Органы законодательной власти российской федерации и субъектов российской федерации. Особенности законодательной власти В рф законодательную деятельность осуществляет

В Российской Федерации действует система разделения властей. Исполнительная, судебная и законодательная ветви равны между собой. Они обладают особой структурой и рядом установленных в законе полномочий. В этой статье будет рассказано про законодательные органы власти в РФ.

Характеристика системы

Чем занимается представительная ветвь власти в нашей стране? В соответствии с основным законом России, основной функцией законодательной системы является законотворчество. Это очень сложный и весьма продолжительный процесс, организуемый не только законодательной, но и судебной ветвью власти.

Центральным органом законодательной ветви власти является Парламент, именуемый Федеральным Собранием. В российской Конституции этому органу посвящена пятая глава. Это двухпалатная инстанция, в компетенцию которой входит назначение различных должностных лиц, взаимодействие с главой государства и, конечно же, законотворческая деятельность. являющаяся нижней палатой, представляет собой выборный орган, а верхняя, Совет Федерации, косвенно формируемую инстанцию. О каждой из этих палат будет подробно рассказано далее.

Общая характеристика Государственной думы

Госдума является законодательным органом власти в РФ. Эта нижняя палата Собрания, состоящая из 450 депутатов, половина которых избирается напрямую одним туром. Депутатом Госдумы может быть только российский гражданин, достигший возраста 21 года. Деятельность Думы возглавляет председатель - сегодня это Вячеслав Володин.

Выборы в Госдуму назначаются главой государства раз в пять лет. Федеральный закон № 51-ФЗ от 2005 года закрепляет пропорциональную систему голосования, при которой избрание депутатов происходит пропорционально поданным федеральным спискам. Устанавливается избирательный порог. В 2017 году он составляет 5%.

Первая государственная дума появилась еще в 1905 году. Функционировала она до 23 февраля 1917 года. В Советской России работал силой упраздненный в Указом Бориса Ельцина "О конституционной реформации в РФ" сформировался первый созыв нижней палаты Федерального собрания. Выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 года.

Функции Государственной думы

В статье 103 основного закона России закрепляются полномочия Госдумы. Основными функциями нижней палаты законодательного органа власти в РФ являются:

  • решение проблемы доверия федеральному РФ - Правительству;
  • предоставление Президенту согласия о вступлении на должность председателя федерального органа исполнительной власти;
  • ежегодное заслушивание отчетов федерального исполнительного органа РФ;
  • назначение на должность и снятие с должности председателя Центробанка, Счетной Палаты, а также уполномоченного по правам и свободам человека;
  • объявление государственной амнистии;
  • выдвижение обвинения против главы российского государства.

Наконец, стоит назвать самую важную функцию. Именно законотворчество законодательного органа власти в РФ является главной обязанностью нижней палаты.

Представители Государственной думы формирует законопроекты, после чего передают их на всеобщее рассмотрение, состоящее из трех этапов. Большую роль здесь играет Совет Федерации, члены которого могут пропустить или не пропустить законодательную инициативу. Так, если проект все же проходит, то он передается на проверку Конституционному суду. В конце закон подписывает глава государства.

Структура Госдумы

Нижняя палата Собрания содержит в себе Аппарат - постоянно действующий орган, в обязанности которого входит финансовое, организационное, аналитическое, социально-бытовое и техническое обеспечение депутатской деятельности. С октября 2016 года руководителем Аппарата нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Татьяна Геннадьевна Воронова.

Особую роль в Госдуме занимает и председатель. Это руководящее лицо в органе, обязанное осуществлять взаимодействие с судебной и исполнительной ветвями власти. Заместители председателя избираются путем голосования на заседании палаты. С октября 2016 года председателем Госдумы является член партии "Единая Россия" Вячеслав Викторович Володин.

В составе Госдумы действуют комиссии и комитеты. В полномочия комитетов входит подготовка проектов, внесение предложений по модернизации законотворчества, анализ применения законов и прочее. Комиссий же в составе Госдумы всего шесть. Здесь стоит выделить счетные, антикоррупционные и этические инстанции.

