Антон шкаплеров космонавт биография. Космонавт Шкаплеров: они прилетели из космоса и поселились на МКС

Антон Шкаплеров родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь, Республика Крым. В 1989 году окончил среднюю школу № 30. Далее, три года учился в Черниговском высшем военном авиационном училище. В 1994 году окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, а в 1997 году получил диплом Военно­-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского, факультета «Летательные аппараты». Позднее, прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Юриспруденция».

До 1998 года проходил службу в строевой части военно-воздушных сил Калужской области, в поселке Шайковка. Далее в течении пяти лет работал старшим летчиком-инструктором пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС. Затем стал командир эскадрильи авиационного полка ВВС в поселке Кубинка, Московской области.

На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года Антону Николаевичу присвоена квалификация «космонавт-­испытатель». Через пять лет аттестован в качестве космонавта отряда Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Первый полет в космос совершил 14 ноября 2011 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-­22». Общая продолжительность полета составила 165 суток 7 часов 31 минуты 34 секунды. Во время полета совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 15 минут.

Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, Шкаплерову Антону Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».

Второй полет стартовал 24 ноября 2014 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-15М», члена 42-й и 43-й основных экспедиций МКС вместе с Самантой Кристофоретти и Терри Вертсом. В тот же день, через 5 часов 46 минут после старта, корабль успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю «Рассвет» российского сегмента Международной Космической Станции. Позднее, 11 июня 2015 года корабль отстыковался от станции. Спускаемый аппарат ТПК «Союз ТМА-15М» благополучно приземлился в заданном районе Казахстана. Продолжительность полета космонавтов составила 199 суток 16 ч 42 мин 48 секунд.

Третий полет стартовал 17 декабря 2017 года в качестве командира корабля «Союз МС-07» вместе со Скоттом Тинглом и Норисигэ Канаи. Во время полета 2 февраля 2018 года совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 08 ч 13 минут. Продолжительность третьего полета космонавтов составила 199 суток 16 ч 42 мин 48 секунд.

Общая продолжительность полетов Шкаплерова составляет 533 суток 05 часов 31 минута. Во время экспедиций два раза выходил в открытый космос продолжительностью 14 часов 28 минут.

Указом Президента России Антон 29 мая 2019 года Шкаплеров награжден Орденом «За заслуги перед отечеством III степени», за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на МКС.

Кроме космоса Антон Николаевич увлекается теннисом, футболом, бадминтоном, гольфом. Много времени уделяет рыбалке и путешествиям.

Награды и Признание Антона Шкаплерова

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 января 2017) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции.

Летчик-космонавт Российской Федерации

Космонавт первого класса (14.08.2018, «За образцовое выполнение пилотируемых космических полетов по программе МКС, а также в соответствии с Положением о космонавтах РФ»)

Медаль «За воинскую доблесть» II степени

Медаль «За отличие в военной службе» I, II, III степени

Медаль «За службу в Военно-воздушных силах».

«Почетный гражданин города-героя Севастополя» (11.09.2012)

Ведомственная награда Роскосмоса знак Королева.

С 9 марта 2013 года почетный гражданин города Гагарин «за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность, продолжение звездного подвига Юрия Алексеевича Гагарина»

Антон Николаевич Шкаплеров (род. 20 февраля 1972) - российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», полковник ВВС РФ.

Казачий полковник Московского областного казачьего округа Союза Казаков России.

Образование

  • С 1989 по 1992 год учился в Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков (ВВАУЛ).
  • В 1994 году окончил с отличием Качинское ВВАУЛ.
  • В 1997 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского по специальности «лётчик-инженер-исследователь».

В 2010 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Юриспруденция»

Опыт работы

С 1997 по 1998 год - служба в строевой части ВВС в Калужской области.

С 1998 года - старший лётчик-инструктор пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС, затем - командир эскадрильи авиаполка ВВС в городе Кубинка Московской области. Летает на самолетах Л-39 и МиГ-29. 29 мая 2003 года решением Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки.

С 16 июня 2003 года по 28 июня 2005 года прошел курс общекосмической подготовки и 5 июля 2005 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В июле 2008 года появились сообщения об его назначении в дублирующий экипаж 22-й экспедиции на МКС. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Роскосмоса плане полётов на МКС.

