Ограничения и запреты на государственной гражданской и муниципальной службе: актуальные вопросы правового регулирования. Ограничения и запреты для государственного служащего Кем устанавливаются ограничения и запреты на государственной гражданской службе

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Государственная служба в системе государственного управления
    • Природа и сущность государственной службы
    • Цели, задачи и функции государственной службы
    • Принципы государственной службы
  • Государственная служба России в историко-правовом аспекте
    • Становление и развитие государственного управления и государственной службы в Киевской Руси и Московском государстве
    • Государственная (статская) служба Российской империи XVIII - начало XX вв.
    • Развитие государственного управления и государственной службы в советский период (1917 -1991 гг.)
    • Государственная служба в постсоветской России
  • Виды государственной службы Российской Федерации
    • Система государственной службы Российской Федерации
    • Военная служба Российской Федерации
    • Правоохранительная служба Российской Федерации
    • Государственная гражданская служба
  • Правовое регулирование государственной службы Российской Федерации
    • Федеральные нормативные правовые акты
    • Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы
    • Правовая характеристика должности государственной гражданской службы
    • Квалификационные требования к служебным должностям
    • Категории, группы и реестры должностей
    • Классные чины гражданской службы
    • Должностной регламент
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Технология отбора лиц на гражданскую службу
    • Технология прохождения гражданской службы
    • Основания и последствия прекращения гражданской службы
  • Правовой статус государственного гражданского служащего
    • Определение понятия «гражданский служащий»
    • Классификация государственных служащих
    • Права и обязанности государственных гражданских служащих
    • Ограничения и запреты, связанные с государственной службой
  • Юридическая ответственность государственных служащих
    • Юридическая ответственность государственных служащих: понятие, принципы, классификация
    • Виды ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Сущность и особенности региональной государственной службы
    • Государственная гражданская служба Республики Татарстан
  • Кадровая политика на государственной службе: основные понятия и виды
  • Формирование кадрового состава государственной гражданской службы
    • Принципы формирования кадрового состава государственной гражданской службы
    • Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих
    • Кадровый резерв на государственной гражданской службе
  • Зарубежный опыт организации государственной службы
    • «Закрытая» модель государственной гражданской службы
    • «Открытая» модель государственной гражданской службы
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Муниципальная служба: понятие, цели, задачи, функции и основные принципы
    • Понятие муниципальной службы
    • Цель, задачи и функции муниципальной службы
    • Принципы муниципальной службы
  • Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации
    • Правовое регулирование муниципальной службы на федеральном уровне
    • Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне
    • Система муниципальных правовых актов, регулирующая правоотношения в сфере муниципальной службы
  • Должности муниципальной службы: классификация, реестр, квалификационные требования
    • Должности муниципальной службы: понятие и классификация
    • Квалификационные требования к служебным должностям и требования к кандидатам на должность главы местной администрации
  • Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения
    • Порядок поступления и конкурс на замещение должности муниципальной службы
    • Прохождение муниципальной службы
    • Основания и порядок прекращения муниципальной службы
  • Правовое положение муниципального служащего
    • Определение понятия «муниципальный служащий»
    • Основные права и обязанности муниципального служащего
    • Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Ответственность муниципального служащего
    • Гарантии муниципального служащего
  • Кадровая работа в муниципальном образовании

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья,
  • сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

2) Замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность.

Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;

3) Осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода.

4) Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

5) Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ).

6) Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий.

7) Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц.

8) Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

9) Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

10) Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

11) Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно.

12) Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных объединений, в том числе религиозных. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.

Таким образом, государство накладывает на государственного служащего ограничения и запреты. Это связано с тем, чтобы он более эффективно использовал свое служебное время в интересах государства и общества.

В ст. 18 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены обязательные требования к служебному поведению гражданского служащего:

  1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  4. соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  5. не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  6. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  7. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  8. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  9. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  10. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  11. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  12. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Ст. 68 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

введение

1.1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Заключение


введение

Государственная гражданская служба как вид государственной службы представляет собой сложный механизм, включающий в себя множество элементов.

Пожалуй, одним из важнейших элементов является сам государсвтенный гражданский служащий, его права и обязанности. Надлежащее исполнение им требований закона не только положительно сказывается на деятельности конкретного органа власти, но и на обществе в целом. Так, важным, с точки зрения осуществления государственной гражданской службы, является соблюдение не только прав и обязанностей государственного гражданского служащего, но ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Запреты и ограничения, представляют собой своеобразные меры противодействия коррупции и злоупотреблениям государственными служащими своими полномочиями.

