Методология науки конституционного права зарубежных стран. Предмет конституционного права зарубежных стран

Понятие, предмет и методы конституционного права зарубежных стран

Основные направления и школы науки конституционного права зарубежных стран

Основные этапы и тенденции развития конституционного права зарубежных стран

Особенности конституционного развития стран Западной Европы на рубеже 20-21 веков

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В российском правоведении термин «Конституционное (государственное) право» употребляется в трех значениях:

1. как отрасль права. Конституционное право зарубежных стран – это отрасль права, в сферу регулирования которой входят политические отношения в рамках одной страны.

2. как наука. Конституционное право зарубежных стран нацелено на выявление закономерностей существования вышеназванной отрасли права, ее развития, общих тенденций, характерных для всех стран, и особенностей, присущих отдельным странам. Иными словами, предметом науки конституционного права зарубежных стран является указанная отрасль права.

3. как учебная дисциплина . Направлено на приобретение изучающими конституционного права зарубежных стран систематических знаний об этой отрасли, умений оперировать основными понятиями и институтами конституционного права.

Предмет конституционного права включает в себя два блока общественных отношений:

  1. отношения, регулируемые конституцией – организация государственного механизма, правовой статус человека и гражданина, территориальное устройство государства и т. д.;
  2. отношения, регулируемые иными источниками конституционного права: отношения гражданства, связанные с образованием и деятельностью политических партий и иных политических общественных объединений, складывающиеся в процессе народного голосования и иных форм непосредственной демократии, связанные с осуществлением конституционного контроля и деятельностью органов местного самоуправления.


Предмет конституционного права позволяет отделить данную отрасль права от других отраслей национальной системы права. Конституционное право определяет основы других отраслей системы права – административного, финансового, уголовного, гражданского, семейного и т. д. Это объясняется тем, что государственное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей национальной системы права (например, нормы государственного регламентируют частную собственность, являются основополагающими для гражданского права).

В зарубежных странах относительно изучаемой отрасли применяются два названия – конституционное право и государственное право. Название отрасли избирается исходя из существующих в государстве предпочтений и под влиянием многообразных объективных факторов. В учебной литературе имеется несколько подходов к объяснению названия ведущей отрасли права:

- разграничение наименований. При этом критерии разграничения различны:

а) по объему (В. Е. Чиркин указывает, что содержание этих отраслей совпадает, это одна и та же отрасль, но иногда конституционное и государственное право отличаются по объему).

б) по приоритетам. Б. А. Страшун отмечает, что название «конституционное право» избирается в тех странах, где раньше других были приняты конституции, сложился конституционный строй, характеризующийся приоритетом прав личности и их судебной защитой (США, Франция, Великобритания). В странах же, которые признают приоритет государства, отрасль права соответственно называется «государственное право» и рассматривается как отрасль публичного права (Германия, Скандинавские страны). К числу последних также относят Австрию, некоторые кантоны Швейцарии.

В российском правоведении обоснованным считается применение обоих наименований или одного сдвоенного названия, поскольку в учебных изданиях речь идет не об отдельном государстве или группе государств, а обобщенном подходе к зарубежным странам. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в настоящее время все большее число стран переходят к названию – «конституционное право».

Еще одним способом отграничения конституционного права зарубежных стран от других отраслей права является метод правового регулирования – т. е. способ правового воздействия на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме существует большинство конституционно-правовых норм: «Правительство должно получить доверие палат парламента» (статья 94 Конституции Италии 1947 года). Также к числу методов конституционного права относят метод запрета («Свобода мысли и совести не должны нарушаться» (статья 19 Конституции Японии 1946 года)) и метод дозволения . Последний применяется для регулирования правового статуса личности и определения полномочий государственных органов («Кабинет министров может принять решение о созыве чрезвычайной сессии парламента» (статья 53 Конституции Японии 1946 года)).

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что конституционное право зарубежных стран – это основная отрасль национальной системы права, представляющая собой совокупность (систему) юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Конституционное право – категория многоплановая. В науке конституционного (государственного) права она рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Ф. Ф. Кокошкин различал в науке государственного права "общее государственное" и "особенное государственное право", при этом под последним подразумевал "право того или другого отдельного народа" . Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью национальной правовой системы.

Основными критериями уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования. Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, составляет предмет этой отрасли права. В разных государствах существуют различные подходы к определению предмета конституционного права. Например, в Великобритании суть предмета конституционного права заключается в урегулировании управления государством отношений граждан и государственных органов, определении их главных функций; в США – в управлении государством взаимоотношений граждан и правительства. Такой англо-американский подход воспринят в Японии и бывших английских колониях. Во Франции основным постулатом науки конституционного права является регулирование отношений политической власти и политического режима.

Немецкие ученые различают конституционное и государственное право, при этом последнее включает все, что относится к государству, в то время как конституционное регулирует не только государственные отношения, но и общественную жизнь в целом (собственность, семья).

В конечном счете предметом конституционного права является особый вид общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

  • а) устройства государства и организации государственной власти :
    • – народовластие;
    • – государственный суверенитет;
    • – разделение властей;
    • – форма правления;
    • – форма государственного устройства;
    • – субъекты государственной власти;
    • – способы реализации государственной власти;
    • избирательное право и избирательная система.
  • б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством ):
    • – принципы правового статуса личности;
    • – основные права, свободы и обязанности;
    • – гарантии прав и свобод;
    • – гражданство (подданство).

Суть конституционного права – это законодательное установление связей, отношений общества, государства, коллективов и личности на базе использования для этой цели государственной власти .

Каждая отрасль права характеризуется совокупностью используемых сю методов. Методы конституционного права – совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

Основными методами правового регулирования являются:

  • – управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);
  • – обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);
  • – дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);
  • – запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования, можно дать определение конституционного права.

Конституционное право – это основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

  • Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 162.
  • Сравнительное конституционное право. М., 2006. С. 13.

Данное пособие поможет всем, изучающим заочно Конституционное право зарубежных стран, сориентироваться в его основных проблемах и усвоить ключевые вопросы теории и практики конституционного регулирования общественных отношений в ряде зарубежных государств.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран (И. Б. Гоптарева, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

1 Предмет и метод конституционного права зарубежных стран

1.1 Понятие конституционного права. К началу XIX века в странах Европы начинает утверждаться конституционный строй, главными признаками которого является защита прав человека. Именно это послужило основой для формирования конституционного права. Но наличие конституции в стране еще не обеспечивает конституционного права.

Последние десятилетия ХХ века характеризуются масштабными и динамичными конституционными преобразованиями. Только за период с 1989 года по настоящее время во всем мире принято несколько десятков конституций, что в целом обогащает источниковедческую базу конституционного права как науки.

Конституционное право (как отрасль права) в странах с различной правовой системой имеет различные корни: например, в США оно выросло из общего права и тесно связано с юридическими функциями государственной власти. В Великобритании его корни уходят в историко-правовые документы и политико-моральные ценности страны (обычное право). Во Франции конституционное право основано на теории государства и права. А в Греции конституционное право, появившееся гораздо позднее, чем в Западной Европе, в большей степени связано с административным правом1 .

В широком смысле под конституционным правом понимается система правовых норм определенной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве; основы общественного строя и государства, а также – деятельность, как государственных организаций, так и органов самоуправления.

Государство – организм многосложный, включающий разнообразные отношения: политические, социальные, экономические и т. д. Все это находит отражение в Конституции любого современного государства и в определенной степени является объектом изучения конституционного права.

В узком смысле, конституционное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти.

