Источники ГП. Состав гражданского законодательства

Понятие гражданского права

Определение 1

Гражданское право принято понимать как совокупность норм права, которые устанавливают границы имущественных и личных отношений в рамках правового поля с целью реализации прав субъектов гражданских правоотношений, регуляции между ними экономических взаимоотношений.

Гражданское право выступает главной отраслью права при регулировании частных взаимоотношений между субъектами правоотношений.

Нормативно-правовые акты гражданского законодательства принимаются на федеральном уровне и, следовательно, едины для всей страны. Согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ, к гражданскому законодательству относятся Гражданский кодекс РФ и в соответствии с ним принятые федеральные законы, однако такой подход разделяют не все исследователи, большинство к понятию гражданского законодательства относит также нормативно-правовые акты, которые приняты в соответствии с нормами гражданского законодательства, но не входящими в состав ГК РФ или ФЗ РФ к нему относящихся.

Понятие источников гражданского права

Источники права приобретают официальный характер двумя путями:

  • Когда правовые нормы исходят от государственных органов, то есть правотворческим путем;
  • Когда органы государственной власти закрепляют сложившиеся в обществе порядки, наделяя их юридической силой, то ест путем санкционирования.

Классификация источников гражданского законодательства

В юридической литературе чаще всего выделяют три основных вида источников права.

  • Административный, судебный прецеденты.
  • Нормативный юридический оформленный акт.
  • Санкционированный обычай.

Замечание 1

Нормативные юридически оформленные акты являются документами официального характера, которые несут в себе юридические норм. Под юридическими актами, в данном случае, подразумеваются законы, указы, постановления, а так же иные документы исходящие от учреждений и государственных структур.

Санкционированные обычаи являются сложившимися в обществе обычаями, которым государство придало силу закона. Эти номы в обществе сначала приобретают обязательный характер, а затем закрепляются законом и гарантируются их выполнение принудительной силой государства.

Административный и судебный прецедент предполагают наличие решения судебного или административного по юридическому делу, которому придано юридическое, общеобязательное значение. Этот механизм рождения исторического источника больше относиться к англо-саксонской системе права.

Источники в современном гражданском законодательстве имеют следующее деление:

  • Нормативно-правовые акты;
  • Обычаи делового оборота;
  • Международные нормативно-правовые акты.

В гражданском законодательстве принято различать законы:

  • Федеральные законы, которые действуют на территории всей РФ;
  • Федеральные конституционные законы, которые так же применяются на всей территории РФ;
  • Законы, изданные субъектами РФ, которые применимы только на территории данного субъекта.
  • Федеральный конституционный закон понимается как нормативно-правовой акт, который принимается Федеральным Собранием РФ, в рамках действующего законодательства, внося изменения и дополнения в Конституцию РФ.
  • Федеральный закон подразумевает нормативно-правовой акт, который принимается Федеральным Собранием, который не может противоречить положениям Конституции РФ.
  • Закон, изданный субъектом РФ, является нормативно-правовым актом, который принимается высшим представительным органом субъекта РФ.

В соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции России гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это положение служит определенной гарантией единства экономического пространства России, на всей территории которого действуют единые правила, регулирующие гражданский оборот, единые правила осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты Федерации не вправе принимать акты по вопросам гражданского права.

Исключение составляют вопросы гражданско-правового характера, отнесенные статьей 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Субъектам Федерации предоставлено право принимать нормативные акты, в частности относящиеся к жилищному законодательству, а также регулирующие вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Систему источников гражданского права образуют:

1) Конституция Российской Федерации, закрепляющая основы гражданско-правового регулирования, которые развиваются в отраслевом законодательстве;

2) федеральные законы, которые согласно пункту 2 ст. 3 ГК РФ образуют гражданское законодательство. Следует подчеркнуть, что объем понятия гражданского законодательства, используемого в Конституции и в ГК РФ, различен. Гражданский кодекс относит к гражданскому законодательству только законы, давая ему, таким образом, более узкое толкование и четко разграничивая законы и подзаконные акты.

