Постановления правительства российской федерации и федеральные ведомственные акты. Конституционное право россии Акты правительства рф кратко

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых Правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе "О Правительстве РФ".

Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает и обеспечивает исполнение:

  • · постановлений;
  • · распоряжений.

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ - это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановления - наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ.

Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Как постановления, так и распоряжения Правительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях - единолично Председателем Правительства. Как постановления, так и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнение. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Однако для утвердительного ответа на этот вопрос все же можно увидеть конституционное основание. Оно заключено в положении ч. 2 ст. 77, согласно которому в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" говорится, что в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным:

  • 1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ;
  • 2. Президент РФ по существу возглавляет исполнительную власть.

Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Предложения федеральных министров, руководителей государственных органов об издании постановлений и распоряжений Правительства, разработке иных актов, по которым требуется решение Правительства, рассматриваются Председателем Правительства или его заместителями. В письме о внесении проекта указывается основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Оно подписывается членом Правительства, руководителем государственного органа или лицом, его замещающим.

Проекты постановлений Правительства и других актов, имеющих нормативный характер, подготавливаемые по поручениям, содержащимся в актах Правительства, поручениям Председателя Правительства и его заместителей разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации. Проекты постановлений и распоряжений Правительства, предусматривающие расходы за счет средств федерального бюджета, подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При внесении в Правительство проекта акта Правительства, которым предусматривается принятие акта Президента Российской Федерации, одновременно должны представляться также проект этого акта и соответствующие материалы к нему.

Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства. Он проводит экспертизу проекта и его обоснований, а также необходимую проработку и редактирование текста. Подготовка проекта к рассмотрению осуществляется, как правило, в срок до 15 календарных дней, в том числе в течение 3 рабочих дней предварительная экспертиза для решения вопроса о дальнейшей работе над проектом. Если в процессе экспертизы проекта выявляется необходимость внесения в него существенных изменений, он подлежит возвращению представившему его органу государственной власти для доработки и повторного визирования руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других органов и организаций.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации. Датой официального их опубликования считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.


Все Постановления Правительства, за исключением Постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов органов исполнительной власти» подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.

Акты правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов государственной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Также Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В литературе существует точка зрения, что эти правовые формы, бывают, оправданы в тех или иных ситуациях для выражения позиции федерального Правительства и его оценок в отношении тех или иных действий или событий. Но подобные акты должны быть, естественно, целесообразными и законными. Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская отмечают, что в августе 1998 г. Правительство Российской Федерации и ЦБР в своём заявлении об изменении курса рубля, порядке погашения ГКО, моратории по валютным операциям нарушило статьи 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», статьи 202, 817, 422 ГК Российской Федерации .

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения , обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер , издаются в форме постановлений . Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера , издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия

1)проекты актов вносятся в Правительство с пояснительной запиской , содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.

В сопроводительном письме указываются основание внесения, сведения о содержании и согласовании проекта. Письмо подписывается членом Правительства или другим руководителем. Проект акта визируется лицом, вносящим проект.

В случае если подготавливаемый акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта.

2)Проекты актов Правительства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации направляются исполнителями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации до внесения их в Правительство . Предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве.

3) Проекты актов Правительства до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию :

- с федеральными министрами (их заместителями) - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности соответствующих министерств и к сферам деятельности находящихся в их ведении иных федеральных органов исполнительной власти;

- с руководителями иных федеральных органов исполнительной власти (их заместителями) , руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, - по вопросам, отнесенным к сферам деятельности этих органов;

- при необходимости - с другими государственными органами и иными организациями.

4)При наличии разногласий по проекту акта Правительства вносящий проект член Правительства или другой руководитель должен обеспечить обсуждение его с руководителями согласующих органов и организаций с целью поиска взаимоприемлемого решения. Проект акта Правительства может быть внесен в Правительство с разногласиями только вместе с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями, имеющими разногласия. Замечания по неурегулированным разногласиям, представляемые в Правительство, не могут быть подписаны заместителями соответствующих руководителей.

