Таможенные операции по таможенному оформлению. Таможенное оформление грузов

Таможенное оформление — разновидность таможенных процедур, т.е. совокупность положений, закрепляющих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Основная цель таможенного оформления заключается в необходимости определить для товаров и транспортных средств таможенный режим или иную таможенную процедуру либо завершить их действие.

В ходе производства таможенного оформления в отношении товаров и транспортных средств таможенными органами и лицами совершаются отдельные действия, получившие название таможенных операций (п. 20 ч. 1 ст. 11 ТК РФ). Таможенное оформление как деятельность представляет собой совокупность таможенных операций, направленных на определение статуса товара для таможенных целей. Участниками таможенного оформления традиционно выступают декларант (ст. 126 ТК РФ) и таможенные органы. Они относятся к числу обязательных субъектов таможенного оформления.

Декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 15 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Согласно пункту 1 ст. 124 ТК РФ от имени декларанта может выступать таможенный брокер .

Согласно части 2 ст. 126 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несут:

Российские лица, заключившие внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом;

Лица, имеющие право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации;

Иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем (например, экспедиторы, действующие на основании договора (ч. 4 ст. 93 ТК РФ).

Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу (ст. 126 ТК РФ):

Физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 ТК РФ;

Иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;


Иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита;

Иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо.

Таможенный орган и декларант совершают с товарами и транспортными средствами таможенные операции : например, сотрудник таможенного органа регистрирует прибытие транспортного средства, декларант участвует при перегрузке товара и т.д.

В целях осуществления таможенных операций в ходе таможенного оформления в таможенных органах созданы специальные подразделения.

В таможенных операциях, предшествующих декларированию товаров или осуществляемых одновременно с ним, могут принимать участие перевозчики (в том числе таможенные), экспедиторы , а также владельцы складов временного хранения .

В целях ускорения таможенного оформления и осуществления контрольных мероприятий таможенным органам могут оказывать содействие лица, не являющиеся участниками таможенных правоотношений . Так, администрация пункта пропуска через Государственную границу РФ (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу России (ст. 71 ТК РФ).

Принципы и правила таможенного оформления закреплены законодательно или следуют из логики построения норм Таможенного кодекса и правоприменительной деятельности таможенных органов.

Общеотраслевой принцип законности в таможенном оформлении проявляется в том, что основные права и обязанности таможенного органа и декларанта, правила действия рассматриваемой таможенной процедуры закреплены в вышеназванном Кодексе.

Принцип оперативности проявляется в том, что: во-первых, для каждой стадии таможенного оформления Таможенный кодекс РФ установил разумно-краткие сроки. Например, срок подачи декларации, срок выпуска товаров. Обязательство по соблюдению процедурных сроков возлагается не только на декларанта, но и на таможенные органы; во-вторых, в большинстве случаев таможенное оформление осуществляется по правилу «одного окна»: проверка документов и сведений, досмотр товара в целях его выпуска осуществляется в месте расположения таможенного органа, принявшего таможенную декларацию.

Порядок осуществления таможенного оформления в конечном итоге производен от ряда показателей:

Правового статуса декларанта (физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица);

Вида товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;

Способа перемещения товаров;

Предназначения товаров.

Так проявляется принцип дифференцированного подхода в таможенном оформлении.

Важным началом таможенного оформления является принцип взаимодействия таможенного органа и декларанта. Он проявляется в том, что указанные субъекты направляют совместные, предусмотренные законом усилия для присвоения перемещаемому товару таможенного режима.

По общему правилу таможенное оформление осуществляется на русском языке. Это правило имеет исключения. Так, при перемещении товаров физическими лицами для личных целей допускается производство таможенного оформления на иностранном языке, при условии, что им владеет сотрудник таможенного органа. В случае представления документов на иностранном языке требуется их официальный перевод.

Порядок производства таможенного оформления. Производство таможенного оформления товаров и транспортных средств как правоприменительная деятельность возлагается на таможенные органы.

