Становление российского парламентаризма. «Российская многопартийность и парламентаризм начала ХХ века Тест 6 становление российского парламентаризма вариант 1

(Шпаргалка)

  • Тесты с ответами по истории Беларуси (Шпаргалка)
  • Тесты по истории государства и права России (Шпаргалка)
  • Тесты по отечественной истории (1 курс) (Шпаргалка)
  • Саяпин В.В. История России. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЕ 2010. Базовый уровень (Документ)
  • Новичков А.В. Тесты по истории России (Документ)
  • Тесты по истории России 20 века (Шпаргалка)
  • Тесты и вопросы к экзаменам по истории педагогики и образования (Шпаргалка)
  • Тесты ЕНТ по истории Казахстана (Шпаргалка)
  • Тесты по средневековой истории Казахстана (Шпаргалка)
  • Бакина Н.С. Тесты по истории средневекового Казахстана (Документ)
  • n1.doc

    Становление многопартийности

    в России
    1. Назовите особенности зарождения многопартийности в стране:

    А) более раннее по сравнению с европейскими странами появление политических партий;

    Б) первыми возникли социалистические партии;

    В) организация политических партий стала возможной исключительно благодаря усилиям интеллигенции;

    Г) незначительное число политических партий;

    Д) значительное число политических партий.
    2. Павел Арский так прокомментировал Манифест 17 октября:
    Царь испугался, издал манифест:

    «Мертвым свобода! Живых — под арест!»

    Тюрьмы и пули

    Народу вернули.

    Так над свободой поставили крест.
    По своим политическим взглядам поэт принадлежал к:

    А) либералам;

    Б) черносотенцам;

    В) социал-демократам.
    3. На II съезде РСДРП (1903) сторонники Ленина получили название «большевики», так как они:

    А) имели численное большинство на съезде;

    Б) обеспечили себе большинство при выборах в центральные органы партии;

    В) преобладали в составе низовых партийных организаций.
    4. Аграрная часть Программы РСДРП была пересмотрена в:

    В) 1910 г.
    5. Проект «муниципализации» земли выдвинули:

    А) большевики;

    Б) меньшевики;

    В) кадеты.
    6. Программа «муниципализации» земли предусматривала:

    А) национализацию всей земли в стране;

    Б) конфискацию помещичьей земли;

    В) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю;

    Д) передачу земли в распоряжение местных органов власти.
    7. Эсеровская программа «социализации» земли предусматривала:

    А) изъятие земли из товарного оборота;

    Б) распределение земли по потребительской или «трудовой» норме;

    В) передачу земли в собственность государства;

    Г) передачу земли в распоряжение крестьянских общин;

    Д) конфискацию помещичьей земли.
    8. Требование 8-часового рабочего дня не вошло в программу:

    Б) конституционно-демократической партии;

    В) партии социалистов-революционеров.
    9. Федеративного устройства государства требовала:

    А) РСДРП;

    В) конституционно-демократическая партия.
    10. Идеями и требованиями программы конституционно-демократической партии были:

    А) ликвидация самодержавия;

    Б) ограничение самодержавия парламентским демократическим органом;

    В) право наций на самоопределение;

    Г) сохранение, единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии;

    Д) введение демократических прав и свобод.
    11. Идеями и требованиями программы «Союза русского народа» были:

    А) установление конституционной монархии;

    Б) сохранение и укрепление самодержавной власти;

    В) Россия для русских;

    Г) созыв Государственной думы;

    Д) введение всеобщего избирательного права.
    12. Назовите лидеров следующих партий:

    А) конституционно-демократической;

    В) социалистов-революционеров;

    Г) РСДРП;

    Д) «Союза русского народа».

    А) А. И. Гучков; б) В. И. Ульянов; в) П. Н. Милюков; г) А. И. Дубровин; д) В. М. Чернов.
    13. В начале XX в. жертвами эсеровского террора стали:

    А) генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович;

    Б) министр внутренних дел В. К. Плеве;

    В) генерал-губернатор Петербурга Д. Ф. Трепов;

    Г) депутат Государственной думы М. Я. Герценштейн.
    ТЕСТ б

    Опыт российского парламентаризма
    1. 6 августа 1905 г. было опубликовано положение об учреждении законосовещательной Думы, разработанное в Министерстве внутренних дел. Разработкой данного законопроекта руководил:

    А) А. Г. Булыгин;

    Б) П. А. Столыпин;

    В) П. Н. Дурново.
    2. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:

    А) женщины;

    Б) молодежь до 25 лет;

    В) рабочие крупных промышленных пред-

    Приятий;

    Г) военнослужащие;

    Д) чиновники.
    4. Принципами, характерными для российской избирательной системы, были:

    А) прямое участие в выборах всего населения;

    Б) равное участие в выборах всего населения;

    В) куриальная система выборов;

    Г) многостепенная система выборов.
    5. Статья 87 Основных законов Российской империи предусматривала право императора:

    А) издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;

    Б) распускать Думу по своему усмотрению;

    В) изменять избирательный закон.
    6. 20 февраля 1906 г. был опубликован указ Николая II о преобразовании Государственного совета. Отныне этот орган:

