксперты Мирового банка. По их расчетам, накопительная часть в России к 2040 году составит всего лишь 5-6 % от средней зарплаты, а в структуре общей пенсии не превысит 30 %. Кроме того, после снижения базовой ставки единого социального налога норматив накопительных отчислений может также снизиться.

Все это приводит к тому, что у работников не возникает особых стимулов требовать от работодателя «белую» зарплату.

Таблица 2. Ставки страхового взноса для работников 1967 года рождения и моложе в переходный период 2002-2005 гг.

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

2002 – 2003 годы

На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100000 рублей
От 100001 до 300000 рублей 11000 рублей + 6,21 % с суммы, превышающей 100000 рублей 3000 рублей + 1,69 % с суммы, превышающей 100000 рублей 10000 рублей + 5,64 % с суммы, превышающей 100000 рублей 4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100000 рублей 9000 рублей + 5,08 % с суммы, превышающей 100000 рублей 5000 рублей + 2,84 % с суммы, превышающей 100000 рублей
От 300001 до 600000 рублей 23420 рублей + 3,1 % с суммы превышающей 300000 рублей 6380 рублей + 0,85 % с суммы превышающей 300000 рублей 21280 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300000 рублей 8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300000 рублей 19160 рублей + 2,54 % с суммы, превышающей 300000 рублей 10640 рублей + 1,41 % с суммы, превышающей, 300000 рублей
Свыше 600000 рублей 32720 рублей 8930 рублей 29740 рублей 11910 рублей 26780 рублей 14870 рублей

размер шрифта

ПИСЬМО ПФ РФ от 11-03-2002 МЗ-09-252186 (2019) Актуально в 2018 году

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 11,0 процентов 3,0 процента 10,0 процентов 4,0 процента 9,0 процентов 5,0 процентов 8,0 процентов 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 32 720 рублей 8 930 рублей 29 740 рублей 11 910 рублей 26 780 рублей 14 870 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года