Урок по русскому языку "Чередование звуков. Беглые гласные" (5 класс)

Кто из нас, будучи школьником, задумывался о том, насколько важно учить правила русского языка? Порой такая простая детская оплошность, как недоученные уроки, может сыграть во взрослой жизни злую шутку. Да, на дворе компьютерный век, и Word указывает на ошибки, так что можно не беспокоиться о грамматике. Но немало документов мы все еще заполняем от руки, множество заявлений пишем по старинке ручкой на бумаге, и делать детские ошибки в тексте для образованного человека просто недопустимо.

Достаточно часто затруднения вызывает орфограмма с беглым гласным. С этим лингвистическим понятием детей знакомят в пятом классе, но по окончании школы мало кто может вспомнить правила написания слов, подпадающих под эту категорию. В данной статье можно найти информацию о происхождении этих гласных, их правописанием и способами проверки.

Определение термина

И почему их так назвали? Беглые - потому что он либо выпадает при изменении слова, либо появляется там, где его раньше не было. Если говорить лингвистическим языком - гласные чередуются с нулем звука при формообразовании и образовании новых слов.

Например: сон - сна, дубок - дубка, орешек - орешка.

С нулем звука чередуются -о- и -е-. Беглая гласная может появляться и исчезать в приставке, корне и суффиксе слова.

Значение орфограммы

Откуда появились беглые гласные? гласные, сегодня известно не каждому. Но в древнерусском языке, вместо части привычных сегодня букв, на письме использовались так называемые сверхкраткие гласные: Ъ - «ер», который читался как «О» и Ь - «ерь», который читался как «Е». Поэтому при сильной их позиции они преобразовались в гласные -о- и -е-, а при слабой - исчезли.

Например: отьц - отец; отьца - отца.

В современном языке в устной речи беглые гласные используются для того, чтобы облегчить произношение скопления согласных звуков. Именно поэтому в некоторых словоформах и в словах при изменении падежа звук то появляется, то исчезает. Для письменной речи существует несколько правил написания, которые необходимо помнить, чтобы не допускать ошибок.

Основные формы с беглыми гласными

Перед тем как учить правила, следует определить в каких формах слов скрывается эта орфограмма. Встречаются беглые гласные в словах, относящихся к именам существительным, прилагательным и глаголам.

Встречается в трех формах без окончания:

  • имена существительные, употребленные в мужском роде II склонения, в единственном числе именительного падежа с суффиксом - ок.

Например: мешок - мешка, молоток - молотка.

  • имена существительные, употребленные во множественном числе в I склонении и в среднем роде II склонения в родительном падеже, а также некоторые формы, имеющие лишь множественное число с суффиксами -ёр, -ок, -ец.

Например: сестра - сестёр, сутки - суток, кольцо - колец.

  • краткая форма качественных прилагательных, употребленных в и притяжательные прилагательные мужского рода в форме именительного падежа в единственном числе с окончаниями - ен, -ий, -ачий, -ячий.

Например: грустный - грустен - грустна, собачий - собачьего - собачья.

Беглые гласные могут проявиться как в отдельной форме слова, так и в его родственных производных. Кроме того, они могут выступать в качестве ударных и безударных звуков. Как правило в ударной позиции выступают звуки -о-, -е-, -ё-, крайне редко встречается -и-. Тут важно помнить, что перед буквой «й» в ударной позиции употребляется -е-, которая слышится при произношении.

Например: семья - семейка - семей - семейный, воробей - воробья.

Учитывая сложность определения беглого гласного в слове, правописание может вызвать трудности. Для проверки большинства случаев этой орфограммы можно выделить два основных правила. Первое правило относится к написанию имен прилагательных и существительных, второе к глаголам.

Зная, что такое беглые гласные, и помня простые приемы их проверки, можно избежать грубых ошибок в письменной речи.

Правило первое

Этот метод проверки относится к написанию имен существительных и прилагательных. Здесь важно обращать внимание на соседство. А именно на то, какие согласные стоят рядом с беглыми гласными.

  • Если это твердые парные согласные, значит, следует писать букву «о».
  • Когда это шипящие, мягкие парные согласные, а также -ц-, то в слове место букве -е-.
  • В случае с соседством парных мягких шипящих перед -й- следует употреблять букву -и-.

Правило второе

Как писать глаголы с этим гласным? На самом деле все довольно просто: если в слове после корня стоит суффикс -а- , - в корне пишут букву -и-. Если же этого суффикса нет, тогда букву -е-.

Список исключений

Существуют слова, которые не подпадают под правила, их нужно просто запомнить, чтобы правильно использовать.

  • Вместо ожидаемой -е- может употребляться буква -я-: зайца - заяц.
  • Ожидаемую -е- может заменить -и-: достоин - достойный, достоинство .
  • Буква -е- вместо -и-: судья - судей, ружье - ружей, улья - улей, чирья - чирей.

Знания о том, что такое беглые гласные, обязательно пригодятся! А выучить правила и избавить себя от ошибок очень легко!

Русский язык скрывает в себе множество тайн. Правила написания слов, их структура и морфологические составляющие основаны на реалиях, которые существовали в древности. Постепенно в структуре языка происходили изменения. Они провоцировали явления, существенно повлиявшие на современную грамматику. Феномен беглых гласных - не исключение.

Значение словосочетания

Беглые гласные — это звуки [o], [э], реже [и]. Они встречаются при образовании падежных и количественных форм существительных с нулевым окончанием (шатер — шатра - шатры), в прилагательных, обозначающих качество (при образовании краткой формы: грустный - грустен, сытный - сытен) и принадлежность (барсучий — барсучья — барсучьего, рысий - рысья - рысьего). При трансформации слова такие гласные выпадают (угол — угла — об угле; чехол — чехла — о чехле), тогда как в других похожих словах, как правило, сохраняются. Например: кот — кота — о коте; бор — бора — о боре; гусиный - гусиная - гусиного. Это приводит к тому, что состав и звучание морфемы, в которой происходит данное явление, изменяется. Такие преобразования часто осложняют изучение русского языка и могут повлечь за собой ошибки в написании и при разборе.

Для древнерусского языка были характерны слоги, заканчивающиеся на гласный звук, по-другому их называют открытыми. Во время периода изменения системы гласных, в процессе упразднения коротких гласных, появляются слоги, заканчивающиеся на согласный (также их называют закрытыми). Так, в современном русском языке начальная форма глагола заканчивается на -ть [т"], то есть на мягкий согласный. Раньше написали бы «не брезжить», а «брезжити». Появлению слогов, заканчивающихся на согласный, также способствовало исчезновение букв ъ (ер) и ь (ерь). Этот процесс проходил достаточно долго и полностью закончился во время реформы семнадцатого года двадцатого столетия. Буквы упразднили, а оставшееся на их месте отсутствие звука породило явление, которое в современном русском языке называют беглыми гласными.

Так, в древнерусском языке слово угол писалось бы как угълъ, а его производная - угла — угъла; чехол — чехълъ, чехла — чехъла. Феномен в фонетике породил преобразования в морфологии, то есть по этому принципу стали образовываться падежные и количественные формы. Поэтому такие звуки можно встретить и в словах, появившихся в языке позднее или заимствованных из других языков. Например, Египет - Египта.

С другой стороны, если в слове есть явление, о котором говорилось ранее, значит, когда-то в нем были буквы, начертания которых остались и по сей день, а функция совершенно изменилась. Твердый и мягкий знаки не имеют ничего общего, кроме написания, с их историческими собратьями.

В каких частях слова может встречаться?

Чаще всего можно встретить беглые гласные в корне слова (вихор - вихра, стелить — стлать). Но явление также характерно и для приставок (подозвать - подзывать, разотрешь — растереть, совершилось - свершилось) и для суффиксов (флажок - флажка, рожок — рожка, смешной - смешон). По количественному соотношению реже других встречаются беглые гласные в приставках.

Влияние на правописание

Сложившаяся картина помогает различить на письме зачастую одинаково звучащие суффиксы -ек, -ик в существительных. Для того, чтобы правильно написать слова сыночек, платочек, зайчик, мальчик, необходимо их просклонять. Если гласный чередуется с отсутствием звука, то в данной морфеме необходимо писать букву «е», так как буква «и» всегда сохраняется при изменении формы.

Влияние на состав слова

Чтобы наглядно увидеть, как меняется количество составляющих в лексеме, возьмем следующие однокоренные слова: ледяной, где корень — лед [л"од] состоит из трех фонем, и льдина, в котором корень — льд [л"д] имеет в своем составе только два звука.

Кроме количественной составляющей, сложность вызывает определение границ коренной морфемы, так как обычно по ней определяется основное лексическое значение, а одна или две буквы не дают представления о смысле языковой единицы.

Догадаться, что такое «льд», без определенных знаний невозможно, особенно, если учесть, что корень может иметь одинаково звучащие единицы, имеющие при этом совершенно разные концепты. Например, в словах «барский», «барсовый», «барсучий» морфема «барс» в каждом из трех случаев имеет свой собственный смысл. Барский - имеющий отношение к барину, барсовый - принадлежащий барсу, а барсучий - барсуку.