    А) являлся верхней законодательной палатой;

    Б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной думы;

    В) контролировал исполнение решений Государственной думы.
    7. По указу от 20 февраля 1906 г. принцип комплектования состава Государственного совета изменился, а именно:

    А) в его избрании участвовало все население страны;

    Б) к его выборам были допущены только представители дворянского сословия;

    В) половина членов Государственного совета избиралась элитарными организациями, половина — назначалась императором.
    8. 16 апреля 1905 г. С. Ю. Витте был отправлен в отставку с поста председателя Совета министров по той причине, что он:

    А) всячески затягивал открытие I Государственной думы;

    Б) собирался стать депутатом Думы;

    В) уверял Николая II, что с появлением Думы прекратятся революционные выступления, но этого не произошло.
    9. Вместо С. Ю. Витте на пост председателя Совета министров был назначен:

    А) А. Г. Булыгин;

    Б) И. Л. Горемыкин;

    В) П. А. Столыпин.
    10. I Государственная дума работала с:

    В) 20 февраля 1906 г. по 3 июня 1907 г.
    11. В I Государственной думе самой многочисленной была фракция:

    А) трудовиков;

    Б) монархистов;

    В) кадетов.
    12. Выборы в I Государственную думу бойкотировали:

    А) социал-демократы;

    Б) эсеры;

    В) монархисты.
    13. I Государственная дума была названа «Думой народных надежд», так как:

    А) с ее открытием в обществе связывали переход России к парламентаризму;

    Б) крестьяне надеялись получить из ее рук

    Помещичью землю;

    В) народ ждал от нее принятия конституции.
    14. «Проект 104-х», внесенный в I Государственную думу Трудовой группой 23 мая 1906 г., предусматривал:

    А) немедленный переход всей земли с ее недрами и водами в общенародную собственность;

    Б) отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;

    В) создание «общенародного земельного фонда»;

    Г) немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю;

    Д) наделение землей всех желающих обрабатывать ее своим трудом;

    Е) наделение землей в пределах «трудовой нормы».
    15. Причиной роспуска I Государственной думы стало:

    А) думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;

    Б) принятие Думой решения об отставке правительства И. Л. Горемыкина;

    В) убийство депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса.
    16. После роспуска I Государственной думы часть депутатов по инициативе кадетской фракции собралась в Выборге, чтобы выработать воззвание к населению. Они призывали народ к:

    А) пассивному сопротивлению — не платить налоги, не выполнять воинскую повинность;

    Б) вооруженному восстанию;

    В) одобрению действий правительства.

    17. II Государственная дума работала с:

    В) 3 июня 1907 г. по 9 июня 1912 г.
    18. Самой многочисленной во II Государственной думе была фракция:

    А) кадетов;

    Б) трудовиков;

    В) социал-демократов.
    19. II Государственная дума была названа «красной» потому, что:

    А) в ее работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;

    Б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;

    В) она заседала в Красном зале Таврического дворца.
    20. События, связанные с роспуском II Думы и публикацией нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились государственным переворотом потому, что:

    А) Дума была разогнана при помощи армии;

    Б) император не имел права распускать Думу;

    В) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.
    21. Согласно избирательному закону от 3 июня 1907 г. преимущество получили:

    А) помещики;

    Б) представители буржуазных слоев;

    В) интеллигенция.
    22. Выборы в III Государственную думу бойкотировала:

    А) РСДРП;

    Б) партия социалистов-революционеров;

    В) монархическая партия.
    23. Наибольшее количество мест в III Государственной думе получила партия:

    А) конституционно-демократическая;

    В) «мирного обновления».
    24. 26 июля 1914 г. состоялось специальное заседание IV Государственной думы, на котором был заключен так называемый священный союз между депутатами. Главным итогом этого заседания стало то, что:

    А) почти все депутаты, за исключением монархистов, голосовали против вступления России в мировую войну;

    Б) депутаты выразили недоверие правительству;

    В) почти все депутаты, за исключением социал-демократов, голосовали за принятие военных кредитов.
    25. В ноябре 1914 г. вопреки депутатской неприкосновенности было арестовано пять депутатов IV Государственной думы. Они представляли фракцию:

    А) кадетов;

    Б) эсеров;

    В) большевиков.
    26. Укажите председателей Думы:

    А) Ф. А. Головин; б) Н. А. Хомяков,

    А. И. Гучков, М. В. Родзянко;

    В) М. В. Родзянко; г) С. А. Муромцев.
    ТЕСТ 7

    Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

    В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.

    Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

    Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

    Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

    Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.

    Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

    Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

    Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

    Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

    В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания - в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

    Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

    Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

    Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

    1. Парламентское право – это:
    A) система конституционно-правовых отношений;
    B) законодательная деятельность государства;
    C) совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и утверждающих в этих целях определенную систему государственной власти;
    D) система правовых норм, регулирующих организацию и деятельность парламента.

