Территориальные воды и их отсчет. Морские зоны российской федерации Нейтральные воды расстояние от берега

Морские акватории в международном праве

Как определяются размеры части моря, которая находится под юрисдикцией прибрежного государства? До XVIII в. практиковался способ, по которому граница морских владений государств ограничивалась линией горизонта, видного с берега. Позднее многие страны стали считать своими морскими владениями акваторию, до всех точек которой могло достать их самое дальнобойное береговое огнестрельное орудие. Чем более развитой была страна в производстве вооружений, тем больший участок моря она могла контролировать. Как правило, подвластная территория ограничивалась расстоянием полета пушечного ядра от берега - в среднем 3 морские мили (1 морская миля - 1852 м).

К концу XVIII - началу XIX в. США и некоторые страны Западной Европы объявили своим морское пространство, простирающееся именно на расстояние трех миль от берега. К концу XIX в. развитие технологий позволило увеличить дальнобойность артиллерии до 20 км и более. В это время в международном праве начало применяться понятие «прилежащие акватории». В 1776 г. Англия объявила часть моря, простирающуюся на расстояние до 12 миль от ее берегов, «таможенной зоной». В 1799 г. примеру Англии последовали США, в 1817 г. - Франция, а в 1909 г. - Россия.

До принятия Конвенции ООН по морскому праву разные страны по-разному пытались установить свою юрисдикцию над акваториями. Австралия, Германия, Катар, Великобритания и США придерживались расстояния в 3 морские мили; Алжир, Куба, Индия, Индонезия и СССР считали своими территориальными водами расстояние в 12 морских миль, а Камерун, Гамбия, Мадагаскар и Танзания - в 50 морских миль. Некоторые страны Латинской Америки, в частности, Чили, Эквадор, Перу и Никарагуа, объявили о своих притязаниях на морские акватории, прилегающие к их берегам до расстояния 200 морских миль. Впоследствии аналогичную норму установило африканское государство Сьерра-Леоне.

Особые права разные страны заявляли в одностороннем порядке и на отдельные, специально оговариваемые акватории. В 1916 г. Министерство иностранных дел России уведомило другие страны о том, что открытые острова в Северном Ледовитом океане, находящиеся на продолжении к северу сухопутной территории Сибири, принадлежат России. В 1926 г. было принято постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР «О землях и островах в Северном Ледовитом океане, принадлежащих Союзу Советских Социалистических Республик». В постановлении говорилось, что все земли и острова (открытые и могущие быть открытыми), находящиеся между 32°5" в.д. и 168°50" з.д. (позднее долготы были несколько уточнены) к северу от Сибири и других прилегающих районов, принадлежат СССР.

Ратификация Конвенции ООН по морскому праву странами мира

Темным выделены страны, ратифицировавшие Конвенцию (среди них Российская Федерация).
Наиболее светлая закраска соответствует странам, Конвенцию не ратифицировавшим (среди них США, не спешащие добровольно ограничивать свои «национальные интересы»).
«Промежуточно серые» - страны, Конвенцию вообще не подписавшие (Казахстан, Средняя Азия, Турция, Венесуэла, Перу)

На I конференции ООН по морскому праву, проходившей в Женеве в 1958 г., были приняты четыре важнейших конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря. Однако участниками этой конференции являлся довольно узкий круг государств.

В 1960 г. состоялась II конференция ООН по морскому праву. Однако решений принять она не смогла.

В 1973 г. была созвана III конференция ООН по морскому праву, проработавшая до 1982 г. Результатом ее деятельности стала Конвенция ООН по морскому праву. Конвенция была принята в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. и вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала ее в 1997 г.

Конвенция определила 12-мильную зону территориальных вод (территориальное море - ок. 22 км от берега). В этой зоне прибрежные страны имеют полную юрисдикцию. Суда и корабли (в том числе и военные) иностранных государств имеют право «мирного прохода» через эти территории. В пределах 12 морских миль прибрежные страны обладают правом собственности на все живые и неживые ресурсы океана.

Кроме территориальных вод, Конвенция также определила «прилежащие воды » - до 24 морских миль от берега; в этой зоне прибрежные государства проводят свою иммиграционную, санитарную, таможенную и экологическую политику.

