О некоторых характеристиках правового статуса судей региональных конституционных и уставных судов. Правовое регулирование деятельности судей Особенности правового положения отдельных категорий судей

  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).

    Правовой статус судьи - это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.

    1.Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

    2.Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

    Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

    Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

    3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, первый девятый классы. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс).

    4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:

    В своей профессиональной деятельности и вне службы неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;

    В любой ситуации избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия;

    Не может замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности;

    Не может быть третейским судьей или арбитром;

    Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях и иной политической деятельности;

    Не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства);

    Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом.

    5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

    6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность.

    7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены на всей территории РФ.

    Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

    Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность.

    8. Судьи несменяемы, то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

    9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.

    Сроки полномочий мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

    10. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ.

    Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

    11. Судьи неприкосновенны.

    Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

    12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий.

    13. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности.

    За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

    14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

    Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

    15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

    16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могу применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.)

    Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.

    В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым должен он отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

    Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является, прежде всего, соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и. стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими.

    Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.

    Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ, как предусмотрено ч. 1 ст. 13 Закона о судебной системе, устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

    Судьи военных судов согласно Закону о судебной системе назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей этих судов.

    Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

    Но главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти. Сказанному не противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание, а лишь устанавливается форма ее реализации - процессуальная.

    Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия, - это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа - народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональной основе; б) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены; г) пользуются неприкосновенностью (ст. 120, 122 Конституции РФ, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 1 Закона о статусе судей, ст. 2 Закона о мировых судьях).

    Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне - в Конституции Российской Федерации (ст. 120).

    Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Закона о судебной системе) Кутафин О.Е. О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция.- 2008.- №8.- С. 19-23.

    1. Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    3. Военнослужащий, назначенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии, имеет право в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы.

    Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда

    1. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

    Статья 12. Единство статуса суде.

    Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.(ФЗ о судебной системе.)

    Статус и полномочия мирового судьи в России. 21.Компетенции мировых судей.

    Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

    1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.



    2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

    3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

    1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

    Статья 3. Компетенция мирового судьи

    1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

    2) дела о выдаче судебного приказа;

    3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

    6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    8) дела об определении порядка пользования имуществом;

    9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

    1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

    2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

    3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

    Конституционные (уставные) суды субъектов. Их признаки, статус полномочия.

    Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

    1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

    2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

    3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

    Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие.

    Общие положения

    Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, граж­данского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей); б) несколь­ких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в над­зорной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте соста­ва судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляет­ся только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитраж­ных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Зако­ном о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федера­ции обладают единым статусом и различаются между собой только полно­мочиями и компетенцией.

    Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Феде­рации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность неко­торых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий

    Раздел II Судебная система Российской Федерации

    судей, включая судей военных судов, определяются федеральными закона­ми, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также закона­ми субъектов Федерации.

    В отношении же особенностей правового положения судей Конститу­ционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсыла­ет к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому пред­ставляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Ком­понентами, из которых складывается комплексное представление о право­вом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.

    § 2. Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей

    Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замеще­ние судейских должностей является прежде всего соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конститу­ция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требо­вания к судьям судов Российской Федерации. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде.

    Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются дос­таточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и арбитражные, а также военные суды), а также мировых судей (ст. 5 Закона о мировых судьях). Но эти требования недос­таточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих

    Глава 10 Правовой статус судей

    судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции (включая военные), арбитражных судов и ми­ровых судей предъявляются одинаковые требования.

    В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи раз­личных звеньев - неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии для кандидатов в судьи вышестоящих судов (включая арбитражные и во­енные суды) должен составлять не менее 10 лет, а для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет.

    Отличаются от минимальных общих требований установленные феде­ральными законами стандарты в части возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.

    Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат ст. 119 Конституции РФ, так как последняя, как уже подчеркивалось, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возмож­ность установления федеральными законами дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Тем самым Констит>цня допустила возможность повышения федеральными законами требований к кандида­там на должность судьи Российской Федерации, но поставила жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может сни­зить ни один федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения ст. 119 Кон­ституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.

    Требования в части высшего юридического образования и наличия оп­ределенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплекто­вания судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ог­раничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда мо­жет быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8). Эти по­вышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению консти­туционного контроля, выполнение которых требует обладания более высо­ким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юри­дический вуз. Положения ст. 119 Конституции РФ не препятствуют предъ­явлению указанных требований.

    Специальные условия назначения судей военных судов содержатся в законодательстве. В ст. 2 Федерального закона «О некоторых вопросах

    Раздел II. Судебная система Российской Федерации

    организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» 1 указано, что: 1) военнослужащие военных судов проходят военную службу; 2) на них распространяются воинские уставы и положения с учетом осо­бенностей, установленных Законом о статусе судей, другими нормативны­ми актами и указанным Федеральным законом. Эти положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах (ст. 26) 2 .

    Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъ­являемых к судьям (ст. 3) и к кандидатам на должность судьи (ст. 4), не означает, что требования, адресованные первым (ст. 3), не относятся ко вторым. В частности, к кандидату на должность судьи относятся положе­ния ч. 2 ст. 3 Закона о статусе судей. В соответствии с ними судья при ис­полнении своих полномочий, а также во внесудебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти, достоин­ство судьи или вызывать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. В рассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.

