Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Охрана труда

Законодательство РФ об охране груда является составной частью трудового законодательства РФ. В соответствии со ст. 5 ТК РФ «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права»

регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  • - указами Президента РФ,
  • - постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,
  • - нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ,
  • - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

В 2014 г. вступил в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Одним из важнейших положений указанного Закона является ст. 11 «Декларирование соотвстствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», в соответствии с которой работодатель может подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение пяти лет с момента подачи.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, законодательство об охране труда включает в себя Конституцию РФ (ст. 37, 42), соответствующие разделы и статьи ТК РФ, разделы и статьи иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права в области охраны труда. Помимо ТК РФ существуют федеральные законы, содержащие нормативные положения по охране труда, например Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В ряде субъектов РФ, например в Москве и Московской области, приняты специальные законы об охране труда. До 2006 г. на федеральном уровне также существовал отдельный специальный Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», однако в 2006 г. он был полностью инкорпорирован в ТК РФ.

Несмотря на то что законодательство об охране труда в России достаточно обширно и разветвлено, законотворчество в этой области нельзя считать законченным. Например, в ТК РФ недостаточно регламентированы вопросы финансирования охраны труда, поэтому необходимо принимать либо дополнения к действующему ТК РФ, либо специальный федеральный закон по этому вопросу. Кроме того, наше законодательство не полностыо отвечает международным требованиям но охране груда. А значит, необходимы определенные усилия для того, чтобы сблизить его с этими требованиями.

Таким образом, депутатам Государственной Думы совместно с ведущими специалистами в области охраны труда предстоит еще много поработать в этом направлении.

Основные законодательные положения по охране труда закреплены в разд. X ТК РФ «Охрана труда». Однако отдельные положения, касающиеся вопросов охраны труда, содержатся и в других разделах ТК РФ. Это в первую очередь положения, касающиеся гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Государственная политика в области охраны труда определяется ст. 210 ТК РФ. Важнейшими из направлений государственной политики в этой области являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В соответствии с ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Этими требованиями устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны груда, определяется Правительством РФ.

Трудовым кодексом РФ устанавливаются также основные обязанности работодателя и права работника в области охраны труда.

В частности, работодатель обязан: обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создавать рабочие места, на которых условия труда соответствуют требованиям охраны труда; обучать работников безопасным методам и приемам выполнения работ; информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; принимать меры но предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения профсоюзной организации; полностью обеспечивать выполнение требований охраны труда в своей организации.

Работник в области охраны труда имеет право: на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; запросить проведение проверки условий и охраны труда на своем рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства; участвовать лично или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на своем рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; на получение компенсаций, установленных в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Помимо ТК РФ вопросы, связанные с охраной труда, регламентируются также следующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вопросы ответственности за нарушение требований охраны труда регламентируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Субъекты РФ вправе принимать собственные законы об охране труда, улучшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, например Закон города Москвы от 12 марта 2008 г № 11 «Об охране труда в городе Москве».

Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает: - межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО); - межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), правила безопасности (ПБ); - правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) - строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Конституция РФ является основным источником трудового права и, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права:

  1. труд свободен и принудительный труд запрещен (ч. 1 и 2 ст. 37);
  2. право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 3 ст. 37);
  3. гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19);
  4. право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы (ч. 3 ст.

Статья 211. государственные нормативные требования охраны труда

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов (НПА). В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321, к компетенции Минздравсоцразвития России отнесены подготовка и внесение в Правительство РФ проектов ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.Министерство также самостоятельно принимает НПА в установленной сфере деятельности, включая межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.

Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает: — межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО); — межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ); — правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) — строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

3. нормативные правовые акты о труде

Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы. В соответствии с гражданским законодательством заключаются контракты с руководителями федеральных государственных предприятий (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г.

» О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»), членами труппы Большого театра и некоторыми другими творческими работниками. Роль Конституции Российской Федерации как источника трудового права Основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

Правовые акты по охране труда

Внимание

Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изданию конкретного нормативного правового акта также является основанием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ.

Инфо

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издаваемые другими органами исполнительной власти федерального уровня, не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Минздрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействующими.