В июле 2009 года появилась информация об его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции и о возможности его назначения в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС. 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено НАСА (пресс-релиз № 09-233).

В ноябре 2009 года прошёл клинико-физиологическое обследование и на заседании ГМК 19 ноября 2009 года был признан годным к космическому полёту. 19 декабря 2009 года Межведомственной комиссией утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17» и члена 22/23-й основных экипажей МКС.

Во время старта ТК «Союз ТМА-17» 21 декабря 2009 года был дублёром командира корабля. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина».

Назначен в долговременные экипажи МКС-29 и МКС-30.

Полёты

Первый раз стартовал 14 ноября 2011 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-22» и бортинженера экипажа МКС по программе 29-й и 30-й основной космической экспедиции. Полёт завершён 28 апреля 2012 года - спуск ТПК «Союз-ТМА» .

Второй раз стартовал 24 ноября 2014 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-15М». Полет завершён 11 июня 2015 года - спуск ТПК «Союз-ТМА»

Семейное положение

Женат, в семье 2 дочери: Кира и Кристина.

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 января 2017) - за мужество и высокий профессионализм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции.
  • Герой Российской Федерации (Указ Президента России от 2 ноября 2013 года)
  • Лётчик-космонавт Российской Федерации
  • Медали Вооружённых Сил Российской Федерации: «За воинскую доблесть» II степени, «За отличие в военной службе» I, II, III степени, «За службу в Военно-воздушных силах».
  • «Почётный гражданин города-героя Севастополя» (11.09.2012)
  • С 9 марта 2013 года почётный гражданин г. Гагарин «за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность, продолжение звёздного подвига Юрия Алексеевича Гагарина».

Российский космонавт-испытатель

Полковник ВВС РФ

24.11.2015

Записали: Алена Гурьева, Зоя Бобылёва

Фото: Алексей Астахов

Собрать бы всех глав государств и политиков, да оправить в космос – пусть посмотрят, какая наша Земля прекрасная. Я думаю, у них сразу поменяется мировоззрение: не будут спорить за территории. Это всё общее, надо вместе работать и сохранять всё это для наших детей.

Когда мы проводим свои эксперименты, в том числе по экологии, наблюдаем за Землей при помощи фото- и видеоаппаратуры, особенно за местами, в которых было зафиксировано отрицательное воздействие человека на природу, то видим разливы нефти, следы применения военной техники и многое другое. К сожалению, это сопровождается колоссальными загрязнениями. У людей, совершающих такого рода преступления, другие задачи, и они не задумываются о вреде, нанесенном окружающей среде. Всё же мы должны сохранить планету такой, какой она нам досталась.

Мы действительно выращиваем растения, наблюдаем за животными и затем возвращаем обратно в лаборатории. По сути, мы выполняем космические эксперименты – те, которые невозможно сделать на Земле.

Каждому космонавту разрешено с собой взять 1кг личных вещей. Естественно, не колющиеся, небьющиеся предметы. Я с собой принес список этих вещей, это конверты, игрушка (индикатор невесомости), вымпелы, флажки, футболка вашего вуза и тому подобное.

Человек, даже если он не достаточно подготовлен физически, всё равно через 2 недели адаптируется к невесомости. Через месяц уже и не задумываешься, что ты находишься в космосе. Просто живешь, работаешь, привыкаешь к тому, как надо обращаться с предметами. Да и после полета мы недолго потом возвращаемся обратно в обычное состояние. Я уже примерно через неделю самостоятельно управляю машиной.

В моей практике случались внештатные ситуации на МКС, но они были не трагические. Нам на пути встречался космический мусор, но мы вовремя уклонялись от него, изменяя высоту полета. Во время второго полета прошел сигнал – загрязнение атмосферы станции аммиаком, а это одна из самых опасных нештатных ситуаций, которая может произойти в космосе. При большой его концентрации в атмосфере достаточно 2-3 вдоха, чтобы сжечь себе органы дыхания. После обнаружения этого превышения мы всё бросаем, закрываем люки между российским и американским сегментами, а далее действуем по отработанному алгоритму, согласуя свои действия с Землей. Позже выяснили, что это сбой компьютера.