Место таможенного оформления . Традиционно таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов (ст. 62 ТК РФ). По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица с письменного разрешения начальника соответствующего таможенного органа либо лица, им уполномоченного, отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Действие таможенного оформления во времени . При ввозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов на товары и транспортные средства. При перемещении товаров физическими лицами для личных нужд таможенное оформление начинается в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

В случае вывоза товаров начало производства таможенного оформления связывают с моментом представления таможенной декларации, либо устного заявления или совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление при перемещении товаров физическими лицами в упрощенном порядке.

Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в целях:

Применения к товарам таможенных процедур;

Помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока;

Исчисления и взимания таможенных платежей.

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию нашей страны или их вывоза, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами России (ст. 66 ТК РФ).

В некоторых случаях для осуществления отдельных таможенных операций заинтересованное в их осуществлении лицо обязано обратиться в таможенный орган для получения разрешения на их совершение (ст. 61 ТК РФ). При производстве таможенного оформления заинтересованные в перемещении товаров лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения , необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства России и представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются ФТС России. Поскольку порядок таможенного оформления зависит от разных факторов, Таможенный кодекс предусматривает первоочередной порядок таможенного оформления для некоторых категорий товаров, а также возможность использования специальных упрощенных процедур добросовестными участниками внешнеторговой деятельности.

Так, первоочередной и упрощенный порядок таможенного оформления распространяется на перемещаемые через таможенную границу страны товары в целях оказания гуманитарной и технической помощи, скоропортящиеся товары, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления и экспресс-грузы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары.

Добросовестные участники ВЭД, отвечающие требованиям статьи 68 ТК РФ, вправе пользоваться специальными упрощенными процедурами : осуществлять периодическое декларирование товаров (ст. 136 ТК РФ), рассчитывать на выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (ст. 150 ТК РФ), либо проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах, применять другие упрощенные процедуры. Заявление о специальных упрощенных процедурах рассматривается таможенным органом по месту нахождения юридического лица.

Заявитель должен представить обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета. Пользование специальными упрощенными процедурами не освобождает заинтересованное лицо от соблюдения установленных в Таможенном кодексе требований в части уплаты таможенных платежей, соблюдения режимных правил и мер нетарифного регулирования.

Стадии таможенного оформления. Совокупность таможенных операций и процедур, организованных последовательно, образуют стадии таможенного оформления. В науке принято различать предварительные таможенные операции и процедуры, предшествующие основному таможенномуоформлению, основное таможенное оформление, таможенные операции после производства таможенного оформления.

К предварительным таможенным операциям и процедурам, предшествующим основному таможенному оформлению, относятся:

Осуществляемые до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, получение разрешения на пользование специальными упрощенными процедурами);

Предшествующие подаче таможенной декларации (например, прибытие товаров на таможенную территорию России, получение свидетельства о допущении транспортного средства (ч. 4 ст. 84 ТК РФ), помещение товара под процедуру внутреннего таможенного транзита (гл. 10 ТК РФ), на временное хранение (гл. 12 ТК РФ).

Отдельные предварительные операции при ввозе товаров могут осуществляться как до их прибытия на таможенную территорию России, так и после, но до завершения внутреннего таможенного транзита и начала производства основного таможенного оформления. Например, заинтересованное в таможенном оформлении товара лицо, подает в таможенный орган заявление о принятии предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД1, о стране происхождения товаров (ст. 41-44 ТК РФ); предъявляет предварительную декларацию (ст. 130 ТК РФ).

Предварительная декларация — это таможенная декларация, которая может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию России или до завершения внутреннего таможенного транзита. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной. Предварительное декларирование предусматривает возможность подавать копии документов, подтверждающие заявленные сведения, которые подлежат проверке по прибытии товара. В ходе подготовки к основному таможенному оформлению декларант может внести платежи авансом либо обеспечить их уплату денежным залогом.

Основное таможенное оформление образуют такие обязательные стадии, как декларирование товаров и транспортных средств и их выпуск в соответствии с заявленным таможенным режимом или иной таможенной процедурой.