Особенность конституционного права зарубежных стран заключается в том, что в конституциях, принятых после второй мировой войны, могут содержаться нормы, не входящие в объем конституционного регулирования, так как они регулируются другими отраслями права. В первую очередь, это нормы о финансах, налогах, а также нормы, касающиеся гражданского или других отраслей права. Их называют конституционными нормами второго порядка. Юридически они считаются составной частью конституции и называются конституционными законами.

1.2 Предмет и метод конституционного права .

Как и всякая наука, конституционное право имеет свой предмет изучения, каковым является регулирование общественных отношений, т.е. отношений между человеком, обществом и государством.

В конституционном праве различают методы, используемые при исследовании проблем Конституционного права как науки и методы – как отрасли права. В первом случае под методами понимается способ построения и обоснования системы знаний. С этой точки зрения, эти методы, позволяют анализировать не только Конституции (конституционные законы), но и место конституционного права в системе правовых наук. К ним относятся:

– дескриптивный метод (от англ. descriptive – описательный), суть которого заключается в описании особенностей конституционного права конкретной страны. Например, немало государств в мире имеет федеративное устройство, но отношения между федерацией и ее субъектами регулируются разными способами, поэтому говорят о «федерализме американском», «федерализме германском» и т.д.; этот метод также дает представление об эволюции конституционного права конкретной страны;

– нормативный метод – с его помощью определяется роль Конституции в жизни конкретного общества. Например, в США и многих европейских государствах Конституция является мерилом общественных отношений. Здесь «закон превыше всего», в то время как в теократических мусульманских странах «Коран превыше всего».

– компаративный метод – метод сравнения Конституций различных стран для выявления общих закономерностей и особенных, уникальных черт конституционно-правового устройства стран мира. Компаративный метод лежит в основе такого направления конституционного права как сравнительное конституционное право.2

Методы Конституционного права, как отрасли права, можно определить как совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. С точки зрения этого определения, можно говорить о таких наиболее распространенных методах конституционного права, как:

– метод обязывания (именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, имеющие отношение к власти, например, «правительство должно получить доверие палат»;

– метод запрещения (или запрещающие нормы) – «Конституция не должна нарушаться»;

– метод дозволения (он, как правило, применяется к регулированию статуса человека и гражданина, а иногда и при определении полномочий государственных органов, например, «кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии»)3 .

Если дать общую характеристику конституционно-правового метода регулирования общественных отношений, то можно сказать, что этот метод основывается на властно-императивных началах. Это объясняется тем, что большинство норм конституционного права отражают отношения власти. В то же время, в демократических странах в конституционном праве есть немало норм, определяющих права и свободы граждан. В этом случае нормы ограничивают властное волеизъявление.

1.3 Общие положения о структуре Конституций.

Конституция любого государства в своем роде уникальна, так как нет в мире идентичных Конституций, они различаются по объему, языковому стилю, времени принятия и прочим параметрам. Однако Конституции ряда стран, принятых после второй мировой войны отличаются структурой, имеющей общие черты. Большинство послевоенных Конституций состоят из следующих частей:

– Преамбула, в которой обычно излагаются цели Конституции, делаются ссылки на исторические условия ее издания; иногда здесь излагаются основные права, свободы и обязанности. Положения Преамбулы не являются юридическими нормами, за редким исключением. Есть конституции, в которых Преамбула отсутствует. В этом отношении очень интересна Конституция Мексики, полное название которой звучит так: «Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов (от 31 января 1917 года)». Раздел первый начинается главой «О правах человека». В Конституции Республики Греции (от 9 июня 1975 года) также нет Преамбулы, а начинается она с раздела «Форма политического режима».

– Порядок образования государственных органов и принципы взаимоотношений между ними; эти нормы обычно излагаются в соответствии с принципом разделения властей: а) парламент, б) правительство, в) судебная власть. На первое место ставится приоритетный орган власти данной страны.

Однако в ряде послевоенных Конституций после Преамбулы идет, как правило, раздел о правах человека (Конституции ФРГ, Италии и т.д.). Но могут быть разделы, посвященные наиболее значительным для данной страны вопросам.

В этом отношении весьма своеобразна Конституция Японии 1946 года: после вступительной части следует глава 1 «Император», затем – глава 2 «Отказ от войны», состоящая из одной статьи – 9. Это уникальная статья, подобной ни в одной Конституции стран мира нет, хотя законы, запрещающие урегулировать международные конфликты путем войны, имеются во многих послевоенных Конституциях.

Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 года после краткой Преамбулы содержит прокламацию «Основные принципы», после которых идет Ч.1 «Основные права и обязанности».

Заключительные положения содержат различные нормы: акты прежнего режима, остающиеся в силе; сроки и принципы образования новых органов власти; разъяснение некоторых конституционных норм, если возникает такая потребность. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах (в том случае, если эти нормы не отражены в других частях Конституции). Кроме того, часто здесь устанавливается порядок вступления Конституции в силу.

Иногда в Заключительных положениях содержатся такие статьи, которые определяют характер политического режима (особенно в тех странах, где произошла смена режима), например, ст. 12 и 13 итальянской Конституции запрещают восстановление в какой-либо форме фашистской партии.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу; порядок и сроки замены прежних конституционных институтов. Часто нормы здесь изложены не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. Значение переходных положений велико, т. к. они указывают, с какого времени подлежит применению та или иная норма. Особенно это важно для судов.

«Переходным Положениям» Испанской Конституции 1978 года отводится весьма важная роль – регулирование статуса и управления автономий и автономных сообществ, представляющих собой довольно сложную проблему для унитарной и децентрализованной Испании.

В некоторых Конституциях заключительные и переходные положения объединены в один раздел, например, в Основном законе ФРГ 1949 года ХI раздел так и называется «Переходные и заключительные положения».

Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов. Например, в Дополнительных положениях Конституции Японии содержится процедура вступления Конституции в силу.

Приложения имеют также важное юридической значение, например, могут содержать распределение компетенции между субъектами федерации и Союзом (Конституция Индии)4 .

1.4 Система конституционного права .

Конституционное право включает множество частей и элементов, среди них можно выделить основные:

– общие конституционные принципы,

– конституционные институты,

– конституционные нормы.

Общие принципы – это каркас системы Конституционного права, т.к. они определяют его сущностное начало и придают ему единую направленность. Они регулируют общественные отношения через конкретные конституционно-правовые нормы и, стало быть, сами воплощены в этих нормах. К ним относят: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие и т. п.

Следует подчеркнуть все возрастающее значение установления конституционно-правовых принципов в послевоенных конституциях, заключающееся в их плюралистическом характере, с одной стороны. А с другой стороны, юридическое закрепление общенациональных ценностей конкретного государства находят свое воплощение именно в этих нормах-принципах. В этом отношении очень интересна Конституция Соединенных Штатов Бразилии 1988 года, Преамбула которой называется «Основные принципы». Статья 1 также имеет название «Основные принципы» и устанавливает их в следующем порядке: суверенитет; гражданство; достоинство индивидума; социальные ценности работы и свободное предпринимательство; политический плюрализм5 .

Эти и другие принципы не отражают конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, но это не мешает им иметь четкую юридическую форму выражения, а, следовательно, их вполне можно применить в государственной деятельности.

Конституционно-правовые институты – это устойчивый комплекс норм, регулирующих однородные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, например, правовой статус гражданина, формы правления, избирательное право, конституционный контроль и т.д. Это крупные институты, которые в свою очередь состоят из более частных, например, институт избирательного права включает в себя избирательный процесс, который в свою очередь включает ряд стадий: выборы, выдвижение кандидатов, агитационная кампания и т.д. Таким образом, каждый из названных процессов оформляется комплексом норм, приобретающий со временем устойчивый характер. Так складывается институт выборов, институт голосования и т.д.

Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.

Внутренняя структура конституционно-правовых норм такова:

– гипотеза,

– диспозиция,

– санкция.

Гипотеза – условие применения правовой нормы, например, довольно часто можно встретить в Конституции выражение: «… когда возникает угроза целостности нации…» (гипотеза);

Диспозиция – это часть нормы, содержащая определенное предписание, например, та часть закона, в которой сформулированы основные признаки нарушения: «…президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами» (диспозиция и санкция).

Санкция – часть правовой нормы, в которой указываются правовые последствия нарушения данного закона.

Подобное совпадение всех частей норм в одной норме и законе встречается редко. Чаще санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже не в нормах конституционного права, а уголовного, административного и т.д. Есть Конституции, ряд положений которых вообще не обеспечены санкциями. Например, в Японской Конституции 1947 года ст. 27 гласит: «все имеют право на труд», но ни в Конституции, ни в других законах условий осуществления этого права нет. В этом случае отсутствует не только санкция, но и гипотеза.

В некоторых Конституциях нормы конституционного права обязывают государство добиваться определенных целей, однако санкций они не предусматривают. Такого рода конституционные положения не осуществляются в судебном порядке. Например, Конституция Индии 1949 года ст. 47 провозглашает: «Государство считает одной из своих первейших обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни своего народа…»6 и т. д.

1.4.1 Классификация норм конституционного права.

1. Исходя из функциональной направленности, нормы бывают регулятивные и охранительные. Основная часть этих норм является регулятивной, т.к. она направлена на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего носят запретительный характер.

2. По способу воздействия на субъекты права нормы бывают управомочивающие (например, парламент осуществляют законодательную власть в стране), обязывающие (в такой норме употребляется термин «обязывать») и запрещающие.

3. По характеру регулируемых общественных отношений различают нормы материальные (все обязаны участвовать в материальных расходах); процессуальные (одно заседание в неделю парламент отводит для ответов правительству).

4. По действию во времени нормы бывают постоянные, временные и исключительные. В основном нормы конституционного права постоянные. Временные нормы формулируются обычно в переходных ситуациях, т.е. они регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта. Исключительные нормы устанавливаются при чрезвычайных ситуациях, такие нормы приостанавливают действие на это время постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования7 .

1.4.2 Особенности норм конституционного права.

Конституционные нормы отличаются от норм других отраслей права. Это отличие заключаются в следующем:

– они регулируют наиболее широкие общественные отношения и оформляют правовые основы государства;

– они имеют общий характер, и в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Так, провозглашается право отдельного субъекта, а обязанность сообщается государству в целом. Например, «государство соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства» (Конституция Италии). В конституционном праве эти меры могут отсутствовать;

– многие нормы конституционного права имеют двухэлементную и одноэлементную структуру; чаще всего в них нет санкций, а иногда и гипотез;

– по своей сути конституционные законы в большинстве своем являются однократными распоряжениями;

– в первую очередь они устанавливают и определяют, а затем регулируют;

– в романской системе конституционного права наиболее отчетливо представлен иерархический характер конституционных законов: наряду с конституционными нормами здесь присутствуют органические законы. Они определяют статус государственных органов, регулируют процедуру голосования на основе бланкетных норм, устанавливаемых высшими должностными лицами. Менее важные общественные отношения регулируются обычными законами.

Особенностью послевоенных Конституций во многих странах стала институционализация общественно- политических институтов, в первую очередь политических партий. Это означает, что партии стали наделяться правосубъектностью. Во Франции, ФРГ, Болгарии приняты законы о политических партиях. Правосубъектностью наделаются и профсоюзы (например, в Италии). Более подробно об этом будет сказано в последующих лекциях.

1.5 Источники конституционного права. В юридическом смысле источниками права называют те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Во-первых, это нормативно-правовые акты, к которым можно отнести:

– законы;

нормативные акты исполнительной власти;

– нормативные акты конституционного надзора;

– парламентские регламенты;

– акты местного самоуправления.

Законы обычно принимаются законодательными собраниями; в некоторых социалистических странах (Китай) узкими постоянно действующими коллегиальными органами или народом на референдуме.

Во-вторых, источником вполне можно считать судебный прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении аналогичных дел. Это широко применяется в странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему – США, Великобритания, Индия. В этих странах судьями создана целая система норм, которая именуется общим правом, в отличие от законов, принятых парламентом (статутное право – statuum – устав, положение в смысле закона). Так, в Великобритании именно судебный прецедент санкционировал институт контрасигнатуры. (Это когда министр или другое высшее должностное лицо подписывает акты, исходящие от главы государства и полностью несет за это не только юридическую, но и политическую ответственность, по принципу – «Король не может действовать один»). То, что судебный прецедент признан источником конституционного права, означает, что суды в этих странах не только решают конфликты на основе права (т.е. выполняют юрисдикционную функцию), но и осуществляют правотворческую деятельность8 .

В-третьих, источником права выступают обычаи, хотя они существуют везде, но лишь в отдельных странах считаются источником конституционного права. Это нормы, которые нигде официально не записаны, они в течение долгого времени имеют применение и молчаливо санкционированы государством. «Это является законом, потому что так было всегда». Широкое распространение получил обычай в Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения Британской Конституции существуют именно в такой форме: «лидер партии большинства – премьер-министр» или – «палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей».

В-четвертых, источником конституционного права могут быть международные договоры.

В-пятых, некоторые конституционалисты полагают, что источником конституционного права могут быть и доктрины, В древние и средние века трактаты выдающихся юристов фигурировали в судах в качестве источника права.

2. Пределы конституционного регулирования устанавливаются в каждой стране с учетом: а) традиций; б) заимствований конституционно-правового опыта у других стран; в) факторов расстановки политических сил.

3. Конституции ХХ века (особенно второй половины) существенно отличаются от Конституций, принятых в ХУIII-ХIХ веках прежде всего тем, что в них значительную эволюцию претерпели положения: а) о правах и свободах человека и гражданина; б) о парламентской структуре и компетенции законодательной власти; в) об изменении и усложнении функций исполнительной власти; г) о развитии и расширении функций конституционного контроля.

4. Только через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления.

Работа над ключевыми понятиями темы:

конституционное право как отрасль права и как наука

конституционные соглашения

органические законы

конституционные законы второго уровня

методы конституционного права

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Дайте определение следующим понятиям: «Конституция», «конституционное право», предмет и метод конституционного права».

2. Назовите основные методы конституционного права.

3. Чем конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права?

4. Назовите основные институты конституционного права.

5. Охарактеризуйте структурную атрибутику любой Конституции.

Является метод обязывания -

метод запрещения метод дозволения – .

Система и субъекты конституционного права зарубежных стран.

Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, институты и нормы.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Эти крупные институты могут состоять из более частных: например, институт избирательного права включает такой институт, как избирательное право в субъективном смысле и избирательный процесс. Избирательный процесс имеет 11 стадий, которые представляют еще более частные институты – назначение выборов, выдвижение кандидатов и т.д.

Конституционно-правовые нормы это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права :

1. Они имеют самый общий характер, регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, устанавливают правовые основы государства; в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями.

2. Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию, но в одной статье они встречаются редко. При этом многие нормы не обеспечены санкцией вообще - санкции либо носят политический характер (например, отставка правительства), либо закреплены в нормах других отраслей права (например, за нарушение норм избирательного права может наступать административная или уголовная ответственность); иногда конституционно-правовые нормы не обеспечены даже гипотезой.