Для государств, полностью состоящих из островов, таких как Филиппины, Индонезия, Мальдивы и Сейшелы, Конвенция предусматривает особый статус - «государство-архипелаг ». Расстояние территориальных и прилежащих вод, а также исключительных экономических зон для таких стран отсчитывается от самой крайней точки самого крайнего острова. Указанный принцип распространяется лишь на острова, которые сами по себе являются суверенными государствами, а не являются частью какой-либо материковой страны.

Конвенцией закреплено понятие «исключительная экономическая зона ». Каждое прибрежное государство имеет право претендовать на исключительную экономическую зону (200 морских миль от берега), в пределах которой оно имеет право исследовать, эксплуатировать живые и неживые ресурсы. В пределах своих исключительных экономических зон государства имеют право регулировать строительные работы, а также использовать существующую в океане инфраструктуру для экономических, научных и экологических целей. Тем не менее, прибрежные страны не обладают правом собственности над самой акваторией моря или ее ресурсами в пределах исключительной экономической зоны, но все государства мира имеют право на строительство там трубопроводов и прокладку кабельных трасс.

Картосхема исключительных экономических зон, на которые распространяются особые права прибрежных и островных стран

Первые 15 стран мира по площади акваторий
исключительных экономических зон (ИЭЗ),
включая территориальные воды (ТВ)

Страна

Площадь ИЭС и ТВ ,
тыс. км 2

США 11 351
Франция 11 035
Австралия 8 148
Россия 7 566
Канада 5 599*
Япония 4 479
Новая Зеландия 4 084
Великобритания 3 974
Бразилия 3 661
Чили 2 018
Португалия 1 727
Индия 1 642
Мадагаскар 1 225
Аргентина 1 159
Китай 877

* Почти половина этой площади приходится на обширные территориальные воды Канады. Исключительная экономическая зона Канады без территориальных вод составляет 2756 тыс. км 2 .

Особо оговариваются зоны континентального шельфа . Женевская конференция 1958 г. определила, что к шельфу относятся и подводные хребты, являющиеся продолжением континентальной суши. 76-я статья Конвенции 1982 г. указывает, что граница шельфа не может проходить дальше 350 миль (ок. 650 км) от границ внутреннего моря. В настоящее время вопрос о том, в какой мере дно Северного Ледовитого океана может рассматриваться как континентальный шельф, приобрел особое значение для России. Ученые получили политический заказ доказать, что хребет Ломоносова (идет от Новосибирских островов в сторону Северного полюса между 140° и 150° в.д.), а также поднятие Менделеева (идет от острова Врангеля к центру Северного Ледовитого океана) являются продолжениями российского континентального шельфа. Если этот тезис удастся обосновать на международном уровне, это существенно расширит права России в Северном Ледовитом океане в рамках Конвенции. Для правящего режима в стране это вопрос престижа, ведь ратифицировав Конвенцию в 1997 г. (при этом, как это принято, не особенно думая о национальных интересах), государство потеряло юридические основания контроля над гигантской частью арктического сектора (иными словами, отдало всем желающим то, что принадлежало нашему народу). Доказать теперь, что отданное - это наше, и тем самым восстановить некоторые права над утраченным - для правящего режима значит несколько реабилитироваться в общественном мнении. Подробнее о ситуации с арктическим сектором России см.: «География», № 1/2007, с. 5–7.

Современный период отличается жестким законодательством и жесткой практикой многих государств, охраняющих естественные богатства, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Еще более строго государства подходят к защите богатств в территориальном море. Примеры - действия норвежцев в отношении российских рыболовных судов, российских пограничников на Дальнем Востоке в отношении японцев. Защитить морские богатства России призваны федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» 1998 г., «Об исключительной экономической зоне» 1998 г., «О континентальном шельфе» 1995 г., «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. Они предусматривают арест судов любого флага за незаконный лов и иной промысел.