По завершении основного таможенного оформления могут осуществляться различные операции:

Таможенные операции, направленные на обеспечение соблюдения правил таможенного режима или завершения его действия (например, внутренний таможенный транзит в целях доставки иностранного товара с места производства основного таможенного оформления на таможенный склад или вывоз товара с территории таможенного склада; убытие экспортируемого товара с таможенной территории России (гл. 13 ТК РФ);

Операции, связанные с соблюдением установленных ограничений в случае условного выпуска товаров (например, предъявление лицензии на товар, выпущенный в свободное обращение условно).

Производство таможенного оформления в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории России, осуществляется по схеме: «подача таможенной декларации» → «выпуск товара в соответствии с заявленным режимом» → «убытие товара с таможенной территории России».

Под таможенным оформлением товаров подразумевается их прохождение через таможню в соответствии с выбранным для них таможенным режимом.

После того, как должностное лицо таможенной службы сообщает о готовности к проведению таможенного оформления в направлении определенных групп товаров, процедура должна начаться не позднее, чем через 30 минут. Таможенное оформление начинается с оформления Декларации на товары (бывшая грузовая таможенная декларация), заполненной в соответствии с теми правилами, которые распространяются на товары, заявленные в выбранном таможенном режиме.

Существует 5 основных этапов таможенного оформления товаров:

  1. Этап приема, регистрации и учета декларации . На этом этапе должностное лицо принимает от декларантов Декларации на товары (ДТ), осуществляет общую проверку декларации на предмет соответствия нормам заполнения данного документа и соответствия заполнения заявленному таможенному режиму прохождения таможенного оформления, наличия необходимых подписей и печати, заверяющей ДТ. Проводится сверка бумажного и электронного экземпляра декларации и проверка полномочий лица, подающего документы к оформлению.
  2. Этап контроля кодировки товаров и соблюдения правил нетарифного урегулирования . На этом этапе выверяется код товара согласно товарной номенклатуре (ЕТН ВЭД), проводится проверка документации о происхождении товаров и факт наличия связанных с данной группой товаров тарифных льгот.
  3. Этап валютного контроля и таможенной стоимости . На данном этапе подразумевается проведение проверки тех данных, что были указаны в декларации, проводится корректировка таможенной стоимости, в случае возникновения такой необходимости в ходе таможенного оформления. Проверяется корректность указания таможенной стоимости товаров по выбранному для декларированию способу расчета.
  4. Этап проверки корректности проведения платежей по таможенной декларации . На этом этапе выполняется сверка на предмет соответствия таможенных платежей. Проверяется обоснованность указанных в декларации льгот и преференций, выполнение сроков подачи декларации, наличие задолженностей по внесению таможенных платежей. Проверяется факт поступления платежей на счет таможенного органа, при возникновении такой необходимости начисляется пени за просрочку платежа.
  5. Этап досмотра и выпуска товаров . На этом завершающем этапе проверяются предыдущие 4 шага, принимается решение о проведении досмотра и проводится сам досмотр с обязательной регистрацией его результатов. По итогам анализа пакета документов декларации и досмотра принимается решение о возможности, либо невозможности выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, что и является логическим завершением таможенного оформления.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе

Сегодня таможенное оформление в России находятся на пике спроса у бизнесменов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. При ввозе-вывозе товаров за пределы Российской Федерации юридические и физические лица обязаны придерживаться положений, задекларированных в Таможенном кодексе РФ, постановлениях Правительства, Указах Президента России.

Таможенное оформление грузов, осуществляемое в рамках определённых требований, является необходимым условием для законного перемещения грузов различной спецификации через границу РФ.

Принятые правила и ограничения направлены на организацию внешнеэкономического грузооборота с соблюдением государственных интересов, а также норм Международного права.

Таможенное оформление товаров включает следующие ключевые моменты:
заполнение деклараций;
устное декларирование;
осмотр перемещаемого груза;
расчёт пошлины в соответствии с классификационными кодами ТН ВЭД;
контроль над уплатой пошлин и других обязательных платежей;
выдача разрешений на перевозку за границу;
предоставление работникам контроля любых дополнительных сведений о характере/объёме перевозимых объектов.

Кроме того, "растаможка грузов" может включать в себя временное ответственное хранение на складах до завершения всех формальных процедур. Таможенное оформление грузов может осуществлять как непосредственный владелец, так и его уполномоченный представитель, имеющий соответствующие договора, доверенности, лицензии. Услуги представителей (брокеров) предоставляются в рамках действующего законодательства, должны быть застрахованы от существующих рисков, форс-мажоров.