Рано или поздно всем странам нужно будет объединиться, так как полеты на далекие расстояния и другие планеты требуют дорогостоящей техники, совместных ресурсов и знаний.

Мы выращиваем растения не для того, чтобы есть их. Ученые пытаются найти такие представители флоры, которые будут использоваться в длительных полетах на другие планеты. Выращивали пшеницу, капусту, огурцы и многое другое – целая оранжерея, она небольшая, но она есть. Иногда, конечно, хоть один листочек космической капусты, но съешь. Ты же ее выращивал! Да и не хватает свежих земных овощей.

NASA на своем странице в Instagram любит сравнивать нынешние разработки скафандра для полета на Марс со скафандром, представленным в фильме «Марсианин».

Я всю жизнь стараюсь учиться, чего и ребятам желаю. Давно мечтал получить юридические образование – хотел разобраться в российских и международных законах для своей деятельности в будущем. Когда-то я уже не буду летать в космос, перейду на новую работу, на какой-то новый уровень. Эти знания будут помогать мне впоследствии. Может быть, в политике или в управлении какой-то организацией. Я уже защитил кандидатскую работу и в будущем думаю о докторской.

Действительно, уже сейчас намечается такая космическая задача, как колонизация, если ее можно так назвать. Может быть, это будет колонизация Марса. Но перед тем как полететь туда, необходим промежуточный этап по отработке транспортировки и посадки различных систем на Луне, либо на каком-то астероиде.

У нас не бывает межнациональных конфликтов. В космосе мы все занимаемся общим делом, и ни от каких санкций ничего не зависит. Например, сейчас всех космонавтов к МКС только наш «Союз» доставляет.

Иногда можно в товарищей «покидать» еду, поскольку без юмора в замкнутом пространстве долгое время сложно находиться, но в компьютерные игры, конечно, никто не играет. Все дорожат тем временем, которое проводят в космосе, стараются как можно больше сделать полезного, а уже на Земле отдыхать, читать книги и тому подобное.

Организм наш изменяется при длительном нахождении в невесомости, вдобавок влияет повышенная радиация. Мы отправляем ученым измеренные данные, связанные с работой нашего организма, а они их затем изучают в институтах и лабораториях. Стараются выработать такие методы, которые позволят исключить пагубное влияние космоса на организм, чтобы в дальнейшем человек мог совершать длительнее полеты, высаживаться на другие планеты и изучать их без вреда для здоровья.

Невесомость – это как раз одно из самых интересных явлений, которое так привлекает космонавтов. Нет ограничений в направлении передвижения – куда захотел, как захотел – так и движешься.

Фильм «Марсианин» мне понравился, он больше научный, его постарались наиболее приближенно сделать к книге, а автор в свою очередь хорошо изучил космическую биологию и смежные науки. В принципе всё, что описано и снято в фильме – оно реально – выращивание растений, сама жизнь. Единственное – герой передвигается по Марсу, словно по Земле, спокойно ходит - на Марсе же притяжение поменьше, поэтому он должен был свободно бегать, прыгать. Но это уже мелочи.

Приметы у нас действительно есть, а вот у наших иностранных коллег-космонавтов почему-то своих нет. Весь экипаж, например, за два дня перед стартом обязательно смотрим фильм «Белое солнце пустыни». Были случаи, когда кто-то не смотрел, а потом старт по какой-то причине откладывался. Фильм идет на русском языке, но титры есть и на японском, и на немецком, и на английском. В зависимости от того, кто в экипаже. Юмор есть в фильме, иностранцы любят цитировать: «Абдула – поджигай!» и другие знаменитые фразы.

Еще обязательно «присядем на дорожку». Перед отлетом на Байконур по традиции у нас праздничный завтрак. С нами собираются начальники, ветераны, родные, всего может на полчаса, чтобы сказать важные слова, напутствия, и после всего этого обязательно «присесть» нужно. Стульев иногда может не хватать, поэтому садятся даже на подоконники. Так посидят 3-5 секунд, ну и всё – в путь-дорожку. Так что традиции стараемся соблюдать.

