Правовой статус иностранных лиц в МЧП. Правовые режимы

В Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого положения можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует национальный режим, суть которого в приравнивании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, в том, что касается прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Помимо Конституции Российской Федерации, национальный режим закреплен и в ряде других нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс, Закон «Об инвестиционной деятельности в России», Минская конвенция и т. д.

Следовательно, данный режим может быть закреплен не только во внутреннем законодательстве, но и в международном договоре.

Так, Гражданским кодексом предусмотрено, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

На основе национального режима предоставляются судебная защита, трудовые и иные права. Однако что касается международных торговых договоров, то национальный режим предоставляется в ограниченном числе случаев. В тех случаях, когда он все-таки предоставляется, то предусматривается свободный доступ иностранных граждан и юридических лиц в суды.

В рамках международного частного права действует такой режим, как режим наибольшего благоприятствования. Этот режим необходимо отличать от национального режима. Суть данного режима заключается в том, что в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане не относительно отечественных граждан и юридических лиц, а между собой. Данный принцип может быть предусмотрен только в международном договоре.

Таким образом, режим, оговоренный в международном договоре, в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый согласно международному договору о торговле к одному из государств, будет применяться к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор.

Из смысла данного режима можно сделать вывод о том, что в силу режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений.

Режим наибольшего благоприятствования установлен между Россией и США на основании соглашения о торговых отношениях. Так, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой страны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны...»

Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о более благоприятст-вуемой нации. Сущность данного проекта состоит в том, что государства обязаны предоставить другому государству режим не менее благоприятный, чем режим, распространяющийся на третье государство в определенной сфере правоотношений.

20. Взаимность: понятие и виды. Реторсии в МЧП

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

1) данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

2) должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Коллизионные вопросы право- и дееспособности физических лиц в МЧП. Личный закон физического лица

Это lex personalis. Два варианта его:

1) lex patriale-закон граждансва,прим-ся в странах романо-германскойсистемы права (франция,германия,швейцария). Личным законом физич-го лица явл-ся закон того гос-ва гр-ном кот-го он явл-ся

2)lex domicilii-закон местожитеьсва,прим-ся в странах англосаксонской системы права (сша,канада,новая зеландия, австралия).

lex personalis-личный закон физич лица, как колиз-ная привязка прим-ся:1)когда надо установить законод-во какой страны надо использовать для определения начального момента возникновени и окончания правоспособности физич-го лица 2)для определения объма правоспособности 3)для определения момента полной дееспособности физич-го лица (для рф -18лет, сша -21год, кубы-16лет, иран-14лет) 4)для определения условий, порядка и последствий признания лица недееспособным,ограниченно деесспособным. Напр. Дети до 7лет недееспособны,до14 лет-частично дееспособны, с 14ле-относительно дееспособны 5)для определения порядка признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (в германии лицо признается умершим не ранее срока когда ему бы исполнилось 25 лет. Признание лиц старше 25 лет умершими осуществляется не ранее чем через 10лет, а лиц старше 70 лет –не ранее чем через 5 лет) 6)для опреледения порядка установления опеки и попечительства; для решения вопросов усыновления; для решения вопросов cвязанных с наследованием имущества.

Гражданская правоспособность физ лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев установленых законом. Личным законом физич-го лица считается право страны гражданство кот-й этой лицо имеет.Если лицо наряду с российк-м гр-вом имеет и иностранное гражданство его личным законом явл-ся российское право. Если иностр гр-н имеет место жительства в РФ то его личным законом явл-ся российское право. При наличии у лица нескольких иностр-х гражданств личным законом считается право страны в кот-й это лицо имеет местожительства. Личн зак беженца-право страны предоставившей убежище. Личн зак лица без гражд-ва –право страны в кот-й этой лицо имеет местожит-ва. Гражданская дееспособность физ лица определяется его личным законом.


Похожая информация.


Обход закона в международном частном праве

Обход закона - применение к правоотношениям с иностранным элементом права другого, чем право, предусмотренное соответствующим законодательством.

Обход закона означает применение хотя бы одной из сторон правоотношений законодательства, более лояльно определяет определенные права и обязанности, правосубъектность физических или юридических лиц.

