Диего ривера картины самые известные. Диего Ривера – революционер с кистью в руках

Диего Ривера (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez; 8 декабря 1886 - 25 ноября 1957) - мексиканский живописец, художник-монументалист и график.

Биография Диего Ривера

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были насильно обращены в католицизм.

Рассказывая о себе, Ривера писал в 1935: «Моё еврейство - главная часть моей жизни».

C 1896 по 1902 год брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. За успехи был премирован стипендией, которая позволила художнику поехать в Испанию.

С 1907 по 1921 год Ривера жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921). Побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании.

Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо, Альфонсо Рейесом и другими.

Творчество Ривера

В 1921 Ривера вернулся в Мексику и вскоре включился в осуществление государственной художественной программы по украшению фресками общественных зданий.

С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий.

Одной из главных тем в творчестве Риверы были фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в Мексике.

Portrait of Madesta and Inesita The Land’s Bounty Rightfully Possessed Motherhood Angelina and the Child Diego

На протяжении 1920-х годов выработал собственный стиль монументальной живописи.

В 1930-е годы стал одним из самых известных художников Мексики.

С 1930 по 1934 Ривера жил в США, работая над росписями зданий в Нью-Йорке, Детройте и Сан-Франциско.

В 1931 состоялась большая выставка его произведений в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1932-1933 годах Ривера сделал фреску «Человек на распутье» для Рокфеллеровского Центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации трудящихся на Красной площади в Москве.

Фреска была уничтожена в 1934 году (о чем было сделано официальное сообщение Центра), после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката Центра. Деньги за создание этой фрески Ривере выплачены не были.

В течение нескольких лет после 1934 он занимался преимущественно станковой живописью. Работая в технике масла и акварели, отдавал предпочтение таким жанрам, как портрет и пейзаж.

Начиная с 1940 Ривера вновь обратился к фресковой живописи: работал для Всемирной выставки в Сан-Франциско, расписывал Национальный дворец в Мехико. Композиции Человек на распутье (1933) для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке и Воскресенье в Аламеде (1948) для отеля «Прадо» в Мехико вызвали политическую и религиозную полемику.

Как художник Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV-XVI веков), так и модернизма, в частности кубизма. Очень близки ему были и традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

Восьмого декабря 1886 года родился знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера по прозвищу “Людоед”.

При жизни увенчанный всевозможными лаврами, он объездил много стран, и везде – и в Европе, и в Америке, и у себя на родине – пользовался громадным успехом, причем не только у заказчиков и любителей его грандиозной живописи, но и у прекрасного пола.

Жен и любовниц у него было не счесть, да он и не пытался.

Кстати, среди них были весьма выдающиеся женщины: достаточно назвать своеобычную, прославленную мексиканскую художницу и не столь известную, но тоже даровитую художницу Марию Воробьеву-Стебельскую – его безумную русскую любовь, прозванную Маревной, в честь сказочной морской царевны.

Какое-то время Диего жил в Париже с гравером Ангелиной Беловой – именно она родила ему сына, который вскоре умер. Нечего и говорить, что страсти роковые горели синим пламенем: ревность, отчаяние, драки… Иногда доходило и до поножовщины.

Вот только почему – “Людоед”? Это странное прозвище возникло в богемном Париже начала века, где нищие художники из разных краев пытались добиться славы и денег.

Приехавший туда Диего дружил с Пабло Пикассо и Модильяни и был, в общем-то, не самым плохим товарищем – спорил об искусстве, творил новые формы, пил и безумствовал, шлялся по кабакам, как остальные.

И все же: “Людоед”. Чем это объяснить?

Ответ простой: Диего Ривера поглощал красивых и одаренных женщин.

Рассказывают, что когда Диего Ривера родился, повитуха сочла, что он «не жилец» и положила младенца в навозную кучу. Но бабушка согрела его тельце свежими голубиными потрохами.

Художник очень любил эпатировать публику несуществующими фактами своего детства и юности – якобы его семью изгнали по политическим причинам, а сам он с шестилетнего возраста был ярым антиклерикалом. На самом деле он ходил в обычную католическую школу, а его семья искала новое место жительства из-за того, что умер человек, который поддерживал ее деньгами.

