Водичка умой мое личико чтобы глазки. Внеклассное мероприятие "чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок"

Разделы: Внеклассная работа

  • Дать представление о роли зубов в системе пищеварения.
  • Ознакомить учащихся со строением полости рта, строением зубов, правилами ухода за зубами.
  • Рассказать о влиянии продуктов питания на зубную эмаль.

Этапы работы.

  • Роль зубов в жизни человека. Строение зубов.
  • Заболевания зубов.
  • Гигиена полости рта.
  • Правила сохранения зубов здоровыми.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отгадайте загадку.

Когда мы едим - они работают.
Когда не едим - отдыхают.
Не будем их чистить - они заболят. (Зубы)

Костяная спинка, жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)

О чем пойдет речь на нашем занятии?

Народная мудрость гласит "Рот без зубов - что мельница без жерновов".

Как вы можете это объяснить?

Страница №1.

Роль зубов в жизни человека

Зубы играют важную роль в жизнедеятельности организма питании, дыхании, формировании звуков.

Зубы обеспечивают механическую обработку пищи, позволяя человеку употреблять продукты различной степени твердости. Пища, поступающая в желудок без достаточной механической обработки, может привести к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта. Нередко заболевания зубов и около зубных тканей вызывают нарушение общего состояния человека.

Каждый человек в течение своей жизни имеет 2 комплекта зубов. Первые - временные (молочные - 20 зубов), с 6 до 14 лет временные зубы заменяются постоянными. Несколько позднее появляются " зубы мудрости". У некоторых людей некоторые или все "зубы мудрости" отсутствуют. Таким образом, у взрослого человека должно быть от 28 до 32 зубов. На каждой челюсти различают следующие зубы резцы (центральные и боковые), клыки, малые коренные зубы и большие коренные зубы. Резцы и клыки откусывают пищу, а коренные (они имеют бугристую поверхность) дробят и перетирают. Вместо постоянного зуба, если он заболеет и разрушится, новый уже не вырастет, поэтому очень важно правильно ухаживать за зубами, чтобы сохранить их на всю жизнь.

Как устроен зуб.

В каждом зубе различают три части коронку, корень и шейку. Коронка возвышается над десной. Она покрыта эмалью. Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости. Между корнем и коронкой зуба располагается его шейка.

Эмаль (верхнее покрытие зуба)

Пульпа (костное вещество внутри зуба, которое питает ткани зуба)

Корень (находится в челюсти)

Нервные окончания.

Страница № 2.

Заболевания зубов.

Что такое кариес зубов и как его предупредить?

Среди заболеваний зубов наиболее распространен кариес. Им поражено 90 - 100 населения.

К а р и е с - это разрушение твердых тканей зуба. Основные причины, вызывающие кариес зубов микроорганизмы, углеводы и зубной налет. Как же развивается кариес? Вначале поражается поверхность эмали зуба. Если заболевание зуба развивается, то ткани зуба начинают разрушаться. При этом могут появиться болевые ощущения на холодную, сладкую, соленую пищу и питье. В этой стадии заболевания только пломбирование зуба может спасти его от дальнейшего разрушения. Если же не обратиться к врачу, болезнь будет развиваться, что приведет к потере зуба.

Заболевание пародонтита.

П а р о д о н т - это комплекс тканей, находящихся вокруг зуба.

П а р о д о н т и т - воспаление тканей пародонта. Десна кровоточит особенно при чистке зубов, еде. Затем зубы начинают шататься и выпадают.

Г и н г и в и т - заболевание, поражающее десны. Она охватывает всю десну и характеризуется кровоточивостью, болезненностью десен. Нередко гингивит возникает у людей, которые пренебрегают чисткой зубов.

Некоторые продукты питания способствуют развитию кариеса. Не желательно большое употребление конфет, печенье,карамель, вафли, казинаки, ирис, леденцы. Шоколадные конфеты менее вредны, так как быстро вымываются с поверхности эмали.

Если утром на тарелке
Принести орехов белке,
То она с большим стараньем
Приступает к разгрызанью.
В этом деле, несомненно,
Роль зубов первостепенна.
Потому - то в речке мелкой,
Часто чистят зубы белки.

Как правильно чистить зубы?

Очень важно постоянно проводить чистку зубов, но необходимо делать это правильно. В зависимости от состояния зубов, десен выбирают тот или иной метод чистки, определяют необходимую жесткость щетки, средства для чистки зубов. На верхней челюсти движения щетки направлены сверху вниз, а на нижней - снизу вверх. Такими движениями очищают верхнюю и нижнюю челюсть отдельно, проводя одновременно массаж мягких тканей, что способствует улучшению кровообращения в слизистой оболочке, укрепляет ее.Особенно тщательно необходимо чистить язычные поверхности зубов, так как именно на них больше всего накапливается и отлагается зубной налет. Зубная щетка должна проникать в места скопления и задержки пищевых остатков. Для того чтобы хорошо вычистить зубы, необходимо не менее 3-4 минут, по 1,5 - 2 минуты на каждую челюсть.