Нормативные правовые акты об охране труда

Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

1. правовые основы охраны труда

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда.
Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется: — на работодателей; — на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; — на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии; — на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику; — на военнослужащих, направляемых на работы в организации; — на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему.
Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизо-отии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).
К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

1.Международные договоры (Конвенции)

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) . Причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Ратифицированные международные договоры (Конвенции)в области охраны труда приведены ниже.

Организация работы по охране труда

Ратифицированные международные договоры (Конвенции)

1.Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Нью-Йорк, 7 марта 1966 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 22 января 1969 г. с оговоркой по статье 22, указом Президиума ВС СССР от 10 февраля 1989 г. № 10125-XI снята оговорка

2.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Нью-Йорк

18 декабря 1979 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 декабря 1980 г. № 3565-Х с оговоркой, указом Президиума ВС СССР от 10 февраля 1989 г. № 10125-XI снята оговорка

3.Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рим, 4 ноября 1950 г., ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями

4.Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, Страсбург, 28 января 1981 г., ратифицирована Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ с заявлением

5.Конвенция Международной организации труда № 13 об использовании свинцовых

белил в малярном деле, Женева, 25 октября 1921 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 2 июля 1991 г. № 2290-I

5.Конвенция Международной организации труда № 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях, Женева, 25 октября 1921 г., ратифицирована РСФСР ратифицировала 22 сентября 1967 г.

6.Конвенция Международной организации труда № 29 о принудительном или обязательном труде, Женева, 28 июня 1930 г. Ратифицирована Президиумом ВС СССР

7.Конвенция Международной организации труда № 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации, Сиэтл, 27 июня 1946 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

8.Конвенция Международной организации труда № 73 о медицинском освидетельствовании моряков, Сиэтл, 29 июня 1946 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

9.Конвенция Международной организации труда № 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности, Монреаль, 19 сентября 1946 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

10.Конвенция Международной организации труда № 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах, Монреаль, 19 сентября 1946 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

11.Конвенция Международной организации труда № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, Женева,9 октября 1946 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

12.Конвенция Международной организации труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, Женева, 19 июня 1947 г., ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ

13.Конвенция Международной организации труда № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, Сан-Франциско, 9 июля 1948 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

14.Конвенция Международной организации труда № 92 о помещениях для экипажа на борту судов, Женева, 8 июня 1949 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

15.Конвенция Международной организации труда № 95 об охране заработной платы, Женева,1 июля 1949 г. Ратифицирована Президиумом ВС СССР 31 января 1961 г.

16.Конвенция Международной организаций труда № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, Женева, 1 июля 1949 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

17.Конвенция Международной организации труда№ 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Женева, 29 июня 1951 г. РСФСР ратифицировала 30 апреля 1956 г.

18.Конвенция Международной организации труда № 103 об охране материнства, Женева, 28 июня 1952 г. РСФСР ратифицировала 10 августа 1956 г.

19.Конвенция Международной организации труда № 105 об упразднении принудительного труда, Женева, 25 июня 1957 г., ратифицирована Федеральным законом от 23 марта 1998 г. № 35-ФЗ

20.Конвенция Международной организации труда № 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях, Женева, 5 июня 1957 г. РСФСР ратифицировала 22 сентября 1967 г.

21.Конвенция Международной организации труда № 108 о национальных удостоверениях личности моряков, Женева, 13 мая 1958 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

22..Конвенция Международной организации труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Женева, 25 июня 1958 г. РСФСР ратифицировала 4 мая 1961 г.

23.Конвенция Международной организации труда № 113 о медицинском осмотре рыбаков, Женева, 19 июня 1959 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

24.Конвенция Международной организации труда № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации, Женева, 22 июня 1960 г. РСФСР ратифицировала 22 сентября 1967 г.

25.Конвенция Международной организации труда № 119 о снабжении машин защитными приспособлениями, Женева, 25 июня 1963 г. РСФСР ратифицировала 4 ноября 1969 г.

26.Конвенция Международной организации труда № 120 о гигиене в торговле и учреждениях, Женева, 8 июля 1964 г. РСФСР ратифицировала 22 сентября 1967 г.

