Элементы финансовых правоотношений объект субъект и содержание. Финансовые правоотношения

Вопрос о субъектах финансового права и, соответственно, финансового правоотношения взаимосвязан с вопросом о его объекте. В этом проявляется философская взаимосвязь категорий субъект и объект.

Проблема объекта правоотношения в теории права долгое время являлась одной из наиболее дискуссионных. На различных этапах развития теории права и отраслевых юридических наук она имела различные акценты. К сегодняшнему дню, в связи с достаточно обширным исследованием этой проблемы как в теории права, так и в отраслевых юридических науках, научные взгляды на вопрос об объекте правоотношения - несмотря на всю многоголосицу мнений - более или менее определились.

Актуальный срез проблемы заключается, пожалуй, в следующих двух позициях. Согласно первой, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или на которые воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей. Так, А.П. Дудин, специально исследовавший проблему объекта правоотношения, определил его как "...предмет, на который направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей". Н.И. Матузов отмечает, что "объектом правоотношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников...". В.С. Основин подчеркивал, что объектом правоотношения является "...тот предмет или явление, которое объединяет субъектов, связанных правомочиями и обязанностями". В учебнике "Советское гражданское право", изданном в 1979г. под редакцией В.П. Грибанова и С.М. Кориеева, объект правоотношения определяется как "то, на что может (по отношению к управомоченному лицу) или должно (по отношению к обязанному лицу) воздействовать поведение субъектов правоотношения...". Авторы учебника "Гражданское право" под редакцией Е.А. Суханова определяют объект гражданского правоотношения как то, "...по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его участников". В какой-то мере аналогичной точки зрения по вопросу об объекте правоотношения придерживается и ряд процессуалистов. Так, В.П. Божьев отмечает, что "...под объектом понимается то, по поводу чего или в связи с чем совершаются действия субъектов правоотношения". Несмотря на некоторые различия в определениях, все вышеуказанные исследователи сходятся на том, что объект правоотношения связывает его субъектов друг с другом, а поэтому к нему обращены интересы каждой стороны правоотношения.

Согласно второй позиции, главное в определении объекта - управомоченное лицо, ибо именно его интересами устанавливается объект правоотношения. Среди представителей этой точки зрения В.А. Мицкевич и С.С, Алексеев. В какой-то мере сторонником этой позиции являлся и С.Ф. Кечекьян (хотя последний и не признавал понятие "объект правоотношения"). В.А. Мицкевич под объектом правоотношения понимает "...те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения". С.С. Алексеев также считает, что "круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного". Однако он отметил, что на объект правоотношения направлены активные действия либо обязанного (в правоотношениях активного типа), либо управомоченного (в правоотношениях пассивного типа) лица.

На наш взгляд, определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т.е. интересы микроуровня. И, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица. Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно всегда очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица. Применительно к государственному праву на это в свое время обращал внимание В.С. Основин. В финансовом праве объект правоотношения также далеко не всегда можно определить через интерес управомоченного лица. Во-первых, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко установить, какая сторона правоотношения является управомоченной, а какая - обязанной. Как известно, одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законодательства, право государственного органа одновременно сформулировано и как его обязанность. Например, согласно ст.31 НК РФ право налогового органа проводить проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст.32 НК РФ как "обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах...". Поэтому трудно однозначно утверждать что определяет объект контрольного правоотношения с участием налогового органа: интерес управомоченного или обязанного лица. Вместе с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения Строго определены, нельзя отрицать того факта, что объект финансового правоотношения удовлетворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны. Примером может служить финансовое правоотношение по уплате госпошлины. Если рассматривать конкретную ситуацию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпошлины, например, в связи с подачей искового заявления в суд: уполномоченный государством орган (управомоченная сторона) либо гражданин (обязанная сторона правоотношения). Дело в том, что такое правоотношение возникает по инициативе обязанной стороны, т.е. гражданина, которому в связи с подачей искового заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим, если объектом данного правоотношения считать госпошлину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

Исходя из отмеченного точка зрения тех ученых, которые считают, что объектом правоотношения является то, на что направлено поведение его участников, предоставляется наиболее приемлемой. Естественно, что поведение участников правоотношения в своей направленности не произвольно, а детерминировано их интересами, ради удовлетворения которых и возникает данное правоотношение. Отсюда вполне справедливо отметить, что объект финансового правоотношения суть объект интереса его субъектов. Как известно, поведение участников правоотношения ограничено, "отмерено" их субъективными правами и обязанностями. Поэтому, если быть последовательным, то объект правоотношения надо определять только во взаимосвязи с субъективными правами и обязанностями.

Учитывая вышеизложенное, нельзя не заметить, что в ряде случаев действия субъектов правоотношения часто непосредственно направлены не на объект правоотношения, а на какой-то другой объект (предмет), посредством которого может быть достигнуто то благо, тот результат (объект правоотношения), к которому стремятся, в котором заинтересованы субъекты правоотношения. В свое время на это обстоятельство обратили внимание цивилисты, обсуждая известный вопрос о том, что является объектом правоотношения по договору о натирке полов. И.Л. Брауде в связи с этим отмечал, что "объектом правоотношения из обязательства артели по натирке пола является, конечно, не пол, но и не поведение полотеров, а результат их работы - чистота и блеск пола". В значительной мере в связи с этим в последние годы появилось мнение, что категория "объект правоотношения" как таковая не отражает единого явления, а фактически распадается на два явления (две категории): объект интереса и объект правовой деятельности субъектов правоотношения. Предлагалось даже отказаться от понятия "объект правоотношения".

По нашему мнению, вряд ли стоит отказываться от того, что выработано правовой наукой за многие годы. Однако на категорию "объект правовой деятельности" стоит обратить внимание. В.Н. Протасов отмечает, что "объекты правовой деятельности - это предметы, явления материального и духовного мира, выступающие

а) объектами правового поведения и

б) имеющие для правоотношения юридическое значение".

