Сп планировка и застройка территорий. СП42.13330.2011 Градостроительство

Краткая аннотация от разработчика

Актуализация и гармонизация с Еврокодами

СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

Головной исполнитель – ЦНИИП градостроительства РААСН

Целью актуализации СНиП 2.07.01-89* является приведение устаревших положений СНиП в соответствие с современными условиями, рыночным характером отношений субъектов градостроительной деятельности, с действующим законодательством РФ, включая «Градостроительный кодекс РФ» (ГК РФ), а также ФЗ «О техническом регулировании». Градостроительные нормативы направлены на улучшение качества городской среды, экономию материальных и энергетических ресурсов, обеспечение социальных гарантий для населения, включая доступность среды для маломобильных групп населения и инвалидов.

Изменения, внесенные СНиП

Введены новые разделы: 1. «Область применения»; 2. «Определения»; 3. «Нормативные ссылки».

Раздел 4. «Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений»

Раздел откорректирован с учетом нового подхода к градостроительному зонированию, приведенному в ГК РФ. Исключены понятия и требования к формированию пригородных зон и зеленых зон городов в связи с отсутствием этих понятий в ГК РФ. В противном случае нормативный документ противоречил бы действующему федеральному закону.

Раздел 5. «Жилые зоны»

Раздел коренным образом переработан, начиная с названия. Термин «селитебная территория» исключен в ГК РФ. Введено новое понятие «жилая зона». Учитывая значительное социальное расслоение населения, при определении объемов и типов жилой застройки предлагается учитывать сложившуюся и прогнозируемую социально-демографическую ситуацию в регионе и отдельном городе. С учетом реально складывающихся экономических возможностей населения предлагаются разные по комфортности типы жилищ на первую очередь строительства и расчетный период.

Рекомендуемые расчетные нормативы: для социального жилища – 20 м 2 /чел., для средних слоев населения – 30 м 2 /чел., для богатых слоев населения – 40 м 2 /чел., для очень богатых – 60 м 2 /чел. и выше. Приведенные средние показатели могут отличаться по субъектам РФ, а также муниципальным образованиям, и в расчетах следует применять уточненные показатели с учетом реального расслоения общества. Эти вопросы могут быть предметом разработки региональных градостроительных нормативов, а усредненные показатели на федеральном уровне могут рассматриваться как определенные ориентиры.

Выбор типов жилой застройки также должен производиться с учетом социальных запросов и платежеспособности разных социальных слоев населения, демографии и состава семей, и определяться в региональных градостроительных нормативах.

Выбор типов жилой застройки определяется наличием и качеством территориальных ресурсов для развития поселений, местными строительными материалами, покупательной способностью и социальными запросами различных групп населения. Дешевое социальное жилище должно быть многоэтажным и плотным, а жилище, предназначенное для других социальных групп населения, должно быть преимущественно малоэтажным, особенно в малых городских поселениях.

Внесены уточнения по конкретным показателям и исключен тип «элитного» жилья.

Таблица 2. Структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта

Тип жилого дома и квартиры по уровню комфорта Норма площади жилого дома и квартиры в расчете на одного человека, кв. м Формула заселения жилого дома и квартиры Доля в общем объеме жилищного строительства, %

Престижный

(Бизнес - класс)

40

k= n + 2

10/15

Массовый

(Эконом – класс)

30

k = n + 1

25/50

Социальный

(муниципальное жилище)

20

k = n – 1

60/30
Специализированный -

k = n – 2

k = n – 1

7/5

Примечания:

1. Общее количество жилых комнат в квартире или доме (k) и количество проживающих человек (n).

2. Специализированные типы жилища – дома гостиничного типа, специализированные жилые комплексы.

3. В числителе – на первую очередь, в знаменателе – на расчетный срок.

4. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения.

Раздел 6. «Общественно-деловые зоны» (новый)

В разделе приведены требования к формированию общественно-деловых зон в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Раздел 7. «Параметры застройки жилых, общественно-деловых зон» (новый)

В данном разделе привычные удельные нормы территории на 1 чел. (площадь озелененной территории микрорайона, размеры площадок различного функционального назначения) заменены на процент площади этих территорий от общей площади микрорайона (квартала). Это обусловлено тем, что в условиях дифференциации нормы жилищной обеспеченности на 1 чел., учета расслоения населения по уровням доходов, а соответственно и типов жилой застройки, реальное количество проживающего населения будет постоянно меняться. Поэтому процент незастроенных территорий как минимальный показатель будет гарантировать сохранение необходимого количества озелененных территорий в жилой зоне в процессе, так называемого доуплотнения («штучного» размещения жилых зданий в сложившейся застройке.)

Данный подход связан и с новой концепцией нормирования плотности застройки, приведенной в Приложении 4. Впервые введены нормативы плотности «не более» . Приведенные показатели плотности согласованы с Госсанэпиднадзором РФ. При этом сохраняется предельная нормативная плотность населения микрорайона 450 чел./га (СНиП 2.07.01-89*) при расчетной жилищной обеспеченности 20 м 2 /чел.

