Петр Верзилов: «Гера готовит побег Надежды Толоконниковой из тюрьмы. Петр Верзилов: «Гера готовит побег Надежды Толоконниковой из тюрьмы Расшифровка полной версии интервью

Место рождения: г. Москва

Рост: 187 см

Знак Зодиака: Скорпион

Деятельность: художник, гражданский активист

Вес: 78 кг

Биогра-фия Петра- Верзилова-

Детство- и юность Петра- Верзилова-

Петр Верзилов родился 25 октября 1987 года в столице России, . Информация о ра-нних годах Верзилова- отрыво-чна- и чуть-чутьчисленна-. Вместе- с родите-лями переехал в ра-ннем во-зра-сте- в Японию, зате-м в Кана-ду. Учился в школе в Японии, Кана-де. Когда семья верну-лась в Россию, окончил московскую среднюю школу. После школы поступил на- факульте-т филосо-фии Московского Государственного Университе-та-, где позна-комился со- сво-ей будущей женой – .

Петр Верзилов и группа «Война-»

Петр Верзилов ста-л известе-н благодаря участию в со-здании арт-группы «Война-». Верзилов стоял у основа-ния коллектива- политических активистов и реакционистов в 2007 году. Появление ана-рхистской группы лево-ра-дикальных художников, ориентирова-нных на- массо-вые акции, ста-ло ключевым со-бытием ра-звития русского проте-стного искусства-. «Война-» со-здала новый тип уличного активизма и перформансо-в. Деяте-льность коллектива- эпатирова-ла и продолжает эпатирова-ть русское- общество-.

Петр Верзилов 1 из лидеров группы Война- Ряд акций привели к задержанию и тюремному заключению художников. «Днем рождения» «Войны» во-зможно счита-ть перво-е мая 2007 года. Тогда на-чальный со-ста-в «Войны» во- главе с Петром Верзиловым (Воротников, Толоконникова-, Сокол) присо-е-динились к московскому арт-коллективу «Бомбилы» и провели в Москве немножко громких акций, приуроченных к Перво-маю. По задумке «Бомбил», акции должны были привлечь внимание москвичей к уличному искусству. По слова-м активистов обеих арт-групп, уличное- искусство- в их понимании – альте-рна-тива- галерейному, ста-ндартному. Кроме того, гово-рит Верзилов, «Война-» понимает уличные акции еще и как новую форму ра-дикального политического проте-стного движения. По замыслу Верзилова-, та-кая форма активности должна- была ста-ть гора-здо более эффективным методом политической борьбы в сра-внении с митингами и пикета-ми. «Бомбилы» и «Война-» устроили акцию «Мордовский час». Перформан спроходил в рестора-не «Макдона-лдс» на- Серпуховской площади Москвы. Во время инста-лляции художники забросали прилавки фаст-фуда жи-выми бездомными кошками с криком «Сво-бодна-я касса!». Инте-рвью Петра- Верзилова- с дочерью на- CNN По слова-м активистов, симво-лизирова-ло «подарки низкооплачива-емой ра-бочей силе, лишенной в день пра-здника во-зможности отдохну-ть». Кошки призва-ны были принести ра-ботникам заведения удово-льствие от «на-слаждения со-временным ра-дикальным искусство-м». Многие зарубежные культурные издания, упомина-я акцию, сра-внили ее с проте-ста-ми западных антиглобалистов, счита-ющих сеть рестора-нов «Макдона-льдс» одним из симво-лов глобализации мирово-го со-общества-. Оте-чественна-я газета- «Re: акция» призна-ла «Мордовский час» на-иболее хулиганским перформансо-м года в России.

Отношения Петра- Верзилова- с пра-во-охра-ните-льными органа-ми

После «Мордовского часа» арт-группа Петра- Верзилова- не ра-з оказыва-лась в центре общественных и политических скандалов. Перво-е задержание активиста- произошло 23 февра-ля 2008 года. В тот день во- время митинга общественного движения «Молодая Гва-рдия», фина-нсируемого «Единой Россией», участники «Войны» ра-зверну-ли огромный плакат с на-дписью «Е**сь за на-следника Медвежонка!». Все участники перформанса были задержаны и доста-влены в отделение милиции. Верзилову было предъявлено обвинение по ста-тье «мелкое- хулиганство-». Война- ебется за на-следника Медвежонка (рен-тв). Петр Верзилов. Осторожно, ненормативна-я лексика Еще одна- акция, оберну-вшаяся задержанием Верзилова-, со-стоялась 11 июня 2009 года. «Война-» по приглашению Андрея Ерофеева- приняла участие в выста-вке «Русский леттризм» в Центра-льном Доме Художника. В день открытия экспозиции директор Дома Художника Василий Бычков ра-спорядился убра-ть из здания инста-лляцию арт-группы. Активисты отказались покидать помещение. На место конфликта- была вызва-на- милиция. Петр Верзилов оказал со-противление при прину-дите-льном осво-бождении помещения, за что ему снова- было инкриминирова-но мелкое- хулиганство-. В мае 2011 года Петр и его жена- Надежда Толоконникова- были арестова-ны и доста-влены в ОВД Якиманки за исполнение на- маевке движения «Солидарность» перформанса «Медвежонок, в очко берешь?». Перформанс критикова-л деяте-льность. Пятого декабря 2011 года Петр Верзилов принял участие в митинге на- Чистых прудах. После митинга участник «Войны» был задержан во- время несанкционирова-нного шествия. Несколько дней Петр провел под стра-жей на- Симферопольском бульва-ре.

Московская фра-кция «Войны» и «Pussy Riot»

Через 2 года впоследствии основа-ния «Войны» в арт-группе произошел ра-скол. Коллектив ра-зделился на- две та-к на-зыва-емые фра-кции – московскую и пите-рскую. Пите-рцы обвинили Верзилова- в предате-льстве идеалов коллектива- и заявили, что он не имеет никакого отношения ко всем акциям «Войны». С те-х пор Петр Верзилов вместе- с и Надеждой Толоконниково-й со-здали московскую фра-кцию. Акционистский вектор московской «Войны» прете-рпел сильные изменения по сра-внению с пите-рским костяком группы. Москвичи ста-ли уделять больше внимания политическим акциям, не несущим по сво-ей сути иннова-ционной художественной ценности.

Муж Надежды Толоконниково-й Петр Верзилов с дочкой Герой В 2010 году Петр Верзилов выступил в качестве главного организатора- концерта- на- Пушкинской площади Москвы в защиту леса в Химках, стра-дающего от вырубки в результа-те- строите-льства- тра-ссы Москва- – . Концерт ста-л первым массо-вым мероприятием «Войны» с момента- ра-скола группы в 2009 году. В 2011 году Петр Верзилов организова-л скандально известные политические форумы «Последняя осень» и «Антиселигер».

Лична-я жи-знь Верзилова-, бра-к с Надеждой Толоконниково-й

Петр Верзилов жена-т, его супруга – участница известной по всему миру панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова-. Помимо Pussy Riot,Толоконникова- известна- та-кже участием во- многих акциях московской части арт-группы «Война-», в со-ста-в которой Надежда входит со- времени основа-ния акционистского коллектива-. После ареста- супруги в марте- 2012 года основным на-пра-влением деяте-льности Верзилова- ста-ли общественные кампании в защиту политических заключенных России. У Петра- и Надежды есть дочь Гера-. После того, как Толоконникова- была арестова-на-, во-спита-нием дочери занимается в основном бабушка, мать Надежды.

4 июля состоится заседание Таганского суда, на котором судя по всему будет объявлено окончательное решение по делу Pussy Riot.

Накануне суда мы побеседовали с человеком, которым имеет непосредственное отношение к делу.

Из разговора с Петром следует несколько невероятных, но достоверных выводов.

