Порядок использования соуэ. Система оповещения (соуэ) Наибольшее число этажей

А. Пинаев
к.т.н., директор ОДО «Авангардспецмонтаж»,

В. Коротков
ТИП ЗАО «НПП «Иста-См»

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5-го типа вызывают постоянные дискуссии и рассуждения на тему, что это такое и каковы способы их реализации. Во многом это обусловлено отсутствием технически четкой и корректной нормативной базы. Ни НПБ 104-95, ни НПБ 104-2003, ни СП 3.13130.2009 не отвечают на поставленные вопросы. Например, в СП 3.13130.2009, кроме таблицы 1 и некоторых упоминаний в тексте («...п. 5.1...В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности», «...п. 3.3...В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения»), больше ничего о 5-м типе оповещения и его реализации не говорится.

Единственной попыткой на нашей памяти каким-либо образом это конкретизировать было ПОСОБИЕ к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях», но документ 1992 года имеет неопределенный статус, отсутствует в нормативной базе, да и просто устарел.

Наверняка у каждого специалиста, связанного с проектированием систем оповещения, существует и собственное видение проблемы.

Нам бы хотелось высказать свои соображения, основанные на многолетнем опыте проектирования, исследованиях проблематики, включая анализ реальных пожаров и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из крупных административных и общественных зданий.

Напомним, что системы оповещения 5-го типа предполагают множественность алгоритмов эвакуации и полную автоматизацию этих процессов. Поскольку речь идет об автоматизации, то нелишне отметить, что аксиомой любого управления является наличие трех базовых составляющих:

Достоверная и оперативная информация (входная величина);

Эффективные управляющие воздействия (выходная величина);

Модель реакции на входные воздействия.

Соответственно, автоматическая система управления должна предполагать автоматизацию получения информации, ее обработки и формирования управляющих воздействий.

Рассмотрим каждую из трех составляющих по порядку.

1. Получение достоверной информации о развитии ЧС и, в част-

ности, пожара основывается на использовании данных от пожарных из-вещателей: температуры, плотности дыма, концентрации опасных веществ, скорости изменения этих показателей. Необходимо иметь в виду, что состояние извещателей не всегда достоверно характеризует потенциальную угрозу, например, показания дымовых извещателей, размещенных на пути потока дымовоздушной смеси в открывшийся клапан вентиляции, дадут совершенно искаженное представление о реальной ситуации. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, когда предполагается, что по сработавшим дымовым извещателям можно определить безопасный путь эвакуации.

По результатам неоднократно проводимых экспериментов и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из административных и общественных зданий установлено, что при возгорании в коридоре длиной 60-80 м срабатывание дымовых из-вещателей происходит за 10-15 с с интервалом 2-3 с. Ну и куда отправлять людей, если время эвакуации намного больше времени срабатывания всех извещателей? Какова должна быть реакция автоматической системы управления на подобную динамику изменения ситуации? Может, ей вообще следует выключиться?

Очевидно, что для получения объективной оценки происходящего необходима либо комплексная оценка совокупности показателей, либо принципиально иные ее способы.

В качестве альтернативы можно было бы выделить показатели, в наиболее явном виде отражающие обстановку на путях эвакуации. Такими показателями могут являться величина нейтральной зоны и динамика ее изменения. Напомним, что под нейтральной зоной понимается область, безопасная для человека, ограниченная снизу температурой или ПДК опасных газов, а сверху слоем дыма. По мере развития пожара размеры этой области уменьшаются. Понятие нейтральной зоны широко используется при анализе развития пожара и оценке его последствий, но законодательно определение величины зоны и ее использование техническими средствами пожарной сигнализации не предполагается и не регламентируется. Соответственно, никто не будет ставить адресные дымовые извещатели вверху, а максимально-дифференциальные и газовые на высоте 60-80 см от пола.

В зависимости от конкретных объектов и ситуации, к информативным входным данным могут быть отнесены и другие параметры: результаты видеонаблюдения, данные от систем контроля и управления доступом и т.п.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой

(сирена, тонированный сигнал и др.)

(передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие оповещатели

б) световые оповещатели «Выход»

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

П р и м е ч а н и я:

1. «+» - требуется; «*» - допускается; «-» - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

2. Трудности достоверной оценки ситуации усугубляют небогатый арсенал возможных управляющих воздействий. По сути, они сводятся к управлению световыми эвакуационными указателями и речевым сообщениям с полным отсутствием обратной связи между событиями, воздействиями и их последствиями. Необходимо отметить невысокую эффективность обоих воздействий с точки зрения процесса управления, поскольку речевые оповещения способны только подать команду на начало эвакуации (далее оператор и сам с трудом может понять, что происходит), а световые эвакуационные указатели стандартно включаются (а чаще - постоянно включены) над всеми выходами. Обилие фонограмм и большая длительность их звучания, реализуемые в аппаратуре управления, являются скорее маркетинговыми инструментами, чем технически обоснованными решениями. Если в аппаратуре предусматривается 40 и более фонограмм, то кто и по каким критериям должен их выбирать и какова необходимость трансляции неповторяющегося текста в течение 5 мин., если, к примеру, время эвакуации 2 мин.? Кто это будет дослушивать?

С точки зрения микрофонных сообщений и включений нужного направления указателей, то на удалении оператор, даже если он профессионально подготовлен, не в состоянии принять объективные решения. Например, фраза «выход влево» для людей, вышедших из комнат по разные стороны коридора, дает столь же разные указания. Если же использовать обратную связь зоны оповещения с диспетчерской для корректировки указаний, то исчезает смысл термина «полная автоматизация» и система реально является 4-го типа.

Уже многократно говорилось о низкой информативности световых эвакуационных указателей - их недостаточной видимости из-за особенностей установки (за счет увеличения плотности дыма вверху они быстро перестают восприниматься), а яркость свечения не нормируется и, соответственно, минимальна. Отсутствует динамика показаний - свечение постоянное, не пульсирующее, что психологически воздействует на человека, полагающего, что он брошен и должен ориентироваться самостоятельно, только по собственной субъективной оценке обстановки. Имеет смысл на особо ответственных объектах устанавливать указатели на уровне или невысоко от уровня пола с динамической индикацией типа «бегущая стрелка».

Практически забыты в нормативных документах световые мигающие оповещатели. В СП 3.13130.2009 п. 2.7 их смешали со световыми эвакуационными указателями. А ведь задачи у них разные: световые оповещатели (КРАСНОГО ЦВЕТА) должны продублировать речевое (или звуковое) оповещение о пожаре для людей с ограниченными возможностями по слуху, а это, практически, все общественные и административные здания;световые эвакуационные знаки (ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА) должны показывать направление к эвакуационному выходу (Е01-16) и сам эвакуационный выход (Е22-23), по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Необязательность применения световых мигающих оповещателей (табл. 1, СП 3.13130.2009) и отсутствие единых технических требований к ним на практике оборачиваются неприменением их и, тем самым, снижением возможностей оповещения на начальном этапе.

3. Касаясь моделей, реализуемых в аппаратуре управления, то следует отметить, что отсутствие методов получения достоверной информации и эффективных способов влияния на управляемый процесс лишает необходимости разрабатывать математические модели для автоматического управления. Фактически, все существующие системы автоматизированного (не автоматического) управления эвакуацией основаны на выборе из фиксированного набора эвакуационных алгоритмов одного или нескольких вариантов, которые принимаются оператором или автоматически, на основе ограниченного набора информации, поступившей на момент возникновения ЧС. Парадокс заключается в том, что управление при ЧС, являющееся весьма динамичным процессом, принимается как статичный процесс, не развивающийся во времени, т.е. в предположении, что дальнейшее развитие ситуации прогнозируемо. Единожды выбранный вариант эвакуации, как правило, полагается неизменным на всех последующих стадиях развития ситуации.

Таким образом, после команды на начало эвакуации управление этими процессами прекращается. Как правило, основная масса посетителей и персонала успевает покинуть опасную зону, а оставшиеся, потеряв ориентацию на толпу, в дыму лишаются возможности найти безопасный выход. И для этих оставшихся работа системы управления эвакуацией может быть единственным шансом на спасение.

