Общественная оценка качества образовательной программы. Общественно-профессиональная оценка качества программ высшего образования в зарубежной и отечественной теории и практике

(утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 1 апреля 2015 г.)

Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1. Общие положения

Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

  • привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
  • координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
  • совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

  • в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:

  • оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

3. Заинтересованными организациями:

  • для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

  • в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:

  • в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;

2. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)

1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:

  • определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
  • выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
  • выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
  • выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
  • определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
  • создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:

  • обучающиеся;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогические работники и их представители;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • работодатели и их объединения;
  • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:

  • организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);
  • коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
  • иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.

  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
  • разработка инструктивных и методических материалов;
  • разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
  • проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);

НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

  • создают условия для развития организаций ОКО;
  • создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
  • координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
  • организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
  • организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

  • сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
  • необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
  • по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
  • использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.

6. Организации-операторы.

Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:

  • установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
  • определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
  • определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
  • разработка инструктивных методических материалов;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
  • разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).

7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

  • повышения эффективности управления образованием;
  • повышения качества подготовки обучающихся;
  • корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
  • популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.

8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:

  • информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
  • условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети "Интернет" достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.

Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.

Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

3. Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)

1. Функции НОК ОД:

  • определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
  • ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
  • повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

2. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:

  • федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;
  • организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);
  • иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.

Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

  • разработка методики и инструментария проведения оценки;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;
  • обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;
  • распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;
  • иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:

  • формируют общественные советы по проведению НОК ОД. Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом;
  • утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образованием должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;
  • разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);
  • размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;
  • рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;
  • обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).

Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации-оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

4. Общественные советы по проведению НОК ОД:

  • определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;
  • формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией оператором;
  • устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" критериям);
  • проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией-оператором;
  • представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.

Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

5. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:

  • предоставляют в открытом доступе в сети "Интернет" отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
  • используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.

6. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В качестве основных критериев НОК ОД выступают:

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.

Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.

7. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:

  • полный охват всех организаций определенного типа;
  • выборочный охват организаций определенного типа.

При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.

В частности, это могут быть:

  • характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);
  • территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);
  • ведомственная принадлежность;
  • объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);
  • специализация образовательных программ;
  • иные характеристики.

8. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:

  • развитию конкурентной среды в системе образования;
  • популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.

Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.

9. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:

  • описание методов и индикаторов, используемых при формировании Форм образовательных организаций;
  • сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
  • анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.

При формировании Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).

Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) и т.п.).

Формы, представленные в открытом доступе, должны содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в Формы, могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.

При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 года.

3. Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее - Формы):

Рейтинг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу "от лучших - к худшим".

Рэнкинг - это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.

Таблица лиг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям.

Топ лучших - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список "лучших". Количество "лучших" для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа: Топ-100. Список "лучших" может также определяться самими оценками, полученными участниками при проведении оценочной процедуры. В этом случае "лучшие" - это те, кто получил оценку не ниже заданного порога.

Аналитические материалы - это форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут вообще не упоминаться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут быть оформлены как инфографика либо как текстовый документ. Примерами текстовых аналитических материалов являются публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем.

4. Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования");
  • Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной Палате Российской Федерации";
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295;
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
  • Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
  • Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. N 951 "О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р";
  • Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
  • "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf ;

В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. N 13-312 "О подготовке публичных докладов".

Федеральное законодательство предусматривает целый ряд инструментов, которые обеспечивают эффективное государственно-общественное взаимодействие в сфере образования. Они появились сравнительно недавно, и нельзя говорить о каком-то существенном опыте их использования, накопленной практике. Однако тот факт, что в правовые нормы, регламентирующие указанные вопросы, регулярно вносятся изменения, свидетельствует о стремительном развитии данных инструментов.

В первую очередь ст. 95 Закона об образовании закрепляются нормы, регламентирующие такой институт, как независимая оценка качества образования. Исходя из положений статьи, независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Независимая оценка качества образования включает в себя:

  • 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
  • 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В целом проведение такой оценки не было запрещено (и выполнялось) и до принятия указанного Закона. Однако с формализацией требований к независимой оценке были введены отдельные нормы, которые имеют существенное значение.

