Отношение студентов к изучению общественных дисциплин. Социологическое иследование на тему: отношение студентов к формированию здорового образа жизни введение: целью нашего социологического исследования

Коровяковская Наталья Вячеславовна
СОФ МГРИ-РГГРУ имени Серго Орджоникидзе (СПО)

Аннотация: Вопросы о том, как происходит выбор специальности, какими критериями руководствуются ребята при этом, как трансформируются их представления в процессе обучения, прохождения практики, меня волновали всегда. Социологическое исследование, о котором идет речь в статье, было проведено с целью выяснения определяющих факторов в отношении студентов к выбранной профессии, зависимости между ними.

Исходя из личного опыта работы в ССУЗе (преподавателем и классным руководителем), а также многолетних наблюдений за студентами различных специальностей, я сделала следующий вывод: современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в СУЗы и ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения, престижу.

Поступив, они постепенно расслабляются, отодвигают учебу на задний план, жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Что в итоге? Учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами. А виноваты в этом они сами, их безответственное отношение к выбранной специальности.

По роду своей профессиональной деятельности мне приходится проводить профориентационную работу с учащимися школ города и района, принимать участие в проведении Дня открытых дверей, ярмарки рабочих мест, а затем работать со студентами всех четырех курсов СПО. Конечно же, меня не может не интересовать вопрос о том, как происходит выбор специальности, какими критериями и представлениями руководствуются учащиеся, выбирающие в качестве сферы своей деятельности геологию, как трансформируются их представления в процессе обучения, прохождения практики.

Анализ информации подобного рода по своим группам я делала всегда, прослеживая, в том числе, и трудовую деятельность выпускников, работающих как по специальности, так и выбравших другую сферу деятельности. В этом году в рамках работы со студентами первокурсниками (привлечения их к научно-исследовательской деятельности) решила провести социологическое исследование по данной проблеме. Какова же его цель? Прежде всего, нам хотелось понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами, а также оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом. Предмет исследования: отношение студентов к выбранной ими специальности. Объект исследования: студенты 3-4 курса СОФ МГРИ-РГГРУ, обучающиеся по программе среднего профессионального образования геологоразведочного и гидрогеофизического отделения. Общее количество респондентов – 200 человек.

Что может влиять на отношение к специальности? При попытке найти ответ на этот вопрос, было выдвинуто несколько гипотез, в соответствии с которыми был сформулирован перечень вопросов для проведения социологического опроса. Это: ошибочные представления о специальности; качество преподавания в учебном заведении; неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам; ожидания от будущей работы по специальности; отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности; ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту.

Анкета, использованная для проведения письменного опроса, состояла из трех частей: вводной, основной и дополнительной. В вводной части были вопросы о поле, возрасте респондентов и о том, есть ли у них (или членов их семьи) какой- либо опыт работы по специальности. Основная часть анкеты состояла из десяти вопросов с выборами ответов:

1) Жалеете ли Вы о выборе своей профессии?;

2) Если «да», то перевелись бы Вы по возможности на другую специальность (в другое учебное заведение) без потери курса?;

3) Изменились ли Ваши представления о выбранной специальности за время обучения?;

4) Является ли изучение предметов по специальности трудной (обременительной) задачей для Вас?;

5) Как Вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?;

6) Занимаетесь ли Вы дополнительно по специальности?;

7) Приносят ли занятия по специальности Вам радость, или это просто средство будущего заработка?;

8) Готовы ли Вы непрерывно обучаться и совершенствоваться по специальности после окончания ВУЗа?;

9) Согласны ли Вы выполнять часть работы дома?;

10) Что для Вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5: условия труда, зарплата, удовольствие от работы, возможность быть в коллективе, самосовершенствование).

В дополнительной части анкеты студентам нужно было оценить по 10 бальной шкале предлагаемые утверждения, касающиеся сложности учебной программы в целом, для себя лично, адекватность программы, возможность ее изменения (имеются в виду только специальные предметы), а также оценить динамику развития рынка труда по специальности.

Каковы же результаты анкетирования? Ожидания о специальности оправдались у 72% респондентов, а не оправдались у 28%. Каким образом оценили студенты сложность учебной программы? Считают ее трудной 37% студентов, нормальной - 39%, легкой - 24%. Считают, что программа обучения специальности соответствует ситуации на рынке труда 77% респондентов, а 23% отметили ее недостаточную адекватность. Как относятся студенты к самостоятельной работе по специальности и самосовершенствованию? 62% считают, что все знания должно давать учебное заведение, а 38% утверждают, что самосовершенствование необходимо. Безразлично относятся к своей специальности 74% респондентов, считают ее своим хобби 17%, а 9 % думают, что нет ничего скучнее.

В ходе обработки результатов анкетирования было отмечено, что респонденты разделились на три группы, внутри которых наборы ответов практически совпадали. К первой группе относятся студенты, лично заинтересованные в том, чтобы действительно стать специалистами в своей области. Большинство из них интересовалось специальностью задолго до поступления. Они готовы заниматься дополнительно, считают, что учебная программа дает лишь базовый уровень знаний и понимают необходимость непрерывного обучения. На первое место в вопросе «ожидания от будущей работы» такие студенты ставят «самосовершенствование». Эта группа составляет 26% от выборки.

Студенты второй группы считают программу обучения нормальной (или с нагрузкой выше среднего) и полагают, что ВУЗ сможет дать все знания, необходимые для успешной работы по специальности. Большая часть этой группы безразлично относится к своей специальности и не выражает особого желания работать самостоятельно (хотя примерно половина осознает необходимость в этом). Таких студентов набралось 55%.

Третью группу составляют люди, считающие учебную программу чрезмерно сложной (как в целом, так и для них лично, что говорит о субъективности оценки). Как правило, они не желают заниматься дополнительно и не видят в этом необходимости. Почти все заявили, что их ожидания от специальности не оправдались.