Возвращаясь к заглавию статьи и резюмируя вышесказанное, следует признать, что полноценная реализация СОУЭ 5-го типа в настоящее время невозможна, это обусловлено как отсутствием нормативной базы, определяющей порядок получения достоверной информации о ситуации (проектирования соответствующей ПС), так и отсутствием нормативной базы, определяющей порядок реализации (проектирования) управляющих воздействий и, как следствие, необходимых технических средств. Чаще всего под СОУЭ 5-го типа у нас понимают СОУЭ 4-го типа, с фантазийными и не всегда безопасными «наворотами» проектировщиков.

Раз уж у Вас работа прежде всего и Вы не скоро здесь появитесь,
я напишу побольше =)
давайте затронем ГОСТ 53325 т.к. любой прибор, которым Вы

Соберетесь управлять сиренами будет сертифицирован как ППКП или ППУ
И без вариантов - любое адресное реле будет сертифицировано по 7.1.11 как ППКП или ППУ, а по п.7.1.11 требования к такому компоненту ТАКИЕ же как и ПКПК или ППУ.
В случае с С2000-СП2 он должен удовлетворять требованиям к ППКП

Далее по ФЗ-123
Статья 2. Основные понятия
32) прибор приемно-контрольный пожарный - техническое средство, предназначенное для приема сигналов от пожарных извещателей, осуществления контроля целостности шлейфа пожарной сигнализации, световой индикации и звуковой сигнализации событий, формирования стартового импульса запуска прибора управления пожарного;
33) прибор управления пожарный - техническое средство, предназначенное для передачи сигналов управления автоматическим установкам пожаротушения, и (или) включения исполнительных установок систем противодымной защиты, и (или) оповещения людей о пожаре, а также для передачи сигналов управления другим устройствам противопожарной защиты;

Делаем вывод, что С2000-СП2 не может упралять СОУЭ - он может либо подать стартовый импульс (как и положено ППКП) или же произвести звуковую сигнализацию выносными оповещателями.

Но в любом случае из двух выше:

7.2.1.1 ППКП должны обеспечивать выполнение следующих функций:
б) автоматический контроль целостности линий связи с внешними устройствами (ИП и другими техническими средствами), световую и звуковую сигнализацию о возникшей неисправности;
7.2.2.1 ППУ должны обеспечивать выполнение следующих функций.
а) автоматическое включение исполнительных устройств систем противопожарной защиты (пожаротушения, дымоудаления, оповещения, инженерного оборудования и т.д.);
б) автоматический контроль целостности линий связи с исполнительными устройствами систем противопожарной защиты и техническими средствами, регистрирующими срабатывание средств противопожарной защиты, с выдачей информации о нарушении целостности контролируемых цепей посредством световой индикации и звуковой сигнализации;

Так что не может этот СП2 управлять оповещателями. Естественно это должно быть отражено в ТД на изделие - и это есть:
управлять сиренами ему (СП2) разрешено только в системах ОС -
1.1.2
В системах охранной сигнализации и контроля доступа СП2 предназначен для управления исполнительными устройствами (лампами, сиренами, видеокамерами, электромагнитными замками и т.д.), выдачи тревожных извещений на пульт централизованного наблюдения ПЦН.

А в системах ПС только формирование стартового импульса на ППУ -
1.1.3
В системах пожарной сигнализации и автоматики блок предназначен для формирования стартового импульса на прибор управления, а также для передачи иных сигналов внутри системы на релейном уровне.

Т.е. С2000-СП2 не разрешено управлять пож. оповещателями - нет таких сведений в ТД

Для сравнения С2000-КПБ:
1.1.2 Блок предназначен для управления исполнительными устройствами (лампами, сиренами, видеокамерами, автоматическими установками газового, порошкового и аэрозольного пожаротушения(АУП), электромагнитными замками и т.д.).

Или же Сигнал-10
Прибор приемно-контрольный охранно-пожарный "Сигнал-10" АЦДР.425513.010 (в дальнейшем – прибор) предназначен для:
.........
− управления звуковыми и световыми оповещателями (ЗО и СО);

И сертификат у него соответствующий:
7.2.1.1-7.2.1.3 + 7.2.2.1
Т.е. как ППКП с функцией управления выносными оповещателями, той самой функцией которой у С2000-СП2 нет.