Пример. Получив отказ в бракосочетании с мусульманином в Украине (Украинка должна была стать второй женой), пара обручилась в Иране. В результате такой брак в Украине не будет признаваться, однако будет признаваться в Иране. Это так называемые "Хромая правоотношения".

Целью обхода закона является создание для участников соответствующих правоотношений более благоприятного правового режима (например, по государственной регистрации предприятия, налогообложения, заключения брака и т.п.) за счет подчинения правоотношений "удобном" правопорядка.

В ст. 10 Закона Украины "О международном частном праве" определено последствия обхода закона. Сделки и иные действия участников частноправовых отношений, направленные на подчинение этих отношений праву иному, чем то, что определяется в соответствии с настоящим Законом, в обход его положений, являются ничтожными. В таком случае применяется право, подлежащее применению в соответствии с нормами этого Закона.

Концепция обхода закона фактически сводится к такой формуле: если нет сомнений в добросовестности выбора сторонами применимого права, этот выбор принимается в целом. Если выбор сторон явно недобросовестным, то суд вправе отклонить такой выбор и определить применено право на основе коллизионной нормы.

Правовые режимы в международном частном праве

Правовой режим в международном частном праве - порядок и характер правового регулирования статуса иностранного лица (физического, юридического, государства) в государстве пребывания.

В международном частном праве различают следующие режимы: национальный, режим наибольшего благоприятствования, специальный (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Виды правовых режимов в международном частном праве

Согласно ст. 7 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", на территории Украины вводятся такие правовые режимы для иностранных субъектов хозяйственной деятельности:

- Национальный режим , который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав и обязанностей не меньше, чем субъекты хозяйственной деятельности Украины. Национальный режим применяется в отношении всех видов хозяйственной деятельности иностранных субъектов этой деятельности, связанной с их инвестициями на территории Украины, а также по экспортно-импортных операций иностранных субъектов хозяйственной деятельности тех стран, входящих вместе с Украиной в экономических союзов;

- Режим наибольшего благоприятствования , который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав, преференций и льгот по таможенным пошлинам, налогам и сборам, которыми пользуется и / или будет пользоваться иностранный субъект хозяйственной деятельности любой другого государства, которому предоставлен упомянутый режим, за исключением случаев, когда указанные пошлины, налоги, сборы и льготы по ним устанавливаются в рамках специального режима, определенного ниже. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основе взаимного соглашения субъектам хозяйственной деятельности других государств согласно соответствующим договорам Украины и применяется в сфере внешней торговли;

- Специальный режим , который применяется к территориям специальных экономических зон, а также к территориям таможенных союзов, в которые входит Украина, и в случае установления любого специального режима согласно международным договорам с участием Украины.

В Украине вводятся такие правовые режимы для товаров, импортируемых из государств - членов Всемирной торговой организации (далее - ВТО): национальный режим , который означает, что в отношении импортируемых товаров происхождением из государств - членов ВТО предоставляется режим не менее благоприятный, чем для аналогичных товаров украинского происхождения по налогам, сборам, устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами правил и требований к продаж, предложения к продаже, покупке, транспортировке, распределению или использования товаров, а также правил внутреннего количественного регулирования, смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или пропорциях; режим наибольшего благоприятствования , который касается пошлин, правил его взимания, правил и формальностей в связи с импортом и означает, что любое преимущество, содействие, привилегия или иммунитет, предоставляемые в отношении любого товара, происходящего из любого государства, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, который происходит с территории государств - членов ВТО или государств, с которыми заключены двусторонние или региональные соглашения о режиме наибольшего благоприятствования.

Для отечественных субъектов внешнеэкономической деятельности может применяться правовой режим уполномоченного экономического оператора.

Примеры.

Национальный режим. Согласно Конституции Украины, иностранцы и лица без гражданства, за некоторыми исключениями, пользуются в Украине теми же правами и имеют те же обязанности, что и граждане Украины. Это свидетельствует о том, что иностранцам предоставляется национальный правовой режим.