По существу, на наш взгляд, под объектом правовой деятельности понимается то явление, тот "предмет", с которым непосредственно "работают" субъекты правоотношения в целях достижения того блага, которое составляет объектих интереса (правоотношения). Поэтому объект правовой деятельности может быть иначе определен как предмет правоотношения. А объект интереса участников правоотношения - это и есть то, что традиционно называется объектом правоотношения. Категория "предмет правоотношения" представляет определенную ценность и для финансового права, ибо позволяет объяснить и скорректировать поведенческую направленность субъектов ряда финансовых правоотношений. А точнее - тех, где вопрос об объекте не имеет практического значения, ибо, как отмечают ученые, в ряде случаев он (объект правоотношения) неотделим от самой деятельности субъектов, исчерпывается характеристикой материального содержания правоотношения. В этом плане В.Н. Протасов совершенно верно отмечает, что самостоятельное юридическое значение объекта деятельности ("предмета правоотношения" согласно нашей терминологии) проявляется в том, "что его качественные и количественные особенности способны влиять на содержание прав и обязанностей субъектов, изменять их в зависимости от состояния объекта".

Под объектом финансового правоотношения мы понимаем то, на что направлено поведение его участников, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Под предметом финансового правоотношения мы понимаем то явление, тот "предмет", с которым "работает" субъект правоотношения в целях достижения объекта своего интереса. В большинстве случаев объект и предмет финансового правоотношения совпадают, однако иногда есть смысл рассматривать их отдельно.

К финансовым правоотношениям, в которых следует выделять предмет, могут быть причислены отношения: по установлению порядка распределения прибыли казенного предприятия; государственного финансового контроля и т.д. Итак, исходя из всего изложенного, при рассмотрении финансового правоотношения целесообразно выделять понятия "объект правоотношения" и "предмет правоотношения".

Помимо отмеченного, в вопросе об объекте правоотношения существует и другой срез проблемы. Ряд ученых, в числе которых О.С. Иоффе, Ю.К. Толстой, Н.Д. Егоров, П.Ф. Елисейкин и другие, считают, что объектом правоотношения является поведение людей, направленное на различного рода блага, но не сами эти блага. В данном вопросе мы присоединяемся к мнению С.С. Алексеева и других ученых, которые считают, что при широкой трактовке правоотношения, т. е. как единства юридической формы и материального содержания, поведение сторон образует не объект правоотношения, а его материальное содержание. Вместе с тем мы считаем, что поведение сторон правоотношения может быть направлено на поведение другого субъекта, которое и будет выступать в качестве объекта правоотношения. Пример подобной ситуации приводит В.Д. Сорокин, который отмечает, что согласно законодательству объектом административно-процессуальных отношений по надзору за лицами, освобожденными из мест заключения, является именно поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор.

Объекты правоотношений весьма разнообразны. В связи с этим сегодня в теории права преобладает (с некоторыми вариациями) следующая их классификация:

а) материальные блага, т.е. вещи, предметы, имеющие пространственные границы;

б) нематериальные блага, среди которых имя, честь, достоинство;

в) продукты духовного творчества, т.е. результаты авторской, изобретательской и рационализаторской деятельности;

г) действия (воздержание от действий) субъектов правоотношения;

д) ценные бумаги, официальные документы;

е) результаты действий субъектов правоотношений. Надо заметить, что такая классификация не в полной мере соответствует принципу единства основания классификации. Дело в том, что многие ряды этой классификации являются результатом действий субъектов правоотношений, т.е. "перекрываются" таким классификационным рядом, как "результат действий субъектов правоотношения". Например, документы могут одновременно рассматриваться и как результат действий субъектов правоотношения. Не случайно В.Д. Сорокин рассматривал паспорт как результат действия в правоотношении, складывающемся между органом внутренних дел и гражданином.

В связи с этим, на наш взгляд, принцип единства основания вышеназванной классификации может быть соблюден только тогда, когда она будет полностью построена на основе "отделимых объектов правоотношения" независимо от механизмаих образования - в результате действий субъектов правоотношения или безотносительно к этим действиям. Очевидно, что в этом случае надо первоначально признать существование и другой классификации объектов правоотношений, которая пока не получила широкого распространения в теории права: подразделение объектов на отделимые и неотделимые. Основу этой классификации составляет связь объекта правоотношения с материальным содержанием последнего. Отделимые объекты правоотношения, как отмечает С.С. Алексеев, обособлены от материального содержания правоотношения и "представляют собой внешне ограниченные, в данный момент существующие явления (предметы) окружающего нас мира". Неотделимые объекты правоотношений, согласно его же позиции, - это те, "которые представляют собой неотделимый (или отделимый лишь в процессе теоретической абстракции) от материального содержания правоотношения результат деятельности обязанного лица". Если неотделимые объекты всегда представляют собой результат деятельности субъектов правоотношения (обязанного лица, согласно С.С. Алексееву), то отделимые образуются как в результате деятельности субъектов правоотношения, так и независимо от них.

К числу отделимых как раз относятся все вышеперечисленные объекты, за исключением таких, как "результаты действий субъектов правоотношений". Последний ряд, на наш взгляд, должен быть исключен из этой классификации, ибо нарушает принцип единства ее основания. Вместе с тем совершенно справедливо то, что указанная классификация объектов правоотношений не может быть признана исчерпывающей, ибо в значительной мере построена на основе гражданско-правовых исследований и должна дополниться результатами исследований s других отраслях права.

Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия самих финансовых правоотношений также разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, поскольку они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме. Однако, как показывает анализ, в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции, т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются.

С учетом изложенного, в числе объектов финансовых правоотношений, которые с той или иной степенью конкретности, но зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм, следующие:

а) налоги;

в) неналоговые платежи;

г) бюджетные кредиты;

д) бюджетные ссуды;

е) дотации;

ж) субвенции;

з) трансферты;

и) 50% прибыли Центрального банка РФ;

к) свободный остаток прибыли казенных предприятий;

л) штрафы, пени;

м) проекты бюджетов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов;

н) бюджеты (как законы, постановления органов местного самоуправления и плановые акты) и т.д.

К числу объектов финансовых правоотношений, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах и могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции, относятся: деятельность по поводу производства государственного финансового контроля, по поводу установления порядка распределения прибыли казенного предприятия и т.д.

Первая группа относится к отделимым объектам, т.е. таким, которые в данный момент существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Вторая группа относится, как уже было отмечено, к неотделимым объектам. Как видно, в финансовом правоотношении преобладают объекты, отделимые от материального содержания.