Вывод первый . Дело курируется кремлевской администрацией, а, возможно, аппаратом Путина.

Вывод второй . Следователи настаивают на существовании разветвленного заговора с участием Pussy Riot. По их представлениях все в оппозиции связаны: панки, леваки, Навальный, Троицкий, "Война", PR, оккупайцы, завсегдатаи "Жан-Жака" - вообще все. Ищут организацию.

Вывод третий . Pussy Riot, несмотря на всю свою радикальность, вовсе не отрицают опыта предыдущих поколений. Они считают себя наследниками московской концептуальной школы и советского диссидентства.

И наконец, вывод четвертый . Главные революционеры сидят в Кремле. У оппозиции нет никакого плана действий, она просто реагирует на все более странные и абсурдные шаги власти. Никакие самые актуальные акционисты не способны выдумать и поставить тот грандиозный перфоманс, который идет в России вот уже почти год. «Это не политика, это драка за свою душу со своим страхом». (Михаил Борзыкин).

И какой бы приговор ни вынесли девушкам из Pussy Riot в среду, драка будет продолжаться. Шансов договориться, к сожалению, уже нет.

Ян Шенкман

Начало разговора с Петром Верзиловым смотрите

Расшифровка полной версии интервью

Андрей Архангельский: Петр Верзилов за последние год-полтора общественной активности приобрел особый вес. Он отвечает за свои слова. Художник, акционист и муж Надежды Толоконниковой, одной из участниц группы PussyRiot, которая сидит в камере предварительного заключения уже четвертый месяц. Скажите, как девушки себя чувствуют? На суде — это все заметили — они выглядели прекрасно.

Петр Верзилов: Любой занимающийся подобной деятельностью в России допускает, что может случиться всякое, поэтому такие условия не являются неожиданностью и надо уметь извлекать из них максимальную выгоду: организовать наиболее полноценный образ жизни, позволяющий развиваться, чувствовать себя хорошо. Все девушки имеют четкий политический бэкграунд, их поступки абсолютно осознанные. Произошедшее не было для них таким эмоциональным шоком, какой иногда случается у бизнесменов, когда в один прекрасный день к ним заявляются маски-шоу, берут их, и через два часа они уже дают показания.

А. А.: Власти знают, что страшнее тюрьмы для наших граждан нет ничего. Девушек давно бы выпустили, если б они покаялись, на это власти и рассчитывали. Но девушки не покаялись.

П. В.: Да, действовал классический чекистский расчет, когда ставится задача провести самую важную работу в первые три-пять дней после ареста. Собственно, поэтому и арестовывают неожиданно, помещают в тяжелые условия, не пускают адвоката, запугивают, грозят чудовищным сроком. Наши органы до сих пор действуют по схеме Вышинского, где «признание — царица доказательств», и, конечно, они надеялись, что в первую неделю девушки сломаются: откажутся от этой мантры «Богородица, Путина прогони!», попросят прощения. В принципе такого результата и добивались органы, тогда дело Pussy Riot можно было бы закрыть, выпустить их, проявив милосердие. Но оказалось, что девушек невозможно сломать, они готовы отвечать за свои слова, и следствие зашло в тупик.

А. А.: На сайте «Эха Москвы» уже двадцать пять тысяч человек подписали так называемое письмо интеллигенции в защиту девушек. Федор Бондарчук, Алексей Девотченко, Чулпан Хаматова, Лия Ахеджакова… Ради освобождения PussyRiotобъединились совершенно разные люди — для вас это положительный момент или скорее свидетельство беспринципности общества, когда оно реагирует только на какие-то крайние проявления ужаса власти? Они проявляют милосердие к девушкам, которые страдают, но не поддерживают их протест идеологически. Милосердие и поддержка протеста — все-таки разные вещи.

П. В.: По сути письмо является сильным выпадом против власти. Оно объединило тех, кто был доверенным лицом Путина, и тех, кто организовывал протесты и играл активную роль в декабрьских, апрельских и майских событиях: Акунин, Шевчук, Лев Семенович Рубинштейн и многие другие. Признание девчонок узницами совести AmnestyInternational, конечно, имело огромнейшее значение, но это международный фактор. У нас решение «Международной амнистии» лишь подзадорило внутрикремлевские и околовластные СМИ и структуры: «Мы знаем, кто за этим стоит — еще та закулиса!». А вот негативно отозваться о Бондарчуке, Евгении Миронове, Эммануиле Виторгане, поставивших подписи под письмом, крайне сложно. Главный политический негатив этой истории — очень много говорилось, что акция девушек в ХХС расколола общество на две или даже больше частей. Спустя четыре месяца после беспрецедентной реакции власти на акцию Pussy Riot, наоборот, возник абсолютно невозможный прежде фронт людей, которые действительно возмущены поведением власти и не хотят повторения подобного. Виторган, Миронов, Бондарчук подписывали документ искренне; они готовы простить преследование Ходорковского, аресты якобы совершавших беспорядки на Болотной — что угодно. А вот когда влезают в их вотчину и сажают за «культурный жест», по мнению Хаматовой и остальных… Причем они явно не враги власти. Чулпан Хаматова действительно выступила в очень важной роли катализатора всего дела, потому что без ее примера все они вряд ли подписались бы.

Ян Шенкман: PussyRiotсидят уже четыре месяца. Все понимают, что их не отпустят, по крайней мере скоро. Что им реально светит, какие перспективы?

П. В.: Прогнозы разные, начиная с условного срока или наказания, не связанного с лишением свободы, и заканчивая реальным тюремным сроком. Поступают сигналы, что делом Pussy Riot занимается лично Владимир Владимирович Путин. В администрации президента говорят, что там всем очень не нравится эта ситуация, что этим занимается исключительно аппарат Путина, они не имеют к этому никакого отношения. Видимо, только Путин и знает, каким будет приговор.

Я. Ш.: Я правильно понимаю, что если бы не Путин Владимир Владимирович лично, девочек давно бы отпустили?

П. В.: Скорее всего, потому что особенного смысла в содержании девчонок под арестом не видит никто. Конечно, есть те, даже среди оппозиции, кто разделяет безумные конспирологические теории, что их держат под стражей для создания раскола в обществе, для отвлечения внимания от других проблем, но это не выдерживает критики, поскольку очевидно, что и внутри страны, и за рубежом тем более ситуация служит источником колоссальной напряженности.

Я. Ш.: У нашего президента к ним то есть что-то личное, да?

П. В.: Считается, что Путина задело, как это было сделано, что это были не оскорбления, высказанные на больших мирных или немирных демонстрациях злой толпой. Есть классическое криминогенное сознание, понятийная структура. Имеющие связи с преступными группировками, силовики и некоторые другие разделяют «понятия», а разного рода религиозные жесты там действительно очень много значат.

А. А.: А здесь и отсылка к религии, и оскорбление, затрагивающее именно, условно говоря, силовое сознание. Это то, что он простить не может.

П. В.: По сути не было никакого оскорбления, была действительно достаточно искренняя просьба, которая показалась им за гранью добра и зла, чем-то, на что не отреагировать нельзя. Это можно назвать именно боязнью высказываний такого рода. «Там» [во власти] знают, как взаимодействовать с большими протестными митингами… Но здесь протест прозвучал от лица юных девушек, именно в форме молитвы, в такой перформативно-акционистской манере, которая привлекает очень много внимания… Религиозный фактор оказал сильное влияние. Когда Путину показали ролик, видимо, это его очень сильно затронуло лично.

Я. Ш.: Скажите, Петр, как сейчас строится ваше общение с Надеждой? У вас какие-то встречи, свидания?