Функции таможенного оформления грузов

Механизм процедур, направленных на контролируемое перемещение товаров через границу РФ, ставит перед собой следующие цели:
нормативное определение взаимоотношений органов контроля с владельцами;
техническо-документальное регулирование мероприятий по прохождению товаров через границу;
организация реальных действий представителей таможни, юридических и физических лиц, перевозящих грузы;
выявление характера и состава груза для принятия окончательного решения для выпуска (впуска) декларируемых товаров.

Все эти функции в совокупности определяют порядок и характер процедур, которые защищают интересы государства и граждан в рамках действующего законодательства.

Порядок таможенного оформления

Любое таможенное оформление товаров начинается с прибытия груза или транспортного средства в зону контроля. Следующий шаг – это устное или письменное декларирование перевозимых товаров с предоставлением дополнительных документов, указанием в декларации необходимых сведений, кодов ТН ВЭД и т.д. Далее следует выбор процедуры, под которую подпадают конкретные позиции и цели импорта-экспорта. В том случае, если если товар подлежит сертификации или декларированию соответствия, импортер должен предоставить таможенному представителю разрешительный документ - сертификат или . Другими словами, все основные мероприятия по оформлению груза на таможне осуществляются в рамках какой-либо процедуры.

Различают основные процедуры следующих типов:

Таможенное оформление транзитных грузов;
оформление экспортных товаров;
временный ввоз-вывоз;
растаможка грузов в рамках правил свободной экономической зоны;
беспошлинный выпуск товаров через границу;
выпуск для внутреннего рынка;
реимпорт, реэкспорт;
складирование для временного хранения;
отчуждение незаконно перемещаемых объектов;
уничтожение конфиската;
оформление условного выпуска товара.

С 2010 года Россия, Белоруссия, Казахстан работают в рамках ТС, что предполагает использование единых процедур на территории трёх стран. Соответственно применяется идентичный порядок таможенного оформления и общие правила перевозки.
Главным отличием таможенного оформления на территории стран ТС является возможность одновременного применения двух процедур – транзита и экспорта.

Растаможка грузов: необходимая документация

Таможенное оформление товаров предполагает предоставление владельцем перемещаемого через границу груза дополнительного пакета документов. Количество и характер таких документов зависит от целей импортно-экспортных операций, объёма и характеристик перевозимой продукции.

Основные документы, которые требуются с юридических лиц для перевозки товаров, не подпадающих под специальные категории, можно перечислить следующим списком:
регистрационная документация – свидетельство о регистрации, Устав, учредительные договора, решение о назначении генерального директора;
справка (свидетельство) о постановке на учёт налоговой инспекции;
выписка (коды статистики);
справка из банка о наличии расчётного счёта;
контракт на поставку товара;
копия паспорта руководителя с правом подписи;
доверенность на имя представителя;
документы на товар – сертификаты, счета-фактуры, паспорта сделок, транспортные накладные;
страховые договора.

Список документов может варьироваться в зависимости от специфики перемещения – импортная или экспортная операция. Большинство документов должны быть оригиналами или заверяться нотариально.

Точное соблюдение правил и порядка таможенного оформления является гарантией законного пересечения российской границы. Поэтому чаще всего юридические и физические лица пользуются (представителей), имеющих соответствующий опыт и полномочия. Это позволяет быстро и без проблем проходить все необходимые процедуры.

Ответственность за неправильное таможенное оформление грузов

Неверные сведения о грузе или попытка провоза запрещённых товаров, которые не были отражены в документации или устной декларации, чреват следующими последствиями:

Задержка груза для экспертизы;
переработка товаров вне или на территории таможни;
конфискация с последующим уничтожением;
отчуждение товаров в пользу государства;
штрафные санкции;
административная ответственность;
уголовная ответственность.

Поэтому всем заинтересованным лицам следует понимать, что таможенное оформление грузов является важнейшей составляющей экспортно-импортных операций любого формата, от которой зависит легитимность и результативность соответствующей коммерческой или благотворительной деятельности.

