Представительный орган муниципального образования является. Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования, состав, структура, полномочия

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления.

· 1 Порядок формирования

· 2 Исключительная компетенция

· 3 Финансирование деятельности

· 4 Досрочное прекращение полномочий

· 5 Правовые акты и литература

Порядок формирования[править | править вики-текст]

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (сельское поселение,городское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.



Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Исключительная компетенция[править | править вики-текст]

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Финансирование деятельности[править | править вики-текст]

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Досрочное прекращение полномочий[править | править вики-текст]

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052053056.html

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1 1 . Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

1 2 . Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

2. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

4. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

5. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, может быть выдвинута не позднее чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. В случае принятия в порядке, установленном настоящей частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

6. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

8. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

11 1 . Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

12. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

15. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

17. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

18. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

19. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

1. Представительный орган муниципального образования – коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени.

У одного муниципального образования не может быть нескольких представительных органов. Главный признак представительного органа в том и состоит, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное население и уполномочен этим населением на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

Однако на практике встречаются и иные примеры. Так, 8 декабря 2008 г. сформирован Совет депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области (на основании п. 1 ч. 4 ст. 35 комментируемого Закона) из глав поселений, входящих в состав муниципального района и депутатов представительных органов данных поселений. 1 марта 2009 г. сформирован Совет депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области (на основании п. 2 ч. 4 ст. 35 этого же Закона) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Воспользовавшись правовой коллизией, оба Совета депутатов приступили к осуществлению своих полномочий. Прокурор Московской области обратился в суд с заявлением о признании неправомочным первого состава Совета депутатов Солнечногорского муниципального района (сформированного в декабре 2008 г.). Прокурор ссылался на незаконность формирования этого состава Совета депутатов, поскольку была нарушена процедура формирования: он был создан раньше предусмотренного Законом двухгодичного срока и не на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.

20 марта 2009 г. Московский областной суд производство по гражданскому делу по заявлению прокурора области прекратил. По мнению суда, заявление прокурора не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку комментируемым Законом предусмотрен количественный критерий неправомочности состава представительного органа, который является единственным. 13 мая 2009 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила незаконное определение и возвратила гражданское дело в Московский областной суд для рассмотрения по существу. Повторно рассмотрев дело, Мособлсуд удовлетворил требования прокурора и признал неправомочным Совет депутатов Солнечногорского муниципального района, сформированный в декабре 2008 г. Решение суда вступило в законную силу (По материалам сайта: http://www.mosoblproc.ru.) .

В комментируемых положениях содержатся важные нормы, регулирующие правомочность представительного органа, его заседаний. Так, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% избранных депутатов.

Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе. Согласно ч. 3 ст. 43 комментируемого Закона решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Законом.

2-3. В ч. 2, 3 ст. 35 урегулированы особенности формирования представительных органов поселений. Представительный орган поселений состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Этот орган не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Такая норма применяется в 82 муниципальных образованиях на территории 21 субъекта РФ. При этом 34 муниципальных образования расположены в Дальневосточном федеральном округе, а 25 – в Сибирском федеральном округе. Большая часть таких муниципальных образований расположена на территории Республики Саха (Якутия), Красноярского и Хабаровского краев – 14, 13 и 11соответственно (См.: Хромов Д.Р. Реализация реформы местного самоуправления//Практика муниципального управления. 2008. № 3. С. 7.) .

4-5. Формирование представительного органа муниципального района обладает определенными особенностями. Предпринята попытка сделать равным представительство всех поселений, находящихся в границах муниципального района, независимо от проживающего в поселениях населения. При этом ничего не говорится об особенностях представительства в муниципальном районе населения, проживающего на межселенных территориях, непосредственно входящих в состав муниципальных районов.

Комментируемым Законом предусмотрены два варианта формирования представительного органа муниципального района:

– из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов данных поселений (формирование путем делегирования);

– на муниципальных выборах.

Причем “по умолчанию” используется второй способ – формирование представительного органа муниципального района на муниципальных выборах. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района. Данный порядок может быть изменен, но не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов, если не менее чем две трети поселений, входящих в состав муниципального района, поддержит это решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении представительного органа населения указывается:

– предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района;

– день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района.

