Надбавки государственным служащим. Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в 2019 году, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 126 000 рублей. Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 12 130 рублей.

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 90 000 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше. К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 50 000 рублей. Самые низкие зарплаты у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2019 году их зарплата была равна 95 000 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал до 800 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Cущественно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом. Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Правительственному аппарату зарплату снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2019 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало.

По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 50 000 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума.

Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

О повышении заработной платы чиновникам

То, что часть чиновников России лидеры по доходам известно достаточно давно. Решение серьезных вопросов и увеличение их обязанностей в связи с возникновением сложностей и напряженной ситуации в стране вполне оправдывает данное положение вещей. Государственные служащие не обижены оплатой своего труда. Кроме того, каждый год их заработная плата повышается при учете инфляции и иных экономических показателей.

Размеры описанных зарплат были приведены с учетом премиальных выплат и разного рода вознаграждений. Тенденцию роста зарплат чиновников предоставляется отследить, опираясь на статистические данные Федерального казначейства:

Доходы подсчитывались при учете двух усредненных показателей:

    • общей численности госслужащих занятых во всех управленческих сферах;
    • двенадцать месячных окладов по всем категориям, включая премии и поощрения.

В ближайшем будущем также ожидается повышение оплаты труда госслужащим. По предварительным данным, на эти цели планируется выделить 462 млрд. рублей. До 2020 года средняя заработная плата чиновников будет удвоена. Помимо этого, предусматривается выплата квартальных премий и разного рода доплат. Часть средств будет выплачена за счет индексаций, которые были заморожены, начиная с 2015 года.

"Вопросы трудового права", 2012, N 3

В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы правового регулирования оплаты труда государственных гражданских служащих.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных учреждений устанавливаются в соответствии со ст. 144 ТК РФ.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации <1>. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

<1> Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" // БТ и СЗ. 2008. N 7.

К дополнительным выплатам относятся:

  1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
  • от 1 года до 5 лет - 10 процентов;
  • от 5 до 10 лет - 15 процентов;
  • от 10 до 15 лет - 20 процентов;
  • свыше 15 лет - 30 процентов;
  1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда гражданской службы в размере до 200% этого оклада;
  2. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
  3. премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
  4. ежемесячное денежное поощрение;
  5. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При определении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, а также продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу применяются:

  • Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в выслугу;
  • Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532, которым, в частности, установлен Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 472 "О порядке исчисления (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532".

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 14 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями ст. 50 Закона. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный ч. 14 ст. 50 Закона, утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Оплата труда, предусмотренная ч. 14 ст. 50 Закона, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

Специфические показатели эффективности и результативности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

  1. оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
  2. ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
  3. ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
  4. ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
  5. премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
  6. ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
  7. единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона, а также за счет средств:

  1. на выплату районного коэффициента (коэффициента);
  2. на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
  3. на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с ч. 14 ст. 50 Закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004.

Оплата труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, производится в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов" (с изм. и допол.) и от 15.12.2000 N 966 "О должностных окладах работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов".

Этими нормативными правовыми актами установлены размеры окладов по соответствующим должностям, надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2007 N 808 утверждено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 и в целях повышения эффективности деятельности принято Положение о дополнительных выплатах, поощрении и награждении федеральных государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов Российской Федерации (утв. Приказом МПР России от 27.08.2007 N 221).

Положение предусматривает порядок установления и выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Ежемесячная надбавка подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности федеральных государственных гражданских служащих в результатах своей деятельности, качестве выполнения основных обязанностей федерального государственного гражданского служащего и своих должностных обязанностей.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении на должность государственной гражданской службы, при перемещении на другую должность гражданской службы и в других случаях с обязательным учетом профессиональной подготовки, опыта работы по специальности и замещаемой должности в следующих размерах:

  • по высшей группе должностей гражданской службы - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
  • по главной группе должностей гражданской службы - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
  • по ведущей группе должностей гражданской службы - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
  • по старшей группе должностей гражданской службы - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
  • по младшей группе должностей гражданской службы - в размере до 60 процентов должностного оклада.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается одновременно с выплатой денежного содержания за истекший месяц.