П. В.: Был забавный эпизод. В начале марта, спустя где-то неделю после ареста, глава следственной группы вызвал меня, чтобы вручить официальное разрешение на посещение Нади в тюрьме. Когда я пришел, он был крайне взбудоражен и сказал: «Представляете, Петр Юрьевич, я стал окончательно подтверждать разрешение вам навестить супругу, а начальство доложило наверх, а мне уже позвонили из аппарата Колокольцева и сказали, что Колокольцев видел какие-то ваши интервью с упоминанием Путина и сказал, что Верзилов свидания с женой не получит!» С тех пор я получил пять формальных отказов в свидании с Надей.

Я. Ш.: Значит, у вас так и не было свидания?

П. В.: Нет. Мы виделись на первом и втором арестном суде по продлению ареста. Отказ в свидании — личное решение Колокольцева, по крайней мере со слов следователя и работников следственного управления. Колокольцев, видимо, получил очень жесткие приказы насчет девушек, ну и сам тоже оказался как-то травмирован всей этой историей.

Я. Ш.: Может, не стоит вам давать резкие интервью и переть на рожон? Жена все-таки важнее.

П. В.: Они только этого и ждут. Любой наезд, обыск, арест, задержание на пятнадцать суток имеют единственную цель — смягчение риторики. Они ожидают, что стоит немножко надавить — и все будут более осторожными, аккуратными, будут молчать, не будут ходить на уличные акции… Безусловно, это делать нельзя. Нужно продолжать говорить то, что думаешь, бороться, действовать в том же русле, если считаешь его правильным. В конце концов в этом заключается смысл политической борьбы и деятельности художника, если он искренне занимается своим делом.

А. А.: Петр, все-таки это сложный, практически неразрешимый вопрос, а вы человек идейный. Ваша жена находится в заключении четвертый месяц, и вы не то что виновны в том, но вы участник того, вы тоже отчасти это спровоцировали. Как вы решаете для себя этот вопрос? В моральной плоскости? Можете ли вы встать только на позицию идеологическую или только на, условно говоря, семейную? Возможно ли их объединение?

Я. Ш.: Наверняка вам приходилось слышать упреки: «Вот, он в акциях участвует, смелый такой, интервью дает, а жена расплачивается — в тюрьме сидит». Упрекали вас так?

П. В.: Разное доносится, в том числе и такое. Когда к жене относишься как к лучшему другу, когда у вас тесные рабочие отношения, когда вы вместе делаете различные политические и художественные вещи, разделять семью и политику невозможно. Вы несете ответственность и за быт, и за политическую борьбу, и за взгляды.

А. А.: Сейчас вы занимаетесь общественным активизмом. Это уже не искусство, это политика, просто несколько эстетизированная. Почему искусство переходит в прямое действие? Такой переход предполагался? Группа «Война» — это был скрытый призыв к протесту или же вы не думали, что искусство перейдет к прямому действию до такой степени?

П. В.: Наш друг-активист Денис Мустафин сказал замечательную фразу, которую мы часто повторяем: искусство — это закамуфлированная подготовка к восстанию. Должно быть, по крайней мере. Настоящее, хорошее искусство. А разделять в нашем случае искусство и политику, политическое действо, в принципе вредно и нельзя. Можно ли назвать самые острые произведения Гоголя, или Салтыкова-Щедрина, или Толстого публицистическим памфлетом, имеющим отношение к борьбе, к поднятию революционного духа и так далее? Нельзя. Когда художник создает произведение на политическую тему, искусство и политика оказываются накрепко спаяны и разделению не подлежат.

А. А.: Как всякий революционер, вы непрошибаемы. Разглядеть личное у вас нельзя. Возможно, вы его отключили. Скажите, на каком этапе жизни вы поняли, что эстетика бунта вам близка? Откуда она вообще появилась?

П. В.: На самом деле эстетика бунта является самой банальной и мейнстримовой темой европейской культуры последних трехсот лет. Поскольку я сын европейской и американской культуры второй половины ХХ века, 60-80-х, я впитывал это с любой книгой, музыкой, с любым произведением современного искусства, я критически переосмыслял реальность и так далее. Как? Можно заниматься формальными поисками и не отвечать на социальные и политические вопросы, так многие делают. Мне же всегда казалось, что перед художником стоит цель говорить с обществом, с той средой, с которой у него есть возможность говорить. Допустим, у московских концептуалистов 70-80-х была возможность говорить с достаточно узким культурным пластом из нескольких сот человек, которые были способны прийти в мастерскую к художнику, посмотреть работы, скажем, Ильи Кабакова, обсудить их с ним, а потом донести это до кого-то еще. А с начала нулевых, с развитием интернета и других средств коммуникации, уже влияющих на общественное мнение и формирующих его помимо СМИ, как и на мнение самих СМИ, оказалось, что есть очень мощный канал для диалога. Когда мы выбирали художественные механизмы и средства, нам казалось, что это очень важный и новый путь, который нам нужно исследовать как художникам и с ним работать.

Я. Ш.: Раз речь зашла об информационном обществе, всякого рода работе с масс-медиа.… Согласитесь, PussyRiotсделали достаточно экстремальную акцию. После чего сели. Представьте, что власть их проигнорировала. Значит, акция провалилась бы. На что-то похожее в принципе был расчет? Невозможно ведь играть с масс-медиа, вести провокативную деятельность, если тебя не замечают. Мы уже были свидетелями похожих историй с группой «Война», а до них Тер-Оганьян иконы рубил. Можно обсуждать, этично это или нет, но когда после такой акции следует жесткая реакция — ничего удивительного. Мне даже кажется, что это входило в замысел.

П. В.: В самом панк-молебне «Богородица, Путина прогони!» ничего экстремального нет. Сравните чисто юридическую сторону вопроса с тем, что, например, сделал Филипп Киркоров в апреле, когда крестил свою дочку. В маленькой старой церкви прямо напротив Храма Христа Спасителя собралась достаточно гламурная публика. После окончания крестин Киркоров взошел на амвон, немножко так подвинул батюшку и обратился с веселой речью ко всей публике, собравшейся в храме. Людям застилают глаза те медиа-приемы, которые выбирает художник. Не было бы записано видео, никто не увидел бы ролик и не услышал бы слов песни — и реакции на это действо не было бы никакой. Потому что и охранники, и прихожане вопреки их признаниям в материалах дела на происходящее вообще не отреагировали. Ну зашли какие-то девочки на амвон, что-то там сделали, что-то непонятное, потом опустились на колени, перекрестились… Собственно, в этот момент к ним уже подошли, попросили на амвоне не стоять. Они встали и вышли. Действо абсолютно не экстремальное. Можно привести три тысячи примеров гораздо более брутальных действий со схожим подтекстом. Экстремальной в этой ситуации явилась реакция власти: в Прощеное воскресенье они открыли уголовное дело, произвели арест с использованием тридцати сотрудников ФСБ в дорогих костюмах, с оружием, с криками «Работает ФСБ!». Потом открыли уголовное дело со следственной группой из пятнадцати следователей. Потом Путин, извиняющийся перед журналистками за это действо… Представить, что Путин за какое-то действие стал бы извиняться, невозможно! Путин не извинялся ни за Беслан, ни за подлодку «Курск», ни за какие другие чудовищные промахи, которые в его президентство случались. Но он извинился за то, что в сети появился ролик с названием «Богородица, Путина прогони!».

<…> Вы можете представить, чтобы спустя два месяца после этого события власть сознательно добивалась бы такой ситуации, кто мог бы предугадать, что домохозяйка из-под Ливерпуля со слов британских журналистов и из того, что она знает о России… Она, допустим, не знала Медведева, но знает Путина и PussyRiot. Вот два образа современной России, которые доходят до женщины, смотрящей телевидение и иногда читающей газеты в провинциальной Англии. Я не думаю, чтобы у нас или у власти настолько далеко шла фантазия. Ни та, ни другая сторона не может просчитать последствия до конца.