3. В большинстве случаев конституционная норма содержится в двух или нескольких статьях (многостатейная форма выражения); в то же время, в одной статье может содержаться несколько норм.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По функциональной направленности:

а) регулятивные (большинство);

б) охранительные.

2. По способу воздействия на субъекты права (по характеру содержащихся предписаний):

а) управомочивающие;

б) обязывающие;

в) запрещающие.

3. По характеру регулируемых общественных отношений (по назначению в механизме правового регулирования):

а) материальные;

б) процессуальные.

4. По действию во времени:

а) постоянные (неопределенный срок);

б) временные;

в) исключительные (на случай чрезвычайных обстоятельств).

5. По территории действия:

а) на всей территории государства;

б) на части территории государства.

Субъекты конституционного права это участники конституционно-правовых отношений, которые возникают в результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права. Это постоянные носители прав и обязанностей, предусмотренных нормами отрасли.

По вопросу классификации субъектов конституционного права существуют различные подходы.

1. Физические лица: граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. В этой группе нормы конституционного права определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности, причем общая правосубъектность признается равной для всех.

2. Общественные образования: государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (палата парламента), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления, политические партии и другие общественные объединения.

Чиркин В.Е. считает, в конституционном праве неправомерно деление субъектов на физических и юридических лиц (как в гражданском праве). Он предлагает следующую классификацию:

1. Социальные и национальные общности (народ, нации и иные этнические группы, классы).

2. Государство и его составные части (субъекты федерации).

3. Основные органы государства.

4. Общественные объединения и коллективы.

5. Депутаты представительных органов.

6. Органы местного самоуправления и управления.

7. Индивиды (граждане, иностранцы, апатриды).

Выборы в зарубежных странах: понятие; виды и порядок проведения выборов.

Выборы - есть участие граждан в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы самоуправления

Выборы можно классифицировать по следующим основаниям:

Прямые и непрямые.

Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права.

Непрямые выборы осуществляются не гражданами, а избранными ими лицами - выборщиками, депутатами и т.п. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

Косвенные выборы могут проводиться в двух вариантах . При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией . Например, избрание президента США. При втором варианте выборы проводятся постоянно действующим органом . Например, избрание президентов парламентами Греции, Турции и других стран.

При многостепенных выборах низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система действует в Китае.

2. Всеобщие и частичные (дополнительные) .

Во всеобщих выборахдолжны участвовать все избиратели страны. Как правило, это выборы президента, парламента или его нижней палаты.

Частичные проводятся, как правило, с целью пополнения состава представительных органов. Например, выборы депутата вместо выбывшего.

3. Национальные и местные .

Национальные выборы проводятся по всей стране.

На местных выборах избираются органы местного самоуправления.

4. Очередные и внеочередные .

Очередные проводятся в сроки, установленные в конституции или законе в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов.

Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.

Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур . Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров . Второй и последующие туры иногда называют повторными выборами или повторным голосованием .

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы .

Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления.

Избирательный процесс делится на следующие стадии:

1. Назначение выборов - установление даты голосования. Даты очередных либо сроки назначения внеочередных выборов часто устанавливаются в конституциях.

2. Установление избирательных округов.

Избирательные округа - территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов. От того, каким образом будет установлена территория округов, в значительной мере зависят результаты выборов. В некоторых странах, например в Китае, избирательные округа могут создаваться не по территориальному, а по производственному принципу. Однако они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах (Сингапур, Фиджи) округа создаются по этническому признаку.

3. Установление избирательных участков.

Избирательные участки - территориальные единицы. объединяющие граждан общим местом голосования.

4. Создание избирательных органов. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдение избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Различаются общегосударственные, территориальные, окружные и участковые избирательные органы (комиссии).

Общегосударственные (центральные, национальные) избирательные комиссии обладают компетенцией, которая распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии - в избирательных округах, участковые избирательные комиссии - на пунктах голосования.

Законодательная власть

принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по Закону о парламенте 1911 г. не может превышать 5 лет.

По точному смыслу британской неписаной конституции парламент – триединое учреждение: юридическое понятие парламента в Великобритании включает главу государства (монарха), Палату лордов (исторически – палату знати и высшего духовенства) и Палату общин (исторически – палату простолюдинов). Чаще под парламентом понимают лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижнюю, которая реально осуществляет законодательные функции.

Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 646 членов. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет, но часто бывают роспуск и досрочные выборы, поскольку правящая партия власти таким путем стремится увеличить численность своих депутатов. Минимальный возраст депутата нижней палаты – 21 год. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер, должность которого существует с 1377 года. Спикер обладает очень значительными полномочиями в решениии процедурных вопросов, связанных с работой палаты. Он имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями в том случае, когда палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер назначается монархом на весь срок полномочий палаты (на деле избирается палатой, фракцией большинства) и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. Избирается спикер с соблюдением конституционного обычая: он упирается, когда идет к председательскому месту его как бы силой ведут два дюжих депутата. В период абсолютизма действительно никто не хотел быть спикером, так как он должен передавать королю решения парламента, которые отнюдь не всегда нравились монарху, что нередко влекло печальные последствия для спикера.

В парламенте создаются партийные фракции (четыре фракции имеются даже в Палате лордов, но у них нет партийной дисциплины).

Палата лордов (верхняя) не избирается. В ее состав входят духовные лорды, судебные лорды, наследственные пэры и пожизненные пэры. С 1999 года началось реформирование Палаты лордов, рассчитанное на 10 лет. Ее численность сократили с 1200 до 665 человек. На переходный период в составе палаты осталось 192 наследственных пэра, остальные получили право баллотироваться а Палату общин. После завершения реформы из 788 наследственных пэров только 90 из них и 2 должностных лица, связанных с церемониалами, смогут принимать участия в заседаниях палаты (их состав определяется голосованием всех наследственных пэров). Руководит заседаниями палаты лорд-канцлер .

Конституция ФРГ 1949 г.

Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. Проект конституции был разработан специальной комиссией немецких правоведов и затем передан на рассмотрение Парламентского совета, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также 5 представителей от Берлина (без права решающего голшоса). В нем были представлены делегаты от всех действовавших политических партий. Затем конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии, но вступила в силу и для нее.

субъектах федерации Германии – землях есть собственные конституции, которые должны соответствовать федеральной конституции

Конституция базируется на основополагающих принципах демократизма, парламентаризма и разделения властей, плюрализма, равенства и др. В документе закрепляется принцип федеративного устройства государства и гарантирующие его неприкосновенность нормы. Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство

Конституция Франции 1958 г.

Конституция Франции состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции; преамбулы конституции 1946 года; конституции 1958 года, в которой имеются ссылки на указанные выше документы и некоторые международные акты. В конституции наряду с преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов.

Основные черты Конституции.

Не содержит положений о социально-экономической структуре общества;

В ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях);

Нет раздела о правовом статусе личности;

Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан).

Более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые обретают характер национальных общественных служб или фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности).

Провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме;

Провозглашает создание Французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, а юридически ликвидировано реформой Конституции в 1995 г., но этот раздел Конституции восстановлен, как отмечалось, в 1998 г. в своеобразной форме).

Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: «Свобода, Равенство, Братство», возникший ещё в XVIII в. во время революции, установила принцип республики: «Правление народа, по воле народа и для народа»;

Определила основные условия для создания политических партий;

Провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

Конституция Италии 1947г.

Через полтора года, 22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Итальянской Республики , которая вступила в силу 1 января 1948 г. и действует по сей день.