С появлением Евразийского экономического союза порядок растаможки товаров между странами-участницами объединения значительно упростился. В объединение вошли Россия, Казахстан, Кыргызстан, Армения и Беларусь. С 2010 года импортерам, которые везут грузы из Европы, Китая и других стран, не входящих в ЕАЭС (ранее — ТС), не нужно проходить несколько длительных процедур таможенного оформления на каждой границе. В рамках ЕАЭС достаточно сделать это один раз. Впрочем, нюансы есть, и с этими нюансами придется ознакомиться.

Особенности таможенного оформления грузов на внутренних границах ЕАЭС

Несмотря на то, что ЕАЭС считается единым экономическим пространством, границы остались международными: да, здесь действует упрощенная схема растаможки, но до полностью свободного перемещения грузов еще далеко.

В частности, если вы везете груз из Казахстана в Россию или из России в Беларусь, вы должны предоставить сотрудникам таможни:

  • договор поставки;
  • заявление о ввозе товаров и уплате налогов;
  • выписку из банка об уплате НДС (документы, подтверждающие право пользоваться льготной или нулевой ставкой НДС);
  • сопроводительные транспортные документы международного образца (например, для автомобиля — CMR или накладная).

Что упростилось с 2017 года? Перевозчику уже не нужно подавать таможенную декларацию и уплачивать пошлину внутри ЕАЭС. Из налогов — только НДС.

После проверки документов и осмотра груза сотрудники таможни могут спокойно пропустить товар. Однако возможны и проблемы: груз можно досмотреть внимательно и задержать, если у таможенников возникнут подозрения в нарушении законов или запретов (например, запрета на ввоз некоторых продуктов из Европы).

Как происходит таможенное оформление на границе ЕАЭС?

В рамках Евразийского экономического союза (ранее — Таможенного союза) не требуется проводить полноценную растаможку на каждой границе. Достаточно подать декларацию и оплатить пошлины всего один раз.

Импорт товаров

Если вы ввозите груз на территорию ЕАЭС из других стран, его таможенное оформление займет куда больше времени и потребует подачи полного пакета документов.

В частности, вам необходимо подготовить:

  • грузовую декларацию;
  • инвойс;
  • международный контракт;
  • упаковочный лист;
  • документы, подтверждающие право на груз;
  • сертификаты соответствия, лицензии и т.д. (при необходимости).

Растаможка производится на заранее выбранном пункте. Сотрудники таможни проверяют документы, осматривают транспортное средство и груз, пропускают или задерживают товар. Скоропортящиеся грузы оформляют на границе в ускоренном порядке, стандартные — могут задержать на несколько дней или недель.

Экспорт грузов

Экспортировать товар, как правило, проще, быстрее и дешевле: вывозные пошлины, за некоторым исключением, отсутствуют, а сама растаможка проводится за 2-3 часа. Вам необходимо предоставить:

  • внешнеэкономический контракт;
  • описание товара;
  • упаковочный лист;
  • инвойс;
  • документы, подтверждающие право собственности на груз;
  • товарно-транспортную накладную;
  • сертификаты и другие документы, подтверждающие происхождение груза.

Ряд товаров вывозить сложнее. Например:

  • Товары военного или двойного назначения можно вывозить только по разрешению федеральных служб.
  • Товары иностранного производства вывозят, указывая данные грузовой декларации, которая использовалась при ввозе в страну.
  • Товары под торговой маркой могут экспортироваться по разрешению от правообладателя этой торговой марки.

Порядок оформления стандартный: сотрудники таможни проверяют документы и осматривают сам груз, после чего пропускают его через границу или задерживают, если были выявлены нарушения.

Подводные камни при растаможке товаров в рамках ЕАЭС

На территории Евразийского экономического союза действуют единые правила таможенного оформления, однако это не значит, что абсолютно все грузы можно провозить через границы бывшего ТС свободно.

Проблемы могут возникнуть, в частности, при:

  • провозе санкционных товаров из ЕС в Россию (даже если они поставляются под белорусской маркой, их могут задержать);
  • провозе продукции двойного/военного назначения, опасных грузов из территории России в другие страны ЕАЭС и наоборот;
  • провозе лекарственных средств, оборот которых на территории России ограничен.