В своем творчестве Диего Ривера любил подражать художникам, стили которых считались полностью несовместимыми. Это чрезвычайно раздражало критиков.

Мексиканский художник Диего Ривера, биография которого полна противоречивых событий и фактов, является одним из самых скандальных и видных культурных деятелей Мексики. Его творчество, политические взгляды и личная жизнь были в центре внимания в течение всей первой половины ХХ века и обсуждаются до сих пор.

Детство и юность художника

Этот художник муралист, революционер и разрушитель женских сердец, появился на свет 8 декабря 1886 года в мексиканском городке Гуанахуато. Ему предстояло стать основателем мексиканской школы национальной живописи и приводить критиков в неистовство смешением стилей. Мальчик не отличался отменным здоровьем, ходили слухи, что в детстве он едва выжил. Диего Ривера был любителем рассказывать небылицы, но доподлинно известно, что в 1893 году его семья переехала в столицу страны — Мехико. Через 5 лет, успешно окончив школу, юный художник поступил в Академию искусств Сан-Карлос. Это заведение дало молодому человеку настолько прекрасное образование, что по ее завершении он смог получить стипендию. Воспользовавшись возможностью, он отправился в путешествие по Испании. Затем он посетил Англию, Бельгию, Голландию и Италию.

Личная жизнь «людоеда»

За страстную любовь к женщинам и несчетное количество связей Диего Ривера был прозван «людоедом». Он и сам любил изображать себя в виде толстой лягушки, сжимающей в лапе чье-то сердце. Природная полнота и тяжелые веки делали сходство даже внешне заметным. Описывая личную жизнь художника-бунтаря, обычно говорят о его браке с Фридой Карло. Но она не была первой, а уж тем более единственной женщиной в жизни творца. В первый брак юный Диего Ривера вступил по страстной любви к русской художнице Ангелине Беловой в 1911 году. У них родился сын. Но одержимый бесконечными страстями и изменами супруг покинул Ангелину, отправившись в Мексику. Вторым недолгим браком завершились отношения с Лупе Марин. Союз был плодотворен и дал миру двух дочерей.

Жена и подруга

К 1929 году, когда второй брак уже распался, он встретил главную женщину своей жизни - Фриду Карло. Диего Ривера женился на девушке намного младше его. В 1939 году случился развод, но уже в 1940 они снова сочетались браком. На протяжении всей жизни Ривера оставался macho и страстным любителем женщин. Он изменял женам с любовницами, которые рожали ему внебрачных детей.

Отношения Диего и Фриды были полны страсти, любви, ревности и порой рукоприкладства. Фрида с огромным терпением относилась к выходкам мужа, боготворила своего кумира, писала массу его портретов. Но когда он изменил Фриде с ее же сестрой, простить уже не могла, и к 1939 году отношения распались. Очень скоро супруг, сам оскорбительно требовавший развода, умолял жену вернуться к нему на любых условиях. Он предоставил ей финансовое содержание и уступил ее главному требованию. Условием повторного брака стало подписание брачного контракта, предусматривающего полный отказ от интимных отношений между супругами. В личной жизни так и остался треугольник Диего Ривера, жена и любовницы.

У этой супружеской пары не было детей, 2 беременности Фриды закончились выкидышами. В 1954 году Ривера стал вдовцом, позже появлялись предположения о том, что он помог супруге уйти из жизни, но это не более чем слухи. До последних дней супругов объединяли коммунистические идеи и общение с видными русскими политическими деятелями.

Художник в политике

С начала 30-х годов Диего Ривера становится безоговорочным лидером среди мексиканских монументалистов. Он, безусловно, один из самых известных и противоречивых художников, чьи политические симпатии к коммунизму, неотразимые монументальные фрески, бурная творческая деятельность и социальная жизнь создавали облик гения. Отец-основатель нового направления в искусстве ХХ века все сильнее привлекал внимание мировой общественности.