А. А.: Вы обещали рассказать, из какой среды вы вышли. Какой был первый опыт свободы или несвободы, что было толчком?

П. В.: Я из типичной интеллигентской, научно-учительской среды. Родители — классические представители позднесоветской демократической, по-хорошему демократической, интеллигенции. Мама — учитель детской драмы, детского театра в школе. Папа — физик. Действительно, с малых лет они жили плодами поздней демократической советской культуры и достаточно очевидными вещами: Высоцким, поэзией Серебряного века, бардами. У меня было необычное детство: я рано оказался за рубежом, потому что были родственники в Канаде. Несколько лет позднего отрочества я провел у них, меня туда отправили учиться после того, как я стал склоняться к каким-то хулиганским формам деятельности. И когда меня в шестом классе переместили в иную реальность, это позволило понять, что мир бывает очень разным и на другом конце земного шара есть люди, которые мыслят, живут и взаимодействуют совершенно иначе. Для шестиклассника это достаточно странно, потому что в этом возрасте дети стремятся влиться в социум, а тут выясняется, что социум бывает очень разный! Один из опытов ранней юности, который послужил толчком к свободе, к поиску разных опытов критического осмысления реальности, у меня был в возрасте шестнадцати-восемнадцати лет. Был достаточно долгий период, когда мне удавалось практически без денег очень радикальным образом путешествовать по Северной Африке, Ближнему Востоку, Судану, египетско-ливийской границе… Я увлекался радикальными путешествиями, поглощавшими очень много сил и времени: собирал рюкзак, палатку и ехал не в Европу и не на юг России, а брал самый дешевый билет в какую-нибудь африканскую страну. Можно было очень дешево слетать в Египет, допустим, а оттуда углубиться в какие-то абсолютно чудовищные области, где нет закона, государства, где живут по собственному укладу, формировавшемуся столетиями; где можно остановить машину с бедуинами, которые направляют на тебя автоматы и спрашивают, из какой ты страны. Если ты неправильно ответишь, тебя изрешетят на месте. Поскольку я отвечал, что я из России, — а, как известно, в тех краях тогда Россию любили все — меня приглашали в машину и несколько дней показывали бедуинские лагеря, где они действительно живут наперекор всему в параллельной реальности. Это дало толчок к тому, что, когда пришлось овладевать какими-то художественными средствами и знакомиться с нашим классическим современным искусством, было всегда ощущение, что нужно брать традицию и очень сильно менять, работать с ней и выжимать из нее все что только можно.

А. А.: Всех удивила позиция отца Нади Толоконниковой: он полностью разделяет и поддерживает позицию дочери. Для постсоветского общества это неожиданная реакция, хотя для западного — вполне вероятная. Родители разделяют ваши убеждения? Испытываете ли вы солидарность не только со своим кругом, арт-тусовкой и общественным активизмом, но и со старой интеллигенцией 70-х? Ощущаете ли родство, преемственность?

П. В.: Родители, безусловно, разделяют мои взгляды, они тоже критически настроены по отношению к происходящему вокруг, как и любой здравомыслящий человек. Они не всегда разделяют формальные приемы, но стремятся к диалогу, стремятся понять, почему это делается так, почему не так. Поскольку мы разговариваем, есть шанс. Я рад, что мои родители способны меня услышать. До них удается донести причины, по которым выбираются те, а не иные методы, и какое-то внимание, безусловно, возникает, что, конечно, очень радостно. Преемственность со стороны художников-интеллигентов и всей традиции предыдущих поколений, безусловно, есть, и она огромная — нашими учителями были московские концептуалисты. Пригов, Кабаков, плеяда мастеров концептуального искусства, которые на эстетической основе кухонного диссидентства создали очень мощную традицию, давшую колоссальный критический толчок всей советской реальности. Едва ли не больший, чем классическая диссидентская мысль. Нам даже те, кто в своих мастерских занимался, с точки зрения диссидентов, чисто формальными опытами, гораздо ближе, нежели круг Валерии Новодворской, где выходили на площади, поднимали флаги, сидели в тюрьмах и так далее. Собственно, мы солидарны и с теми, и с теми, мы развиваем и продолжаем традиции. В принципе мы занимаемся чем-то похожим.

Я. Ш.: С точки зрения власти, все происходящее сейчас, начиная с акции PussyRiotи заканчивая маршами, Навальным, Собчак, Артемием Троицким, группой «Война», укладывается в одно и со стороны выглядит как некий заговор против них, такая хорошо организованная инспирированная деятельность. В самом деле, сейчас все знакомы со всеми. Есть некое протестное поле. И есть ощущение, что готовится большой процесс наподобие троцкистско-бухаринского. Для этого надо всех со всеми связать, показать, что существует реальная враждебная власти и простым людям организация. Понятно, ее нет. А что есть?

П. В.: Не нужно испытывать иллюзий по поводу искренности власти в ее конспирологических построениях. Там достаточно адекватных. Они прекрасно понимают, кто есть кто, у кого какие интересы, кто чем занимается и кто в каких отношениях друг с другом. Когда им нужно срочно выдать на-гора для медиа и общества какую-то картинку, они начинают ваять безумные троцкистско-бухаринские заговоры, врагов народа и бешеных собак, которых нужно немедленно расстрелять. Они воспитаны в этой традиции, и за восемьдесят лет ничего нового придумать не удалось, работать более тонко они не умеют. Главная проблема власти — она безумно бездарная, она не может бороться с оппозицией, диссидентами, которые, напротив, талантливы. Отсюда «Наши», Василий Якеменко, «Молодая гвардия», все эти структуры, бесконечные убогие чиновники, их высказывания. Власть не хочет учиться новому. По сути, они прекрасно понимают, что многим не нравится их отношение к стране как к личному приусадебному участку, на котором работают бесправные гастарбайтеры. Из года в год разворовываются сотни миллионов, миллиарды средств, и они понимают, что есть те, кто попытается бороться с хищениями. Они очень трезво относятся к происходящему. А что происходит? Появляется все больше тех, кому невероятно тошно жить в этой реальности, и они, в меру своих сил и возможностей, поодиночке и вместе, находят пути для борьбы. Движение их будет расти.

Я. Ш.: Ну это общая ситуация. Наверняка вас спрашивали те же следователи или кто-то подобный им: «Вы же все не сами придумали, скажите, кто вас подстрекал, чье влияние»…

П. В.: Следователи привыкли, что если есть преступное сообщество, значит, есть тот, кто все организует и финансирует. Дико комично и трогательно. Спрашивали, когда был первый допрос после ареста девочек, когда меня задержали вместе с Надей: я шел на встречу с ней, из-за гаражей выскочили около тридцати сотрудников ФСБ в костюмах, с оружием наизготовку, с криками, положили на асфальт, отвели в какие-то дорогие иномарки, доставили в одно управление, в другое. В два часа ночи начался допрос, и первые тридцать вопросов действительно так и были построены. Спрашивали, кто директор группы PussyRiot, кто менеджер, помощник саунд-продюсера, начальник службы безопасности… В сознании следователя, раз явление вызывает большой резонанс, значит, есть штат из трехсот человек, интеллектуальные центры за рубежом и так далее. Конечно, даже среди этих следователей есть адекватные. Но им нужно рисовать какую-то картину, поэтому они волей-неволей стремятся к этим схемам.

Я. Ш.: Все, кроме власти, понимают: если началось, то не остановить. Вы имеете философское образование, прекрасно знаете ситуацию изнутри, сделайте прогноз. Прошел, предположим, год. Какие формы приобретет протест и вообще, какая атмосфера будет в стране по поводу протеста, Путина, актуального искусства?

