Антропософия штайнер рудольф 1912 год. Антропософия, "вальдорфские школы рудольфа штайнера"

Австрийский инженер (по образованию), философ-мистик и педагог по роду деятельности, создатель: «науки о духе» - антропософии; вальдорфской педагогики; эвритмии («искусства видимой речи») и ряда других социальных новаций.

«…в жизни Рудольфа Штайнера была одна сторона, которую он старательно скрывал от остальных людей после одного происшествия. С самого детства мальчик обладал некими сверхъестественными способностями, к которым обычные люди относились с недоверием. Однажды в возрасте семи лет Рудольф пережил первый мистический опыт, о чём рассказал в своей автобиографии. Дело в том, что сестра его матери покончила с собой. Мальчик «увидел» эту сцену, когда с родителями был на железнодорожной станции. Родители отнеслись к его рассказу как к глупой детской выдумке или страхам. Однако рассказ Рудольфа полностью подтвердился, когда пришло письмо с известием о смерти. С этого времени у Штейнера началась «особенная жизнь»».

Логрус А., Великие мыслители XX века, М., «Мартин», 2002 г., с. 429.

В детстве Рудольф получил преимущественно домашнее воспитание и с 14-ти лет начал заниматься с отстающими учениками школы. Позже он так вспоминал об этом: «На моих учениках я познакомился с трудностями человеческого душевного развития…»

В 15 лет Рудольф Штайнер познакомился с собирателем трав, который утверждал, что видит исходящие из растений жизненные токи, их эфирные тела и т.п.

В 1899 году Рудольф Штейнер пережил - как он считал - мистическую встречу с Иисусом Христом

Позже, изучая архив и труды И.В. Гёте , стал последователем его натурфилософии.

С 1902 года Рудольф Штайнер координировал в Германии работу Теософского общества, основанного в 1875 году в Нью-Йорке Еленой Блаватской и Генри Олкоттом , целью которого было исследовать скрытые силы человека. После кончины Е.П. Блаватской в 1891 году и Генри Олкотта в 1907 году, Президентом общества стала Анни Безант , объявившая в 1912 году вместо Иисуса Христа новым учителем и спасителем человечества Джидду Кришнамурти … Не согласный с этим, Р. Штайнер в 1913 году основал в г. Дорнах (Швейцария) своё Всеобщее антропософское общество.

В отличие от теософии, антропософия продолжает западную мистическую традицию.

«Если главные авторитеты теософии - Елена Блаватская и Анни Безант - основывались прежде всего на индийской мистической традиции, то Штейнер был носителем западной традиции и опирался в своих трудах на христианство и достижения современной науки».

Логрус А., Великие мыслители XX века, М., «Мартин», 2002 г., с. 433.

В 1904 году основы «науки о духе» - Антропософии были изложены Рудольфом Штайнером в книге: Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека / Theosophie. Einfiihrung in übersinnlische Welterkenntnis und Menschenbcstimmung и во многих последующих, например: Антропософия / Anthroposophie (1924 год). Автор пытался соединить религию и построить мост между религией и наукой для пробуждения духовного / божественного / сверхчувственного в человеке.

Замечу, что масса тезисов антропософии, добыты не опытным путём, а часто являются результатом мистических озарений самого Рудольфа Штайнера . Он вводит массу новых понятий, например: «Самодух»; «Жизнедух»; «Духочеловек»; «Эфирный Христос»; «Скифианос»; «Солнечный Логос»; «Лунный Логос»; «Страж порога»; «Слуги Аримана» и т.п., строго говоря, с помощью которых можно «доказать» что угодно...

В 1913 году была начата постройка - по проекту Рудольфа Штайнера - в г. Дорнахе (Швейцария) архитектурного комплекса – «дома всех искусств» Гётеанума, названного так в честь И.В. Гёте . На строительстве комплекса работали добровольцы из 17-ти стран Европы, слышавшие, начиная с 1914 года, выстрелы первой Мировой войны, доносящиеся из-за швейцарской границы…01 января 1923 г. первый деревянный Гётеанум сгорел (возможно, из-за поджога).

Бетонный вариант второго Гётеанума был завершён в 1928 году.

В 1919 году в г. Штутгарте (Германия) была открыта первая Вальдорфская школа (этот термин был образован от названия фабрики «Вальдорф-Астория», для детей рабочих которой и была открыта школа). Декларируемая задача Вальдорфской педагогики - воспитание духовно-свободной личности на основе идей антропософии. Рудольф Штайнер придавал большое значение трудовому воспитанию школьников и активно возражал против тестирования и специального отбора одарённых детей…

«Можно достигнуть чего-нибудь только тогда, если постоянно все снова и снова отдаваться одной вполне определенной мысли, если сделать ее окончательно своей. Эта мысль такова: „Я должен все сделать для развития моей души и духа; но я буду совершенно спокойно ждать, пока высшие силы найдут меня достойным определенного просветления“. Если эта мысль сделается в человеке настолько могущественной, что она станет чертой его характера, тогда он на правильном пути».