В указанном Положении установлен и порядок премирования государственных гражданских служащих. Премирование производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций, возложенных на структурное подразделение Министерства природных ресурсов РФ, должностного регламента и за конкретный период работы (квартал, полугодие, год).

Выплата премий производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленных МПР России на соответствующий год, и максимальными размерами не ограничивается.

При определении размера премии учитываются:

а) своевременное и качественное исполнение федеральным государственным гражданским служащим должностного регламента, достижение значимых результатов служебной деятельности;

б) успешное выполнение особо важных и сложных заданий;

в) использование новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах служебной деятельности.

При определении размера премии основаниями для понижения ее размера (лишения премии) являются:

а) несоблюдение установленных сроков выполнения поручений руководства или положений должностного регламента, некачественное их выполнение без уважительных причин;

б) низкая результативность работы;

в) ненадлежащее качество работы с документами и поручениями руководителей;

г) недостаточный профессиональный уровень служебной деятельности.

В соответствии с Положением от 27.08.2007 N 221 при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании заявления о предоставлении отпуска.

Кроме того, государственному гражданскому служащему выплачивается один раз в календарном году сумма в размере одного оклада денежного содержания за счет средств фонда оплаты труда, как правило, при уходе служащего в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на основании его личного заявления.

Общая сумма материальной помощи, выплачиваемой в календарном году государственному гражданскому служащему, максимальными размерами не ограничивается.

За безупречную и эффективную служебную деятельность федеральным государственным гражданским служащим выплачиваются единовременные поощрения в следующих размерах:

  • при объявлении благодарности - в размере 0,5 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью;
  • при награждении Почетной грамотой Министерства природных ресурсов РФ - в размере месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью.

При поощрении в связи с юбилейными датами и выходом на государственную пенсию за выслугу лет выплачивается единовременное поощрение в размере до трех окладов денежного содержания.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 79 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" Приказом Федеральной антимонопольной службы от 01.04.2010 N 418 утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.

Примечательно, что согласно этому нормативному правовому акту материальное стимулирование осуществляется в зависимости от эффективности работы указанных органов и качества исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (п. 1).

Решение о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимается:

  • руководителем Федеральной антимонопольной службы в отношении руководителей ее территориальных органов;
  • руководителем территориального органа ФАС в отношении гражданских служащих данного территориального органа.

Руководители территориальных органов несут персональную ответственность за объективность оценки эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей их гражданским служащим, а также за эффективное расходование средств федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих (п. 2).

Для оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих в центральном аппарате ФАС и во всех ее территориальных органах создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности руководителей территориальных органов и государственных гражданских служащих территориальных органов (п. 3).

Основными задачами Комиссии центрального аппарата ФАС являются:

  • оценка эффективности деятельности территориальных органов;
  • подготовка предложений руководителю ФАС о размерах средств, направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов, в пределах средств федерального бюджета на указанные цели.

Основными задачами Комиссии территориального органа являются:

  • оценка деятельности государственных гражданских служащих территориального органа;
  • представление руководителю территориального органа предложений о размерах премирования гражданских служащих данного территориального органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных на эти цели (п. 4).

Гражданские служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, материальному стимулированию не подлежат (п. 5).

Относительно данного нормативного правового акта необходимо отметить следующее:

  1. не совсем правильно сводить материальное стимулирование к премированию, ибо первая категория существенно шире второй;
  2. п. 4 не соответствует п. 1, в котором обоснованно определено, что материальное стимулирование осуществляется в зависимости не только от эффективности работы федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС, но и от качества исполнения ими обязанностей;
  3. недопустимо смешение понятий "оценка эффективности работы гражданских служащих (органов)" и "оценка деятельности государственных гражданских служащих" (такое разночтение - в п. 4 Порядка), а также терминов "исполнение" и "выполнение" (п. п. 1 и 2);
  4. вряд ли удачно название нормативного правового акта как "Порядок", вместо традиционного Положения (Типового положения), устанавливающего в том числе и порядок премирования. Исходя из его содержания полагаю возможным назвать этот нормативный правовой акт следующим образом: Положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы;
  5. представляется необоснованной норма п. 5 Порядка, которая представляет собой "антистимул" успешной трудовой деятельности работников вообще и гражданских служащих в частности.

Приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 27.04.2006 N 110 "Об оплате труда федеральных гражданских служащих ГФС России и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности ГФС России" утвержден целый ряд положений, представляющих не только теоретический, но и практический интерес.

Так, в соответствии с Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы федеральным гражданским служащим ГФС России (Приложение 2 к Приказу ГФС России от 27.04.2006 N 110) надбавка выплачивается в целях материального стимулирования труда наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных гражданских служащих, исполняющих свои должностные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, особый режим и график работы, знание и применение средств оргтехники и т.д.).

Основными критериями для выплаты надбавки являются:

  • исполнение должностных обязанностей федеральными гражданскими служащими в условиях, отличающихся от нормальных;
  • привлечение федеральных гражданских служащих к выполнению непредвиденных, особо важных и ответственных работ;
  • компетентность федеральных гражданских служащих в принятии управленческих решений;
  • наличие у федеральных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за достижения в труде.

Надбавка в зависимости от занимаемой государственной должности устанавливается в следующих размерах:

  • по высшим государственным должностям - от 150 до 200 процентов должностного оклада;
  • по главным государственным должностям - от 120 до 150 процентов должностного оклада;
  • по ведущим государственным должностям - от 90 до 120 процентов должностного оклада;
  • по старшим государственным должностям - от 60 до 90 процентов должностного оклада;
  • по младшим государственным должностям - до 60 процентов должностного оклада.

Федеральному гражданскому служащему может быть снижен размер надбавки или прекращена ее выплата при несоответствии ее вышеуказанным критериям, нарушении трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.

Согласно Положению о премировании по результатам работы федеральных гражданских служащих ГФС России премирование производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполнения задач, возложенных на федеральную фельдъегерскую связь, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.

Премирование федеральных гражданских служащих производится, как правило, по результатам работы за месяц (ежемесячная премия) в размере 25 процентов должностного оклада, установленного на день выплаты. Одновременно допускается выплата премии за выполнение определенной работы.

Основными показателями премирования являются:

  • результаты работы органов федеральной фельдъегерской связи;
  • исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей;
  • инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.

Ежемесячные премии и премии за выполнение определенной работы включаются в расчет среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Лишение ежемесячной премии для гражданских служащих производится за конкретные упущения в службе или нарушение трудовой дисциплины с учетом индивидуального подхода и тяжести совершенного проступка. Лишение ежемесячной премии с обязательным указанием причин лишения должно производиться только за тот расчетный период, в котором было совершено упущение.

Нельзя не отметить, что некоторые положения Приказа ГФС России от 27.04.2006 N 110 нуждаются в совершенствовании.

Так, п. 2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы федеральным гражданским служащим ГФС России (Приложение N 2 к Приказу) предусматривает, что надбавка выплачивается тем служащим, которые выполняют должностные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, применение средств оргтехники и т.д.). Очевидно, в данном случае не учтены нормы ст. 149 ТК РФ, предусматривающие оплату труда в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.).

Выплата ежемесячной премии производится за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием за истекший период.

Особенно вызывает недоумение правило о "повышенном качестве работ" в качестве условия, отличающегося от нормального.

В п. 3 данного Положения закреплен такой основной критерий выплаты надбавки, как компетентность федеральных гражданских служащих в принятии управленческих решений. Полагаю, что это должно быть обычным требованием к федеральным гражданским служащим. Кроме того, эта норма не совсем согласуется с п. 2, где закреплено, что надбавка выплачивается в целях материального стимулирования наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных государственных служащих.

Вряд ли обоснованна норма п. 6 Положения о снижении размера надбавки или прекращении ее выплаты при нарушении трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.