В частности, ч. 4 указанной статьи предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, размещать в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования. Тем самым принципы открытости и информационной прозрачности распространяются на эту деятельность в полной мере.

Кроме того, впервые закрепляется положение о том, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

До недавнего времени органы государственной и муниципальной власти не были никаким образом связаны в своих решениях позицией третьих лиц. В данный момент они также принимают решения по собственному усмотрению, однако если им была направлена информация о результатах независимой оценки, она в обязательном порядке должна быть рассмотрена и должна учитываться при выработке мер но совершенствованию образовательной деятельности. Это весьма важная норма, и независимая оценка приобретает новую значимость.

Вместе с тем результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. Место в таком рейтинге зачастую важно как результат оценки деятельности образовательной организации - такие результаты предлагается использовать учредителям исходя из существующих политических решений.

При этом когда речь идет о независимой оценке качества подготовки обучающихся, такая оценка должна проводиться лишь по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся. Подобная оценка не может быть выполнена третьим лицом по своей инициативе (что выглядит логично, поскольку без согласия участников образовательных отношений выполнить такую оценку крайне сложно либо невозможно).

Впервые в законодательство включено упоминание о том, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в том числе в рамках международных сопоставительных исследований.

Независимая оценка качества образовательной деятельности проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. Координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном Правительством РФ.

Статьей 95.2 Закона об образовании в целях создания условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций предусмотрен специфический механизм. В частности, предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций и утверждает положение о нем. Аналогичные общественные советы формируются на уровне регионов и могут быть сформированы на уровне муниципальных образований. В случае если при органах управления образованием уже существуют общественные советы, функции совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций могут быть возложены на них.

В качестве критериев для независимой оценки качества образовательной деятельности организаций названы:

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

При этом показатели, характеризующие данные критерии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с предварительным обсуждением на общественном совете. Такое решение делает роль государственных органов весьма значимой при проведении подобной оценки.

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года. Фактически предполагается регулярная процедура с весьма значимыми для образовательной организации результатами.

При этом предусмотрена публикация результатов оценки в сети Интернет, что делает ее общедоступной информацией. Состав информации и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Государственные же и муниципальные органы обязаны обеспечить на своих официальных сайтах в сети Интернет техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций.

Закрепленные нормы, таким образом, создают предпосылки для того, чтобы независимая оценка качества приобрела ключевую роль в оценке деятельности образовательных организаций.

Статьей 96 Закона об образовании регламентированы такие институты, как общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

Общественная аккредитация может быть получена в различных организациях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.

Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обязаны обеспечить открытость и доступность информации о порядке проведения соответствующей аккредитации.

Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Однако сведения о такой аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Таким образом, законодательно закреплена возможность проведения общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации, а также содержится указание о том, как могут быть использованы ее результаты - в частности, в рамках процедуры государственной аккредитации.

Немаловажным институтом, предусмотренным Законом об образовании, является педагогическая экспертиза. Ей посвящена ст. 94 Закона.

Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания. Целями ее проведения является выявить и предотвратить установление положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Организуется проведение экспертизы уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минобрнауки России). Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством РФ.

В настоящий момент правила проведения педагогической экспертизы утверждены постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 № 120. Именно в этом документе дается понимание негативного воздействия на качество обучения. В частности, это:

  • введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;
  • установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию. Для обеспечения этой квалификации указанными правилами предусматривается формирование перечня экспертов (формируется по предложениям государственных и муниципальных органов, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием).

К имеющим необходимую квалификацию относятся физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педаго- гической работы не менее пяти лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее трех работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона об образовании заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в 30-дневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются па официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Данная норма обеспечивает значимость результатов педагогической экспертизы.

Обобщая сказанное, в настоящее время в законодательстве об образовании появились новые инструменты государственно-общественного взаимодействия. Однако практика их работы на данный момент невелика, поэтому, представляется, что выработка эффективных механизмов реализации правового регулирования в этой сфере является актуальной задачей для системы образования в целом.