На наш взгляд, все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

б) законы, постановления органов местного самоуправления, плановые акты и их проекты.

В число финансовых ресурсов как объектов финансовых правоотношений входят все вышеперечисленные объекты, за исключением проектов бюджетов и самих бюджетов. Последние входят во вторую группу. В связи с этим, на наш взгляд, классификация объектов правоотношений (отделимых), принятая в теории права, может быть дополнена с учетом выводов финансово-правовой науки еще двумя группами объектов. В этом случае она должна выглядеть следующим образом:

а) материальные блага, т.е. вещи, предметы, имеющие пространственные границы,

б) нематериальные блага, среди которых имя, честь, достоинство,

в) продукты духовного творчества, т.е. результаты авторской, изобретательской и рационализаторской деятельности,

г) действия (воздержание от действий) субъектов правоотношения,

д) ценные бумаги, официальные документы,

е) финансовые ресурсы государства,

ж) проекты бюджетов,

з) бюджеты Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов как законы (постановления) и финансово-плановые акты.

С.С. Алексеев справедливо, на наш взгляд, заметил, что о самостоятельности объекта правоотношения в той или иной отрасли права можно говорить лишь в том случае, если в этой отрасли права он отделен от самой деятельности, составляющей материальное содержание правоотношения. В финансовом праве вопрос об объекте правоотношения имеет непосредственно практическое значение, что, видимо, обусловлено преобладанием в этой отрасли отделимых объектов. Во-первых, четкое законодательное определение объектов финансовых правоотношений, возникающих в процессе бюджетного перераспределения (дотаций, субвенций, трансфертов и т.д.) дает представление о реальности принципа федерализма в государственном устройстве, ибо позволяет, проанализировав конкретную ситуацию в сфере межбюджетных отношений, сделать вывод о реальности или мнимости бюджетного федерализма. Во-вторых, в настоящее время практически значимым является четкое и правильное определение таких объектов финансовых правоотношений, как налог и сбор. Это связано с тем, что Конституция РФ впервые (в ст.57) закрепила конституционную обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Ее смысл может быть прояснен лишь тогда, когда понятие вышеназванных объектов будет столь ясно, что позволит их отличить от всяких других платежей государству. В-третьих, выделение, фиксация в науке объектов финансовых правоотношений позволяет сфокусировать внимание законодателя на необходимости определить правовой режим в той или иной части правовой материи, области законодательства. Ведь определение правового режима - это порядок регулирования, выраженный в характере и объеме прав по отношению к объекту. Объект правоотношения, как отмечает А.Б. Венгеров, - не пассивный элемент. Он влияет на содержание конкретного субъективного права и юридических обязанностей. Очевидно, что правовой режим Должен быть строго определен для каждого объекта финансового правоотношения. Это обусловлено особенностями финансового права как очень "жесткой" отрасли, права и обязанности субъектов которой императивны, т.е. четко определены в законе. Однако, на наш взгляд, механизм определения Правового режима объектов финансового правоотношения не является однозначным. Так, большая часть объектов финансового правоотношения (отделимых) настолько специфична, что определитьих правовой режим невозможно без определения самого понятия этих объектов, что является правовой обязанностью законодателя. К числу таких объектов относятся те, которые складываются, как правило, в межбюджетных, налоговых отношениях, в отношениях по уплате неналоговых платежей и т.д. Вместе с тем существуют и такие объекты финансовых правоотношений, определение специального понятия которых в законодательстве как бы не требуется, ибо оно очевидно или вытекает из какого-либо другого понятия, данного в законодательстве. В связи с этим механизм определения правового режима таких объектов может быть сведен лишь к определению прав и обязанностей субъектов в этих отношениях. К числу таких объектов относятся часть прибыли Центрального банка РФ, свободный остаток прибыли казенного предприятия, возвратная бюджетная ссуда и т.д. Однако, если законодатель определит понятие и таких объектов, это не будет излишним. То есть в данном случае имеет место "мягкая" техника определения правового режима объекта финансового правоотношения.

Итак, можно заключить, что все объекты финансовых правоотношений подразделяются на отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты преобладают и подразделяются на две группы:

а) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований;

б) законы, постановления органов местного самоуправления, плановые акты иих проекты.