Главенствующее место среди федеральных законов занимает кодифицированный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации, который принимался в четыре этапа: часть первая от 30 ноября 1994 г. вступила в действие с 1 января 1995 г., часть вторая от 26 января 1996 г. вступила в действие с 1 марта 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г. вступила в действие с 1 марта 2002 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г. вступила в силу с 1 января 2008 г.

Гражданский кодекс отражает систему гражданского права, закрепляет наиболее важные нормативные положения в основных сферах регулируемых отношений. ГК РФ является основным источником гражданского права, остальные источники по вопросам, урегулированным Кодексом, должны приниматься на основании и в пределах, допускаемых им.

Закрепляя основы гражданско-правового регулирования в различных сферах общественных отношений, ГК РФ прямо предусматривает необходимость принятия тематических федеральных законов (например, п. 3 ст. 87 ГК РФ предусматривает, что правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются самим Кодексом и Законом об обществах с ограниченной ответственностью). Кроме того, ГК РФ содержит отсылки к законам (в ряде случаев - к подзаконным нормативным актам) без указания их названия. Законы должны соответствовать ГК РФ;

3) указы Президента Российской Федерации, которые не долж

ны противоречить ГК РФ и федеральным законам;

4) постановления Правительства Российской Федерации, ко

торые должны соответствовать ГК РФ, федеральным законам

и указам Президента России.

Согласно терминологии ГК РФ указы Президента и постановления Правительства объединяются общим понятием «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3). Когда в норме ГК РФ указано, что она применяется, если иное не установлено «иными правовыми актами», то имеются в виду указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. Если же в ГК РФ указано, что тот или иной вопрос может быть урегулирован законом, то иные правовые акты по такому вопросу приниматься не могут.

Однако если указ Президента России или постановление федерального Правительства были приняты до введения в действие соответствующей части ГК РФ, то они действуют впредь до введения в действие соответствующих законов;

5) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Нормотворческая компетенция этих органов в области гражданского права ограничена только теми случаями и теми пределами, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Издание названными органами гражданско-правовых норм без специального нормативного основания неправомерно;

6) акты законодательства Союза ССР, которые сохраняют действие в Российской Федерации и являются источниками гражданского права при отсутствии регламентации соответствующего вопроса в российских нормативных актах и непротиворечии их действующему законодательству, в первую очередь ГК РФ;

7) общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, которые применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, осложненным наличием иностранного элемента (иностранного субъекта, юридического факта, объекта, находящегося на территории другого государства). Такие отношения являются предметом международного частного права (раздел VI ГК РФ);

8) обычаи делового оборота, являющиеся разновидностью правового обычая, которая имеет ограниченную сферу использования - какую-либо область предпринимательской деятельности.

Понятие источника гражданского права

В российской правовой системе весьма велико значение судебной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действующего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modo legislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по применению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы , а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм.

Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ , который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное толкование действующего законодательства (кроме Конституции РФ).

Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «правотворчества », ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. То же самое можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц , их внутренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства , наделенными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений . Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов , а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений , в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  • международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а также общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • законодательство (нормативные акты);
  • обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

Международные договоры

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права .

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (в тех случаях, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право). Женевская вексельная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358, в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях . Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории Российской Федерации. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права , то они, как и общие принципы гражданского права , определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права , а также принцип всеобщего соблюдения прав человека .

Обычаи имущественного оборота

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

Действие гражданского законодательства

Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган , который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование).

Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму права , причем действующую с обратной силой. Толкование закона , которое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является ).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов , может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «ограничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает применение, либо исключение из общего правила.

ГП как отрасль частного права. Понятие, предмет, метод и функции ГП. Особенности правоотношений, входящих в предмет ГП.

Гражданское право как отрасль права - это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права - это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на:

Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя:

Отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);

Отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательственное право, наследование).

Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями:

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки,

литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграждение);

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, защита чести, достоинства и деловой репутации).

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их.

Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты:

1. Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности.

2. Автономия воли сторон. В большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. Часто закон устанавливает только общие рамки таких отношений либо предоставляет сторонам несколько способов регулирования их отношений на выбор. Постороннее вмешательство в частную жизнь допускается только в случаях, определенных законом.

3. Имущественная самостоятельность сторон. Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам.

4. Защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы; в установленных законом случаях защита гражданских прав производится и в административном порядке.

5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности.

Объектом взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Гражданско-правовая ответственность носит по общему правилу компенсационный характер.

Функции гражданского права:

регулятивная функция, направленная на создание нормальных условий для функционирования и развития экономики; . охранительная функция, направленная на защиту гражданских прав от нарушений. Охранительная функция гражданского права носит преимущественно компенсационный (восстановительный) характер.

Особенности гражданско-правовых отношений:

1. субъекты гражданских правоотношений обособлены друг от друга как в имущественном, так и в организационном плане, в силу чего они самостоятельны, независимы друг от друга, соотносятся друг с другом как равные. С утратой этого свойства меняется и природа правоотношения. Из гражданского оно превращается в иное правоотношение.

2. равенство участников общественных отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Вследствие этого гражданские правоотношения как правоотношения особого структурного типа, в которых обязанность корреспондирует с субъективным правом как притязанием, а не как велением.

3. самостоятельность участников общественных отношений. Основными юридическими фактами, порождающими, изменяющими и прекращающими гражданские правоотношения, являются акты свободного волеизъявления субъектов -сделки.

Источники ГП. Состав гражданского законодательства. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Источники гражданского права РФ включают в себя:

§ Нормативные правовые акты

§ Международные договоры

§ Обычаи делового оборота

Различают законы:

§ Федеральные конституционные законы.

§ Федеральные законы

§ Законы субъектов Федерации

Федеральный конституционный закон Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов РФ - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации .

Федеральные законы подразделяются на:

1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)

§ Указы Президента РФ

§ Постановления Правительства РФ

2. Акты федеральных органов исполнительной власти

§ Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами

3. Акты исполнительных органов субъектов РФ

4. Обычаи делового оборота - правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.

5. Нормы международного права и международные договоры РФ.

Гражданское законодательство Российской Федерации главным образом состоит из Конституции, ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать нормам ГК. В свою очередь, аналогичные нормы подзаконных актов не должны противоречить как нормам ГК и другим законам, так и актам органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации , имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ, является фундаментом гражданского законодательства. Порядок применения статей Конституции в судебной практике закреплен в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Нормативные правовые акты Российской Федерации представляют собой акты, имеющие обязательную силу и рассчитанные на неоднократное применение, принятые управомоченными государственными органами, выражающие властные веления, порождающие правовые последствия, создающие юридическое состояние и направленные на регулирование общественных отношений. В зависимости от вида субъекта нормотворчества, нормативные правовые акты классифицируются на законодательные и подзаконные . При этом для нормативных правовых актов важен принцип иерархии, выражающийся в том, что нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и акту вышестоящего органа.

Гражданское законодательство подразделяется на федеральные конституционные и федеральные законы, центральное место среди которых занимает отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт – Гражданский кодекс Российской Федерации . Приоритет норм ГК выражается в том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (абз. 2 п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные и федеральные законы, которые опубликованы в официальных источниках (на сегодняшний день такими источниками являются «Российская газета», «Парламентская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.

Действие законов во времени связано с моментом их вступления в юридическую силу и с момента утраты ими юридической силы. Законы вступают в юридическую силу по одному из следующих правил:

С момента его принятия правотворческим органом (например, государственной думой)

По истечении определенного времени со дня его опубликования. По общему правилу законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Законно вступает в силу со дня, указанного в самом законе.

Закон, вступивший в силу, применяется только к тем отношениям, которые возникли после его вступления в действие, то есть закон обратной силы не имеет.