1

Раскрывается современное состояние и основные тенденции развития отечественной системы гарантии качества дополнительного профессионального образования. Для определения эффективности, востребованности и актуальности дополнительных профессиональных программ в статье описана профессионально-общественная экспертиза как инструмент оценки качества дополнительных профессиональных программ, для которых не устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования и которые разрабатываются и реализуются образовательными организациями среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования. Проанализированы результаты апробации организационно-педагогических условий реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ в работе аккредитационного агентства в сфере профессионального образования. Автор констатирует, что гарантии качества программ дополнительного профессионального образования в полной мере может предоставить профессионально-общественная экспертиза как механизм признания качества образования или обучения.

организационно-педагогические условия экспертизы

профессионально-общественная экспертиза

оценка качества дополнительных профессиональных программ

дополнительное профессиональное образование

1. Аниськина Н. Н. Новые горизонты ДПО // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 3–10.

2. Аниськина Н. Н. Формирование единых требований для оценки качества ДПО // ДПО в стране и мире. – 2013. – № 6 (6). – С. 1–5.

3. Бебенина Е. В. Общественно - профессиональная экспертиза как фактор повышения качества образовательного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 24 с.

4. Гукова А. В. Экспертиза качества программ ДПО // Аккредитация в образовании. – 2014. – № 3. – С. 77–79.

5. Мотова Г. Н., Аносова Н. А. Нормативно-правовые основы функционирования системы ДПО в современном мире // ДПО как эффективный инструмент конкурентоспособности российской экономики в свете вступления в ВТО и принятия нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»: материалы XI международ. научно-практич. конф. (Ярославль, 22–24 мая 2013г.). – Ярославль, 2013. – 198. – С. 23–31.

6. Отчеты внешних экспертных комиссий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.аккредитация. рф (дата обращения: 15.04.2016).

В Концепции развития системы непрерывного образования в РФ до 2012 года, Концепции социально-экономического развития РФ, определяющей пути развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020), Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, Государственной программе «Развитие образования до 2020 года» указано, что важная роль в совершенствовании и обновлении знаний специалистов принадлежит системе ДПО. При этом в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для программ дополнительного профессионального образования (ДПО) не установлены требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ).

Отмена государственной аккредитации в отношении программ ДПО, необходимость создания профессионально-общественных форм оценки качества этих программ, создание институциональной среды с широким привлечением представителей образовательного и профессиональных сообществ, работодателей, общественности, физических лиц к оценке качества дополнительных профессиональных программ требуют разработки и реализации профессионально-общественной экспертизы для оценки и совершенствования их качества.

Актуальность исследования раскрывается в трех аспектах, определивших направления исследовательского поиска. В общенаучном аспекте констатируется объективная необходимость изменений в методологии решения проблем управления дополнительным профессиональным образованием в контексте профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ. Профессионально-педагогический аспект актуальности определяется противоречием между обозначенной в государственных документах важной ролью системе дополнительного профессионального образования в совершенствовании и обновлении знаний специалистов и отсутствием соответствующей этим требованиям институциональной среды дополнительного профессионального образования. Социально-педагогический аспект выражается в необходимости создания профессионально-общественных форм оценки качества дополнительных профессиональных программ при отмене в их отношении государственной аккредитации, отсутствии соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Цель исследования: обосновать организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе АНО «Национальный центр профессионально-общественной аккредитации» г. Йошкар-Олы.

Методологической основой исследования на философском уровне явились диалектико-материалистическая теория познания; на общенаучном уровне - основные положения системного (В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер и др.); технологического (В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, В.М. Букатов, Т.А. Ильина и др.); компетентностного (А.А. Вербицкий, В.Г. Иванов, В.А. Комелина, Т.В. Машарова, А.П. Тряпицына и др.), акмеологического (Б.Г. Ананьев, А.А. Дергач и др.), средового (Т.В. Менг, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), междисциплинарного (А.Г. Бермус, С.Ю. Семенов, Д.И. Фельдштейн и др.), кластерного в профессиональном образовании (Е.А.Корчагин, А.В. Леонтьев, Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева, Э.Р. Хайруллина и др.), ценностно-мотивационного (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев и др.), субъект-субъектного (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др.), личностно-ориентированного (К.А. Абульханова и др.) подходов; исследования теории управления в образовании (А.Г. Бермус, В.М. Лизинский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.); методология оценочной деятельности (Д.А. Новиков, А.И. Орлов, П. Лемпинен, R. Arnold, A. Correa, A. Schelten, D. Stufflebeam и др.); на частнонаучном уровне - методология и теория педагогических исследований (В.И. Андреев, В.А. Болотов, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков).