27.Конвенция Международной организации труда № 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах, Женева, 25 июня 1973 г., ратифицирована Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 27-ФЗ

28.Конвенция Международной организации труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу, Женева, 26 июня 1973 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX

29.Конвенция Международной организации труда № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Женева, 23 июня 1975 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX

30.Конвенция Международной организации труда № 147 о минимальных нормах на торговых судах, Женева, 29 октября 1976 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 4 марта 1991 г. № 1991-I

31.Конвенция Международной организации труда № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах, Женева, 20 июня 1977 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29 марта 1988 г. № 8694-XI

32.Конвенция Международной организации труда № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Женева, 21 июня 1977 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 5 марта 1979 г. № 8955-IX

33.Конвенция Международной организации труда № 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация, Женева, 26 июня 1978 г., ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ

34.Конвенция Международной организации труда № 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах, Женева, 25 июня 1979 г., ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 28-ФЗ

35.Конвенция Международной организации труда № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде, Женева, 3 июня 1981 г., ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ

36.Конвенция Международной организации труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Женева, 3 июня 1981 г., ратифицирована Федеральным законом от 30 октября 1997 г. № 137-ФЗ

37.Конвенция Международной организации труда № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Женева, 20 июня 1983 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29 марта 1988 г. № 8694-XI

38.Конвенция Международной организации труда № 160 о статистике труда, Женева, 25 июня 1985 г.. ратифицирована Постановлением ВС СССР от 23 мая 1990 г. № 1515-I

39.Конвенция Международной организации труда № 162 об охране труда при использовании асбеста, Женева, 4 июня 1986 г., ратифицирована Федеральным законом от 8 апреля 2000 г. № 50-ФЗ

40.Конвенция Международной организации труда № 163 о социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту, Женева, 24 сентября 1987 г., ратифицирована

41.Конвенция Международной организации труда № 179 о найме и трудоустройстве моряков, Женева, 22 октября 1996 г., ратифицирована Федеральным законом от 10 июля 2001 г. № 88-ФЗ

42.Конвенция Международной организации труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, Женева, 17 июня 1999 г., ратифицирована Федеральным законом от 8 февраля 2003 г. № 23-ФЗ

2.Конституция РФ

Основные принципы законодательного регулирования охраны труда установлены в Конституции Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ , «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

3.Трудовой кодекс РФ

В Трудовом кодексе охране труда посвящен раздел Х и отдельные нормы в других главах и разделах ТК РФ. Нормы ТК РФ по охране труда приведены ниже:

обучение правилам оказания первой помощи (ст. 212, 214, 225, 228 ТК РФ) ;

доставка пострадавших (ст. 212, 223, 228 ТК РФ) ;

планирование расходов (ст. 226 ТК РФ) ;

обучение правилам охраны труда (ст. 76, 212, 214, 219, 225 ТК РФ) ;

аттестация рабочих мест (ст. 209; 2161 ТК РФ) ;

несчастный случай (ст. 2291, 2301 ТК РФ) ;

медосмотры (ст. 69, 76, 185, 212–214, 219, 266, 328 ТК РФ) ;

средства индивидуальной защиты (ст. 4, 209, 210, 212, 214, 215, 219–221, 2292, 357 ТК РФ) ;

– женщины (ст. 253, 320 ТК РФ) ;

– подростки (ст. 94, 99, 122, 124, 126, 242, 265–271, 282, 298 ТК РФ) ;

– инвалиды (ст. 92, 94, 96, 99, 113, 128, 224 ТК РФ) ;

— льготы и компенсации (ст. 219, 2161 ТК РФ) .

4.Федеральные законы

Ряд вопросов охраны труда регламентирован федеральными законами. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок. (ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания») . Так, например, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» вступил в силу со дня его официального опубликования (ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ) . А поправки в Трудовой кодекс, внесенные в него Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ , вступили в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ).

5.Постановления Правительства РФ

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На сегодняшний день перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 и др.

6.Правила и инструкции федеральных органов власти

Межотраслевые правила по охране труда

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИРМ) утверждает – Минтруд России. Например, постановлением Минтруда России от 17 июня 2003 г. № 36 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия), постановлением Минтруда России от 2 июня 2003 г. № 30 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при переработке пластмасс.

Отраслевые правила по охране труда

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) утверждают федеральные органы исполнительной власти. Так, постановлением Госстроя РФ от 8 января 2003 г. № 2 утвержден свод правил «Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда». Приказом Минтранса России от 22 мая 2003 г. № 137 утверждена типовая инструкция по охране труда для бортовых проводников и т.д..