Режим наибольшего благоприятствования. Если два государства - члены ВТО установили более благоприятный режим налогообложения, то во всех государствах ВТО автоматически уменьшается уровень налогообложения до размера, установленного этими двумя государствами. В силу этого принципа создаются наиболее благоприятные условия для физических и юридических лиц отдельной страны или группы стран.

Специальный режим применяется при создании свободных экономических зон.

  • Международное частное право. Научно-практический комментарий Закона / под ред. А. Довгерта. - X .: Одиссей, 2008. - С. 48.
  • Международное частное право. Научно-практический комментарий Закона / под ред. А. Довгерта. - X .: Одиссей, 2008. - С. 48-49.

На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства. Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях. В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества. Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам. В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки. Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства. В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ. Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации. Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России). Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах. Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям».

Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции). Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву. Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций. Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе. В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим. Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность). Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность). Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.



17. Взаимность и реторсии. Взаимность . Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. В случае когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное. Институт взаимности конкретизируется в отдельных нормативно-правовых актах. Появление института взаимности связано с осознанием того, что для развития связей между государствами необходима правовая определенность и равноправие в регулировании. У государств в процессе развития экономических, политических и др. связей возникает необходимость взаимного признания правовых систем. В настоящее время принцип взаимности подразумевает применение норм иностранного права даже без ответного применения. В теории международного частного права выделяют несколько видов взаимности. По такому основанию, как объем предоставляемых иностранным гражданам прав, выделяют материальную и формальную взаимности. Материальная взаимность подразумевает предоставление иностранным лицам вне зависимости от внутреннего правопорядка данного государства объема прав, совпадающего с объемом прав, которым располагают эти лица в своем государстве. По принципу формальной взаимности иностранному лицу предоставляются права в соответствии с внутренними законами его страны. Обычно в одной правовой системе нельзя построить применение принципа взаимности только в формальном или только в материальном аспекте. Реторсии . Реторсии являются одновременно и защитным механизмом (политическим, экономическим и т. д.), и механизмом борьбы с другими государствами «их же оружием». Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Институт реторсии известен и российскому процессуальному праву.

18. Личный закон физического лица и сфера его применения. Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, ею личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву. Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом. Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем). Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву.

19. Гражданско-правовое положение иностранных граждан в РФ. Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.В отношении иностранных граждан в Российской Федерации действует принцип безусловного национального режима.Условный национальный режим связан с наличием взаимности, в то время как безусловный не связан с фактом предоставления национального режима собственным гражданам на территории соответствующего иностранного государства. Национальный режим всегда несет в себе качество относительности. Ни в одной стране нет полного уравнивания прав иностранцев с местными гражданами, т. е. всегда будут иметь место различные изъятия:1) изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с российскими гражданами. В гражданско-правовой сфере ограничение прав иностранцев выражается в запрете на занятие ими должностей, представляющих важность для защиты интересов общества и государства, либо в силу неполучения государственной власти иностранными гражданами, либо в силу выполнения профессиональных функций, связанных с повышенной опасностью для общества;2) правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав и особенностями их юридической природы. Сюда относят запреты на приобретение иностранными гражданами в пользование участков континентального шельфа, недр, лесного фонда и т. д.Применение личного закона иностранца ограничивается в пользу российского права, если иностранный гражданин совершает гражданско-правовые действия на территории России.Дееспособность иностранных граждан определяется его личным законом, в соответствии с которым наличие дееспособности иностранца по личному закону означает, что он дееспособен везде. Однако если иностранец не дееспособен по личному закону, то достаточно, чтобы он признавался дееспособным по месту совершения акта. Иностранец, не обладающий дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если он является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.

20. Особенности гражданско-правового положения российских граждан за рубежом. Общим принципом, определяющим правовой статус российских граждан в иностранном государстве, является право страны места нахождения. Традиционно правила, определяющие регулирование прав и обязанностей российских граждан, закрепляются в различного рода международных соглашениях: договорах об оказании правовой помощи, торговых договорах, договорах об избежании двойного налогообложения и других. Учитывая, что некоторые государства имеют более развитые экономическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, российским гражданам в иностранном государстве предоставляется возмож­ность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому законодательству. В то же время, в иностранных государствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в от­дельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имущественных прав. Защиту российских граждан в иностранном государстве обеспечивают представители дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в соответствии с международными кон­венциями о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношени­ях 1963 г. Следовательно, Реторсии - это установленные Правительством Российской Федерации ограничения в правоспособности иностранных физических и юридических лиц в ответ на аналогичные действия иностранного государства. Возможность установления таких ограничений может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть ответными - устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специ­альные ограничения правоспособности российских граждан и юридичес­ких лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут ли­шить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).