Конституция Италии 1947 г. – одна из самых демократичных и социальных конституций современности. На это повлиял тот факт, что около 80% мест в Учредительном собрании завоевали левые и прогрессивные силы. Большое влияние на содержание конституции(прежде всего, ее пацифистский характер) оказали оккупационные власти, прежде всего, США.

Открывает конституцию раздел, посвященный основам конституционного строя государства. Закрепляется принцип народного суверенитета, республиканская форма правления, демократический характер государства, основы правового статуса личности, основы государственной символики, отвергается война, как способ разрешения международных споров.

Конституция 1947 г.:

Провозглашает Италию «республикой, основанной на труде»;

Объявляет одинаковое общественное достоинство граждан и равенство всех перед законом;

Запрещает смертную казнь;

Детально регулирует правовой статус личности (причем впервые в Европе около 40% конституционного текста было посвящено правам и свободам человека, в том числе социальным; этому примеру в дальнейшем последовали многие европейские конституции);

Провозглашает право на труд и берет на себя обязательства создать условия, чтобы право на труд стало реальным;

Закрепляет социальную функцию труда и собственности;

Обязывает гражданина своим трудом не только приносить пользу себе, но и способствовать материальному и духовному прогрессу общества;

Устанавливает пределы частной собственности (нетипичная норма для капиталистической страны, в большинстве которых собственность признается священной и неприкосновенной) с целью обеспечения ее социальной функции, и доступности для всех;

Предусматривает возможность национализации предприятий, особо важных для экономики страны;

Ограничивает размеры земельной собственности;

Признает право трудящихся принимать участие в управлении предприятиями (в целях экономического и социального возвышения труда);

Гарантирует охрану сбережений во всех их формах и обязывает государство способствовать вложению гражданами сбережений в жилищную, сельскохозяйственную собственность и инвестированию сбережений в крупные акционерные производственные комплексы;

Объявляет свободу партийной и профсоюзной деятельности (кроме создания фашистских партий);

Объявляет свободу религий;

Устанавливает систему органов государственной власти, основанную на принципе разделения властей;

Учреждает двухпалатный парламент в качестве высшего органа государственной власти, обе палаты которого избираются народом;

Провозглашает отказ Италии от войны как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров

Конституция Испании 1978 г.

Конституция Испании 1978 года – одиннадцатая по счету после Первой испанской революции 1808 года.

Необходимость принятия новой Конституции была вызвана демократическими преобразованиями, проходившими в 1975 – 1978 гг. после смерти в 1975 г. диктатора («каудильо») Франко – главы фашистского, а затем авторитарного режима, существовавшего в Испании в 1939 – 1975 гг. В результате реформ, проведенных сверху, Испания за достаточно короткий срок естественным и мирным путем перешла от авторитарного режима к демократии. Именно закрепление демократических основ нового испанского общества и государства составило основную цель Конституции 1978 г.

Через почти 50 лет после свержения монархии в 1931 г. и крупных исторических потрясений (революция, гражданская война, диктатура Франко) Конституция 1978 г. вернула Испанию к традиционной монархической форме правления в виде конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей.

Она был разработана Генеральными кортесами и принята 6 декабря 1978 года подавляющим большинством избирателей на общенациональном референдуме.

Конституция состоит из преамбулы и 11 разделов, содержащих 169 статей. По структуре и содержанию ей присущи все традиционные элементы конституций: преамбула, вводные положения, раздел о правах и обязанностях граждан, раздел об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти, территориальном устройстве государства, Конституционном суде, об изменении конституции. Особенностью структуры является включение в текст четырех дополнительных, девяти переходных, а также отменяющих и заключительных положений с собственной нумерацией, в отличие от основного текста не разделенных на статьи.

Конституция Японии 1947 г.

Конституция Японии небольшая по объему: она состоит из 103 кратких статей. Конституция провозглашает принцип народного суверенитета. Высшим органом государства и единственным законодательным органом провозглашается парламент. Конституция закрепила структуру парламента, состоящего из двух палат – палаты представителей и палаты советников, избираемы на основе всеобщего избирательного права. Император является не главой государства, а лишь символом нации. В конституции закреплен порядок формирования правительства. Система органов государства, закрепленная в конституции, характерна для конституционной монархии.

В конституции закрепляются общечеловеческие ценности, декларируются всеобщие принципы политической морали. В ней содержатся принципиальные антивоенные положения, в том числе отказ от войны и запрет создавать сухопутную армия, военно-морские и военно-воздушные силы. Конституция содержит широкий перечень традиционных прав и свобод граждан: личных, политических и основных социально-экономических. Кроме того, в ней содержится положение об упразднении привилегированных сословий. Своеобразием Японии является система пожизненного найма работников предпринимателями и особая система заработной платы в зависимости от срока службы на данном предприятии.

По форме государственного устройства Япония является унитарным государством с широкой автономией административно-территориальных единиц.

По способу внесения изменений конституция Японии относится к «жестким». Оно возможно только по инициативе парламента при наличии согласия 2/3 каждой из палат. После это поправки должны утверждаться референдумом либо новым составом парламента. На практике поправки в конституцию пока не вносились.

Право конституционного контроля принадлежит Верховному суду государства.

Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран.

Конституционное право как отрасль праваконкретного государства это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, определяют основы взаимоотношений государства и личности, устанавливают порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства.

В отличие от других отраслей права, каждая из которых регулирует определенные однородные общественные отношения (трудовые отношения – в трудовом праве, преступления и наказания – в уголовном), нормы конституционного права регулируют основы всех наиболее важных общественных отношений: основы жизни личности, коллектива, общества, государства.

предмет конституционного права зарубежных стран общественно-политические отношения, закрепленные в основных источниках права национальных правовых систем, возникающие между личностью, обществом и государством . Иными словами, это: основы общественного строя; основы государственного строя; конституционно-правовой статус человека и гражданина.

метод правового регулирования регулирования – совокупность способов и приемов влияния на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания - предусматривает необходимость исполнить требования нормы права. В такой форме закрепляется большинство конституционно-правовых отношений (Ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат»).

Конституционному праву известен также метод запрещения – предусматривает необходимость воздерживаться от совершения действий, не дозволенных нормой права. Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» и метод дозволения – предусматривает возможность использовать, в случае необходимости, необходимую норму права. НП: ст. 77 Конституции Румынии 1991 г. «До промульгации Президент может один раз требовать пересмотра закона Парламентом».

Преобладание в конституционно-правовом регулировании властно-императивных начал обусловлено природой общественных отношений, составляющих содержание данной отрасли права.

Л №1. Понятие (предмет, метод) КПЗС

1. КП как отрасль права в зарубежных странах.

Предмет и метод КП. КП регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непрерывно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Метод конституционно-правового регулирования общественных отношений:

1. Метод обязывания. В такой форме провозглашается большинство норм КП, относящихся к организации власти: «Правительство должно получить доверие палат» (ст. 94 Конституции Италии 1947 г.).

2. Запрещающие нормы: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» (ст. 19 Конституции Японии 1946 г., вступила в силу в 1947 г. принята в 1946 г.).

3. Метод дозволения. В основном применяется к регулированию статуса человека и гражданина, а также при определении полномочий государственных органов. Например: «Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента » (ст. 53 Конституции Японии).

В целом конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Содержание большинства норм КП определяют властеотношения. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека. Это означает соответствующие ограничения для государственной власти.

2. Определение КПЗС. КП – это система правовых норм конкретной страны регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а так же органов самоуправления.


3. Система КП. КП – это сложная система, включающая множество взаимодействующих частей и элементов. Основные части и элементы – это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы КП – основные начала, в соответствии с которым оно строится как система правовых норм. Они регулируют общественные отношения через конкретные конституционно - правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов государства.