Трасса строящегося Северо-Европейского газопровода
(Нордстрим - Северный поток; обозначена жирной линией) проходит через исключительные экономические зоны нескольких Балтийских стран (границы зон даны тонкими линиями)

Открытое водное пространство относится к океаническим и морским территориям вне национальных юрисдикций. Все страны, включая те, которые не имеют собственного выхода к морю, имеют право навигации в открытых водах. Вместе с тем существуют некоторые правила в области защиты морской жизни и предотвращения загрязнения морской среды. Все гражданские и военные воздушные транспортные средства также имеют право свободного перелета через открытые водные пространства. Все страны мира имеют право заниматься рыболовством в открытых водах, но должны также придерживаться своих обязательств по международным соглашениям. Любая страна мира имеет право на строительство трубопроводов и кабельных трасс по дну океана, а также на проведение научно-исследовательской деятельности в открытых водах, если данная деятельность имеет мирные цели и не препятствует международной морской навигации.

Проведение научно-исследовательских работ на море является еще одной областью, регулируемой Конвенцией. Западные страны выступали за свободу проведения исследовательской деятельности с условием, что страны-исследователи будут обязаны уведомлять о цели своих исследований. Развивающиеся страны, напротив, выступали за такую систему, которая подразумевала бы получение формального разрешения у стран, в исключительных экономических зонах которых должны проводиться исследования. К недовольству большинства развитых стран, Конвенция фактически защитила позицию развивающихся стран: для проведения научно-исследовательской деятельности в исключительных экономических зонах государств необходимо получать официальные разрешения. Тем не менее после получения запроса о проведении исследовательской работы в ее акваториях страны не имеют права безосновательно откладывать свой ответ, а в случае отказа обязаны аргументировать его. Для получения разрешения любые исследовательские работы должны носить исключительно мирный характер.

Крайне болезненным оказался вопрос о добыче минеральных ресурсов с морского дна. Поиск ответа на простой вопрос: «Кто имеет право разработки морского дна с целью извлечения ресурсов?» - занял много времени. Одна группа государств (в основном, индустриально развитых) настаивала, что данной деятельностью имеют право заниматься те страны, которые имеют для этого необходимые технические и экономические средства. Другая группа (прежде всего, развивающиеся страны) призывала к созданию международного режима, который следил бы за тем, чтобы часть доходов, полученных от добычи ресурсов с морского дна, распределялась между наиболее нуждающимися странами. Согласно Конвенции, ресурсы, лежащие на дне открытого океана, являются достоянием всего человечества и ни одна страна не может претендовать на владение ими или какой-либо их частью. Страны Запада усмотрели в вышеуказанном принципе проявление идеологии социализма и не спешили присоединяться к соглашению. В 1990 г. генеральный секретарь ООН начал серию консультаций с заинтересованными странами относительно возможных изменений в конвенции, что, спустя четыре года, привело к подписанию соглашения, которое стало составной частью Конвенции по морскому праву. Индустриально развитые страны получили возможность блокировать принятие любого неугодного им решения, а корпорации, занимающиеся добычей минералов на морском дне, получили ряд финансовых послаблений.

Схема деления морской акватории на зоны, согласно Конвенции 1982 г.
(масштаб не соблюден):

1 - внутренние воды;
2 - территориальные воды (до 12 морских миль от берега);
3 - прилежащие воды (до 24 миль);
4 - исключительная экономическая зона (до 200 миль);
5 - континентальный шельф (не более 350 миль или не более 100 миль от отметки глубин в 2500 м);
6 - открытое море (открытое водное пространство).

В рамках Конвенции впервые в истории международного права создан механизм мирного разрешения споров между государствами по поводу морской деятель ности. Особое место среди предусматриваемых процедур занимает Международный трибунал ООН по морскому праву. Местопребыванием Трибунала является город Гамбург (Германия). Трибунал состоит из 21 члена, «избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права».

По материалам:
А.Л. КОЛОДКИНА //
Конвенция ООН
по морскому праву 1982 года;
Международно-правовые
вопросы освоения Арктики//
Известия;
Международное
информационное агентство Washington ProFile ;
Wikipedia

12 марта 1997 года Российская Федерация ратифицировала (далее – Конвенция 1982 г.). Согласно Конвенции 1982 г. существует целый ряд морских зон, определяемых в зависимости от расстояния до сухопутной территории или, выражаясь точнее, от их расстояния до территориального моря. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, устанавливается согласно федеральному закону от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (155-ФЗ).