«Я считал своим долгом искать истину в философии. Я стремился изучить математические и естесственные науки и был убежден, что смогу понять их истинную суть лишь при условии, что смогу увязать результаты этих наук с прочной философской основой».

Рудольф Штайнер, австрийский ученый, философ, практик начала ХХ века, посвятил свою жизнь исследованиям самых различных областей: философии, физике, математике, химии, биологии, медицине, искусству... Р.Штайнер известен нам как основатель Духовной науки «Антропософия» (от греч. ἄνθρωπος - человек и σοφία - мудрость ).

Штайнер определил антропософию как «путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной." Он писал, что антропософия "возникает в человеке как потребность сердца и чувства. Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое им из своей души. Поэтому антропософами могут стать лишь те люди, которые подобно голоду и жажде ощущают жизненную потребность в решении известных вопросов о существе человека и Вселенной».

Как главную задачу антропософии Р.Штайнер видел «восстановление союза религии и науки, внесение Бога в науку и Природы в религию, и таким образом духовное оплодотворение искусства и жизни» .

Cуть Антропософии - привнесение научной методологии в изучение явлений сверхчувственного порядка, построение моста между религией и обычной наукой.

Штайнер убежден, что «в каждом человеке дремлют способности, при помощи которых он может обрести познание высших миров». При этом именно «через прозрение в мир сверхчувственный человек научается твердо и уверенно стоять в жизни... познавать причины жизненных явлений, тогда как без такого прозрения человек - подобно слепому - нащупывает свою дорогу в лабиринте последствий».

Утвержденное Штайнером Антропософское общество стало объединением людей, которые, как и он, стремились «взращивать душевную жизнь в отдельном человеке и в человеческом обществе на основе истинного познания духовного мира». Цель общества заключалась в содействии исследованиям в духовной области, без догматизма и сектантства.

Антропософия в наши дни это:

  • более 350 томов наследия Р.Штайнера - лекции и литература, посвященная науке о духовности;
  • Всеобщее Антропософское Общество с центром в Дорнахе (Швейцария), имеющее отделения во многих странах;
  • вальдорфские школы и детские сады во многих странах мира;
  • антропософские клиники и фармацевтические фирмы;
  • лечебно-педагогические учреждения, школы эвритмии (искусство движения, проявляющее речь и музыку)
  • и многое другое, что возникло под воздействием импульса Р.Штайнера.

Из книги С.Риуэ-Короз «Эпопея духа ХХ-го века. Биография Рудольфа Штайнера».

«Антропософия, пришедшая в мир благодаря Рудольфу Штайнеру, внесла могучие целительные силы во все сферы нынешней культуры человечества. Без преувеличения можно сказать, что духовное наследство, оставленное Рудольфом Штайнером, не имеет себе равных в современном мире по своей ценности и масштабам. За период всей своей антропософской деятельности он прочел более шести тысяч лекций, а полное собрание его произведений составляет более 350-ти томов. Основанное Рудольфом Штайнером Антропософское Движение распространилось за эти годы во всех культурных странах и развивается в тысячах разнообразных инициатив: вальдорфские детские сады и школы, лечебно-педагогические учреждения, медицинские клиники, фармацевтические фирмы, школы искусств, эвритмические театры, биодинамические сельскохозяйственные фермы, научные лаборатории, институты и т.д."

Андрей Белый о Рудольфе Штайнере.

Внешняя жизнь доктора Штейнера пример назидающий: пример потрясающий; потрясение могло себя изживать лишь в двух крайностях ВОСТОРГА И НЕНАВИСТИ; СРЕДНИЕ чувства в нас - сон; он - БУДИЛ. Когда будят СПЯЩИХ, они пытаются внять будящему голосу, но не слышат слов его, или же с досадой и бранью повертываются на другой бок.

Он не стоял за ОТВЛЕЧЕННЫЕ ДОГМАТЫ; то, что он крепко знал, специально знал, моделировал он всю жизнь, переводя, так сказать, на жаргоны Разных культурных сфер; вавилонское столпотворение специальностей он стремился гармонизировать в СИМФОНИЮ общей работы; и ради общего дела, он силился, как мог, стать ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ.

В этом несении креста, в неустанном самоограничении во имя других, - сказывалась его центральная христианская линия.

Он всемерно старался быть "ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ"; и он же раскрыл этот лозунг ап. Павла: всей жизнью своею.