Теоретическую основу исследования составляют: теории проектирования и моделирования систем государственной и профессионально-общественной аккредитации (Е.В. Бебенина, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, Ю.П. Похолков, В.Д. Шадриков и др.); теория институциональной методологии (С.Б. Авдашева, И.А. Ашмаров, С.В. Истомин и др.); положения общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе Межрегионального ресурсного центра (Е.Я. Коган, Т.В. Мясникова и др.); исследования по обеспечению качества дополнительных профессиональных программ (Н.Н. Аниськина, В.Г. Иванов, Е.В. Казакова и др.); общенаучные и частнонаучные труды об особенностях процесса образования взрослых (Н.Ю. Бармин, Н.О. Вербицкая, С.Г. Вершловский, Г.А. Игнатьева, Т.В. Машарова, В.И. Слободчиков и др.); работы, посвященные технологиям профессионального образования и повышения квалификации (А.А. Вербицкий, Ф.Н. Клюев, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, О.В. Тулупова и др.); исследования о становлении человека как субъекта образовательного процесса (В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др.).

Методы исследования: теоретические: изучение философской, научно-педагогической, социально-психологической, экономической, научно-методической литературы и нормативной документации, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, сравнение; эмпирические: изучение практического педагогического опыта, экспертная оценка, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент; статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Под профессионально-общественной экспертизой дополнительных профессиональных программ мы понимаем процесс взаимодействия субъектов государства, экономики (профессиональные сообщества, рынок труда, работодатели), образовательных организаций, реализующих ДПП, общества, личности на основе институтов, призванный подтвердить степень признания программы в отношении качества подготовки слушателей; и комплекс процедур , в результате которых приобретается признание соответствия уровня подготовки слушателей, освоивших программу, требованиям профессиональных сообществ, объединений работодателей, представляющих интересы системных потребителей образовательных услуг, и показателям и критериям аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями).

На основе анализа теоретических источников и практического опыта нами было сформулирована рабочая гипотеза, согласно которой реализация профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ будет эффективной, если обеспечены следующие организационно-педагогические условия:

  • формирование институциональной среды для эффективной реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • создание специализированной структуры для реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • разработка методического и технологического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • формирование системы ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов профессионально-общественной экспертизы.

В нашем исследовании мы будем рассматривать организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ как условия, выполняющие роль правил, обеспечивающих эффективную оценку качества дополнительных профессиональных программ.

Рассмотрим теоретическое обоснование данных организационно-педагогических условий реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.

Первое условие - формирование институциональной среды для оптимальной реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ. Основываясь на средовом подходе, рассматриваем данное условие как важнейший фактор, обеспечивающий эффективность экспертной деятельности. В данном исследовании под институциональной средой профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, для которых не установлены требования ФГОС и ФГТ, мы будем понимать чёткий, упорядоченный набор институтов, которые определяют правила, позволяющие формировать систему оценки качества дополнительных профессиональных программ. Институциональная среда - упорядоченный набор институтов, которые объединяют ресурсы для оценки качества программы, распределяют функции, права и обязанности, разрабатывают задачи и принципы, определяют содержание программ, финансируют программы, определяют методы, критерии, технологию оценки, распределяют ответственность, разрабатывают механизмы признания. Институциональная среда - это пространство для формирования субъект-субъектных отношений между всеми потребителями услуг системы ДПО, которое характеризуется различными уровнями взаимодействия, управления, степенью полномочий и которое приведено к единой платформе в системе оценки качества ДПО.

Все субъекты «институциональной среды» имеют общую цель, которая заключается в повышении качества дополнительных профессиональных программ . Для этого они объединяют общественные, профессиональные, образовательные, экспертные, личностные ресурсы; совместно определяют содержание, источники, средства, педагогические технологии; несут индивидуальную и коллективную ответственности при субъект-субъектных отношениях; формируют позитивное взаимодействие. Важно определить, какие субъекты «институциональной среды» находятся непосредственно в сферах образования, экономики, в системе оценки качества дополнительных профессиональных программ, общественно-производственных (рыночных) отношений и каким образом и на каких уровнях они взаимодействуют.