Необходимо отметить, что чем более низкими были изначальные знания по специальности, тем более трудной и неадекватной оценивается программа обучения, такие студенты испытывают большие трудности в учебе, которая не приносит им радости. Среди студентов, недовольных выбранной профессией, необходимым условием перехода на другую специальность оказалась возможность не сдавать разницу в программах. Однако, очевидно, это приведет к неудовлетворительным результатам учебы на «новом» месте и, как следствие, очередным разочарованием.

Согласно проведенному опросу, чуть больше четверти студентов относятся к своему обучению по специальности ответственно, примерно столько же ошибается с выбором учебного заведения или специальности и испытывает большие трудности в обучении.

Тема профессионального становления студентов мне также очень интересна, ведь я, будучи классным руководителем, уже выпустила несколько групп и очень заинтересована, чтобы их профессиональные цели успешно реализовались. Профессиональные цели - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Однако, на мой взгляд, студенты часто слишком идеализируют свои цели, и, они становятся больше похожими на мечты.

Преподаватели делают всё возможное, чтобы передать свои знания студентам, но наряду с теорией, необходимо давать возможность применить ее на практике, или хотя бы объяснять, как это можно использовать. Работодатели же хотят получить первоклассных специалистов, не давая при этом возможности пройти практику, требуют опыт работы от двух лет. Студенты оказываются в замкнутом кругу: с одной стороны учёба и получение диплома, с другой – профессиональная реализация, работа, которая требует к себе особого внимания, которое, в свою очередь, приходится отнимать от учёбы.

Профессиональные цели - это ориентиры, которых должен придерживаться студент. Профессиональные намерения – это чёткое представление того, что человек хочет. Личностные и физические качества – то, что он представляет собой как профессионал. Требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой - то, что от него требуют. Всё это компоненты профессионального самосознания.

С приобретением опыта профессиональное самосознание расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, которая предъявляет новые требования к человеку. Меняются также и критерии оценивания себя как специалиста. Расширение профессионального самосознания выражается в росте числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.

Какова же динамика профессионального самопознания студентов?
Студенческий возраст - начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. В завершающей стадии находится и профессиональное самоопределение студентов. Это делает необходимой специальную работу по управлению процессом профессионального самосознания студента, формирования его профессиональной концепции.

Очень часто молодые специалисты сталкиваются с такими проблемами, как полное расхождение требований, которые предъявляет работодатель с теми знаниями, которые они получил во время обучения в ССУЗе и ВУЗе; неготовность приступить к работе после получения диплома, если у него отсутствует какой-либо опыт работы в желаемой должности. Тут опять же противоречие: если молодых специалистов берут с неохотой, то где же получать этот опыт?

Студенты вынуждены выбирать: образование или карьера. Хотя как тут определиться? Без законченного среднего специального или высшего образования студент никому не нужен, равно как и без опыта работы. Поэтому большинство ценностей, сформированных у студентов, находится в состоянии внутреннего конфликта.

Анализ опроса студентов позволяет говорить о том, что на первых позициях по степени внутреннего конфликта находятся ценности, связанные не с профессиональными экспектациями, а с формальными характеристиками организации (зарплата и карьерный рост). Затем идут ценности, связанные с расписанием трудового процесса и с графиком работы. Это объясняет, что еще до начала кризиса профессиональных экспектаций проходит кризис формальных ожиданий.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе необходимости уделять большее внимание профессиональной этике. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.

Студенты, отмечая высокий уровень базового теоретического образования, серьезным недостатком считают слабую подготовку к реальной профессиональной деятельности. Суть проблемы состоит в том, что студентам не предоставляется возможность обрести опыт самостоятельного решения реальных профессиональных задач (пусть в модельном варианте) и, соответственно, опыт применения полученных теоретических знаний к решению этих задач.

К сожалению, во время обучения студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специальности. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.

Студенты вынуждены сначала получать знания, которые никогда не будут применять на практике, точно так же, как и школьники вынуждены разрываться между школьной программой и требованиями ВУЗов, в которые они хотят поступать. Это главная проблема – несогласованность и несоответствие того, что требуется от человека (школьника, студента, работника) тому, что ему дают.

Однако, тот студент, который наметил себе цель, будет всеми силами её добиваться. Если одни организации не дают возможности стажироваться у них, он будет искать, пробовать, пытаться и, наконец, найдёт то, что ему нужно. И хотя большинство компаний не стремится взять себе молодых, существуют и такие, которые создают специальные программы для студентов, предлагают пройти практику в должности помощников каких-то специалистов.

Эти программы создаются для того, чтобы найти юных дарований, которые обладают теми качествами, которые нужны в современном мире – это желание изменить, в первую очередь, свою жизнь к лучшему, способность быстрой адаптации к столь же быстро меняющимся условиям, мобильность, коммуникабельность и т.д. Если эти качества развиты недостаточно, то такие программы-стажировки помогают их развить, или студент, попробовав себя в этой роли, понимает, что такая работа не для него и начинает искать что-то другое.

Молодой специалист должен чутко реагировать на изменяющуюся экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе, учитывать множество факторов, которые могут повлиять на его карьеру, точнее, на её успешность, а педагогический коллектив учебного заведения должен помочь ему научиться это делать.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Ульяновский Государственный университет

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра социологии и политологии

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ:

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ФАКУЛЬТЕТУ

Выполнила:

студентка группы БЭ-21

Омётова В.А.

Проверила:

к.с.н., доцент Власова Н.В.

Ульяновск - 2010

ТЕМА : Отношение студентов к своему факультету.

ЦЕЛЬ: Выявить отношение студентов 1 и 2 курсов к обучению на экологическом факультете, к преподавательскому составу, а также прояснить межличностные отношения, построенные внутри отдельных групп.

