Конспект сюжетно ролевой игры мчс. Проект сюжетно-ролевой игры "спасатель"

ПРОЕКТ

сюжетно-ролевой игры

«Спасатель»

Воспитательно – образовательная тема:

«Спасатель - герой, он с бедой вступает в бой»

(Профессия: спасатели МЧС)

СПАСАТЕЛЬ.

После взрыва, наводненья,

Бури и землетрясенья,

Если откололась льдина

Или с гор сошла лавина,

Если кто-то в люк свалился

Или в речке очутился,

Если рухнул где-то дом,

Мы СПАСАТЕЛЯ зовем.

Должен быть спасатель смелым,

Ловким, смелым и умелым.

Для работы по спасенью

Он имеет снаряженье:

Что бы лазать по стене,

Чтобы плавать в глубине,

Дверь железную открыть,

Толстое стекло разбить…

Но спасать – нелегкий труд,

В службу трусов не берут.

Чтоб спасателями быть,

Спорт должны вы полюбить!

    Словарный минимум.

    Профессии:

    Пожарный

    Командир расчета

    Диспетчер спасательной службы

    Водитель пожарной машины, бульдозера, экскаватора, подъемного крана

    Психолог

    Врач «Скорой помощи»

    Хирург, мед.сестра больницы

    Милиционер

    Сотрудник ГАИ

    Скалолаз

  • Летчик, вертолетчик

    Разведчики - исследователи

    Орудия труда: пожарная машина, бульдозер, трактор, пульт, телефон, рация, скафандр, каска, рукавицы, защитный костюм, огнетушитель, самолёт, вертолет, водолазный костюм, слесарные инструменты, аптечка, веревка, карабин, рюкзак.

    Трудовые действия: Заметить, помогать, штурмовать, следить, бодрствовать, бежать, спасать, остерегаться, побеждать, стараться, приближаться, бороться, воевать, мчаться, взбираться, влезать, подниматься, войти, всматриваться, выбираться, выбрасывать, выдержать, выиграть, добиться, доставить, закутать, пробраться, запрашивать, залить, выбегать, вывозить, выгрузить, выехать, вызвать, выпрыгнуть, гасить, действовать, доверять, дотягиваться, закрепиться, закрыть, залезть, надеть, запретить, заслонить, заслужить, затушить, маневрировать, командовать, выливать, выключить, завершить, завладеть, завоевать, заглушить, оградить, пробираться, обеспечить, передвигаться, разбирать завалы, разваливать, разбрасывать, тушить, спасать, рисковать, помогать, не бояться, отважиться, оберегать, жертвовать, штурмовать, пробираться, сообщать, плыть, оказывать помощь, откапывать, взбираться, подтягиваться, закрыть своим телом, извлечь из-под обломков, предотвращать, спешить на помощь, радоваться, оценивать ситуацию, разминировать, принять решение.

    Качество труда: Аккуратно, активно, автоматически, деятельно, энергично, мастерски, бдительно, зорко, неусыпно, безбоязненно, беспощадно, бесстрашно, проворно, стремительно, моментально, доблестно, добросовестно, достойно, дружно, отлично, заслуженно, мужественно, благородно, стремительно, заинтересованно, старательно, отважно, по – геройски, быстро, оперативно, мгновенно, быстро, по – военному, смело, ответственно, решительно, ловко, беспрепятственно, решительно, моментально.

    Материал для труда: пострадавшие в ЧС

    Ознакомление с социальной действительностью.

1. Экскурсия в пожарную часть города, штаб МЧС

Цель: дать полное представление о работе службы спасения

2. Беседа с пожарным

Цель: уточнить и расширить знания детей о труде пожарного

3. Экскурсия в ВГСО (горноспасательный отряд)

Цель: дать полное представление о работе горноспасательной службы.

4. Беседа с горноспасателем

Цель: уточнить и расширить знания детей о труде горноспасателя.

5. Чтение художественной литературы

- «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров», «Кошкин дом» С.Маршак;

- «Дядя Степа», «А что у вас?» С.Михалков;

- «Неразлучные друзья у нарядной ёлки» А.Иванов, «Азбука безопасности»;

- «Три брата» сказка. Хрестоматия для дошкольников (стр.132);

- «Соломинка, уголь и боб» сказка. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года (стр. 151);

- «Пожар» Б.Житков;

- «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» И.Холин;

- «Сказка о заячьем теремке и опасной коробке» П.Голосов;

- «Пожары» А.Жигулин;

- «Ноль – ноль» Е.Новичихин;

- «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел» Л. Орлова;

- «Пожарная команда» О.Иоселиани;

- «На льдине», «Обвал» Б.Житков;

- «Человек заболел» И.Туричин

- «Как Тимоша царевну спас» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 15

6. Рассматривание картин, иллюстраций:

- «Пожарная машина спешит на помощь»;

Иллюстрации к сказкам;

Плакаты «Основы безопасности детей дошкольного возраста»» Р.Стёркина;

Картинки из серии «Профессии» (хирург, делающий операцию больному; мед.сестра, накладывающая повязку; слесарь с набором инструментов; милиционер; пожарный; скалолаз и др.);

Иллюстрации в альбомах, где изображены люди разных профессий, имеющие отношение к службам спасения.