5) Проекты постановлений Правительства после их согласования до внесения в Правительство направляются на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации , которое дает оценку проекта нормативного акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники.

6) Проекты нормативных актов , оказывающих влияние на доходы или расходы Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, одновременно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации. В заключении Министерство финансов Российской Федерации дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

7) Проекты нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития Российской Федерации . Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в заключении дает оценку влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности.

Заключения подписываются соответствующими федеральными министрами или их заместителями и представляются, как правило, в 7-дневный срок с даты поступления проектов актов. По договоренности между соответствующими руководителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов актов не может превышать 30 дней.

Проекты актов вносятся в Правительство при наличии согласований , предусмотренных пунктом 57 Регламента, или разногласий, оформленных в соответствии с пунктом 59 Регламента, а в случаях, предусмотренных пунктом 60 Регламента, - также соответствующих заключений.

Проекты актов, внесенные в Правительство с отступлением от установленных настоящим Регламентом правил, подлежат возврату в следующем порядке.

8) Проекты актов по вопросам, требующим незамедлительного решения , а также проекты, внесенные во исполнение поручения Правительства, Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, не позднее чем в 5-дневный срок с даты поступления возвращаются по решению соответственно Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства с указанием причин возврата.

Другие проекты актов, внесенные в Правительство с отступлением от установленных настоящим Регламентом правил, не позднее чем в 5-дневный срок возвращаются Аппаратом Правительства с указанием причин возврата.

По истечении 5-дневного срока с даты поступления проекты актов могут быть возвращены только по решению Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства.

9) Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство проектов постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, осуществляется Аппаратом Правительства в 15-дневный срок . Продление указанного срока допускается только по решению Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства, Руководителя Аппарата Правительства.

Подготовка проектов актов к рассмотрению включает составление экспертного заключения , подготовку проекта протокола рассмотрения вопроса (при необходимости) и оформление документов для подписания .

Экспертное заключение Аппарата Правительства на проект акта должно содержать оценку соблюдения требований настоящего Регламента при внесении проекта акта, соответствия проекта актам более высокой юридической силы и ранее принятым решениям Правительства, полноты представленных расчетов, обоснований и прогноза социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемого решения.

Проекты актов с экспертными заключениями в соответствии с распределением обязанностей рассматриваются Заместителем Председателя Правительства и представляются Руководителем Аппарата Правительства Председателю Правительства на подпись или для внесения на заседание Правительства.

По результатам рассмотрения проектов актов Председателем Правительства или Заместителем Председателя Правительства проекты могут быть возвращены внесшим их руководителям федеральных органов исполнительной власти для доработки или в связи с нецелесообразностью их принятия.

Проекты актов, внесенные с разногласиями , докладываются Председателю Правительства, Заместителю Председателя Правительства с предложениями о порядке дальнейшей работы с ними.

Неурегулированные разногласия по проекту акта рассматриваются Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства с участием федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих разногласия. Рассмотрение разногласий может проводиться на заседании соответствующего правительственного координационного или совещательного органа.

10) Окончательное решение по урегулированию разногласий принимает Председатель Правительства . По решению Председателя Правительства неурегулированные разногласия могут быть рассмотрены на заседании Правительства.

По вопросам, решение по которым принимается исключительно на заседании Правительства, окончательное решение по урегулированию разногласий принимается на заседании Правительства.

Проекты актов Правительства, которые принимаются в пределах его полномочий по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Президента Российской Федерации, принятие которых предусмотрено актами Президента Российской Федерации или которые рассмотрены на заседаниях Правительства под председательством Президента Российской Федерации, направляются Аппаратом Правительства в Администрацию Президента Российской Федерации в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Проекты актов Правительства по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации, подлежат согласованию в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Руководитель Аппарата Правительства (лицо, исполняющее его обязанности) проставляет дату в подписанных Председателем Правительства актах Правительства, подтверждает их подлинность своей визой и организует их выпуск. При выявлении обстоятельств, препятствующих выпуску акта, Руководитель Аппарата Правительства докладывает о них Председателю Правительства и действует в соответствии с принятым Председателем Правительства решением.