Правила безопасности

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБ), инструкции по безопасности (ИРБ) утверждают Госгортехнадзор и Госатомнадзор. Например, постановлением Госгортехнадзора России от 9 октября 2002 г. № 60 введены

в действие «Общие правила безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств (ПБ 11-493-02)». Постановлением Госатомнадзора России № 2, Госгортехнадзора России № 99 от 19 июня 2003 г. утверждены и введены в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии. НП-044-03».

Государственные стандарты

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) утверждают Госстандарт России, Госстрой России. Например, постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст принят и введен в действие «ГОСТ Р 12.4.026-2001. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

Строительные нормы и правила

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) должен принимать Госстрой России. Постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. № 80 приняты Строительные нормы и правила Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001». «Свод правил по проектированию и строительству. Механизация строительства. эксплуатация строительных машин в зимний период. СП 12-104-2002» одобрен постановлением Госстроя России от 27 февраля 2003 г. № 25.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормативы (СанПин), санитарные нормативы) принимает Минздрав России. Например Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 августа 2006 г. № 24 утверждены Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.2100-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны (Дополнение № 2 К ГН 2.2.5.1313-03)».

7.Нормативные правовые акты субъектов РФ

8.Документы организации по охране труда

Какие документы нужно оформить в организации для подтверждения выполнения обязанностей работодателя по охране труда?

В организации можно оформить нормативные акты по охране труда в соответствии с перечнем.

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Трудовой кодекс, ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и прочие законы об охране труда

Базовым и имеющим наивысшую юридическую силу нормативным документом по охране труда 2017-2018 годов является ТК РФ, регулирующий права и обязанности работников и администрации, их взаимную ответственность, порядок государственного регулирования трудовых отношений и иные значимые вопросы такого рода. Вторым по значимости документом являлся профильный закон «Об основах…» от 17.07.1999 № 181-ФЗ, который утратил силу 30.06.2006.

Отмена базового закона не нанесла вреда правовому регулированию отношений в сфере охраны труда, а ТК РФ, в свою очередь, стал дополнительно определять:

  • гарантии и права работников, касающиеся безопасного труда;
  • способы обеспечения их защиты;
  • порядок контроля со стороны государства, ответственность сторон трудовых отношений за их нарушения и т. д.

Однако при всей полноте и универсальности правового регулирования трудовых отношений нормы ТК РФ не предполагают полного и всеобъемлющего регламентирования сферы трудовой безопасности. Поэтому помимо ТК РФ отношения в сфере охраны труда в той или иной степени регулируются следующими законами:

  • «О промышленной безопасности…» от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
  • «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
  • «О безопасности гидротехнических...» от 21.07.1997 № 117-ФЗ;
  • «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ;
  • «О специальной оценке…» от 28.12.2013 № 426-ФЗ и т. д.

Важное место в регулировании базовых для охраны труда вопросов занимают и международные договоры. Например, Договор о Евразийском…, подписанный в Астане 29.05.2014. Значительная часть его норм (разделы X, XI, XX, XXI, XXIV-XXVI) определяет порядок сотрудничества стран — членов ЕврАзЭС в области промышленности, энергетики, транспорта, защиты прав трудящихся, что также является отправной точкой при разработке нормативных актов в сфере охраны труда стран — членов указанной организации.

Система подзаконных актов (межотраслевые правила по охране труда, приказ № 1100н и т. д.)

Как видите, законов в этой области принято немало, но самый объемный пласт нормативных документов все-таки составляют подзаконные акты. Основой для их разработки и принятия выступает положение, утвержденное постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 27.12.2010 № 1160. П. 2 данного положения определяет примерный перечень подзаконных актов, регулирующих безопасность труда:

Не знаете свои права?

  • стандарты по безопасности работ;
  • правила и инструкции по безопасности труда;
  • нормативы по санитарии и гигиене и т. д.

На практике перечисленные акты носят самые различные названия: ГОСТы, межотраслевые стандарты, СНиПы, СанПиНы, приказы министерств и ведомств и т. д.

Особое место среди них занимают межотраслевые стандарты, утверждаемые Минтрудом РФ, среди которых особо выделяются правила охраны труда (ПОТ):

  • при работе с инструментом и приспособлениями;
  • эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • выполнении сварочных работ и т. д.

ПОТ являются практическим руководством в сфере охраны труда при проведении работ в промышленности, энергетике, на транспорте и других отраслях хозяйства.