Деятельность его уподоблялась перманентной деятельности вулкана, сотрясающего окружающих подземными толчками, вызывающими в них эффект потрясения; все вокруг него было потрясено; и все, находящиеся в его обстании, для лиц, непосвященных в этот темп трясений, ходили со странно расширенными глазами; казалось: лица их вытянуты от изумления; было чему ИЗУМЛЯТЬСЯ! И не смешны были эти расширенные глаза, такие глаза, вероятно, делаются во время землетрясений; он - потрясал основы косного покоя; каждым днем своей жизни.

Одновременно текла перманентная лава лекций его; и, конечно, после известного периода (для кого год, для кого два), надо было его не слушать, или слушать умеренно; иначе сознание отдельного человека ощущало себя засыпанным материалом, им подаваемым; еще далее - наступала анестезия восприятий; но как школа встряски сознания, - эту лаву лекций надо было испытать; и, испытав, - бежать от нее. Ведь он говорил не для одних и тех же слушателей; он говорил - "ВСЕМУ МИРУ"; и пусть этот мир от него отворачивается; в отмежеванное ему лекционное 25-ЛЕТИЕ он точно спешил выговорить то, что, остыв, в столегиях, может быть, будет плодоносящею почвою новой культуры; и если он некоторых, неосторожно приближенных, сжигал своей лавой, он не мог остановить ее, ибо он выговаривал не ближним, а всему земному миру; и говорил - не четверть века, а - ВЕКАМИ ВЕКОВ.

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевич (Верхняя Австрия, ныне Хорватия) в семье станционного смотрителя. Кроме Рудольфа в семье были ещё дочь и сын. Семья жила бедно. Через полтора года после рождения Рудольфа его отца перевели в Потшах, в Нижней Австрии. Там семья жила до восьмилетнего возраста Рудольфа. Это была местность с красивейшей природой, окружённая горами. Дальше опять последовал переезд, на этот раз в Нойддорфль, отца назначили начальником маленькой железнодорожной станции в этом селе. В 1872 году Рудольф Штайнер поступил в реальное училище, потому что отец мечтал сделать из сына инженера путей сообщения.

Училище это находилось в Винер-Нойдштадте, там Рудольф обучался семь лет. С пятнадцати лет он начал давать частные уроки ученикам своего и более младшего возраста.

В 1879 году Рудольф Штайнер поступил на обучение в Венскую Высшую Техническую школу. Специализацией его там была математика. Единственным источником средств для жизни у него были частные уроки, так как его семья не была богатой. Кроме Высшей Технической Школы Рудольф Штайнер посещал занятия в Университете. Особенно его интересовали лекции по философии и эстетике. В Технической Школе огромное влияние на Рудольфа оказал Карл Юлиус Шрёэр, профессор литературы. Он пробудил в Штайнере интерес к Гёте, знакомство с личностью и трудами Гёте, имело очень глубокое влияние на дальнейшие пути познания Штайнера. В возрасте 21 года Рудольф Штайнер начал углублённое изучение творчества Гёте. Он участвовал в подготовке и издании естественнонаучных трудов Гёте в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера.

С 1882 по 1897 год он работал в архиве Гёте и Шиллера в Веймаре. В 1891 году Рудольф Штайнер защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора философии в Ростоке.

В 1897 году Штайнер переехал в Беллин, где сотрудничал в различных журналах.

Происходит знакомство его с теософскими кругами, заинтересовавшимися его книгой «Фридрих Ницше - борец против своего времени». Знакомство переходит в более тесные контакты.

В 1900-1901 годах Рудольф Штайнер читает лекции в Теософском обществе.

С 1899 по 1904 год он преподавал историю и естественные науки в общеобразовательной рабочей школе Вильгельма Либкнехта в Берлине.

В 1902 году Рудольф Штайнер вступил в Теософское общество, образовалась немецкая секция, которую Штайнер и возглавил. Начинается его интенсивная лекционная деятельность, как в Берлине, так и в других городах Европы. Хотя формально он и является членом Теософского общества, но уже создаются основы Антропософии. Пишутся книги «Христианство, как мистический факт и мистерии древности», «Теософия», «Как достигнуть познания высших миров», «Ступени высшего познания», «Из летописи мира», «Очерк тайноведения». Рудольф Штайнер пишет свои драмы-мистерии: «Врата посвящения», «Испытание души», «Страж порога», «Пробуждение душ». Они ставятся в Мюнхене.