    2. Специфика предмета парламентского права заключается в его:
    A) отраслевой характеристике;
    B) в соподчинительном отношении федерального и регионального парламентов;
    C) в отсутствии соподчинения федерального и регионального парламентов;
    D) Нет верного варианта ответа

    3. Методы парламентского права характеризуются:
    A) диспозитивным воздействием
    B) императивным воздействием
    C) императивно-координирующим воздействием
    D) координирующим воздействием

    4. К какому блоку источников парламентского права относятся парламентские обычаи, обыкновения, прецеденты:
    A) к юридическому;
    B) рекомендательно-процедурному;
    C) доктринна-юредическому
    D) доктринальному.

    5. Этапы становления российского парламентаризма именуются:
    A) советский,
    B) постсоветский
    C) индустриальный
    D) постиндустриальный

    6. В соответствие, с какими принципами формируется Федеральное Собрание Российской Федерации:
    A) народного представительства
    B) непосредственной демократии
    C) периодического обновления
    D) народовластии, разделении властей, законности.

    7. Численный состав Государственной Думы РФ составляет:
    A) 240 депутатов
    B) 300 депутатов
    C) 450 депутатов
    D) 500 депутатов

    8. Принцип ротации это:
    A) Сочетание прямых и косвенных выборов.
    B) Зависимость числа сенаторов от численности населения.
    C) Одинаковый срок полномочий обеих палат.
    D) Нет правильного ответа.

    9. Основной формой работы обеих палат российского парламента является:
    A) голосования палат
    B) слушание палат
    C) решения палат
    D) заседания палат

    10. Парламентские слушания – это:
    A) форма взаимодействия с органами государственной власти;
    B) обсуждения значимых вопросов с привлечением к ответственности;
    C) мотивировочные заключения по рассматриваемым вопросам;
    D) обсуждения вопросов;

    11. В основе формирования государственной Думы находится:
    A) мажоритарная избирательная система;
    B) метод ротации;
    C) пропорциональная избирательная система;
    D) Верны варианты ответов A и C.

    12. Какое из перечисленных определений относится к понятию Федерального Собрания как органа государственной власти Российской Федерации:
    A) парламент Российской Федерации – совещательный, представительный орган государственной власти;
    B) парламент Российской Федерации – представительный, исполнительный, конституционный орган государственной власти;
    C) парламент Российской Федерации – представительный, законодательный, постоянно действующий орган государственной власти;
    D) парламент Российской Федерации – совещательный орган государственной власти.

    13. К актам палат российского парламента относятся:
    A) постановления
    B) распоряжения
    C) закон о поправке к Конституции РФ
    D) Указы

    14. Структура палаты Совета Федерации РФ утверждается по представлению:
    A) Президента РФ
    B) Председателя Правительства РФ
    C) Главного секретаря
    D) Депутатами
    15. Назовите основные функции Федерального Собрания Российской Федерации:
    A) исполнительная, представительная, контрольная;
    B) законодательная, распорядительная, надзорная;
    C) представительная, законодательная, контрольная
    D) контрольная, представительная, исполнительная,

    16. В структуре Аппарата Совета Федерации можно выделить:
    A) Председателя Правительства РФ;
    B) аппарат Правительства РФ;
    C) финансовое управление;
    D) Спикер.

    17. Руководитель Аппарата палаты Государственной Думы РФ назначается и освобождается от должности:
    A) распоряжением председателя Государственной Думы РФ
    B) указом Президента РФ
    C) постановлением Конституционного Суда РФ
    D) Приказом премьер-министра

    18. По какой избирательной системе происходят выборы депутатов Государственной Думы РФ:
    A) по мажоритарной избирательной системе в два тура;
    B) по пропорциональной избирательной системе;
    C) по смешанной избирательной системе.
    D) верны все варианты ответов

    19. Как называется должностное лицо, возглавляющее Государственную Думу РФ:
    A) генеральный секретарь;
    B) спикер;
    C) председатель.
    D) президент

    20. Государственная Дума РФ не может быть распущена:
    A) в период действия эмбарго;
    B) в период военного положения;
    C) в период действия чрезвычайного положения на территории субъекта РФ;
    D) Верного варианта ответа нет

    21. Как называется должностное лицо, возглавляющее Совет Федерации РФ:
    A) премьер;
    B) председатель;
    C) президент;
    D) Секретарь.
    22. Какое из перечисленных определений относится к понятию политическая фракция Государственной Думы:
    A) объединение, образуемое для совместной деятельности и единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой;
    B) объединение, образуемое для совместной деятельности и единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой и сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу;
    C) объединение, образуемое для совместной деятельности и единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой и сформированное из депутатов, избранных в Государственную Думу по одномандатным округам;
    D) объединение, образуемое для совместной деятельности и единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.

    23. Какое из перечисленных определений относится к понятию депутатский иммунитет:
    A) в течение всего срока полномочий депутаты не могут быть привлечены только к уголовной ответственности, задержаны или арестованы, кроме случаев задержания на месте преступления;
    B) в течение всего срока полномочий депутаты не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
    C) в течение всего срока полномочий депутаты не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления;
    D) в течение всего срока полномочий депутаты не могут быть привлечены только к административной ответственности.