21. Личный закон юридического лица. «Национальность» юридического лица. На первый взгляд эти два понятия являются синонимами, но при детальном рассмотрении через призму МЧП становятся видны их различия. Национальность - понятие, которое определяет личный закон (статут) юридического лица. Государственная принадлежность - состояние юридического лица разными теоретиками рассматривается по-разному. В некоторых случаях государственная принадлежность является критерием определения личного статута юридического лица. В других случаях государственная принадлежность юридического лица является основанием применения внутренних законов данного государства при определении норм права, которые определяют порядок учреждения данного юридического лица (без связи с личным законом). То есть можно сделать вывод о том, что государственная принадлежность является постоянным признаком как физического, так и юридического лица. Тогда как национальность юридического лица определяется в зависимости от правовой системы той страны, в которой оно осуществляет свою деятельность. Государственная принадлежность и национальность имеют различное значение для юридического лица. В большинстве стран мира государственная принадлежность, «гражданство юридического лица», не имеет значения для определения правового статуса данного юридического лица, его правоспособности и т. д. Национальность же в некоторых государствах применяется для определения личного закона данного государства, для определения его статуса. Национальность юридического лица может определяться по различным критериям. Большое значение понятие «национальность» имеет в морском праве, но в данной сфере данное понятие имеет несколько другое значение. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом.