Данные решения представительных органов поселений о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района путем делегирования направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет этих решений и принимает решение о результатах рассмотрения инициативы. В решении представительного органа муниципального района указываются:

– представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу;

– количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый путем делегирования;

– день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

По данным Минрегиона России, в 170 муниципальных районах (9,4% муниципальных районов) представительный орган формируется путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений. Такой способ формирования представительного органа муниципального района применяется во всех муниципальных районах Белгородской, Ленинградской областей, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Татарстан, в 25 из 26 муниципальных районах Ставропольского края. В 1631 муниципальном районе (90,6% муниципальных районов) формирование представительного органа муниципального района осуществляется путем избирания на муниципальных выборах. В 60 субъектах РФ представительные органы всех муниципальных районов формируются на муниципальных выборах. Интересной представляется практика Республики Карелия, Тюменской области, в которых в 60% муниципальных районов представительные органы формируются путем делегирования, а в 40% районов – на муниципальных выборах (Информация Минрегиона России “Предварительные итоги переходного периода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации””.) .

В настоящее время в ряде субъектов РФ начинает проявляться тенденция, связанная с попытками перейти от формирования представительного органа муниципального района на муниципальных выборах к формированию путем делегирования. В большинстве случаев это приводит к судебным разбирательствам.

Так, суды признавали законной разную последовательность действий. В одних случаях со ссылкой на ст. 44 комментируемого Закона требуют внесения изменений в устав муниципального района, подразумевая, что данные поправки вступают в силу только после истечения полномочий действующего состава представительного органа муниципального района (См. постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 3 мая 2007 г. “По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Решения Суоярвского районного Совета местного самоуправления от 4 июля 2006 г. “Об утверждении изменений и дополнений, внесенных в Устав муниципального образования “Суоярвский район” Республики Карелия” в части внесения изменений в часть 1 статьи 18 этого Устава в связи с обращением Морозовой Галины Георгиевны”.) . В других случаях признается законным сначала проведение преобразований, основанных на инициативе поселений, и только потом внесение изменений в устав, фиксирующих новый способ формирования представительного органа (ст. 35 комментируемого Закона) (См. определение Верховного Суда РФ от 8 октября 2008 г. по делу № 4-Г08-35 (Московская область).) .

Неоднозначной является позиция судов и при решении вопроса о том, могут ли органы государственной власти субъектов РФ в законах субъектов РФ, регулирующих особенности формирования органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных районов, применять такой способ, как формирование путем делегирования в порядке п. 1 ч. 4 ст. 35 данного Закона (См. определения Верховного Суда РФ от 31 августа 2005 г. по делу № 30-Г05-4 (Карачаево-Черкесская Республика), от 9 марта 2005 г. по делу № 19-Г05-1 (Ставропольский край), от 2 августа 2006 г. по делу № 33-Г06-12 (Ленинградская область).) .

Эта коллизия была разрешена в конце 2009 г. путем внесения соответствующих поправок в текст комментируемой части. В настоящее время предусматривается, что данный порядок формирования представительного органа муниципального района (т.е. формирование путем делегирования) закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 36 комментируемого Закона.

Кроме того, предусматривается, что в случае принятия решения о формировании представительного органа муниципального района путем делегирования выборы в представительный орган муниципального района не назначаются. Эта норма позволит избежать коллизий, связанных с появлением двух представительных органов, сформированных по разным процедурам, как это произошло в Солнечногорском районе Московской области.

6-8. В ч. 6-8 ст. 35 комментируемого Закона содержатся требования к определению численного состава представительных органов. Количество депутатов представительного органа муниципального образования зависит от численности населения муниципального образования и вида муниципального образования.

При этом комментируемый Закон ограничил количество депутатов, которые могут осуществлять деятельность на постоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек – 1 депутат.

По данным Минрегиона России, общая численность депутатов представительных органов составляет 251,8 тыс. человек. Из указанного количества на 1 марта 2009 г. избрано 248,4 тыс. депутатов (98,5%). В городских округах избрано 94,9% депутатов от установленной численности, в муниципальных районах – 97,3, в городских поселениях – 96,6, в сельских поселениях – 98,3%. На постоянной основе работают 7968 депутатов, или 3,2% общего количества избранных депутатов (Информация Минрегиона России.) .

9. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Более подробно о понятии юридического лица, особенностях правового статуса, наделении правами юридического лица см. комментарий к ст. 41.

10. Представительный орган муниципального образования всегда наделялся исключительной компетенцией. Причем по сравнению с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” исключительная компетенция представительного органа расширена.