Разнообразие гигиенических средств.

Искусственные гигиенические средства (порошки, полоскания и т.д.) и соответствующие инструменты (зубочистки, щетки) для чистки зубов применялись человеком с давних времен. В недалеком прошлом для чистки зубов применялись зубные порошки. Их сменили зубные пасты. В настоящее время производится значительный ассортимент зубных паст, подразделяющихся на две группы. К первой относятся г и г и е н и ч е с к и е зубные пасты, которые способствуют очистке зубов и полости рта от остатков пищи и мягкого налета. Другую группу составляют л е ч е б н о - п р о ф и л а к т и ч е с к и е пасты. Производятся также зубные эликсиры, являющиеся вспомогательным гигиеническим средством, предназначенным для освежения полости рта и применении преимущественно для полоскания после чистки зубов, а также после приема пищи.

Зубная щетка выполняет основную функцию в уходе за зубами. Наиболее рациональная зубная щетка должна иметь головку длиной 20 - 30 мм при ширине 10 -12 мм. Ряды щетинок должны располагаться редко, на растоянии2 - 2,5 мм, не более трех в ряду. Высота щетинок не должна превышать10 - 12 мм. Щетина зубной щетки не должна быть жесткой, потому что эмаль детских зубов менее прочна, чем у взрослых. Зубную щетку необходимо содержать в абсолютной чистоте. Новую щетку перед употреблением необходимо тщательно вымыть, а затем густо намыленной оставить на ночь. После использования зубную щетку необходимо тщательно вымыть с мылом. Хранить щетку нужно в стакане. Щетку необходимо менять через 3-4 месяца.

В последнее время получил широкое распространение чистка межзубных промежутков. Для этого используют зубную нить. Кусочек нитки длиной 20 - 30 см наматывают на средние пальцы обеих рук так, чтобы нить удерживать большим и указательным пальцами; затем вводят в межзубный промежуток, заводят в десневую борозду и выводят вверх. Не следует пренебрегать зубочистками.

Мы чистим зубы дважды в день,
И делать это нам не лень.
Три минуты щеткой с пастой
Чистим зубы все подряд
Чистим сверху, чистим снизу,
И снаружи и внутри.
Вычищаем всех бактерий
И язык почистили...
В промежутках чистим флоссом,
Разрешая все вопросы.
Рот осталось сполоснуть.
Нами выбран верный путь.

Страница № 4.

Чтоб кусался зубок:

  • не бери в рот металлические предметы;
  • не бери в рот холодную воду сразу после горячей;
  • не кури;
  • ешь больше фруктов;
  • больные зубы лечи сразу;
  • чисти зубы 2 раза в день;
  • после каждого приема пищи хорошо прополощи рот.

Итог занятия.

Назовите правила ухода за ротовой полостью.

Какие приспособления используют для чистки зубов?

Какие типы зубной пасты применяют для ухода за зубами?

Потешки-действия. Помогают при совершении различных процедур. В основном – не очень любимых гигиенических:)

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь-кусь-кусь-кусь

Ничего я не боюсь!

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик гриб сорвал,

этот пальчик жарить стал,

ну а этот (большой палец) его съел,

потому и растолстел!

Поехали-поехали за грецкими орехами,

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам

И в яму бух!

Стишки, прибаутки. Для развития речи, привлечения (или отвлечения) внимания, засыпания.

Ой-люли, та-ра-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе лужок, а на том лужку дубок,

А на том дубку сидит ворон в красных сапогах,

Ворон в красных сапогах, во сиреневых серьгах.

Черный ворон на дубу, он играет во трубу –

Бу-бу-бу, бу-бу, бу-бу.

Труба точеная, позолоченная.

Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

Шило солнышко рубашку,

Был и месяц за портняжку.

Ветерок обновку взял –

Пастушатам передал.

Скучно волку жить в лесу – он заводит песню.

Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот – задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке,

Волки на кобыле, львы – в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике, жаба – на метле.

Едут и смеются, и пряники жуют!

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет

Шишка вдруг упала – прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою – топ!

Стуки-стуки, глянь в ворота: верно, в гости едет кто-то.

Едет целая семья - впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.

Кот и песик удивились – даже помирились.

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку, желтому песочку.

Проплутала долго – испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец – вот он, рядом.