22. Правовой режим деятельности иностранных юридических лиц в РФ. Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулируется национальным российским законодательством (гражданским, таможенным, валютным, банковским и налоговым) и международными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностранных юридических лиц применяется только теория инкорпорации, что явно противоречит современной мировой практике установления национальной принадлежности юридических лиц.Недостатки этого определения в определенной степени нивелируются российской судебной и арбитражной практикой, которая закрепляет необходимость учитывать право места деятельности юридического лица и право места его пребывания. В России в качестве иностранных квалифицируются все лица, созданные не по российскому законодательству и имеющие место нахождения вне территории РФ. Отечественными юридическими лицами в России признаются компании, созданные по законодательству РФ и имеющие место нахождения на ее территории.Положения гражданского законодательства в полной мере применяются и к иностранным юридическим лицам на территории РФ. В соответствии с положениями международных договоров такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования. Как правило, в сфере предпринимательской и торговой деятельности иностранным юридическим лицам предоставляется режим наибольшего благоприятствования.Режим наибольшего благоприятствования означает, что на территории данного государства все иностранные лица в определенных сферах деятельности уравнены в правах друг с другом. В отличие от национального режима (который в основном закрепляется во внутреннем законодательстве), режим наибольшего благоприятствования устанавливается в международных соглашениях (Соглашение между РФ и Тунисом о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве 1994 г.; между РФ и Швейцарией о торговле и экономическом сотрудничестве 1994 г.).Комиссия международного права ООН разработала Проект статей «О клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации», где зафиксировано обязательство государства предоставлять лицам других государств режим наибольшего благоприятствования в определенных международными договорами сферах отношений. Иностранцы на территории одного государства должны быть уравнены в правах друг с другом; лица одного государства должны пользоваться максимумом тех прав, которые предоставлены лицам других государств.В Проекте клаузула о наиболее благоприятствуемой нации определяется как договорное положение. Принципы наибольшего благоприятствования закреплены и в Генеральном соглашении о торговле и тарифах (ГАТТ) - этот режим предоставляется всем участникам соглашения без всяких условий, немедленно и безусловно.В настоящее время имеет место тенденция вместо режима наибольшего благоприятствования предоставлять в договорном порядке в отдельных областях сотрудничества национальный режим: в основном в области торгового мореплавания, в отношении правовой помощи, социального обеспечения, права на страховую и судебную защиту. Национальный режим предоставляется в области авторского и патентного права.Иностранные юридические лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юридическое лицо с иностранным участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц в России должны соответствовать положениям российского законодательства. Иностранные юридические лица могут быть зарегистрированы на территории РФ в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.В международных договорах об осуществлении и взаимной защите инвестиций может быть предусмотрено, что термин «компания Стороны» означает любую компанию, корпорацию, объединение, предприятие (включая кооператив), правомерно учрежденные в соответствии с законодательством Стороны, независимо от целей (извлечение дохода или иные цели) и независимо от того, является ли их капитал частным или государственным (Договор между США и РФ).В соответствующем Соглашении между РФ и Австрией закреплено, что термин «инвестор» в отношении Австрийской стороны означает любое юридическое лицо или товарищество торгового права, созданное по законодательству Австрии и имеющее свое место нахождения на ее территории.Предприятия с иностранными инвестициями (учрежденные в соответствии с российским правом) являются субъектами российского международного частного права. Специфика создания предприятий с иностранными инвестициями установлена в законодательстве РФ 1999 г. об иностранных инвестициях. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями производится в явочно-нормативном порядке (из которого есть исключения, прямо перечисленные в законодательстве).Для предприятий с особо крупным размером иностранного капитала и для иностранных инвесторов, делающих вложения в особо капиталоемкие отрасли российского хозяйства, установлен преференциальный (особо льготный) режим. Такие предприятия пользуются существенными льготами в области налогообложения и уплаты таможенных пошлин.Практически все российские участники внешнеэкономической деятельности имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением особо оговоренных в законе случаев. Однако может быть установлена и государственная монополия на определенные виды предпринимательской деятельности, касающиеся отдельных экспортных и импортных операций.Такую деятельность вправе осуществлять на основе специальной лицензии только государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия), по долгам которых российское государство несет дополнительную ответственность. Отдельные операции в области внешней торговли могут производить только крупные государственные предприятия - внешнеэкономические объединения. Такие объединения являются государственными юридическими лицами частного права - они не отождествляются с государством и выступают в гражданском обороте как самостоятельные субъекты права.Строго юридически специального разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности не требуется, однако в недавнем прошлом без получения карточки ВЭД (код участника внешнеторговой деятельности) ни один из субъектов права на территории /55 РФ фактически ничего не мог сделать в рамках центрального звена такой деятельности - обеспечения таможенной очистки товаров. На практике каждый участник внешнеторговой деятельности должен был получить именно специальное разрешение.Такое положение устанавливал Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г. Необходимость получения карточки ВЭД была отменена только в 2003 г. Летом 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Практика применения этого Закона пока отсутствует, и трудно сказать, насколько и в какую сторону новое законодательство изменит специфику государственного регулирования внешнеторговой деятельности.Все российские участники внешнеторговой деятельности несут самостоятельную имущественную и юридическую ответственность по своим обязательствам. Субсидиарная ответственность государства возможна только по долгам государственных предприятий. Общее правило российского законодательства - принцип раздельной ответственности государства и юридических лиц.За границей российские юридические лица подчиняются юрисдикции того государства, на чьей территории данное лицо осуществляет основную хозяйственную деятельность. Однако их личный статут определяется российским правом. Защита прав и интересов российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания входит в состав основных функций дипломатических и консульских представительств РФ за границей.