Среди принципов выделяются:

1) общие принцип, которые декларируются конституциями: народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), равноправие (ст. 3 Конституции Италии), неотчужденные права (ст. 1 Основного закона Германии) и т. п.

(Эти принципы не формулируют конкретные права, но имеют определяющее значение для многих конституционно-правовых норм).

2) принципы, имеющие четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности: независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), неответственность главы государства (ст. 56 Конституции Испании) и т. п.

Конституционно-правовые институты – это определенная система норм КП, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих самостоятельную группу. Это правовой статус человека и гражданина, основы общественно строя, форма правления, избирательное право, народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Крупные институты состоят из более частных. Например: институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право, избирательный процесс. Избирательный процесс включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.).

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения

1) установленные или санкционированные государством;

2) охрана и регулирование определенных общественных отношений;

3) осуществляются через конкретные права и обязанности;

4) обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Классификация конституционно-правовых норм. Основания классификации:

1. По функциональной направленности:

Нормы регулятивные (чаще всего запреты) – большинство охранительные.

Например: «Право на ведение государством войны не признается» (ст. 9 Конституции Японии).

2. По способу воздействия:

Нормы управомочивающие;

Обязывающие;

Запрещающие.

3. По характеру регулируемых общественных отношений:

Нормы материальные;

Нормы процессуальные.

4. По действию во времени:

Постоянные – их большинство;

Временные – в переходных положениях;

Исключительные – устанавливаются на случай чрезвычайных обстоятельств.

Субъекты КП. Две группы: физические лица и общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы. (Например, в Италии группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Правосубъектность провозглашена равной для всех. Всеобщая значимость придана основным правом и свободам.


Ко второй группе субъектов принадлежат: государство в целом, его органы, а иногда и их обособленные части (например, палаты), территориальные единицы, учреждения и органы самоуправления политические партии и другие общественные объединения .

Особая роль принадлежит государству. Государство выступает в качестве регулятора общественных отношений. Оно предписывает, какими должны быть отношения между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей. Иногда государство участвует в определенных общественных отношениях (например, в отношениях федеративного государства с субъектами федерации). Оно действует либо через государственные органы, либо через референдум.

Органы Государства наделены определенной компетенцией (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т. д.).

В некоторых государствах субъектом КП выступает церковь. Например, в Великобритании главой английской церкви является глава государства (монарх).

Источники КП.

Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Основные виды источников КП:

Судебные прецеденты;

Правовые обычаи;

Иногда международные и внутригосударственные договоры.

Нормативно-правовые акты КП обычно подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты МСХ.

Развернутые (греческая, португальская);

Неразвернутые (американская, французская).

Конституции смешанного типа. Частично они писанные и включают парламентские законы и судебные решения, которые являются обязательными прецедентами.

Частично они состоят из обычаев и доктринальных толкований.

Неписанные Конституции – незафиксированные в документах. Существуют временно – после революций, переворотов.

Структура конституций.

Структура Конституций имеет стандартизированный вид, она включает:

Преамбулу (введение);

Основную часть (основное содержание);

Заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания. (Иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики). Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для истолкования и применения остальных положений Конституции.

Есть и исключения, например, Французская Конституция 1946 г. (продолжает действовать). Преамбула содержит провозглашаемые права и свободы.

В основную часть Конституции входят:

Нормы о правах и свободах;

Нормы об основах общественного строя;

О системе и статусе государственных органов;

О государственной символике;

О порядке изменения конституции.

Заключительные положения содержат различные нормы. Устанавливается порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления норм (которые не могут быть реализованы сразу), порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Принятие, изменение и обмена конституций.

I. Принятие конституций. Способы принятия:

1. Октроирование (наименее демократичный) – дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). В 19 в. Именовались хартиями. Например, Хартия 1814 г. Позже, в начале XX в. Мароканская конституция 1911, Япония (конец XIX в. 1889 г. и др.). Не по доброй воле, а опасаясь потери трона в результате народных выступлений.

Октроированный характер Конституции обычно помещается в преамбуле и указывает на источник происхождения конституционного акта.

2. Договорной характер принятия Конституции. В наше время почти не встречается (обычно это были договоры между монархом и выборным органом). Монарх не в состоянии даровать собственную конституцию. (Например, Конституционный акт Вюршемберга 1819 г. Конституция была подготовлена выборным органом и королем. Так же Билль о правах 1689 г., Акт об управлении 1709 г.).

3. Народная конституция – получила свое название в 19 в. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание, либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Учредительное собрание – выборочный орган, который имеет целью создание конституции, иногда временно выполняет задачи парламента. Обычно после выполнения своей задачи распускается.

4. Иногда конституция вырабатывается правительством с последующей передачей на утверждение парламента или народа.

Изменение конституций.

1. Изменения в гибких конституциях путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения которые ранее не регулировались.

Гибкие конституции – это обычно неписанные или смешанные (Великобритания).

2. Жесткие конституции изменить сложнее. Устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда предусматривается утверждение поправок на референдуме.

3. В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного (Мальта).

Инкорпорация поправок в текст конституции, т. е. простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия).

Другой способ включения поправок – прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. Например, США: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции.

На порядок изменения Конституции обычно влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок более сложен, так как в нем участвуют субъекты федерации или органы, выражающие интересы этих субъектов.

Процедура конституционного пересмотра условно делиться на два этапа – принятие поправок парламентом и их ратификация.

Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта, устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т. д.

Для подготовки конституционных поправок иногда образуются специальные органы.

Народная инициатива и референдум – институты непосредственной демократии, которые имеют касательство к пересмотру конституции.

В изменении конституции обязательно участвует глава государства.

Отмена конституций.

В отношении жестких.

1. Чаще всего конституции отменяются в результате революций.

2. Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил.

Классификация конституций.

Цели классификации.

Классификация конституций позволяет ориентироваться в многообразии конституций, способствует установлению связей между ними, уяснить особенности их содержания и структуры. Классификация облегчает восприятие конституционного законодательства в мире.

С помощью классификации выявляются общие признаки конституций.

Временные и постоянные конституции.

1. Временные конституции принимаются на установленный срок до наступления определенного события. (Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая 20 ст., действовала до выработки проекта постановления Конституции Учредительным Собранием).

2. Постоянными являются большинство Конституций.

3. Конституции, устанавливающие собственностью неотменяемость. Например, Конституция Мексики 1917 г.

Классификация по содержанию и характеру конституций.

Основания:

1. По оформляемому политическому режиму:

2. По форме правления, определяемой в конституциях:

Монархические;

Республиканские.

3. По форме политико-территориального устройства:

Федеративные;

Унитарные.

В федеративных государствах конституции можно разграничить на федеральные или национальные, и на конституции субъектов федерации (штатов, земель и т. п.).

Основы организации государственной власти в зарубежных странах.

Конституционно-правовой статус политических институтов.

Государство – совокупность органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами и п. т.) вкупе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества с законодательной автономией.

Субъекты федерации, даже когда называются государствами (например, штата в переводе «государство») и автономные территориальные сообщества (не являющиеся государствами) – все они являются государственными образованиями.

Вспомните признаки, отличающие государство от других институтов. (принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия).

Свою роль в политической системе государство выполняет через посредство функций:

1. политическая функция – политическим и иным общественным институтам обеспечиваются должные условия. Государственные органы стремятся предотвратить возникновение таких деструктивных явлений как забастовки, беспорядки и т. п., акты преступного характера (общественная преступность, политический терроризм).