  • Счетная палата Российской Федерации Председатель Степашин Сергей Вадимович
  • 4.Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов
  • 5.Контроль за федеральными внебюджетными фондами
  • 6.Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью
  • 7. Контроль за банковской системой
  • Предоставление информации по запросам Счетной палаты
  • Представление Счетной палаты
  • Предписание Счетной палаты
  • Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении проверок и ревизий
  • Комитеты и комиссии Совета Федерации
  • Совет Федерации образует:
  • Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания
  • Комитеты Государственной Думы
  • Государственная Дума образует следующие комитеты:
  • Комиссии Государственной Думы
  • Основными направлениями деятельности Комиссии являются:
  • Комиссия имеет право:
  • Президент рф Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Администрация Президента Российской Федерации
  • Правительство рф
  • Общие полномочия Правительства Российской Федерации
  • Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
  • Пример агента Правительства:
  • Органы исполнительной власти
  • Указ Президента рф от 09.03.2004 n 314 (ред. От 22.06.2010) "о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральное министерство:
  • Федеральная служба (служба):
  • Под функциями по контролю и надзору понимаются:
  • Федеральное агентство:
  • Постановление Правительства рф от 30.06.2004 n 329 "о министерстве финансов российской федерации"
  • По вопросам своей компетенции Минфин России
  • Положение о федеральном казначействе (Казначейство России)
  • II. Полномочия
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
  • 1. Осуществляет контроль и надзор за:
  • 2. Выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
  • 3. Осуществляет:
  • 4. Регистрирует в установленном порядке:
  • 5. Ведет в установленном порядке:
  • 9. Устанавливает (утверждает) формы документов:
  • Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
  • Организация деятельности
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
  • 3. Осуществляет:
  • Федеральная служба по финансовым рынкам Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации
  • Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
  • Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере страховой деятельности (страхового дела) являются:
  • 1) Контроль и надзор за:
  • 3) Проведение аттестации страховых актуариев;
  • 4) Ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу находится в ведении Правительства Российской Федерации.
  • Федеральная таможенная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации
  • Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
  • Банк России выполняет следующие функции:
  • Банк развития "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Создан в 2007 году
  • Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:
  • 4. Понятие и значение отрасли российского финансового права 2010.
  • 1. Государственной заинтересованности в отдельном регулировании определённой группы общественных отношений.
  • 2. Самостоятельного предмета.
  • 3. Специфичного метода правового регулирования.
  • 1. Государственная заинтересованность в отдельном правовом регулировании финансовых отношений
  • 2.Наличие собственного предмета правового регулирования
  • 1. Устойчивостью и повторяемостью, что даёт возможность законодателю чётко фиксировать правоотношения субъектов.
  • 2. Способностью к внешнему правовому контролю.
  • 3. Нахождением в правовом поле, то есть под юристдикцией государства.
  • 3. Наличие собственного метода правового регулирования
  • В развитии финансового можно видеть следующие наиболее существенные направления.
  • 2. Финансовое право в системе отраслей российского права
  • Соотношение с другими отраслями права
  • 3. Система финансового права Российской Федерации
  • Раздел I. Правовой режим государственных и местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных денежных фондов.
  • 5. Наука финансового права перераб. 2003
  • 1. История развития науки финансового права в России
  • 2. Понятие науки и курса финансового права, их соотношение
  • 3. Методология науки финансового права
  • 4. Задачи науки финансового права
  • Понятие и особенности финансово-правовых норм, субъекты финансового права перераб. 2003
  • Норма финансового права обладает своими особенностями
  • Классификации финансово-правовых норм
  • 7. В зависимости от особенностей предмета финансово-право­вого регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
  • Действие финансово-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Понятие субъекта финансового права
  • Российская Федерация и субъекты рф как субъекты финансового права
  • Муниципальные образования как субъекты финансового права
  • Понятие финансового правоотношения перераб. 2003
  • Элементы финансового правоотношения
  • Объект финансового правоотношения.
  • 2.) Государство дает субъекту право, посредством реализации которого финансовое правоотношение может быть прекращено односторонним волеизъявлением управомоченного лица.
  • Виды финансовых правоотношений
  • 1. Понятие и значение финансового контроля в Российской Федерации
  • 2. Виды и органы финансового контроля
  • Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
  • Права и обязанности резидентов и нерезидентов
  • 6. Аудиторский финансовый контроль
  • 9. Организационно-правовые формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля Перераб 2010
  • I. Формы контроля
  • Правоприменительные акты (2 разновидности)
  • Правотворческие акты
  • Методы финансового контроля
  • 4. Вопросы совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в современной России
  • 10. Финансы и финансовая деятельность развитых зарубежных стран Перераб 2003
  • 11. Финансово-правовая ответственность Перераб 2004
  • 1. Понятие финансово-правовой ответственности по российскому праву
  • Уголовная
  • Гражданская
  • Административная
  • 2. Финансовое правонарушение и его состав
  • 3. Финансово-правовые санкции в системе мер ответственности
  • 1. Бюджетное право российской федерации Перераб 15.09.2011
  • 1. Понятие бюджетного права.
  • 2. Понятие бюджета, структура его доходов и расходов. Бюджетный дефицит. Бюджетная классификация
  • 1. К признакам бюджета как экономической категории следует отнести такие характеристики как:
  • 2. Материальная характеристика государственного, муниципального бюджета как особого фонда денежных средств обусловлена такими качествами как:
  • 3. Политико-правовые (публичные) качества бюджета обусловлены следующими особенностями:
  • 3. Бюджетное устройство рф. Бюджетная система рф, ее структура.
  • Виды бюджетных прав
  • Бюджетные полномочия
  • 1. Общие бюджетные полномочия органов всех ото
  • 2. Бюджетные полномочия рф и субъектов рф
  • Распределяются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов рф, муниципальными бюджетами
  • II. Бюджеты субъектов рф
  • III. Бюджеты муниципальных образований (всё вступает в силу с 1 января 2006 г.)
  • II. К неналоговым доходам относятся:
  • 5. Средства самообложения граждан;
  • 6. Иные неналоговые доходы.
  • III. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
  • Межбюджетные трансферты
  • 3. Финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
  • 4. Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  • 3. Иные межбюджетные трансферты;
  • 1. Финансовой помощи из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений в соответствии со статьей 142.1 бк;
  • Расходы бюджетов
  • Бюджетные ассигнования
  • 4. Осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • Дефицит бюджетов
  • 2. Бюджетный процесс перераб. 15.09.2011 г. Понятие бюджетного процесса и его принципы
  • Выделяют:
  • I. Стадия бюджетного планирования
  • 1. Составление проекта бюджета
  • Глава 20. Основы составления проектов бюджетов
  • Основные этапы составления проекта федерального
  • Бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных
  • Фондов Российской Федерации на очередной финансовый год
  • И плановый период
  • Подготовка проектов федеральных законов о федеральном
  • Планирование бюджетных ассигнований вступают в силу с 01.01.2009 г.
  • Глава 21. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
  • II. Стадия исполнения бюджета
  • Глава 24. Основы исполнения бюджетов
  • III. Стадия отчета об исполнении бюджета составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности российской федерации
  • 3) Кода подвида доходов (4 знака)
  • 4) Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (3 знака).
  • 2) Кода раздела (2 знака), подраздела (2 знака), целевой статьи (7 знаков) и вида расходов (3 знака);
  • 3) Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.(3 знака)
  • II. Система государственных и муниципальных доходов
  • 2. По территориальному уровню доходы подразделяются на:
  • 5. С учетом отношений собственности можно говорить
  • I. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
  • А.) Доходы бюджетов
  • 5. Средства самообложения граждан;
  • 6. Иные неналоговые доходы. Б.) Доходы внебюджетных фондов
  • Особой разновидностью неналоговых доходов являются таможенные пошлины и сборы
  • По уплате таможенных платежей существуют льготы:
  • II. Государственный и муниципальный кредит и страхование
  • В России страховые фонды создаются различными мето­дами: централизованным и децентрализованным.
  • III. Налоговые доходы (налоговое право) Налоги, их понятие и роль
  • Понятия пошлины и сбора
  • Роль налогов в обществе и государстве
  • 5. Платежи за пользование природными ресурсами
  • Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых
  • 3,8 Процента при добыче калийных солей;
  • 17,5 Процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • 2. Кроме того существуют иные обязательные платежи за пользование недрами (в ред. 18.07.2011 г.)
  • 1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
  • 2. Регулярные платежи за пользование недрами
  • 3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе)
  • Глава 25.2. Водный налог
  • 1) Забор воды из водных объектов;
  • 2) Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • 3) Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • 4) Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • Порядок исчисления налога
  • Порядок и сроки уплаты налога
  • Налоговая декларация
  • Глава 31. Земельный налог
  • 0,3 Процента в отношении земельных участков:
  • Плата за пользование лесным фондом
  • I. Арендная плата
  • 1. За единицу объема древесины лесных насаждений в рублях за кубический метр и зависят от:
  • II. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
  • Глава 25.1. Нк «сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» (с 2004 года появился)
  • Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями
  • 6. Размеры валютного, процентного и иных рисков.
  • Правовые основы расчетов
  • 2. Формы безналичных расчетов
  • 10. Валютный контроль и валютное регулирование
  • Правовые основы организации денежной системы и безналичных расчётов
  • Глава II. Эмиссия наличных денег
  • Денежно-кредитная политика
  • Глава III. Расчеты
  • 12. Правовые основы становления и развития денежной системы (лекция перераб 2011)
  • Реформа 1961 года
  • Российский рубль
  • Объект финансового правоотношения.

    Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных . Се­годня в связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права, так и в отраслевых юридических науках на­учные взгляды на объект правоотношения более или менее опре­делились .

    В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения .

    Согласно первой позиции , выражен­ной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются ма­териальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляе­мое в рамках их прав и обязанностей 1 .

    Согласно второй позиции , главное в определении объекта пра­воотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его инте­ресами определяется объект правоотношения (интерес управомоченного). Среди представи­телей этой точки зрения - В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. С.С. Алексеев также считает, что «крут объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного». Однако он отмечает, что на объект правоотношения на­правлены либо активные действия обязанного лица (в правоотно­шениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа) 4 .

    Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т.е. интересы микроу­ровня. И, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица .

    Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица.

    В частнос­ти, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко ус­тановить, какая сторона правоотношения является управомочен­ной, а какая - обязанной . Как известно, одной из сторон финан­сового правоотношения является всегда государство (муници­пальное образование) или уполномоченный Государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко слива­ются с правами , выражаясь в едином полномочии (Н.И. Химичева) 1 .

    Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законо­дательства, право государственного органа одновременно сформу­лировано и как его обязанность . Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная, в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о нало­гах и сборах. Поэтому трудно однозначно утверждать, что опре­деляет объект контрольного правоотношения с участием налого­вого органа: интерес управомоченного или обязанного лица.

    Вмес­те с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены , нельзя отрицать тот факт, что объект финансового правоотношения удов­летворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны . Примером может являться финансовое правоотношение по уплате сборов . Если рассматривать конкретную ситуа­цию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпош­лины, например в связи с подачей искового заявления в суд: го­сударство как управомоченная сторона правоотношения либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкрет­ное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязан­ной стороны , т.е. гражданина, которому в связи с подачей иско­вого заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим если объектом данного правоотношения считать госпош­лину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.

    Итак, под объектом, финансового правоотношения следует по­нимать то, на что направлено поведение участников финансо­вого правоотношения, детерминированное их интересами в рам­ках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей .

    Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны .

    Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм , ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме .

    Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафик­сирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции , т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не рег­ламентируются (С.С. Алексеев).

    В связи с этим, все объекты фи­нансовых правоотношений могут быть подразделены на две груп­пы : отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

    1. Отделимые объекты - это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вы­текают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира . К отделимым объектам финансовых правоотношений относят­ся: а) налоги, б) сборы, в) пошлины, г) бюджетные ассигнования, д) субсидии, е) бюджетные кредиты, ж) бюджетные ссуды, з) до­тации, и) субвенции, к) 50% прибыли Центрального банка РФ, л) свободный остаток прибыли казенных предприятий, м) штра­фы, недоимки, пени, н) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципаль­ных внебюджетных фондов, о) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.

    2. Неотделимые объ­екты - это те, которые не зафиксированы в финансово-право­вых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К неотделимым объектам финансовых правоотношений отно­сятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распреде­ления прибыли и т.д.

    Особенности прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения

    Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание правоотношения . В финансо­вых правах и финансовых обязанностях, в их особенностях, вза­имосвязях раскрывается «заряд» финансового правоотношения, т.е. возможности и пределы активности субъектов финансового правоотношения.

    Права и обязанности субъектов финансового правоотношения во многом зависят от того, к какому виду правоотношения оно относится - к регулятивному или охранительному , ибо регуля­тивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга «по содержанию субъективных прав и обязанностей, по их соотношению между собой».

    Основная масса финансовых правоотношения является регу­лятивными , ибо главная задача финансово-правового регули­рования - непосредственное упорядочение, закрепление и раз­витие финансовых отношений с участием государства.

    Однако ох­ранительным правоотношениям также принадлежит весьма су­щественная роль в финансово-правовом регулировании, ибо за­дача непосредственного упорядочения финансовых правоотноше­ний не всегда может быть успешно решена. Для ее разрешения нередко приходится прибегать к мерам государственного при­нуждени я.

    1. Пра­воотношения активного типа складываются на основе обязыва­ющих норм и характеризуются тем, что активный центр право­отношения находится в юридической обязанности .

    2. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотноше­ния находится в субъективном праве .

    3. Регулятивные правоотношения со сложной структурой. Охватывают в неразрывном единстве комплекс субъектив­ных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями .

    Основная масса регулятивных финансовых правоотноше­ний - это правоотношения активного типа , что не случайно, а обусловлено спецификой метода финансово-правового регулиро­вания, опирающегося в основном на позитивные обязывания. Со­ответственно, развитие финансового правоотношения происходит прежде всего и главным образом через активное поведение обя­занного субъекта.