С каждым годом количество людей на Земле всё больше, к 2030 году нас уже может быть около 12 миллиардов, и прокормиться будет сложно, поэтому и стоит вопрос о колонизации других планет, которая уже не является фантастикой. Учеными открыто более 200 систем, похожих на нашу Солнечную и в которых в той или иной форме жизнь наверняка существует. Поэтому постепенно необходимо вырываться из Солнечной системы и осваивать космос.

На МКС я предпочитаю свободное время проводить с фотоаппаратом, делать снимки разных городов, могу из космоса позвонить кому-нибудь, бывает, просят поздравить с Днем рождения кого-нибудь – звоню.

Здоровье для космического туриста, конечно, надо иметь. К примеру, 100 лет назад думали, что на самолетах летают люди, у которых нереально крепкое здоровье, а сейчас все спокойно покупают билет и летят, никто же не спрашивает у вас медсправку. Возможно, то же нас ожидает и с космосом.

Космическим туристам проще в получении допуска на полёт. Но не всех врачи пропускают, никто на себя риск брать не будет, ведь в таком случае никакие деньги не помогут.

В начале космической эры кандидатов отбирали очень тщательно, только среди военных летчиков, а сейчас требования всё же уменьшаются. Со мной два бортинженера летали – оба в очках, это уже значит, что у них не идеальное здоровье, и ничего! Врачи называют это особенностями организма.

В космосе меняется мировоззрение, становится более широким. Посмотришь на нашу планету со стороны, и уже многие проблемы – не проблемы вовсе.

Единственное, что мы сейчас точно понимаем: любые контакты с другими цивилизациями, если мы их встретим, должны быть дружественными.

Общаются на МКС сразу на нескольких языках – барьера нет. Официально принятый язык на станции – английский, потому что большинство людей нашей отрасли этот язык всё-таки знают. Но когда ты летишь на российском космическом корабле, все должны знать русский. «Русинглиш», так называемый. Предложение мы можем начать на одном языке, закончить на другом. Всё зависит от того, о чем разговариваешь. Тяжело, конечно, японцам или итальянцам – им дополнительно 2 языка приходится знать, помимо родного.

Космонавт Шарипов сказал: «Если бы люди увидели Землю из космоса, не было бы войн». Салижан Шакирович у нас восточный человек, поэтому, конечно, глупость не мог сказать – опытный, командиром летал. Действительно, как я уже говорил, надо взглянуть на нашу планету со стороны, она очень красивая. Ее не зря называют «голубой планетой» - ведь 70 процентов Земли покрыто водами Мирового океана, и, когда она подсвечивается Солнцем, она действительно нежно-голубая. Да и горы красивые, и пустыни. Куда ни посмотри – везде красиво.

Никаких шлангов и проводов в открытом космосе за нами не тянется, мы просто передвигаемся в специальном скафандре с отдельной системой жизнеобеспечения внутри. Еды в скафандре нет, да и неудобно это. Вода есть, но я не пил, она мне не пригодилась ни разу.

На Луне открыли новый вид топлива Гелий-3. Очень интересное ископаемое, но, к сожалению, нет пока установок, которые бы с ним работали. На других планетах, к примеру, сможем углеводороды добывать и перерабатывать. Не думаю, что появление промышленной космонавтики – дело далекого будущего.

Полет производится на гептиле, токсичное топливо. Сейчас целое семейство новых ракет «Ангара» мы имеем. Они работают на водороде и кислороде – экологически чистом топливе.

Нет, никто меня не останавливает перед полётом в космос, не спрашиваю разрешения – ставлю в известность. Я не могу отказываться от полетов, тем более это моя любимая работа, и мне нравится готовиться к запускам и летать. Я нахожусь на своем месте, и это приносит мне хорошие плоды. Следующий полет у меня запланирован на май 2018 года, вся семья с воодушевлением восприняла эту новость. Будем готовиться к полетам в космос дальше.

Никаких странных явлений в космосе я не встречал. Всё, что попадалось до этого, можно было объяснить наукой. Может быть, в следующем полете?

Самому пожилому американскому астронавту было 78 лет. Я думаю, в будущем многие из вас слетают в космос, а может даже и не один раз.