Дебют монументалиста в Америке состоится в 1930 году в городе Сан-Франциско, а уже в декабре 1931 года с потрясающим ажиотажем пройдет его персональная выставка. За всю историю музея это была вторая экспозиция одного и того же автора. Первым такой чести удостоился Анри Матисс. После завершения выставки художник отправляется в Детройт, куда его лично пригласил Здесь, в самом центре индустриальной мысли Америки художник Диего Ривера получает заказ на выполнение фрески для Института искусств на тематику «Индустрия Детройта». Генри Форд имел репутацию непреклонного антикоммуниста. В период с 1929 по 1930 года на заводах Форда остались безработными несколько тысяч забастовщиков. Любопытно, что, несмотря на это, Диего Ривера, позиционировавший себя, как борец за права пролетарита, принимает заказ и оплату у промышленного магната.

Часть фрески с сюжетной композицией «Вакцинация» показалась отсылкой к иконографии Рождества Христова, чем и спровоцировала бурю негодования и протеста в прессе и церковных кругах против мурали. Громкий резонанс в обществе стал неотъемлемой составляющей фрески, а затем принес Детройту громкую славу.

Человек на перепутье

Политические взгляды художника отражались в его творчестве и порой вызывали бурные конфликты с заказчиками. Фреска «Человек на перепутье, смотрящий с надеждой на выбор нового и лучшего будущего» стала поводом для одного из таких случаев. Работа над ней началась в марте 1933 года. Прения случились уже на этапе выбора палитры, а в итоге мураль стала цветной по настоянию автора. Она состояла из трех частей. В центре изображен человек - повелитель стихий. По мере работы фреска стала все более сложной и в итоге представляла собой два мира, противопоставленных друг другу. С одной стороны прелести социализма, а с другой — ужасы капитализма. Среди персонажей даже появляется некто, очень похожий на Ленина. Фреска должна была быть представлена общественности на открытии здания 1 мая 1933 года. Но все разраставшийся скандал не дал этому случиться и несмотря на то, что семья Рокфеллеров рассматривала вариант сохранения мурали вне здания, было принято решение о ее уничтожении. Это было крупнейшее поражение Риверы в творчестве и политике.

Влияние на мировое искусство

«Диего внушает мне беспокойство. Он отказался от славы, предпочитая заниматься тем, что он делает теперь», — так отзывался о своем близком друге Альфонсо Рейес. Переход к кубизму знаменателен для Диего Ривера. Картины «Поклонение Богоматери» и "Девушка с фруктами" отражают движение автора в этом направлении. Особенностью последних работ стало деформированное понимание пространства, хотя и далекое от кубизма. Во всех работах художник делал акцент на движении и насыщенности пейзажа.

Значительное влияние на становление Диего Риверы оказали классические европейские стили в живописи. Именно стенные росписи периода XIV - XVI веков дали немало пищи для размышлений и способствовали успеху фресок Диего. Начиная с 1940 годов, он достиг немалых успехов во фресковой живописи, благодаря чему был приглашен для работы на Всемирной выставке в Сан-Франциско, а позже привлечен правительством для росписи Национального дворца в Мехико.

Завершение пути

Диего Ривера скончался 24 ноября 1957 в Мехико и был похоронен в Ротонде прославленных творцов. Он был противоречив во всем. С готовностью выполнял заказы капиталистов, прославляя социализм, придерживаясь коммунистических взглядов. Любил женщин, но разрушал их судьбы и жизни с той же страстью, с которой рисовал их портреты. Диего Ривера, стиль которого ни до него ни после, не смог повторить никто из живописцев, оставил после себя столько тайн и загадок, что и нескольких веков не хватит, чтобы их разгадать.

Уйдя из жизни в возрасте 70 лет, он немногим пережил свою любимую супругу - Фриду и оставил бесценное наследие в культуре, истории, политике и сердцах тех, кто любил его.

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez; 8 декабря 1886 - 24 ноября 1957) - мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка.

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были обращены в католицизм..

C 1896 по 1902 год Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Он был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год он жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом.

В течение полугода возлюбленной Риверы была Маревна (настоящее имя Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (1892-1984)), русская художница и мемуаристка польского происхождения, которая родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисой.

Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV-XVI веков), так и модернизма , в частности кубизма . Очень близки ему традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

В 1922 году Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, в этом же году он женился второй раз, на Гуадалупе Марин.

