Основные направления политики М. С

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось - не без колебаний - на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» - новых политических сил, грозивших в дальнейшем взорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост - председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР - Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность», т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора».

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

3.Экономическая реформа

Экономические реформы в России (1990-е годы) - экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунин и др.), она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации иЗакон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях (на основе закона 1989 года об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом, имевшим место в СССР в последние годы его существования. Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране. К 1990-му г. продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости, возникали громадные очереди. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

Начало перестройки непосредственно связывают с приходом на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в 1985 г. Однако осознание необходимости реформ пришло к советскому руководству еще в начале 80-х гг., о чем свидетельствовала деятельность Ю.В.

Андропова. В то же время оно не приобрело пока должной устойчивости, поэтому смерть Андропова привела к прекращению попыток произвести какие-либо изменения во время недолгого пребывания у власти К.У. Черненко. И все же процесс перемен был неизбежен, будучи обусловлен всеобъемлющим кризисом системы. Впрочем, с точки зрения советского политического руководства ситуация выглядела намного менее тревожной: да, оно понимало необходимость перемен, но полагало, что можно ограничиться проведением их только в экономической сфере. Собственно говоря, к 1985 г. багаж реформаторов мало обновился в сравнении с представлениями Ю.В. Андропова. Преобладала все та же идея наведения порядка и дисциплины на производстве, в результате чего будут исправлены накопившиеся недостатки и социализм сможет начать быстрое и поступательное движение вперед. Это движение стало все чаще именоваться "ускорением", которое и должно было привести к главной цели всей "перестройки" - обновлению социализма, приданию ему большей динамичности и способности выдержать конкуренцию со странами Запада. Традиционным оказалось и направление, в котором двигались экономические преобразования - оно развивалось в русле опыта реформы 1965 г. - была предпринята попытка повышения самостоятельности хозяйственных единиц. Переходя от одной "модели хозрасчета" к другой, высшим достижением этой линии стала аренда государственного предприятия его коллективом. Не был забыт и опыт осуществления нэпа: средством компенсации низкой эффективности слабо стимулирующих работника государственных форм производства, была выдвинута кооперация, сравнительно безопасная с идеологической точки зрения как общественная форма производственной деятельности, и, в то же время, основанная на личном материальном интересе. Не дав какого-либо существенного хозяйственного эффекта, экономические реформы все же сыграли весьма существенную роль - они способствовали возникновению и развитию идеи возможности применения рыночных методов в советской экономической системе. В целом же проводимая в 1985 - 1991 гг. экономическая политика продемонстрировала явную неспособность политического руководства выйти за рамки традиционных представлений и неготовность к последовательным и решительным шагам. Но дело не только, и даже не столько в способностях высших руководителей СССР. Фактически, правильнее говорить о том, что проведение экономических реформ натолкнулось на жесткое сопротивление всей политической системы. К 1987 - 1988 гг. это стало настолько очевидным, что советское руководство вынуждено было объявить о начале частичных изменений в этой сфере. Однако, естественно, это означало ослабление позиций государственного аппарата, всего слоя советской номенклатуры, не желавшего расставаться со своими привилегиями. Поэтому проведение реформ требовало сломить ее скрытую, но упорную оппозицию. Стремясь найти поддержку, реформаторское крыло в руководстве решило опереться на массы. Именно этими целями объясняется знаменитая политика "гласности", сначала весьма ограниченной, разрешенной, но затем все более смелеющей и выходящей из под идеологического контроля, ставшая основой фактической "свободы слова" в стране. Активная поддержка со стороны масс