Болид конечно хитро излагает суть паспорта, но согласитесь разница есть.

Неофициальная редакция

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Об утверждении норм пожарной безопасности

«Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»

(НПБ 104-03)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 33, (ч. 1), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167) и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585) приказываю :

1. Утвердить согласованные с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу прилагаемые нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) и ввести их в действие с 30 июня 2003 г.

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.

Министр С. Шойгу

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

НПБ 104-03

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России) и Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России). Разработчики от ГУГПС МЧС России: А.А. Бондарев, B.C. Горшков; от ФГУ ВНИИПО МЧС России: А.В. Матюшин, А.Н. Щеглов, М.М. Шлепнев.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС МЧС России).

Согласованы с Госстроем России письмом от 21.03.2003 г. № 9-18/218.

Взамен НПБ 104-95.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).

1.2. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

1.3. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.

2. Термины и определения

В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01.

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Статический указатель эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением.

Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением.

Автоматическое управление – приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Полуавтоматическое управление – приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

3. Общие положения

3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности (далее указателей) на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

включением эвакуационного освещения;

дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

связью пожарного поста‑диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации.

При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

3.3. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.

3.4. Допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение*, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

* Термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

3.5. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.6. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.7. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.

3.8. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.9. СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.

3.10. Исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.11. Размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.12. Эвакуационное освещение предусматривается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.13. Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения.

Световые указатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания людей.

3.14. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

3.15. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

3.16. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

3.17. Настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.18. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, или с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.

3.19. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать требованиям настоящих норм для звуковых оповещателей, изложенных в пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.20. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

3.21. Настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.22. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.23. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.

3.24. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

3.25. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания.

3.26 Требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору кабелей и проводов сетей СОУЭ следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.27. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста‑диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

4. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

4.1. Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ
1 2 3 4 5
1. Способы оповещения:
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) + + * * *
Речевой (передача специальных текстов) + + +
Световой:
а) световые мигающие указатели * * * * *
б) световые оповещатели “Выход” * + + + +
в) статические указатели направления движения * * + *
г) динамические указатели направления движения * +
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения * + +
3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста‑диспетчерской * + +
4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения * +
5. Координированное управление из одного пожарного поста‑диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре +

Примечания:

1. + требуется; * допускается; – не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3 – 5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.


5. Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения

5.1. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя) Значение нормативного показателя Наибольшее число этажей Тип СОУЭ Примечания
1 2 3 4 5
1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека м 2) До 800 1 * Помещения площадью более 200 м 2 , размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т. п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м 2) До 300

300 и более

*
3. Предприятия До 50 2 Не требуется
общественного питания (вместимость, чел.) До 50 Более 2 *
Размещаемые в подвале (цоколе) *
4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел.) До 20

20 и более

* Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны
5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека, м 2) До 500 1 * Торговые залы площадью более 100 м 2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны
Торговые залы Без ест. освещения *
6. Дошкольные учреждения (число мест) До 100 1 * В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала общей вместимостью более 50 чел. они выделяются в самостоятельные зоны оповещения. В школе оповещается сначала персонал, затем учащиеся
Специальные детские учреждения *
7. Школы и учебные корпуса школ-интернатов (число мест в здании, чел.) До 270 1 *
Специальные школы и школы-интернаты *
Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании) До 100 1 *
8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений До 4 * Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):

круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел)

сезонного действия:

До 300 1 *
а) закрытые До 600

600 и более

1 *
б) открытые До 800

800 и более

1 *
клубы До 400 2 *
10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения (число мест) До 200 3 *
11. Лечебные учреждения (число койкомест): До 60

60 и более

* Помещения лечебных, амбулаторно-поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
психиатрические больницы - *
амбулаторно-поликлинические учреждения (посещения в смену, чел.) До 90