Исключения:

1. закон имеет обратную силу когда:

В самом законе об этом прямо сказано;

Когда закон смягчает или вовсе отменяет ответственность.

2. Закон утрачивает юридическую силу в следующих случаях:

Когда истек срок, на который был принят закон;

Когда один закон напрямую отменяет другой закон.

Закон по тем же самым вопросам, которые регулировал старый закон был принят новый закон.

По общему правилу действие закона государства в пространстве распространяется на территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.

По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц , находящихся на его территории и территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений.

Принципы ГП – общеобязательные положения, основные начала, которые пронизывают все нормы ГП и выражают его сущность. Нормы не должны противоречить принципам, указанным в ст. 1 ГК.

1) Принцип равенства всех участников – никто не обладает преимуществом перед другими. Даже государство не использует свои властные полномочия и участвует на равных в этих отношениях с другими субъектами.

2) Неприкосновенность всех форм собственности, т.е право частной собственности охраняется К РФ (ст. 35). В РФ признаются следующие формы собственности: частная (ФЛ+ЮЛ), государственная (федеральная + субъектов), муниципальная и иные (ст. 8). Принудительное отчуждение частной собственности допускается, но только на основании ФЗ и не иначе как по решению суда.

3) Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела – никто не в праве вмешиваться в частные дела, если субъекты осуществляют их в соответствии с законом.

4) Свободное перемещение по территории РФ товаров и услуг, финансовых средств – никто не в праве ограничивать единое экономическое пространство РФ. По ст. 74 К РФ ограничения возможны, но только на основании ФЗ и если это необходимо для обеспечения безопасности, жизни и здоровья людей, охраны природы и др.

5) Свобода договора
- свобода заключать или не заключать

Свобода выбора партнера

Свобода выбора условий

Стороны в праве заключать смешанные договор, в котором есть элемент нескольких

Стороны в праве заключать любой договор, даже не предусмотренный ГК РФ, лишь бы он ему не противоречил

6) Беспрепятственное осуществлении субъектами гражданских прав, их субъективных прав. Их восстановление и защита. Ограничение прав и свобод возможно по ст. 55 К РФ, но только на основании ФЗ и если это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечение обороны страны, безопасности государства, жизни и здоровья граждан и др.

7) Дозволительная направленность гражданско-правового регулирования – суть принципа сводится к двум аспектам: нормы ГП сформулированы на базе общего правила «разрешено все, что не запрещено законом»; диспозитивность правового регулирования.

8) Принцип добросовестности. Он изначально предполагается пока не будет доказано обратное.

Источники гражданского права (внешняя форма выражения)

По статье 71 К РФ и статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство в исключительном ведении Российской Федерации. Это значит, что ни субъекты РФ, ни органы местного самоуправления ни в праве принимать акты, содержащие гражданские нормы.

Система источников ГП РФ в зависимости их действия по юридической силе:

Конституция РФ

Международные договоры (по статье 15 К РФ нормы международного права и международные договоры являются частью правовой системы РФ). Международные обязательства имеют приоритет перед законодательством РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем законом РФ применяются нормы международного договора.

ГК РФ – в ст. 3 ГК указано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах не должны ему противоречить. Закон «О банкротстве» все коммерческие и некоммерческие м.б. признаны банкротами, кроме религиозных организаций, политических партий, учреждения и казенные организации. ИП тоже могут быть признан банкротом. Есть статья в данном законе о банкротстве физических лиц, но эта норма противоречит ГК РФ, поэтому она не работает.

Остальные ФЗ

Законы РСФСР И СССР в части, не противоречащей актам, указанным выше.

2. Подзаконные акты (принимают исполнительная власть и президент)

Указы президента

Постановления правительства

Ведомственные акты органов исполнительной власти

3. Обычаи – правила поведения, которые сложились в результате многократного применения в гражданском обороте. Обычай является источником ГП, только если он закреплен в какой либо правовой норме, которая придает ему юридическую силу. На сегодня статья 5 ГК РФ закрепляет в качестве источника ГП обычай. Если отношения сторон не урегулированы законом или договором, применяется обычай.