ЗАДАЧИ:

1. Выявить причины поступления на экологический факультет;

2. Установить отношение студентов к обучению на экологическом факультете в соответствии с их курсом;

3. Узнать, хотят ли студенты работать в будущем по приобретаемым ими специальностям;

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Влияние социально-психологических факторов на отношение студентов к обучению на экологическом факультете.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Студенты 1 и 2 курсов, экологического факультета, ИМЭиФК, УлГУ; Генеральная совокупность - 151 человек; Выборка - 30 человек.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Экологический факультет является крупным учебно-научным центром, в структуре которого 8 кафедр, учебные и научные лаборатории, естественно-исторический музей. За 14 лет работы экологическим факультетом подготовлено 745 высококвалифицированных специалистов. Каждый год сюда поступает около 100 человек. С первого года учебы студенты совершенствуют уровень свой профессиональной подготовки в ходе учебных и производственных практик, научно-исследовательских экспедиций. Но что помогает ещё вчерашним школьникам сделать выбор в пользу экофака? Какие факторы влияют на их предпочтение нашего факультета всем остальным? И нравится ли уже состоявшимся студентам получать знания от преподавателей экологического факультета? Вот актуальные вопросы для нашего факультета, ответы на которые можно выявить в результате данного социологического исследования.

ГИПОТЕЗЫ:

  1. В последнее время на экологическом факультете обучается намного больше девушек, чем молодых людей.
  2. В основном, студенты экологического факультета - «люди из области», не поступившие на медицинский факультет.
  3. Многие студенты экофака хотели бы получить дополнительное юридическое образование.
  4. Студенты экологического факультета, в большинстве случаев, учатся на бюджетной форме обучения.
  5. Студенты экологического факультета не считают нужным упорно готовиться к занятиям.
  6. Поступившим на экологический факультет студентам очень нравится учиться здесь благодаря дружеской атмосфере, существующей среди преподавателей и студентов, а также последних между собой.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

1. Отношения (Социальные) - англ. relationship, social; нем. Verhaltnisse, soziale. Отношения между группами людей и индивидами, которые занимают определенное положение в обществе, имеющие соответствующий статус и социальные роли.

2. Отношения (Межличностные) - англ. relations, interpersonal; нем. Beziehungen, interpersonale. 1) Система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями. 2) Отношения между членами группы, обусловленные их личностными качествами, а не формально предписанными ролями и функциями.

3. Отношения (личности) - в теории отношений В. Н. Мясищева -1) осознанные или неосознанные состояния взаимной зависимости индивидов, обеспечивающие некоторое удовлетворение их материальных или духовных потребностей и предполагающие взаимные права и обязанности участников; 2) субъективное отражение этих зависимостей как готовность выполнять соответствующие обязанности, зафиксированные на уровне аттитюдов (установок) в диспозиционной системе * личности.

* Диспозиционная Система - в диспозиционной теории регуляции социального поведения личности, предложенной В. А. Ядовым, обусловленный социокультурными условиями и потребностями индивида комплекс интенционных готовностей, предрасполагающих к определенному восприятию и поведению. Диспозиционная структура включает элементарные фиксированные установки, аттитюды (социальные установки) и ценностные ориентации. Различаются когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты этой структуры.

4. Отношение - англ. relation; нем. Verhaltnis. 1. Взаимная связь различных величин, предметов, действий. 2. Взаимосвязь и характер расположения элементов определенной системы или одной системы по отношению к другой. 3. Эмоционально-волевая установка личности на ч.-л., т. е. выражение ее позиции. 4. Мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ: Основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса. Она наиболее удобна при обработке и анализе данных, так же позволяет значительно сократить время сбора информации, чего бы не произошло при методе беседы или интервьюирования.

МЕТОД ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕНОЙ ИНФОРМАЦИИ: Полученная информация обрабатывалась вручную и при помощи компьютера.

АНКЕТА

Уважаемый студент экологического факультета, Вам предлагается заполнить анкету для социологического исследования на тему « Отношение студентов к своему факультету» . Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Все Ваши ответы будут использованы только в данном исследовании, конфиденциальность гарантируется.

1. Ваш пол:

‹ мужской;

‹ женский;

Š первый;

Š второй;

3. Сколько Вам полных лет? ___

4. Место проживания до начала обучения на экологическом факультете:

Š г.Ульяновск;

Š другой город (посёлок, деревня или какой-либо населённый пункт) Ульяновской области;

Š другой город (посёлок, деревня или какой-либо населённый пункт) России;

5. Имеете ли Вы среднее специальное образование?

6. Хотите ли Вы получить второе высшее образование? Если да, то укажите, какое.

Š нет, мне хватит одного;

Š если потребуется, то получу _________________________________;

Š да, я скоро буду учиться по другой специальности _________________;

Š получу, если будет возможность ______________________________;

7. Что / кто повлиял на выбор факультета/специальности при поступлении? ___________________________________________________________;

8. Нравится ли Вам учиться на факультете?

Š не совсем;

9. Нравится ли Вам учиться на Вашей специальности?

Š не совсем;

10. Нравится ли Вам учиться в Вашей группе?

Š не совсем;

11. Хотели бы Вы перевестись на другой факультет?

12. Хотели бы Вы перевестись в другую группу?

13. Получаете ли Вы стипендию?

14. Ваша стипендия:

Š учебная;

Š социальная;

Š оба варианта;

15. Размер вашей учебной стипендии?

Š повышенная;

Š средняя;

Š минимальная;

16. Если Вы не получаете учебную стипендию, укажите причину:

Š внебюджетная форма обучения;

Š из-за экзаменов/зачётов (сессия);

17. Нравится ли Вам педагогический состав?

Š не совсем;

18. Назовите несколько причин, по которым Вам нравится педагогический состав? ____________________________________________________________;

19. Назовите несколько причин, по которым Вам не нравится педагогический состав? ____________________________________________________________;

20. Устраивает ли Вас Ваше расписание?

Š не совсем;

21. Устраивает ли Вас представитель Вашей группы - староста?

Š не совсем;

22. Назовите любимого преподавателя: ______________________________________;

23. Назовите любимый предмет: ____________________________________________;

24. Читаете ли Вы какие-либо дополнительные материалы по Вашей специальности?

25. Сколько времени в день Вы проводите за учёбой, не считая самих занятий, т.е. приготовление домашних заданий, подготовка к семинарам и т.д.?

Š менее 1 часа;

Š 1-3 часа;

Š 3-6 часов;

Š более 6 часов;

26. Собираетесь ли Вы работать по специальности после окончания университета?