7. Пословицы, поговорки:

Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли;

Смелый боец и в ученье, и в бою молодец;

Риск – благородное дело;

Он и в огне не сгорит;

Он неробкого десятка;

Не играй, кошка, углём, лапы обожжёшь;

Где огонь, там и дым;

Куда ветер, туда и пламя;

Всё хорошо, что хорошо кончается;

Огонь под полой далеко не унесёшь;

От копеечной свечи Москва сгорела;

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

8. Заучивание стихов.

- «Тили – бом» С.Маршал;

- «Мчится огненной стрелой» Н.Гончаров;

- «Пусть помнит каждый гражданин» Н.Гончаров;

- «Мы пожарные» Т.Шорыгина, «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» (стр. 13).

9. Просмотр мультфильмов:

- «Чип и Дейл спешат на помощь»

- «Кошкин дом»

10. Художественно - продуктивная деятельность.

Рисование:

- «Транспорт» (пожарная машина, самолет МЧС, вертолет, трактор)

- «Смелые спасатели (пожарные, водолазы, скалолазы)» - по выбору

- «Скорая помощь» спешит на помощь»

- «Собака – друг и спасатель»

Конструирование:

- «Восстановим Кошкин дом после пожара» - лего, строительный материал

- «Постройка спец.техники: пожарная машина, самолет»- лего, строительный материал

- «Смотровая вышка» - из бумаги

- «Каска спасателя» - из бумаги

Аппликация:

Съемные панели (коллективная работа) «Огнетушитель», «Рация»

План города

11. Познавательные занятия:

    «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем» - Т.И. Гризик «Ребенок познает мир» стр.69

    «Береги себя» - А.А. Вахрушев, .Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова «Здравствуй, мир!», стр.186

    «Все работы хороши» - А.А. Вахрушев, .Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова «Здравствуй, мир!», стр. 138

    «Что такое милосердие» - А. Козлова «Мой мир», стр.49

    «Где какая профессия нужна» - А. Козлова «Мой мир», стр.68 (на примере данного занятия)

    «Огонь - друг или враг?» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 5

    - «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 12

    «Пожар в квартире» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 18

    «Чем опасен дым?» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 21

    «Лесной пожар» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» Шорыгина Т.А. М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 49

    «Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация» - Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс. Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2007. – стр.6

    «Огонь в доме. Как говорить по телефону» - Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс. Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2007. – стр.13

    «Как себя вести, если ты попал в беду» - журнал «Дошкольная педагогика» №2-2008 г.

12. Беседы:

- «Огонь - наш друг и враг» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.63,

- «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности?» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.64.

3 . Обучающие игры.

Дидактические игры:

- «Телефон»(01);

- «Лабиринт» (пожарная машина);

- «Сложи машину и угадай, для чего она предназначена»;

- «Разложи по порядку» (модели);

- «Слушай внимательно» - Шарова О.Е. «Основы пожаробезопасного поведения» (стр. 22);

- «Четвёртый лишний» (предмет – причина пожара);

- «Угадай, о чём я расскажу»;

- «Найди картинку» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр. 106);

- «Играем со сказкой» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр.101);

- «Нарисуем картину словами» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр. 102);

- «Школа пожарного» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» (стр. 79).

-«Как поступить?» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», стр.55;

- «Кто нас лечит?» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», стр.58;

- «Радио» - А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду», стр. 50;

- «Кто больше назовет действий» - А.К. Бондаренко «Словесные Игры в детском саду», стр. 68;

- « Испорченный телефон» - А.К. Бондаренко «Словесные Игры в детском саду», стр. 74;

- «Разведчики» - Самоукина Н.В. «Игровые методы в обучении и воспитании». – М., 1992. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.66;

- «Проведи друга по лабиринту» - Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании». – М.: Владос, 1996. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.66;

- «Отгадай ка!» - С.К. Нартова – Бочавер, Е.А. Мухортова «Скоро в школу!»- М.: Глобус, 1995. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.67.