По факту, любые товары, которые запрещены к свободному обороту в России, могут вызвать проблемы у перевозчика. При отсутствии разрешительных документов или попытке обмана груз могут задержать на границе. Владелец в этом случае понесет административную или уголовную ответственность.

  • Коммерческие банки - субъекты налоговых отношений
    • Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений
    • Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах
      • Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
      • Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
      • Обязанности банков по приостановлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей
    • Ответственность коммерческих банков за нарушения своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности налогообложения коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций
      • Расходы, учитываемые и неучитываемые при исчислении налоговой базы коммерческих банков
      • Порядок признания доходов и расходов коммерческих банков
      • Порядок переноса банковских убытков на будущее
      • Налоговые ставки для банков
      • Порядок исчисления и сроки уплаты налога коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость
      • Банковские операции, не подлежащие обложению НДС
      • Услуги коммерческих банков, подлежащие обложению НДС
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций
  • Налогообложение операций коммерческих банков с ценными бумагами
    • Ценные бумаги как важнейший источник финансирования экономики и предмет налогообложения
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на доходы физических лиц
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с инвестиционными паями
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с ценными бумагами при доверительном управлении
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
    • Порядок уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ коммерческими банками
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на прибыль организаций
      • Особенности определения налоговой базы от операций по реализации корпоративных облигаций
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с векселями
      • Особенности налогообложения сделок РЕПО
  • Налогообложение в страховом деле
    • Субъекты страхового дела в налоговых правоотношениях
    • Налогообложение страховых организаций
      • Налог на прибыль страховых организаций
      • Страховые организации как налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц
      • Страховые организации как плательщики единого социального налога
  • Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
  • Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности
    • Правовое и нормативное обеспечение
    • Государственное регулирование
  • Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • Правовые основы валютного регулирования
    • Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством
    • Методы регулирования валютных операций
    • Права, обязанности и ответственность резидентов и нерезидентов в рамках валютного законодательства
  • Таможенное регулирование в Российской Федерации
    • Правовые основы таможенного регулирования
    • Таможенное дело и таможенные органы
    • Таможенное оформление и декларирование товаров
    • Основы построения системы таможенных платежей
  • Таможенные пошлины и сборы
    • Основные элементы таможенных пошлин
    • Ввозные таможенные пошлины
    • Вывозные таможенные пошлины
    • Таможенные сборы
  • Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении внешнеэкономических операций
    • НДС при импорте товаров
    • НДС при экспорте товаров
    • Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС
  • Особенности исчисления налога на прибыль при осуществлении внешнеэкономических операций
    • Удержание налога на прибыль иностранных организаций у источника выплаты
    • Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения
    • Налогообложение курсовых и суммовых разниц

Таможенное оформление и декларирование товаров

Таможенное оформление - это совокупность всех таможенных операций и процедур в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем до момента приобретения ими неизменного статуса для таможенных целей.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости:

  • от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и др.);
  • категории лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Таможенным кодексом РФ предусмотрен особый порядок таможенного оформления, например, товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях; товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи и др.

Таможенные процедуры

1. Таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т. е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений);

Внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

Помещение товаров на временное хранение.

2. Предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТмК РФ).

3. Таможенное декларирование товаров.

4. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования:

При убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - п. 2 ст. 79 ТмК РФ);

При условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - п. 4 ст. 151 ТмК РФ).

5. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТмК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТмК РФ).

Помимо того, существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К ним можно отнести получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТмК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТмК РФ).

Таможенное оформление при ввозе товаров может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование), так и после прибытия (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов - ст. 72 ТмК РФ).

Если товары перемещаются физическими лицами, то таможенное оформление начинается с подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 286 ТмК РФ), устного заявления (п. 2 ст. 285, ч. 1 п. 3 ст. 286 ТмК РФ) или действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме - п. 4 ст. 286 ТмК РФ).

При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, в случаях, предусмотренных ТмК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТмК РФ:

  • для применения к товарам таможенных процедур;
  • для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом);
  • для завершения действия таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);
  • для исчисления и взимания таможенных платежей.

Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций

Разрешение на проведение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом в течение трех дней со дня обращения в таможенный орган и представления необходимых документов. Таким образом, установлен предельный срок для выдачи разрешения на совершение таможенных операции, который приравнен к сроку оформления таможенной декларации и проверке товаров.

Согласно ст. 61 ТмК РФ разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (подп. 20 п. 1 ст. 11 ТмК РФ). Причем временные пределы таможенного оформления установлены ст. 60 ТмК РФ. Таким образом, разрешения на совершение других действий, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке ст. 203, 204 ТмК РФ в течение 30 дней со дня принятия заявления или документов, содержащих необходимые сведения.

Место и время таможенного оформления.

Согласно ст. 62 ТмК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со ст. 406 и ст. 407 ТмК РФ.

Причем для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например на территории предприятия-экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного (п. 2 ст. 362 ТмК РФ).

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 66 ТмК РФ).

Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов (ст. 407 ТмК РФ).

Пункт пропуска через Государственную границу - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля (в том числе таможенный) и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Внутренний таможенный транзит (ВТТ) - таможенная процедура, которая применяется при перевозке иностранных товаров (ст. 79 ТмК РФ):

  • из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (ст. 92 ТмК РФ);
  • из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
  • между складами временного хранения, таможенными складами;
  • в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Данная процедура начинается с момента выдачи таможенным органом отправления разрешения на ВТТ товаров и закапчивается в таможенном органе назначения оформлением завершения ВТТ.

Таможенная процедура временного хранения производится с целью обеспечения сохранности товаров до завершения их таможенного оформления и для осуществления таможенного контроля над данными товарами.

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено ТмК РФ.

Декларирование товаров

Законодатель в ст. 123 ТмК РФ закрепил перечень ситуаций, когда товары подлежат декларированию таможенным органам. Такие ситуации происходят:

При их перемещении через таможенную границу, т. е. ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом (подп. 7 п. 1 ст. 11 ТмК РФ);

При изменении таможенного режима.

Декларирование товаров производится путем заявления

таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТмК РФ, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования может быть письменной, устной, электронной или конклюдентной.

Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденная приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057, определяет правила заполнения письменной таможенной декларации на бланках установленной формы, имеющих специальные элементы защиты.

Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

Использовать и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТмК РФ, никто не вправе, а после выпуска пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются ФТС России в соответствии с ТмК РФ. При этом ФТС России вправе сокращать установленные Кодексом перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом следующих критериев:

  • категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства;
  • видов товаров;
  • целей использования товаров;
  • требований таможенных режимов;
  • вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенный контроль

Таможенный контроль - система мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Что касается проведения таможенного контроля, то таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Законодатель закрепляет за таможенными органами право проводить различные виды проверок, такие как проверка документов и сведений и проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, производится в целях установления подлинности документов и правильности их оформления, а также достоверности содержащихся в них сведений.

Проверка достоверности сведений может осуществляться путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Одним из главных моментов при декларировании товаров является их классификация, т. е. правильное определение их кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД России).

Это важно, так как код является базой для применения в отношении товара мер тарифного и нетарифного регулирования данной деятельности. В целом ряде случаев он может обосновать особенности таможенного оформления (например, ограничения по местам декларирования) и таможенного контроля товара.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД России) определяется Правительством РФ, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» ТН ВЭД России - это основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

ТН ВЭД России представляет собой национальную производную Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и основана на ГС и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

С 1 апреля 2000 г. длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. Седьмой и восьмой знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, осуществленная в Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Таким образом, первые восемь знаков TII ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Наконец, десятый знак ТН ВЭД России - нововведение, установленное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

В ТН ВЭД России часто вносятся изменения. Достаточно отметить, что с 1 января 2002 г. (с момента утверждения действующей редакции ТН ВЭД России) выпущено более 24 постановлений Правительства РФ, которые исключили из ТН ВЭД России 68 десятизначных позиций и включили 213 новых десятизначных позиций и 6 новых дополнительных примечаний РФ к группам ТН ВЭД России.