Также субъекты «институциональной среды» согласовывают показатели и критерии оценки качества дополнительных профессиональных программ, используют экспертные методы, определяют технологию и процедуры последовательного внутреннего и внешнего оценивания, механизмы признания . Следовательно, сама «институциональная среда» может быть рассмотрена как объект в процессе модернизации образования и экономики России.

Второе условие - создание специализированной структуры для профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ, которая включает, во-первых, независимую от органов управления образованием, некоммерческую аккредитующую организацию, пул сертифицированных экспертов, представляющих всех субъектов рынка ДПО, и орган, принимающий решение. Основной функцией организации должна быть регулярная деятельность по оценке качества программ. Организация должна иметь собственные нормы и правила: внутренние требования к качеству, способность разрабатывать собственную методологию, обеспечивать методическое сопровождение, коммуникативные связи, иметь требования к экспертам, показатели, четкий регламент проведения всех процедурных вопросов; обладать материальными средствами. Она должна быть признана всеми субъектами институциональной среды, иметь внутреннее и международное признание, опыт аккредитационной деятельности.

Во-вторых, в структуру входит образовательная организация, которая проводит маркетинговые исследования с целью изучения требований рынка труда, физических лиц, разрабатывает и реализует программы, имеет внутренние требования к качеству программ, механизмы обратной связи с потребителями , .

В-третьих, потребители программ: государство, общество, отраслевые министерства и ведомства, рынок труда, представители профессиональных сообществ, физические лица - на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов разрабатывают требования к содержанию программ, условиям реализации, результату.

Структура характеризуется коммуникативными связями, взаимными отношениями, стабильностью образовательного, общественного и профессионального развития, системной поддержкой разнообразных направлений взаимодействия .

Третье условие - разработка методического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.

В разработке методического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ мы, опираясь на исследования Н.Н. Аниськиной, Н.Ю. Бармина, В.П. Беспалько, В.Г. Иванова, Г.А. Игнатьевой, В.А. Сластенина и др., основываемся на понимании того, что данный процесс направлен на обеспечение успешного взаимодействия образовательной и аккредитующей организаций и позволяет экспертам качественно провести экспертизу дополнительных профессиональных программ.

Выбор четвертого условия - формирование системы ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы - продиктован тем, что в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописан добровольный характер профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ.

Опираясь на исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна и др., под системой ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы мы понимаем субъективную систему факторов, используемую субъектами экспертизы в процедурах оценки качества образовательных программ.

Факторы актуализируют экспертную деятельность для социализации личности через непрерывное активное включение в систему профессиональных и общественных отношений, превращающих личность из объекта в субъект, расширяющих социальные горизонты и осознающих взаимосвязь между получением образования через всю жизнь и реализацией возможностей, предлагаемых социумом.

Ценностно-мотивационные факторы включают установки на высоко значимые позитивные состояния, определяющие успешность саморазвития, самореализации, самосовершенствования взрослых. Позитивные установки носят выраженный акмеологический характер, способствуют более полной мобилизации деятельностного и мотивационного потенциала, создают оптимистический настрой. Ценность экспертизы с участием всех субъектов придают мероприятия по актуализации гуманистической направленности оценки программы, установки на ее престижность и социальную значимость.

Целенаправленное формирование ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы - это, по существу, формирование самой системы оценки качества дополнительных профессиональных программ. Ценностно-мотивационные факторы, стимулируя экспертную деятельность, придают ей творческий характер, органически соединяют процесс овладения экспертными знаниями с их практическим применением, позволяют использовать уже имеющиеся знания для приобретения новых. Развитие системы оценки качества дополнительных профессиональных программ возможно только при наличии у субъектов институциональной среды положительной мотивации.

В связи с этим важным моментом в процессе реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ является формирование системы ценностно-мотивационных факторов, которая основывается на потребностях всех субъектов институциональной среды. Для полноценной реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед всеми субъектами институциональной среды, были не только поняты, но и внутренне приняты ими, чтобы они приобрели общественную, профессиональную и личностную значимость.

Выводы

Данное исследование основано на детальном анализе апробации модели реализации общественно-профессиональной экспертизы сетевых образовательных программ профессиональных модулей в рамках проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в различных областях на базе межрегиональных отраслевых ресурсных центров» (МОРЦ в области лесного хозяйства ФГБОУ ВПО «ПГТУ»); профессионально-общественной аккредитации семнадцати дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВПО «Институт русского языка им. А. С. Пушкина», тринадцати программ в ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» (г. Пушкино) .