Влияние на грамматику

В словах с беглыми гласными происходят разные метаморфозы. Часто это провоцирует появление нескольких форм множественного творительного падежа числа имен существительных. Достаточно сложно разобраться, какое из слов верное: «дверями» или «дверьми», «дочерями» или «дочерьми», «лошадями» или «лошадьми».

Первоначально количественная форма образовывалась с помощью окончаний -ами, -ями, а после появления обсуждаемого явления появился второй вариант. В современном русском языке к каждой паре слов необходимо подходить индивидуально. У большинства из них возможно употребление обоих вариантов (двери, лошади, дочери). У других форма с беглым гласным устарела и используется только составляющая с -ами (кости). В другом случае, наоборот, единственно верной стала разновидность на -ьми (дети).

Особую сложность представляют слова, где добавляется звук при образовании множественного числа (серьга - серег, кочерга - кочерег).

Составляют затруднения не только исконно русские лексемы. К этой путанице иногда примешиваются и заимствованные единицы. Речь идет о существительном «брелок». По всем правилам должно быть единственно возможное видоизменение «брелоки», так как форма множественного числа образуется с помощью окончаний — и, -ы. Однако существует и другое слово - «брелки», которое используется в разговорной речи, но постепенно заменяет первоначальный вариант.

Любая наука — это увлекательное путешествие в неизведанное и загадочное. Лингвистика - не исключение. Но только окунаясь в историю и обращаясь к современности, можно узнать о всех тонкостях строения, правописания, употребления, значения слова как единицы языка.

Примеры с беглыми гласными доказывают это и помогают избежать ошибок в правописании, в морфологических изменениях, в разборе слова.

Сон – сна, день – дня, отец – отца, кошка – кошек … В этих и многих других словах наблюдается чередование гласных [о], [э] с нулем звука, т.е. чередование наличия гласных с их отсутствием. Это явление довольно широко представлено в русском языке. Как же оно возникло?

Появление беглых гласных стало одним из последствий падения редуцированных . Напомним вкратце: в древнерусском языке существовали особые гласные, произносившиеся как очень краткие [о] и [э]. На письме они обозначались буквами Ъ и Ь, а в науке получили название редуцированных, т.е. ослабленных. Они могли стоять в сильных и слабых позициях в слове. В сильных эти гласные произносились почти как обычные, более долгие [о] и [э], а в слабых представляли собой лишь краткий призвук (более подробно см. ).

В XI – XII веках в древнерусском языке шел процесс, названный в лингвистике падением редуцированных. Он заключался в том, что эти гласные в сильных позициях стали произноситься дольше и окончательно совпали по звучанию с гласными полного образования (т.е. неослабленными) [о] и [э], а в слабых позициях полностью исчезли.

Рассмотрим в качестве примера чередование в формах сон – сна .

Современное слово сон восходит к древнерусскому сънъ . Как видим, в нем было два гласных [ъ]. Во втором слоге этот звук стоял в слабой позиции (в абсолютном конце слова) и в результате падения редуцированных исчез. В первом слоге [ъ] находился в сильной позиции (под ударением; перед слогом с редуцированным в слабой позиции) и превратился в гласный полного образования [о].

Древнерусская форма родительного падежа этого слова – съна . Редуцированный здесь был только в корне, в первом слоге, и стоял перед слогом с гласным полного образования [а]. Для звука [ъ] это была слабая позиция, поэтому в данной форме слова он исчез.

Та же ситуация со словами отец – отца, день – дня, кусок – куска и т.д.

Со временем беглость гласных стала значительно распространяться в языке . Она появилась даже во многих (хотя и не во всех) словах, где редуцированных никогда не было, а были изначально гласные полного образования [о] и [э]. Сначала это происходило по аналогии .

В качестве примера рассмотрим формы ров – рва . В корне древнерусского слова ровъ был гласный полного образования [о], а не редуцированный. Значит, беглой гласной тут быть не должно, и в родительном падеже должна быть форма рова?.. Но у нас прижилась словоформа рва , возникшая по аналогии с формами типа сна, дня и т. д.

С течением времени чередования гласных [о] и [э] с нулем звука настолько распространились, что стали неотъемлемыми признаками слов в некоторых падежах. И беглые гласные из фонетического явления превратились в явление морфологическое, то есть стали служить средством образования форм слов . Например, теперь в русском языке существительные женского рода с суффиксом -к-, мужского рода с суффиксами -ок-, -ец- и другими склоняются так, что в них появляются беглые гласные (за некоторыми исключениями). И это несмотря на то, что многие из этих слов отсутствовали в древнерусском языке и, следовательно, никогда не содержали в себе древние редуцированные звуки: пионерка – пионерок, ракетоносец – ракетоносца

Литература:

Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. – М., 2009.

Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. - М., 1963.