действительно позволила начать процесс демократизации политической системы. В качестве главного направления здесь было избрано повышение роли Советов, означавшее установление четкого разграничения функций между советскими и партийными органами, выражавшегося, прежде всего, в отказе партийных органов от выполнения хозяйственных функций. Высший орган Советской власти - Верховный Совет - был дополнен Съездом народных депутатов и превратился в постоянно действующий орган. Именно эти меры положили начало развалу политической системы СССР, поскольку именно партийная вертикаль обеспечивала реальное функционирование политической системы; советские органы были властью сугубо номинальной, а потому оказались не готовы к выполнению возложенных на них полномочий. Наряду с развалом старой модели власти, в стране начинается постепенное формирование первых элементов новой политической системы, основанной на многопартийности. Первые общественно-политические движения развивались в рамках самой партии, где начинают появляться как отдельные оппозиционеры (подобные Б.Н. Ельцину), так и целые группы (скажем, "демократическая платформа"). Начинают появляться и первые политические внепартийные группы - либерально-демократическая, социал-демократическая партии, Межрегиональная депутатская группа на Съезде народных депутатов. Развитие гласности в направлении все большей критики как конкретных властей, так и системы в целом вызвало заметную политизацию общества и рост популярности радикальных движений. Напротив, все более отчетливым становится падение авторитета КПСС и увеличение антикоммунистических настроений в стране. Наивысшего развития поляризация политических сил достигла в 1990 - 1991 гг., когда оппозиции удалось добиться отмены 6-й статьи Конституции СССР, закрепляющей особую роль КПСС в государственной системе СССР, и внушительного представительства в ряде республиканских законодательных органов. В свою очередь, непоследовательность и готовность идти на уступки М.С. Горбачева вызывала недовольство им в самом коммунистическом движении, в котором все большую силу набирало консервативное направление. Политическое размежевание оставляло все меньше возможностей руководству для проведения сбалансированной политики, приходилось постоянно лавировать между правыми и левыми, не удовлетворяя, в конечном счете, ни тех, ни других. Растущая политическая нестабильность весьма негативно сказывалась на социально-экономической обстановке в стране. Фактическое прекращение экономических реформ резко обострило положение в народном хозяйстве, которое все меньше могло удовлетворять повседневные нужды населения. Все это усилило кризис доверия к власти. Частой формой проявления недовольства стали забастовки, во время которых выдвигались не только экономические, но и политические требования. Особую активность при этом проявили шахтерские коллективы. К концу 1990 г. политический кризис, слившись с социально-экономическим и идеологическим, поставил на повестку дня вопрос о выборе дальнейшего пути. Этому способствовало ослабление позиций Советского Союза на внешнеполитической арене. Прежде всего, кризис в СССР привел к отходу от него "социалистических стран" Восточной Европы. Отказ от "доктрины ограниченного суверенитета" уменьшил возможности контроля за ними, что привело к поражения тех сил, которые выступали за сохранение связей с СССР. В свою очередь, распад "восточного блока" резко усилил ориентацию вышедших из него государств на западные страны, вплоть до стремления войти в НАТО. С другой стороны, проводимая в стране линия на постепенную демилитаризацию, хотя и улучшила имидж СССР (а особенно его руководителя) в глазах западной общественности, имела и то последствие, что, ослабив опасения по поводу "военной угрозы" со стороны Советского Союза, ослабила его возможности влияния на международную обстановку в мире. К тому же стремление улучшить внутириэкономическую ситуацию в стране за счет получения кредитов на Западе привело к необходимости идти на серьезные, подчас неоправданные уступки во внешней политике, что также подрывало престиж руководства в глазах общественности. Таким образом, к началу 90-х гг. стала очевидной невозможность осуществления реформирования СССР в рамках задуманного умеренного варианта преобразований. Руководство, инициировав перемены, уже вскоре оказалось не в состоянии справиться с теми силами, которые были им же разбужены, оно проявило явное неумение вовремя реагировать на требования общественности, запаздывало с назревшими преобразованиями, оставаясь в кругу идей, никак не соответствовавших распространенным социальным ожиданиям.