Š нет, меня не устраивает моя специальность;

Š еще не решил(а);

Š да, собираюсь, если смогу найти работу по специальности;

Š мне все равно;

27. Хотели бы Вы учиться на заочной форме?

28. Считаете ли Вы, что выездная летняя практика необходима?

Š не совсем;

29. Определите приемлемый для Вас временной интервал одной выездной летней практики:

Š 1 день (без ночёвки);

Š 1 день (с ночёвкой);

Š 3-7 дней;

Š более недели;

Š более двух недель;

30. Если бы Вам представился шанс повернуть время вспять, поступили бы Вы снова на экологический факультет?

Š да, на ту же специальность;

Š да, но на другую специальность;

Š нет, никогда;

СПАСИБО ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Анализируя ответы респондентов на первые два вопроса («Ваш пол?» и «Укажите Ваш курс») анкеты, получаем следующие данные:

Рассмотрим вопрос: Место проживания до начала обучения на экологическом факультете?

Данные, полученные в ходе данного анкетирования представлены на диаграмме 1:

Из диаграммы видно, что большинство опрошенных студентов из Ульяновска, но количество респондентов, проживающих ранее в Ульяновской области почти такое же, как для первого, так и для второго курсов. На экологический факультет УлГу поступают также абитуриенты из других областей (13% среди опрошенных студентов 1 курса и 20% - 2 курс).

На вопрос анкеты «Имеете ли Вы среднее специальное образование?» большинство респондентов ответило отрицательно - 25 человек, что составляет примерно 83%. Ответ «да» выбрали 3 первокурсника и 2 второкурсника.

Рассмотрим вопрос: «Хотите ли Вы получить второе высшее образование?». Респондентам было предложено самостоятельно указать, какое дополнительное образование они хотели бы получить в дальнейшем. Наиболее частые ответы отражены в таблице 3:

Наименование

Кол-во респондентов (% от общего числа респондентов)

Наименование

нет, мне хватит одного

если потребуется, то получу

Юридическое

Юридическое

да, я скоро буду учиться по другой специальности

Экономическое

Юридическое, педагогическое

получу, если будет возможность

Экономическое

Юридическое

табл.3

Из результатов можно сделать вывод, что студенты не хотят останавливаться только на одном высшем образовании. Среди 2го курса наиболее популярно юридическое образование, среди 1го курса - экономическое. Но, как видно из таблицы, треть опрошенных первокурсников не собираются получать дополнительного высшего образования. Возможно, это связано с полученными ответами на вопрос анкеты: «Что/кто повлиял на выбор факультета/специальности при поступлении?», т.к. большинство первокурсников ответило, что они сами выбрали данный факультет/специальность при поступлении в УлГУ, были даже ответы о том, что это мечта с детства. Второкурсники в основном указывали внешние причины: семья, учителя, случайность. Среди всех опрошенных респондентов, только двое (более 6%) связывают своё поступление на экологический факультет с нехваткой проходных баллов на экзаменах на другие специальности или же не аттестацией (медицинский факультет УлГУ, естественно-географический факультет УлГПУ).

Практически все студенты ответили утвердительно на 8, 9 и 10 вопросы («Нравится ли Вам учиться на факультете / специальности / в группе?»). Среди первого курса разногласий не наблюдается, а вот в единогласие ответов второго курса внесли дисбаланс одиночные ответы «не совсем» на вопросы 8 и 9. Утешительно то, что был выбран не категоричный ответ «нет». А в 10 вопросе все 30 респондентов были единодушны. Следует сделать вывод, что студентов устраивают взаимоотношения в их группах, что не может ни радовать. Т.к.

Отвечая на 11 вопрос, все опрашиваемые студенты отметили ответ «нет». Таким образом, можно сказать, что бльшая часть, а в случае нашего опроса - полностью вся, студентов экологического факультета и не думает о переводе на какой-либо другой факультет.

При ответе на 12 вопрос только один респондент изъявил желание перевестись в другую группу. Но если учитывать ответы на 10 вопрос, где все респонденты указали, что им нравится учиться в своей группе, то можно прийти к выводу, что этот единственный утвердительный ответ на 12 вопрос является ни чем другим, как желание перевестись на другую специальность.

Рассмотрим 13й вопрос: «Получаете ли Вы стипендию?» на диаграмме 2. Исходя из неё, можно сказать, что больших разрывов между одинаковыми показателями 1го и 2го курсов нет. А вот между собой ответы значительно разнятся: ответ «да» доминирует над «нет» примерно с 33,3% разрывом. Т.е. большая часть студентов экологического факультета получает стипендию. Но тут встаёт вопрос о том, учебная ли это стипендия? Чтобы разъяснить ситуацию перейдём к вопросу 14 (таблица 4):

табл.4

Как видно из таблицы 4 (указаны доли от общего количества респондентов), лишь 1 респондент получает только социальную стипендию. Это подразумевает хорошую сдачу сессии остальных 24 респондентов. Насколько хорошая зачётка у этих 24 студентов, можно выявить, проанализировав полученные ответы на 15 вопрос «Размер вашей учебной стипендии?» (таблица 5).

табл.5

Наибольшее количество отвечающих респондентов учатся средне. Возможно, это связано с ответами на 24 и 25 вопросы, о которых будет сказано ниже.

Студенты экофака, да и других факультетов, не получают стипендию из-за двух причин: либо они обучаются на внебюджетной форме, либо ими плохо сданы экзамены или зачёты. Такие данные имеют своё отображение в 16 вопросе «Если Вы не получаете учебную стипендию, укажите причину» анкеты и в таблице 6 данного отчёта:

табл.6

Всего 5 человек из орошенных 30 не получают стипендию в силу сложившихся обстоятельств.

Как известно, умный студент - это заинтересованный студент. А интерес зависит напрямую от профессионализма и личных качеств преподавателя. По этому я не могла ни включить в анкетный опрос вопросы о педагогическом составе.