    Нравственное начало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей (ст. 4) требовании, обращенном к кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Этическое начало есть и в ст. 8 Закона о Конституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.

    Что же касается положений ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, то они прежде всего имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Не может судья со­вмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме науч­ной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Однако поскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейских полномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Он может быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случае его назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Это может быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лица на должность судьи.

    При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо мо­жет быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей (ч. 1 ст. 4 Закона о статусе судей).

    Своеобразно сформулированы требования, предъявляемые к судье Кон­ституционного Суда РФ, причем не только дополнительные, но даже и те,

    Глава 10. Правовой статус судей

    1 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3305.

    2 См. об этом и других особенностях статуса судей военных судов в § 4 гл. 6.

    которые известны Закону о статусе судей. Действующий закон о Конститу­ционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениями о запрете совместительства, данными в ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, а существенно их развивает. Закон категорически запрещает судье Консти­туционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государствен­ные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме препода­вательской, научной или иной творческой деятельности. Однако и разре­шенная деятельность допустима постольку, поскольку занятие ею не препятствует выполнению обязанностей судьи. Отвлечение от ос­новной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конститу­ционного Суда РФ.

    Согласно Закону о Конституционном Суде (ст. 11) судьи этого суда н е вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

    Категоричнее, чем в Законе о статусе судей, установлены для судьи Конституционного Суда ограничительные меры по поводу участия в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судья любого другого суда, не может принадлежать к политическим партиям и дви­жениям. Но это не все. Согласно закону он не имеет права их матери­ально поддерживать, участвовать в политических акциях, вести полити­ческую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и дви­жений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объеди­нений, даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовой информации и перед аудиторией, судья Конститу­ционного Суда не вправе до принятия решения Конституционным Су­дом высказывать свое мнение о вопросе, который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения в Конституци­онном Суде.

    Внеся изменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил круг требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Отныне для подтверждения у претендента на должность судьи забо­леваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболева­ний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается ре­шением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения

    Раздел II. Судебная система Российской Федерации

    (ст. 4.1 Закона о статусе судей в ред. Федерального закона от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.)№ 169-ФЗ) 1 .

    Правовой статус судей - это правовое положение судьи как государственного деятеля,закрепленное в законодательстве Н О. конституция РФ, Закон «О статусе судей» ФКЗ «О судебной системе РФ» ФКЗ «О конституционном суде РФ» ФКЗ «о Военных судах РФ»

    Элементы правового статуса судей

    1. Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделённые в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

    Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус.

    2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

    Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

    Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения Судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

    3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судьи присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, 1, 2, 3, 4, 5 классы). Судьям Конституционного суда РФ присваивается высший квалификационный класс)

    4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

    В своей профессиональной деятельности и вне службы соблюдать Конституцию РФ и законы;

    Не может замещать иные государственные должности (государственной ил муниципальной службы);

    Не может быть третейским судьей или арбитром;

    Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально,публичновырожать свои взглыды, участвовать в иный политической деятельности;

    Не вправе заниматся другой оплачиваемой деятельностью,кромепреподовательской, научной и иной творческой деятельности,занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;

    Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектам;

    Запрещено прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

    5. Cудьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ.

    6. Судьи никому не подотчётны.

    7. Судьи несменяемы,то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.


    8. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Сроки полномочия Мировых судей и судей конституционных (уставных)судов субъектов РФ устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

    9. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

    10. Судьи неприкосновенны (это связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности). Принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

    11. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждение или досрочного прекращения полномочий.

    12. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности (звание судьи сохраняется, гарантий личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу).

    13. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

    14. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

    15. В целях защиты жизни,здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана охранажилища,выдачаоружия,изменения внешности)

    Несменяемость судей

    Судьи не сменяемы, т.е. они не подлежат переводу на другую должность, либо в другой суд без их согласия, но полномочия судей могут быть приостановлены или прекращены по основания и в порядке, предусмотренном законами «О статусе судей», «О Конституционном суде РФ».

    Полномочия судьи не ограничены определенным сроком, кроме следующих случаев:

    1) Судьи Федеральных судов (кроме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ) впервые назначаются на 3 года, а затем могут быть назначены без ограничения сроков полномочий. Для всех Федеральных судей установлен предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

    2) Мировые судьи назначаются или избираются на должность на срок, предусмотренный законами субъектов РФ, но в любом случае впервые не более, чем на 5 лет, а в последующем - не менее, чем на 5 лет. Предельный возраст - 70 лет.

    3) Срок полномочий и предельный возраст судей Конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов.

    4) Председатель Конституционного суда РФ и его заместитель избираются на эти должности на 3 года, а затем могут быть переизбраны на эти должности.

    5) Председатели остальных Федеральных судов и их заместители назначаются на эти должности на 6 лет и могут быть переизбраны, но не более 2 раз подряд в одном и том же суде.