    I. К регулятивным финансовым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов; по бюджетному финансированию; меж­бюджетные отношения и др. 1

    Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта .

    Обязанность субъектов в финансовых правоотношениях актив­ного типа -- это очень «жесткая» и стабильная обязанность. Чаще всего она закреплена в нормативном, а не в индивидуальном фи­нансово-правовом акте . Соответственно, такая обязанность возни­кает у субъектов финансового правоотношения всякий раз при на­личии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действует нормативный акт, предусматривающий эту обязан­ность . Отсюда, установление, изменение, отмена той или иной фи­нансово-правовой обязанности связывается с отменой, изменени­ем или принятием нового правового акта .

    Примером может яв­ляться Налоговый кодекс РФ, который установил намного больше обязанностей субъектов налоговых правоотношений по отноше­нию к ранее существовавшим.

    Однако в последнее время стало возможным назвать ряд случаев, когда финансовая обязанность устанавливается в порядке индивидуального правового регулиро­вания . А именно: решения компетентного органа и очень часто договора, заключаемого сторонами финансового правоотношения. К примеру, в соответствии с НК РФ при предоставлении инвестиционного налогового кредита между налогоплательщиком и соответствующим государственным орга­ном заключается договор. Аналогичным образом при реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет Правительство РФ принимает решение и налоговый орган заключает договор и т.д. Однако в любом случае обязанность субъ­ектов в активном финансовом правоотношении остается очень жесткой . Даже в том случае, когда обязанность установлена в актах индивидуального регулирования, ее содержание представ­ляет собой главным образом индивидуализацию требований ; со­держащихся в законе с очень небольшой возможностью правовой инициативы.

    Независимо от источника происхождения финансово-правовой обязанности активного типа (нормативный акт или индивидуаль­ный правовой акт) она является в большинстве случаев сложной , т.е. состоит из ряда обязанностей . Так, обязанность налогопла­тельщика по возврату инвестиционного налогового кредита включает в себя: обя­занность возврата суммы задолженности и процентов; обязанность соблюдения установленного в договоре порядка погашения суммы задолженности и начисленных процентов.

    В финансовых правоотношениях активного типа в основном субъективным правом требования обладают РФ, субъекты РФ, муни­ципальные образования в лице соответствующих органов , упол­номоченные государством органы, а также прочие государствен­ные органы.

    В правоотношении по уплате налогов и сборов в бюджет от лица государства выступают ФНС РФ и его территориальные оргнаы, а также ФТС РФ. Именно эти органы обладают правом тре­бования уплаты налогов и сборов.

    В науке (Б.М. Лазарев) подчеркивалось, что для государствен­ного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в самом классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать или не использовать исключительно по собственному» свободному усмотрению, а «служение государ­ству», т.е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним... В связи с этим вышеуказанные субъективные права требо­вания названных государственных органов могут быть условно на­званы «права-обязанности».

    Практически аналогичная ситуация наблюдается в межбюд­жетных правоотношениях , ибо эти отношения также развиваются за счет активного поведения обязанного лица . Однако в этих от­ношениях обязанным лицом выступает либо Российская Федера­ция в целом, либо ее субъект. Так, в соответствии с ежегодно при­нимаемым законом РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, Российская Федерация обязана ежегодно выделять запланированные средства из федерального бюджета субъ­ектам РФ. Соответственно, субъекты РФ имеют субъективное право требования выделения этих средств . Для названных субъектов эти права являются одновременно и обя­занностями, так как в противном случае те и другие не смогут реализовать свои задачи и цели.

    Вышесказанное в равной мере относится и к финансово-пра­вовым отношениям по поводу государственных расходов. Соглас­но ежегодно принимаемому Закону РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год стороной, обязанной выделять средства из бюджета, в соответствии с Законом является Россий­ская Федерация. Соответственно, в этих финансовых правоотно­шениях активного типа стороной, имеющей субъективное право требовать выделения этих средств, являются министерства, ве­домства, другие органы исполнительной власти.

    Однако это не означает, что в финансовых правоотношениях активного типа субъективное право требования принадлежит ис­ключительно названным субъектам и всегда имеет характер пра­ва-обязанности . Анализ действующего законодательства показы­вает, что есть случаи , когда в регулятивных финансовых право­отношениях активного типа право требования принадлежит про­чим субъектам и не имеет характер права-обязанности . Главным образом это имеет место в сфере финансовых правоотношений по поводу государственных доходов . В этих случаях право требова­ния имеет не основной, а производный характер, ибо проявляется на последующих этапах развития сложного финансового правоот­ношения, возникающего на базе основной обязанности по уплате налога и корреспондирующего ему субъективного права. К при­меру, исходя из ст. 21 НК РФ , налогоплательщик имеет субъек­тивное право требования от налогового органа соблюдения нало­говой тайны , осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и т.д. Субъектив­ное право требования налогоплательщика в регулятивных финан­совых правоотношениях активного типа ни к чему его не обязы­вает, а может реализоваться или нет по усмотрению налогопла­тельщика.

    Таким образом, в финансово-правовом регулировании , посколь­ку оно обеспечивает собирание, распределение и использование го­сударством финансовых ресурсов и для этого берет на вооруже­ние метод властных предписаний, преобладают регулятивные правоотношения активного типа . И, соответственно, субъек­тивным правом требования в этих правоотношениях преиму­щественно наделяются Российская Федерация, ее субъекты, му­ниципальные образования, уполномоченные государством орга­ны, а также прочие государственные органы. Поэтому для боль­шинства субъектов финансового права субъективное право тре­бования является, в сущности, правом-обязанностью . Хотя в такого рода правоотношениях субъективным правом требова­ния в ряде случаев обладают и другие субъекты., главным обра­зом - налогоплательщики . Для них это право не является одно­временно и обязанностью. Проявляясь в сложном финансовом пра­воотношении, оно является не основным, а производным.

    В целом, в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа существует жесткая связь между правами и обязанностями. Эта связь образует структуру регулятивно­го финансового правоотношения активного типа . Она харак­теризуется тем, что поведению обязанного лица в таком пра­воотношении противостоит право требования управомоченного лица , которое в большинстве случаев (кроме главным об­разом права требования налогоплательщика) является одно­временно и обязанностью.