Рассмотрим 17 вопрос «Нравится ли Вам педагогический состав?» (диаграмма 3). Категоричных ответов не наблюдается ни у одного из респондентов, что является неплохим показателем для преподавателей нашего факультета. А преобладание положительных ответов - полностью закрепляет этот вывод. Очень интересны ответы на 18 и 19 вопросы, в которых опрашиваемому предлагалось перечислить несколько причин, почему им нравится / не нравится педагогический состав факультета. 1 курс наиболее часто указывал на положительные личностные характеристики: «…добрые, весёлые, приятные в общении, понимающие, отзывчивые….». Говоря о причинах, по которым респондентам не нравится педагогический состав, 1 курс говорил о том, что «…не все такие общительные, понимающие и весёлые», «слишком требовательные». 2 курс предпочел говорить о профессиональных навыках преподавателей: «..достойный уровень преподавания, хорошая дополнительная информация по мимо основной лекции», некоторые писали о «доброжелательном отношении к студентам». На 19 вопрос 2 курс отвечал с долей сарказма «…слишком умные» или же, также как и 1 курс, указывал на то, что «…не всем присущ профессионализм, есть безответственные…».

Рассмотрим 20 вопрос: «Устраивает ли Вас Ваше расписание?» Этот извечный наболевший вопрос для студента описан в таблице 7 (процентное соотношение указано по всей группе респондентов).

не совсем

табл.7

Наиболее возмущены по поводу своего расписания студенты 2го курса.

Рассмотрим 21 вопрос: «Устраивает ли Вас представитель Вашей группы - староста?» Староста является связующим звеном, особенно на начальных этапах обучения, между преподавательским составом и группой. Поэтому особо важно, чтобы староста группы устраивала большую её часть. Посмотрим на результаты опроса (процентное соотношение указано по всей группе респондентов):

не совсем

табл.8

Большую часть респондентов устраивает их староста группы. Наиболее ярко это выражено у 1 курса, который вообще не дал категоричного ответа.

На вопрос 22 и 23 были получены вполне ожидаемые ответы. Среди любимых преподавателей в основном указывались сотрудники экологического факультета и его кафедр. Та же ситуация наблюдалась и при выделении любимого предмета (Имелись, конечно, и исключения - гуманитарные науки - История Отечества, Социология, Философия). Но имеются интересные факты: 2 курс называл предметы характерные только для какой-то одной специальности, например, дендрология, тогда как 1 курс выделял общие предметы: химия, экология. Таким образом, растет профессиональный интерес к своей специальности с увеличением курса, хотя общие дисциплины имеют место быть (нельзя, конечно, говорить о какой-либо корреляционной зависимости, т.к. проведённое исследование касалось только 1 и 2 курсов).

О таком росте профессионального интереса можно судить и по 24 вопросу «Читаете ли Вы какие-либо дополнительные материалы по Вашей специальности?», отображенному в диаграмме 4. Наиболее интересна самостоятельно добытая дополнительная информация по специальности для 2 курса.

Рассмотрим 25 вопрос «Сколько времени в день Вы проводите за учёбой, не считая самих занятий, т.е. приготовление домашних заданий, подготовка к семинарам и т.д.?» в виде диаграммы 5.

Основная часть респондентов готовится к учёбе в течение 1-3 часов. Очень хорошо заметен отрыв количества таких ответов от других у 1 курса. Студенты 2 курса готовятся по-разному: кому-то требуется более 6 часов для подготовки, а некоторым (к сожалению их больше) хватает около часа.

Вопрос 26 « Собираетесь ли Вы работать по специальности после окончания университета?» представлен в виде таблицы 9:

табл.9

Равнодушно настроенных среди респондентов оказалось только двое (6,7%) со 2 курса. Собираются работать по специальности 22 (73,3%) опрошенных студента. Ещё 5 (16,7%) человек не решили, чем они будут заниматься в дальнейшем. И только 1 (3,3%) респондент указал, что его не устраивает его специальность.

27 вопрос (таблица 10) «Хотели бы Вы учиться на заочной форме?»

табл.10

Получать образование на заочной форме обучения хотят только студенты 1 курса - 6,7% от всех респондентов.

Летнюю выездную практику проходят почти все студенты экологического факультета. Именно поэтому в данный опрос были включены следующие вопросы: Вопрос 28 «Считаете ли Вы, что выездная летняя практика необходима?» (таблица 11), Вопрос 29 «Определите приемлемый для Вас временной интервал одной выездной летней практики?» (диаграмма 6).

не совсем

табл.11

Бльшая часть опрашиваемых считает, что летняя выездная практика необходима, причем в размере от 3 до 7 дней. Особенно чёткий показатель у 2 курса - почти 23,3% (наибольшее количество респондентов), который уже проходил летнюю практику.

И заключительный 30 вопрос, представленный в виде таблицы 12 «Если бы Вам представился шанс повернуть время вспять, поступили бы Вы снова на экологический факультет?»

табл.12

10% респондентов указали, что никогда бы не поступили вновь на экологический факультет (хотя при заполнении анкеты в целом они этого совершенно не показывали). Остальные 90% вполне устраивают взаимоотношения, сложившиеся на факультете / специальности/ в группе, ведь именно ровные межличностные и социальные отношения (которые присутствуют на нашем факультете судя по проведенному анкетированию), сложившиеся между индивидами определяют уровень удовлетворения от процесса обучения.

Хотелось бы отметить, что, отвечая на вопросы анкеты, больше всего противоречили сами себе представители мужского пола, например, путались в вопросах про стипендию. Девушки подходили к опросу с большей долей ответственности и аккуратности.

ВЫВОДЫ:

В результате проведенного социологического исследования получены следующие результаты:

· Выявлены 2 главные группы причин поступления на экологический факультет: собственный выбор и выбор окружающих (семьи, преподавателей, знакомых). Интересно то, что респонденты, указывающие в причине поступления свой личный выбор, наиболее удовлетворены межличностными и социальными отношениями на факультете, учатся средне, любят предметы характерные для всего факультета в целом: биология, экология. Опрошенные, написавшие, что выбор поступления не является их собственным, либо неудовлетворенны межличностными отношениями (как среди студентов, так и с преподавателями), либо - социальными.