Вызывает сомнения правильность и обоснованность некоторых норм Положения о премировании по результатам работы федеральных гражданских служащих ГФС России (Приложение N 3 к Приказу ГФС России от 27.04.2006 N 110).

Так, согласно п. 1 Положения премирование федеральных гражданских служащих производится в целях усиления их материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышения уровня ответственности за порученный участок работы. В соответствии с п. 2 Положения допускается выплата премии за выполнение определенной работы?! Таким образом, за обычное, ординарное выполнение служебных обязанностей допускается премирование. В принципиальном смысле премирование должно быть предусмотрено в соответствующих нормативных правовых или локальных нормативных актах за высокие достижения в труде.

В п. 5 Положения предусмотрено лишение ежемесячной премии для гражданских служащих за конкретные упущения в службе (работе) или нарушение трудовой дисциплины с учетом индивидуального подхода и тяжести совершенного проступка. Однако в п. 6 определено, что лишение ежемесячной премии с обязательным указанием причин лишения должно производиться только за тот расчетный период, в котором было совершено упущение, т.е. нет нормы о нарушении трудовой дисциплины.

Считаю, что было бы логичным и целесообразным исключить из Положения вообще нормы о лишении премии за нарушение трудовой дисциплины (например, опоздание на работу на 10 минут, преждевременный уход с работы и т.д.). В то же время предусмотреть норму о частичном лишении премии (на 10 - 20% и пр.) за грубые нарушения трудовой дисциплины: прогул без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и т.д. (это известная и традиционная практика).

Литература

  1. Абалдуев В.А. Оплата труда работников бюджетной сферы: единство и дифференциация правового регулирования // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы Пятой международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2009.
  2. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: Проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... д-р юрид. наук. Екатеринбург, 2009.
  • Приложение N 1. Размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих
    • Раздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации
    • Раздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    • Раздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
    • Раздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Аппарате Правительства Российской Федерации по обеспечению выполнения функций Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации и формированию государственного оборонного заказа. - Утратила силу
    • Раздел 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных министерств
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве обороны Российской Федерации
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве внутренних дел Российской Федерации
    • Раздел 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации
    • Раздел 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации
    • Раздел 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной таможенной службе. - Утратила силу
    • Раздел 8.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
    • Раздел 9. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам
      • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в федеральных службах и федеральных агентствах, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
      • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной налоговой службе
      • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной службе судебных приставов
      • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
      • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральной таможенной службе
      • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Федеральном казначействе
    • Раздел 10. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом
    • Раздел 11. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в региональных таможенных управлениях, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации межрегионального уровня
        • Глава 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации
        • Глава 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации окружного уровня
        • Глава 9. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной миграционной службы межрегионального уровня. - Утратила силу
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации
        • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной налоговой службы
        • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
        • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федерального казначейства
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов
        • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации
        • Глава 7. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации в субъекте Российской Федерации
        • Глава 8. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации. - Утратила силу
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня
        • Глава 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной налоговой службы
        • Глава 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. - Утратила силу
        • Глава 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федерального казначейства
        • Глава 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в органах Федеральной службы судебных приставов
        • Глава 5. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного контроля или надзора
        • Глава 6. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации
      • Подраздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти, расположенного в г. Байконуре на период аренды комплекса "Байконур" Российской Федерацией
    • Раздел 12. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 2. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 4. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих государственного органа при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. - Утратил силу
      • Подраздел 5. Должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих представительств государственного органа при Министерстве иностранных дел Российской Федерации за рубежом. - Утратил силу
    • Раздел 13. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации
    • Раздел 13.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Верховного Суда Российской Федерации
    • Раздел 14. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов Верховного Суда республики, краевого суда, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда
      • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов районного суда, городского суда, межрайонного суда, гарнизонного военного суда
    • Раздел 15. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. - Утратил силу
    • Раздел 15.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражных судов Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Раздел 16. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппаратов арбитражных судов Российской Федерации. - Утратил силу
    • Раздел 16.1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
      • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
      • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации
        • Подраздел 1. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации
        • Подраздел 2. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих главного следственного управления (следственного управления) Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и специализированного (в том числе военного) следственного управления (следственного отдела), приравненного к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации
        • Подраздел 3. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих межрайонного следственного отдела, следственного отдела по району, городу (административному округу, закрытому административно-территориальному образованию) и приравненного к нему специализированного (в том числе военного) следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации
        • Раздел 22. Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих государственных органов Правительства Российской Федерации, государственных органов при Правительстве Российской Федерации
      • Приложение N 2. Размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих
      • Приложение N 3. Изменения, вносимые в Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1371 "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг" и в положение о Порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденное этим указом
      • Приложение N 4. Перечень Указов Президента Российской Федерации, утративших силу