В 1927 художник приехал в СССР, где в 1928 году стал членом-учредителем объединения «Октябрь».

Ривера участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в Москве. Во время военного парада и демонстрации по этому случаю на Красной площади он находился на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Он сделал десятки зарисовок участников празднования в Москве. Эти рисунки были показаны на выставке работ Риверы в нью-йоркском Музее современного искусства.

Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, в 1929 он вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. Затем между ними возник конфликт. 7 августа 1939 года Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.

С течением времени он занял позицию, соответствовавшую курсу Сталина, а в 1954 году снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.

Ривера работал в США в 1930-1934 и 1940 годах. С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий и создав в этой связи малую форму фрески.

Одна из главных тем в творчестве Риверы - фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.

В 1932-1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра) после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката центра. При этом Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. Позднее художник поехал в Детройт, где хорошо заработал.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Диего Ривера и его брат-близнец Карлос родился в хорошо обеспеченной семье на северо-западе Мексики в небольшом городке Гуанахуато 8 декабря 1886 года. Карлос умер в возрасте 2 лет , Диего оказался единственным ребенком в семье.Сведения об отце противоречивы. В возрасте 3-х лет Диего начал рисовать , но недовольный работой в альбомах, он переехал на стены. Вместо того, чтобы наказать его , родители сделали доску и дали мел, в последующем и холст в использование молодого художника.

Мать Диего , Мария Баррьентос , которую Диего называл " уменьшительно , почти по-детски , с большими невинными глазами ", обезумев в связи с гибелью сына, чтобы преодолеть депрессию, начала активно изучать акушерство, позабыв про маленького Диего. За это время состояние здоровья Диего сильно пострадало, он заболел рахитом, что привело к деформации скелета.

Родственниками Диего был отправлен жить в горы со своей няней Антонией, индианкой . " Визуально для художника она была идеальной индийской женщиной , и я нарисовал ее много раз по памяти в своем длинном красном халате и голубом платке". Диего называл её знахаркой, она использовала травы и ритуалы, чтобы исцелить его и позволяла ему бродить по лесу. Именно из-за нее Диего создал много картин с изображением коренных народов. C десяти лет он начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. В начале ХХ века, получив от Академии художеств в Мехико стипендию, Диего уехал продолжать образование в Европу.В 1896 году он поступил в Академию Сан-Карлос, где он получал 30 песо в месяц от губернатора .

В 1904 году мексиканский художник вернулся из своей поездки по Европе. Европу начала прошлого века было трудно удивить талантами, но Ривера ворвался в искусство стремительно и бурно, окунувшись в живопись как в очередной любовный роман. Но этот роман был для него исключительным, так как длился всю жизнь. В Европе он постигал не только премудрости живописи, но и искусство обворожения женщин. Друзья, а среди них были художники Пикассо, Рейес, Модильяни, писатель Эренбург, террорист Савинков, дали темпераментному мексиканцу прозвище «людоед», намекая на его умение буквально поглощать женщин, причем не легкомысленных простушек, а светских див, состоявшихся в жизни и создавших себе имя собственными талантами. Это и самобытная художница Мария Воробьева-Стебельская, и звезда экрана Мария Феликс, и много других. При этом он умудрялся параллельно жениться на не менее известных женщинах.

Выдающийся мексиканский художник Диего Ривера прославился не только своими картинами, но и бурными любовными романами. Он любил жизнь во всех её проявлениях, а ещё - он страстно любил женщин, у которых пользовался неизменным успехом. Он буквально обволакивал женщин обаянием, которое всегда выражал бурно и эмоционально. И при этом назвать его красавцем не рискнул бы самый завзятый льстец.

Диего любил сравнивать женщин с белоснежными каллами - стройными, ароматными, дышащими свежестью солнечного утра. Обожание этого цветка он выплескивал на свои полотна. Громадными букетами белых калл он подчеркивал смуглость темпераментных мексиканок и изысканную красоту томных светских красавиц.

На его полотнах другие цветы появлялись редко, но каллы всегда в изобилии, женщины буквально утопают в их громадных белых бутонах. Но первой официальной женой его была художница Ангелина Белова.