Новый экипаж Международной космической станции (МКС), который отправится на орбиту 17 декабря на корабле "Союз", сейчас завершает экзаменационные тренировки. Экипаж завершит предполетные экзаменационные тренировки 29 ноября. Командир нового экипажа российский космонавт Антон Шкаплеров рассказал в интервью ТАСС о невесомости и вкусе орбитальной еды, о новом скафандре, предстоящем в феврале выходе в открытый космос по российской программе и космических "поселенцах", обнаруженных на станции.

- Расскажите про талисман нового экипажа.

Официально он называется индикатором невесомости. Обычно это небольшая детская игрушка, и как правило, ее выбирают дети кого-то из членов экипажа. У меня дочь сейчас в пятом классе учится, и она уже в третий раз выбирает игрушку. Это будет маленький серый плюшевый пудель - у нас просто дома такой же бегает. Сейчас игрушка сдана врачу-эпидемиологу. Ее проверят, и если дадут сертификат, то я возьму пуделя на Байконур и, когда уже буду садиться в корабль и закрывать люк, закреплю на люк.

В момент старта он будет натянут на веревке, то есть будет понятно, что мы летим с ускорением. А когда попадем в невесомость, он начнет плавать, и мы поймем, что уже в космосе. Мы жестко притянуты к своим ложементам в корабле, и в первые моменты совсем не чувствуем невесомость, поэтому нужна такая игрушка-индикатор.

- Что нужно сегодня, чтобы стать космонавтом, какие требования?

Главные требования - здоровье, хорошая физическая форма, образование (желательно техническое). Также хорошо бы отработать в своей отрасли лет пять и как-то себя зарекомендовать: стать кандидатом наук, заниматься какой-то научной тематикой, потому что главная цель полета человека в космос - это выполнение космических экспериментов на МКС.

Какие самые сложные испытания у космонавтов во время подготовки к полету? Сколько лет приходится ждать первый полет в космос?

В среднем сегодня космонавты ожидают первого полета от шести до девяти лет

В среднем сегодня космонавты ожидают первого полета от шести до девяти лет. Я, к примеру, на восьмом году полетел. Я считаю, это нормально, тем более что я сразу полетел командиром экипажа и в полугодовую миссию.

А в подготовке нашей легкого мало. Очень много теории и различных испытаний. Летаем на самолетах, прыгаем с парашютами, ходим под воду - это водолазные тренировки со скафандрами, тренируемся выживать в различных климатических зонах. Также у нас огромное количество других тренировок.

Как человек ощущает невесомость во время космического полета? Насколько ему становится плохо? Как быстро космонавты к этому адаптируются?

Так как я летчик-истребитель, то адаптация к невесомости у меня проходит довольно быстро. Как человек переносит невесомость, зависит от конкретного организма - что ему природой заложено, а также от того, как он натренирован. Есть люди, которые хорошо переносят, а есть - которые не очень. Если человека не укачивает, когда он летает на самолете или долго едет на машине, или ходит на корабле, то у него в принципе хороший вестибулярный аппарат и вряд ли он испытает сильные неприятные ощущения в невесомости.

Если все же его укачивает, то в космосе ему будет плохо, но только первое время. Я многих видел и космонавтов, и астронавтов, которым было плохо от невесомости. Однако через две недели даже самые плохо подготовленные или генетически предрасположенные к укачиванию успевают адаптироваться.

Кроме вестибулярного аппарата в невесомости есть проблема с перераспределением крови: когда нет гравитации, наша кровеносная система первое время работает как обычно, но потом происходит распределение крови по-другому: вся она собирается в верхней части тела, в результате, в частности, повышается кровяное давление. Из-за этого даже внешне у космонавтов на станции лица немного округлые, а глаза немного прищурены. Чтобы это себе представить, нужно стать кверху ногами и целый день так проходить, ощущения будут примерно такие же. Но и к этому организм день за днем привыкает.

В первом полете у меня привыкание проходило немного сложнее, а во втором было уже совсем легко - помогли и тренировки, и опыт, и обычные лекарства против укачивания.

Какие спортивные упражнения космонавты обязательно выполняют на орбите? Может быть, кто-то использует индивидуальную систему тренировок?