Данные экспериментальной работы доказывают, что выявленные организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ способствуют проведению качественной экспертизы программ. Мировой опыт показывает, что реализация профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ, программ профессиональной подготовки, программ непрерывного образования является в настоящее время наиболее перспективной экспертной системой, обеспечивающей гарантии качества данных программ.

Библиографическая ссылка

Аносова Н.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24828 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Значение сферы профессионального образования для экономики любой страны чрезвычайно велико. Развитие торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического потенциала страны невозможно без главной ресурсной составляющей –высокопрофессиональных кадров. В связи с этим одним из ключевых направлений деятельности Русского Регистра является независимая оценка гарантий качества образования, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом международного опыта.

Многие вузы и ссузы страны имеют многолетнюю историю, десятилетиями складывающуюся культуру, традиции и образовательные технологии, позволяющие им сегодня предлагать рынку труда выпускников, компетенция которых превосходит зарубежных специалистов. Современные тенденции развития образования и рынка труда диктуют образовательным организациям требования по повышению качества и доступности профессионального образования. В условиях роста уровня контроля и требований к образовательным организациям со стороны государства, рынка труда и потребителей, демографического спада организациям образовательной сферы постоянно приходится доказывать свои преимущества.

Законодательство РФ в области образования предопределяет тенденции в оценке качества образования - профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций.

На базе Русского Регистра функционирует агентство по оценке качества образования, которое предлагает услуги по оценке соответствия качества образования как на институциональном, так и на программном уровнях, требованиям международных стандартов на системы менеджмента, европейских стандартов и рекомендаций по гарантиям качества образования ENQA, законодательным требованиям в области гарантий качества образования.

Русский Регистр предлагает образовательным организациям услуги в области независимой экспертизы качества образования:

  • сертификация соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»,
  • независимая экспертиза качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA , требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • оценка на соответствие менеджмента информационной безопасности, менеджмента IT-сервисов, необходимых при проведении НИР и ОКР,
  • сертификация интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2-х и более стандартов, в т.ч. ENQA, профессиональных стандартов,
  • сертификации персонала (квалификаций),
  • интегрирование вышеуказанных процедур – возможность получить комплексную услугу, в т.ч. с использованием процедуры трансферта,
  • обучение сотрудников образовательных организаций.

Благодаря тому, что требования стандарта ISO 9001 на системы менеджмента качества коррелированны с требованиями европейских стандартов и рекомендаций к внутренней гарантии качества образования ENQA, Русский Регистр может провести совмещенную процедуру оценки качества образования.

Совмещенная процедура сертификации системы менеджмента качества и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы и получить документы:

  • сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001;
  • свидетельство о профессионально-общественной аккредитации заявленных основных профессиональных образовательных программ.

Цели и принципы работы

В своей работе по оценке качества образования мы руководствуемся общепризнанными целями и принципами, сформулированными профессиональным сообществом и принципами гарантии качества в европейском образовательном пространстве.

Более подробно с Основными целями и принципами Русского Регистра по оценке качества образования Вы можете познакомиться в разделе сайта «Цели и принципы при оценке качества образования».

Основные документы

  • Правила и условия профессионально-общественной аккредитации
  • Форма отчета образовательной организации о самообследовании образовательной программы
  • Эксперты, участвующие в Программе по независимой оценке качества образования

Институциональный уровень оценки качества образования

Оценка качества образования на институциональном уровне в Русском Регистре предполагает:

  • независимую экспертизу качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента требованиям различных международных стандартов
  • сертификацию интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2-х и более стандартов, в т.ч. стандартов и рекомендаций ENQA.

Критерии оценки

  • Критерии оценки соответствия стандартам на системы менеджмента отражены в требованиях соответствующих стандартов.
  • Критерии оценки соответствия требованиям к внутренним системам гарантий качества образования отражены в стандартах и рекомендациях ENQA, часть 1.
  • Критерии экспертизы качества образования (системы гарантии качества образования) отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к системам гарантий качества образования, и предполагают оценку уровня зрелости системы гарантии качества образования.