В этой связи важным является определение сущности, как запретов, так и ограничений, понимание их структуры и последствий их несоблюдения. В этом и заключается актуальность рассматриваемого вопроса.

Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания: диалектический, сравнительного правоведения, формально-юридический и др.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов: А.В. Гусева, Т.Г. Полыниной, Х.А. Валеева, А.Ф. Ноздрачева, Ю.М. Кулаковой и др.

Нормативную и практическую базу исследования составляет действующее законодательство РФ в области регулирования государственной гражданской службы.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере осуществления государственной гражданской службы.

Предмет настоящей курсовой работы следует определить как - запреты и ограничения в системе государственной гражданской службы.

Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение системы запретов и ограничений при прохождении государственной гражданской службы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

определить понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции;

рассмотреть принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации;

определить понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

проанализировать систему ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

рассмотреть понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

исследовать систему запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Цели и задачи настоящей курсовой работы определили ее структура, которая включает в себя введение, три главы, деленные на два параграфа, заключение и список используемых источников.

глава 1.Общие положения о государственной гражданской службе в РФ

1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

Федеральный закон «О системе государственной службы» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ определяет государственную гражданскую службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации направленную на обеспечение исполнения полномочий Российской федерации, ее субъектов и т.п.

Основные положения о государственной гражданской службе, в том числе и легальное ее определение, закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 года.

Так согласно п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона под государственной гражданской службой понимается один из видов государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Анализ указанных определений показывает, что они имеют схожие формулировки и понимают государственную гражданскую службу в едином ключе.

В правовой науке также имеются несколько точек зрения на определение государственной гражданской службы.

Так, А.В. Гусев, полагает, что под государственной гражданской службой в соответствии с административно-правовым подходом следует понимать как публично-правовой институт, а в соответствии с «трудоправовым подходом» - разновидность служебной трудовой деятельности особой категории наемных работников. Автор придерживается мнения, что при определении понятия государственной гражданской службы следует исходить из комплексного, межотраслевого понимания государственной гражданской службы.

Представляется, что следует согласиться с таким мнением, тем более, что оно не входит в противоречие в вышеуказанными легальными определениями государственной гражданской службы.

Т.Г. Полынина полагает, что следует определять государственную гражданскую службу как часть государственной деятельности, имеющей профессиональный характер и направленной на обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов, которые носят государственно-властный характер; и осуществляемой лицами, замещающими должности государственной службы, учреждаемые в государственных органах Федерации и ее субъектов.

Правовая природа и сущность государственной гражданской службы определяется сущностью государства, поскольку указанный вид государственной службы отражает функции, задачи, основные черты государства и призван обеспечивать их осуществление на практике.

Х.А. Валеев полагает, что сущность государственной гражданской службы связана с осуществлением целей и функций государства на практике, с государственным управлением и определяется характером государственной власти. Осуществляется она государственными гражданскими служащими на должностях государственной гражданской службы в государственных органах различных ветвей власти.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, к которым в частности относят:

правоприменительную функцию, выражающуюся в реальном применении Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

правотворческую, выражающуюся в разработке и принятии нормативных актов

правозащитную, выражающуюся в обеспечении прав и свобод граждан;

регулирующую, выражающуюся в разработке и реализации государственной политики во всех областях жизни общества.

организационную.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий.

2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

Принцип является основным и исходном положением, распространяющимся, прямо или опосредованно, на все соответствующие реалии.

Применительно к государственной гражданской службе принципы, установленные в законе, являются основополагающими для иных актов, которые относятся к предмету регулирования гражданской службы.

В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной гражданской службе» к таким принципам отнесены:

принцип приоритета т прав и свобод человека и гражданина;

принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

принцип, устанавливающий равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от физических и социальных характеристик;

принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих;

принцип стабильности гражданской службы;

принцип доступности информации о гражданской службе;

принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, имеет в своей основе ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает «высшую ценность» и обязанность государства по соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина.

Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ является следствием первого и устанавливает требования к общим правилам деятельности государственных служащих.