      Открыть полный текст документа

,

Оплата труда государственных гражданских служащих

Оплата труда является одной из подсистем государственной гражданской службы . Проведение политики оплаты труда должно быть согласовано с другими подсистемами. Важнейшей из них является кадровая политика государственного органа.

Кадровая политика государственного органа направлена на создание главного ресурса государственного управления – профессионального, работоспособного, высоконравственного, интеллектуального, действующего на правовой основе государственного аппарата , на формирование рациональное использование кадрового потенциала государственной гражданской службы.

На политику в оплате труда оказывает влияние то, насколько она адекватна кадровой стратегии государственного органа в целом и ежедневной кадровой работе.

При этом надо учитывать, что государственная служба является не формой занятости населения, а формой обеспечения реализации государственной власти.

Государственные гражданские служащие соответственно не являются типичными работниками по найму. Услуги, оказываемые государственными гражданскими служащими, коренным образом разнятся со сферой услуг народного хозяйства. При подготовке государственных управленческих решений, государственные гражданские служащие используя права определенные должностными полномочиями могут предлагать различные формы государственного принуждения .

Специфика труда государственных гражданских служащих накладывает отпечаток на используемых понятиях и требует уточнения не только определений, но и сущностных сторон денежного содержания государственных гражданских служащих.

Система оплаты труда подчинена выполняемым функциям и выступает средством их реализации. Изменение функций вызывает изменение в системе, а прежде всего в структуре оплаты труда.

Заработной плате присуще четыре функции: воспроизводственная, стимулирующая, социальная и учетно-производственная. Все функции взаимосвязаны и лишь в своей совокупности позволяют правильно понять природу заработной платы .

Воспроизводственная функция заработной платы призвана обеспечить воспроизводство рабочей силы.

Мотивационная функция заработной платы направлена на стимулирование высокопроизводительного труда персонала государственной службы.

Социальная функция заработной платы связана с реализацией принципа социальной справедливости в обществе.

Учетно-производственная функция характеризует меру живого труда в процессе образования цены товара или услуги.

Важным элементом, лежащим в основе величины заработной платы, является обычно степень профессиональной квалификации работника.

Лишь в старшей и младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты» допускается наличие среднего профессионального образования , соответствующего направлению деятельности гражданского служащего. Во всех остальных случаях необходимо наличие высшего профессионального образования.

В системе государственной гражданской службы оплата труда обеспечивается путем связи размеров заработной платы с квалификацией через установление квалификационных требований к замещаемым должностям. Отсутствие гласности в распределении фонда оплаты труда на гражданской службе является своеобразной организационной технологией, позволяющей ограничить влияние социальной функции на служебное поведение государственных гражданских служащих.

Размеры оплаты труда индексируются в административном порядке одновременно по всей структуре должностей государственной гражданской службы. Индексация должностных окладов производится в зависимости от уровня инфляции и возможностей государственного бюджета и представляет собой инструмент власти, а не активизацию мотивационной и социальной функции оплаты труда.

Важно отметить принципы оплаты труда государственных гражданских служащих.

Осуществление принципа единства означает одинаковый подход в оплате труда ко всем государственным гражданским служащим в течение их служебной карьеры, что позволяет избегать дискриминации занятых в сфере государственного управления.