Есть базовые упражнения - это велотренажер, беговая дорожка. Также у нас за каждым экипажем закреплен тренер, который может немного менять количество упражнений или рекомендовать какие-то новые упражнения, которые не входят в базовый комплекс. Он знает, как мы подготовлены, знает специфику полетов и уже индивидуально разрабатывает нам упражнения.

В день на орбите под занятия спортом отводится по 2,5 часа

В день на орбите под занятия спортом отводится по 2,5 часа и никто не имеет право их отменить, так как от этого напрямую зависит, вернется ли космонавт здоровым, чтобы после реабилитации нормально продолжать жить. Могут отменить выход в открытый космос, даже сон могут отменить, но занятия физкультурой - это железно.

- Какие-то профилактические медицинские препараты космонавты на орбите употребляют? Для чего?

Иллюминаторы в станции имеют защиту от ультрафиолета, и когда миссия длится долго, начинает не хватать витамина D, который вырабатывается под действием солнечного излучения. Кроме того, питание консервное - нет свежих фруктов и не хватает ряда витаминов. Поэтому мы обязательно употребляем на станции различные витаминные добавки.

Также мы периодически сдаем прямо на орбите анализы, и по их результатам врач на Земле, который ведет экипаж, может назначить какие-то препараты. Обычно это тоже мультивитамины.

- Из чего состоит рацион питания космонавтов? Это вкусно или так себе?

Рацион очень разнообразный, его готовит и российская сторона, и европейская, и американская, и японская. Но все это, конечно, не свежее: либо в консервах, либо восстановленное. Через месяц-два это все приедается, и толком ничего есть не хочешь, аппетита нет как такового: открываешь очередной ящик с едой, которая на Земле хорошо бы пошла, смотришь на нее и ничего не хочешь; ешь просто потому, что надо есть. Спасают приправы.

Вкусности присылают родные, но их немного - пять килограмм всего положено космонавтам, и там не только еда. Эти посылки приходят с "Союзами" и "Прогрессами", там могут быть, например, свежие яблоки, апельсины, лук, чеснок. Но их ненадолго хватает.

- Чего вам особенно хочется на орбите из еды?

Да всего хочется, что можно на Земле: шашлыка свежего и борща, селедки под шубой или жареной картошки. На станции не хватает любой нормальной еды.

Какие ощущения испытываешь, когда снова оказываешься под действием притяжения на Земле после космического полета?

В первые минуты на Земле чувствуется ее громадное притяжение, тяжело руку поднять

В этой ситуации кровь, наоборот, оттекает от головы и уходит в нижнюю часть тела, головному мозгу не хватает кислорода. Можешь начать терять сознание. В первые минуты на Земле чувствуется ее громадное притяжение, тяжело руку поднять, даже веки начинают закрываться под их собственной тяжестью. Поэтому нас носят на руках, и первые дни мы в основном проводим сидя и полулежа. Много времени уходит на бассейн - там легче идет первый этап острой адаптации к гравитации.

- Как быстро происходит адаптация?

Тут, как в случае с невесомостью, также все зависит от человека. Первый этап наступает через несколько дней, а так мы в профилактории находимся три недели. В принципе, когда ты уже можешь сам стоять, просят встать вертикально и простоять десять минут; если получается, могут домой на ночь отпустить под пристальным контролем. Если плохо станет - звонишь врачу.

Но тут тоже все индивидуально - кого-то на третий день отпускают, кого-то через неделю или даже десять дней.

- Есть ли ограничения по числу полетов на орбиту?

Нет, никаких ограничений нет, все зависит от человека и его здоровья, но больше чем о шести полетах я пока не слышал.

Неоднократно сообщалось об эксперименте по поиску жизни на внешней обшивке МКС. В чем заключается этот эксперимент, что космонавты делают во время его проведения? Откуда жизнь на обшивке МКС?

Есть такой эксперимент, он состоит из нескольких частей. Во-первых, во время выхода выносятся специальные планшеты и устанавливаются на внешней обшивке станции. В них содержатся различные материалы, которые сейчас применяются в космосе и которые в будущем хотят использовать для изготовления космических аппаратов. Эти планшеты находятся вне станции годами. Через определенное время мы их забираем, доставляем на Землю, и специалисты, ученые смотрят, что там есть.