П. В.: Безумно сложно заглядывать даже в ближайшее будущее, потому что наш главный революционный герой и катализатор протестов — это власть и только власть. Не будь декабрьские выборы проведены столь бездарно, с такими чудовищными фальсификациями, так нагло и с таким нахрапом — не было бы декабрьских протестов. Не будь наглых заявлений Путина в конце декабря — не было бы ста двадцати тысяч на проспекте Сахарова. Если бы ОМОН не стал избивать демонстрантов и перекрывать часть площади 6 мая — не возникли бы «Оккупай Абай» и все остальные события во второй половине мая, придавшие всему политдвижению совершенно иной окрас и вовлекшие в него очень большое количество людей новыми средствами. Не будь обысков, арестов, в том числе девушек после панк-молебна, Россия не стала бы ассоциироваться с полуфундаменталистским государством третьего мира, не возникло бы совершенно невозможной коалиции в рамках одного письма между доверенными лицами Путина и фактическими организаторами протестов. Власть всегда опережает оппозицию на несколько шагов, не дает опомниться. Пока оппозиция придумывает ответ, власть успевает наделать такое количество глупостей, что остается просто тупо им следовать, и протест ширится сам собой. Все больше тех, кто понимает, насколько безумна и чудовищна эта система, и нужно вовлекаться в борьбу с ней и придумывать методы ее нейтрализации, чтобы донести до как можно большего количества граждан, что она пагубно влияет на будущее страны и обычную жизнь. Конечно, хочется надеяться, что на следующий год произойдет какой-то новый рывок. В декабре, феврале, мае сто тысяч и больше человек вышли на площадь и открыто заявили, что недовольны ситуацией в стране. Хотелось бы, чтобы через год об этом заявили миллионы. Необязательно выходить на площадь, нужны активные миллионы, как в 1990-1991 году. Тогда режиму придет конец в считаные дни и месяцы. Он физически не сможет существовать в атмосфере тотальной ненависти и недоверия.

Ведущая вечера в Pushkin House Тоня Самсонова начала встречу с фразы о том, что присутствие в Лондоне Петра Верзилова и Надежды Толоконниковой – торжество добра над злом: «В последний раз мы с Надей разговаривали по телефону, когда она была в колонии, и всё, что случилось потом – освобождение и свобода – для меня было чудом и воспринималось как «если это возможно – то возможно вообще всё».

Russian Gap внимательно выслушал всё, о чем говорили российские «политические активисты и артисты», как их обозначили в анонсе мероприятия, и приводит главные тезисы. Ниже – выдержки из выступлений, прямая речь.

Надежда Толоконникова:

В тюрьме ты учишься болтать: на любые темы, просто, чтобы занять время. В тюрьме, кстати, это время есть. Ты можешь книжки почитать, подумать, письма написать. Другое дело в колонии, где постоянная работа, и если ты не шьёшь костюмы на производстве, то идёшь натурально пахать землю.

После тюрьмы на психологическое восстановление мне потребовался год. Очень тяжело избавиться от ощущения постоянного беспокойства. Например, когда я пришла оформлять карточку в банк, у меня спросили: вам на год договор оформить или на месяц? Я тут же начала думать, что за месяц меня, скорее всего, обратно не посадят, но вот через два – всё что угодно может случиться.

Государство научилось реагировать на акции. Сейчас все мероприятия, которые организует протестный электорат, получается, скорее для «внутреннего потребления». Если что-то вырывается за пределы, как случилось с нашим панк-молебном, система рассматривает это как нарушение, сразу обзывает акцию кощунством, выходкой против религии – как угодно. Пропагандистская машина работает отлично.

Я хочу добиться того состояния российского общества, при котором мы бы все сидели в одной комнате и могли интеллектуально набить друг другу морды, обсуждая то, чего мы хотим достигнуть.

Слово чертовски обесценилось. Может, это советское прошлое, когда было слишком много демагогии, но теперь совокупность дискурсов, которую готова выдать политическая система, настолько лживая, что ни один человек не верит, будто это может быть правдой. Люди не очень верят словам, они верят действиям. Навальный крутой, потому что он сделал «Фонд по борьбе с коррупцией»: структуру, которая может быть эффективнее, чем государственная. И это то, что должны и могут делать оппозиционные политики: создавать свои структуры даже при полном бессилии, полном отсутствии средств и условий, доказывая тем самым, что даже тогда мы можем помогать людям больше, чем делают сейчас наши власти, забирая наши налоги и непонятно куда их распределяя.

Именно поэтому мы создали «Зону права»: чтобы мать заключённого, который оказался в тюрьме, обратившись к государству или прокурору, поняла, что в итоге адвокаты «Зоны Права» помогут ей больше, лучше и качественнее, нежели госорганы, которые должны это делать.

Раньше роль интернета исполняли книги. Из-за аристократического устройства общества всё было несколько проще, чем сейчас. Нужно было передать информацию только 200 людям в одном городе, которые почитали книжку, узнали правду – и этого уже достаточно.

Я очень люблю проводить время в России и хочу проводить его там как можно больше, потому что Россия для меня – источник вдохновения.

Мой страх устроен очень по-животному. Как только я получаю по голове, то в течении ещё нескольких месяцев оборачиваюсь на улицах, мне становится неуютно в общественных местах. А потом проходит время – и я опять возвращаюсь к обычной жизни.

Мне неприятно, когда меня бьют. Но это тоже вопрос, который можно преодолеть, просто нужно походить на какие-нибудь занятия по боевым искусствам, привыкнуть к этому.

Общественного мнения не существует. Для меня есть отдельные столкновения с представителями российского общества.

Мотивы и сферы деятельности создаваемых организаций могут быть разными, но главное – найти людей, с которыми вам здорово работать рука об руку. Участники наших проектов всегда готовы к тому, что что-то может произойти. Например, у редактора нашей «Медиа Зоны» Сергея Смирнова всегда есть «план Б». Фокус и условия работы организаций могут смещаться, но всегда будут люди, которым мы можем доверять в профессиональном и личном плане.

Когда ты занимаешься делом, время идёт быстрее: и на работе, и в жизни, и в тюрьме.

Люди, которых ты берёшь себе в команду, приходят без навыков работы в этой правозащитной области, не знают специфических тюремных законов. И год за годом они становятся профессионалами, которые в случае чего могут возглавить ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний – прим. Russian Gap) и сделать крутые реформы. Тогда ты начинаешь ценить это время до условного часа икс, когда сменится система, и не просто сидишь и ждёшь, а беспокоишься. Думаешь, если это произойдёт, то будет ли ваша структура к этому готова? Есть ли достаточное количество людей, которые бы могли предложить классные изменения? И начинаешь ценить время, которое отделяет тебя от этого часа.

Я очень хочу поехать куда-нибудь и поучиться около года на политологии. Но проблема в том, что никак не могу найти момент, когда можно оставить нашу деятельность на год. Каждый раз полное ощущение того, что если ты уедешь, то важная часть происходящего уедет вместе с тобой.

Я убеждена, что дети должны протестовать против родителей.

Меня всегда пугали дети чиновников, с которыми мы вместе учились. Неужели у них нет желания протестовать против действий и слов родителей, быть чем-то большим или чем-то иным? Они не хотели, и меня это всегда настораживало. С собственными детьми ситуация двойственная: с одной стороны, хочется, чтоб они не верили в то, что говорит пропаганда. А с другой – они должны протестовать против нас. Наверное, к тому моменту уже не должно быть пропаганды.