Вступление в силу

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания , если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Опубликование

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия , а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Конституционное право России. Шпаргалки Петренко Андрей Витальевич

69. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде.

Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2. Законодательные акты Российской Федерации КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)(Извлечение)Статья 164. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются

5. Законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие применение оружия гражданами ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНот 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ«ОБ ОРУЖИИ»(с изменениями на 25 июля 2002 года)(Извлечение)Статья 24. Применение оружия гражданами Российской ФедерацииГраждане

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации ПРАВИЛА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ(Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 1996 года № 407)(Извлечение)РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙОбщие положения2.

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года Одобрен Советом

Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых

СТАТЬЯ 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

§ 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Законодательство Российской

48. Акты Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.Указы и

КОНСТИТУЦИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституция Российской Федерациипринята 12 декабря 1993 г. (извлечения)Статья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -

В системе источников современного российского права наряду с законами и указами Президента РФ значительное место занимают постановления Правительства РФ. Вместе с другой формой юридических актов, исходящих от Правительства под названием «распоряжения», постановления издаются на «основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации» (ст. 115 Конституции РФ). Эти акты формируют правовую основу нормотворческой деятельности Правительства РФ, которая дополняется специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря

1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и с Регламентом Правительства Российской Федерации постановления данного исполнительно-распорядительного органа содержат нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и на неопределенный круг лиц. В силу этого они постоянно пополняют нормативно-правовой массив Российской Федерации и неизменно выступают в качестве источников российского права.

В противоположность им распоряжения Правительства, не обладая качествами нормативности и общеобязательности и будучи изданными по конкретному случаю, в отношении конкретных органов или лиц и рассчитанными на однократность применения, выступают как индивидуальные акты и согласно установившемуся представлению о праве и его атрибутах не являются источниками права. По своему характеру и содержанию они выступают как акты оперативного управления и, соответственно, как акты правоприменения

Юридическая сила постановлений Правительства, их место и роль среди других источников российского права обусловливаются местом и ролью данного органа в государственном механизме России.

В формально-юридическом, а отчасти и в фактическом плане, несмотря на доминирование в системе разделения властей России президентской, исполнительно-распорядительной по своему характеру, власти, правительство тем не менее выступает как относительно самостоятельный, выполняющий в основном функции оперативного управления институт.

Правительство РФ как орган повседневного и в значительной степени централизованного управления страной обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями , реализуя которые, оно принимает соответствующие акты. В обобщенном виде наиболее важные из этих полномочий закреплены в Конституции РФ. В более развернутом виде полномочия Правительства РФ представлены в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Они касаются фактически всех сфер жизни общества, направлений деятельности государства и самого Правительства. Согласно Конституции основные направления деятельности Правительства РФ определяются Председателем Правительства, который также организует всю его работу.

Конституционно закрепленные полномочия Правительства РФ заключаются: а) в разработке и представлении Государственной Думе федерального бюджета и обеспечении его исполнения; б) представлении нижней палаты парламента России отчета об исполнении федерального бюджета; в) обеспечении проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; г) осуществлении управления федеральной собственностью; д) обеспечении проведения в России единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; е) осуществлении мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, а также реализации внешней политики России; ж) осуществлении мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Кроме того, в Конституции предусматривается, что Правительство РФ осуществляет «и иные полномочия», возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 ст. 114).

Большинство полномочий, возложенных на Правительство РФ, осуществляется им непосредственно как коллегиальным органом. Однако это не исключает возможности передачи (делегирования) им отдельных своих полномочий или их отдельных частей отраслевым федеральным органам исполнительной власти - министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ.

Делегирование полномочий Правительства носит, как правило, временный характер и не касается его исключительных полномочий. Оно не должно противоречить Конституции РФ и другим законодательным актам. Делегирование полномочий означает также передачу права на издание актов, имеющих правовой характер.