90 и более

*
12. Санатории, учреждения отдыха и туризма До 10 *
10 и более *
При наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения * *
13. Детские оздоровительные лагеря:
круглогодичного действия *
летние IV-V степени огнестойкости *
14. Библиотеки и архивы: *
при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел.) *
хранилища (книгохранилища) *
15. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания До 6 *
16. Музеи и выставки (число посетителей) До 500 3 *
17. Вокзалы 1 *
18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел.) До 50 До 3 *
19. Жилые здания:
секционного типа До 10 Не требуется
10-25 *
коридорного типа До 10 *
20. Производственные здания и сооружения (категория здания) А, Б, В, Г, Д 1 * 1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категорией А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой
Территории объектов по взрывопожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т.п.) *

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4-го или 5-го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(МЧС России)

Главное управление Государственной

противопожарной службы

(ГУГПС МЧС России)

129085, Москва, Звездный бульвар,7

Телефон 217-20-59 Телефакс: 216-85-74

28.07.2004 № 18/4/2098

Первым заместителям начальников

ГУ ГОЧС Субъектов Российской

Федерации - главным

государственным инспекторам

по пожарному надзору

Субъектов Российской Федерации

(по списку)

В связи с поступающими запросами по применению требований НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России направляет свои разъяснения по проектированию данных систем.

Приложение по тексту: на 3 л.

Первый заместитель начальника-

заместитель главного государственного

инспектора Российской Федерации

по пожарному надзору

В.П. Молчанов

Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России по вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ.

Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03 является обеспечение выполнения СОУЭ своих функций в течение всего периода времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т. е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели наряду с техническими средствами и соединительными линиями являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ допускается воздействие опасных факторов пожара, лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

t отк > t p + t н.э.

где t p - расчетное время эвакуации людей, мин;

t отк - время от начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

t н.э. - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия возможно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4 и 5 типов.

В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4 и 5 типов. В качестве такой связи возможно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения.

Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных, типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к тексту оповещения можно сформулировать так:

Должен учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

Способствовать предотвращению паники;

Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;

Указывать на последовательность действий людей при пожаре;

Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ.

Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения отвечающего требованиям НПБ 88-2001 *. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001 *. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны.

В соответствии с разделом 2 НПБ 104 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако, в целях реализации п. 3.2 НПБ 104 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радиопередачи).

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек.

Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 . Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована с целью реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104). Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

Цитата Волжанина "Может завтра наш ФПБ проснётся и объяснит в чём тут тайный смысл."
Вот какого обо мне хорошего мнения - спит наш ФПБ.
Нет, не спится.
Насчет кнопочек. А ведь она трижды права, вот где сконцентрировался весь наш тут опыт работы. Такую логику еще надо поискать у специалистов-мужиков.
Теперь по делу. Все ППУ должны иметь помимо автоматического и дистанционный пуск как с самого ППУ, так и от ЭДУ, вот куда она, наша Нина, нас ведет:

7.4.1 ППУ должны обеспечивать выполнение следующих функций:
д) включение (пуск) исполнительных устройств систем противопожарной защиты раздельно по каждому направлению в ручном режиме следующими способами:
- при помощи органов управления ППУ;
- при помощи элементов дистанционного управления (ЭДУ).
В ППУ должна быть предусмотрена возможность использования обоих способ включения (пуска) исполнительных устройств систем противопожарной защиты раздельно по каждому направлению.

Контроль за целостностью линий с помощью индикации это уже итак все давно знают.
Но если ППУ должны иметь как минимум один обобщенный дискретный выход «Пуск» и один обобщенный дискретный выход «Неисправность», то и индикаторы "Пуска" и "Неисправности" должны быть.
Для оперативного управления (отключения) я поставил бы на морде лица ППУ еще и кнопочку "Откл.", но через ключик или ТМ.
Встроенный источник питания всегда удобнее как для монтажа, так и обслуживания. А вот внешний всегда как-то кажется дешевле в проектно-монтажных организациях.