В 1913 году происходит исключение Штайнера из Теософского общества, пути с которым окончательно разошлись. В этот же год Рудольф Штайнер провозглашает создание Антропософского Общества, 20 сентября закладывается краеугольный камень в начале строительство первого Гётеанума в Дорнахе, Швейцария. В строительстве его участвовали представители 18 народов Европы, было там и много русских, в том числе Андрей Белый и Максимилиан Волошин. Сам по себе проект Гётеанума представлял собой нечто, что никогда прежде не строилось, это было совершенно новое слово в строительном искусстве, огромное количество резных деталей, работу над которыми доверяли только членам Антропософского Общества, а не рабочим с улицы. Было создано новое искусство обработки стекла, из стёкол изготовлялись витражи, купола расписывались художниками по замыслу доктора Штайнера, а краски изготовлялись из естественных материалов.

Параллельно строительству, которое поглощало очень много сил, шла интенсивная лекционная работа, делались регулярные театральные постановки, разрабатывалось искусство эвритмии и декламации.

В 1919 году в Штутгарте, Германия,была открыта первая Вальдорфская школа.

В 1920 в Гётеануме начала действовать «Свободная Школа Высшей Духовной Науки».

В новогоднюю ночь с 1922 на 1923 год Гётеанум был подожжён врагами Антропософии и полностью сгорел. Это был страшный удар и тяжёлое испытание для всех дорнахцев, особенно для Рудольфа Штайнера. Но на следующий после пожара день, в оставшихся после пожара мастерских, уже снова продолжались лекции. Сразу же речь пошла о подготовке к строительству второго Гётеанума.

Рудольф Штайнер, помимо огромного духовного наследия в виде книг и циклов лекций, посеял на Земле семена целых отраслей новой жизни: это и вальфдорфская педагогика, и биодинамическое сельское хозяйство, антропософские клиники и фармацевтические фирмы, и многое другое.

Штайнер Рудольф

Антропософия и Xристианство

Рудольф Штайнер

Антропософия и Xристианство

Печатается по изданию "Антропософия и человеческая душа",

Москва,"Антропософия",1999

Прежде всего прошу вас извинить меня за то, что я не имею возможности говорить с вами сегодня на языке вашей страны. Но мои друзья, члены нашего антропософского общества, среди которых в эти дни я смогу прочитать лекции по антропософии, высказали мнение, что в этом городе я могу говорить о духовной науке на немецком языке. Тему, которой посвящается сегодняшний вечер, тоже предложили наши уважаемые члены, живущие в этом городе. Я буду говорить об отношении духовной науки или, если использовать другое название духовной науки, об отношении антропософии к христианству. При этом, конечно, необходимо предварительно сказать несколько слов о сути и значении духовной науки, о точке зрения, исходя из которой, я должен буду говорить.

Духовная наука, подразумеваемая здесь не стремится к основанию какой либо новой религии, новой религиозной секты или чего-то подобного. Духовная наука хочет и надеется взять на себя то, что в духовном отношении возложено на нашу современную культуру.

Три, четыре или пять столетий тому назад, когда на заре своего развития естественная наука вступила в культурную жизнь человечества, в ряде областей был достигнут определенный прогресс. Если же мы хотим добиться прогресса в какой-либо актуальной для нас области человеческой культуры в наше время, то мы должны сказать: То, чем стала для человечества, для жизни эта естественная наука в познании внешней природы, благодаря познанию законов внешней природы, тем же хотела бы стать духовная наука посредством познания законов нашей душевной и духовной жизни и благодаря применению этих законов в этической и социальной жизни, в самых разных областях культуры;она хотела бы быть столь же важной для нашей современности и для ближайшего будущего. И хотя многие будут отрицать эту духовную науку, - а это неизбежное и вполне понятное явление, - она, рассматривая судьбу естествознания на восходе новой жизни духа, черпает из этого рассмотрения веру в своей истинности и действенность для культуры человечества.Так же и естествознание противостояло столетним, тысячелетним предрассудкам; но истина имеет также силы, которые, используя подходящие способы, всегда позволяют ей побеждать все противостоящие силы.

Итак, после того как сказано несколько слов об этой вере духоиспытателя в истину и в эффективность своей работы, сразу же следует остановиться на сути, на способе исследования, лежащего в основе духовной науки.

Поистине духовнонаучный образ мыслей всецело соответствует по духу естественно-научному образу мыслей. Но так как эта духовная наука касается совсем другой области исследования, нежели естествознание, - т.е. не той области, которую можно воспринимать с помощью обычных органов чувств, то есть области внешней природы, - а области духа, то должно быть очевидно, что как раз естественно-научный способ мышления там, где речь идет об исследовании области духовного, должен существенно видоизмениться, должен стать иным, нежели в сфере естествознания. Метод, способ исследования духовной науки всецело соответствует духу естествознания, так что всякий естественно-научно образованный человек, воспринимающий без предубеждения сегодняшнее естествознание, может поставить себя на почву этой духовной науки; но все же необходимо сказать, что до тех пор, пока естественно-научные методы воспринимаются односторонне, как это сегодня происходит, против использования естественно-научного образа мыслей в духовной жизни может возникать одно предубеждение за другим. Ведь естественно-научное мышление, естественно-научная логика применяется здесь к тому, что человеку ближе всего, хотя эта область труднее всего поддается исследованию; этот способ мышления применяется к самому существу человека. И человек должен исследовать в духовной науке самого себя, прибегая к единственному инструменту, имеющемуся в его распоряжении для такого исследования, а именно - к себе самому. Духовная наука исходит из того, что человек, становясь инструментом для исследования духовного мира, должен пережить метаморфозу в себе самом и проделать с собой нечто, дающее ему возможность заглядывать в духовный мир, чего в повседневной жизни он, конечно, не делает.