    24. Перечислите основные принципы работы Федерального Собрания Российской Федерации:
    A) законность, презумпция невиновности, публичность;
    B) открытость, партийность, законность, коллегиальность;
    C) законность, постоянная деятельность, раздельная работа палат, открытость работы, коллегиальность работы;
    D) открытость, партийность.

    25. Какой вид парламента соответствует странам англосаксонского права:
    A) С ограниченными полномочиями.
    B) С неограниченными полномочиями.
    C) Консультативные.
    D) Верного варианта ответа нет.
    26. Что такое контрасигнатура:
    A) Введение чрезвычайного или военного положения в государстве.
    B) Скрепление акта государства главы государства подписью министра (правительства).
    C) Ответственность главы государства перед парламентом.
    D) Направление вотума недоверия от парламента к правительству.
    E) нет верного ответа.

    27. Федеральные законы в Государственной Думе РФ принимаются путем голосования…

    B) квалифицированным большинством от числа присутствующих на заседании;
    C) тремя четвертями голосов присутствующих на заседании депутатов.
    D) меньшинством депутатов;

    28. Федеральные конституционные законы в Государственной Думе РФ принимаются путем голосования…
    A) простым большинством от числа депутатов;
    B) квалифицированным большинством от числа депутатов;
    C) тремя четвертями голосов присутствующих на заседании депутатов.
    D) пятью четвертями голосов присутствующих на заседании депутатов.

    29. Какое из перечисленных определений относится к понятию законодательный процесс:
    A) порядок деятельности Федерального Собрания по созданию законов – федеральных и федеральных конституционных;
    B) порядок деятельности органов государственной власти во главе с Федеральным Собранием по созданию законов — федеральных и федеральных конституционных;
    C) порядок деятельности представительных органов федеральной государственной власти и законодательных органов государственной власти субъектов федерации по созданию законов — федеральных и федеральных конституционных;
    D) порядок деятельности власти.

    30. Назовите субъекты права законодательной инициативы в РФ:
    A) Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации;
    B) Президент, Государственная Дума, Верховный Суд, Совет Федерации;
    C) президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, высший Арбитражный Суд по предметам их ведения;
    D) Верховный Суд, Совет Федерации;

    31. В скольких чтениях осуществляется рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы:
    A) в четырех;
    B) в трех;
    C) в двух;
    D) в одном

    32. Какие федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации:
    A) по вопросам гражданства;
    B) по вопросам федерального бюджета;
    C) по вопросам государственного строительства;
    D) по вопросам войны и мира;

    33. Какое из перечисленных определений относится к понятию промульгация:
    A) принятый палатами парламента закон направляется Президенту для его утверждения и опубликования;
    B) принятый палатами парламента закон направляется Президенту для его подписания и опубликования, после чего закон вступает в силу;
    C) принятый палатами парламента закон направляется Президенту для его возможного отклонения или утверждения;
    D) принятый палатами парламента закон направляется Президенту на рассмотрение.

    34. Какое из перечисленных определений относится к понятию вето Президента:
    A) отклонение Президентом РФ федерального закона;
    B) категорический отказ Президента РФ подписать и утвердить федеральный закон;
    C) отклонение Президентом РФ федерального закона и право палат Федерального Собрания преодолеть вето, проголосовав за закон в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общей численности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации;
    D) отказ Президента РФ подписать федеральный закон.

    35. Поправки к 3-8 главам Конституции РФ принимаются в порядке, определенном для:
    A) федерального закона
    B) указа
    C) федерального конституционного закона
    D) приказа

    36. Депутатский запрос – это…
    A) обращение по значимым проблемам к органам государственной власти с целью получения объяснений и принятия государством соответствующих мер;
    B) обращение к Президенту РФ;
    C) обращение к Правительству РФ;
    D) обращение к Совету Федерации

    37. Голосование по вопросу об отрешении Президента РФ от должности:
    A) тайное;
    B) открытое;
    C) проводится с использованием бюллетеней;
    D) анонимное
    38. Интерпелляция – это…
    A) особый запрос, содержащий требования сообщить о предполагаемых действиях Губернатора края или Совета Администрации края по проблемам общекраевого значения;
    B) вопрос по осуществлению Губернатором края, членом Совета Администрации края, руководителем органа исполнительной власти края отдельных государственных полномочий;
    C) запрос, содержащий требования сообщить о предполагаемых действиях Губернатора края;
    D) все варианты ответов верны

    39. Межпарламентский Союз был создан:
    A) в 1889 году;
    B) в 1945 году;
    C) в 1890 году;
    D) в 1995 году.

    40. Основные задачи Межпарламентской группы:
    A) улучшение работы межпарламентских институтов, развитие международного сотрудничества;
    B) принятие законов;
    C) издание законов;
    D) верны варианты ответов B и C.

    а) А. Г. Булыгин;

    б) П. А. Столыпин;

    в) П. Н. Дурново.

    2. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:

    3. В России избирательных прав были лишены:

    а) женщины;

    б) молодежь до 25 лет;

    в) рабочие крупных промышленных предприятий;

    г) военнослужащие;

    д) чиновники.