Частью 4 ст. 32 Конституции РФ установлено право граждан РФ на равный доступ к гражданской службе. Третий принцип государственной гражданской службы является следствием указанного конституционного положения.

Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих возлагает на гражданских служащих и претендентов на замещение должности государственной гражданской службы обязанность иметь профессиональное образование, которое соответствует его должностным полномочиям и стремится к повышению профессионализма и компетентности.

Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.

Стабильность гражданской службы гарантирует стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего.

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций.

Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих).

Таким образом, следует придти к выводу, что принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

глава 2. Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Представляется, что ограничения, следует рассматривать как меру, которая позволяет создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. Такую позицию поддерживает Н.В. Вассерман, которая полагает, что ограничения представляют собой антикоррупционную меру в сфере государственной гражданской службы.

Следует обратить внимание, что законодателем не введено легальное определение ограничений на государственной гражданской службы, а лишь установлен их исчерпывающий перечень.

Анализ научных трудов авторов по указанной теме, позволяет придти к вводу, что иногда в научных кругах встречает употребление термина «правоограничения», под которыми понимаются, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами правила, условия, которые ставят государственного служащего в определенные юридические рамки.

Следует согласиться с мнением Ю.М. Кулаковой, которая полагает, что правовые ограничения имеют своей целью воздействовать на государственных гражданских служащих в целях согласования интересов, стимулирования их социально полезного поведения, сдерживания негативных проявлений.

При этом объясняя исчерпывающий перечень ограничений, автор указывает, что их неполное, нечеткое установление или ликвидация может стать оправдание противоправного поведения государственных гражданских служащих.

Ограничения, как правовое явление выполняет ряд функции. Так, Ю.М. Кулакова выделяет следующие функции ограничений:

охраны и защиты интересов государства и общества;

контролирующую, выражающуюся в удержании государственных гражданских служащих от совершения действий, нарушающих государственные интересы;

коммуникативную, выражающуюся в сообщениях для государственного гражданского служащего о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права;

воспитательную, т.е. формирование правосознания государственного гражданского служащего;

мотивационную.

Анализ указанных функций позволяет придти к выводу, что ограничения играют важную роль в системе государственной гражданской службы

Таким образом, следует придти к выводу, что под ограничениями при прохождении государственной гражданской службе понимается исчерпывающий перечень условий, наличие которых делает невозможным прохождение государственной гражданской службы. При этом ограничения следует считать мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ.

Так указанный Закон устанавливает невозможность принятия гражданина на гражданскую службу и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае:

Признания <#"justify">глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Как уже отмечало выше в правовой науке и практике отсутствует четкое определение ограничений и запретов.

Однако, исходя из сути законодательно установленных запретов, можно придти к выводу, что запреты в отличии от ограничений, подразумевают, что гражданский служащий в связи с прохождением гражданской службы не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия. В случае же их совершения к гражданскому служащему применяются соответствующие меры ответственности.

Запреты устанавливают обязанности гражданского служащего по воздержанию от совершения действий.

Основными назначениями установленных запретов является:

обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих;

создание условий для независимости служебной деятельности;

гарантия осуществления государственными служащими гражданских прав.

Следует отметить, что характер запретов является абсолютным и не связан непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. В случае нарушения запретов, указанное нарушение рассматривается как отягчающее ответственность государственного служащего обстоятельство.

Установленные запреты можно рассматривать в двух основных аспектах:

несовместимости должности гражданского служащего с другими видами деятельности;

обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона за несоблюдение аппретов обоих видов предусматривается последствие в виде прекращения государственно-служебных отношений.

Таким образом, запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается:

замещать должность гражданской службы в случае если он:

Избран или назначен на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 <#"justify">Анализ указанный положений позволяет придти к выводу, что государственный гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа РФ или субъекта, органа местного самоуправления. Указанное положение соответствует ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, в соответствии с которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе или заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

В случае избрания государственного гражданского служащего в указанных органы ему надлежит приостановить свою службу на период действия полномочий по избранной должности.

После окончания указанного срока они обладают правом продолжить гражданскую службу или уволиться с нее.

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, либо участвует в управлении хозяйствующим субъектом. При этом законодателем установлено, что государственный гражданский служащий может участвовать в управлении жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативом, садоводческим, огородническим, дачным потребительским кооперативом, товариществом собственников недвижимости и профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке.