23. Правовое положение транснациональных и оффшорных компаний. От национальных юридических лиц, созданных на основе права одного государства, следует отличать международные юридические лица, которые создаются на основе международного договора. Личным законом таких компаний не может быть право одного государства. Личный статут таких международных организаций определяется международным соглашением. К международным юридическим лицам относятся, прежде всего, международные межправительственные организации системы ООН Подробнее об этом: Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М.: Дело, 1998..Помимо указанных выше, существует и еще одна категория - транснациональные корпорации, многонациональные предприятия и т.д. Существует ряд сложностей при определении личного закона таких образований. С одной стороны, они созданы по праву какого-либо конкретного государства, а с другой - имеют несколько дочерних компаний, которые в свою очередь создаются по праву государства, на территории которого осуществляют деятельность.Транснациональные корпорации (ТНК) имеют интернациональный характер не только по сфере деятельности, но и по капиталу. ТНК представляют собой сложнейшую многоступенчатую вертикаль: головная корпорация (национальное юридическое лицо), дочерние холдинговые (акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), производственные компании (юридические лица третьих стран), холдинговые компании (юридические лица «четвертых» стран) и т.д. Национальность каждой «дочки» - самостоятельного юридического лица - определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории такое подразделение действует. Характерная особенность ТНК - юридическая множественность при экономическом единстве. На международном уровне разработан «Кодекс поведения ТНК».В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, корпорация «Microsoft»). Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля (которая закреплена в законодательстве далеко не всех государств): по личному закону головной компании.Специфическим видом транснациональных компаний являются оффшорные компании, в массовом масштабе создаваемые в специальных оффшорных зонах. Оффшорная зона - это страна или территория, национальное законодательство которой предусматривает возможность регистрации юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, и предоставление им льготного режима налогообложения. Оффшорные зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения. Кроме того, в государстве регистрации оффшорные компании уплачивают регистрационный сбор и ежегодные пошлины (как правило, 3-5% от прибыли). Для государств, не имеющих богатых природных ресурсов, этот доход может составлять существенную или даже основную часть государственного бюджета (например, около 30% государственного бюджета Лихтенштейна составляют именно доходы от зарегистрированных на его территории 40 тыс. оффшорных компаний).Промышленно развитые страны достаточно негативно относятся к практике использования оффшорных центров их национальными компаниями. В целях ужесточения контроля за движением капиталов через границы и ограничения количества оффшорных компаний во многих странах принято антиоффшорное законодательство (США, Великобритания, Франция). В рамках Европейского Союза в обязательном порядке проверяются все сделки с компаниями из оффшорных зон и все отчисления в адрес оффшорных компаний облагаются дополнительным налогом «у источника». Процесс борьбы с оффшорами начался в середине 80-х гг. XX в. В России принят Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» .Большинство оффшорных зон - это развивающиеся и островные государства. Однако, несмотря на мировую борьбу с оффшорами, выгоды от них для «принимающего» государства очевидны. Именно поэтому на территории многих развитых европейских стран (Швейцария, Португалия, Испания, Великобритания, Мальта, Люксембург) и на территории США (Делавэр, Невада, Вайоминг) существуют оффшорные центры. С середины 90-х гг. XX в. предпринимаются попытки создания оффшорных зон на территории РФ (свободные экономические зоны или зоны экономического благоприятствования - Ингушетия, Калмыкия, Бурятия и др.).

24. Государство как особый субъект международного частного права. Международные частно правовые отношения характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собств. С одной стороны, участие государства не меняет их сущности, но с др.ст., властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении. ГК: РФ и ее субъекты участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юр.лицами. Гос-во часто становится участником отношений, осложненных иностр. элементом - арендует участок для дип.миссии, заключает договор с иностр.фирмой на ремонт своих зданий, хранит деньги в иностр.банках... При этом гос-во, заключая сделки на террит.иностр.государства, не подчиняется власти этого иностранного государства, т.е.его юрисдикции (иммунитет от юрисдикции). В отношении иностр.государства не могут быть применены принудительные меры: по принудит.применению закона, по принудит.привлечению к суду и др. Это не означает полного беспедела. Напротив, Венская конвенция о дип. сношениях прямо предписывает всем гос-м и их должностным лицам осуществлять свою деятельность в соотв.с законами государства, на террит.кот.они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет: право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и др.органов другого государства частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, адм. и другими гос. органами в отношении другого государства. О праве на иммунитет можно говорить только тогда, когда правоотношение связано с террит. юрисдикцией иностранного государства (т.е. либо спор рассматривается в иностр. суде, либо имущество находится на территории иностр. государства). Если частно-правовое отношение, осложненное иностр. элементом, стороной кот. является государство, осуществляется на территории государства-участника, оно рассматривается правоприменительными органами этого государства на общих основаниях, об иммунитете нет речи.

25. Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав. В коллизионном праве РФ нормы о праве собственности и других вещных правах сосредоточены в гл. 68 ГК РФ «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям». Закон места нахождения вещи – это основное правило отыскания применимого права в отношении вещных прав. Оно применяется для решения вопроса о том, может ли какая-нибудь вещь быть предметом вещных прав; определения объема вещных прав; защиты вещных прав; отнесения имущества к недвижимому или движимому (ст. 1205 ГК РФ). По другим вопросам права собственности и других вещных прав коллизионный принцип «закон места нахождения вещи» либо несколько уточняется, либо вместо него применяются другие правила. Возникновение, переход или прекращение вещных прав определяются коллизионным принципом «закон страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения, перехода либо прекращения права собственности и иных вещных прав» (п. 1 ст. 1206 ГК РФ). В международных коммерческих отношениях очень часто имущество, приобретаемое по сделке, должно попасть из одной страны в другую, и момент его передачи одной стороной другой довольно растянут во времени. Коллизионное регулирование таких ситуаций исходит из применения общей привязки «закон места нахождения вещи» с некоторыми уточнениями. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено (п. 2 ст. 1206 ГК РФ). Аналогичные правила определения применимого права в отношении права собственности и других вещных прав содержатся в международных договорах, в которых участвует РФ. В качестве примера приведем ст. 38 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых взаимоотношениях государств – участников СНГ.

К теме: «Общие понятия международного частного права»

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относятся к его исключительной компетенции и регламентируются прежде всего нормами национального законодательства, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Применительно к МЧП речь о правах, обязанностях и ответственности иностранцев.

Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и, следовательно, должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.

Принцип национального режима следует отнести к одному из основных начал МЧП. Национальный режим - приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в правах и обязанностях, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (по общему правилу, им не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма - п. 5 ст. 49 ЖК РФ; они не могут находиться на муниципальной службе, быть судьями, командирами гражданского воздушного судна,



Исключения из принципа национального режима допускаются лишь на основании федеральных законов. Субъекты РФ не могут вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

Для гражданского права: национальный режим закреплен в п. 1 ч. 4 ст. 2 ГК РФ.

Ст. 5 Закона 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. 4 ФЗ об иностранных инвестициях 1999 г. Из международных соглашений - Минская конвенция 1993 г.

Предоставление национального режима предполагает свободный доступ иностранных юридических лиц и граждан в суды, применительно к социальному обеспечению (судебная защита, предоставление трудовых прав).

Объем прав и обязанностей граждан РФ и иностранцев не одинаков. На иностранцев не может быть возложена обязанность прохождения воинской службы, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Некоторая деятельность возможно только после получения специального разрешения (использование недр).

Режим наибольшего благоприятствования .

На основании предоставления этого режима иностранные лица пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что и объясняет само выражение "наибольшее благоприятствование". В силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой (в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами). В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре.

Согласно принципу наибольшего благоприятствования, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

Виды режимов, предоставляемых иностранным гражданам

Статья 2 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином предлагает понимать физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Им предоставляется ряд режимов:

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, но получившее миграционную карту (выдается УФМС России, содержит сведения об иностранце, о сроках пребывания), при этом не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок В.П. - не более 90 суток за полгода, за исключением случаев продления В.П. или предоставления безвизового режима (высококвалифицированным специалистам);

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Выдается в пределах ежегодных квот, утверждаемых Правительством РФ на 3 года либо вне таких квот (участник Госпрограммы переселения соотечественников, имеющему ребенка, нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР) по заявлению;

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (выдается в период временного проживания не позднее 6 месяцев до его истечения, но не ранее 1 года со дня предоставления) сроком на 5 лет.

Оговорка о публичном порядке. Содержание термина «публичный порядок».

Оговорка о публичном порядке - институт международного частного права, при помощи которого может быть ограничено применение норм иностранного права, к которым отсылает коллизионная норма. Применение оговорки ограничивает действие отечественной коллизионной нормы. ФГК Франции 1804 г. установил: «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы».

Оговорка в материальном смысле охраняет сложившиеся, особо защищаемые ценности того или иного правопорядка; в процессуальном - не допускает исполнения иностранных судебных решений.