· Установлено, что чем выше курс студента, тем больше он стремится узнать, но старается делать это с наименьшей затратой времени (вопросы 24, 25). Первокурсники видят в преподавателях прежде всего людей, а второкурсники - наставников и профессионалов своего дела. Огромное значение имеет мастерство преподавателя, его профессионализм, степень владения своим предметом, к таким преподавателям отношение особое, учащиеся легко простят ему мелкие прегрешения, потому что ценят его и понимают, как много он им дает, обучая своему предмету.

2 курс, являясь более взрослым и в физическом плане (см. установленный средний возраст), и в социальном, настроены на обучение не так радостно, как первокурсники. Возможно, это связано с большей информативностью о дальнейшем устройстве на работу - необходимостью иметь дополнительное высшее образование (см. вопрос 6 анкеты).

· Большинство респондентов хотят получить второе образование и работать по специальности, если смогут найти работу. Таким образом, получается, что студенты экологического факультета поступают не просто из-за диплома «вышки», а с целью получения дальнейшего заработка в сфере экологии, развития этой науки и сохранения природы.

ГИПОТЕЗЫ:

  1. В последнее время на экологическом факультете обучается намного больше девушек, чем молодых людей - не подтвердилась.
  2. В основном, студенты экологического факультета - «люди из области», не поступившие на медицинский факультет - не подтвердилась.
  3. Многие студенты экофака хотели бы получить дополнительное юридическое образование - подтвердилась.
  4. Студенты экологического факультета, в большинстве случаев, учатся на бюджетной форме обучения - подтвердилась
  5. Студенты экологического факультета не считают нужным упорно готовиться к занятиям - подтвердилась частично (для 2 курса).
  6. Поступившим на экологический факультет студентам очень нравится учиться здесь благодаря дружеской атмосфере, существующей среди преподавателей и студентов, а также последних между собой - подтвердилась.

Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов. Важно определить, оправдано ли совмещение учебы и семьи в личном и социальном плане, так как большинство студенческих семей предоставляют этой проблеме важнейшую роль.

В ходе изучения этой проблемы был сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Есть другие факторы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы необходимо проанализировать. Для студенчества учеба - первична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе, т.е. спонтанно, по факту зачисления абитуриентов в высшее учебное заведение. Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нужных черт личности. Поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных студентов г.Минск осознанно поступили в вуз лишь 35,8% (готовились в кружках и студиях, учились в заочных школах при вузе, регулярно участвовали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2%) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

Понятно, что для становления студента как специалиста нужны соответствующие предпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональная направленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно под профессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, интерес к профессии, склонность заниматься ею. В понятие направленности также включают потребности, эмоции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеждения. Если довузовская подготовка отвечает требованиям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реализации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, способностей, навыков, отвечающих требованиям избранной профессии. Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. В этом отношении не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены для общества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеет психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий. Однако приходится констатировать, что сегодня содержанием обучения удовлетворены лишь 29%. Серьезные претензии студенты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Многие из опрошенных студентов отмечали некомпетентность, неграмотность некоторых преподавателей, их профессиональное несоответствие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, превращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское образование. Иногда студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремонность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отношение к тем, кто имеет влиятельных родственников. В таких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что повысить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, разумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при распределении на работу в зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной техникой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими благами. В основном, это благоразумно и оправдано. Хорошо подготовленный специалист вправе рассчитывать на соответствующее вознаграждение со стороны общества.

У семейных студентов предполагалось выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. Предположительно семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах студентов о жизненных целях. Получать хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4% семейных и лишь 22% несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8% и 3,8% студентов соответственно.

Предположение, что семейная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости, не подтверждается, т.к. существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несемейных студентов обнаружить невозможно. Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1% мужчин и 34,6% женщин) явилась фактором, стимулирующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий.

Однако существует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - наличие детей. Так, 18,5% женатых студентов и 31,2% замужних студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за ребенком, отнимают много сил, времени и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку. Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Заметно мешает учебе женщин семья анархического типа, где есть ребенок. Как правило, эти женщины оказываются в неблагоприятных условиях. Брак для них создает ситуацию, в которой "семейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье". Более половины из них учатся на "удовлетворительно". Среди мужчин "страдающими" от семьи чаще всего также являются "анархисты". Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятельности наблюдаются в семьях демократического типа: почти половина мужей и жен стали учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба не мешает семье.

На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социальных преобразовании становление специалиста прочно связывается с формированием у студента качеств исследователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельности. Для развития этих качеств в вузах все студенты имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. У большинства тех, кто занимается научно-исследовательской работой, зафиксированы высокие показатели в учебе (78,8% на "отлично" и "хорошо"), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом среди своих товарищей (46,4%). Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-исследовательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследовательской работой занимаются сегодня лишь немногие семейные студенты (11,8% женщин и 24,1% мужчин). Наряду с объективными существуют и субъективные причины неучастия в научно-исследовательской работе (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к науке), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

В жизни студенчества традиционной является общественная работа. Студенту она позволяет развить организаторские способности, дает навыки межличностного общения и поведения в условиях коллектива. В работе общественных организаций идет процесс переоценки ценностей, намечается отход от традиционных форм работы. Наблюдается некоторый рост активности и заинтересованности студентов в решении студенческих проблем. У семейных студентов Занятость студенчества общественной работой даже несколько выше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных студентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15% семейных, остальные же участвуют по необходимости, в силу своего социального положения или вынужденно, в связи с давлением общественных организаций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и маленький ребенок являются причиной неучастия в общественной работе в два-три раза реже, чем отсутствие желания и интересных дел. Таким образом, не семья является главной виновницей общественной пассивности студентов.

Семья и учеба, как и семья и работа, не взаимоисключающие сферы человеческой жизни, а сосуществующие. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры семейных студенческих пар. Успешность сочетания семейных и учебных обязанностей в определенной мере зависит от организации учебного процесса, от степени внимания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в браке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов.

Таким образом, успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009

I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

· Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент -- взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.

· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше - у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

· Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

Число высших учебных заведений - всего

в том числе:

государственных и
муниципальных

негосударственных

Численность студентов - всего, тыс. человек

в том числе в учебных заведениях:

государственных и муниципальных

очно-заочных (вечерних)

экстернат

негосударственных

из них обучалось на отделениях:

очно-заочных (вечерних)

экстернат

На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек

в том числе государственных и муниципальных

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

· Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

· Выявить потребность студентов в образовании.

· Определить место образования в системе ценностей студентов.

· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.

· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

· Студенты.

5. Предмет исследования.

· Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

· Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи».

· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

7. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.

II. Методический раздел

Построение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.

Выборочная совокупность:

1 ступень - отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.

Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.

2 ступень - отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.

III. Организационный раздел

Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование - это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году - 78,6% и в 2002 году - 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 - 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 - 40%, в 2002 году - 12,1% опрошенных.

При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.

Ценностное отношение субъекта к высшему образованию обеспечивает превращение способности, готовности к обучению в действительный процесс обучения. Внутреннее условие возникновения у индивида потребности в образовании - наличие у него соответствующих условиям обучения в ВУЗе знаний, умений и навыков. По степени развития их можно судить об уровне развития потребности в образовании.

Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

Более активная роль родителей в жизни студентов. Родители как никогда ранее опекают своих повзрослевших детей: сдают за них приемные документы, выторговывают льготы, заполняют регистрационные бланки и всячески опекают свое чадо, вмешиваясь в процесс обучения.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Для социологии образования важно изучение и самой личности студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение студента. Студентов в этом отношении можно разделить на 3 группы:

1) Студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.

2) Студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.

3) Неопределившиеся. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп.

Типы культуры, поведения и всего образа жизни студентов:

1) Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени.

2) Профессионалы - для которых будущая работа, профессия - самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.

3) Академики - будущие преподаватели университетов.

4) Нонконформисты - аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.

Современным студентам характерно:

Потребительское отношение к жизни (немедленное удовлетворении своих желаний, наиболее выгодные сделки, склонность торговаться. Студенты полагают, что имеют право на получение товара (курсового зачета или даже диплома) уже просто потому, что оплатили обучение), склонность торговаться, ориентация на развлечение (представления о том, что обучение должно быть увлекательным, легким и доставлять удовольствие плохо сочетаются с усердием и кропотливым трудом, необходимыми для получения серьезного высшего образования, студенты хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий), несдержанность желаний, щепетильное отношение к личным потребностям, приспособляемость, высокая самооценка, они знают, чего хотят, недостаток воспитанности и отзывчивости, интеллектуальное равнодушие (для многих целью является вовсе не приобретение знаний - внимания удостаиваются лишь предметы, имеющие непосредственное отношение к будущим заработкам. Современная молодежь имеет доступ к небывало широкому объему информации, но не обладает способностью отличать важное от второстепенного. Они живо интересуются лишь тем, какой материал войдет в экзаменационные билеты и что потребуется, чтобы получить хорошую оценку), более активная роль родителей в их жизни, искушенность в технике (современные молодые люди прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других).

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Подобные документы

    Разработка программы социологического исследования по проблеме отношения студентов к образовательной деятельности. Место образования в системе ценностей студентов, уровень посещаемости и успеваемости. Оценка значимости образования и профессии для них.

    отчет по практике , добавлен 10.12.2015

    Программа социологического исследования. Описание проблемной ситуации. Проблема исследования. Цель исследования. Объект исследования. Метод исследования: выборочное исследование при помощи анкетирования. Алкоголь. Курение. Результаты исследования.

    практическая работа , добавлен 03.03.2002

    Изучение ценностных ориентаций как предмета социологического анализа, их отличительные черты в каждой социально-демографической группе. Факторы и динамика ценностных ориентаций российских студентов и влияние на них актуальных условий социализации.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2011

    Определение содержательных основ применения математических и статистических методов в процессе социологического исследования отношения студентов и преподавателей к сессии. Использование программного обеспечения обработки социологической информации.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2013

    Специфика метода наблюдения в социологии, их преимущества и недостатки. Подготовка к проведению наблюдения. Программа социологического исследования на тему "Отношение студентов к представителям других национальностей". Процедура фиксации результатов.

    реферат , добавлен 13.03.2011

    Понятие культуры с точки зрения социологического подхода. Особенности культуры студенчества, как отдельной социальной группы. Социологическое исследование духовного мира студенческой молодежи и ее жизненных установок А.В. Соколова и Т.Г. Исламишиной.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Цель деятельности высшего образовательного учреждения. Проведение социологического исследования с целью выявления отношения студентов технического ВУЗа к гуманитарным наукам и усилению их значимости в процессе обучения. Анализ результатов анкетирования.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2013

    Разработка программы учебного социологического исследования посещаемости студентов дневного отделения. Логический анализ основных понятий. Составление выборки и метод обработки информации. Практическая значимость исследования, оценка его результатов.

    практическая работа , добавлен 20.11.2012

    Характеристика и отличительные черты социологического подхода к культуре. Субкультуры и контркультуры - культуры отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни. Этноцетризм и культурный релятивизм.

    реферат , добавлен 17.10.2011

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра социологии

Социологическое исследование

«Отношение студентов к выбранной профессии»

Выполнил: Ситдикова Э.Р.

ст.гр.3АД-103

Проверила: Абдрахманова Л.В.

г. Казань 2014г.

Программа исследования

Актуальность проблемы

Современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения. Поступив, они считают свою задачу выполненной и расслабляются – постепенно отодвигают учебу на задний план и жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Как следствие, учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами – и вина в этом лежит не на преподавателях, а на самих студентах из-за безответственного отношения к своей специальности.

Предмет исследования

Отношение студентов к выбранной ими специальности.

Объект исследования

Студенты КГАСУ, обучающиеся на относительно «молодых» стремительно развивающихся специальностях, требующих более ответственной подготовки.

Цель исследования

Понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами. Оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом.

Задачи исследования

  • Выделить основные мотивы выбора профессии;
  • Определить критерии, которыми пользуются студенты при выборе специальности;
  • Исследовать какое влияние оказывает социальное окружение на их выбор;
  • Проанализировать планы студентов по реализации своих способностей в будущей профессии.