    II. Теперь рассмотрим, что представляют собой субъективные права и обязанности субъектов финансового правоотношения в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа . Как известно, развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны и соединено с правомочием требовать от других лиц воздержаться от действий , препятствующих осуществлению субъективного права.

    Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают глав­ным образом ОТО : Российская Федерация, субъекты РФ, а также упол­номоченные ими государственные органы . Причем права этого вида, как правило, четко выражены в законодательстве .

    Так, в со­ответствии со ст. 71 Конституции РФ, с Налоговым кодексом РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов . Налоговый Кодекс РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами . В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки , вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д.

    Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых право­отношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими , т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. Это обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия государственных органов являются их компетенционными правами , которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах . Однако анализ показывает, что законодательст­во дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации , а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и принимать в зависимости от этого решения .

    Напри­мер, налоговый орган , обладая правом и одновременно обязаннос­тью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.

    Вместе с тем в рассматриваемых финансовых правоотношени­ях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации . Главным образом такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделя­ются и государственные органы .

    Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансо­вом правоотношении пассивного типа , то она проста и заключа­ется в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осу­ществлении его права.

    Таким образом, в регулятивных финансовых правоотноше­ниях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собственные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных слу­чаях - государственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятство­вать осуществлению этого права.

    III. Регулятивное финансовое правоотношение - это почти всегда правоотношение со сложной структурой , что также оказы­вает влияние на характеристику прав и обязанностей в этом пра­воотношении. Финансовое правоотношение со сложной структу­рой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъектив­ных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями .

    В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений :

    а) правоотношение со сложной динамической структурой

    б) обычное сложное правоотношение

    в) система правоотношений (или ком­плексное правоотношение)

    В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные . Основ­ное финансовое правоотношение создает как бы скелет , несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязан­ности в структурно сложном финансовом правоотношении можно классифицировать на основные и производные .

    1. Правоотношением со сложной динамической структурой в финансовом праве является бюджетно-процессуальное правоот­ношение . Оно характеризуется тем, что по мере накопления юри­дических фактов его структура изменяется, переходя из одной ста­дии в другую .

    К примеру, факт составления проекта бюджета об­разует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению проекта , затем факт рассмотрения проекта об­разует правоотношение по принятию проекта бюджета и т.д. От­сюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основ­ных правоотношений , к которым привязаны производные. В ка­честве одного из основных может быть выделено, например, пра­воотношение между Правительством РФ и Госдумой по рассмот­рению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются основными.

    2. Обычным сложным финансово-правовым отношением явля­ется межбюджетное правоотношение . Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне , которая имеет право требовать их выделения , но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролироват ь такое ис­пользование , производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение - выделение финансовых ресурсов - настраиваются все остальные.

    3. Систему правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение , которое включает в себя правоотношение, ба­зирующееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, праве требования его уплаты . Оно является структурно сложным , так как к этому правоотношению как бы привязываются все дру­гие , в рамках которых осуществляется реализация прав и обязан­ностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля (главным об­разом в виде камеральных проверок) и т.д.

    Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности , в частности обязанность вести налоговый учет , встать на учет в налоговых органах, про­водить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Со­ответственно, не имели бы смысла права налоговых органов, за­крепленные в законодательстве.

    Все структурно-сложные правоотношения имеют в качестве движущего начала субъективную обязанность : уплатить налог; выделить запланированные по бюджету средства; составить, рассмотреть, принять, исполнить бюджет. Отсюда, в структу­ре сложного регулятивного финансового правоотношения функ­цию основного правоотношения , несущей конструкции всегда вы­полняет правоотношение активного типа , т.е. такое, в котором связь между сторонами правоотношения наиболее жесткая , ибо базируется на фактически корреспондирующих друг другу обя­занностях : обязанность - (право требования - обязанность.)

    Это обусловлено императивным методом финансово-правового ре­гулирования. Государство , будучи заинтересовано в выполнении стоящих перед ним задач и функций, устанавливает субъектам финансового правоотношения очень жесткие границы поведения . К примеру, одного субъекта обязывает уплатить налог, а друго­го - требовать его уплаты через наделение его в правоотноше­нии императивным правом требования.

    При этом только лишь в границах, очерченных основным финансовым правоотношением , государство позволяет субъектам в производных финансовых пра­воотношениях некоторую свободу поведения, которая в конечном итоге должна гарантировать реализацию основного финансового правоотношения .

    Этот режим свободы поведения может выра­жаться в трех формах:

    1) государство дает субъекту свободу усмотрения в рамках субъективного права, от реализации которого , в принципе, невоз­можно отказаться.

    К примеру, налоговый орган , обладая правом на налоговую проверку , имеет возможность по собственному ус­мотрению решать вопрос о дате проведения налоговой проверки, но не может , в принципе, отказаться от реализации этого права , ибо,

    во-первых, оно является одновременно и его обязанностью , а

    во-вторых, основным средством выполнения его задач и функций ;

    6. Государственное кредитование.

    Финансы организаций представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образова-нием, распределением и использованием децентрализованных фондов наличных и безналичных денежных средств хозяйству-ющими субъектами.

    Институт кредитования образуют:

    1) отношения, возника-ющие между клиентами и кредитными организациями по пово-ду привлечения, размещения денежных средств;

    2) отношения государственного кредита.

    Государственный кредит основан на добровольности пла-тежей. Государственный кредит предполагает возможность для государства выступать как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика.

    Прежде всего это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств от юридических, физических лиц и других государств. Государственное кредитование осу-ществляется через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевые лотереи. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц.

    Государственный кредит - это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашени-ям или у международных фондов, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

    Государство в законах о бюджете регулярно предусматри-вает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

    Банковский кредит - это сложная многосторонняя деятель-ность, предполагающая как мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует как ресурс для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

    Тема 3 « ФИНАНСОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ».

      Понятие финансового правоотношения и его субъекты

      Объекты финансового правоотношения

      Классификация финансовых правоотношений

    1. Понятие финансового правоотношения и его субъекты.

    Субъекты финансового права исполняют финансовые обязан-ности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.