Ангелина Петровна Белова (1890—1969) — русская художница.С 1909 года жила в Париже, где сблизилась с художественной богемой. В 1911 году вышла замуж за Диего Ривера. Их брак продлился до 1918 года. В 20-е годы Белова работает в жанре книжной графики, иллюстрирует «Сказки» Шарля Перро, «Французские грёзы с приложением цветочков св. Франциска» Ф. Жамма, «Русскую девушку Арину» К. Анэ, рисует для журнала «Монд». Её книжная графика экспонировалась на выставке «Роскошная книга» в 1923—1927 годах в Музее книги в Брюсселе. Последние годы жизни провела в Мексике . Оба были вместе с сыном , который умирает от гриппа осенью 1918 года. " Она дала мне все, что женщина может дать мужчине. В свою очередь, получила от меня все страдания , которые мужчина может причинить женщине".

Ангелина Белова любила Диего всю жизнь, она писала ему письма. В каждом письме - огромная любовь к Диего, воспоминания о жизни вместе, об их умершем сыне, о своих мыслях, чувствах и творчестве.

В письмах она часто говорила, что омехиканизировалась, что теперь Диего - ее Бог, Мексика - ее Родина, а испанский - ее родной язык. Много лет живя в Париже, она мечтала уехать в Мексику. И она это сделала. Она приехала в Мексику, когда ей было 45 и прожила там до конца жизни, до 89 лет....и что когда они с Диего случайно встретились где-то в Мехико, он сделал вид, что не узнал ее...

В то время как Ривера был женат на Беловой, он встречался с другой русской художницей по имени Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). Через год после смерти сына , у Маревны от него родилась девочка по имени Марика (которая позже стала киноактрисой и танцовщицей ). В том же году он встретил художника Давида Альфаро Сикейроса и изучал с ним фрески в Италии. Диего уехал в Мексику в июне 1921 года, пообещав Маревне, что будет посылать деньги на ребенка, он посылал алименты иногда, но никогда не признавал дочь своею....


Мария Воробьева-Стебельская была дочерью еврейской актрисы Роганович, вышедшей замуж за некоего Воробьева. Родилась она в Чебоксарах, в Чувашии, в 1892 году. В возрасте двух лет ее практически удочерил польский аристократ Бронислав Стебельский, инженер, приехавший работать по контракту. Возможно, он был ее настоящим отцом, ни мать, ни Воробьева она не помнила. Стебельский забирает ребенка и переводится на Кавказ, где и прошло детство Марии. Получение аттестата об окончании школы обернулось для нее настоящей трагедией. Она вернулась домой в слезах: почему в аттестате написано, что она Воробьева, когда она Стебельская? Отец с грустью рассказал девочке ее «биографию», заметив, что официально не смог удочерить ее, потому что он католик. Восемнадцати лет Мария уезжает одна в Москву, посещает Школу декоративных искусств, знакомится с художниками. Затем ее путь лежит через Рим и остров Капри в Париж .Сказочное имя Маревна девятнадцатилетней Марии Воробьевой-Стебельской придумал Максим Горький. Девушка путешествовала по Италии и оказалась на Капри. «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь», — напутствовал пролетарский писатель молодую художницу.

Портрет Маревны работы Модильяни .

На Капри Маревна прожила целых шесть бурных месяцев, и это было началом ее долгой жизни в эмиграции. За плечами были Чебоксары, где она родилась, Тифлис, в котором окончила художественную школу, потом год учебы в Строгановском училище в Москве. Но настоящая художественная жизнь началась у нее только с приездом в Париж, когда она поселилась на Монпарнасе. Мария Воробьева-Стебельская долгое время была практически неизвестна в России. Лишь после выставки в Третьяковке в 2004 году и издания мемуаров ее имя оказалось на слуху, а картины начали успешно продаваться на аукционах, хотя и недотягивали до тех миллионов долларов, в которые оценивались работы ее друзей. Еще при жизни значительная часть ее работ была выкуплена у самой художницы музеем современного искусства «Пти Пале» в Женеве.