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?

Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.

Собака на кухне пироги печет.

Кот в углу сухари толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Вымела избушку, положила половичок:

– Ляг, половичок, под порог на бочок!

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Стишки-диалоги. Можно разучить «по ролям».

– Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший? А кто у вас меньший?

– Мы все подрастем, за мышами пойдем.

Один дедушка-кот будет дома сидеть

Да на печке лежать - нас с добром поджидать.

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Лариса Кольцова
«Водичка, водичка, умой мое личико». Конспект открытого показа режимного момента мытья рук

Возраст детей : 3-4 года

Цель : формировать и закреплять у детей полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

Задачи :

Образовательные задачи : закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении.

Воспитательные задачи : воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.

Развивающие задачи : вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность.

Интеграция образовательных областей : «Социально–коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» .

Материалы и оборудование : игрушка заяц, муляж морковь, алгоритм мытья рук , мыло, полотенца

Предварительная работа :

1. Дидактические игры "Купание куклы ", "Чем мы моемся? "

2. Знакомство детей с алгоритмом "Как правильно мыть руки ".

3. Заучивание стихов и потешек о воде : «Водичка , водичка ,

Умой мое личико… », «Ай, лады-лады-лады, не боимся мы воды…»

5. Чтение художественной литературы : В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо? ", К. Чуковский «Мойдодыр»

Методы и приемы : художественное слово, сюрпризный момент , показ , беседа, рассматривание, игра-имитация

Ход занятия:

Организационный этап :

Дети входят в группу.

Я в русско-народном костюме.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Матрена Ивановна. Я к вам в гости пришла по очень важному делу, шла я сегодня домой, смотрю : «Зайчишка-трусишка в огород забежал, морковку нашел, сидит грызет, ой кто-то идет». А лапки то у зайчика грязные, морковочка не мытая,

Вот я и говорю зайчику, что пошли к ребятам, они тебя научат, как нужно правильно мыть тебе лапки , а ребяткам ручки. Научите зайчика, ребята (ответы детей)

Прикладываю игрушку к уху.

Зайчик очень стесняется и поэтому шепчет мне на ушко : спасибо!

Основной этап :.

(Д/упр. «Что сначала, что потом?» - способствовать формированию целостного процесса мытья рук , раскладывая картинки в следующей последовательности :

Засучить рукава

- открыть кран

Намочить, намылить руки

Сделать «мыльные перчатки»

Отжать воду с рук

Вытереть руки)

Алисонька, подскажи- ка нам, что сначала нужно сделать, покажи картиночку (ответ ребенка и показ картинки )

Молодец! Правильно! Слушай зайка и запоминай, всегда ребятам нужно закатывать рукавчики, чтобы их не намочить :Закатаем рукава, не намочит их вода!

А теперь Андрюша выберет картинку и расскажет, что же дальше (ответ ребенка и показ картинки )

Умничка, все правильно! Водичку открываем , только осторожно, чтобы не обжечься горячей водой, еще не очень сильно, чтобы водичка бежала , а то можно обрызгаться : Кран осторожно открывай , на себя не проливай.

Вот теперь намочим ручки, а ты зайка лапки и возьмем мыло : Чтобы ручки были чистые, мыло мы возьмем душистое!

Смотри зайчишка, какие ребята у нас молодцы! Милена тоже знает, что мы делаем теперь (ответ ребенка и показ картинки ) .Умница!

Ладошки все в заплатках, в беленьких перчатках! Посмотрите ребята и зайка, как мы будем намыливать ручки и лапки зайчика (показ движений )

Что осталось теперь сделать? Кто покажет картинку ?Виталик хочет, молодец! (ответ ребенка и показ картинки )

Все верно! Чтоб не капала вода, отжимай ее всегда!

И последняя картиночка осталась! Что теперь? (Все дружно отвечают)

Молодцы! Полотенцем своим, знаем, руки насухо мы вытираем!

Спасибо вам большое, ребята. Зайка столько всего узнал и хочет поиграть с вами. Игра-имитация «Водичка , водичка

Водичка , водичка !

(подставить ладони «под струю воды» )

Умой мое личико ,

(«помыть водой » лицо)

Чтобы глазки блестели,

(потереть глаза кулачком)

Чтобы щечки горели,

(слегка потереть щечки ладонями)

Чтоб смеялся роток,

(улыбнуться)

Чтоб кусался зубок.

(сомкнуть губы : «ам» )

Наш зайчик очень стеснительный и поэтому прошептал снова мне на ушко, что оказывается он еще не научился сам мыть свои лапки , предлагаю ему показать .

(Заходим в умывальную)

«Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи, водица ,

Мы пришли умыться !