Вопросы исключительного ведения представительного органа – это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений в СМИ, на собраниях и сходах граждан и которые имеют право решать только представительные органы муниципальных образований и не вправе решать никакой иной орган (См.: Подсумкова А.А., Чанов С.Е.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • порядок формирования органов местного самоуправления;
  • распределение полномочий между органами местного самоуправления;

уметь

  • объяснить, какие ограничения и с какой целью накладываются на депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • объяснить, какие факторы, в какой степени влияют на организационную структуру местной администрации;

владеть

  • навыками работы со ст. 34-41 гл. 6 Закона № 131-ФЗ;
  • приемами анализа организационной структуры местной администрации.

Ключевые понятия, исключительная компетенция представительного органа, статус главы муниципального образования, статус депутата и выборного должностного лица местного самоуправления, организационная структура местной администрации, формирование структуры местной администрации.

Представительный орган муниципального образования

Формирование представительного органа муниципального образования

Представительный орган муниципального образования является основным из выборных органов местного самоуправления. Это коллегиальный орган, состоящий из депутатов. У одного муниципального образования может быть только один представительный орган. Он один объединяет в своем лице все местное население и уполномочен этим населением на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности на территории муниципального образования.

От числа жителей муниципального образования зависит количественный состав представительного органа и в разных странах он различен. Закон № 131-ФЗ установил нижний (минимальный) предел численности депутатского корпуса представительного органа исходя из численности населения и статуса муниципального образования (табл. 4.1).

Цель установления такого предела - приближение депутатов к своим избирателям и снижение роли субъективного фактора при принятии коллегиальных решений. Верхний предел числа депутатов закон не ограничивает. Окончательную численность депутатов представительного органа муниципального образования устанавливает устав муниципального образования.

Численность депутатов представительного органа муниципального образования, установленная Законом № 131-ФЗ (п. 6 ст. 35)

муниципального образования

Численность, человек

население муниципального образования

депутаты представительного органа

Поселение (городское, сельское), городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутри- городской район

Не менее 7

От 1000 до 10 000

Не менее 10

От 10 000 до 30 000

Не менее 15

От 30 000 до 100 000

Не менее 20

От 100 000 до 500 000

Не менее 25

Свыше 500 000

Не менее 35

Муниципальный район

Не менее 15

Внутригородское муниципальное образование города федерального значения

Не менее 10

Количество депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района определяется законом субъекта РФ и уставами соответствующих муниципальных образований с учетом требований Закона № 131-ФЗ.

В зависимости от статуса муниципального образования Закон устанавливает различные способы формирования представительного органа местного самоуправления (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Способы формирования представительного органа в зависимости от статуса муниципального образования

муниципального образования

Способ формирования представительного органа

Поселение, городской округ, внутригородской район, внутригородское муниципальное образование города федерального значения

Состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах

Поселение с численностью жителей

Не более 100 человек

Не формируется

Более 100 и не более 300 человек

Может не формироваться, если это предусмотрено уставом поселения

Муниципальный район

Может состоять из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений, избираемых из своего состава в соответствии с равной нормой представительства

В поселении с численностью жителей, достигших избирательного возраста, не более 100 человек представительный орган не формируется, а его полномочия осуществляются сходом граждан. Законом № 131-ФЗ установлено, что представительный орган поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может не формироваться и его полномочия могут осуществляться сходом граждан, если это предусмотрено уставом поселения.

Для муниципального района Закон допускает две схемы - прямые выборы и «систему делегирования». В первом случае число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 общего числа депутатов представительного органа муниципального района. Это ограничение препятствует доминированию центрального поселения в принятии решений, касающихся всех жителей муниципального района.

При второй схеме представительный орган формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых с равной нормой представительства от каждого поселения, независимо от численности населения.

Порядок формирования представительных органов муниципальных районов определяется законами субъектов РФ. В целях соблюдения норм равного представительства граждан в выборном органе законом субъекта РФ может быть определена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, исходя из их численности. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать 1/3 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Данные о практическом использовании установленных Законом № 131-ФЗ схем формирования представительного органа муниципального района в субъектах РФ представлены в табл. 4.3.

Всего из 1787 представительных органов муниципальных районов в 81 субъекте РФ (за исключением Магаданской области и городов федерального значения) 1080 подлежат формированию по системе прямых выборов, 707 - по системе делегирования .

Формирование представительного органа городского округа с внутригородским делением может осуществляться также одним из двух вышеуказанных способов и с соблюдением аналогичных требований. При формировании представительных органов городских округов с внутригородским делением применяется система делегирования с заранее установленными в соответствии с законами субъектов РФ квотами внутригородских районов.

Таблица 43

Применяемые способы формирования представительных органов муниципальных районов в субъектах РФ (на 1 марта 2016 г.)