В России приняты следующие морские зоны:

  • внутренние морские воды – воды, расположенные в строну берега от исходной лини;
  • территориальное море – 12 морских миль;
  • прилежащая зона – 12-24 морских миль;
  • исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – 12-200 морских миль;
  • континентальный шельф – 12-350 морских миль.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Согласно статье 1, п. 1, 155-ФЗ внутренние морские воды Российской Федерации – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Исходная линия территориального моря.

Согласно статье 2, п. 1, 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Прилежащая зона.

Прилежащая зона представляет собой часть морского пространства, прилегающего к территориальному морю, внешняя граница которого не превышает 24 морских миль от исходной линии территориального моря. В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль для предотвращения нарушений или наказания за нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил – статья 33 Конвенции 1982 г.

Согласно статьи 22, п.1, 155-ФЗ прилежащая зона Российской Федерации – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона.

(ИЭЗ) представляет собой часть морского пространства, находящаяся за пределами территориального моря и примыкающая к нему. Внешняя граница исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль от исходной линии территориального моря.

Статус и правовой режим ИЭЗ Российской Федерации устанавливается согласно федеральному закону от 17 декабря 1998 г. 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ).

Согласно статьи 5 191-ФЗ Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

  • суверенные права
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, сооружение и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов;
  • другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами.

– подводная часть континента, простирающаяся за пределы территориального моря, внешняя граница которой проходит на расстояние 200 морских миль от береговой линии или вдоль подводной окраины материка. В статье 76 п. 4-7 Конвенции 1982 г. устанавливаются правила определения внешней границы подводной окраины материка. В любом случае эта граница не должна находится на расстоянии более 350 морских миль от исходной линии или 100 морских миль от глубины, превышающей 2500 м. Права на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Статус и правовой режим континентального шельфа Российской Федерации закрепляется в федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (187-ФЗ).

Согласно статье 4 187-ФЗ Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, создание и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении таких искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Морская миля (nmi).

Морская миля является единицей измерения расстояния равной 1852 метров.

Эта величина была принята на Международной гидрографической конференции в 1929 году и впоследствии подтверждена решением Международного бюро мер и весов.

Длина морской мили приблизительно равна среднему значению длины 1 минуты меридиана, которая меняется от 1843 метров на экваторе до 1862 метров на полюсах.

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Правовой статус территориальных вод (моря)

Территориальные воды (территориальное морс) – это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажный) водам государства. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового статуса территориального моря. Каждое прибрежное государство устанавливает правовой режим территориального моря но своему национальному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница – это государственная граница прибрежного государства на море.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила прибрежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от внутренних: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод – три морские мили.

В течение почти 200 лет вопрос максимальной ширины территориального моря не мог быть разрешен из-за разногласий между государствами. Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства сами определяют ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль (ст. 3). Большинство государств имеет ширину территориальных вод в 12 морских миль (Индия, Россия, США, Франция, Япония). Некоторые государства имеют ширину территориальных вод менее 12 морских миль (ФРГ – три морские мили, Греция – шесть). Приблизительно 20 государств установили ширину территориального моря свыше 12 миль (Ангола – 20, Сирия – 35). В 1980-е гг. (до вступления в силу Конвенции 1982 г.) Бразилия, Перу, Коста- Рика, Панама, Сальвадор, Сомали приняли национальные законодательные акты, определившие ширину территориальных вод в 200 морских миль.

Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:

  • – от линии наибольшего отлива;
  • – от условной линии внутренних вод;
  • – от прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Внешняя и боковые границы территориальных вод противолежащих и соседних государств устанавливаются на основе соглашения между ними. В качестве критерия для разграничения используется принцип срединных линий. Все точки срединной линии находятся на равном расстоянии от ближайших точек исходных линий, от которых измеряется ширина территориальных вод.

Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Конвенции 1982 г.). Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из них (мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в надводном состоянии.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает в себя остановку и стоянку на якоре, если эти действия связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимая сила, стихийное бедствие, необходимость оказания помощи терпящим бедствие). Мирный проход не должен нарушать мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государства.