Еще одним структурным элементом в составе нижней палаты законодательного органа власти в РФ является Совет Госдумы. Эта инстанция занимается планированием работы и разработкой законопроектов.

Общая характеристика верхней палаты

Органом законодательной власти в РФ является Совет Федерации - верхняя палата Собрания. Этот орган формируется косвенным путем - по два человека из каждого региона страны. При этом одного своего представителя посылает законодательный орган субъекта, а другого - исполнительный орган. Всего в Совете Федерации состоит 170 человек.

Неофициальное наименование Совфеда - "Палата регионов". Этот орган представляет интересы российских субъектов на федеральном уровне. Важнейшим принципом формирования является непартийность. Члены Совфеда не создают партийных объединений или особых фракций.

Президент не может распустить Совет Федерации. Заседания этого органа должны проводиться не менее двух раз в месяц. При этом обе палаты Федерального Собрания могут объединяться для заслушивания доклада главы государства.

По Конституции 1993 г., законодательный орган власти в РФ является инстанцией с характером неприкосновенности. Неприкосновенность эта соблюдается в течение всего срока реализации полномочий. А о каких именно полномочиях идет речь? Необходимо обратиться к статье 102 основного государственного закона, в которой указывается следующее:

Аппарат Совфеда состоит из руководителя и его заместителей. С 2008 года руководителем аппарата Совфеда является Владимир Валентинович Свинарев. Орган законодательный власти РФ является с 1993 г. непрерывно функционирующим.

Региональные представительные органы

Представительные органы российских регионов формируются путем тайного голосования. Большая часть членов органа баллотируется по единому округу пропорционально числу голосов, отданных за списки кандидатов. Число депутатов указывается в уставе региона страны.

Основные полномочия региональных законодательных органов власти в РФ - это, в первую очередь, законодательная инициатива. Помимо нее стоит выделить толкование законов, принятие устава или конституции субъекта, работа с региональной собственностью и многое другое.

Источник: Большая Российская энциклопедия: в 30 т. [Вводный] том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. - С. 418-421.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание - представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос. дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос. дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995).
Члены Совета Федерации и депутаты Гос. думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Государственная дума - нижняя палата парламента - представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных голосов). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных голосов избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных голосов избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проголосовавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).
В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»). Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос. думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Здание Государственной думы

К ведению Гос. думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством голосов от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира.
Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о "государственном правлении". Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент - Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя - из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации - Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы - нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ" от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда - 30 лет. Срок его постоянного проживания в России - 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации - вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ - так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина - по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия - наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы - нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти - российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин - представитель фракции "Единая Россия". Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы - Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов - законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов - членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках - свои небольшие парламенты, а в краях - краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.

Ветви власти в Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной.

Государственная власть

Государственная власть – это способность государства с помощью законных средств подчинять своей воле, как отдельных индивидов, так и больших групп людей. Особенность такого вида власти заключается в том, что она сосредотачивается в руках группы лиц. Символами государственной власти в России являются герб, гимн и флаг.

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Администрация президента Российской Федерации - государственный орган Российской Федерации, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений.

Совет Безопасности Российской Федерации (СБ РФ) - конституционный совещательный орган при главе государства, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Законодательная власть

Законодательная власть – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.


Сфера влияния: система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны; пересмотр и регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. Также деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

Является постоянно действующим органом

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

Заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

Палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится:

Одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

Утверждение изменения границ

Утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

Назначение выборов Президента РФ

Назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

Отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

Принятие федеральных законов

Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

Решение вопроса о доверии Правительству РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

Объявление амнистии

Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Парламентская независимость не является абсолютной . Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

Референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

Чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

Право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

Право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

Ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

Требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

4. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права, изд. 5.Казань, 19905 С.74,76

5. Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ (ред. от 29.05.2010) «О временном запрете на клонирование человека» // Собрание законодательства РФ 27.05.2002.- № 21.- ст. 1917.