В традиционном понимании я совсем не хочу быть политиком. Тем более ещё 10 лет я не могу избираться, я только отсидела.
Пётр Верзилов:

С моей точки зрения надо не ждать, что яблочко упадёт с неба, Путин внезапно заболеет тяжёлым гриппом и в Ново-Огарёво настанут траурные дни. Нужно создавать структуры, которые бы потом, в случае этих изменений, могли быстро встроиться в новую систему. Есть большое количество примеров в Восточной Европе, где структуры, которые привели к изменению политического устройства, потом играли ведущую роль в жизни страны. Хотя они полностью менялись и существовали в совсем другом институциональном качестве.


Наша история с «Карточным Домиком» – даже не полноценная роль, а небольшой эпизод. Всего пара фраз и костюмы – просто почётное появление. Конечно, актёрские способности у нас у всех ужасные, и были правы те, кто сказал, что на нас было очень смешно смотреть. Но мы подружились с командой, и было безумно интересно посмотреть на шоу такого масштаба с производственной точки зрения. К примеру, у съёмочной команды есть огромный ангар, в котором построили все интерьеры, включая Белый дом, и полный макет президентского самолёта в натуральную величину.

Чувство причастности к мировому сообществу даёт нам очень многое. Это и эмоциональная подпитка: очень здорово быть частью этой безграничной общественности, которая в связи с происходящим в 2014-2015 годах испытывает колоссальный интерес к России. И возможность рассказать им какие-то вещи, часто людям совершенно непонятные.

В Америке большая часть населения думает, что Россия – нечто среднее между Китаем и Ираном: всё, наверное, хуже, чем в Китае, но не так плохо, как в Иране.

Приходится корректировать такое представление. Кроме того, это важный источник финансовых ресурсов для нас и для наших проектов. Некоторое количество появлений на фестивалях и разные фандрайзинги, которые мы устраиваем, позволяют нашим инициативам существовать и работать. Интересно быть вовлечёнными в такой международный контекст и понимать, как можно задействовать в этой истории абсолютно разных игроков, институты и персонажей.

В какой-то европейской стране существует норма, согласно которой, прочитанные в тюрьме книги уменьшают количество дней наказания. Есть система тестов, конспектов, которыми проверяются знания. И гораздо лучше поощрять людей, которые книги читают, а не стучат на сокамерников, как это бывает у нас.


Бонус

Пять книжек, которые произвели наибольшее впечатление на Надежду Толоконникову и Петра Верзилова

  • Стихи Дмитрия Пригова
  • Владимир Сорокин «Норма» и «Тридцатая любовь Марины»
  • Античная философия и Платон
  • Жан-Поль Сартр «Тошнота»
  • Стихи Пушкина

Записала и сфотографировала Дария Конурбаева.

Детство и юность Петра Верзилова

Петр Верзилов родился 25 октября 1987 года в столице России, Москве. Информация о ранних годах Верзилова отрывочна и немногочисленна. Вместе с родителями переехал в раннем возрасте в Японию, затем в Канаду. Учился в школе в Японии, Канаде.

Когда семья вернулась в Россию, окончил московскую среднюю школу. После школы поступил на факультет философии Московского Государственного Университета, где познакомился со своей будущей женой – Надеждой Толоконниковой .

Петр Верзилов и группа «Война»

Петр Верзилов стал известен благодаря участию в создании арт-группы «Война». Верзилов стоял у основания коллектива политических активистов и реакционистов в 2007 году. Появление анархистской группы леворадикальных художников, ориентированных на массовые акции, стало ключевым событием развития русского протестного искусства.

«Война» создала новый тип уличного активизма и перформансов. Деятельность коллектива эпатировала и продолжает эпатировать русское общество.

Ряд акций привели к задержанию и тюремному заключению художников. «Днем рождения» «Войны» можно считать первое мая 2007 года. Тогда начальный состав «Войны» во главе с Петром Верзиловым (Воротников, Толоконникова, Сокол) присоединились к московскому арт-коллективу «Бомбилы» и провели в Москве несколько громких акций, приуроченных к Первомаю. По задумке «Бомбил», акции должны были привлечь внимание москвичей к уличному искусству.

По словам активистов обеих арт-групп, уличное искусство в их понимании – альтернатива галерейному, стандартному. Кроме того, говорит Верзилов, «Война» понимает уличные акции еще и как новую форму радикального политического протестного движения. По замыслу Верзилова, такая форма активности должна была стать гораздо более эффективным методом политической борьбы в сравнении с митингами и пикетами.

«Бомбилы» и «Война» устроили акцию «Мордовский час». Перформанс спроходил в ресторане «Макдоналдс» на Серпуховской площади Москвы. Во время инсталляции художники забросали прилавки фаст-фуда живыми бездомными кошками с криком «Свободная касса!».

Интервью Петра Верзилова с дочерью на CNN

По словам активистов, это символизировало «подарки низкооплачиваемой рабочей силе, лишенной в день праздника возможности отдохнуть». Кошки призваны были принести работникам заведения удовольствие от «наслаждения современным радикальным искусством». Многие зарубежные культурные издания, упоминая акцию, сравнили ее с протестами западных антиглобалистов, считающих сеть ресторанов «Макдональдс» одним из символов глобализации мирового сообщества. Отечественная газета «Re: акция» признала «Мордовский час» наиболее хулиганским перформансом года в России.

Отношения Петра Верзилова с правоохранительными органами

После «Мордовского часа» арт-группа Петра Верзилова не раз оказывалась в центре общественных и политических скандалов. Первое задержание активиста произошло 23 февраля 2008 года. В тот день во время митинга общественного движения «Молодая Гвардия», финансируемого «Единой Россией», участники «Войны» развернули огромный плакат с надписью «Е**сь за наследника Медвежонка!». Все участники перформанса были задержаны и доставлены в отделение милиции. Верзилову было предъявлено обвинение по статье «мелкое хулиганство».

Война е*ется за наследника Медвежонка (рен-тв). Петр Верзилов. Осторожно, ненормативная лексика

Еще одна акция, обернувшаяся задержанием Верзилова, состоялась 11 июня 2009 года. «Война» по приглашению Андрея Ерофеева приняла участие в выставке «Русский леттризм» в Центральном Доме Художника. В день открытия экспозиции директор Дома Художника Василий Бычков распорядился убрать из здания инсталляцию арт-группы. Активисты отказались покидать помещение. На место конфликта была вызвана милиция. Петр Верзилов оказал сопротивление при принудительном освобождении помещения, за что ему снова было инкриминировано мелкое хулиганство.

В мае 2011 года Петр и его жена Надежда Толоконникова были арестованы и доставлены в ОВД Якиманки за исполнение на маевке движения «Солидарность» перформанса «Медвежонок, в очко берешь?». Перформанс критиковал деятельность Дмитрия Медведева .

Пятого декабря 2011 года Петр Верзилов принял участие в митинге на Чистых прудах. После митинга участник «Войны» был задержан во время несанкционированного шествия. Несколько дней Петр провел под стражей на Симферопольском бульваре.

Московская фракция «Войны» и «Pussy Riot»

Через два года после основания «Войны» в арт-группе произошел раскол. Коллектив разделился на две так называемые фракции – московскую и питерскую. Питерцы обвинили Верзилова в предательстве идеалов коллектива и заявили, что он не имеет никакого отношения ко всем акциям «Войны».

С тех пор Петр Верзилов вместе с Екатериной Самуцевич и Надеждой Толоконниковой создали московскую фракцию. Акционистский вектор московской «Войны» претерпел сильные изменения по сравнению с питерским костяком группы. Москвичи стали уделять больше внимания политическим акциям, не несущим по своей сути инновационной художественной ценности.


В 2010 году Петр Верзилов выступил в качестве главного организатора концерта на Пушкинской площади Москвы в защиту леса в Химках, страдающего от вырубки в результате строительства трассы Москва – Санкт-Петербург. Концерт стал первым массовым мероприятием «Войны» с момента раскола группы в 2009 году. В 2011 году Петр Верзилов организовал скандально известные политические форумы «Последняя осень» и «Антиселигер».