Нашли бактерии, которые там три года на поверхности прожили в условиях космического пространства

Сейчас нашли бактерии, которые там три года на поверхности прожили в условиях космического пространства, где вакуум и температура колеблется от минус 150 до плюс 150, и остались живы. Такие эксперименты называются "Тест" и "Биориск".

Кроме того, во время выходов мы берем ватными тампонами мазки с внешней стороны станции. Нам с Земли указывают, где нужно взять мазок, например, в месте скопления отходов топлива, выбрасываемых при работе двигателей, или в местах, где поверхность станции более затемнена, или, напротив, где чаще попадает свет солнца. Эти тампоны мы тоже доставляем на Землю.

И теперь выяснилось, что откуда-то на этих тампонах обнаружились бактерии, которых не было при запуске модуля МКС. То есть они откуда-то прилетели из космоса и поселились на внешней стороне обшивки. Пока они изучаются и, похоже, никакой опасности не несут.

- Вам предстоит выполнить в ходе полета выход в открытый космос. Какая планируется программа?

Основная задача выхода - поменять электронный блок у антенны системы ретрансляции "Луч". Есть такая у нас спутниковая антенна в российском сегменте, которая была доставлена на МКС вместе со служебным модулем "Звезда" во времена сборки станции. Тогда предполагалось, что в скором времени появятся спутники-ретрансляторы "Луч" и мы через них будем иметь прямую связь с Землей. Но, к сожалению, это были 2000-е годы и финансирование было недостаточным, спутники созданы не были.

Эта антенна без дела провела в космосе 17 лет, и хотя она физически работает, но элементная база там уже устарела. Созданные сегодня спутники системы "Луч" работают на новой элементной базе. Поэтому, чтобы заработала вся система ретрансляции для МКС, нужно поменять на антенне электронный блок - абонентскую аппаратуру ретрансляции.

Сложность заключается в том, что, когда запускали этот служебный модуль с антенной, никто и не думал, что придется менять этот блок в космосе. Поэтому нам предстоит очень непростая и ювелирная работа: придется в толстых перчатках скафандра десятки болтов открутить, демонтировать блок и поставить новый. Для этого изобрели три вида инструментов. Одним будем откручивать, если не пойдет - вторым, опять нет - третьим. Причем ранее, во время предыдущих выходов, никто не пробовал работать в том месте, где стоит антенна. Надеюсь, что мы все сделаем и у нас заработает наша связь "борт - Земля" через систему ретрансляции "Луч" (в настоящее время российский сегмент пользуется системой ретрансляции НАСА, когда МКС находится вне зоны прямой видимости с территории России - прим. ТАСС).

Возможно, позапускаем какие-то микроспутники

Также есть дополнительные работы во время этого выхода. В частности, нужно будет, если хватит времени, отключить и демонтировать измерительные блоки от эксперимента "Обстановка" с последующей утилизацией методом отброса от МКС, забрать некоторые образцы с обшивки станции.

Возможно, позапускаем какие-то микроспутники. Они запускаются в определенном направлении руками, и надо, чтобы они не вращались. Выход в открытый космос у меня запланирован на 2 февраля.

- Как вам новый скафандр?

В новый скафандр добавили автоматическую регулировку температуры - это как в машинах климат-контроль. Раньше нужно было вручную делать теплее или холоднее, в зависимости от того, на какой стороне находится станция во время выхода: на солнечной или теневой. Сейчас это все делает автоматика, которая перераспределяет водяные потоки внутри специального терморегулирующего водяного костюма, надетого на тебе под скафандром.

В новом скафандре изменился материал гермооболочки - вроде он стал жестче, ну это нужно выйти и поработать, тогда смогу сделать заключение.

Беседовала Валерия Решетникова



Ш каплеров Антон Николаевич – лётчик-космонавт РФ, 111-й космонавт России и 524-й космонавт мира, космонавт-испытатель отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», полковник.

Родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь (Крым). В 1989 году окончил среднюю школу № 30 в Севастополе. В 1989-1992 годах учился в Черниговском высшем военном авиационном училище лётчиков. В 1994 году окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, в 1997 году – факультет «Летательные аппараты» Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в 2010 году – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция».