6. Глоссарий «Охрана репродуктивного здоровья работников. Основные термины и понятия» Утвержденный Руководителем Департамента Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации С.И.Иванов 2 октября 2003 г. №11-8/13-09

7. Пурге А.Р. Правовое положение эмбрионов в современном праве России // Молодой учёный Ежемесячный научный журнал № 2 (37) / 2012

8. Н.Н. Федосеева, Е.А. Фролова «Проблема определения правового статуса эмбриона в международном и российском праве» // Медицинское право № 2008 № 1

9. Митрополит Никопольский Милитий. Аборты. М., 1998. С. 22.

10. Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никерясова Е.Н. Эмбриология / Учеб. для студ. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.

11. Е.В.Перевозчикова, Е.А.Панктратова «Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона // «Медицинское право», 2006, № 2

12. Отдельные вопросы применения статьи 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года в практике Европейского суда по правам человека (электронный ресурс). Режим доступа:

http: //www .sutyaj nik.ru/rus/echr.

13. Пестрикова А.А. Наследственные права и правовой статус эмбриона // Наследственное право. 2009. № 4. С. 20-22.

14. Бабаджаев И.Х. Правовое регулирование эмбриона человека: светский и религиозные аспекты// Юридическая наука: история и современность 2012 № 8 С.19

15. Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 62.

16. Пурге А.Р. Правовое положение эмбрионов в современном праве России // Молодой ученый. 2012. № 2. С. 202-204. 3

17. Митрякова Е.С. Эмбрион как субъект правоотношений // Вестник Тюменского государственного университета С.17

18. Пестрикова А.А. Наследственные права и правовой статус эмбриона // Наследственное право. 2009. № 4. С. 20-22.Майфат А.В. Собственность на тело человека // Коллегия адвокатов «Частное право». [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL:

http://www.urallaw.ru/articles/person_2/id_35.html (дата обращения: 14.07.2014)

© Еремеева О.И., Сайфуллина Н.И., 2016

К.М.Земляк

студентка 2 курса юридического факультета Российский государственный университет правосудия г. Ростов-на-Дону Российская Федерация

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Законодательная власть в соответствии с теорией разделения властей является одной из трёх уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

В демократических государствах законодательная власть может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но также и непосредственно избирательным корпусом путём референдума, а в некоторых случаях и органами исполнительной власти - в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования.

Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента.

Законодательная власть - это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы - нормативные правовые акты, имеющие после Конституции, а в мусульманских зарубежных странах - после Корана, высшую юридическую силу.

Законодательная власть как вид государственной деятельности, чрезвычайно сложна, объемна, ответственна и требует длительной подготовки, обстоятельности, всесторонности, взвешенности при принятии решений.

Совершенствование форм взаимодействия законодательной и исполнительной власти приводит к возникновению смешанных форм правления - президентско-парламентских (Россия, Франция) или парламентарно-президентских (Венгрия, Украина) республик. Именно поэтому важно учитывать тенденцию к стиранию границ между классическими формами правления, к расширению числа смешанных форм, что характерно и для современной России.

Российская конституционная модель закрепляет приоритетное положение Президента РФ в механизме разделения властей. Несмотря на то, что Председателя Правительства РФ предлагает Президент, но назначается он на должность только с согласия Государственной Думы. Причем такое согласие можно признать формальным, поскольку в случае трехкратного отклонения предложенной кандидатуры (предложенных кандидатур) Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Среди других форм взаимодействия законодательной и исполнительной власти можно отметить ответственность Правительства РФ перед Государственной Думой, которая может выразить недоверие Правительству или отказать в доверии .

Другим направлением взаимодействия законодательной и исполнительной власти становится концепция делегированного законодательства и регламентарной власти.

Необходимость делегирования законодательных полномочий исполнительной власти возникает в разных случаях. Такая процедура может использоваться тогда, когда необходимо срочное правовое регулирование каких-либо отношений, а парламент перегружен; когда решение вопроса не вызывает дискуссий и достаточно подзаконного регулирования такого решения.

Делегирование полномочий правительству имеет ограничения. В зарубежных конституциях обычно устанавливается, что нельзя делегировать законодательные полномочия, относящиеся к основным правам и свободам человека и гражданина. .