Программный уровень оценки качества образования (профессионально-общественная аккредитация образовательных программ)

Оценка качества образования на программном уровне в Русском Регистре предполагает проведение аккредитационной экспертизы образовательных программ в целях профессионально-общественной аккредитации в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации”.

Критерии оценки

Критерии оценки образовательных программ отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации “Русский Регистр”, сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к качеству образовательных программ, и предполагают оценку уровня зрелости образовательной программы.

Реестр образовательных организаций, успешно прошедших оценку качества образования на институциональном уровне

Русский Регистр имеет многолетний опыт проведения работ по оценке качества образования на институциональном уровне, т.е. оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций.

В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго-Западный государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева и др.

Реестр образовательных программ, успешно прошедших профессионально-общественную аккредитацию

В реестре образовательных организаций, успешно прошедших профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ более 200 образовательных программ, среди которых образовательные программы Курского государственного медицинского университета, Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, Вологодского государственного университета.

  • Сведения об аккредитованных образовательных программах

Выгоды от услуги для образовательных организаций

  • Укрепление имиджа образовательной организации на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг.
  • Повышение конкурентоспособности образовательной организации и реализуемых основных образовательных программ на рынке образовательных услуг.
  • Укрепление гарантий качества и повышение качества результатов обучения.
  • Удостоверение профессиональным сообществом и работодателями соответствия уровня подготовки выпускников и условий реализации образовательных программ современным запросам рынка труда.

Преимущества сотрудничества с Русским Регистром

  • Многолетний опыт проведения работ по оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций. В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго-Западный государственный университет и др.
  • Русский Регистр включен в реестр аккредитующих организаций и организаций, осуществляющих аккредитационную экспертизу образовательных программ для целей профессионально-общественной аккредитации. Реестр сформирован в рамках автоматизированной информационной системы «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации с целью обеспечения эффективной информационной поддержки процесса осуществления процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемой в Российской Федерации.
  • Русский Регистр является полноправным членом Международной Сети Агентств Гарантий Качества в Высшем Образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in HigherEducation) и Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN – Asia Pacific QualityNetwork), а также имеет аффилированный статус в Европейской Ассоциации по гарантии качества в высшем образовании (ENQA) – всемирных ассоциаций, активно занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.
  • Русский Регистр включен в APQR – Реестр агентств Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN). Реестр агентств APQR учрежден Азиатско-Тихоокеанской сетью по качеству образования (APQN) и является реестром агентств внешней гарантии качества, которые демонстрируют свою деятельность, как соответствующую определенному уровню зрелости по критериям APQR, что подтверждается через независимую внешнюю экспертную оценку агентств.
  • Русский Регистр имеет двусторонние соглашения с Независимым агентством аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating), немецким агентством FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation), Агентством по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education), являющимися полными членами ENQA, и Открытым университетом Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland), который аккредитован зарубежными организациями, имеющими аффилированный статус в ENQA.
  • Полномочия от Российского союза промышленников и предпринимателей в области оценки качества образования.
  • Возможность получить комплексную услугу путем совмещения процедур по независимой экспертизе качества образования, что позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы.
  • Единственный орган по сертификации (среди национальных и зарубежных), предлагающий на российском рынке уникальный набор международных, национальных и отраслевых аккредитаций и нотификаций, и обеспечивающий клиентам полное признание, как в России, так и во всем мире. На сегодняшний день клиентами Русского Регистра являются более 4000 организаций, которые расположены на территории России, СНГ, стран Балтии и дальнего зарубежья.
  • Независимость и объективность Русского Регистра, а также компетентность персонала подтверждена многочисленными национальными и зарубежными аккредитациями и признаниями, положительной практикой многолетней деятельности. На базе Русского Регистра подготовлено более 100 экспертов по оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
  • Обширная сеть официально зарегистрированных представительств Русского Регистра позволяет минимизировать затраты образовательных организаций на командировочные расходы экспертов, оперативно согласовывать рабочие вопросы, обеспечивать методической и информационной поддержкой, привлечь квалифицированных аудиторов ближайшего из филиалов или представительств, находящихся не только на территории РФ и СНГ, но и за рубежом.
  • Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» сотрудничает с Общероссийскими отраслевыми объединениями работодателей «СоюзМаш России» и «ЖЕЛДОРТРАНС» по вопросу процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Партнеры

Партнеры на национальном уровне:

  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс»;
  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей «СоюзМаш России»;
  • Региональное объединение работодателей « Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области»;
  • Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области;
  • Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Ростовской области»;
  • Союз «Волгоградская торгово - промышленная палата»;
  • Торгово – промышленная палата г. Кронштадта;
  • Общероссийская общественная организация «Российская медицинская ассоциация»;
  • Общероссийская общественная организация «За качественное образование»;
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»;
  • ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»;
  • АНОО ВО «Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС».