Личная жизнь Верзилова, брак с Надеждой Толоконниковой

Петр Верзилов женат, его супруга – участница известной по всему миру панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова. Помимо Pussy Riot,Толоконникова известна также участием во многих акциях московской части арт-группы «Война», в состав которой Надежда входит со времени основания акционистского коллектива. После ареста супруги в марте 2012 года основным направлением деятельности Верзилова стали общественные кампании в защиту политических заключенных России.

У Петра и Надежды есть дочь Гера. После того, как Толоконникова была арестована, воспитанием дочери занимается в основном бабушка, мать Надежды.


Петра Верзилова утром 20 декабря увезли в военкомат. Сотрудники силовых ведомств ворвались в комнату общежития, где проживает Петр с женой . По ее словам, машина, на которой увезли Верзилова , была без опознавательных знаков.

Петр Верзилов, как выяснилось, не успел оформить полагающуюся отсрочку по медпоказаниям, но это не является основанием для насильственного привода в армию, уверен юрист проекта RealArmy Максим Бурмицкий. «Полиция повезла Верзилова в военкомат, мотивируя наличием постановления о приводе, однако это возможно только в рамках уже возбужденного административного дела, которое не возбуждалось, - значит привод незаконен. В любом случае Верзилову после оформления административки по закону максимум могут дать направления на диагностику и повестку на медицинское освидетельствование после этих обследований», - комментирует Бурмицкий.

На прошлой неделе Верзилов вышел из спецприемника, где отбыл десять суток ареста за участие в несанкционированном шествии поле митинга на Чистых прудах 5 декабря. Он участвовал в подготовке общегражданского митинга за честные выборы, который пройдет 24 декабря на проспекте Сахарова.

Кстатти, у коллег по группе Война - с Петром серьезные разногласия. В частности, вот такие тексты пояявляются, предположительно,

Петр Верзилов по кличке Петя-Пидарок

1. Надя и Маша были арестованы в субботу 3 марта. В тот же день следователь получил от Петра его лэптоп с незашифрованным жестким диском со всеми фото-файлами репитиций акции “Богородица Путина прогони!”. Этот факт отражен в приговоре:

“Согласно протоколу осмотров предметов, был осмотрен информационный накопитель, изъятый в ходе личного досмотра у Верзилова. Была обнаружена папка, озаглавленная непристойным выражением в адрес Бога, использованном подсудимыми 21 февраля 2012 года в Храме Христа Спасителя, в которой содержатся созданные 16 февраля 2012 года аудиофайлы. Также обнаружено большое количество фотографий, подтверждаюющих причастность Самуцевич, Толоконниковой и Алехиной к деятельности Pussy Riot”

На основании этой информации, полученной от Петра, и было сфабриковано все уголовное дело против Пуси Райот. Одновременно провокатор позаботился, чтобы его фотографий там не было.

3. В своих интервью после ареста девушек Петр Верзилов не скрывал, что Надя и Маша - участницы Пуси Райот, называл их авторами панк-молебна, хотя арестованные активистки на допросах пытались отрицать свою причастность к акции. (Петр в интервью Радио Свобода говорит о Маше и Наде - “их панк-молебен” (00:25) и постоянно подчеркивает факт их участия в акции, в то время, как сами активистки пытались отказаться от показаний на самих себя.

4. Когда угдело в отношении остальных участниц Пуси Райот, которые были объявлены в розыск, следователи выделили в отдельное дело, Петр давал наводки, где и как их искать. Он заявил, что 6 августа четвертая еще не арестованная участница была вместе с ним, с Петром в гостинице Ritz Carlton, где встречалась с Мадонной (эта инфа обошла ряд СМИ). Другим активисткам Пуси Райот пришлось бежать из России.

5. После ареста жены Петр Верзилов зарегистрировал Товарный знак Пуси Райот и теперь через адвоката угрожает судом всем, кто будет его использовать. Ранее он всегда назвал себя политическим активистом и говорил, что регистрация брендов и борьба за них - это отвратительно и неприемлемо.

6. На акции активиста Александра Володарского “Будь ласка” Петр, следивший за безопасностью и сам вызвавшийся ассистировать Александру, ничего ему не сказал о появлении милиции, задокументировал арест и скрылся с места проведения акции. Провокатор всегда настаивал на том, что аресты активистов и их заключение – лучший пиар. Петр сказал Олегу и Наталье про сдачи им Володарского копам:

“Вы что, идиоты? Это же потрясающий пиар для нас, я уже дал 10 интервью!”.

7. Уже после ареста Александра Володарского Петр получил от него три сообщения о том, что милиция идет на квартиру, где они жили вместе с Натальей и Олегом. Сам Петр с квартиры ушел, а Воротникову и Сокол предупреждение не передал. Там же находились и двое других участников акции Володарского, проживавшие вместе с Войной на вписе. Это активист Войны Томек (на акции в цилиндре) и напарница Шитмана Юлия. После прихода мусаров Томеку пришлось покинуть страну. Юлия оставалась некоторое время в Киеве. Ей и Шитману Верзилов сообщил, что все личные вещи Шитмана изъяла СБУ во время обыска - этому есть письменные подтверждения Володарского и Юлии в письмах к Вору. Но дело в том, что обыска никакого вообще не было. А Олег и Наталья по чистой случайности увидели копов из окна и успели выбежать из квартиры. Так провалилась попытка сдать копам лидеров группы Война.

8. После акции Войны “Дворцовый переворот” и почти через год после того как был изгнан из группы большинством голосов за предательство, провокации против активистов группы и крысятничество, Верзилов завел аккаунт на ресурсе twitter.com (в октябре 2010 года), который назвал именем группы “группа война gruppa_voina”, который стал площадкой для его новых провокаций и всевозможных сливов информации.

9. В 7:30 утра 15 ноября 2010 г. в Москве были арестованы активисты Войны Олег Воротников и Леонид Николаев. По информации активистов арест произошел из-за слива местонахождения активистов в публичные источники. Петр Верзилов, не участвовавший в акциях группы с мая 2009 года, тем не менее постоянно раздавал прессе лживые комментарии, занимался дезинформацией по поводу ареста, а также давал комментарии по Дворцовому перевороту - пояснял смысл акции, сообщал о количестве участников, откуда они и многое другое, хотя не имел никакой информации об этом. Все его интервью состояли из одной сплошной лжи.

10. Сразу после ареста провокатор Петр начал широко раздавать интервью от лица группы и в свой подложный твиттер, который он вел от лица группы, также залил ложную информацию о том, что Олег и Лёня находятся в “Крестах”. Наталья Сокол пыталась распространить информацию о том, что их держат в ИВС, а скоро переведут на “Лебедёвку”. Но провокаторы забили все СМИ упоминаниями о “Крестах”. Информация разошлась широко. Из-за этого на сайт поддержки стали приходить такие письма:

“Я прочитала в твиттере группы что ребята в “Крестах” и принесла туда им передачку, в списке их не было, но менты взяли передачку и сказали, что передадут на следующий день. Намного позже я поняла, что это было ошибкой и менты просто напросто передачку присвоили”.

С помощью этой дезинформации провокатор полностью лишил Олега и Леню на неделю всякой помощи, как продуктовой, так и адвокатской. Зато за несколько дней после ареста фрэндлента твиттера провокатора выросла от тысячи до 15 тысяч человек. Не имея никакой инфы ни о группе Война в целом, ни о самих о задержанных, провокатор продолжал представляться самым близким их другом и самым информированным активистом. Эта ложь позволяла ему распространять все больше дезинформации о задержании и положении арестованных.
Долгое время провокатор и его жена Надя вводили читателей и своих друзей в заблуждение по поводу твиттера gruppa_voina:

@tolokno а у Петьки есть Твиттер?
@RibaFishka Нет, активист Поросёнок Пётр сторонится публичности. Активисты группы вообще очень скромны.