Это принцип подтверждает право государственных гражданских служащих с одинаковой профессиональной подготовкой и уровнем профессиональных знаний и умений замещать равные должности государственной службы и получать равное денежное содержание.

Принцип единства позволяет государственным гражданским служащим, замещающим одинаковые категории и группы должностей государственной службы, получать равные оклады денежного содержания.

Принцип нормативности в организации денежного содержания прямо следует из императивного характера института государственной службы: разрешено только то, что прямо прописано в нормативно-правовых актах.

При федеративном типе устройства государства в организации денежного содержания должны быть четко отрегулированы вопросы горизонтальной и вертикальной компрессии.

Вертикальная компрессия отражает разницу между высшим и низшим уровнями денежных выплат государственным служащим в рамках одного государственного органа или реестра должностей гражданской службы. При наличии всех должностей государственной службы – это отношение выплат в высшей группе должностей к выплатам младшей группы должностей. Считается, что для недопущения социальной напряженности в коллективе , разрыв в денежных выплатах внутри одной организации не должен превышать 8 крат. С учетом специфики профессиональной служебной деятельности государственных служащих и значительных различий в мерах ответственности по группам замещаемых должностей государственной службы этот разрыв в системе государственной службы может быть доведен до 10 раз.

Принцип горизонтальной компрессии отражает степень, в которой различается денежное содержание государственных гражданских служащих одного и того же ранга или уровня в одном и том же или разных государственных органах.

Горизонтальная компрессия отражает уровень дифференциации размеров денежного содержания государственных служащих по субъектам Федерации. В Южном федеральном округе – 3,4 (в Волгоградской области – 22,8 тыс. руб.; в Республике Северная Осетия-Алания – 6,7 тыс. руб.).

Принцип обеспечения конкурентоспособности государства как работодателя предполагает сравнение денежного содержания государственных служащих и его соотношения на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики.

Федеральные законы от 01.01.01 года "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 01.01.01 года "О государственных гражданских служащих Российской Федерации" сочетают в себе элементы европейской модели (размер денежного содержания зависит от стажа на государственных гражданских служащих) и англосаксонской (вводятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, максимальный размер которых не ограничен, особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности).

Впервые на законодательном уровне закреплен механизм особого порядка оплаты труда по результатам деятельности, вводятся премии за выполнение особо важных поручений.

Государственные гражданские служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом положения Трудового кодекса РФ распространяются на государственных гражданских служащих только в той части, которая не регулируется нормами названных выше специальных федеральных законов.

В Федеральном законе закреплена сложная структура денежного содержания государственных гражданских служащих, включающая должностной оклад и оклад за классный чин, дополнительные выплаты и иные дополнительные выплаты. Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет , сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т. д.

К дополнительным выплатам относятся:

Многообразие выплат, которые могут включаться в оплату труда гражданских служащих, порождает определенные трудности в планировании расходов государственного органа. Для преодоления этих трудностей используется понятие фонда оплаты труда , который определяет максимальную сумму расходов госоргана на эти цели.

Источником формирования фонда оплаты труда является средства, выделенные из бюджетов соответствующих уровней. Оплата труда государственных гражданских служащих из других источников, также как и выплаты из фонда оплаты труда на другие цели не допускаются. При неиспользовании средств фонда оплаты труда полностью в текущем году неиспользованные средства подлежат изъятию в бюджеты соответствующих уровней.

Правовое обеспечение денежного содержания государственных гражданских служащих характеризуется сочетанием федерального, регионального и локального регулирования.

В соответствии с правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. При этом в Федеральных законах допускается регулирование вопросов денежного содержания государственных гражданских служащих, как законами субъектов РФ, так и иными нормативными правовыми актами. Федеральный законодатель установил, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственного гражданского служащего субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ. В результате в законодательстве субъектов РФ обозначились разнообразные подходы к установлению формы и содержания базовых нормативных правовых актов об оплате труда государственных гражданских служащих субъектов РФ.