Раздел 8. «Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур»

Данный раздел по названию и содержанию приведен в соответствие с Градостроительным кодексом РФ, а также учтены действующие санитарные нормы и правила.

Раздел 9. «Зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий»

Состав зон рекреационного назначения приведен в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. На наш взгляд, исключение из Градостроительного кодекса понятий «пригородная зона» и особенно «зеленая зона города» является ошибочным и может привести в будущем к серьезным последствиям.

Раздел 10. «Учреждения и предприятия обслуживания»

Введены новые расчетные показатели по размещению общеобразовательных школ, в том числе размещаемых в сельской местности. В Приложение 7 включен более расширенный состав учреждений медико-социального

обслуживания, ориентированных на лиц старшей возрастной группы (ЛСВГ) и инвалидов, впервые сделана попытка ввести нормы размещения культовых учреждений (храмов). Более детальные нормативы должны быть разработаны на региональном и местном уровнях в соответствии с ГК РФ.

Раздел 11. «Транспорт и улично-дорожная сеть»

Уровень автомобилизации повышен до 350 автомобилей на 1000 чел. По отдельным регионам эти нормативы должны уточняться в региональных нормативных документах.

Для крупнейших городов (свыше 1 млн. чел.) важной задачей является внедрение внеуличных видов скоростного транспорта облегченного типа (типа «легкого метро»).

Изменен принцип расчета мест хранения автотранспорта. Введены новые расчетные показатели по размещению мест хранения автотранспорта – в зонах жилой застройки рекомендовано рассчитывать число машино-мест в зависимости от категории жилого фонда, определяя необходимое число по числу квартир. Введен обязательный минимум мест для подземного хранения автотранспорта для крупных и крупнейших городов.Определены максимальные расстояния пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей.Определено, что места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов.

Раздел 12. «Инженерное оборудование»

Введен новый подраздел «Дождевая канализация». Эта проблема является актуальной для многих городов, особенно подверженных периодическому затоплению и подтоплению (города Приморского края и др.).

В целом действующие нормы соответствуют решению современных задач.

Главной направленностью в совершенствовании инженерной инфраструктуры является обеспечение комплексного развития всей отрасли и внедрение новых технологий. Увеличены нормы накопления бытовых отходов.

Раздел 14. «Охрана окружающей среды, памятников истории и культур ы»

Корректировка раздела в основном касается приведения терминологии в соответствие с законодательными и нормативными документами, в том числе с Градостроительным кодексом РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Ряд поправок внесен по предложению Госсанэпиднадзора РФ, Министерства природных ресурсов РФ.

Раздел 15. «Противопожарные требования» (новый)

* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.

Примечания

1 Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается м: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц - 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.

2 В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.

3 Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м; для пропуска автобусов в часы "пик" при интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед/ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8-12 м.

На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.

4 В климатических подрайонах IA, IБ и IГ наибольшие продольные уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на 10%. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 м/м в пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы шириной до 3 м для складирования снега.

5 В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.

6 В климатических подрайонах IA, IБ и IГ, в местностях с объемом снегоприноса более 200 м/м ширину тротуаров на магистральных улицах следует принимать не менее 3 м.

7 В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.

8 При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.

9 Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.

10 В малых, средних и больших городах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепанов, канд. техн. наук, советник РААСН; Н.С. Краснощекова, канд. с/х наук, советник РААСН; Н.Б. Воронина; Г.Н. Воронова, советник РААСН; В.А. Гутников, канд. техн. наук, советник РААСН; Э.В. Сарнацкий, чл.-корр. РААСН; З.К. Петрова, канд. архит.; С.К. Регаме, О.С. Семенова, канд. техн. наук, советник РААСН; С.Б. Чистякова, академик РААСН; с участием ОАО «Институт общественных зданий»: A.M. Базилевич, канд. архит.; A.M. Гарнец, канд. архит.; ГИПРОНИЗДРАВ: Л.Ф. Сидоркова, канд. архит., М.В. Толмачева; ОАО «Гипрогор»: А.С. Кривов, канд. архит.; К.М. Шнайдер.

Сведения о своде правил

  1. ИСПОЛНИТЕЛИ: ЦНИИП градостроительства, ОАО «Институт общественных зданий», ГИПРОНИЗДРАВ, ОАО «Гипрогор».
  2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации (ТК 465) «Строительство».
  3. ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики.
  4. УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 28 декабря 2010 г. № 820 и введен в действие с 20 мая 2011 г.
  5. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 42.13330.2010.

Скачать официальный документ для ознакомления : СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ» (Актуализированная редакция от 28 декабря 2010 года).

СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ» — это свод правил, который составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей при проведении , в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».