Осуществляя свои полномочия, Правительство РФ действует в тесной связи с другими государственными органами: с Федеральным Собранием, в палатах которого оно имеет свое представительство; Президентом РФ, указы которого являются обязательными для него; судебными органами, в частности Конституционным Судом, в котором имеется представитель Правительства.

Деятельность Правительства осуществляется в самых разных формах : в форме реализации права законодательной инициативы; дачи отзывов и официальных заключений Правительства на различные законопроекты, в особенности на те, которые имеют финансовый характер; обсуждения и принятия решений по различным вопросам;

непосредственного руководства, координации и контроля за деятельностью министерств и ведомств и др.

Все наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни, относящиеся к компетенции Правительства, обсуждаются и решаются коллегиально на заседаниях Правительства. Это, в частности, вопросы, касающиеся федерального бюджета; создания и упразднения свободных экономических зон; программ приватизации федеральной государственной собственности; заключения международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации; и многие другие.

По всем рассматриваемым вопросам Правительство принимает соответствующие юридические акты в виде постановлений и распоряжений.

Исходя из конституционного положения, согласно которому «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (п. 1 ст. 110 Конституции РФ), можно было бы сделать вывод о том, что данный государственный орган занимает центральное место и играет ведущую роль в единой системе исполнительной власти в России, образуемой, как это закрепляется в Конституции, «в пределах ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» органами исполнительной власти Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Соответственно, можно было бы предположить, что постановления Правительства с учетом данных конституционных положений занимают в иерархической системе подзаконных актов высшее место и играют ведущую роль .

С формально-юридической точки зрения такая постановка вопроса, несомненно, является вполне корректной и не может вызвать каких бы то ни было возражений. Однако в практическом плане все обстоит далеко не так.

Дело в том, что в системе исполнительной власти, равно как и во всей системе разделения властей, доминирует президентская структура и, соответственно, президентская исполнительно-распорядительная власть . И хотя некоторые авторы не во всем разделяют данное мнение и не считают, что институт Президента безоговорочно можно отнести к исполнительным органам, а его указы - к подзаконным актам , тем не менее реальная жизнь, практика свидетельствует об обратном.

Анализ практической, в том числе правотворческой, деятельности института президентства, а также природы и характера его функций позволяет сделать вывод относительно того, что президентская власть в том виде, как это предусматривается Конституцией РФ, обладает теми же самыми общеродовыми признаками, что и исполнительная власть. Имеются в виду прежде всего такие признаки, которые связаны преимущественно с правоприменительным характером власти, обусловленным исполнением требований законов, касающихся регулятивного воздействия на экономические, политические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. Наряду с этим принимаются во внимание факты прямого подчинения Президенту РФ так называемых силовых министерств и ведомств, а также Министерства иностранных дел РФ.

Обладая общеродовыми признаками исполнительной власти, президентская власть в практическом плане выступает как ее центральное звено, и именно в таком качестве она соотносится со всеми остальными ветвями государственной власти.

Помимо всего прочего, это означает, что в системе подзаконных актов, исходящих от органов исполнительной власти, ведущую роль играют не постановления Правительства, являющегося официальным, конституционно закрепленным носителем исполнительной власти, а указы Президента.

Именно они занимают высшую ступень в системе подзаконных актов, издаваемых исполнительно-распорядительными органами, и именно они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам.

Что же касается постановлений Правительства, то в иерархии подзаконных актов они по своим юридической силе и значению занимают лишь следующую, вторую сверху ступень после указов Президента.

Во-первых, это означает то, что постановления Правительства издаются не только «на основе и во исполнение» Конституций РФ и федеральных законов, но и на основе и во исполнение указов Президента.

Данное положение закрепляется как в Конституции РФ, так и в текущем законодательстве. Например, в Семейном кодексе РФ говорится, что «Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации... на основании и во исполнение» не только настоящего Кодекса и других законов, но и указов Президента РФ (п. 3 ст. 3).

Во-вторых, это означает, что постановления Правительства, издаваемые «на основе и во исполнение» указов Президента, Конституции и законов Российской Федерации, не должны противоречить данным нормативным правовым актам.