Конвенция по морскому праву (ст. 19) устанавливает перечень действий, которые рассматриваются как нарушение мира, спокойствия и безопасности прибрежного государства:

  • – угроза применения силы или ее применение против прибрежного государства;
  • – любые маневры или учения с оружием;
  • – сбор информации или пропаганда в ущерб обороноспособности и безопасности прибрежного государства;
  • – подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна летательного аппарата или иного военного устройства;
  • – погрузка или выгрузка товаров, валюты, любых лиц в нарушение правил прибрежного государства;
  • – рыболовство, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу;
  • – создание помех системам связи.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображениям безопасности в отдельных районах территориального моря право мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповещением об этом.

Иностранные суда при осуществлении мирного прохода обязаны соблюдать правовой режим прибрежного государства. К судам, нарушившим установленные правила, могут применяться меры для пресечения нарушения или привлечения к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и характера нарушения. Прибрежное государство вправе предложить судну изменить курс, прервать проход, остановить судно и произвести на нем досмотр.

Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать иностранные суда за пределами территориальных вод, если эти суда нарушили правила пребывания в территориальных водах. Преследование может продолжаться до захода судна-нарушителя в территориальные воды своего или третьего государства. Если преследование началось в территориальных водах, то оно может продолжаться и в открытом море, если ведется непрерывно (преследование по горячим следам).

Вопрос о юрисдикции прибрежного государства над иностранными судами в территориальных водах решается в зависимости от того, какое судно осуществляет право мирного прохода – военное или торговое. Международное право устанавливает иммунитет военных и государственных некоммерческих морских судов: юрисдикция прибрежного государства на них не распространяется.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отношению к праву мирного прохода. В Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода регламентируются в ней подробно и детально.

Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства, игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть территориальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.

В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм международного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены маршруты движения, суда пользуются правом мирного прохода.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства (ст. 19 Конвенции 1958 г., ст. 27 Конвенции 1982 г.) не должна осуществляться на борту иностранного гражданского судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту этого судна. Исключения:

  • – последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства;
  • – преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • – капитан судна, дипломатический агент, консул или другое должностное лицо государства флага обратились с просьбой о вмешательстве;
  • – вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками.

Прибрежное государство не должно останавливать проход иностранного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции. В отношении таких судов взыскание и арест по любому гражданскому делу могут осуществляться только по обязательствам или в силу ответственности, возникших во время прохода данного судна через территориальные воды прибрежного государства. Гражданская юрисдикция осуществляется в отношении иностранных судов, находящихся на стоянке в территориальном море или проходящих через него после выхода из внутренних вод.

В настоящее время государственные суда в территориальном море не пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства, если речь идет о частноправовых отношениях государства флага. Такой подход основан на господствующей в современном мире доктрине функционального иммунитета государства.

Границы территориальных вод в балтийском море карта

Что такое географическая карта

Географическая карта – это изображение поверхности Земли с нанесенной координатной сеткой и условными обозначениями, пропорции которых напрямую зависят от масштаба. Карта географии — это ориентир, по которому можно выявить место расположения того, иго массива, объекта или место пребывания человека. Это незаменимые помощники для геологов, туристов, пилотов и военных, чьи профессии непосредственно связаны с путешествиями, поездками на длительные расстояния.

Виды карт

Условно разделить географические карты можно на 4 вида:

  • по охвату территории и это карты материков, стран;
  • по назначению и это – туристические, учебные, дорожные, навигационные, научно-справочные, технические, туристические карты;
  • по содержанию – тематические, общегеографические, общеполитические карты;
  • по масштабу – мелкомасштабные, среднемасштабные и крупномасштабные карты.

Каждая из карт посвящено какой-то теме, тематическая отражает острова, моря, растительность, населенные пункты, погоду, почвы с учётом охвата территории. Карта может представлять из себя лишь нанесённые страны, материки или государства в отдельности в определённом масштабе. С учетом того, насколько уменьшена та, иная территория масштаб карты бывает — 1х1000,1500, что означает уменьшение расстояния в 20000 раз. Конечно, несложно догадаться, что чем больше масштаб, тем более подробно нарисована карта. И всё же отдельные части поверхности земли на карте искажены в отличие от глобуса, способного передавать облик поверхности без изменений. Земля — шарообразная и искажения встречаются, такие как: площадь, углы, длина объектов.