ПОТ, применяемые при работе сотрудников чрезвычайных служб и государственных органов, утверждаются также приказами Минтруда РФ. Например, таким документом является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 23.12.2004 № 1100н, устанавливающий ПОТ для работников пожарной охраны МЧС РФ.

Подытоживая проведенный анализ нормативных документов по охране труда, отметим, что отношения в данной отрасли могут регулироваться самыми различными нормативными актами — как профильными, так и посвященными сопутствующим вопросам. Об этом не стоит забывать практическим работникам, чья деятельность связана со сферой охраны труда.

Государственные нормативно-правовые акты об охране труда (ДНАОП) - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, которым предоставлено силу правовых норм, обязательных для исполнения. Законодательством предусмотрено, что в зависимости от сферы действия ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации хозяйственной деятельности Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда - это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые принадлежат к определенной отрасли.

С целью машинной обработки государственные нормативные акты об охране труда должны кодироваться в соответствии со схемами, изображенных на рис. 2.3 и рис. 2.4. Группа для межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в зависимости от государственных органов, их утвердили. Например, 0.00 - Госнадзорохрантруда; 0.03 - Министерство здравоохранения; 0.06 - Госстандарт и т. Группа для межотраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в соответствии с классификатором, составленного на основе "общего классификатора отраслей хозяйственной деятельности" Минстата Украины. Например, 1.1.10 электроэнергетика; 1.3.10 - химическая промышленность; 2.1.20 - животноводство и птицеводство; 5.1.11 - железнодорожный транспорт; 7.1.30 - общественное питание; 9.0.24 - пожарная охрана 9.2.00 - народное образование; 9.7.00 - органы государственного управления и др.

Рис. 2.3. Схема кодирования для межотраслевых нормативных актов

Рис. 2.4. Схема кодирования для отраслевых нормативных актов

Виды государственных нормативных актов об охране труда (в унифицированной форме для одинакового применения) имеют такое цифровое обозначение:

Правила - 1

Стандарты - 2

Положения, уставы - 4

Технические условия безопасности - 7

Перечни и др. - 8

Государственные нормативные акты необходимо отличать от ведомственных документов об охране труда (ВДОП), которые могут разрабатываться на их основе и утверждаться министерствами, ведомствами Украины или ассоциациями, концернами и другими объединениями предприятий с целью конкретизации требований ДНАОП зависимости от специфики отрасли.

Государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ) бывшего СССР применяются на территории Украины до их замены другими нормативными документами, если они не противоречат действующему законодательству Украины. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны труда, заключенного руководителями правительств государств СНГ в декабре 1994, стандарты ССБТ дальнейшем признаются Украиной как межгосударственные стандарты по согласованному перечню, пересматривается по мере необходимости с учетом национального законодательства государств СНГ и результатов совместной работы, направленной на совершенствование Системы стандартов безопасности труда.

Требования по охране труда регламентируются также государственными стандартами Украины по вопросам безопасности труда, строительными и санитарными нормами и правилами, правилами устройства электроустановок (ПУЭ), нормами технического проектирования и другими нормативными актами, исходя из сферы их действия. Необходимо отметить, что Госнадзорохрантруда подготовил и издал отдельной книгой государственный реестр нормативных актов об охране труда (Реестр ДНАОП), который содержит перечень правил, норм, стандартов и других документов по вопросам охраны труда. Изменения в Реестре ДНАОП публикуются в журнале "Охрана труда". Одновременно они вносятся в банк данных автоматизированного информационного фонда ДНАОП, созданного Госнадзорохрантруда.

Работодатели на основе ДНАОП разрабатывают и утверждают собственные положения, инструкции или другие нормативные акты об охране труда, действующих в пределах предприятия, учреждения, организации. В соответствии с Рекомендациями Госнадзорохрантруда по применению "Порядка разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии", утвержденного приказом Госнадзорохрантруда № 132 от 12.12.1993 p., К основным нормативным актам предприятия относятся:

Положение о системе управления охраной труда на предприятии;

Положение о службе охраны труда предприятия;

Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия;

Положение о работе уполномоченных трудового коллектива по вопросам охраны труда;

Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

Положение об организации и проведении первичного и повторного инструктажей, а также пожарно-технического минимума;

Приказ о порядке аттестации рабочих мест на их соответствие нормативным актам об охране труда;

Положение об организации предварительного и периодических медицинских осмотров работников;