2. Экономическая функция. Выступает в форме регулирования экономических отношений, может включить и структурные воздействия (например, национализацию и приватизацию).

Правовой статус личности.

Историческое развитие.

В историческом развитии прав и свобод исследователи выделяют три волны.

Первая восходит к истокам конституционализма. В первых конституционных актах фиксировались две группы прав и свобод: гражданские (личные) права и свободы – неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями (неприкосновенность жилища), политические – избирательное право, свобода слова, печати и т. п.

В ХХ в. В конституции включаются социально-экономические права и свободы, гарантирующие интересы? всех тех, кто работает по найму, - права на труд и связанные с ними гарантии включая социальное обеспечение трудящихся, права и свободы социально-культурного характера – права на образование, доступ к достижениям науки и культуры и т. п.

Третья волна – обусловлена обострением во второй половине ХХ в. глобальных проблем: экологическая и вступление развитых стран в эпоху информатизации – право на здоровую окружающую среду, право на информацию и т. п.

Независимо от этих волн на развитие прав и свобод оказывают влияние основные тенденции развития КП – социализация, демократизация, интернационализация.

Права и свободы и обязанности.

Обязанность (юрид.) – это мера должного поведения. (Человек должен подчиняться определенным правилам чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить ущерба другим). Конституции основной упор делают на правах и свободах. Обойти проблему обязанностей нельзя, так как выполнение обязанностей служит одной из важных предпосылок реализации прав и свобод.

Например, Конституция Словакии 1992 г. абз. 1 ст. 13 – «обязанности можно устанавливать только на основе закона, в его рамках и при соблюдении основных прав и свобод».

Демократические конституции устанавливают минимум конституционных обязанностей. Авторитарные содержат большой перечень обязанностей граждан. (часто ряд обязанностей, характерных для других отраслей права, конституционализируется).

В некоторых случаях конкретные субъектные права и обязанности имеют один и тот же объект. Например, согласно абз. 1 ст. 35 испанской Конституции «все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд…». В данном случае право и обязанность не совпадают. Субъект права и субъект обязанности находятся в соответствующих правоотношениях в различном положении, даже когда персонально совпадают.

Конституционные обязанности отличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанности гражданина.

Способы конституционного формирования прав, свобод и обязанностей.

1. Позитивный.

2. Негативный.

При позитивном способе конституция устанавливает, что субъект обладает определенным правом. Используется выражение «может», например, в ч. II ст. 3 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г.: «Частные лица могут предоставлять образование всех видов и ступеней».

Прямое указание на субъект происходит не всегда. Например, абз. 1 ст. 24 Конституции Румынии 1991 г.: «Право на защиту гарантируется» - гарантируется каждому человеку, который и является субъектом права.

Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу. Например, согласно поправке V Конституции США 1787 г. «никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле».

Классификация прав, свобод и обязанностей.

Классификация может осуществляться по разным основаниям. Зачастую условна, так как одно и то же право, одна и та же свобода могут одновременно принадлежать к двум или более классификационным группам.

Деление на:

2. Индивидуальные (могут осуществляться и защищаться индивидуально) и коллективные (индивидуально осуществлять невозможно).

Например, право на забастовку – коллективное, индивидуальная забастовка – прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности индивидуальны.

3. Основные и дополнительные. Дополнительные конкретизируют основные. Производны от основных. Например, право участвовать в управлении государством – основное право, а избирательные права производны от него.

Первая – личные, или гражданские права, свободы и обязанности: право на жизнь, личную неприкосновенность и т. п.

Третья группа – экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право на образование, свобода творчества и т. п.

Равенство прав, свобод и обязанностей.

Понятие равноправия не следует смешивать с понятием социального равенства. Равноправие – это государство прав, свобод и обязанностей. А социальное государство – это равное отношение к средствам производства.

Конституции различно формулируют принципы равноправия – иногда прямо (позитивно), а иногда в виде запрещения дискриминации, иногда совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется? равноправие женщины и мужчины, а так же равноправие независимо от обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи и т. п.).

Например ст.3 Основного закона Германии:

1. Все люди равны перед законом.

2. Мужчины и женщины равноправны.

3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания , его религиозных или политических воззрений.

В странах с англо-саксонской системой права нередко употребляется формула «равенство перед законом и судом». Суд в этих странах выступает не только в правоприменительной, но и в правотворческой роли.

Равноправие – это всегда равенство в основном, в тех правах, свободах и обязанностях, которые существенно важны для жизни человека и гражданина и поэтому гарантируются в конституции.

Тоталитарные режимы не совместимы. Вспомнить: тротбализм? – предоставление привилегий; система апартеида – раздельного проживания (сегрегации) расовых групп, проблема коренного населения – резервации.

Лекция 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Государственная власть как явление изучается с социологических, политологических, психологических и иных позиций. В юридической науке она изучается прежде всего как институт конституционного права, рассматриваются конституционное регулирование различных сторон, элементов этого института, способы (модели) организации государственной власти. Эти способы могут быть неодинаковы: в монархии они иные, чем в республике, в унитарном государстве они отличаются от тех, что используются в федеративном, в одних странах могут быть созданы органы государственной власти на местах – в административно-территориальных единицах, в других существует только местное самоуправление – публичная власть территориального коллектива. Ниже рассматриваются разные способы организации государственной власти в зависимости от формы правления, формы политико-территориального устройства государства (государственного устройства) и т. д. В данной главе речь идет о самом понятии конституционно-правового института государственной власти, о его элементах, а также о двух наиболее общих подходах к организации государственной власти: о разделении властей и единстве государственной власти. В своем концептуальном выражении эти две модели нередко рассматриваются как исключающие друг друга. В современных условиях, особенно на опыте постсоциалистических государств, переходящих от принципа единства к принципу разделения властей, все чаще обнаруживается, что в разных ракурсах они могут сочетаться, а их отдельные элементы – взаимопроникать друг в друга. Государственная власть едина (нарушение этого единства, противоборство различных органов государства может привести к вооруженным столкновениям, анархии и распаду общества), и вместе с тем в демократическом государстве она разделена на отдельные «ветви», выполняющие различные задачи в обществе.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ИНСТИТУТ

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Конституционные нормы, содержащие термин «государственная власть», обычно немногословны. К тому же чаще всего определение «государственная» отсутствует, говорится просто о власти или о суверенитете народа, т. е. преимущественно о его политической власти. Конституции устанавливают, что власть исходит от народа (ст. 20 Основного закона ФРГ 1949 г.), принадлежит народу (ст.1 Конституции Бразилии 1988 г.), народ осуществляет суверенитет (ст.1 Конституции Италии 1947 г.). Эти краткие формулировки получают развитие во многих главах и статьях основных законов о государственной территории – пространственном пределе государственной власти, о государственной суверенитете – о верховенстве государственной власти в данной стране и ее независимости внутри и вовне страны, об эмблемах и символах государства (государственном флаге, государственном гербе и др.), в текущем законодательстве о целях государственной политики, о системе органов государства и их взаимоотношениях , о методах их деятельности и др. В своей совокупности нормы, относящиеся к государственной власти, образуют институт государственной власти, занимающий одно из важнейших мест в отрасли конституционного права.

Государственную власть следует отличать от политической. Конечно, государственная власть, взятая как единое целое, независимо от ее конкретных проявлений в различных ветвях власти, например в судебной, всегда имеет политический характер, но политическая власть не всегда является государственной. Политический характер может иметь предгосударственная власть в освобожденных повстанцами районах (так было в некоторых колониях до образования государства). Государственную власть следует отличать и от местного самоуправления – власти территориального коллектива. Государственная власть - это власть, реализуемая в обществе в целом органами государства от имени политической власти народа, а иногда – класса (классов), иных группировок в тоталитарном государстве.