Специфика функционирования данной ветви власти состоит в том, что она, как правило, осуществляется выборными (представительными) органами, а решения здесь принимаются только в коллегиальном порядке. То есть для функционирования данной ветви власти характерны гласность, коллегиальность при обсуждении и принятии решений, т.е. глубоко демократические начала, предполагающие решающую роль выборного учреждения - в широком смысле парламента, - при подборе, подготовке, обсуждении и решении вопросов, программ, планов и т. д.

Взаимодействуя с исполнительной властью, законодательная власть осуществляет также и контрольные полномочия, что находит отражение в различных формах парламентского контроля, среди которых выделяют финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования, депутатские вопросы и запросы, отчеты Правительства, выражение ему недоверия или отказ в доверии . Новой формой парламентского контроля стала введенная поправкой в Конституцию РФ в 2008 году ежегодная отчетность Правительства РФ перед Государственной Думой. .

Органом законодательной власти РФ является Федеральное Собрание, называемое в Конституции РФ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

также парламентом. В субъектах РФ их законодательные органы называются по-разному (законодательное собрание, государственный совет, областная дума, собрание депутатов, парламент, совет народных депутатов, народный хурал (в Бурятии, Калмыкии)) .

В муниципальных образованиях, органов законодательной власти нет, поэтому по вопросам местного значения принимаются правовые акты, называемые не законами, а постановлениями, решениями.

Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.) должны соответствовать законам, в противном случае они недействительны. По общему правилу, законы может издавать только парламент (исключения относятся, например, к абсолютным монархиям).

Парламент - это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре. Развитие этого учреждения имеет многовековую историю. Российский парламент - Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции РФ) состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации . Федеральное Собрание пришло на смену Верховному Совету, существовавшему в условиях тоталитарного социализма. Действующее в соответствии с Конституцией 1993 г. Федеральное Собрание тоже нуждается в совершенствовании, но оно, тем не менее, обладает, многими чертами подлинного парламента - средоточия власти народа.

Государственная Дума - выборный представительный орган власти - принимает федеральные законы. Это не значит, что в законодательной деятельности не принимают участия другие высшие государственные органы - Президент РФ, Правительство РФ, высшие судебные органы, а также представительные органы субъектов Российской Федерации.

Сама законодательная власть, ее содержание, характер - это сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные этапы и стадии, процедуры и особенности прохождения законопроектов, роль субъектов законодательной инициативы и многие другие моменты.

Характеристика Федерального Собрания - парламента Российской Федерации как органа законодательной власти включает в себя следующие положения и моменты.

Во-первых, это, прежде всего те свойства и качества Федерального Собрания, которые характеризуют его, исходя из содержания ст. 94 Конституции РФ, как представительный орган государственной власти Российской Федерации, обусловливают и качественные признаки этого органа как законодательного учреждения . Следовательно, высшая юридическая сила актов может исходить только от полнокровного представительного органа.

Во-вторых, в самом принципе разделения властей, на основе которого осуществляется государственная власть в «Российской Федерации, заложено единство системы государственной власти в Российской Федерации, обеспечиваемое верховенством актов, исходящих от представительного органа - парламента России .

Конституция РФ по существу установила определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности:

Законопроекты вносятся в Государственную Думу;

Предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее; преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «...федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы» .

Кроме того, Конституцией РФ ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой, предусмотрена возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой .

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод: в качестве законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание выступает как совокупный орган, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Завершая характеристику Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации, можно сделать вывод: хотя законодательная деятельность - прерогатива Федерального Собрания, в ее

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

осуществлении принимают активное участие Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, более четким и обоснованным является вывод о сбалансированности полномочий названных органов государственной власти в процессе осуществления законодательной деятельности Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Законодательная и судебная власть во многом взаимозависимы. Судебная власть дает оценку законодательной деятельности, может корректировать положения законодательства при рассмотрении конкретных дел, тем самым ориентируя законодателя на разработку и принятие конкретных правовых предписаний.