Подвижные игры

- «Перенеси предмет» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.68;

- «Парный бег» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.69;

- «Веселые соревнования» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.69.

Викторина

- «Узнай героя» (по произведениям С. Михалкова, С. Маршака);

- «Какое произведение? – назови!»

- «Пожароопасные предметы»;

- «Внимание! Пожарная тревога в детском саду!»

Игра - диалог

- «Раздумье»;

- «Как надо правильно позвонить в службу спасения» (№ телефона, содержание текста – обращения);

- «А если … пожар, дорожная авария, землетрясение, наводнение, цунами, извержение вулкана (поведение в экстремальной ситуации)

Игра – драматизация

По произведениям «На льдине» Б.Житков, «Кошкин дом» С.Маршак

Конструктивные игры

- «Постройка спецтранспорта» (конструктор, бросовый материал);

- «Строительство временного жилья» (конструктор, бросовый материал);

- «Строительство плота и др. средств передвижения в ЧС» (конструктор, бросовый материал).

Сюжетно – предметная игра

- «Скорая помощь»

- «Я знаю город будет»

Досуги

Спортивный досуг «Юные спасатели»

Творческое рассказывание

- «Дело было на пожаре»;

- «Космические спасатели»;

- «А если беда» (составление рассказа о работе пожарного, милиционера, спасателя)

Бином – фантазия:

Придумывание рассказа на основе произведений С. Марша «Рассказ о неизвестном герое», И. Туричин «Человек заболел» (текст произведения см. О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.75)

4. Предметно – игровая среда

Игрушки и атрибуты:

    Руль для машины спасателей,

    Имитаторы «мигалок» - спецсигналов, жезл, костюм (с эмблемой «ГАИ») и фуражка милиционера,

    Элементы костюма спасателей: эмблемы, обозначающие принадлежность к той или иной спасательной службе или род профессиональной деятельности, каски, костюм спасателя с эмблемой «МЧС», халат и шапочка доктора.

    Игрушечные машины (пожарная, милицейская, скорая помощь), самолет, вертолет, трактор, бульдозер, экскаватор, подъемный кран и др.,

  • Инструменты для представителей разных профессий: чемоданчик врача (имитаторы перевязочного материала, шин, зеленки, йода, игрушечный шприц, носилки и т.д.); слесарные инструменты; шланг и насос для пожарного и т.д.

Необходимо активно использовать предметы – заместители, бросовый материал.

Съемные панели: противогаз, пожарный щит, огнетушитель, рация.

План - схема города, сюжетные картинки с изображением извержения вулкана, наводнения, землетрясения.

5. Активизирующее общение взрослых и детей.

5.1. Примерный перечень игровых тем:

    «Срочный вызов на пожар»

    «Где – то человек попал в беду» - «Телефон спасения 02»

    «Врачи «Скорой помощи»

    «Землетрясение»

5.2. Примерный сценарий игры.

1 вариант: «Врачи «Скорой помощи»

Воспитатель рассказывает детям о случае, которому он сам был свидетелем: в парке пожилому человеку стало плохо, случился сердечный приступ. К счастью, у кого – то у прохожих оказался мобильный телефон, он позвонил по телефону «03» и вызвал врачей спасателей. Машина «Скорой помощи» приехала очень быстро, пострадавшему сделали уколы, уложили на носилки и увезли в больницу. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в каких жизненных ситуациях им помогли врачи «Врачи «скорой помощи», и создать ситуацию, при которой у детей возникнет желание организовать с\р игру

2 вариант: «Срочный вызов на пожар»

Воспитатель рассказывает о сводке новостей, которую слышал утром по телевизору. В одном из жилых домов произошел пожар из-за неосторожного обращения с огнем. Педагог повествует о профессиональной работе спасателей-пожарных. Прежде всего они эвакуировали из здания всех людей, чтобы никто не задохнулся в дыму, не получил ожогов от огня. Только потом они приступают к тушению пожара. Его удалось быстро ликвидировать, потому что каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира была на третьем этаже.

Воспитатель побуждает детей создать такую же пожарную команду. Вначале он берет на себя роль командира этой команды, помогает распределить обязанности. Командир может «пострадать» во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи» увозят в больницу – сюжет расширяется, обогащается, инициатива в игре переходит к детям. Воспитатель может подсказать еще один поворот сюжета: пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или залиты водой во время тушения пожара, нужно где – то разместить, предоставить жилье, помочь им отремонтировать квартиры и т.д.