Проблема нормативного закрепления оговорки состоит в том, что даются лишь контуры публичного порядка, судебная практика незначительно их раскрывает. Оговорка применяется лишь в исключительных случаях, институт является экстраординарным средством процессуальной защиты.

К примерам оговорки могут быть отнесены полигамные браки, «брачные союзы» физических лиц одного пола, использование рабского труда, однако само по себе наличие указанных институтов в правоотношении не означает, что в их применении может быть отказано. Например, в силу п. 1 ст. 127 СК РФ усыновителями в РФ могут быть лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а усыновление на территории РФ иностранцами ребенка-гражданина России производится по законодательству государства гражданства усыновителя.

В соответствии со ст. 1193 ГК РФ, подлежащая применению норма иностранного права в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ с учетом характера отношения. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма (материальная ) российского права.

Отказ не может заключаться только в отличиях правовых, политических, экономических системах государства.

Статья 1193 ГК РФ разрешает вопрос замещения путем применения «соответствующей нормы российского права». Однако возникает проблема отсутствия регулирования правоотношения правом РФ в принципе (например, имущественные последствия расторжения однополого брака и определение долей «супругов»). В праве соответствующего государства подобные вопросы регламентируются.

Относительно восполнения нормы, противоречащей основам правопорядка в доктрине высказана позитивная идея о применении соответствующей нормы того же иностранного права (по аналогии), однако нормативной основы не имеет. Закон суда применим только в случае, если регулирование по иностранному праву невозможно в принципе.

В соответствии со ст. 167 СК, нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы публичному порядку РФ.

Например, обычное право иностранного государства, допускающее полигамию, противоречит основам российского семейного права, но из этого не вытекает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они действительны, не могут порождать юридические последствия, которые были бы признаны в России (требование об уплате алиментов на содержание детей и т.п.).

Оговоркой должны затрагиваться такие фундаментальные принципы как равенство участников отношений и форм собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, обеспечение восстановления нарушенного права.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 156 «О применении оговорки о публичном порядке...» 2013 г. дополняет такие основания:

1) Не извещение стороны процесса по согласованному в контракте адресу являются нарушением фундаментального права на защиту (п. 4);

2) Наличие вступившего в законную силу приговора суда по факту коррупции в отношении лица, подписавшего контракт, с учетом фактических обстоятельств (заведомо невыгодные условия), является основой международного публичного порядка (Конвенция ООН о противодействии коррупции 2003 г.) (п. 1);

3) Применение института, неизвестного российскому праву (заранее оцененные убытки), не влечет применение оговорки, поскольку не нарушается принцип свободы договора, добросовестности (п. 5);

4) Если иностранный суд применяет институт, влекущий взыскание убытков сверх реально причиненного вреда, то это априори не означает нарушение основ правопорядка. Российское право также предусматривает отступление от компенсационного характера гражданско-правовых мер (принцип соразмерности при восстановлении нарушенных прав презюмируется), например, при взыскании штрафной неустойки, ответственности за нарушение исключительных прав. Как не отвечающую принципу соразмерности судебная практика рассматривает одностороннюю реституцию как меру, имеющей конфискационную природу (Постановление ФАС Центрального округа от 21.01.2009 по делу N А09-7012/2008-35). Вместе с тем, при явной несоразмерности, суд может снизить размер неустойки, отказать в признании и исполнении иностранного решения, если размер убытков многократно превышает тот, который стороны могли разумно предвидеть при заключении договора; если при согласовании размера убытков имелись очевидные признаки злоупотребления свободой договора (в форме эксплуатации слабых переговорных возможностей должника);

5) Допустимость апелляционного обжалования в некоторых иностранных правопорядках судебных решений при условии внесения судебного залога само по себе не является дискриминационным (Постановление ЕСПЧ от 13.07.1995 г. по делу «Толстой-Милославский против Соединенного Королевства»). Оговорка может применяться в случаях, если будет установлено явное несоответствие суммы залога примерной оценке затрат стороны на возмещение судебных расходов, которые она вынуждена будет понести в случае пересмотра дела, инициатором которого не является (п. 7).