Лейся на ладошку

По – нем – нож – ку

Нет, не понемножку –

Посмелей

Будем умываться веселей»

(Дети объясняют зайке и показывают , как открыть кран , чтобы побежала водичка , чтобы брызги не летели, не залили пол.)

Кто покажет , как надо руки намочить?

Чем мы моем руки? Покажите , как намылить руки.

Сейчас дети положат мыло в мыльницу и научат тебя делать мыльные перчатки.

Ой, что же делать, руки в «перчатках» , вода капает?

(Дети показывают , как смывать руки под струей, сделав «замочек» , стряхнуть и вытереть полотенцем руки.)

-«Лейся чистая водица

Ты умой нас чисто-чисто

Ручки, ручки умывай,

Ничего не забывай.

Мойся, мойся, обливайся

Грязь смывай

Умылись мы быстро,

Вытерлись чисто

Мы теперь опрятны, аккуратны

Всем смотреть на нас приятно

Улыбнитесь друг-другу!»

(Выходим из умывальной, проводим игру-имитацию ) :

Ручки мыли? (мыли)

Ушки мыли? (мыли)

Щёчки мыли? (мыли)

Все помыли, ничего не забыли!

А теперь мы чистые,

Зайчики пушистые!

Итоговый этап :

Зайчик прошептал мне на ушко большое спасибо, он благодарит детей за то, что научили его мыть лапки .

А ребята теперь дома покажут своим мамам , как они умеют мыть руки правильно .

Ребята, руки у вас чистые, значит можно и игрушки брать, и книги рассматривать, и поиграть в настольные игры. А я и зайчишка говорим вам до свидания!

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по формированию КГН «Водичка, водичка, умой моё личико» Конспект образовательной деятельности «Водичка, водичка умой моё личико…» во второй младшей группе Выполнила Рудакова М. С. – воспитатель.

Конспект итогового открытого занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…» Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды. Вызвать интерес к выполнению КГН, побуждать детей к постоянному их соблюдению. Закреплять.

Конспект НОД по валеологии для детей второй младшей группы в ДОУ «Водичка, водичка…» Цель: закрепить первоначальные знания культурно-гигиенических навыков; учить правильно называть предметы туалета; развивать активную речь.

Конспект открытого комплексного занятия во 2-й младшей группе «Водичка-водичка» Цель:познакомить детей со свойствами воды,развивать тактильное восприятие,мелкую моторику рук. Активизировать речь. Продолжать учить наносить.

Конспект педагогического мероприятия по опытно-экспериментальной деятельности «Водичка-водичка» Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 51 «Улыбка».

Каждая молодая мама рано или поздно знакомится с удивительными потешками и рассказывает их своему любимому крохе при каждом удобном случае. Сегодня предлагаю в помощь молодой родительнице лучшие потешки для купания и умывания ребенка. Такие интересные потешки, наверняка, помогут приучить маленького нехочуху к умываниям и купаниям.

Потешки для купания и умывания

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя —
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

* * *

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

* * *

Кто там будет куп-куп? По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг! В ванне ножкой дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться — грязь куда-то денется

***

Пришел медведь ко броду — бултых в воду.
Уж он мок там мок, уж он кис там кис,
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Даня умывается,
Солнцу улыбается!

***

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Ксюша мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Ксюшонке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

***

Отчего течет вода
с нашего младенца?
Нас достали из пруда,
дайте полотенце!

***

Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

***

Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.

***

Море волнуется — раз,
Море волнуется — два,
Море волнуется — три,
Морская фигура, замри!

***

Плыли-плыли корабли,
Долго плыли до земли,
Долго плыли,
Долго плыли,
И приплыли —
Как смогли.

***

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
На палубе матросы
Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы -
Четырнадцать мышат.
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток,
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
Соломенные весла
У маленьких гребцов.
Везет, везет кораблик
Полфунта леденцов.
Ведет кораблик утка,
Испытанный моряк.
- Земля! - сказала утка.
Причаливайте!
Кряк!

***

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо

* * *

Чистим чистим трубочиста
— чисто чисто, чисто чисто
Будет будет трубочист
чист чист чист чист.

* * *

Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

* * *

Кран,
Откройся!

Нос,
Умойся!

Глаз,
Купайся!

Грязь,
Сдавайся!

***

Как по лугу, лугу,
По зелёну лугу
Разливалася вода,
Расстилалася трава,
Расстилалася трава,
Трава шёлкова.

***

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

***

Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

***

Когда малыш сидит в ванночке во время купания, научите его бить ручками по воде и брызгаться:

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!

Гром! Гром! Как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят!

Только мой сынишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.