4. Нормы морали и нравственности не являются источником ГП до тех пор, пока они не будут закреплены в какой-либо правовой норме. Например, по ст. 169 ГК сделка признается не действительной, если она совершена с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности. Например, лицо м.б. выселено из жилого помещения, если оно нарушает нормы человеческого общежития.

5. Пленумы Верховного суда и Высшего Арбитражного не являются источниками гражданского права, т.к. они не содержат правовых норм. Они дают лишь разъяснения по вопросам применения законодательства, когда правовая норма является непонятной, имеет двойной смысл, когда судебная практика является противоречивой, когда вышестоящие суды отменяют решения нижестоящих. Разъяснения пленумов являются обязательными для применения всеми нижестоящими судами.

6. Судебная практика – это многократное единообразное разрешение судами одной и той же категории дел. Не является источником гражданского права и судья может вынести иное решение по данной категории дел. Моральный вред – физические или нравственные страдания человека. Всегда можно подать, когда посягают на нематериальные блага. ВС постановил, что юридическое лицо может подать на моральный вред только когда посягают на деловую репутацию. ВАС постановил, что на моральный вред может подать только физическое лицо. На сегодняшний день только физическое лицо может.



7. Судебный прецедент не является источником ГП, однако прецедент конституционного суда имеет признаки источника гражданского права. Прецедент конституционного суда – правило поведения выработанное им и закрепленное в резолютивной части его постановления. Это правило обязательно для применения всеми лицами в том числе и судами при рассмотрении аналогичных дел.

5. Система ГП – это его внутреннее строение, а так же его деление на под отрасли, институты, и субинституты.

Правовая норма – базовый элемент ГП, правило поведения, которое устанавливает и охраняется государством.

Под отрасль ГП – часть отрасли, которая объединяет однородные институты.

Вещное право

Обязательственное право

Наследственное право

Право интеллектуальной собственности

Нематериальные блага

Правовой институт – регулирует схожие отношения внутри под отрасли. Например наследственное право: институт наследования по закону, институт наследования по завещанию, институт приобретения наследства.

Правовой субинститут – регулирует схожие отношения внутри института. Субинститут обычного завещания, субинститут закрытого завещания, субинститут завещания по чрезвычайным обстоятельствам.

6. ГП в системе отраслей РП

Гражданское и административное право.
В ряде случаев имеют один и тот же предмет регулирования – имущественные отношения, однако метод административного права основан на власти и подчинении. Так же многие административные акты являются основаниями для возникновения гражданских отношений. Акт чиновника порождает правовые последствия.

Гражданское и финансовое право

По статье 2 ГК РФ к отношениям основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяется.

Гражданское и трудовое право

Оба регулируют отношения по поводу трудового процесса, однако трудовое право регулирует на основании трудового договора, а гражданское на основании договора подряда.

Гражданское и семейное право

Тесно связаны между собой, т.к. оба отрасли частного права. Понятийный аппарат гражданского права используется в семейном праве. В семейном праве делается акцент на личных отношениях между супругами, а не на товарно-денежном.

Гражданское, земельное и экологическое право

Гражданское право регулирует обращение земли и других природных объектов, находящихся в гражданском обороте, однако с ограничениями, установленными в земельном и экологическом праве.

Гражданское и уголовное право

Уголовное право так же охраняет имущественные отношения, устанавливая наказания за имущественные преступления. Их взаимодействие – это подача гражданского иска в уголовном процессе.

Гражданское право и гражданский процесс

Гражданский процесс регламентирует порядок рассмотрения гражданско-правовых споров.

Гражданское и конституционное право

Конституционное право определяет общие принципы правовой системы РФ, а гражданское конкретизирует их в своих нормах.