3 вариант игры «Землетрясение» («Цунами», «Наводнение, «Извержение вулкана»)

Воспитатель спрашивает детей, смотрели ли в их семье телевизионную передачу о землетрясении в Японии, наводнении в Германии и т.д. Людям, пострадавшим от стихии, необходимо оказать помощь. Во – первых, надо найти всех пострадавших от стихии под обломками зданий, в затопленных домах и т.д., разобрать завалы. Во-вторых, оказать людям срочную мед.помощь, вывести их в безопасное место. В-третьих, нужно обеспечить временным жильем (строим из крупного конструктора, «разбиваем палатки»), питанием, одеждой. Весь мир спешит на помощь. Прилетают самолеты из разных стран со спасательными командами МЧС. Они привозят продукты. Спасателям помогают специально обученные собаки. На месте землетрясения работает «умная» техника. Спасатели и добровольные помощники разбирают завалы, строят новые дома.

4 вариант. «Космические спасатели».

Учитывая интерес современных детей к «фэнтэзи», воспитатель может предложить им организовать космическую спасательную экспедицию. Здесь сюжет можно развернуть по-разному:

    Космический корабль (придумать название) исследует далекие планеты, проводит разведку неизвестных миров. Корабль потерпел аварию при посадке на планету Веста (Элва). Экипаж не может самостоятельно сделать ремонт. Космические спасатели спешат на помощь.

    В беде целая планета Эмерун. Ей грозит экологическая катастрофа. Жители планеты были слишком беспечны: они нерационально использовали полезные ископаемые, загрязняли атмосферу ядовитыми веществами, не берегли воду и почву. Теперь жители планеты больны от грязного воздуха. Им не хватает продуктов, т.к. земля не приносит урожай. Им нечем обогреть дома. Им даже не хватаем питьевой воды. На помощь планете летит специальный спасательный корабль (придумать название). С помощью специальных приборов он может очистить атмосферу. Экологи-спасатели помогут посадить новые леса, очистить реки и моря, научат жить по-новому в согласии с природой.

При подготовке к игре детям надо будет «построить» космический корабль. Его легко сделать из большой картонной коробки

5.3. Роли, которые исполняют дети.

    Пожарные, выполняющие разную работу.

    Слесарь, который может открыть любую дверь, помочь людям

    Милиционеры (сотрудники ГАИ)

    Врачи «скорой помощи», хирурги, мед.сестры в больнице

    Водители специального транспорта (автомобиля, вертолета, бульдозера и экскаватора, подъемного крана)

    Скалолазы, которые могут карабкаться по горам и по отвесным стенам домов

    Диспетчеры спасательной службы, которые принимают все звонки о происшествиях в городе

    Космические спасатели: капитан космического корабля, разведчики-исследователи, ремонтники, экологи и т.п.

5.4. Игровые действия.

    Строить спецтранспорт (из конструктора, из бросового материала).

    Управлять транспортом (вращать руль, двигать штурвал, прокладывать космические маршруты, имитировать голосом работу мотора, предупредительного сигнала).

    Подбирать инструменты, необходимые в работе.

    Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием.

    Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т.д.

    Оказать мед.помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно вести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, делать операцию, ухаживать за больным.

    Вести поисковые работы.

    Принимать вызовы от пострадавших и направлять к месту происшествия спасательные бригады.

    Обеспечивать мобильную связь.

    Строить временное жилье.

    Организовывать гуманитарную помощь пострадавшим.

6. Варианты игр.

- «Спасатели МЧС в горах»

- «Спасатели МЧС в тайге»

- «Спасатели МЧС сражаются с враждебными инопланетянами»

6.1. Игры – спутники.

    «Больница», «Аптека»

    «Строители»

  • «Мастерская»

7. Общественная значимость труда.

Гарантия оказания помощи всем тем кто оказался в экстремальной ситуации.

8. Результат труда.

Спасение людей, попавших в беду..

Звучит звук сирены

Воспитатель : Ребята, я слышу тревожный звук. Что это?

Воспитатель : Почему она звучит?

Воспитатель : Да, есть люди, чья профессия – спасать людей. Как называются люди этой профессии?

Воспитатель : Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот человек? Давайте соберем в мои ладони слова, обозначающие эти качества.

Воспитатель : А какого человека не возьмут в спасатели?

Воспитатель : А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем?

Воспитатель : А вы знаете номера телефонов черезвычайных служб? Сейчас мы это узнаем с помощью задания «Экстренная помощь». Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

Воспитатель: Если в дверь начнут ломиться -?

Воспитатель: Правильно, звони по номеру – 02.

Если чувствуется запах газа -?

Воспитатель: Если возник пожар -?

Воспитатель: Если у соседки сердечный приступ. ?

Воспитатель: Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру – 03.