Такое положение вытекает не только из логики толкования конституционного предписания - издавать постановления Правительства «на основании и во исполнение» Конституции, конституционных законов и указов, но и из прямых предписаний ряда обычных законов. В качестве примера можно сослаться на Трудовой кодекс РФ, в котором указывается на то, что «постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации» (ст. 5).

При рассмотрении юридической природы постановлений Правительства и характера их отношений с законами и указами Президента некоторые авторы акцентируют особое внимание на необходимости проведения более четкого различия между принятием постановления Правительства «на основании» Конституции, законов и указов Президента, с одной стороны, и принятием их «во исполнение» данных нормативных правовых актов - с другой. Первое трактуется как недопущение противоречий между постановлениями Правительства, Конституцией, законами и указами Президента, а второе - как издание постановлений Правительства во исполнение предписаний, которые содержатся в текущих законах и указах .

Нет никакого сомнения в необходимости и определенной важности проведения различий между постановлениями Правительства, принятыми «во исполнение» и «на основании» Конституции РФ, обычных законов и указов Президента.

Но еще более необходимым и важным представляется проведение различий между предметами регулирования рассматриваемых нормативных правовых актов, более четкое определение, какие вопросы и отношения могут быть решены и урегулированы только с помощью законов и указов, а какие лишь посредством постановлений Правительства.

Ведь конституционная самостоятельность и активная роль Правительства, как справедливо отмечается в специальной литературе, выражается прежде всего в том, что «основную часть актов оно издает как орган общей компетенции не в виде исполнения указаний законодателя или главы государства, а в пределах своих конституционных полномочий» .

И в-третьих, нахождение постановлений Правительства в иерархии нормативных правовых актов на более низком уровне по сравнению с законами и указами означает, что в случае возникновения коллизии между постановлением Правительства и одним из этих актов приоритет неизменно будет на стороне последнего - закона или указа .

Это предусмотрено, с одной стороны, Конституцией РФ, согласно которой «постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ч. 3 ст. 115), с другой - Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 23).

Следует отметить, что полномочия Президента по отмене постановлений и распоряжений Правительства, несмотря на их законодательное закрепление, а точнее, целесообразность этих полномочий, некоторыми авторами подвергается сомнению. Причина этого заключается в том, что, по мнению авторов, данные полномочия, как правило, оцениваются исходя из слишком широкой трактовки статуса Президента как гаранта Конституции . Более целесообразным и юридически оправданным с точки зрения конституционного статуса Правительства было бы, считают ученые, чтобы в тех случаях, когда речь идет о конституционности нормативных актов Правительства, такая отмена «осуществлялась на основе решений Конституционного Суда РФ» .

Говоря о подзаконном характере постановлений Правительства и месте их в иерархии актов, исходящих от исполнительно-распорядительных органов, на более низкой ступени по сравнению с указами Президента, следует тем не менее обратить внимание на то, что постановления Правительства - это акты весьма значимого, относительно самостоятельного конституционного органа страны, роль которого нельзя преуменьшать.

При этом следует иметь в виду, как справедливо констатируется в юридической литературе, что постановления Правительства РФ, равно как и его распоряжения «выступают правообразующим фактором в сфере непосредственного регулирования административно-правовых отношений, формирования и развития всего массива ведомственных актов в сфере жизни граждан» .

Будучи одним из важнейших подзаконных нормативных правовых актов, постановления Правительства обладают такими идентифицирующими их признаками и чертами, как: а) непосредственная связь содержащихся в них норм с нормами указов, а нередко и законов; б) наличие в них видового характера норм по сравнению с родовым характером норм законов, а отчасти и указов; в) конкретизация и развитие этих норм наряду с нормами, обусловленными относительно самостоятельным конституционно-правовым статусом Правительства; г) отражение в постановлениях межотраслевого, многопрофильного характера деятельности Правительства; д) общеобязательный характер ряда постановлений Правительства не только для субъектов административно-правовых отношений, но и для других граждан и юридических лиц .

Кроме названных признаков, в научной литературе указывается и на такие характерные для правительственных актов особенности, как «высшая мера нормативности в системе исполнительной власти»; действие данных общеобязательных актов на всей территории РФ; «парное существование актов-постановлений, утверждающих Положения и иные общенормативные документы» и др.