Положение о санитарной лаборатории предприятия;

Инструкции по охране труда для работающих по профессиям и видам работ;

Инструкции о порядке сварки и проведения других огневых работ на предприятии;

Общестроительные объекту и цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности;

Перечень работ с повышенной опасностью;

Перечень должностей должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверку знаний по охране труда;

Приказ об организации бесплатной выдачи работникам определенных категорий лечебно-профилактического питания;

Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, работающие во вредных условиях;

Приказ о порядке обеспечения работников предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Исходя из специфики производства и требований действующего законодательства, владелец утверждает нормативные акты по вышеуказанному перечню и другие, регламентирующих вопросы охраны труда. На предприятии должны быть нормативно-правовые акты, которые охватывают все вопросы по выполнению функций и задач, системы управления охраной труда.

Высшим органом МОТ является - Международная конференция труда; исполнительным органом - Административный совет.

За последние годы МОТ приняла ряд важных международно-правовых документов, направленных на защиту работников от профессиональных рисков (в публикациях это понятие определяется как "источник опасности для жизни и здоровья работника, с которым он сталкивается в производственной среде при выполнении своих производственных функций »).

В 1981 г.. 67 сессия Международной конференции труда приняла Конвенцию 155, дополненную Рекомендацией по профессиональной безопасности, здоровья и производственной среды. В обоих актах предусмотрены меры, которые должны приниматься на национальном уровне, так и на собственных предприятиях. Государственная власть призвана формулировать, осуществлять и периодически пересматривать национальные меры по предотвращению несчастных случаев, профзаболеваний и вызванной ими вреде для здоровья. Работодатели, со своей стороны, должны сделать все необходимое, чтобы рабочие места, машины, оборудование и производственные процессы были безопасными и не представляли угрозы для здоровья, а также обеспечить меры по оказанию неотложной помощи пострадавшим.

Работники обязаны знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, сотрудничать с работодателем в деле организации безопасных и безвредных условий производства, а также иметь право прекратить работу, если она опасна для их жизни или здоровья или для окружающих людей и природной среды.

МОТ придает большое значение обмену научно-технической информацией между странами - членами Организации. Такой обмен осуществляется, в частности, в рамках существующего с 1959 г.. Международного информационного центра (МИЦ) по технике безопасности и гигиене труда, который обобщает и систематизирует результаты национальных научных исследований в указанных областях, которые подаются информационными центрами.

На основе аннотирования более 50 тыс. Публикаций ГИЦ выдает специальные сборники, которые направляются более чем в 100 стран мира. Они представляют собой библиографию опубликованных и еще не опубликованных исследований, монографий, кинофильмов и журнальных статей, распределенных составителями по основным видам профессиональных рисков (например, взрыво- и пожароопасные материалы, пыль и аэрозоли, шум и вибрация и др.) И факторами условий труда стандартной классификации ООН и другими категориями (статистика, эргономика и др.).

Другим основным направлением работы МОТ является предоставление консультаций экспертов и технической помощи в вопросах, связанных с трудовой и социальной политикой. Помощь предоставляется в рамках программ технического сотрудничества ООН.

Государственный реестр нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда

Согласно приказу Госнадзорохрантруда Украины от 08.06.2004 г.. № 151, введен такое кодирование нормативно-правовых актов по охране труда (НПАОП) (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Схема кодирования для нормативно-правовых актов

Характеристика элементов структуры обозначения (шифра)

Номер по порядку в пределах вида определяется согласно данным Реестра.

Виды НПАОП (в унифицированной форме для одинакового применения) имеют такое цифровое обозначение:

Правила - 1

Перечни - 2

Положение - 4

Инструкции - 5

Другие - 7

Вид экономической деятельности (группа, класс) определяется в соответствии с ДК 009-96 (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Коды основных видов экономической деятельности (в соответствии с ДК 009-96)

Если нормативно-правовой акт распространяется на все или несколько видов экономической деятельности, указывается код 0.00.

Коды основных видов экономической деятельности имеют более 90 названий в соответствии с Положением о Государственном реестре НПАОП от 08.06.2004 г.. № 151.

Государственные и отраслевые стандарты по вопросам охраны труда регистрируются Госстандартом Украины. Они, как и стандарты ССБТ бывшего СССР, могут включаться в Реестр НПАОП.