Партнеры на международном уровне:

  • Международная сеть агентств гарантий качества в высшем образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education);
  • Азиатско-Тихоокеанская сеть по качеству образования (APQN – Asia-Pacific Quality Network);
  • Европейская ассоциация по гарантии качества в высшем образовании (ENQA – European Association for Quality Assurance in Higher Education);
  • Независимое агентство аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating, Kazakhstan);
  • Немецкое агентство FIBAA (FIBAA – Foundation for International Business Administration Accreditation, Germany;
  • Агентство по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education, Croatia);
  • Открытый университет Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland).

Процедура государственной аккредитации образовательной деятельности нашла достаточно подробное отражение в действующем законодательстве. Все же действующая система аккредитации сегодня представляется не совсем эффективной в смысле обеспечения и контроля качества образования. При существующей системе аккредитации оценку качества подготовки студентов производит академическое сообщество и при этом никак не участвует профессиональное сообщество. В этом смысле российская модель государственной аккредитации близка континентальной модели, основанной на наделении государственной власти функцией контроля за качеством образования. Как верно отмечает ректор Тверского государственного университета А.В. Белоцерковский, «…если целью обучения является подготовка к профессиональной деятельности, то кто, кроме уважаемых и признанных представителей профессии, может лучше оценить качество подготовки…». Надо отметить, что государственный, а не общественно-государственный характер аккредитации выступает одним из самых главных недостатков российской модели аккредитации. В настоящее время многие вузы стремятся получить общественную аккредитацию.

Отсутствие взаимодействия между профессиональным образованием и работодателями выступает серьезной проблемой на всех стадиях организации профессионального обучения. Этой проблемой озадачены многие. Так, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы прежнего созыва Ю Карабасов, отметил, что «отсутствие отраслевого управления в стране подрывает систему профессионального образования. Отраслевые вузы недобирают абитуриентов, сокращаются научно-педагогические школы…, а отрасль, для которой в учебных заведениях готовятся кадры, за этим не следит. Сообщества производителей не интересует, например, сколько осталось «отраслевых» профессоров по направлениям подготовки в России….» - совершенно точно отмечает Ю. Карабасов. Эта проблема проявляется при разработке образовательных стандартов профессионального образования, при установлении контрольных цифр приема, при непосредственной организации учебного процесса и, наконец, при оценке качества подготовки выпускника образовательного учреждения.

Несомненно, российским законодателем проделана огромная работа по внедрению и совершенствованию системы государственной аккредитации образования. С момента принятия Закона РФ «Об образовании» прошло чуть более 20 лет, и мы уже начали понимать необходимость широкого привлечения общественности к столь важной социальной сфере, как образование (для сравнения в США система общественной аккредитации действует на протяжении 150 лет). Сложившаяся система государственной аккредитации получила признание, как в России, так и за рубежом. Так система государственной аккредитации получила признание Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании. Однако, как отмечает Г.Н. Мотова, «государственная аккредитация из механизма отбора достойных вузов стала массовым и обязательным явлением. И перестала быть механизмом мотивации для вузов страны….». Несмотря на широкое признание российской системы аккредитации, руководство страны серьезно задумалось о необходимости «широко привлекать к аккредитации общественные организации, профессиональные объединения, работодателей….». В условиях реформирования всей системы образования, главной целью которого выступает обеспечение качественного образования, механизмы обеспечения качества образования должны претерпевать самые серьезные изменения.

Федеральный закон об образовании предлагает несколько инструментов по привлечению общественности к качеству образования. Это такие инструменты, как проведение педагогической экспертизы, независимая оценка качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

1. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, организуется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию. Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Независимая оценка качества образования проводитсяв отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – организация, осуществляющая оценку качества). Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.