    4. Принципами, характерными для российской избирательной системы, были:

    а) прямое участие в выборах всего населения;

    б) равное участие в выборах всего населения;

    в) куриальная система выборов;

    г) многостепенная система выборов.

    5. Статья 87 Основных законов Российской империи предусматривала право императора:

    а) издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;

    б) распускать Думу по своему усмотрению;

    в) изменять избирательный закон.

    а) являлся верхней законодательной палатой;

    б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной думы;

    в) контролировал исполнение решений Государственной думы.

    7. По указу от 20 февраля 1906 г. принцип комплектования состава Государственного совета изменился, а именно:

    а) в его избрании участвовало все население страны;

    б) к его выборам были допущены только представители дворянского сословия;

    в) половина членов Государственного совета избиралась элитарными организациями, половина - назначалась императором.

    8. 16 апреля 1905 г. С. Ю. Витте был отправлен в отставку с поста председателя Совета министров по той причине, что он:

    а) всячески затягивал открытие I Государственной думы;

    б) собирался стать депутатом Думы;

    в) уверял Николая II, что с появлением Думы прекратятся революционные выступления, но этого не произошло.

    9. Вместо С. Ю. Витте на пост председателя Совета министров был назначен:

    а) А. Г. Булыгин;

    б) И. Л. Горемыкин;

    в) П. А. Столыпин.

    10. I Государственная дума работала с:

    11. В I Государственной думе самой многочисленной была фракция:

    а) трудовиков;

    б) монархистов;

    в) кадетов.

    12. Выборы в I Государственную думу бойкотировали:

    а) социал-демократы;

    б) эсеры;

    в) монархисты.

    13. I Государственная дума была названа «Думой народных надежд», так как:

    а) с ее открытием в обществе связывали переход России к парламентаризму;

    б) крестьяне надеялись получить из ее рук помещичью землю;

    в) народ ждал от нее принятия конституции.

    14. «Проект 104-х», внесенный в I Государственную думу Трудовой группой 23 мая 1906 г., предусматривал:

    а) немедленный переход всей земли с ее недрами и водами в общенародную собственность;

    б) отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;

    в) создание «общенародного земельного фонда»;

    г) немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю;

    д) наделение землей всех желающих обрабатывать ее своим трудом;

    е) наделение землей в пределах «трудовой нормы».

    15. Причиной роспуска I Государственной думы стало:

    а) думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;

    б) принятие Думой решения об отставке правительства И. Л. Горемыкина;

    в) убийство депутатов Думы М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса.

    16. После роспуска I Государственной думы часть депутатов по инициативе кадетской фракции собралась в Выборге, чтобы выработать воззвание к населению. Они призывали народ к:

    а) пассивному сопротивлению - не платить налоги, не выполнять воинскую повинность;

    б) вооруженному восстанию;

    в) одобрению действий правительства.

    17. II Государственная дума работала с:

    18. Самой многочисленной во II Государственной думе была фракция:

    а) кадетов;

    б) трудовиков;

    в) социал-демократов.

    19. II Государственная дума была названа «красной» потому, что:

    а) в ее работе принимали участие представители всех крупных революционных партий;

    б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;

    в) она заседала в Красном зале Таврического дворца.

    20. События, связанные с роспуском II Думы и публикацией нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились государственным переворотом потому, что:

    а) Дума была разогнана при помощи армии;

    б) император не имел права распускать Думу;

    в) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.

    а) помещики;

    б) представители буржуазных слоев;

    в) интеллигенция.

    22. Выборы в III Государственную думу бойкотировала:

    а) РСДРП;

    б) партия социалистов-революционеров;

    в) монархическая партия.

    23. Наибольшее количество мест в III Государственной думе получила партия:

    а) конституционно-демократическая;

    в) «мирного обновления».

    24. 26 июля 1914 г. состоялось специальное заседание IV Государственной думы, на котором был заключен так называемый священный союз между депутатами. Главным итогом этого заседания стало то, что:

    а) почти все депутаты, за исключением монархистов, голосовали против вступления России в мировую войну;

    б) депутаты выразили недоверие правительству;

    в) почти все депутаты, за исключением социал-демократов, голосовали за принятие военных кредитов.

    25. В ноябре 1914 г. вопреки депутатской неприкосновенности было арестовано пять депутатов IV Государственной думы. Они представляли фракцию:

    а) кадетов;

    б) эсеров;

    в) большевиков.

    26. Укажите председателей Думы:

    а) I;

    б) II;

    в) III;

    г) IV.

    а) Ф. А. Головин; б) Н. А. Хомяков,

    А. И. Гучков, М. В. Родзянко;

    в) М. В. Родзянко; г) С. А. Муромцев.

    2. Становление российского парламентаризма

    Первая российская революция была величайшим катализатором образования новых политических партий. Каждый класс должен был определить свое место в революции, отношение к существующему строю, перспективам развития государства, отношение к другим классам. Такими политическими организациями, выражающими и защищающими интересы классов и социальных групп, и являлись партии. Исходной датой возникновения легальных партий явился Манифест 17 октября 1905 г., а уже в 1906 г. в Российской империи насчитывалось до 50 политических партий.