Одним из самых притягательных мест обитания французской богемы начала ХХ века был «Улей», знаменитый сквот парижских художников. Это были мастерские, которые в 1902 году устроил на Монпарнасе скульптор Альфред Буше. В основном здесь жили выходцы из Восточной Европы, пробивающиеся в художники. Среди ставших потом знаменитыми можно назвать Сутина, Шагала, Паскина, Цадкина… Бывали здесь все — от Пикассо до Хемингуэя и Эйзенштейна. Марк Шагал впоследствии вспоминал: «Здесь жила разноплеменная художественная богема. В мастерских у русских рыдала обиженная натурщица, у итальянцев пели под гитару, у евреев жарко спорили, а я сидел один, перед керосиновой лампой. Кругом картины, холсты — собственно и не холсты, а мои скатерти, простыни и ночные сорочки, разрезанные на куски и натянутые на подрамники… В «Улье» можно было либо умереть, либо уйти оттуда знаменитым».

Оказавшись в Париже, Маревна с головой окунулась в художественную жизнь. Днем она ходила на занятия в Русскую академию Марии Васильевой, а также в академии Зулоаги и Коларосси, а вечера проводила в окружении своих друзей-художников, а также писателей Максимилиана Волошина и Бориса Савинкова. Париж того времени полон легенд и историй, которые создавались буквально на глазах. Это не могло не заворожить юную особу. Первыми ее друзьями стали Хаим Сутин и Амадео Модильяни.

Модильяни курил гашиш, раздевался догола перед бледными англичанками, показывая свое обнаженное тело: «Вот смотрите на великолепный образец Возрождения», — те охали и напивались.

В своих воспоминаниях в 50-х она выпустила три книги подряд — Маревна описала, как после очередной ночной оргии одна из девушек раздевается догола и лезет под ледяную струю фонтана. Все восхищены этой картиной, кричат «ура!» и объясняются девушке в любви. «В золотистом свете восходящего солнца розово-рыжая, с длинными распущенными волосами бессмертная Венера рождалась в струях вод». «Потом я узнала, — написала Маревна, — что в результате этой выходки девушка схватила воспаление легких и через несколько дней умерла в больнице». Оборотной стороной богемной жизни были нищета и болезни. 24 января 1920 года от туберкулезного менингита умер Модильяни, его возлюбленная, обезумев от горя, на девятом месяце беременности выбросилась из окна четвертого этажа. Накануне вернисажа повесился в мастерской вечно сомневающийся в своем таланте Жюль Паскин…

Одним из самых близких друзей Маревны стал Хаим Сутин. Он восхищал ее своей безусловной гениальностью, сумасшедшим блеском в глазах. Иногда у него не было куска хлеба, он стучал к соседям и потом снова запирался в мастерской, с любовью и страстью рисуя свои картины. Максимилиан Волошин заботился о ней почти как отец, в этом было много трогательного и нежного. «Волошин был низкорослым, плотным и широким… — писала Маревна. — Голова его выглядела львиной, в то время как голова Эренбурга напоминала мне о большой обезьяне… Когда они вместе шествовали вниз по улице де ля Гаэт…, кто-нибудь, посмотрев на них, говорил: «Эй, взгляни-ка на этих двух больших обезьян!» А если с ними был еще Диего Ривера и я сама, то можно было услышать от уличных мальчишек: «Эй, парни! Да тут цирк появился! Две обезьяны, толстый слон и девица из «Трех мушкетеров»!»

Диего Риверу Маревна впервые увидела в кафе на Монпарнасе. Его слава как художника была еще далеко впереди, а пока он был известен своим темпераментом и любовью к женскому полу, за что Борис Савинков дал ему прозвище «людоед», намекая на умение «поглощать» женский пол. Илья Эренбург писал: «В 1917 году Ривера неожиданно увлекся Маревной, с которой был давно знаком. Характеры у них были сходные — вспыльчивые, ребячливые, чувствительные. Два года спустя у Маревны родилась дочь Марика…» Маревна жила с Диего шесть лет, пока он не уехал в Мексику и не женился там на художнице Фриде Кало. Ривера был убежденным коммунистом. В 1927 году он даже приезжал в СССР, где встречался со Сталиным и позже оказался втянут в авантюру с убийством Троцкого. Именно он и Фрида Кало зазвали Троцкого в Мексику и предоставили ему для жизни дом своих родителей в пригороде столицы Койоакане. В доме Риверы и произошло первое покушение на Троцкого, организованное другом Диего Риверы, тоже художником-монументалистом Давидом Сикейросом. Сам Ривера находился тогда в США. «Он никогда не был постоянным в своих поступках, влекомый похотью и страстью к женщинам, — пишет Маревна, — даже из коммунистической партии он дважды выходил, возвращаясь туда с покаянными письмами».