Позвольте мне исходить из сравнения, из естественно-научного сравнения, не для того, чтобы что-либо доказать, но чтобы просто показать, как духовнонаучный образ мышления целиком стоит на почве естественно-научного. Например, в природе мы встречаем воду. Рассматривая воду как внешний объект, мы видим сначала ее свойства. Но приходит химик со своими методами разлагает воду на водород и кислород.Так что же делает этот естествоиспытатель с водой? Как известно, вода не горит. Химик извлекает из воды водород - газ, который способен гореть. Путем простого наблюдения невозможно определить, что вода состоит из водорода и кислорода, которые имеет совсем другие свойства, нежели вода.

Так же и человек, встречая в жизни другого человека, - это как раз показывает духовная наука, - не может знать, каков внутренний мир этого человека*. И как химик-естествоиспытатель способен разложить воду на водород и кислород, так же и духоиспытатель, используя внутренний процесс, происходящий в глубине души, может различить в том, что предстает ему внешне как человек, внешне-телесные и духовно-душевные свойства. Прежде всего он заитересован в исследовании, с точки зрения духовной науки, духовно-душевного отдельно от телесного. Нельзя познать истинную реальность духовно-душевного на основе внешне-телесного, как нельзя познать природу водорода, если не извлечь его из воды.

Сегодня очень часто случается, что когда говоришь о подобных вещах, немедленно поступают возражения: "Это ведь противоречит монизму, придерживаться которого безусловно необходимо". Однако монизм не может помешать химику разлагать воду на две части. Это не означает попытки опровергнуть монизм, если реально происходит, то, что может произойти, как, например, когда с помощью методов духовного исследования духовно-душевное отделяется от физически-телесного. Только это не те методы, какие применяются в лабораториях, физических кабинетах и клиниках;они представляют из себя процессы, которые должны протекать в самой душе. Это не какие-то чудеса, а только усиление тех способностей, которыми мы уже обладаем в обычной жизни. Но человек должен бесконечно усилить их, если хочет стать духовным исследователем. И так как я не хочу произносить лишь общие слова, то сразу же приступаю к предметному рассмотрению.

Каждому известно то, что называют в человеческой душевной жизни способностью вспоминать - памятью. Каждый, конечно, знает, сколь многое зависит от памяти. Представьте себе, что мы пробудились утром, не имея ни малейшего понятия о том, кто мы и откуда. Мы лишились бы тогда всей своей человеческой сущности. Наша память обладет определенной внутренней цельностью, начиная с некоторого момента нашего детства, и она есть необходимая составляющая нашей человеческой жизни. Современные философы встают в тупик перед исследованиями памяти. Некоторые из них даже отходят от материалистически-монистического воззрения на память, обнаружив с помощью тщательного исследования, что хотя восприятия органов чувств (если вообще возможно так рассматривать душевную деятельность), внешним образом привязаны к телу, но нельзя сказать, что память вообще привязана к телу. Я только обращаю на это внимание. Даже французский философ Бергсон указал на этот духовный характер памяти, а он уж точно не имеет никакого желания вникать в духовную науку.

Но как память, сила воспоминания проявляется в нашей жизни? Давно прошедшие события входят в нашу душу в виде образов. Хотя сами события принадлежат прошлому, душа таинственным образом извлекает их из глубин внутренней жизни. И то, что поднимается из душевных глубин, можно сравнить с первоначальным событием. В сравнении с образами, предлагаемыми нам восприятием органов чувств, воспоминания бледны. Но они связаны с целостностью душевной жизни. И мы не смогли бы ориентироваться в мире, если бы не имели памяти. В основе памяти лежит способность воспоминания, и благодаря этой способности душа может вызывать скрытое в глубинах памяти.Тут как раз и вступает в действие духовная наука. Не память как таковая - я прошу вас вникнуть в то, что я хочу сказать, - не память как таковая, но эта способность, поднимающая из глубин души духовное содержание, может быть увеличена, бесконечно усилена, так что в душевной жизни ее можно будет использовать не только для подъема из души пережитых событий, но и совсем иного. В основе духовно-исследовательских методов лежат не внешние методы, которые мы наблюдаем в лаборатории и то, что можно воспринимать внешними органами чувств, а интенсивные душевные процессы, которые может пережить каждый. Ценность этих интенсивных процессов в нашей жизни - в безграничном усилении внимательности или, другими словами, концентрации мысленной жизни.