В 1997-1998 годах проходил службу в строевой части ВВС в Калужской области, в посёлке Шайковка. В 1998-2003 годах старший лётчик-инструктор пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники ВВС, затем командир эскадрильи авиационного полка ВВС в посёлке Кубинка Московской области. Освоил самолёты Як-52, Л-39, МиГ-29. Общий налёт более 500 часов. Выполнил свыше 300 прыжков с парашютом. С августа 2012 года полковник А.Н.Шкаплеров ‒ в запасе.

Ещё в 1995 году, во время обучения на втором курсе Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского, в течение двух недель проходил медицинскую комиссию в рамках 12-го набора в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина (ЦПК). 12 сентября 2002 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной медицинской комиссии.

29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки. С 16 июня 2003 года приступил к общекосмической подготовке, которую завершил 28 июня 2005 года, сдав государственные экзамены в ЦПК с оценкой «отлично». На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 5 июля 2005 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В июле 2008 года появились сообщения о его назначении в дублирующий экипаж 22-й экспедиции на Международной космической станции (МКС-22, до июля 2008 года обозначалась как МКС-20В). Согласно планам экипаж основной экспедиции должен был стартовать на корабле «Союз ТМА-17» в ноябре 2009 года. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Федерального космического агентства (Роскосмос) плане полётов на МКС.

В июле 2009 года появилась информация о его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции на МКС (МКС-27, старт на корабле «Союз ТМА-21» 31 марта 2011 года) и о возможности его назначения в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС (МКС-29, старт на корабле «Союз ТМА» 30 сентября 2011 года). А 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

В ноябре 2009 года прошёл клинико-физиологическое обследование и 19 ноября был признан годным к космическому полёту. 19 декабря 2009 года Межведомственной комиссией был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17» и члена 22/23-й основных экипажей МКС. Во время старта корабля «Союз ТМА-17» 20 декабря 2009 года был дублёром командира корабля.

В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с А.А.Иванишиным и Даниэлом Кристофером Бёрбанком (США) участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».

4 марта 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ (тренажёр корабля «Союза ТМА»). 5 марта 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. Комиссия ЦПК оценила работу экипажа в ходе комплексной двухдневной тренировки на «отлично». 11 марта 2011 года Межведомственной комиссией в ЦПК был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». 4 апреля 2011 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утверждён в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». Во время старта корабля «Союз ТМА-21» 4 апреля 2011 года был дублёром командира корабля.

22 августа 2011 года на заседании Государственной медицинской комиссии в ЦПК был признан годным к космическому полёту в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22». 1 сентября 2011 года в ЦПК вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 2 сентября 2011 года экипаж сдал предполётную экзаменационную тренировку на тренажёре ТДК-7СТ. 12 ноября 1011 года на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов был утверждён в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-22».

Свой первый полёт в космос совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-22» и бортинженера 29-й и 30-й основных экспедиций на МКС с 14 ноября 2011 года по 27 апреля 2012 года. Стартовал вместе с А.А.Иванишиным и Д.К.Бёрбанком. 16 ноября 2011 года «Союз ТМА-22» успешно пристыковался к МКС, а 27 апреля 2012 года отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку на территории Казахстана в 88 км северо-восточнее города Аркалык. Общая продолжительность полёта составила 165 суток 7 часов 31 минуты 34 секунды. Во время полёта совершил один выход в открытый космос, продолжительностью 6 часов 15 минут.

20 декабря 2012 года решением Межведомственной комиссии назначен в основной экипаж экспедиции МКС-42/43 (командир ТК «Союз ТМА-15М» (планируемая дата старта – 30 ноября 2014 года) и МКС-43, бортинженер МКС-42) и в дублирующий экипаж МКС-40/41 (командир ТК и МКС-41, бортинженер МКС-40). С 31 января по 1 февраля 2013 года успешно прошёл тренировку в подмосковном лесу по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой в течение 48 часов.

У казом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции, Шкаплерову Антону Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Полковник (30.12.2009), лётчик-космонавт РФ (2013), военный лётчик-инструктор 2-го класса, инструктор парашютно-десантной службы, офицер-водолаз. Награждён медалями.

Почётный гражданин города Севастополя Республики Крым (11.09.2012) и города Гагарина Смоленской области (6.03.2013).