    Политические лагеря, их классы и партии составили:

    Правительственный лагерь стремился любой ценой сохранить в России самодержавие (монархисты ). Основными классами, составляющими этот лагерь, были дворяне и крупная буржуазия. Их интересы представляли партии «Союз русского народа» (СРН). «Совет объединенного дворянства», «Торговая промышленная партия» и др. Самой влиятельной партией была партия СРН, которая восприняла программные традиции черносотенцев. Только за один месяц «свободной жизни», дарованной 17 октября 1905 г., от рук черносотенцев пало более 4 тыс. человек, до 10 тыс. было покалечено. Совершалось это при полной поддержке властей, вплоть до самых высших.

    Идеология черносотенцев базировалась на трех главных положениях: православии, самодержавии и державной русской народности. Устав СРН устанавливал, что его членами могут быть только русские люди всех сословий и достояний. Количество членов от 600 тыс. до 3 млн. человек.

    Либерально-буржуазный лагерь. В его состав входи ли в основном представители буржуазии, помещиков и интеллигенции, проповедующие идеи либерализации. Политические интересы этого лагеря представляли партии: «Союз 17 октября» (октябристы», Конституционно-демократическая партия (кадеты) и др.

    Классовую основу октябристов составляли крупные помещики, крупная торгово-промышленная буржуазия. Лидером партий в 1906 г. стал А.И. Гучков. Главная цель октябристов – оказывать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, полное и всестороннее обновление государственного и общественного строя России. Они выступали за конституционную монархию, за думу как за законодательный орган, за свободу промышленности, торговли и т. д.

    Членами партии кадетов были высокооплачиваемые категории служащих, представители городской мелкой буржуазии, кустари, ремесленники. Основу партии составляла либеральная интеллигенция – профессора и приват-доценты, адвокаты, врачи, ветеринарные врачи, преподаватели гимназий, редактора газет и журналов, видные литераторы, инженеры и т. д. С 1907 г. председателем партии стал П.Н. Милюков.

    Программа кадетской партии состояла из восьми разделов и была направлена на требования свободы слова, совести, печати, собраний и союзов, неприкосновенности личности и жилища, свободы передвижения и отмены паспортной системы и др. В различные годы численность партии составляла 50-70 тыс., человек.

    - Революционно-демократический лагерь. Его социальную основу составляли пролетариат и крестьянство, а также мелкобуржуазные слои городского населения, мелкие служащие, демократическая часть интеллигенции. В этом лагере отчетливо выделялись два направления: а) неонароднические, народно-социалистические, трудовые партии и группы; б) социал-демократическое , возглавляемое РСДРП.

    Среди организаций второго направления по степени политической активности и массовости лидировала Партия социалистов революционистов (эсэров ), которая сформировалась в партию в 1902 г. Лидер партии В.И. Чернов. Центральным пунктом эсэровской программы было требование «социализации земли», т. е. экспроприации крупного землевладения и передачи земли без вы купа в общенародное достояние. Эта программа, как и другие демократические требования эсэров, обеспечила им поддержку среди крестьянства.

    Признавая революцию как насильственное действие, партия эсэров в качестве эффективного средства борьбы с царизмом признавала индивидуальный террор. В этих целях эсэры создали законспирированную Боевую организацию. Во главе ее в годы революции стоял Е.Ф. Азеф, а после разоблачения его связи с царской охраной в 1908 г. «Боевую организацию» возглавил Б.В. Савинков. С 1907-1911 гг. она провела более 200 террористических актов.

    В 1906 г. от партии откололось правое крыло, из которого сформировалась Трудовая народно-социалистическая партия (энэсы) , которая выражала интересы зажиточных крестьян и ограничивалась требованием установления конституционной монархии и отчуждения помещичьих земель за умеренное вознаграждение.

    В начале ХХ в. свою партию удалось создать и социал-демократам . Съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) проходил в июле-августе 1903 г. сначала в Брюсселе, а затем в Лондоне. Съезд утвердил программу и устав партии. Однако уже на первом съезде в партии произошел раскол. Сторонники решений съезда, получившие большинство при выборе руководящих органов партии, стали называться большевиками (лидеры В. Ленин, А. Богданов, П. Красин, А. Луначарский и др.), а их оппоненты – меньшевиками (лидеры Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов, Л. Троцкий и др.). Разногласия меньшевиков и большевиков, как показали годы революции, принимали все более глубокий характер.

    Программа большевиков была наиболее радикальной. Она определяла установление диктатуры пролетариата как главную, конечную цель партии.

    Стратегию большевиков составляли следующие положения:

    – главной целью пролетариата является свержение самодержавия и установление демократической республики;

    – гегемоном революции выступает пролетариат в союзе с крестьянством и различными демократическими силами;

    – создание революционного правительство при активном участии в нем представителей РСДРП;

    – перерастание демократической революции в социалистическую революцию.

    Тактика большевиков заключалась в признании важнейшими средствами борьбы за завоевание демократической республики всеобщей политической стачки и вооруженного восстания. Подготовка его называлась главной задачей партии.