Гипотеза

В процессе логического анализа проблемы был выдвинут набор гипотез относительно того, что может влиять на отношение к специальности:

    • Ошибочные представления о специальности
    • Неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам
    • Качество преподавания в ВУЗе
    • Отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности
    • Ожидания от будущей работы по специальности
    • Ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту

В соответствии с выдвинутыми гипотезами был сформулирован перечень вопросов для опроса.

Анкета

Примечание: берутся только предметы по вашей специальности.

  1. Мужской
  2. Женский

В2. Возраст

  1. 18 или менее
  2. 19-20
  3. Более 20

В3. Имели ли вы опыт работы по специальности до поступления в ВУЗ?

  1. Да, имел достаточный опыт
  2. Да, имел небольшой опыт
  3. Имел общее представление
  4. Нет, не имел никакого опыта
  1. Жалеете ли вы о выборе своей профессии?
  1. Нет, я нисколько не жалею
  1. В целом не жалею, но хотелось бы немного другую специализацию
  2. Жалею, но все равно хотелось бы заниматься чем-то родственным
  3. Жалею, это совершенно не моё
  4. Жалею, но доучусь и буду получать второе образование
  1. Если на предыдущий вопрос вы ответили “c” или “d”: Перевелись бы вы по возможности на другую специальность (в другой ВУЗ) без потери курса?
    1. Только на другую специальность в рамках моего факультета
    2. Хотелось бы вообще сменить род деятельности, даже если придется наверстать упущенное
    3. Только если не надо будет сдавать разницу в программах
  1. Изменились ли ваши представления о выбранной специальности за время обучения в ВУЗе?
  1. Кардинально в лучшую сторону
  1. Да, некоторые вещи оказались лучше, чем я ожидал
  2. Нет, не изменилось
  3. Да, некоторые вещи оказались хуже моих ожиданий
  4. Да, в худшую сторону
  5. Да, я просто разочарован
  1. Является ли изучение предметов по специальности трудной (обременительной) задачей для вас?
  1. Да, я не в состоянии успевать за учебной программой
  1. Да, это интересное, но достаточно трудное занятие
  2. Да, но иногда это бывает трудно
  3. Нет, это не трудно, всё укладывается в мои временные рамки
  4. Нет, у меня даже остается свободное время
  5. Это не является трудной задачей, но есть много обременительной рутины
  1. Как вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?
    1. Да, полученных знаний вполне хватит для обеспечения конкурентоспособности
    2. Да, знаний хватит, чтобы устроиться на работу
    3. Да, но необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии
    4. Нет, обязательно необходимо достаточное количество дополнительной практики, перед тем, как устроиться на работу
    5. Нет, для этого необходимо заниматься сверх программы, осваивая наиболее актуальные области
    6. Нет, квалификация абсолютно не соответствует требованиям рынка
  1. Занимаетесь ли вы дополнительно (читаете ли доп. литературу) по специальности?
  1. Только когда это необходимо для освоения плановой учебной программы
  2. Да, если это не представляет сложности и затрат времени
  3. Да, в целях повышения качества моих работ
  4. Да, даже если это требует времени и сил
  1. Приносят ли занятия по специальности вам радость, или это просто средство будущего заработка?
  1. Да, мне нравятся эти занятия, это моё хобби
  1. По настроению, иногда просто нет желания что-либо делать
  2. В зависимости от конкретной направленности задания
  3. Это исключительно средство заработка
  4. Работа не может приносить радость
  1. Что для вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5)
  1. Условия труда
  1. Зарплата
  2. Удовольствие от работы
  3. Возможность быть в коллективе
  4. Самосовершенствование
  1. Готовы ли вы непрерывно обучаться и развиваться по специальности после окончания ВУЗа?
  1. Да, это непременный атрибут моей профессии
  2. Да, если от этого будет зависеть моя зарплата
  3. Только в крайнем случае
  4. Нет, все необходимое должны дать в ВУЗе
  1. Готовы ли вы выполнять в будущем часть работы дома (вне рабочего времени)?
  1. Да, если это будут интересные проекты
  1. Да, чтобы сэкономить время на работе
  2. Да, если это будет оплачиваться дополнительно
  3. Когда появится возможность, я могу обдумывать рабочие дела
  4. Нет, я не хочу заниматься дома рабочими делами
  1. Считаете ли вы, что можете улучшить программу обучения (только предметы по специализации)?
  1. Да, она не соответствует текущим потребностям рынка
  2. Да, небольшая корректировка не помешает
  3. Да, мы выполняем много ненужной работы, часть можно убрать
  4. Стоит перераспределить нагрузку по семестрам
  5. Да, необходимо добавить предметы, которые мы не изучаем
  6. Да, преподавателям не хватает времени на адекватную оценку работ всех студентов
  7. Да, программа требует переработки, но я не знаю какой именно.

(Берутся только предметы по специальности)

0 – Учебная программа не представляет трудности в освоении

5 – При должном приложении сил можно сдать все вовремя, нет необходимости заниматься ночью/в праздники

10 – Сложность программы не позволяет понять её полностью

0 – Я уже знаком с преподаваемым материалом, нет потребности в его изучении

5 – Сложность умеренная, я успеваю большинство материала сдать вовремя, и мне не приходится заниматься ночью/в праздники.

10 - Я не в состоянии самостоятельно выполнить учебный план

0 – Качество преподавания и / или задаваемые задания не соответствуют разумным рамкам, в наличии техническая не компетенция.

5 – Программа вполне адекватна, преподаватели знают свою область, качество обучения на уровне.

10 – С каждым выполненным заданием я понимаю, как могу использовать полученные навыки в работе, преподаватели могут ответить на большинство возникающих вопросов

0 – Рынок труда практически не развивается, то, что было актуально при моем поступлении останется актуальным и после выпуска

5 – Рынок труда ничем не отличается от остальных молодых отраслей, все новшества по моей специальности можно без проблем осваивать

10 – рынок труда активно развивается, невозможно охватить все новшества в рамках моей специализации.