При этом сущностные и содержательные признаки постановлений Правительства дополняются и сугубо формальными технико-юридическими признаками, касающимися, в частности, более упрощенного по сравнению с законами порядка принятия, опубликования и введения в действие постановлений Правительства.

Данный порядок устанавливается и поддерживается с помощью таких юридически значимых актов, как Указ Президента РФ от 24 ноября 1995 г. № 1178 «О мерах по обеспечению открытости и общедоступности нормативных актов», Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763, Регламент Правительства Российской Федерации.

Постановления Правительства подписываются только Председателем Правительства и публикуются в «Российской газете» и «Парламентской газете», которые являются официальными изданиями Правительства. Постановления и распоряжения Правительства официально обнародуются также в «Собрании законодательства Российской Федерации» (разд. IV), которое издается в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В случаях срочной необходимости обнародование актов Правительства может осуществляться с помощью радио, телевидения и других средств массовой информации.

Публикация актов Правительства согласно действующему законодательству должна состояться в срок, не превышающий 10 дней со дня их подписания. Период времени между принятием акта Правительства и его подписанием не должен превышать пяти дней.

По общему правилу постановления и распоряжения Правительства вступают в силу в зависимости от характера акта и его содержания сразу же после их принятия, подписания или официального обнародования . Исключение составляют акты, которые содержат сведения конфиденциального характера или же сведения, составляющие государственную тайну. Порядок вступления в силу этих актов, как и порядок их опубликования, устанавливается особо действующим законодательством.

Согласно законодательству акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их опубликования. Такого рода акты подлежат обязательной регистрации.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ ежеквартально представляет Президенту РФ все сведения о принятых им за этот период нормативных актах.

Наряду с постановлениями Правительства важное значение среди источников современного российского права имеют федеральные ведомственные акты.

Общее название «ведомственные акты», введенное в научный оборот специалистами в области административного и некоторых других отраслей права, подразумевает такие акты, как приказы министров, инструкции, положения, разъяснения о порядке применения того или иного положения в сфере деятельности различных министерств, инструктивные письма, направляемые подчиненным органам, например Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой, и другие им подобные акты.

Такие акты издаются на основе Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», предусматривающего издание такого рода актов, а также на основе положений о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти.

Федеральные органы, уполномоченные на издание нормативных ведомственных актов, формируются на основе и во исполнение п. 1 ст. 112 Конституции РФ, предусматривающей, что «Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти». Структура данных исполнительно-распорядительных органов и их перечень утверждаются Президентом.

Общими чертами этих органов, в значительной степени обусловливающими общность издаваемых ими актов, являются: а) принадлежность их к центральным органам исполнительной власти и деятельность в пределах своей компетенции в масштабе территории РФ; б) работа большинства данных органов под непосредственным руководством Правительства РФ; в) деятельность различных министерств и ведомств в рамках не только соответствующих законов, но и положений, которые утверждаются Президентом или по его поручению Правительством; г) относительная самостоятельность министерств и ведомств во взаимоотношениях с соответствующими органами различных ветвей власти, Правительством, однопрофильными нижестоящими органами и др.

Издаваемые этими органами ведомственные акты непременно имеют лишь подзаконный характер; издаются в соответствии не только с законами, но и с указами Президента и актами Правительства; могут быть отменены или приостановлены в своем действии Правительством.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, которые касаются прав, свобод или обязанностей человека и гражданина, имеют межведомственный характер или определяют правовой статус общественных объединений, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию .

Данный порядок введения в действие такого рода ведомственных актов закрепляется не только в обычных законодательных актах, но и конституционно. Статья 15 (п. 3) Конституции РФ в связи с этим устанавливает, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Подробнее об этом см.: Общая теория государства и права: академ. курс: в 3 т. /отв. ред. М. Н. Марченко. 2-е изд. М., 2001. Т. 2. С. 244.

  • См.: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». Комментарий. М., 1999. С. 289, 290.