Важным атрибутом являются классные чины. Классный чин, прежде всего, форма квалификационного отличия должностей, дифференцированная по трем классам с соответствующим размером оклада за каждый класс. Классный чин свидетельствует об уровне сложности задач и функций, о мере полномочий и ответственности, которые присущи конкретной должности или группе.

Оплата труда во многом зависит от классификации должностей, как и оклад за классный чин, многие выплаты по оплате труда гражданских служащих дифференцируются по группам должностей.

После политико-экономических преобразований в российском обществе возродился институт государственной гражданской службы. Гражданская служба выделилась в особый вид профессиональной деятельности граждан. Государственные гражданские служащие обеспечивают деятельность лиц, замещающих государственные должности , и государственных органов трех ветвей государственной власти. Следовательно, их деятельность регулируется государственно-служебными отношениями, распространяющими на управленческие отношения внутри государственного аппарата и на управленческие отношения с неопределенным кругом лиц, на который направлены государственные решения, подготавливаемые государственными гражданскими служащими. Эти управленческие отношения имеют вид не столько социально-трудовых, сколько государственно-властных отношений.

Оплата профессиональной служебной деятельности в этом случае не является ценой труда или ценой оказываемых услуг. Глава государства назначает государственным гражданским служащим денежное содержание. Оно назначается исходя из ряда принципов. Во-первых, оно не может не учитывать действие основных рыночных законов – спроса и предложения, свободного перемещения рабочей силы и т. д. Так на теоретико-методологическом уровне формируются общие принципы. Во-вторых, денежное содержание, назначаемое гражданскому служащему, должно соответствовать принципам организации института государственной службы при федеративном устройстве государства и отражать специфику денежных выплат в органах власти и управления. В-третьих, практика денежного содержания формируется на предметно-практическом уровне при помощи единичных принципов.

Государственные служащие имеют отличительную от других граждан заработную плату. Но и условия труда у них также заметно отличаются от стандартных. Зарплата госслужащих в России в 2020 году начисляется особым образом и нужно знать ряд особенностей для правильности ее использования.

Что необходимо знать

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Распределение заработных плат прямопропорционально тому, какой доход имеет государство. Государственным служащим нужно понимать, что в стране существует кризисная ситуация. И финансирование учреждений сокращается.

Основным показателем будет работа конкретного служащего. Поскольку возможно не только снижение заработной платы, но и сокращение работающего персонала.

Нужно понимать и список факторов, который напрямую влияет на формирование размера оплаты труда. Основными считаются оклад, тарифная сетка, должность гражданина. Влияет и показатель уровня ответственности работника.

Важные понятия

Для того, чтобы разобраться в данной теме, следует изначально быть знакомым с основными терминами в сфере:

Понятие Обозначение
Государственный служащий Гражданин страны, который осуществляет трудовую деятельность в рамках определенных сфер, которые финансируются государством
Заработная плата Показатель финансовой выплаты, которую гражданин получает за совершение своей трудовой деятельности как наемный работник
Индексация Процедура, которая разработана для повышения выплат гражданам, что позволяет побороть инфляционные процессы в стране
Бюджет Смета, которая содержит как показатели по доходам, так и по расходам. Можно применять в отношении к государству, предприятию или отдельному гражданину

Кто попадает под данную категорию

Существует несколько сфер, в которых работают граждане, которые считаются государственными служащими:

  • гражданская;
  • военная;
  • правоохранительная.

Обязательным требованием к работнику будет наличие у него гражданства Российской Федерации. Но существуют отдельные нормативные акты, позволяющие сделать исключения .

Есть несколько вариантов классификации государственных служащих:

В зависимости от разделения власти Законодательная, судебная и исполнительная
Ввиду сферы, в которой осуществляется влияние Федеральных или же субъектов РФ
По функциональности Гражданского типа, военного и правоохранительного
В зависимости от должности Наличие должностного статуса или вхождение в рядовой состав предприятия
В привязке к периоду, в который проводится трудовая деятельность Назначенный на определенный договором срок или же основная работа с неопределенным временем пребывания

В любом из данных случаев государственный служащий может рассчитывать на поддержку в материальном плане и все изменения, которые будут касаться его заработной платы будут законными.