В конце XIX века наука стала развиваться усиленными темпами. Последствием научно-технической революции, в том числе, стала потребность образованных людей объединить науку и религию в единое целое.

При этом научная и творческая интеллигенция считала, что такое объединение может дать ответы на все извечные вопросы мироздания.

Решить эту проблему взялся Рудольф Штайнер, создавший учение антропософии. Он попытался в её рамках объединить эзотерику, мистику, античные учения и христианство.

Таким образом, он создал новую религию, которую христианство считает сектой. Святой апостол Павел так предсказывал появление подобных учений:

«… будет время, когда здравого учения не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням».

(2 Тим. 4: 3-7)

Антропософия - антихристианское учение

Антропософия - это ответвление теософии. Оно признано в христианском мире и философской науке антихристианским оккультно-мистическим учением о человеке.

Само его название означает в переводе с греческого «мудрость о человеке». Создал его горячий почитатель теософии Рудольф Штейнер.

Под теософией понимают теоретический раздел оккультизма, а также оккультное движение. Основная его идея - утверждение о том, что существует возможность мистического познания Бога. Такая возможность позволяет непосредственно общаться с божеством в состоянии экстаза.

Елена Петровна Блаватская 1878 год. Блаватская - создатель теософии, от которой откололась антропософия Рудольфа Штейнера

Многие понимают под теософией учение Е.П. Блаватской. Создатели антропософии предприняли попытку с её помощью демократизировать теософию.

Для этого они её рационализировали и приспособили её к особенностям интеллектуально-психологических черт общества Западной Европы. Некоторые исследователи называют это учение германским вариантом теософии.

Учение Штайнера и его последователей потому антихристианское, что оно отрицает целый ряд догматов христианства.

Наглядно антихристианскую сущность антропософии и его противоречие в общих чертах с христианством, можно представить так:

Критерий сравнения Антропософия Христианство
Совершенствование человека Утверждает, что живя на земле, человек при помощи духовных практик может «переродиться» и стать «высшим» человеком Говорит о том, что человек воскреснет к жизни в Царствии Небесном только после покаяния и раскаяния. Новую жизнь человеку даровал Господь Наш Спаситель Иисус Христос, пострадавший и умерший за человеческие грехи. Воскреснув, он искупил их, очистив род человеческий от первородного адамова греха. Тем самым людям были открыты врата в Царствие Небесное
Природа зла на земле Говорит о том, что земля ― это поле битвы светлого и тёмного бога. Первый - Ормузд. Второго зовут Ариман. Они олицетворяют собой добро и зло Учит о том, что Господь не создавал зла. Люцифер - это падший ангел по гордыне своей восставший против Него и за это низвергнутый с небес. Зло - плод его деятельности и искажением тех предметов и явлений, которые созданы Богом
Возможность познания мира и достижение тесной связи с Богом Заявляет о познаваемости мира через мистические и оккультные практики. Говорит о том, что необходимо добиться с их помощью «единения» с божеством в состоянии экстаза Выдвигает догмат о невозможности постижения Божественного Замысла человеком. Человек не в состоянии постичь весь мир, так как не сотворил его. Божью благодать можно получить только через раскаяние, причастие и молитву

Святой апостол Павел византийская православная икона, ручная работа, XX век. Апостол предсказал в своих посланиях появление псевдо- и антихристианских учений в стиле антропософии

Появление антропософии связано с кризисом западного христианства. Кроме того, причиной его появления стало бурное развитие науки и образование, открывшие для некоторых восточные оккультные учения и языческие культы.

Ранее они были под запретом и строго цензурировались как государственными, так и церковными цензорами.

Теория Штайнера - это компиляция из религий и философских учений

Антропософская теория, по мнению многих богословов и философов, - это смесь положений различных религий и философских учений. Так:

Гностицизм

название позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета

  1. Первым её источником называют гностицизм в виде воззрений таких видных гностиков, как Валентин и Василид, а так же учение Карпократа.
  2. Второй источник - индуистские системы и поздний брахманизм, из которых Штайнер взял представление о космологии и антропологии.
  3. Третий - это манихейство, считающееся в христианстве еретическим учением. Оно хорошо известно философам и богословам. При этом Штайнер берёт для своей теории те его идеи, которые возникли ещё в маздеизме.

Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» Демотта. 1315 г. Тегеран, музей Ризы Аббаси. Манихейство - одна из составных частей антропософии

По мнению штейнеристов, Иисус Христос Сыном Божиим может быть назван лишь иносказательно, в нравственном смысле. Уже одно это утверждение показывает антихристианскую сущность данного учения.

Основной отличительной чертой антропософии считается смешение религиозных постулатов, философских концепций и научных знаний.

С этой целью были использованы алхимические тексты, исторические гипотезы, научные теории, оккультизм и эзотерика.

Составной частью учения антропософии являются легенды о Лемурии и Атлантиде.

Кстати, Штейнер утверждал, что информацию о них он получил посредством «ясновидения» через некие мифические «хроники акаши».

В результате такого смешения возникла некая духовная наука. Её цель - раскрыть духовное в человеке посредством всех имеющихся доктрин, религиозных взглядов и теорий.

Так, используя положения гностицизма в своей теории, Штайнер допускает существования кармы, реинкарнации и многобожия, что характерно для индуизма.

Ормузд борется с Ахриманом (справа). Рельеф в Персеполе (XII - VI в. до н.э.). Штайнер предсказал воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана

Последователи Штайнера считают Космос единой живой духовной сетью. Именно поэтому в России антропософию ещё называют наука о духе.

При этом необходимо отметить, что сам создатель учения весьма пессимистично смотрел на мир. Так им было предсказано воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана.

Это характерно для псевдохристианских хилиастических сект.

Таким образом, всю антропософию можно свести к тому, что её автор просто скомпилировал отвергнутые обществом идеи, искусственно создав из них некую новую «духовную науку».

Рудольф Штайнер - «пророк» антропософского движения

Для того чтобы понять, что такое антропософия, необходимо изучить биографию её создателя - Рудольфа Штайнера. Родился он в 1861 году в Хорватии в местечке Каралевич.

В то время оно относилось к Австро-Венгрии. Его родители были австрийцами, католиками. Отец работал на почте.

Рудольф Штайнер австрийский оккультный философ, социальный реформатор и архитектор. Первое признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания

Будущий «пророк» обучался в реальном училище Винер-Нойштадта. По окончании училища он переехал в Вену. Здесь он поступил на философский факультет Венского университета.

Здесь он изучал не только философию, но историю и литературу. Именно тогда он познакомился с философской концепцией Гёте.

Создатель антропософии был сотрудником архива Гёте в Веймаре.

Здесь активно изучались труды философа, а также работы Ницше. Будущий создатель антропософии принимал участие в 1882 году в комментировании и редактировании собраний сочинений Гёте.

Штайнер на протяжении всей жизни активно интересовался философией, естественными науками, литературой. Он издал примерно 300 своих сочинений.

Среди них можно назвать такие произведения как «Ницше как борец против своей эпохи» и «Философия свободы».

Создатель антропософии редактировал несколько журналов. В 1902 году он возглавил немецкую секцию Теософического общества.

Произошло это потому, что он развивал идеи совершенствования в человеке сверхчувствительных способностей. Теософическое общество было основано Е.П. Блаватской.


Анни Безант в 1897 году. В 1907 году она объявила Кришнамири вторым Христом. Штейнер эту «ересь» не признал, порвал с теософией и создал антропософию

В 1907 году теософическое общество возглавила А.Безант. Она объявила Кришнамири вторым Христом - новым спасителем человечества.

Штейнер данный «догмат веры» категорически отказался принять и в 1912 году порвал все отношения с теософическим движением.

Штейнер в этом году создал «Всемирное антропософское общество» и разработал Гетенаум

В ответ на «ересь» он создал в 1913 году в Швейцарии «Всемирное антропософское общество».

На учредительном собрании Рудольф заявил о том, что с того момента как человечество открыло антропософию, оно вошло в совершенно новую, четвёртую стадию развития Мирового Духа.

Гетенаум - храм антропософов

В 1913 году Штайнер разработал Гетенаум или «храм» антропософской науки и искусства. Кроме того, тогда же им бы разработана теория «Свободной высшей школы для науки о духе».

Строительства Гетанума происходило в сопровождении различных магических обрядов. Само здание должно было символизировать идею абсолютного слияния материи и духа.

Его строительство завершено в 1921 году.


Рудольф Штейнер у макета здания первого Гётеанума. Гётенатум - это «церковь» антропософии

Здание построили с двумя куполами. Купола имели разные размеры. Внутри каждый зал разделялся на две комнаты. Подобную архитектуру выбрали для того, чтобы достигнуть максимально чистый акустический эффект.

Залы помещения расположились под куполами «храма». В первом зале читались лекции и проводились массовые мероприятия.

Он вмещал 900 человек. Второй зал предназначался для постановки спектаклей драматического театра и занятий эвритмических групп.