Характер перестройки (1985-1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985-1986, 1987-1988, 1989-1991 гг.

1985-1986 гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством- знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер (государственная приемка продукции). Одновременно произошло обновление высшего партийного и государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик.

Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы.

1987-1988 гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование- в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).


Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом росло. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20-30-х гг. («Мы» Е. И. Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Маленькая повесть» В. П. Некрасова, «Верный Руслан» Г. Н. Владимова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова), публицистические статьи И. Клямкина, О. Лациса, Г. Попова, философские опусы Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина... На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации.

Общество решительно выступало за углубление реформ, голоса консерваторов в рядах КПСС тонули в требованиях ускорить преобразования. В 1988 г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти- Съезд народных депутатов.

В 1987 г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск из Афганистана, 1988).

1989-1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Интерес к этим трансляциям был огромен: выступления депутатов А. Д. Сахарова, А. А. Собчака, Ю. Н. Афанасьева, Б. Н. Ельцина, Ю. А. Власова и др. становились фактом общественно-политической жизни. Между тем к 1990-1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Повторить вопросы Отношения с Западом; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ); Региональные конфликты;Афганская война;Отношения с соцстранами. «ДоктринаБрежнева». Реформа политической системы: цели, этапы, итоги Урок 48. Домашнее задание §47 читать; ответить на вопросы к §47; выучить новые слова и записатьопределения в словарь; выполнить задания в рабочей тетради к §47. План 1. Предыстория перестройки; 2. «Кадровая революция»; 3. Реформа 1988 г.;4. Формирование многопартийности;5. Национальная политика и межнациональные отношения;6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 1. Предыстория перестройки После смерти Брежнева во главе партиии государства встал Ю.В. Андропов Юрий ВладимировичАндропов В одном из первых выступлений Андропов признал наличие многих нерешенных проблем Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал спозиций сохранения и обновления существующей системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежду на перемены к лучшему 1. Предыстория перестройки В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государствастал К. У. Черненко (1984-1985) Константин Устинович Черненко Человек старый и больной, онбольшинство времени проводил на лечении или отдыхе При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества Его признанным лидером стал все более быстро набиравший политический авторитет М. С. Горбачев, бывшийпри Черненко вторым человеком в партии 1. Предыстория перестройки 10 марта 1985 г. Черненко умер. Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева Михаил Сергеевич Горбачев Плакатвремен Перестройки(1985-1991) Эпоха перестройки (1985-1991) 2. «Кадровая революция» Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегосяза последние десятилетия общества и выправление«отдельных деформаций» социализма При таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров В январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС признал необходимым в целях ускорения реформ осуществлять подбор кадров на основе главногокритерия - поддержки ими целей и идей перестройки В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и на местном уровне 3. Реформа 1988 г. Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, чтопростой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа лето 1988 г. - вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция Горбачев предложил сформулировать новый высший орган власти –Съезд народныхдепутатов, превратитьВерховный Совет в постоянно действующийпарламент Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май - июнь 1989 г.) Горбачев был избран Председателем ВерховногоСовета СССР Съезд состоял из 2250 депутатов, избранных на 5 лет 3. Реформа 1988 г. По предложению народных депутатов концепция политической реформы в 1990-91 гг. была дополнена рядом важных положений Главным из них стала идея построения правового государства (где обеспечивается равенство всех перед законом) III съезд народных депутатов в марте 1990 г. счел целесообразным ввести пост ПрезидентаСССР, которым сталМ.С. Горбачев Тогда же была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшаямонопольное положение КПСС в обществе Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в Советском Союзе 4. Формирование многопартийности По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий 1988 г. – «Демократический союз»В. Новодворская 1990 г. – «Демократическая партия» 1991 г. - Либерально-демократическая партия 4. Формирование многопартийности При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное Коммунисты призывали кпреимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентскойдемократии, переход к рыночной экономике Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений 4. Формирование многопартийности В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию В 1990 г. - к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола радикально-реформаторское реформаторско-обновленческое традиционалистское Быстрые изменения, демократизация общества,рыночная экономика Продуманные и постепенные изменения в рамках существующего общественного строя Сохранение существующих общественных отношений с незначительными изменениями 4. Формирование многопартийности Съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек) В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева иперестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦКпотребовали его отставки 5. Национальная политика и межнациональные отношения Начавшаяся демократизация общества, политика «гласности» сделали неизбежной реанимацию национального вопроса В декабре 1987 г. в ответ па назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахскаямолодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсоветаНагорного Карабаха было принято решение о ходатайстве передВерховными советами Азербайджана и Армении о выводеобласти из состава АзССР и включении ее в состав АрмССР Ответом на это решение стали погромы и резня армян в Сумгаите. В этих условиях Горбачев ввел войска в Сумгаит 5. Национальная политика и межнациональные отношения В апреле 1989 г. в Тбилиси силами армии была разогнанадемонстрация национально-демократических сил В ходе вытеснения демонстрантов 16 участников митинга погибли на месте происшествия, а трое вскоре скончались в больнице 5. Национальная политика и межнациональные отношения В то же время начавшая реализовываться реформа политическойсистемы неуклонно вела к еще большей активизации национального движения 18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете В июне 1989 г. последовал межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане 11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости ЛитовскойРеспублики 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I съезд народных депутатов РСФСР Все это заставило руководство принять меры по оформлению нового союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора Его подписание было назначено на 20 августа Подписание нового Союзного договораозначало не толькосохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора В ночь на 19 августа 1991 г.был создан Государственныйкомитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайноеположение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву. Указ ГКЧП 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия 21 августа - Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказалось от подписания Союзного договора В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ) 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия Оно объединило первоначально 11 бывших Союзныхреспублик (без Грузии и Прибалтики). Л. КравчукС. ШушкевичБ. Ельцин 6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. Распад СССР «крупнейшая геополитическая катастрофаВека» В.В. Путин