11. 30 декабря 2010 года, когда Олег и Леня были в СИЗО, Петр сделал от их лица заявление с призывом к убийству премьера. Это поставило арестованных под угрозу переквалификации уголовного дела.

12. 9 февраля 2009 провокатор крадет из лэптопа Натальи Сокол базу контактов друзей, журналистов, всю переписку, весь фотоархив, все личные данные. А в мае 2010 г. провокатор с женой Надей выкрал архив группы Война, созданный Олегом и Натальей. Он сломал замок и вывез к себе не только архив, но и личные вещи Олега и Натальи, весь фонд группы с пленками с документацией акций Войны, все диски с информацией, весь оригинальный реквизит с акций Войны, все транспаранты, банеры. Также Петр увез всю библиотеку Олега и Натальи – около тысячи книг и альбомов по искусству, всю дискотеку Олега, около 5 тысяч музыкальных записей на дисках. Также он выкрал всю аппаратуру – звукоусилители, колонки, двд-плееры, проекторы, стационарный комп с инфой о группе. Также он выкрал все произведения искусства, подаренные художниками Олегу, например, работу В. Чтака “Смерть есть смерть”, работу Д.А. Пригова из серии “портреты писателей” (портрет Лимонова) и картину Кости Батынкова. Узбеки, охранявшие гараж, сказали, что большинство вещей Петр тщательно отобрал и увез в неизвестном направлении на грузовой Газели.

13. После изгнания из группы Война в 2009 году Петр для прикрытия позорного факта лживо заявил о создании “московской фракции” группы. При этом он записал в “питерскую фракцию” московского художника Алексея Плуцера-Сарно, московского политического активиста, бывшего члена политсовета московской “Солидарности” Леонида Николаева, московского философа Олега Воротникова и преподавателя физики Московского университета Наталью Сокол, которые и были авторами всех московских акций группы Война. Называя себя и юную жену лидерами несуществующей “московской фракции” группы мошенник совершил плагиат, приписав себе авторство всех московских акций группы 2007-2009 годов, авторами которых были Олег, Наталья и Алексей. Заявления о создании “московской фракции” провокатор начал делать летом 2010 - на фоне нескольких наиболее успешных акций группы, включая самую известную и популярную, разошедшуюся по всему миру – “Хуй в ПЛЕНУ у ФСБ”, к которой он не имел никого отношения.

14. Сразу после акции “Х*й в ПЛЕНУ у ФСБ” провокатор связался с Леонидом Николаевым (Лёней Ёбнутым) и предложил ему себя как пира-агента по общению с прессой от лица группы Война. Леонид ответил Петру жестким отказом. После этого провокатор связался с рядом СМИ, не дал им контакты группы Война и стал сам давать интервью об акциях, о которых ничего не знал. К примеру, Петр был дал интервью РЕН-ТВ, в котором заявил корреспонденту Илье Емельянову, что это он, Петр, породил все идеи акций группы и что он автор Литейного ХУЯ. В репортаже корреспондент в присутствии Петра повторяет эту информацию на камеру, а Петр не возражает. Этот сюжет был показан в программе “Неделя с Марианной Максимовской”. Тогда съемочную группу Петр привез в общагу, где у его жены Нади есть комната. Перед съемочной группой Петр продемонстрировал выкраденный им архив Войны, транспаранты с акций, которые делали Олег с Натальей и изображал из себя лидера группы. Между тем автор идеи акции на Литейном мосту – Наталья Сокол, разрабатывалась она Олегом Воротниковым и автором итогового медиа-арта был Алексей Плуцер-Сарно. Петр же узнал об акции после ее проведения. И был Петр не лидером группы, а ее провокатором.

15. Провокатор появлялся в группе Война изредка между своими поездками в Канаду с февраля 2007 г. по октябрь 2009 г. Так в акции “Цензура сасет!”, когда Война перекрыла автомобильное движение при помощи “автокатастрофы” в поддержку Ерофеева и Самодурова, провокатор отказался участвовать самой акции, но бегал и суетился перед другими фотографами, чтобы просто попасть в кадр.

16. В интернете нет ни одного факта из биографии провокатора, ведущего публичную гламурную жизнь. Есть только его лживое утверждение о том, что он с женой Надей основал группу Война. Для того, чтобы придать правдоподобие этой лжи, он называет год своего присоединения к группе – 2007-ой – годом ее основания. Однако идеология группы Война разрабатывалась в 2005-2006 гг. тремя художниками старшего поколения – Олегом Воротниковым, Натальей Сокол и (с 2006 г.) Алексеем Плуцером-Сарно . А временем своего создания группа Война считает 2005 год, когда Олег и Наталья делали первые групповые перформансы. В то время Петру было 17, а его будущей жене Наде 15 лет. Однако мошеннику просто больше нечего сказать о себе, а для продвижения карьеры провокатора ему нужно громкое имя группы Война.

17. В июле 2010 г провокатор снимал на видео лица анархистов, а потом выкладывал все это в интернет, что привело к арестам, посадкам и объявлениям в розыск активистов. При этом он представлялся анархистам активистом группы Война и (цитируем анархов) “вел съемку лиц уже после после того, как акция завершилась, а товарищи погрузились в поезд и сняли маски. Получилось так, что даже те немногие, кто позаботился о собственной безопасности, пали жертвой медиа-фетишизма журналистов. Несколько дней спустя первые из допрошенных по этому эпизоду радовали товарищей рассказами о том, что дознаватели из центра “Э” хвастаются на допросах покадровыми фото из видео, выложенного в интернет” Петром Верзиловым .

18. Летом 2008 г. провокатор пошел на анархо-митинг, посвященный протесту против избиений анархистов в ОВД Сокольники. Он подстерег, когда анархисты после митинга сняли маски, сфотал их и опубликовали фото, которые сразу же попали на страницы полицейских досье и новых уголовных дел против анархистов.

19. Для легитимизации несуществующей “московской фракции” Войны Петр рассказывает про про акцию “Тараканий суд”. Но нигде в интернете нет ни одной фотографии с этой акции и никакого видео. Есть только фотография обнаженной Нади дома в ванне с тараканами. Как известно, тараканов до зала суда Петр не донес, их отобрали на входе и акция провалилась. Не говоря уже о том, что и идею использования насекомых провокатор сплагиатил у Олега Воротникова.

20. На Марше Несогласных в 2007 году при появлении ОМОНА Петр запрыгнул на крышу машины, стал прыгать с криками ОМОН-говно, продавил крышу и спровоцировал нападение ОМОНА на демонстрантов и аресты. Это первая раскрытая провокация Верзилова.

2. Петр участвовал в акции в ХСС и этого не скрывает. Однако он единственный, кто свободно общается со следователями, исправно ходит на допросы по повесткам, но не подвергается аресту именно потому, что все угдело построено на инфе из его лэптопа. В то время как Катя, не участвовавшая в акции, сразу же на допросе была арестована. Именно в этом виден стиль провокаций Петра Верзилова, который умело сливает в полицию всех активистов вокруг себя.
3. В своих интервью после ареста девушек Петр Верзилов не скрывал, что Надя и Маша - участницы Пуси Райот, называл их авторами панк-молебна, хотя арестованные активистки на допросах пытались отрицать свою причастность к акции. (Петр в интервью Радио Свобода говорит о Маше и Наде - “их панк-молебен” (00:25) и постоянно подчеркивает факт их участия в акции, в то время, как сами активистки пытались отказаться от показаний на самих себя.