приобретать в случаях, которые установлены федеральным законом, ценные бумаги, по которым возможно получение дохода;

выполнять роль поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, а также государственном органе, находящемся в подчинении органа, в котором он проходит службу;

получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. При этом если подарки получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, они признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передачи гражданским служащим по акту в государственный орган. При этом законодатель сохраняет за гражданским служащим право на выкуп такого подарка.

В связи с исполнением должностных обязанностей выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств юридических и физических лиц, за исключением служебных командировок, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

использовать средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать их другим лицам;

Разглашать или использовать сведения <#"justify">Заключение

В соответствии с поставленными целями и задачами можно придти к следующим выводам:

В соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий. К таким функциям относят: правоприменительную, правотворческую, правозащитную, регулирующую и организационную функции.

Принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

Прохождение государственной гражданской службы связано с наличием ограничений и запретов.

Ограничение в государственной гражданской службе представляют собой определенные условия, при наличии которых претендент на замещение должности государственной гражданской службы не может быть назначен на должность государственной гражданской службы.

Ограничения выступаю мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ и имеют достаточно исчерпывающих характер.

Запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

Исчерпывающий перечень запретов закреплен в ст. 17 вышеуказанного закона.

Таким образом, в настоящей работе систематизированы ограничения и запреты, связанные с прохождение государственной гражданской службой.

список источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа <#"justify">Научные труды

5.Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии <#"justify">Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Ограничения, связанные с гражданской службой

Под ограничениями, связанными с гражданской службой, понимаются установленные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами условия и правила, ставящие гражданского служащего в определенные правовые рамки, выхолить за которые запрещено. Они обусловлены особым правовым режимом гражданского служащего и предназначены для обеспечения его эффективной профессиональной деятельности, установления препятствий для возможного злоупотребления своими полномочиями, соблюдения служащим прав и свобод граждан, создания условий для независимой служебной деятельности.

Федеральный закон № 79-ФЗ устанавливает девять ограничений, определяя, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в следующих случаях.

Признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу . Этот пункт означает, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ гражданин (гражданский служащий) по решению суда может быть признан недееспособным, если вследствие психического заболевания он не в состоянии понимать значения своих действий. Он может быть по решению суда признан ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или употребления наркотических средств. Дело о признании гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным может быть инициировано по заявлению руководителя государственного органа, членов семьи, прокуратуры и т.д.

Осуждение служащего к наказанию , исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по приговору суда, вступившего в законную силу, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости. Это положение означает, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для отказа в приеме на гражданскую службу или увольнения с нее. По истечении этого срока гражданин может быть принят на гражданскую службу на общих основаниях. То же касается граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость.

Отказ от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну . Данное требование может служить основанием для отказа в приеме на гражданскую службу только в том случае, если исполнение служебных обязанностей по должностному регламенту связано с работой со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну. Если этого нет, то допуск служащему не оформляется.

Наличие заболевания , препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению. Это является основанием лишь в том случае, если заболевание подтверждено медицинским заключением. Перечень заболеваний, препятствующих пребыванию на гражданской службе, и форма медицинского заключения устанавливаются Правительством РФ.

Наличие близкого родства или свойства с другими государственными служащими. Данный пункт, во-первых, четко определяет степень родства, которая ограничивает возможность совместной службы родственников, - если они являются родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов; во-вторых, оговаривает, что совместная служба невозможна если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. За рамками данных ограничений совместная служба родственников в одном государственном органе вполне возможна.

Выход из гражданства Российская Федерации или приобретение гражданства другого государства.

Наличие гражданства другого государства (других государств). Этот пункт действителен в том случае, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Пункты 6-7 регулируют вопрос поступления и нахождения лиц на гражданской службе РФ в случае, если они выходят из гражданства России или получают двойное гражданство.

Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Перечень документов, которые гражданин должен представить в кадровую службу, изложен в ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

Все представленные документы и сведения подлежат проверке на достоверность и полноту. Механизм этой проверки находится в стадии разработки. По результатам запросов кадровая служба государственного органа составляет заключение о достоверности и полноте представленных документов и сведений.

Непредставление установленных законом сведений или предоставление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера . Если гражданин не желает раскрыть о себе сведения имущественного характера, он не может находиться на гражданской службе. Доход гражданского служащего должен быть прозрачным для руководства государственного органа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданским служащим, являются сведениями конфиденциального характера. Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о доходах и имуществе других служащих или в использовании их в иных целях, несет ответственность.

Документ, представляющий сведения об имущественном положении служащего, - справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установленной формы. Это личное заявление служащего, представляемое ежегодно не позднее 30 апреля по итогам предыдущего года под свою ответственность о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Справка должна включать три раздела:

  • сведения о доходах (заработная плата; денежные средства находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях; ценные бумаги - акции, облигации, векселя);
  • сведения об имуществе - недвижимом (квартиры, дома, дачи, гаражи) и движимом (автомобили, катера, яхты и т.д.);
  • сведения об обязательствах имущественного характера.

Данные сведения подлежат проверке, но ее механизм пока не отработан. Сведения о расходах гражданского служащего контролю и огласке не подлежат.

Запреты и ограничения установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Административно-правовой запрет - наиболее жесткий способ правового регулирования. К данному способу регулирования обращаются тогда, когда необходимо оградить общество от нежелательного поведения. Как отмечается в научной литературе, с помощью правового запрета определяются виды деятельности, которые запрещены. К административно-правовым запретам достаточно часто прибегают при административно-правовом регулировании государственно-служебных отношений. По своему содержанию запреты бывают всеобщими и специальными. Всеобщий запрет подлежит соблюдению при всех условиях. Специальный запрет рассчитан на конкретную ситуацию и подлежит соблюдению в строго определенных условиях.

Характеризуя специфику административно-правового запрета, необходимо сказать, что за его нарушение применяются меры юридической ответственности. Норма административного права, устанавливающая правовой запрет, предполагает и наличие мер государственного принуждения, обеспечивающих соблюдения установленного административным законом правила поведения, а в случаях его нарушения - наказания виновного.

Данное положение находит свое объективированное подтверждение в действующем законодательстве. Так, Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет положение о том, что за несоблюдение запретов, связанных с государственной службой, устанавливается ответственность (п. 4 ст. 17). Однако четко материальные и процессуальные аспекты привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности законом не определены. Следует сказать, что административный запрет в системе государственной службы создает охранительное правоотношение. Несоблюдение запретов правовых актов, виновное посягательство на интересы, охраняемые правом, дезорганизуют охранительные правоотношения.

Таким образом, правовые запреты в системе государственной службы вообще и государственной гражданской службы, в частности, - это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие государственному служащему совершать определенные действия; несмотря на то, что данные действия носят общественно полезный характер, но их совершение не совместимо со статусом государственного служащего.

Запреты, обусловленные режимом государственной службы, закрепляются в императивной форме, и, как правило, указывают на юридическую обязанность; суть данной обязанности состоит в запрете на совершение определенных действий, предусмотренных законом.

Правовые запреты приобретают важнейшее значение в системе законодательства. Внешне запрет может казаться недемократической формой регулирования, в действительности является правовым средством осуществления свободы поведения, поскольку представляет полную и равную для всех свободу за пределами запрета. Сущность природы правовых запретов, как и любого другого вопроса правового регулирования, не так уж проста: она содержит свои цели, признаки, предписания, различия. Естественно, что у каждого ученого свое видение специфики понятия и вообще природы правового запрета.

Так, С.С. Алексеев, исследуя природу правовых запретов, говорит о том, что правовые запреты - необходимый элемент обеспечения правопорядка. С их помощью обеспечивается закрепление общественных отношений, определяются важнейшие стороны государственной и гражданской дисциплины, непреложный минимум нравственных требований, границы дозволенного и недозволенного в поведении граждан, действиях государственных органов.

З.Д. Иванова находит, что значение правовых запретов в правовом регулировании общественных отношений состоит в укреплении правопорядка, определяется характером содержащегося в правовой норме предписания - не совершать нежелательных для государства действий.

По мнению Ю.Н. Слепченко под административными запретами понимается обусловленные социальной необходимостью форма и мера государственно-властного общеобязательного веления, которые предупреждают об опасности совершения неправомерных действий и имеют своей целью предотвратить нежелательное поведение в сфере управленческих отношений, которое может причинить ущерб государственным, общественным или личным интересам.

Как отмечает Ю.Н. Слепченко, для запретов в административном праве характерны следующие признаки:

  • 1. Формальная определенность.
  • 2. Общеобязательность.
  • 3. Властность.
  • 4. Взаимовыгодность для общества и субъектов управленческих от-ношений.
  • 5. Пассивный характер желаемого поведения.

А.Г. Братко отмечает, что запреты по своей сущности - это государственно-властные веления, основная цель которых - предотвратить возможные нежелательные действия, которые могут причинить вред общественным интересам. Применительно к запрету понятие «ограничение» рассматривается в нескольких аспектах. Как отмечает Ф.Н. Фаткуллин, понятие ограничения близко к понятию запрета, однако оно рассчитано не на полное вытеснение того или иного общественного отношения, а на удержание его в жестко ограничиваемых рамках. Необходимо сказать, что в научной литературе имеется точка зрения, согласно которой понятия правового запрета и правового ограничения отождествляются. Связано это с тем, что в Законе РФ «Об основах государственной службы» (1995 г.) запреты, обусловленные режимом государственной службы, были названы ограничениями. В частности, Е.В. Охотский, исследуя правовой статус государственного служащего, отмечает ограничения по должности - это совокупность политических, экономических и организационно-управленческих факторов-запретов, очерчивающих пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении государственного служащего. Ограничения устанавливают границы, выход за которые либо государство однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет.

Е.В. Охотский дифференцирует ограничения (запреты) исходя из их целевого назначения, а именно:

  • 1. Ограничения, касающиеся политической сферы.
  • 2. Ограничения, касающиеся служебного времени.
  • 3. Ограничения, касающиеся использования служебного положения.
  • 4. Ограничения, касающиеся использования в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения органа государственной власти.

Особую позицию по данному вопросу занимает А.Г. Братко, который говорит о том, что запреты и ограничения - два различных способа правового регулирования. Основное различие их состоит в том, что запреты по своему содержанию указывают на юридическую невозможность определенного поведения, которое фактически возможно, в то время как правовое ограничение представляет собой не только юридически, но и фактически невозможный вариант поведения.

Т.Н. Радько, исследовав сущность правовых запретов, пришел к выводу о том, что:

  • 1. Запреты в отличие от массы норм, предписывающих позитивный вариант поведения, проявляют себя как категорическое осуждение государством возможного правонарушения.
  • 2. Запреты можно рассматривать и как определенные юридические обязанности участников, регулируемые правом общественных отношений, поскольку участники обязаны воздерживаться от совершения антиобщественных поступков.
  • 3. Запрет дает возможность предусмотреть большое число индивидуальных вариантов поведения нежелательных обществу и государству.

Подводя итог, следует отметить следующее: запреты, связанные с гражданской службой, это ситуации, которые несовместимы с замещением должности гражданской службы, закрепленные в нормативно установленных требованиях, предъявляемых к гражданским служащим, которые предписывают им не совершать определённые действия и не вести определенную деятельность под угрозой применения мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Установленные запреты для гражданских служащих в основном связаны с прохождением гражданской службы, поэтому их действие ограничено временем ее прохождения, но в отдельных случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с гражданской службы.

Цель установления запретов состоит в том, чтобы:

  • - обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;
  • - установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских служащих;
  • - создать условия для независимости служебной деятельности;
  • - гарантировать соблюдение гражданскими служащими действующего законодательства Российской Федерации.

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением гражданским служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность гражданского служащего.

Исходя из функционального назначения правовые запреты могут осуществлять предупреждение и пресечение правонарушений в системе государственной службы, а также выполнять информативную роль. Обобщив ряд точек зрения относительно правовых запретов в механизме правового регулирования, необходимо отметить, что в различных отраслях права запреты выполняют различные функции.

Как отмечает А.Г. Братко, административно-правовые запреты направлены на охрану общественных отношений, которые складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Большой удельный вес среди них имеют запреты, направленные на охрану общественного порядка. С этим следует согласиться. Однако необходимо сказать, что административные запреты достаточно распространены и в системе государственной службы. Данные запреты касаются как внешней деятельности государственных служащих, так и внутриорганизационных отношений. В этой связи данные запреты заслуживают тщательного изучения. По данной проблеме в настоящее время нет однозначных решений.