Архитектурный проект, декор, роспись стен и потолка храма антропософии - всё это плод творчества Штейнера.

Малый зал украшала выполненная из дерева скульптура. Она изображала фигуру Иисуса Христа, шествующего среди фигур Люцифера и Аримана.

Христос шёл с поднятой вверх рукой, стороны его лица были асиметричны. Этот символ должен был означать то, что на Него оказывают влияние обе стороны.

Также такое изображение трактовалось как феномен синтеза всечеловеческой любви, которая имеет, как светлую, так и тёмную стороны.


Первый Гётеанум (Goetheanum) - всемирный центр Антропософского движения. Здание сгорело в 1923 году несмотря на то, что Штайнер предсказал ему 300 лет сущестования

Основатель антропософского сообщества Рудольф Штайнер скончался в 1925 году. При жизни он убедился о том, что его учение ложно.

По его предсказанию здание Гётенаума должно было простоять 300 лет. В ночь на 1923 год его сгубил пожар.

Последователи Штайнера - выдающиеся люди, но они заблуждались

Наука о духе или же штейрианство широко распространилась в Германии. Учение нашло своих последователей среди художественной интеллигенции.

Именно её представители впадали в соблазн расцерковлённости и извращённой утончённости своего сознания.

Штайнер о цели своего учения писал:

«То, что ныне

часто именуется

«единственно-истинной» наукой,

может служить скорее

даже помехой,

чем помощью

к достижению

этой цели

(открытию ясновидения)».

Рудольф Штейнер

оккультный философ, архитектор

Именно этот постулат привлёк к этому учению многих представителей культуры, науки и искусства.


Гётеанум (Goetheanum) – всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте

В наше время всемирный центр Антропософского движения находится в Швейцарии. Это район Базеля, город Дорнах. Гётенариум, назван в честь Гёте.

В его строительстве принимали такие последователи учения как известный русский поэт Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Михаил Чехов и т.д.

Известен даже такой феномен, как антропософизм русского языка, который проповедовали в России поэты Серебряного века.


Философы (1917), картина Михаила Нестерова изображающая Павла Флоренского и Сергия Булгакова. Отец Сергий был последовательным критиком идей антропософии

Многие из штайнеристов позже разочаровались в своих взглядах. Достаточно серьёзно критиковал их в России философ Сергий Булгаков. В настоящее время учение возрождается в качестве составной части движения Нью-Эйдж.

Это новое воплощение различных нехристианских верований ориентированных на «новую эру» и «нового человека».

Антропософия породила свою педагогику и медицину

В 1919 году Штейнер прочитал в Базеле и Штутгарте цикл лекций по педагогике. В результате на свет появилась вальдорфская педагогика.

Непосредственно инициатива по созданию вальдорфской школы принадлежит директору и коллективу табачной фабрики «Вальдорф - Астория».

При этом рабочие сами обратились к создателю антропософии с просьбой разработать новый метод преподавания в школе.


Мюнхенский теософский конгресс. 1907 год. На нём были высказаны Штейнером первые идеи о создании особой, антпрпософской системы образования

Вальдорфская школа родилась на основе педагогических сочинений Рудольфа Штейнера. Её цель - воспитание нового «эзотерического человека», обладающего новой телесностью и духовностью.

При этом педагогическое сообщества давно указывает на то, что «свободные вальдорфские школы», заявляя о «свободном самоопределении» учащихся, воспитывают их на практике в духе почитания «антропософской церкви» и «модиалистского сообщества».

По мнению Штейнера, воспитанный в таких школах человек будет человеком нового типа, так как вберёт в себя все знания человечества, как христианские, а и атеистические и языческие.


Первая вальдорфская школа, Штутгарт, Германия (1919 г.). В настоящее время в мире подобных школ насчитывается более пятисот

В настоящее время в мире работает около пятисот школ созданных по данному принципу. Кроме того, на антропософских основах работают и детские сады. В основном эти учебные заведения сосредоточенны в Западной Европе.

В России же идеи вальдорфской педагогики получили распространение во времена «перестройки». Яркие постулаты и отдельные необычные черты привлекли к ней представителей творческих профессий, интеллигенцию.

В настоящее время наблюдается снижение интереса к этой тематике благодаря возрастающему влиянию Русский православной церкви в стране и мире.

Кроме изысканий в педагогической сфере, Штейнер вёл также поиски и в области медицины. Для этого он использовал сочинения алхимиков, оккультные учения и эзотерику.

В результате получилась дикая смесь чем-то напоминающая гомеопатию. Официальная медицина относиться к антпропософной негативно и учёные-медики не советуют посещать клиники, работающие по методам, разработанным Штейнером.

Видео: Антропософия. Священник Максим Каскун