Из чего складывается

Заработная плата государственного работника формируется на стандартных основаниях. Существует несколько вариантов начисления, но в любом случае в состав заработной платы могут входить такие доходы:

Эти составляющие могут варьироваться и не всегда месячный платеж включает все пункты. Важно понимать, что надбавки выдаются за определенные заслуги.

В свою очередь, размежевать можно и варианты доплат к основной ставке таким образом:

Надбавки для служащего определяет руководство и во многом размер оплаты труда будет зависеть от него. Для новичков, у которых небольшой опыт работы заработная плата определяется условиями трудового договора — согласно с минимальными показателями по оплате труда в отдельном предприятии.

Нормативная база

Для того, чтобы понимать, каким образом проводится разделение заработных плат, следует оперировать законодательной базой в этой области. В данном случае требуется ознакомиться с Федеральным законом №79-ФЗ “О государственной гражданской службе”.

Изначально следует ознакомиться с некоторыми статьями из главы 10:

Кроме основной ставки по заработной плате граждане получают и дополнительные компенсации за свой труд. Этот пункт установлен на законодательном, федеральном уровне .

Найти его можно в статье 55 этого же закона. Эта статья содержит положения по поводу поощрений и надбавок, возможных в условиях труда на государственной службе.

Основные моменты

Необходимо понимать, из какого бюджета получают зарплату госслужащие. Поскольку эти выплаты производятся за счет государственных средств бюджета. Формирование заработной платы для работника проводится на уровне начальства.

Совершение выплат осуществляется в зависимости от финансирования из государственного бюджета. Но существуют и существенные отличия между регионами государства.

В 2020 году были сняты отдельные варианты доплат, что в значительной мере влияет на размер выплат государственных служащих. Обязательным моментом будет совершение подписания трудового договора. Поскольку по закону это правило применяется ко всем трудовым отношениям в стране.

Различия в оплате

Отличия в размере заработной платы могут быть из-за ряда факторов:

  • должность;
  • условия труда;
  • место осуществления трудовой деятельности — в какой сфере;
  • регион работы.

В зависимости от того, насколько сложные условия труда и размер ответственности у работника. Также следует учитывать разницу в объеме заработной платы в привязке к региону работы гражданина.

Поскольку самыми большими суммы будут в крупных городах. В среднем, показатели по стране в плане заработной платы составляют от 37 до 56 тысяч рублей. Все зависит в большей степени от органа труда и от региона .

В регионах

На уровне регионов следует опираться на такие показатели по заработным платам:

Область Размер суммы, рубли
Белгородская От 33 до 40 тысяч
Липецкая От 29,5 до 50,5 тысяч
Рязанская От 29,5 до 44,5 тысяч
Краснодарский край От 32 до 54,5 тысяч
Республика Марий Эл От 24,5 до 35 тысяч
Челябинская От 31,5 до 45 тысяч

В Москве

Размеры выплат для чиновников в столице государства будут одними из самых высоких. Это связано с объемами работы и ответственностью на каждом из работников.

Существует несколько категорий, заработные платы которых нужно учитывать:

Средний показатель по заработным платам для работников государственных служб в Москве составляет 87 тысяч рублей.

Порядок выплаты

Для государственных служащих применяют стандартные трудовые положения по выплате заработной платы. В этой области должно быть два платежа ежемесячно:

Существует отдельный порядок по выплатам надбавок:

  • фиксированный процент после первого же успешного года труда;
  • за особые условия труда начисление производится с первого дня работы;
  • за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну — от 5% до 70%.

Как рассчитывается зарплата госслужащего

  • оклад по должности;
  • коэффициент, который применяется к району, в котором работает служащий;
  • надбавки, начисляемые за особые факторы труда;
  • размер прибавки по классности чина;
  • доплата за выслугу по годам труда;
  • надбавки за секретность данных по работе — в случае их наличия;
  • прибавка в случае наличия ученой степени.

Формула вычисления достаточно простая — все показатели нужно сложить. В результате этого и формируется та выплата, на которую может претендовать конкретная категория чиновников.