    Финансовое правоотношение - разновидность правового от-ношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще:

    - Во-первых , финансовое правоотношение возникает на основе финансово-пра-вовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или “форма ее реализации”.

    - Во-вторых , финансовое пра-воотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркива-ет, что правоотношение в сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.

    Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые харак-теристики , обусловленные спецификой предмета и метода финан-сово-правового регулирования:

      Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и му-ниципальных образований.

      Финансовое правоотношение является формой реализаций публичных интересов в связи с чем оно должно рассматриваться как правовое отношение. Это определено тем, что фи-нансовое правоотношение возникает на основе нормы финансово-го права, которая является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

      Финансовое правоотношение имеет имущественный характер. В качестве имуществен-ных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках финансовых правоотно-шений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образо-ванию, а затем - от последних к различным субъектам.

      Финансовое правоотношение в сущности является власть-отношением. Все эти субъекты способны давать властные предписания.

    Финансовое правоотношение это обществен-ное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являю-щееся в сущности экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и вы-ражающим публичные интересы.

      Объекты финансовых правоотношений.

    В настоящее время в теории права существуют два взгляда на объект правоотношения.

    1. объектом правоотношения яв-ляются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

    2. главное в определении объекта правоотноше-ния - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения.

    Объект финансового правоотношения это то, на что направлено поведение участников финан-сового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

    Все объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на группы:

    1. Отделимые объекты - это такие, кото-рые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

    а) налоги; б) сборы; в) бюджетные ассигнования; г) субсидии; Д) бюджетные кредиты; е) бюджетные ссуды; ж) дотации; з) суб-венции; и) свободный остаток прибыли казенных предприятий; к) штрафы, недоимки, пени; л) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муници-пальных внебюджетных фондов; м) бюджеты (законы и плановые акты) и т.д.

    2. Неотделимые объекты - те, которые не зафиксированы в финансово-право-вых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельнос-ти субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распреде-ления прибыли и т.д.

    3. Классификация финансовых правоотношений

    Исходя из основных функций права, финансовые правоотно-шения классифицируются на регулятивные и охранительные.

    1. Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию ре-гулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических от-ношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъ-ектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-право-вых отношений носит характер регулятивных.

    2. Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регуля-тивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно неве-лик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогово-го права они стали занимать более заметное место в системе фи-нансовых правоотношений.

    3. Ма териальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, (обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга-на - требовать его уплаты; право предприятия обращаться к фи-нансовому органу за получением бюджетного кредита и обязан-ность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д.)

    4. П роцессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм: (по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по делам о налоговых наруше-ниях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсро-чек и т.д.)

    По видам финансово-правовых институтов финансовые правоотношения подразделя-ются на отношения:

    а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю;

    б) бюджетные;

    в) по финансам государст-венных и муниципальных унитарных предприятий;

    г) налого-вые;

    д) по неналоговым доходам;

    е) по государственному внутрен-нему долгу;

    ж) по сметно-бюджетному финансированию;

    з) по го-сударственному внебюджетному финансированию;

    и) по государ-ственному страхованию;

    к) по денежному обращению и расчетам;

    л) по валютному регулированию.

    Финансовые правоотношения могут быть также подразделе- ны на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта.

    Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявлении:

    1. Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотно-шения. Большинство финансовых правоотношений - дву-сторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, ос-вобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению на-логов и сборов;

    2. Многосторонние финансовые правоотношения - участ-вуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивиду-альную волю по рассмотрению проекта бюджета и т.д. (трехсторонними финансовыми правоотношениями яв-ляются правоотношения по бюджетному финансированию бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета).

    Тема 4 «Правовое регулирование финансового контроля».

    1. Понятие и значение финансового контроля.

    Финансово-правовые нормы — Содержание, виды, структура финансово-правовых норм

    Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

    • содержание финансово-правовых норм;
    • характер установления в них предписаний;
    • меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;
    • способы защиты прав участников финансовых отношений.

    Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

    Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

    Виды финансово-правовых норм

    В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

    Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

    Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

    Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

    Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

    В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

    Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в и , т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

    Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

    Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

    Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

    Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

    Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

    Финансовые правоотношения. Понятие, содержание, субъекты

    Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

    Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

    • они возникают в процессе ;
    • один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
    • они всегда возникают по поводу , денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.

    В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

    Субъекты финансового правоотношения

    Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

    Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

    Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

    Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

    Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

    Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

    Классификация финансовых правоотношений

    Финансовые правоотношения можно классифицировать:

    1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:
    • бюджетные правоотношения;
    • неналоговые правоотношения;
    • финансовые правоотношения в области ;
    • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
    • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
    • финансовые правоотношения, возникающие в области и расчетов;
    • валютные правоотношения;
    2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
    • органами государственной власти;
    • органами государственной власти и управления общей компетенции;
    • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
    • предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
    • финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
    • финансовыми органами и гражданами;
    • самими финансово-кредитными органами.

    Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

    Они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

    Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

    Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

    Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

    • погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
    • выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
    • использование выданных бюджетных ассигнований;
    • осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
    • прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

    Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

    Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

    Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

    Судебный порядок защиты

    В главе 2 о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

    Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

    Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

    Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права занимает Конституционный суд РФ.

    Методы защиты финансовых правоотношений

    Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов . В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

    Вопрос об объекте правоотношения долгое время являлся в теории права одним из наиболее дискуссионных. В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

    Согласно второй позиции главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на правоотношения микроуровня, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лиц. Что же касается публично- правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно это сделать. Так одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

    Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.

    Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

    Отделимые - это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

    К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

    бюджетные ассигнования;

    субсидии;

    бюджетные кредиты;

    субвенции;

    50% прибыли ЦБ РФ;

    свободный остаток прибыли казенных предприятий;

    штрафы, недоимки, пени;

    проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

    бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.

    Все эти объекты имеют место только в имущественных финансовых правоотношениях и существуют только в денежной форме. Соответственно с точки зрения характеристики объектов имущественных правоотношений они могут рассматриваться как вещи (наличные деньги) и имущественные права (права требования на денежные средства к банку). Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:

    финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,

    законы (постановления), плановые акты и их проекты.

    Неотделимые объекты - это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

    К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

    государственный финансовый контроль,

    деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.