Дочь Марика .

Марика родилась в Париже 13 ноября 1919 года.Диего никогда публично не признавал дочь еще и потому,что Пикассо заставлял его ревновать, поглаживая живот Маревны во время беременности и говоря ему:

"Это не твое, это мое".

Оставшись одна, Маревна оказалась в очень сложном положении. Картины покупали нечасто. И тогда Маревна решила попробовать себя в плетении декоративных поясов и шалей. Она сотрудничала с модным домом «Ирфэ», созданном княгиней Юсуповой, делала эскизы для Поля Пуаре и даже показывала их на выставках. В 1925 году на выставке декоративно-прикладного искусства в Париже она выставила их в советском павильоне. «Русские шали Маревны объединяют их дикость, примитивность и модность… В созданиях Маревны есть что-то весеннее, спонтанное, свободное и откровенное, что радует…», — писал в 1927 году парижский модный журнал «Л’Ар вивант».

Она вернулась к живописи, и в 1936 году открыватель Модильяни Леопольд Зборовски организовал для нее одну из первых больших выставок.В 1948 году она вместе с дочерью переехала в Англию. Очередной интерес к ней был вызван ее мемуарами, в которых она подробно описывала жизнь парижской богемы. Многие из ее историй стали культовыми, а ее картины, даже не будучи шедеврами, попали в коллекции крупнейших музеев мира.

На поздних полотнах она возвращалась к рисованию портретов своих друзей юности, и воспринимаются они во многом именно как дань любви этому периоду художественной истории .

Портрет жены художницы Фриды Кало .

Ни с кем из любимых женщин он не был так близок духовно...

Но главным в жизни художника все-таки были не женщины, а творчество. Он успел поработать в различных стилях, в молодости даже «баловался» кубизмом.

В начале 20-х годов прошлого столетия включился в государственную программу по украшению фресками общественных зданий в Мексике, создав собственный стиль монументальной живописи. В этот период он вступил в компартию, считая, что своим искусством напрямую обращается к народу. По большому счету так и было, в своих фресках он изображал народный быт, тяжелый труд простых людей, борьбу мексиканцев за независимость.




В центре композиции,конечно же, Фрида Кало

К началу 30-х годов художник уже имел международное признание, и вскоре его пригласили в США расписывать общественные здания. В 1931 году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась его крупная персональная выставка. Особой популярностью у американцев пользовались пейзажи, портреты и картины, посвященные быту индейцев. С этого времени выставки Риверы стали проходить часто, неизменно вызывая большой интерес публики. Так уж сложилось, что значительное количество работ художника-коммуниста оказалось в музеях и частных коллекциях в США. Богатых любителей живописи мало интересовали идеологические предпочтения Риверы, они видели в нем только талантливого живописца.




Работоспособность художника была поразительной. Он на все находил время - и на творчество, и на общественную работу, и на педагогическую деятельность. Ривера серьезно занимался подготовкой национальных художников, будучи деканом Мексиканской школы живописи. Говорят, что в отношении студенток он вел себя вполне благопристойно .





Художник Диего Ривера скончался 25 ноября 1957 года в Мехико, через три года после смерти своей жены Фриды Кало. Творческое наследие выдающегося мастера громадно, это живописные полотна, рисунки и масштабные фрески, украшающие здания в нескольких странах. Интерес к его творчеству не угасает, в музеях перед его картинами всегда многолюдно. Среди других работ живописца неизменный интерес зрителей вызывают полотна с неестественно большими белоснежными каллами, которые всегда так обожал художник.