Объем конституционного регулирования отношений, связанных с государственный властью, в разных странах различен. В конституциях стран тоталитарного социализма (КНДР 1972 г., Кубы 1976 г., КНР 1982 г. и др.) обычно содержится социальная характеристика власти в связи с классами и социальными слоями общества, подробно говорится о целях государства, задачах государственной власти, об основных направлениях политики государства по отношению к различным социальным группам населения. В основных законах капиталистических и постсоциалистических государств, в современных конституциях развивающихся стран таких формулировок обычно нет, хотя и в них зачастую говорится о демократическом, социальном, правовом и даже социалистическом (Индия, Шри-Ланка , Египет, Сирия и др.) государстве.

Обобщение конституционно-правовых норм на моровом уровне свидетельствует о том, что структура конституционно-правового института государственной власти складывается из различных норм, образующих его элементы, Это:

1). Положения об источнике государственной власти и ее социальных носителях, субъектах («народ» в подавляющем большинстве конституций, «трудящиеся» или «трудовой народ», определенные классы в конституциях стран тоталитарного социализма, блок классов и социальных слоев, включающий трудящихся и определенную часть нетрудящихся, как говорилось об этом в конституциях стран Азии и Африки, придерживавшихся социалистической ориентации, монарх в отдельных странах Азии, Аллах – в некоторых мусульманских государствах, причем власть Аллаха осуществляется через факихов – знатоков истинной веры);

2).Положения о характере государственной власти (например, формулировка о диктатуре пролетариата в Конституции КНДР 1972 г., положения о демократической диктатуре народа в Конституции КНР 1982 г., статья, провозглашающая власть трудовых сил народа, в Конституции Египта 1971 г. в редакции 1980 г.);

3). Положения о целях и принципиальных направлениях деятельности государственной власти (например, сосредоточение усилий на развитии, способном создать социалистические отношения в духе исламского наследия, как об этом говорится в Конституции объединенного Йемена 1989 г.);

4). Положения о структуре государственной власти (например, разделение ее на ветви законодательной, исполнительной и судебной власти Конституции Сирии 1973г. И, напротив, единстве власти в руках органов типа советов по Конституции Кубы 1976 г.);

5). Положения об органах, осуществляющих государственную власть (например, различные органы законодательной, исполнительной, судебной власти по Конституции США 1787 г. и органы государственной власти, государственного управления , суда, прокуратуры по Конституции КНР 1982 г.);

6). Положения о путях, формах, методах осуществления государственной власти (например, демократический централизм по Конституции КНДР 1972г. и нормы о партиципации граждан по Конституции Колумбии 1991 г., которая говорит о «партиципаторном» и плюралистическом государстве»). Более подробно об этих методах (либерализма и насилия, а также других – стимулирования, дозволения, запрета и т. д.) говорится в главе о государственных режимах.

Определяя характер государства, современные демократические конституции характеризуют его как демократическое, светское и социальное. Последнее положение в новейших конституциях все чаще подвергается уточнениям. Произошел отказ от концепции «государства благоденствия » (welfare state), которая возлагала на государство непомерные экономические обременения для обеспечения личности и порождало иждивенчество последней. Следование этой концепции приводило к тому, что общество «проедало» свои ресурсы, с благополучных странах начинался кризис, бегство капитала из страны, росла безработица , падал жизненный уровень. Теперь в конституциях (например, швейцарской 1999 г.) иногда прямо записан иной принцип: work-fare state – государство обеспечивает основные нужды и поддержку труду. Это должно быть «работающее для блага», благоприятствующее труду государство, но человек должен сам заботиться о себе и своей семье.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Возникновение теории разделения властей связано с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологии молодой буржуазии (и др.) выдвинули тезис о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что первая будет вручена избираемому народом парламенту (на деле в течение столетий существовало ограниченное избирательное право), вторая – главе государства, под которым буржуазия, стремившаяся сначала к компромиссу с феодальной верхушкой, в то время подразумевала наследственного монарха; считалось, что ему будут подчинены министры (концепция ответственного перед парламентом правительства появилась гораздо позже). Судебная власть должна была осуществляться независимыми судами, по уголовным делам – с участием представителей населения (суды присяжных, суды шеффенов или иные суды). Впоследствии речь стали идти о трех ветвях государственной власти.

В конституциях получили отражение оба эти подхода. Уже в первой писаной конституции государства – Конституции США 1787 г. – они, по существу, были соединены. Словами: «Мы, народ Соединенных Штатов …» - создатели конституции провозглашали его учредительную власть, суверенитет, а устанавливая систему органов государства с разделением их полномочий (Конгресс, Президент, суды), они закрепляли организационно-правовое разделение властей (разделение государственной власти на ее «ветви»), В настоящее время для большинства конституций мира характерно одновременное присутствие того или иного подхода: социологического (власть народа) и организационно-правового (разделение ветвей государственной власти).

В некоторых современных конституциях триада разделения властей подвергнута модификациям и дополнениям.

Во-первых, некоторые государственные органы не вписываются в эту триаду. Это относится к главе государства, когда он по конституции не является органом исполнительной власти, к прокуратуре, к контролирующим органам и т. д., что заставляет уточнять прежнюю схему. Во-вторых, в конституциях появились упоминания о новых ветвях власти. Конституционная доктрина ряда стран Латинской Америки (конституции Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г., Бразилии 1988 г. и др.) исходит из существования четырех властей: дополнительно названа избирательная власть (граждане, составляющие избирательный корпус). Свое организационное выражение эта ветвь власти нашла в создании органов избирательного регистра, специальных избирательных трибуналов (судов), которые, в частности, рассматривают споры о прямых выборах в государственные органы. В Бразилии их система имеет иерархический характер, завершаясь высшим избирательным судом. В литературе говорится о существовании иной четвертой власти – учредительной, под которой понимается право народа непосредственно или путем создания специального учредительного собрания принимать конституцию и определять тем самым принципы общества и основы организации государства. Четвертой властью называют также прессу, формирующую общественное мнение, но это уже результат социологического подхода. Пресса государственной властью не обладает (хоты в ст.206 Конституции Египта в редакции 1980 г. говорится, что «пресса –народная независимая власть»), равно как не являются государственной властью и другие называемые философами и социологами власти – корпоративная власть общественной организации, идеологическая власть, техническая, религиозная и др. В конституции одного из мексиканских штатов (Идальго) в качестве четвертой названа муниципальная власть. В редких случаях в законодательстве говорится о пятой, контрольной государственной власти, в отдельных конституциях в развивающихся странах с однопартийной системой упоминалось партийная власть, рассматривавшаяся как особая разновидность государственной власти.

В-третьих, теория разделения властей отнюдь не предполагает создания «китайской стены» между различными ветвями власти. Да и сам Монтескье, обосновывая эту теорию, вместе с тем подчеркивал, что ветви власти должны действовать согласованно, в «концерте». Совершенно разделить их невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности государственных властей. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетения разных по своей сущности властей – политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей породжает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Акты в названием «законы» вправе принимать за редкими исключениями только представительный орган народа – парламент, олицетворяющий законодательную власть . Но, во-первых, в ряде стран понятие парламента является более широким. В Великобритании, Индии и некоторых других странах этот орган включает главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. Во-вторых, не только в чрезвычайных, но и в обычных условиях возможно так называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих силу закона (на основе конституционных норм о регламентированной власти).