    На фоне изменений в мире к началу ХХ в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России , сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При царе существовал в качестве совещательного органа им же назначаемый Государственный совет. В стране не было ни парламента, ни легальных партий, ни элементарных политических свобод. «Силовые» министры (военный, морской, иностранных дел) подчинялись непосредственно императору. Сам царь был убежден, что самодержавие является единственно приемлемой для России формой правления, и все предложения о введении хоть какого-то представительного учреждения называл «бессмысленными метаниями».

    В конце 1904 г. Николай I I в очередной раз не принял предложение либеральной оппозиции, подержанное министром внутренних дел князем П.Д. Святополк Мирским, о введении в стране представительного органа власти. И менее через месяц в России началась революция. Она заставила российского самодержца вернуться к вопросам назревавших социально-политических преобразований.

    В июле 1905 г. на совещании в Царском Селе пять дней обсуждался вопрос о том, как с минимальными потерями выйти из сложного положения. Император поручил министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать проект об учреждении думы – законосовещательного представительного органа и Положение о выборах. Характерно, что на этом совещании Николай II предлагал назвать думу не «Государственной», а «Государевой». Однако провести выборы не удалось. В обстановке нарастания революционных выступлений и бойкота «Булыгинской» думы Николай II подписал 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте, ставшим председателем объединенного Совета министров России, Манифест, в котором провозглашались:

    – политические свободы;

    – правление царя в согласии с Государственной думой;

    – дума наделялась законодательными правами;

    – к выборам допускался более широкий слой подданных.

    Предложенный в Манифесте режим правления один из российских журналов назвал «конституционной империей при самодержавном царе». Вместе с тем Манифест 17 октября стал основой временного компромисса правительства и либерального движения и обеспечил выживание самодержавия в условиях революции. Возникшие на основе либерального движения партии октябристов и кадетов составили своего рода «центр» оппозиционного движения в стране, который в значительной степени уравновешивал два лагеря – правых и левых.

    Избирательный закон был опубликован 11 декабря 1905 г., в разгар вооруженного восстания в Москве. Закон предоставлял значительные преимущества крестьянам, и от их выбора зависело распределение почти половины депутатских мандатов.

    Выборы в I -ю Государственную думу проходили в марте-апреле 1906 г. Одновременно правительство стремилось создать противовес Думе в верхнем эшелоне власти. С этой целью Госсовет из совещательного органа при царе в феврале 1906 г. был преобразован в верхнюю палату будущего российского парламента.

    Совершенствовалась и законодательная база. В апреле 1906 г., за три дня до открытия думы, были внесены изменения в «Основные государственные законы Российской империи». Изменения определяли, что император сохраняя титул и право самодержавия, осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Госдумой. «Основные законы» устанавливали, что законопроекты, не принятые палатами российского парламента, не могли вступить в силу. В результате внесенных в политическую систему государства изменений в России установился странный строй – конституционное самодержавие.

    Накануне выборов в думу царь еще верил в преданность народа и рассчитывал, что крестьяне поддержат консервативных кандидатов. Итоги выборов оказались неожиданными. Значительное место в составе думы заняли депутаты, выступавшие за решительное обновление российского общества и цивилизованные формы и методы управления социальными процессами. Проработав всего 72 дня, дума 9 июля 1906 г. была распущена. Недолгую историю этой Думы предопределила не всегда оправданная поспешность депутатов в выдвижении ряда требований (упразднение Госсовета, расширение прав Думы, отставка правительства и подчинение его парламенту и др.), а также излишняя эмоциональность, превращавшая Заседания парламента в политические баталии и митинги.

    На этом парламентаризм в России мог бы и закончиться. Но ситуация в стране была еще очень сложной, что заставило правящий режим лавировать и идти на определенные реформы. В день роспуска думы правительство возглавил П.А. Столыпин. При этом он сохранил за собой ключевой в системе управления империей пост министра внутренних дел.

    В деятельности Столыпина ярко проявлялось стремление стабилизировать положение в стране путем сочетания жестких мер борьбы с революционными настроениями и постепенными реформами по обновлению старого строя. Для борьбы с революционным движением власти у Столыпина было больше, чем достаточно. Для проведения реформ требовались пропаганда в обществе новых идей и политическая поддержка. Орудием своей политики Столыпин пытался сделать I I -ю Государственную думу. Она начала работу 20 февраля 1907 г.

    I I -я Дума избиралась по старому избирательному закону и, несмотря на различные манипуляции в ходе выборов, по своему составу оказалась даже левее первой. Дума учла опыт своей предшественницы и действовала осторожней, но и не хотела слепо идти в фарватере правительственной политики. После 10 мая, когда дума отказалась одобрить правительственную концепцию разрешения аграрного вопроса (указ от 9 ноября 1906 г.) и продолжала настаивать на принудительном отчуждении части помещичьих земель, ее роспуск стал неизбежен, а его конкретная дата зависела лишь от готовности нового избирательного закона.

    Согласно «Основным законам» изменение порядка выборов в думу не могло быть произведено без одобрения самой думы. Но Николай II пошел на прямое нарушение закона. Из трех представленных вариантов нового Положения о выборах царь и правительство выбрали тот, который предоставлял откровенные преимущества дворянам-помещикам.