Однако влияние судебной власти на законодательную не остается односторонним. Как отмечалось, во-первых, законодательная власть устанавливает правила, по которым работает судебная власть. Во-вторых, законодательная власть участвует в формировании судейского корпуса. Так, судьи Конституционного и Верховного Судов России назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

В-третьих, законодательная власть иногда выполняет судебные функции: речь идет об объявлении амнистии Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ) или отрешении Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции РФ) (за рубежом такая процедура называется импичментом, ее неоднократно применяли в США к конгрессменам, судьям, президенту).

Как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, связи законодательной и судебной власти имеют взаимообеспечительный характер. С одной стороны, законодательная власть (парламент) принимает законы об организации и деятельности судов, устанавливает судебную систему, учреждает суды, обеспечивает их финансирование. С другой стороны, суд своими средствами способствует эффективному правовому регулированию, которое призвана осуществлять законодательная власть, а также реализации законов .

В своих решениях Конституционный Суд РФ нередко не только предлагает законодателю формулировки, но и устанавливает сроки для соответствующей корректировки, что повышает точность правового регулирования, обеспечивает качество законодательства и способствует правильной реализации законов.

В системе разделения властей законодательная власть призвана устанавливать посредством принятия законов определенные правила поведения и осуществлять контроль их исполнения. Исполнительная власть соответственно нацелена на исполнительно-распорядительную деятельность, а судебная призвана разрешать правовые споры.

На первый взгляд у каждой из ветвей власти свое предназначение, свои задачи и функции. Законодательная власть в системе разделения властей выполняет присущую только её роль. Во-первых, ею устанавливаются правила поведения по отношению к другим ветвям государственной власти. Во-вторых, определяя организацию и функционирование исполнительной и судебной власти, она выполняет свою ориентирующую роль по отношению к ним, что не лишает их самостоятельности, а, напротив, нацеливает на качественное и продуктивное функционирование. В-третьих, законодательная власть выполняет также контрольную функцию, проверяя качество и своевременность реализации законов.

Итак, главная задача законодательной власти - принятие законов, имеющих юридическую силу, регулирующих важнейшие общественные отношения и реализуемых в основном другими ветвями власти.

Следовательно, можно определить законодательную власть как обособленную сферу государственной деятельности, осуществляющей в установленном законом порядке непосредственно народом или представительными органами разработку и принятие законодательных актов.

Основной вектор взаимоотношений законодательной власти в системе разделения властей задан отношениями с исполнительной властью, органы и полномочия которой определяются Конституцией РФ и законодательством России. Однако, в отличие от законодательной власти, органы исполнительной власти иерархичны и составляют исполнительную вертикаль, предполагающую подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Для законодательной власти такая иерархичность не характерна. Законодательные органы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

опираются на Конституцию РФ, положения законодательства и соответственно подчинены закону.

Весьма заметно отличаются данные ветви власти и по численности. Исполнительные органы в России насчитывают сотни тысяч человек, в то время как состав депутатского корпуса федерального парламента строго ограничен.

Список использованной литературы:

1. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М.: Юстицинформ, 2015. С. 105.

2. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России //Современное право. 2015. № 6.

3. Волчкова Н.Н. Парламентский контроль в России: исторический аспект // История государства и права. 2015. № 16.

4. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 «№ 6-ФКЗ», от 30.12.2008 «№ 7-ФКЗ», от 05.02.2014 «№ 2-ФКЗ», от 21.07.2014 «№ 11-ФКЗ») // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

6. Прудентов Р.В. Методы регулирования протестных отношений: тенденции развития в последние годы // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 10. С. 7 - 13.

7. Синцов Г.В. О месте законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4.

8. Старостина И.А.Парламент России в контексте конституционных поправок // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1.

9. Фомиченко М.П. Институт президентства в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Административное право и процесс. 2015. № 1.

10. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008. С. 165 - 166.

© Земляк К.М., 2016

Ю.Х.Ибрагимова

Студент 2 курса магистратуры института государства и права Сургутский государственный университет Научный руководитель: Н.А. Филиппова Профессор кафедры государственного и муниципального права доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист ХМАО-Югры

Сургутский государственный университет Г. Сургут, Российская Федерация

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Учреждение института уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена)