Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью

Дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных), имеющих цель упорядочить определенные общественные отношения.

Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:

  • 1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе той или иной совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т. п.). Известно, что любая совместная деятельность предполагает определенную согласованность и организацию, что и достигается с помощью дисциплины;
  • 2) она сопряжена с отношением подчинения одного субъекта другому, где содержатся определенные властные либо авторитетные требования, установки,ориентиры;
  • 3) она связана с подчинением юридическим и иным социальным (нравственных, партийным и пр.) обязанностям. Самое основное в дисциплине - это выполнение обязанностей, содержащихся в различных предписаниях юридического и неюридического плана;
  • 4) она есть выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т. е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Отсюда ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
  • 5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, так как ее результатом выступает общественный порядок. Находясь в противостоянии к анархии и хаосу, дисциплина призвана обеспечивать согласованные и целенаправленные совместные действия внутри тех или иных коллективов и организаций, создавать необходимые условия для нормального существования любой общности людей.

Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Законность и дисциплина находятся между собой в органической взаимосвязи: законность предполагает дисциплину и сама в определенной степени зависит от нее. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности.

С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Это признается и на уровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня 2000 г. прямо закреплено следующее положение: «Установить, что однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности являются: нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов». Указание на то, что государственные служащие должны исполнять решения судов, лишний раз подчеркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах.

Поэтому дисциплина основывается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания. Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. Следовательно если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности - порядок правовой, который тоже можно оценивать как специфическое ядро общественного порядка.

Выделяют следующие виды дисциплины:

  • 1) государственная - вид дисциплины, связанный с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим;
  • 2) трудовая - форма общественной связи людей в процессе труда с обязательным подчинением его участников определенному распорядку;
  • 3) воинская - соблюдение военнослужащим правил, установленных законами, уставами, приказами;
  • 4) договорная - соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных договорах и т. п.

Таким образом, дисциплина - есть определенные требования к поведению людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам и выступающие необходимым средством против разрушительной дезорганизации.

Особым видом дисциплины выступает дисциплина финансовая, под которой понимается соблюдение субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний.

Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежные последствия технологического прогресса.

Словосочетание «технологическая (техногенная) катастрофа» нуждается в расшифровке. Если термин «катастрофа» понятен, то с определением «технологическая» дело обстоит сложнее. Как известно, технологии - вовсе не обязательно способы производства автомобилей, электроэнергии или электронных приборов. Если суммировать наиболее общие определения этого понятия, в изобилии разбросанные по специальной литературе, то можно сказать, что технологии - это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или как минимум сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования. Такое определение позволяет сразу же отсечь как разрушительные последствия военных действий, так и диверсии, террористические акты и другие несчастья, вызванные преднамеренным и злонамеренным вмешательством в работу этих систем.

Гибель «Титаника» - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой, скорее всего, была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля на верфях судостроительной компании Harlandand Wolff . В то же время катастрофа 11 сентября 2001 г. к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Технологические катастрофы обычно противопоставляют природным, однако и это требует уточнения. Все бедствия в конечном счете являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Катастрофа любого происхождения - это физическое событие в общественном контексте. Технологические (техногенные) катастрофы также в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы в конечном счете вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий. В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь - такова плата за технологический прогресс.

Само разграничение природных и технологических катастроф как минимум неоднозначно. Некоторые специалисты вообще отказывают ему в праве на существование, предпочитая говорить только о катастрофических последствиях природных либо технологических катаклизмов. Согласно этой логике катастрофа любого происхождения развивается прежде всего из-за «слабости», уязвимости, бездействия или даже полного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 г.

В английском языке термин «техногенная катастрофа» практически отсутствует. Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о технологических катастрофах (technological catastrophes ) и технологических бедствиях ( technological disasters ). Чаще всего эти термины используются на равных правах с такими выражениями, как «рукотворная катастрофа» (man - made catastrophe , human - made catastrophe ) и «рукотворное бедствие» ( man - made disaster , human - made disaster ). В этом же значении применяется и термин «антропогенная катастрофа» ( anthropogenic catastrophe ), хотя употребляется он довольно редко. В документации ООН техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: индустриальные (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения, вызванные иными причинами), транспортные (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и смешанные (происходят на иных объектах).

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Международный центр исследований эпидемии катастроф ( CRED ) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения или пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х гг. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные. При этом, несмотря на то что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии. По данным CRED , уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2003 г. в индустриально развитых странах составляет 0,9 погибшего на 1 млн жителей, для наименее развитых стран он выше более чем в три раза - 3,1 смертельных случая на 1 млн.

Даже чисто природные катаклизмы, такие как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как общество к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. Например, строительство зданий, не отвечающих стандартам сейсмоустойчивости, в районе, где высока вероятность землетрясений, заведомо увеличивает число возможных жертв, а тем самым и человеческие масштабы несчастья. В декабре 1988 г. в Армении в результате землетрясения магнитудой в 6,9 балла по шкале Рихтера погибло 25 тыс. человек, свыше 31 тыс. получили ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на юго- востоке Ирана с эпицентром в районе города Вам, которое произошло 26 декабря 2003 г., унесло около 40 тыс. жизней и разрушило 85% городских зданий. В то время как землетрясение силой 7,1 балла, 17 октября 1989 г. поразившее густонаселенные районы Северной Калифорнии, имело куда более скромные последствия: 62 убитых, 3757 раненых, около 3 тыс. лишившихся жилищ.

По данным швейцарской страховой компании Swiss Re , в 1970-2004 гг. ежегодные выплаты страховых компенсаций за вызванные техногенными катастрофами разрушения обычно не превышали 10 млрд долл. (в ценах 2004 г.). Этот уровень был резко превышен только в 2001 г., когда эти выплаты достигли примерно 27 млрд долл. Столь значительный подскок объясняется тем, что Swiss Re относит к числу рукотворных катастроф и последствия террористических актов. В течение 2002-2004 гг. выплаты по этой графе каждый год составляли около 5 млрд долл. Страховки за ущерб собственности от природных катаклизмов 2004 г. составили 44 млрд долл., причем львиная доля этих выплат пошла на компенсацию потерь, вызванных декабрьским цунами в Индийском океане; следовательно, в целом страховые компании заплатили 49 млрд долл. Однако многие катастрофические разрушения не покрываются страховками, так что реальный ущерб значительно превысил эту сумму. Эксперты Swiss Re утверждают, что в 2004 г. произошло 330 природных и рукотворных катастроф, суммарные потери от которых составили 123 млрд долл.

Английские профессора Барри Тернер и Ник Пиджен проанализировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге «Рукотворное бедствие». Согласно их выводу подобная катастрофа может произойти практически везде и не существует абсолютного оружия, способного предотвратить ее. Однако есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственнее и профессиональнее жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.

Американский профессор физики Гарольд Льюис, автор масштабного исследования «Технологический риск», утверждает, что на протяжении человеческой истории внимание привлекали прежде всего катастрофы и «за кадром» оказывались гораздо более многочисленные и часто более опасные бедствия меньшего масштаба. Он пишет, что страх и риск - это различные вещи. По его мнению, небольшие аварии происходят буквально ежесекундно, и часто лишь по счастливому стечению обстоятельств они не превращаются в катастрофы.

Известный британский астроном сэр Мартин Риз, автор апокалиптической книги «Наш последний час», в частности, считает, что человечество само себе копает могилу, поскольку технический прогресс неотвратимо приводит к созданию новых технологических рисков, перед которыми общество рано или поздно может оказаться полностью беззащитным. Риз пишет: «Рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и нас вместе с ней».

Американский исследователь Джон Лесли, автор не менее пессимистичной книги «Конец мира», проанализировал множество сценариев катастроф и пришел к выводу, что у человечества 30-процентные шансы быть полностью уничтоженным на протяжении следующих 500 лет. Прежде всего из-за утраты контроля над технологиями, например, мир может исчезнуть в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утраты контроля над искусственно произведенными ядовитыми химическими или биологическими субстанциями и пр.

Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американский исследователь Ли Дэвис, автор справочника «Рукотворные катастрофы», перечисляет их в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть. По мнению Дэвиса, так называемый человеческий фактор техногенных катастроф практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам.

Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций. История норвежской колонизации Гренландии - один из наиболее трагических примеров этого рода.

В 986 г. на остров высадилось несколько сотен исландских викингов норвежского происхождения, которых привел Эрик Рыжий. Викинги основали на побережье две колонии - Восточное и Западное поселения (Эстербюгген и Вестербюгген). Первое из них располагалось на 61-й параллели на южной оконечности острова, а второе - в 500 км севернее. Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет. В благополучном XIII в. там было две с половиной сотни крестьянских дворов, а общая численность населения составила не менее пяти тысяч (тысяча человек - в Западном поселении, четыре - в Восточном). Однако в середине XIV в. западная колония оказалась полностью заброшена, а где-то в первой половине XV в. опустел и Эстербюгген. На официальном сайте министерства иностранных дел Норвегии можно прочесть, что причина этого вымирания пока еще не выяснена. Однако профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе известный биолог, географ и эколог Джеред Мейсон Даймонд пришел к выводу, что общины викингов оказались жертвами всеохватывающего бедствия, вызванного катастрофическим разрушением их среды обитания.

Многие авторы считают, что норвежских поселенцев погубила исключительно скверная погода. В пользу этой гипотезы говорит тот установленный факт, что в течение 800-1300 гг. климат на севере Атлантики был весьма мягким (поэтому это время сейчас называют средневековым теплым периодом). После 1300 г. в регионе началось длительное похолодание, Малый ледниковый период, который продолжался до начала XIX в. Викинги любили молочные продукты и держали коров, овец и коз, которым в плохие годы не всегда хватало корма. Конечно, они занимались и охотой, промышляя на северного оленя-карибу и морского зверя. Однако добыть тюленя, если фиорд (узкий, извилистый и глубоко вдавшийся в материк залив со скалистыми крутыми берегами) покрывался ледяным щитом, становилось очень нелегким делом, а стада оленей в холодные годы несли потери от бескормицы. Таким образом, не приходится сомневаться, что неблагоприятные климатические перемены привели к урезанию продуктовой базы норвежцев. Тем не менее похолодание наступило отнюдь не мгновенно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы. И если они этого не сделали, то почему?

Вот одна из причин, если и не важнейшая, то наиболее неожиданная. Гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских собратьев, практически не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается фактом. Именно поэтому викинги лишили себя постоянно доступного богатейшего источника продовольствия, который смог бы выручить их в тяжкое время. Отказ от рыбной пищи - всего лишь одно из проявлений исключительной консервативности поселенцев, их вражды к нововведениям и верности патриархальным устоям. Общество гренландских викингов к тому же отличалось сильной ксенофобией. Пришельцы из Европы отказывались от любых контактов с эскимосами (они же инуиты), коренными обитателями Арктики, которые были искусными морскими охотниками, не боявшимися суровых холодов и бурных волн. Викинги могли бы многому у них научиться, но никогда к этому не стремились. Поселенцы всегда ощущали себя только и исключительно европейцами. Они ревностно строили и украшали церкви, самые знатные из них питали слабость к европейской роскоши, а для этого требовались немалые средства. У викингов было не так уж много товаров для экспорта - гагачий пух, моржовая кость и шкуры, бивень нарвала (китообразное млекопитающее), плотное непромокаемое сукно, белые медведи (и живые, и чучела), а также знаменитые гренландские кречеты, ловчие птицы, которые стоили бешеных,денег и в Европе, и на арабском Востоке. А закупали они в обмен на это золотые украшения, церковные колокола, бронзовые подсвечники, вина, шелка и прочие не самые нужные вещи. Еврогренландцы по необходимости ввозили также изделия из железа, строевой и корабельный лес и зерно, но в мизерных количествах. Гренландская элита не стала отказываться от своих разорительных привычек, несмотря на наступление Малого ледникового периода.

Тем не менее профессор Даймонд утверждает, что основной причиной гибели норвежских колоний оказался экологический кризис техногенного происхождения. Прибыв на остров, викинги начали расчищать землю для пастбищ и вырубать леса. Им нужно было строить, освещать и обогревать жилища, для чего требовалось много древесины. Поселенцы выплавляли так называемое болотное железо (низкокачественное, но выбора у них не было) и потому нуждались в древесном угле. Северная растительность очень хрупкая, к тому же она весьма медленно восстанавливается, и вскоре березы и ивы начали сходить на нет. Вслед за сокращением площади древесно-кустарникового покрова начали вырождаться и луга - скот выел и вытоптал траву. Плодородный слой почвы истончился и обнажил лежащий под ним песок, который смывало дождем и уносило ветром. Вероятно, поначалу поселенцы не обращали внимания на состояние пастбищ, полагая, что все само собой образуется. Такая уверенность покоилась на опыте их предков и поэтому выглядела вполне рациональной. На юге Норвегии, откуда викинги двинулись завоевывать мир, почвы глинистые, тяжелые, они не могут никуда деться даже после полного уничтожения растительности. Песчаные почвы Гренландии, напротив, почти беззащитны перед ветровой эрозией, однако викинги понять этого не смогли. Со временем почвенный слой вблизи поселений практически исчез, но их жители так ничего и не сделали, чтобы предотвратить эти разрушения.

Возможно, все было бы не столь страшно, если бы викинги просто съели домашний скот и перешли на рыбную диету, но этот выход они сами для себя закрыли. К тому же местные богачи получали неплохой доход от вывоза шерсти и не хотели с этими деньгами расставаться. Поселенцы извели даже торф, который они использовали и как топливо, и как строительный материал. В конце концов они получили то, что и должны были получить - страшную эрозию почвы вкупе с дефицитом топлива и строительных материалов.

К тому времени, как общины викингов значительно ослабли, у них появился и внешний враг - инуиты. 800 лет назад эти племена проникли из Канады в северо-западную Гренландию и начали медленно перемещаться в южную часть острова. Примерно в 1300 г. инуиты появились в районе Западного поселения, а еще через сотню лет подошли и к Восточному. Презиравшие эскимосов викинги называли их скрелингами (что-то среднее между негодяями и ничтожествами). Вполне естественно, что викингам пришлось обороняться от инуитов, однако к началу XIV в. у них уже почти не осталось ни стальных мечей, ни металлических доспехов. Хотя документальных свидетельств на этот счет немного, не подлежит сомнению, что эскимосы убивали викингов и уводили в рабство их детей и жен.

А тем временем усиливалось и похолодание. В начале XV в. льды перекрыли океанские пути и сделали невозможным морское сообщение с Норвегией, единственным торговым партнером Гренландии. Последний норвежский корабль посетил остров в 1406 г., а потом в течение 170 лет туда не ступала нога европейца. Когда капитан этого судна увидел гренландский берег, Вестербюгген был давно мертв, но более многочисленный Эстербюгген продолжал бороться за жизнь. Однако в начале XV столетия ресурсы Восточного поселения совсем истощились. Жители болели и умирали, в живых не осталось ни одного священника, некому было утешить и ободрить людей и удержать их от неразумных действий. Профессор

Даймонд полагает, что в одну из особенно жестоких зим изголодавшиеся крестьяне с мелких хуторов силой захватили самые богатые усадьбы Восточного поселения. К весне они уничтожили последний скот и все другие запасы, после чего один за другим вымерли от голода и холода.

Таким образом, гибель норвежских колоний в первую очередь была обусловлена как экологическим кризисом, вызванным опорой на совершенно не отвечающие природным условиям сельскохозяйственные технологии, так и неспособностью общества и его элиты вовремя заметить надвигающуюся угрозу и изменить свое поведение. Это была классическая рукотворная катастрофа. Она совершилась под воздействием всех трех ключевых причин подобных бедствий, отмеченных Ли Дэвисом, - глупости, небрежности и корысти.

В Великобритании решено исключать из школы за внешний вид. Решение британских чиновников связано с инцидентом, произошедшим в созданной по инициативе премьера Тони Блэра лондонской академии Тринити.

Руководство академии отправило домой несколько учеников, в том числе 12-летнюю девочку, явившуюся в школу с накладными ногтями, и ее 15-летнего брата, сделавшего себе экстравагантную прическу. В ответ на жалобу родителей подростков Минобразования направило в школу письмо, в котором заявило, что руководство учебного заведения не имело права отправлять детей домой.

В тех случаях, когда школа чувствует, что ситуация не может быть разрешена на месте, исключение из школы является единственным решением. Таких вещей, как неформальное исключение, тайм-аут или любой другой способ держать ребенка вне школы, не существует, считают многие чиновники.

«Школьная форма - это сфера профессионального суждения директоров школы. Это не работа министерства образования - вместо учителей заниматься вопросами школьной дисциплины», - сказал секретарь по вопросам образования Консервативной партии Дэвид Уиллетс. В настоящее время в Британии действует свод правил министерства образования, со- . гласно которому учителя должны «рассмотреть и деликатно попытаться установить» причины, по которым ученик нарушает правила. Если же нарушения становятся злостными, то учеников, согласно документу, необходимо исключать из школы.

      1. Вопя не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

        Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие - с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные - препятствуют.

        Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них, как самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

        Самостоятельность - волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цепи.

        Противоположными самостоятельности качествами являются внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают, как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им.

        Негативизм - отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия, противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

        Решительность - одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.

        Нерешительность -отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает, какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель и, не обдумав, достижима она или нет, начинают действовать.

        Настойчивость - самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того, чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели невзирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается.

        Упорство - волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

        Упрямство - отрицательное волевое качество, противоположное упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это, он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты, обратные тем, которых он ожидал.

        Выдержка - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно, он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.

        Самообладание - волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя всё свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в случае опасности. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов своей деятельности.

        Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

        Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

        В школьном возрасте развитие вопи происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так, как хочется, а так, как надо. Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

        Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

        Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для развития выдержки и самообладания колятсебя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т. п.

        Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

        1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.

          Нужно стараться ставить только достижимые цепи. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могут быть выполнены.

          Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо-доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.

          Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.

          Если не получается какое-либо дело - не" бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.

          Оказавшись в экстремальной ситуации, не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено, несмотря ни на какие препятствия.

          Приступая к делу, сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и об их последствия*.

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.

4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.

6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Нормы, которые регламентируют дисциплину:

1) правовые нормы;

2) организационные;

3) политические;

4) социальные;

5) нормы морали и т. д.

Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком:

1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;

2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;

3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь его с дисциплиной и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.

Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.

Еще по теме 55. Дисциплина: понятие, виды. Государственная дисциплина:

  1. § 1. Понятие режима законности и дисциплины в государственном управлении
  2. § 1. Понятие и виды преступлении против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей.

Выделяют следующие виды дисциплины.

1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим.

2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами.

3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства.

4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний.

5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний.

6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах.

Нормы, которые регламентируют дисциплину˸

1) правовые нормы;

2) организационные;

3) политические;

4) социальные;

5) нормы морали и т. д.

Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком˸

1) дисциплина и законность представляют из себяпохожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства;

2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность;

3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок.

Правопорядок – это часть дисциплины, которая проявляется в совокупности отношений и связей, которые обеспечивают устойчивое развитие общества. Поддержание дисциплины призвано регулировать правомерное поведение, а также свободное и непринуждаемое воплощение субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений.

Общественный порядок – это определенная закономерностями социального развития система институтов и правил, которые призваны обеспечивать упорядоченные общественные отношения, придавать общественным отношениям установленную организационную форму. Взаимосвязь ᴇᴦο с дисциплинои̌ и правовым порядком проявляется их определенными закономерностями, а также целями общественного развития, государственной охраной, общей социальной природой.

Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д.

Дисциплина: понятие и виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Дисциплина: понятие и виды." 2015, 2017-2018.

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей в соответствии с нормами права и морали, которые сложились в обществе или организации, а поведение - это совокупность действий и поступков личности, образ его жизни. В поведении проявляются особенности характера, темперамент, потребности и предпочтения.

Проблема дисциплины включает ряд как научных, так и практических проблем. Комплексность проблем дисциплины предполагает необходимость привлечения к ее изучению различных наук - права, экономики, социологии, менеджмента, кибернетики, социальной психологии.

Следует отметить, что в настоящее время нет общепризнанного понятия дисциплины. Российские ученые определяют дисциплину как форму связей между людьми, степень обеспечения организованности и порядка; соотношение поведения человека с нормой общественной жизни; порядок поведения людей в соответствии с социальными нормами права и морали.

Дисциплина является важной общечеловеческой ценностью, объединяющей людей. Только на ее основе возможно построить эффективные социальные и трудовые отношения. Понятие "дисциплины" многозначно. Наиболее точным может быть определение русского ученого В.И. Шкатулы: "Дисциплина - это общественные отношения, которые складываются по поводу соблюдения социальных и технических норм, правил поведения в семье, организации, обществе, государстве". В рамках различных отношений основными свойствами дисциплины называют разные характеристики.

Дисциплина - это функция, элемент социальной системы, средство эффективного достижения политических, социологических, технологических целей, фактор развития системы.

Все определения дисциплины, как правило, характеризует определенную ее сторону или определенный ее вид. Когда говорят о дисциплинированную человека, то прежде всего отмечают уровень выполнения им своих обязанностей, то есть рассматривают исполнительную дисциплину. Все катастрофы, происходящие помимо природных, возникли по вине человека, возбудила дисциплину.

Дисциплина - это уровень (высокий, средний, недостаточный) соблюдение норм в организации, обществе. Родовому признаку дисциплины является порядок - совокупность правил поведения, соблюдение которых требуется от человека.

В дисциплине выделяют две стороны:

Объективную - порядок, без которого не может существовать организация;

Субъективную - выполнение обязанностей, соблюдение прав.

По способу подчинения дисциплина классифицируется на принудительную и добровольную, по видам - экономическую, политическую, финансовую, трудовую и технологическую.

Государственная дисциплина предусматривает порядок отношений, установленных государством, согласно которым все государственные органы, организации, должностные лица и граждане обязаны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Государственная дисциплина включает: финансовую, договорную, технологическую, плановую, трудовую.

Трудовая дисциплина - форма общественных связей людей в процессе выполнения трудовых функций, с обязательным подчинением участников определенном распорядка. Дисциплина вводит личность в определенный стереотип поведения, принятый и поддерживается данным коллективом.

Трудовая дисциплина связана с производственной, технической и исполнительной. Итак, трудовая дисциплина - это выполнение каждым работником своих функций и обязанностей, соблюдение установленных требований, правил и ответственность за их выполнение.

Дисциплина на предприятии является показателем уровня организации, управления и морального климата. На предприятии выделяют три вида трудовой дисциплины:

Исполнительную - четкое выполнение каждым работником своих обязанностей, без проявления инициативы и активности;

Активное - соблюдение прав при исполнении обязанностей по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Здесь работнику предоставляется возможность активно пользоваться своими правами;

Самодисциплину - это выполнение своих обязанностей, возможность проявлять активность, реализовать свои права на основе самоуправления.

Основной задачей управления является воспитание не исполнительной и даже не активной дисциплины, а самодисциплины. В каждой организации есть возможность без особых материальных затрат повысить дисциплину на всех уровнях, и демократическим, законным путем навести порядок в обществе в целом. Этого можно достичь с помощью следующих мер:

Изменить взгляд на понятие "дисциплина" и "порядок";

Эффективно использовать методы управления дисциплинарными отношениями;

Сделать законодательство доступным для всех работников;

Повысить действенность контроля за выполнением задач, обязанностей всеми работниками;

Сместить акцент по принуждению на поощрение и убеждение, заинтересованность в результатах и мотивации труда;

Воспитывать и развивать самодисциплину как высшую форму дисциплины;

Антиподом дисциплины является "хаос" как полное отсутствие управления, согласия и порядка.

Дисциплинарные отношения - это вторичная форма трудовых отношений. По содержанию они делятся на четыре вида: охранные, поощрительные, воспитательные и организационные.

Охранные отношения возникают при наличии одного из двух юридических факторов: невыполнение обязанностей, превышение права, приносит вред другому человеку. Сторонами выступают администрация, общественные организации, которые наделены властью, и работники. Основой этих отношений выступает право и обязанность применять к нарушителям определенную степень влияния.

Поощрительные отношения основываются на применении средств мотивационного характера.

Воспитательные отношения - это права и обязанности администрации воспитывать работников на принципах убеждений, повышение уровня образования, формирования личности, ее мировоззрения, совершенствование физического развития работника.

Организационные отношения - это отношения по вопросу укрепления и поддержания желаемых дисциплинарных отношений посредством определения прав, обязанностей и меры ответственности работников.

Объектом дисциплинарных отношений является поведение человека, который может быть:

активной , когда работник выполняет свои обязанности, использует свои права и проявляет большую активность, чем это предусмотрено нормой, исходя из принципа: разрешено все, что не запрещено;

правомерной - выполнение обязанностей, использования прав;

нестандартной (отклонение или невыполнение обязанностей, превышение прав и т.д.).

На основе изучения поведения людей можно разрабатывать меры воздействия на них на основе права и мотивации.

Одной из причин экономического кризиса в большинстве предприятий страны является то, что практически значительно ухудшилось управления дисциплиной. Недисциплинированность стала бы элементом нашего образа жизни, который некоторые идеологи пытаются оправдать, выдать как черту национального характера славян.

В конце 90-х годов эксперты японской фирмы "Никкен Кейко" проанализировали работу одного химико-фармацевтического завода в Украине и сделали вывод: наведение порядка на предприятии, даже при использовании имеющегося оборудования, позволило повысить производительность труда на 25-30%. Сравнение показателей работы украинского предприятия с аналогичным в Японии показало, что выпуск продукции в Японии в 2,5 раза больше, а количество работающих в три раза меньше.

Дисциплина - это выполнение коллективом, его членами принятых норм поведения. Иногда это неписаные нравственные нормы, присущие только этому коллективу. Дисциплина труда является необходимым условием совместной работы. Любой производственный процесс требует дисциплины участников, подчиненности существующем распорядка и руководству.

Дисциплина является объективным, динамичным, исторически обусловленным социальным прогрессом. На ее содержание, формы и методы определяющее влияние оказали формы собственности, тип развития экономики.

Дисциплина труда как экономическая категория представляет собой систему общественных отношений по поводу наиболее рационального и качественного выполнения трудовых функций, закрепленных правом и другими социальными нормами, регламентирующими субординацию, характер связей и взаимосвязей людей в процессе кооперации труда по производству продукции, услуг и вне сферой ее применения. Поскольку дисциплина труда представляет собой совокупность (систему) общественных отношений людей в процессе кооперированной труда, ее можно характеризовать как дисциплину трудовых отношений.

Дисциплина труда содержит технологическую, внутрисменного трудовую и производственную дисциплину, а также дисциплину поведения вне сферы применения труда (рабочего места), которые характеризуют разноаспектных стороны отношений людей в ходе производственного процесса, то есть сочетание материальных и личных факторов производства.

В основу технологической дисциплины положен технологический процесс. Как составляющая производственных сил человек в процессе труда взаимодействует с орудиями и предметами труда, вступает в соответствующие отношения с природой. И чтобы процесс производства осуществлялся при оптимальных условиях, работник должен руководствоваться соответствующими социальными нормами, приобретенными научными и техническими знаниями, передовым производственным опытом. В процессе трудовой деятельности возникают определенные обязательства по соблюдению технологии производства продукции определенного качества. Обязательства содержат функции непосредственного выполнения производственного процесса, управления и регулирования его хода, обслуживание, контроль за качеством произведенного продукта (услуг). Любое отклонение от принятой технологии является нарушением технологической дисциплины, следствием чего может быть брак продукции (работы). Объектами технологических отношений выступают непосредственные исполнители (персонал) на рабочих местах.

Производственная дисциплина характеризует отношения исполнителей производства по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда и руководителей. Эта группа общественных отношений характеризуется выполнением функций бережного отношения к средств и предметов труда, создание благоприятных условий труда на рабочем месте, экономией материальных, трудовых и топливно-энергетических ресурсов, соблюдением техники безопасности, производственной санитарии, гигиены и охраны труда.

К нарушениям такой дисциплины относятся: нарушение правил обслуживания машин и механизмов, вызывающих аварии; перерасхода сырья, материалов, нарушение правил техники безопасности, невыполнение распоряжений руководителей и тому подобное.

Субъектами таких отношений являются непосредственные исполнители, руководители и специалисты.

Целесообразно также использовать показатели, характеризующие уровень производственной дисциплины: количество случаев нарушений правил техники безопасности и охраны труда, отказов выполнять распоряжения руководителей, коэффициенты частоты и тяжести производственного травматизма, потери рабочего времени из-за выхода из строя оборудования по вине исполнителя и т.

Внутрисменного трудовая дисциплина характеризует отношение персонала к обязательствам по соблюдению установленного внутрисменного режима труда и отдыха на рабочем месте: своевременный приход на работу и выход из нее, соблюдение времени перерыва (обеденного и внутрисменные). В процессе трудовой деятельности у работника возникают обязательства по соблюдению установленного на производстве распорядка трудового дня. Субъектами отношений с внутрисменного дисциплины выступают непосредственные исполнители на рабочих местах. Уровень внутрисменного трудовой дисциплины целесообразно определять показателем использования рабочего времени исполнителя (коллектива), обеспеченного оптимальными условиями для производства продукта (услуг). Это положение имеет важное методологическое и практическое значение: если работники простаивают по вине руководителей производства, психологически они не настроены экономить минуты. Плохая организация труда порождает безответственность, ведет к нарушению дисциплины.

Дисциплина поведения вне сферы труда (рабочего места) характеризует отношение к обязанностям по соблюдению недельного режима труда и отдыха, то есть соблюдение графика выходов на работу. Невыполнение этих обязательств, то есть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, потери рабочего времени в течение дня в связи с задержанием органами милиции за нарушение общественного порядка препятствуют нормальному функционированию всей системы взаимосвязей отдельных элементов производственного процесса на предприятии.

Уровень дисциплины поведения целесообразно определять показателем использования фонда рабочего времени исполнителя (коллектива) за определенный период (неделя, декаду, месяц, квартал, год).