Воспитатель: Молодцы, многое знаете и отвечали верно, а вы хотели бы попробовать себя в роли спасателей?

Воспитатель : Для этого вам необходимо выполнить задания. Вот вам первое задание. Оно называется «Не ошибись». Слушайте внимательно, я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя, хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. «Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, смелый, игрушки, краски, веревка, инструменты».

Воспитатель : Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется «Можно – Нельзя». Внимание: Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать «можно», если этого делать нельзя, сказать «нельзя».

Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Воспитатель : Играть со спичками и зажигалками?

Воспитатель: Съедобный грибок – положить в кузовок?

Воспитатель: Перегибаться через перила балкона, высовываться из окна?

Воспитатель : открывать входную дверь не узнав, кто за ней находится?

Воспитатель: Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

Воспитатель: Закрывать рот при кашле?

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве спасателей.

Нам нужно выбрать на роли спасателей 2 человека, столько же врачей, пожарную команду, ещё будут пострадавшие.

Кто хочет стать спасателем?

Чем будут заниматься спасатели?

Воспитатель:

Кто выбрал роль врача?

Что делает врач скорой помощи?

Воспитатель задаёт вопрос пожарникам:

А что будете делать вы?

Воспитатель:

А я буду корреспондентом, а моим оператором будет (по желанию детей).

Дети быстро одевают обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузят на машины, и выезжают на место происшествия. Машины едут с сиреной, чтобы другие машины освобождали дорогу.

Воспитательно – образовательная тема.

«Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой».

/профессия: пожарный/

I . Словарный минимум.

1. Профессии:

а) пожарный;

б) командир пожарного расчёта;

в) диспетчер;

г) водитель пожарной машины;

д) дежурный;

е) психолог;

2. Орудия труда:

пожарная машина, пульт, телефон,рация,скафандр,каска,рукавицы,защитный костюм, огнетушитель, пожарный самолёт.

3. Трудовые действия:

Заметить, помогать, штурмовать, следить, бодрствовать, бежать, спасать, остерегаться, побеждать, стараться, приближаться, бороться, воевать, мчаться, взбираться, влезать, подниматься, войти, всматриваться, выбираться, выбрасывать, выдержать, выиграть, добиться, доставить, закутать, пробраться, запрашивать, залить, выбегать, вывинтить, вывозить, выгрузить, выехать, вызвать, выпрыгнуть, гасить, действовать, доверять, дотягиваться, закрепиться, закрыть, залезть, надеть, запретить, заслонить, заслужить, затушить, маневрировать, командовать, выливать, выключить, завершить, завладеть, завоевать, заглушить, оградить, пробираться, обеспечить, передвигаться, разбирать, разваливать, разбрасывать, тушить, спасать, рисковать, помогать, не бояться, отважиться, оберегать, жертвовать, штурмовать, пробираться.

4. Качество труда:

Аккуратно, активно, автоматически, деятельно, энергично, мастерски, бдительно, зорко, неусыпно, безбоязненно, беспощадно, бесстрашно, проворно, стремительно, моментально, доблестно, добросовестно, достойно, дружно, отлично, заслуженно, мужественно, благородно, стремительно, заинтересованно, старательно, отважно, по – геройски, быстро, оперативно, мгновенно, быстро, по – военному.

5. материал для труда:

горящий объект.

II . Ознакомление с социальной действительностью.

1. Чтение художественной литературы:

- «Пожар» С.Маршак;

- «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршак;

- «Кошкин дом» С.Маршак;

- «Неразлучные друзья у нарядной ёлки» А.Иванов, «Азбука безопасности»;

- «Три брата» сказка. Хрестоматия для дошкольников (стр.132);

- «Соломинка, уголь и боб» сказка. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года (стр. 151);

- «Пожар» Б.Житков.

2. Заучивание стихов:

- «Тили – бом» С.Маршал;

- «Мчится огненной стрелой» Н.Гончаров;

Пусть помнить каждый гражданин;

Пожарный номер 01;

- «Мы пожарные» Т.Шорыгина, «Правила пожарной безопасности» (стр. 13).

4. Встреча с представителями пожарной части города.

5. Экскурсия в пожарную часть города.

Цель: знакомство с профессией «пожарный», воспитывать уважение к героической профессии:

6. Рассматривание картин, иллюстраций.

- «Пожарная машина спешит на помощь»;

Иллюстрации к сказкам;

Плакаты «Основы безопасности» Стёрина.

Загадки:

В маленьком амбаре лежит сто пожаров /спички/;

Мёртвое рождает живое, а живое пожирает мёртвое /дерево, огонь/;

И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу /искра/;

Отец не успел родиться, а сын пошёл в солдаты.

Отец не родился, а сын уже на крыше сидит,

Ещё коня не запрягли, а он уже хвост поднял /огонь и дым/;

Чёрен, голенаст, выгибаться горазд.

Зыблется, гиблется, а на землю не свалится.

Сидит мужик на полотях, ан нём синенький халатик

Серое сукно тянется в окно

Без рук, без ног – к небу ползёт /дым/;

Жевать – не жую, а всё поедаю.

По деревне прошёл – ничего не осталось.

Дрожит свинка – золотая щетинка.

Без рук, без ног – на гору ползёт.

Красненький петушок по жёрдочке бежит /огонь/;

Красненький петушок по улице бежит /пожар/;

Стоит столбом, горит огнём, ни жару, ни пару, ни угольев.

Стоит столбом, горит свет, а углей нет /свеча/;

Мать толста, дочь красна, сын храбрец – под небеса ушёл.

Мать черна, дочь красна, сын воробей – под небеса улетел /печь, огонь, дым/.

Пословицы, поговорки.

Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли;

Сидит – как на огне;

Смелый боец и в ученье, и в бою молодец;

Риск – благородное дело;

Он и в огне не сгорит;

Он неробкого десятка;

Исподволь и сырые дрова загорятся;

Не играй, кошка, углём, лапы обожжёшь;

В сене огня не скроешь;

Где огонь, там и дым;

Куда ветер, туда и пламя;

Чему не гореть, того не зажечь;

Всё хорошо, что хорошо кончается;

Не с огнём к пожару соваться;

Огонь под полой далеко не унесёшь;

От копеечной свечи Москва сгорела;

От погасшего угля не добудешь огня;

Неворошенный жар под теплом лежит;

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

7. Художественно-эстетическая деятельность.

Рисование:

- «Обводка и раскраска пожарной машины»;

- «Кошкин дом»;

- «Смелые пожарные»;

- «Путаница» по стих. Чуковского;

- «Пожар в лесу».

Лепка:

По сказке «Кошкин дом»;

По сказке «Соломинка, уголь, боб»;

По рассказу «Пожарные собаки»;

Аппликация:

- «Пожарные собаки».

Конструктивно-модельная деятельность:

- «Восстановим Кошкин дом после пожара»;

Пожарная машина;

- «Построим смотровую вышку»;

- «Построим пожарную часть».

III . Обучающие игры.

1. Дидактические игры:

- «Телефон»(01);

- «Лабиринт» (пожарная машина);

- «Сложи машину и угадай, для чего она предназначена»;

- «Разложи по порядку» (модели);

- «Слушай внимательно» - Шарова О.Е. «Основы пожаробезопасного поведения» (стр. 22);

- «Четвёртый лишний» (предмет – причина пожара);

- «Угадай, о чём я расскажу» - Ушакова (стр.108);

- «Найди картинку» - Ушакова (стр. 106);

- «Играем со сказкой» - Ушакова (стр.101);

- «Нарисуем картину словами» - Ушакова (стр. 102);

- «Школа пожарного» - Артемова Л.В. (стр. 79).

2. Викторины:

- «Что мы знаем о пожарной безопасности»;

- «Пожароопасные предметы»;

Тест «Как правильно вести во время пожара в квартире».

3. Ситуации:

- «Если ты остался дома один и начался пожар»;

- «Как бы ты поступи»;

- «А у нас в квартире газ»;

- «Внимание! Пожарная тревога в детском саду».

4. Экспериментирование:

Опыт со свечой;

Горит, не горит;

Какие материалы дают больше дыма.

5. Досуги:

- «Как мы боремся с огнём» ж/л «Дошкольная педагогика» №1 2005г. (стр. 17);

Спортивный досуг «Юный пожарник».

Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.

Огонь друг или враг? Чтение сказки «Как в селе пожарную каланчу постригли» (стр. 5);

- «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой». Рассказывание сказки «Как Тимоша царевну спас» (стр. 12);

- «Пожар в квартире» (стр. 22);

Чем опасен дым? Чтение сказки «Воронёнок»;

- «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт». Рассказывание сказки «Снежинка» (стр. 27);

- «Детские шалости с огнём». Чтение рассказа «Бумажный самолётик»;

- «Кухня это не место для игр». Сказка «Пир мышей» (стр. 41);

- «Горючие вещества» (стр. 45);

- «Лесной пожар». Сказка «Незатушенный костёр» (стр. 49).

Творческое рассказывание:

Случай, который произошёл со мной (моим другом, подругой).

Подвижные игры:

- «Вода и пламя».

Цель:Формировать реакцию на сигнал, навыки бега, приседания.

«Пожарные на учении»

Программа воспитания в д/с – Сборник игр, М. Просвещение, 1974 г. – 76 с.

IV . Предметно – игровая среда.

Пожарные машины (игрушки), каски, вёдра, противогазы (съемная панель), багор (заменитель – палочка), костюм пожарного,пожарный самолёт (игрушка), смотровая вышка (съемная панель), пожарный щит (съемная панель), рация, план города (схема), огнетушитель (съемная панель).

V . Активизирующее общение взрослого с детьми:

Воспитатель – командир пожарного расчёта, дети – пожарные.

Воспитатель – психолог, дети – пожарные, потерпевшие.

Варианты игры:

- «На приёме у психолога»;

- «Школа пожарников»;

- «Скорая помощь»;

- «Строители строят пожарную часть».

VI . Общественная значимость и результат труда.

Противопожарная безопасность и спасение попавших в беду.

Образовательные области : «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Социализация», “Физическое развитие”.

Цель: Закрепление знаний детей о профессии спасателя.

Задачи.

Образовательные:

  • знакомство, расширение и уточнение знаний детей о профессии Спасатель;
  • знакомство с инструментами, необходимыми для работы спасателей;
  • расширение представлений детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

Развивающие :

  • способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления;
  • развивать интерес к профессии спасателя МЧС;

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;
  • воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.

Материал и оборудование :

  • иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России;
  • иллюстрации с изображением снаряжения, оборудования спасателей;
  • иллюстрации с изображением транспорта специального назначения;

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, плакатов по ОБЖ, правилам безопасного поведения с обсуждением;

  • обыгрывание проблемных ситуаций;
  • сюжетно-ролевая игра «Спасатели»;
  • чтение художественной литературы о спасателях, беседы о прочитанном;

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам летит наш друг Карлсон.

Карлсон : Ребята, беда! Я захлопнул дверь в свою квартиру и не могу туда попасть! Что же мне делать?

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, люди какой профессии могут Карлсону помочь?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим об удивительной профессии — Спасатель. Профессия спасатель — это героическая профессия, о которой мечтают многие ребята. Спасатель каждый день помогает и спасает жизни людей, животных, заботится о сохранении окружающей среды.

Это профессия молодая. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели - это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды, опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Важное качество для спасателя — уметь оценивать обстановку, чтобы быстро понять, какая тут помощь нужна. Благодаря этому мастерству, многие жизни им удалось спасти. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают — отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, которые умеют работать в команде, а также умеют поддержать человека в беде и найти слова поддержки.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами подумаем, каким должен быть человек, чтобы он был спасателем?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы считаете профессию спасателя отважной, мужественной?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а как же сделать так, чтобы сотрудники МЧС к нам приехали?

Дети : Надо позвонить.

Воспитатель: Правильно! Ну что бы нам позвонить, надо знать номер телефона. Я вас сейчас познакомлю с ними.

ЕСЛИ ТВОЯ ЖИЗНЬ В ОПАСНОСТИ!

У них на сборы лишь минута

У них на всех закон такой!

За друга друг и брат за брата.

И это знают под землей,

И на земле в них верят свято!

А телефон у них такой-Служба спасения (112)

Каждый день и каждый час

Все они спасают нас.

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами узнаем как же правильно вызвать службу спасения и что говорить. Сначала надо набрать номер 112, назвать свое имя, фамилию. Потом надо рассказать, что произошло и сообщить адрес этого происшествия.

Сюжетно- ролевая игра «Вызов службы МЧС»

(Дети обыгрывают ситуации с вызовом по телефону, таким образом закрепляя правильный алгоритм при вызове спецслужб)

Воспитатель: Ребята, запомните это навсегда, может быть благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь и свою и чужую.

Физкультминутка

Руки в боки, руки – шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте мы поможем нашему Карлсону открыть дверь. Для этого нам надо что сделать?

Ответы детей

Карлсон и дети вызывают службу МЧС, сотрудники приезжают и открывают дверь.

Дидактическая игра «Запрещается — разрещается»

Д етям называются основные правила по ОБЖ, дети выполняют движения по сигналу зеленой карточки. Если разрешается — хлопают в ладоши, если запрещается- топают ногами).

Запрещается:

– Бросать горящие спички в помещении.

– Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

– Отставлять без присмотра топящиеся печи.

– Оставлять открытые двери печей.

– Пользоваться повреждёнными розетками.

– Оставлять без присмотра включённые электроприборы.

– Играть спичками.

– Оставлять не затушенные костры в лесу.

– Поджигать сухую траву, тополиный пух.

Разрешается:

– В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.

– Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.

– Кричать и звать на помощь взрослых.

– Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

– Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.

– Набросить покрывало на пострадавшего.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

(Подобрать как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Каска — красная, пластмассовая, твердая, защитная;

Машина- красная, большая, быстрая;

Огонь — горячий, опасный, яркий и т.п.

Дидактическая игра «Найди противоположное слово»

огонь — вода

горячий -холодный

смелый — трусливый

быстрый — медленный

опасный — безопасный

высоко- низко

Дидактическая игра «Дорисуй»

Воспитатель : Ребята, перед вами рисунки, но чего-то на них не хватает. Ваша задача, дорисовать их (на листе нарисованы машины без колес, спасатели на пожаре без шлангов с водой)

Итак, Карлсон, ты понял, как важна профессия спасателя МЧС? Ребята, вы запомнили, что должен знать и уметь спасатель? Какими качествами должен обладать спасатель? Что вы еще хотели бы узнать о профессии спасателя?

Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтобы все беды обходили вас стороной. С вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, смелыми, дисциплинированными мальчиками и девочками!

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, безопасность, музыка, труд, чтение .

Тип: интегрированное.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Форма: игра.

Форма организации: игра.

Цель: формирование у детей целостного представления о .

1. Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

2. Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

3. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закреплять знания о причинах возникновения пожара.

4. Углубить представления о первичных средствах пожаротушения.

5. Развивать речь детей.

6. Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, смелость, творчество, уважение к профессии пожарных.

Предварительная работа: просмотр видеороликов о работе пожарника, чтение художественной литературы, экскурсия в пожарную часть.

Оборудование: музыкальная подборка, атрибуты для диспетчера и больницы, жилетки, каски, ширма, куклы, носилки, кубы, туннель, канат, эмблемы.

Ход игры:

Корреспондент: Уважаемые, гости! Сегодня наша съемочная группа, и я, корреспондент, программы «Вести Камышина» берем репортаж на учении пожарной команды МЧС.


Поприветствуем их. (Входят дети под музыку.)

Корреспондент: Прежде чем начать учение, скажите:

Какими должны быть пожарные? (смелые, храбрые, …)

Каких людей не возьмут в пожарные? (ленивых, трусливых, …)

Что необходимо делать, чтобы стать пожарным? (заниматься спортом, быть добрым, …)

Корреспондент: Теперь мы знаем, какими должны быть пожарные. Каждый день пожарного начинается с зарядки. Мы сейчас с вами зарядимся положительной энергией, разомнемся. (Проводится разминка.)

Корреспондент просит детей напомнить, кто – какую роль будет выполнять на учениях (диспетчер, мед. сестра, старший пожарник, водитель, пожарники)

Начинается игра

Диспетчер: Служба спасения. Фамилия, имя ваша. Адрес. Поняла, высылаем технику.

(Диспетчер передает сигнал командиру команды.)

Звучит сигнал тревоги, команда садится в машину и под звуки сирены едут до места возгорания.

Корреспондент: Наша команда добралась до места происшествия. Но на их пути ряд препятствий, которые нужно пройти.

1. Завалы из камней. (прыжки через кубы)

2. Проходят через туннель.

3. По канату.

Корреспондент: Вот команда и добралась до очага возгорания. Есть пострадавшие, которых выносят из дома.

(Командир пожарной команды делает вызов медикам. «Пожарные» на носилках «выносят» из дома пострадавших. Медики оказывают первую помощь. Пожарные возвращаются на место происшествия, разматывают пожарный рукав и тушат.

После, командир передает диспетчеру, что огонь потушен, и команда возвращается на базу.

(Дети садятся в машину, а корреспондент берет интервью.)

Корреспондент: Молодцы, команда! Вы справились со своим заданием. Скажите, что нельзя делать детям, чтобы не случился пожар!

Дети читают стихи:
1. Дремлют спички, словно птички,
В коробочке до поры.
Только маленькие спички
Не годятся для игры:
Если искорка случайно
Попадет на ворс ковра –
Может кончится печально
Эта страшная игра!
Загорятся, как солома,
Мебель, стены и полы.
И останется от дома
Только горсточка золы.

2. В квартире оставлять нельзя
Газ, включенным гореть.
В противном случае, друзья,
Придется горько пожалеть!
Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

3. Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил? Проверь!

4. Нельзя палец или гвоздик
Вдруг в розетку вам совать -
Электричество опасно -
Это каждый должен знать!

5. Быть нельзя, с огнем вблизи,
Там, где краски, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»

Ведущий посвящает участников игры в ряды юных пожарников и вручает эмблемки.