А теперь осталось посмотреть имеется ли всё это у наших так называемых ППКиУП малой информационной емкости. Особо не наблюдал. Выход с контролем может и быть, но не больше.
Но и отдельных бюджетных ППУ для таких систем я тоже как-то у нас не встречал, всё модули да блоки в виде дополнений к ППКП (БУПО-МУПО).
Вот только что специально посмотрел ППКПУ MB-208 от Матаела (Израиль) на 8 ШС.
Есть 4 контролируемых выхода 24В 1,2А. Есть кнопочка отключения оповещения, но вот кнопочки принудительного пуска оповещения не нашел. Не по нашему сделано. Но у них в Израиле и не надо иметь дистанционный пуск. Кому надо, в самостоятельный ШС включит ручник и каждый раз будет бить стекло.
Что тут плохо - или наш ГОСТ Р 53325 или у них в Европе не правильный подход. По части наших ППУ при некоторой коррекции ГОСТа я бы сказал, что мы на уровне. У них с этим хуже, мало где требуется контроль линий, особенно до исполнительных устройств. Но вот с системами в целом у нас гораздо хуже. Тут я поддерживаю нашего zerbera.
В чем плюс у Авангардспецмонтажа. Александр Иванович Пинаев очень хороший практик по проектированию и монтажу, а отличное владение нормами позволяет ему уже очень давно делать то, что требуется на рынке. Проблема у него только с рекламой. Но именно его приборы совместно с радиоканалом от рижского RRT использовались у нас в дальневосточных регионах для построения пожарного мониторинга, когда С-М еще не было в помине. Канал только у RRT оказался односторонним, как и у Андрометы. А вот проводная часть от Пинаева могла устроить большинство потребителей.
У нас помимо ограниченного количества организаций все остальные увлеченно занимаются GSM-сигнализацией. А номенклатура продукции организаций из того ограниченного списка тоже не велика, т.к. подавляющее большинство проектно-монтажных организаций постоянно ищет левые пути, формируя тем самым деформированный спрос на продукцию.
Так что за что боролись, на то и напоролись, и не надо тут искать крайних.

11.1. Требования к системам оповещения о пожаре для объектов энергетики

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны проектироваться с целью реализации планов эвакуации… (п.3.2 - здесь и далее в этой главе указаны пункты НПБ 104-03).

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (далее - СОУЭ) подразделяют на пять типов.

При этом в административных зданиях - до 6 этажей СОУЭ должна быть не ниже 2-ого типа, 6 -16 этажей - 3-его типа.

В производственных зданиях категории А, Б, В, Г, Д одноэтажных - 1-ого типа;

Г, Д - 2-10 этажей - 2-ого типа (п. 5.1 табл. 2 п.п. 15, 20).

Характеристика СОУЭ первого типа.

Регламентируется только способ оповещения звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) одновременно по всему зданию (4.1. п.1).

Комментарий : Поп.24.23 ВППБ 01-02-95 Система оповещения о пожаре с главного или центрального щита управления должна работать в течение расчетного времени возможной эвакуации персонала. Для оповещения о пожаре должна использоваться общеобъектовая поисковая громкоговорящая связь...

Характеристика СОУЭ второго типа.

Регламентируется способ оповещения (п.4.1 п.2):

Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.),

Световой (световые оповещатели «Выход»)

Управление системой оповещения людей о пожаре.

Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста-диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п.3.27).

Требования к звуковым сигналам оповещения

Звуковые сигналы СОУЭ должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать нормативный уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей (п.п. 3.14 - 3.18, 3.22-3.24)

СОУЭ должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания (п. 3.9).

На основании требования п.3.9. при рассмотрении технического задания на проектирование или в договор следует записать проектировщикам необходимость расчета времени эвакуации людей из зданий.

Требования к эвакуационным световым указателям.

Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.
Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения…(п. 3.13).

Порядок использования СОУЭ

Порядок использования СОУЭ должен быть определен инструкцией по эксплуатации и в плане эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить её в действие (п. 102 ППБ 01-03)

Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР)… СОУЭ должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования (п. 96 ППБ 01-03).

Примечание:

1. Для обеспечения безопасности людей при пожарах в зданиях должны быть определены (оборудованы) безопасные зоны - помещения (участки помещений) внутри зданий и пространство снаружи здания (в том числе участок кровли, эстакады и др. подобные элементы зданий), где исключено воздействие опасных факторов пожара на людей (п.5.5 РД 009-01-96).

2. В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц (п. 103 ППБ 01-03).