    По новому закону число выборщиков от крестьян сокращалось на 46%, а от помещиков было увеличено на 1/3. Значительно сокращалось представительство в думе от национальных окраин. В результате по землевладельческой курии один выборщик приходился на 230 человек, по крестьянской – на 60 тыс., по рабочей – на 125 тыс., человек. В городах с прямыми выборами значительные преимущества были предоставлены купцам, торговцам и другим зажиточным слоям. Лица, не имевшие отдельных квартир, к выборам по городской курии не допускались. Общее число депутатов в Думе сокращалось с 542 до 442 человек.

    Подстраховавшись новым избирательным законом, царь мог распустить II Думу. Для этого было сфабриковано обвинение социал-демократической партии в подготовке военного переворота. З июня 1907 г., были опубликованы манифест царя о роспуске думы и новое Положение о выборах. Этот акт вошел в историю страны как третьеиюньский государственный переворот, т. к. решение о роспуске представительного учреждения и новый избирательный закон были приняты вопреки Манифесту 17 октября.

    Николаю II и Столыпину явно требовался более послушный парламент. Причем не просто послушный, а дающий возможность охранять основы самодержавия и способный проводить в жизнь правительственную программу реформ. Их усилия увенчались успехом: дворяне, составлявшие чуть более 1% населения, получили в думе 178 мест из 442, кадеты – 104, октябристы – 154 места. Исход любого голосования в думе решали октябристы, представители которых, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и М.В. Родзянко, были последовательно председателями I I -й Думы.

    Так была создана «третьеиюньская система», положившая начало формированию в России буржуазной монархии, в основе которой лежал политически оформленный в думе союз помещиков с верхами буржуазии. Но для нормального функционирования такой сложной системы, как «третьеиюньская монархия», требовались почти идеальные условия, и в первую очередь длительный «покой» в стране и успех проводимых реформ. При этом в условиях достаточно длительного политического затишья после первой революции «покой» в стране определялся во многом взаимоотношениями монарха, правительства и думы.

    Назвать эти отношения конструктивным сотрудничеством можно лишь с большой натяжкой. Сам царь, несмотря на определенные компромиссы думу не любил и готов был принять любые меры, лишь бы сохранить монархию в неизменном виде.

    Столыпин вместо сотрудничества с парламентом стремился загрузить думу сотнями мелких законопроектов, называя их в узком кругу «законодательной жвачкой». Все чаще наиболее существенные решения премьер предпочитал проводить в обход думы. В отличие от своих предшественниц III дума работала полный срок. Она обсудила и утвердила 2197 законопроектов, но лишь немногие из них имели принципиальное значение для России.

    III дума не стала подлинным парламентом, органом контроля под правительственной бюрократией. В «третьеиюньской монархии» произошла консервация прогрессивных начинающих масс, воспитанных в духе хоть и общинной, но все же демократии.

    Последняя в истории самодержавной России I V Государственная дума работала с 15 декабря 1912 г. по 27 февраля 1917 г. Ее председателем был избран М.В. Родзянко. В составе думы монархисты и правые получили 185 мест, октябристы – 98, прогрессисты и кадеты 97, социал-демократы – 14, трудовики – 10. Снова, как и в III думе, сложились два большинства: правые и октябристы – 280 голосов, октябристы, кадеты и национальные партии – примерно 225 голосов. Отличие от III-й Думы состояло в том, что самой крупной фракцией теперь стали правые.

    Первая мировая война приблизила массы к пониманию, что представляет собой власть, и в каком государстве они живут. Выросшая на волне социально-экономического и политического кризиса империи, в условиях небывалой дискредитации власти февральская революция в несколько дней смела 300-летнюю монархию.

    В этих условиях российский парламент оказался не в состоянии возглавить движение масс. Дума, как заявил лидер партии кадетов П.Н. Милюков, будет по прежнему действовать «словом и вотумом». Общее состояние и настроения либеральной оппозиции (а значит, и большинства думы) предельно четко выразил лидер националистов В.В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце».

    27 февраля 1917 г. указом царя, переданным через председателя Совета министров, Дума была распущена на каникулы и больше в полном составе не собиралась. Лишь 12 депутатов образовали Временный комитет Государственной думы и отважились создать правительство.

    Так закончилась история становления российского парламентаризма в начале ХХ в.

    Оценки деятельности Госдумы всех четырех созывов достаточно противоречивы. Возникнув на волне революционного движения, российский парламент в значительной мере отражал настроения противоборствующих сторон. Находясь под сильным диктатом правительства, в условиях постоянного противоборства политических сил в депутатском корпусе, дума так и не стала законотворческим и независимым парламентом. Авторитет этого представительного учреждения в российском обществе был в целом невысоким. Вместе с тем нельзя не признать, что первое в истории страны народное представительство в сложных условиях конституционного самодержавия старалось смягчить отношения между властью и обществом, внесло большой вклад в пропаганду парламентского образца российской государственности, выступало за мирную эволюцию огромной страны в цивилизованное общество.