Недостатком опосредованного способа формирования представительного органа муниципального района и городского округа с внутригородским делением является фактическое отстранение населения от формирования представительного органа муниципального образования верхнего уровня. Однако положительным аргументом при выборе этой схемы будет экономия финансовых средств за ненадобностью проведения муниципальных выборов.

Представительный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной уставом муниципального образования численности депутатов. Сроки полномочий представительного органа связаны со сроками полномочий его депутатов. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования начинаются со дня его избрания и заканчиваются со дня начала работы представительного органа нового созыва. Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от своей основной деятельности, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа. По данным Минюста России, на 1 марта 2016 г. из 228,2 тыс. депутатов, избранных на муниципальных выборах, 124,3 тыс. - мужчины, 103,9 тыс. - женщины. 8,6 тыс. депутатов работают на постоянной основе.

  • См.: Минюст России. Мониторинг развития системы местного самоуправления(по состоянию на 1 марта 2016 года). С. 92.

Представительный орган муниципального образования – это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек, представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Как уже отмечалось, сход является аналогом представительного органа муниципального образования.

В случае если в поселении численность жителей, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва устанавливаются законом субъекта РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган поселения и осуществляет иные полномочия по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с избирательным законодательством.

Статус представительного органа закрепляется в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ст. 35 и др.), законодательстве субъектов РФ, уставах муниципальных образований, регламентах самих представительных органов.

Наименование представительного органа определяется законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Такое положение Закона не соответствует принципу учета местных традиций. Более целесообразным было бы определять наименование представительного органа в уставах муниципальных образований, как эго закреплял Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ. Теперь же субъекты РФ законодательно определяют наименования органов местного самоуправления. Так, в Свердловской области принят Закон от 22.11.2004 "О наименованиях представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в Свердловской области", ст. 2 которого устанавливает, что в Свердловской области представительный орган муниципального образования именуется "дума".

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Непосредственно срок полномочий представительного органа законом не устанавливается, поскольку представительный орган в муниципальном образовании носит постоянный характер. Срок же конкретного созыва представительного органа отождествляется со сроком полномочий депутатов. Срок полномочий депутатов представительного органа не может быть менее двух и более пяти лет. Обычно он устанавливается уставами муниципальных образований в четыре года. Хотя целесообразнее было бы подлить срок полномочий депутатов до семи лет, поскольку фактически при четырехлетием сроке полномочий депутаты начинают активно работать только на второй год. Первый год для большинства из депутатов является ознакомительным.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) его роспуска в порядке реализации норм федерального законодательства об ответственности перед государством; 2) принятия указанным органом решения о самороспуске (при этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования; 3) вступления в силу решения суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 4) преобразования или упразднения муниципального образования; 5) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; 6) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные Законом об основных гарантиях избирательных прав.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем "косвенных выборов", представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов по своей "квоте".

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Исключение предусмотрено для представительного органа муниципального района. Представительный орган муниципального района может формироваться двумя способами.

Первый способ (общий). Если специального способа не установлено уставом муниципального района, то депутаты представительного органа избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов от каждого поселения не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа.

Указанный порядок может быть изменен не ранее, чем через два года после первичного формирования представительного органа.

Второй способ (специальный). Если в течение одного года после выдвижения предложения представительные органы не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, поддержат такое предложение, то представительный орган муниципального района будет состоять из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Норму представительства будут определять представительные органы поселений. Однако такой способ формирования возможен только по отношению к представительному органу муниципального района второго и последующих созывов, поскольку данный порядок закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Тем самым Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает так называемые двухстепенные выборы депутатов представительного органа муниципального района. В подобной ситуации неоднозначным становится статус главы поселения, входящего в состав муниципального района. С одной стороны, это глава своего поселения, с другой же – лицо, входящее в состав представительного органа муниципального района с правом решающего голоса. Депутатом данное лицо называть не представляется возможным, поскольку оно не избиралось в качестве депутата. Тем не менее глава поселения в анализируемой ситуации входит в состав представительного органа. Представительный же орган является выборным. Поэтому представляется, что в данном случае глава – член выборного органа местного самоуправления.

Решение об обратном переходе от двухстепенных выборов к избранию представительного органа муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права принимается в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы и требует поддержки представительных органов не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.

Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов замещаются по пропорциональной избирательной системе. Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в них, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. Тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования и не может быть менее: семи человек – при численности населения менее 1 тыс. человек; 10 человек – при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек; 15 человек – при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек; 20 человек – при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек; 25 человек – при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек; 35 человек – при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района, но не может быть менее 15 избранников.

Структура определяется уставами муниципальных образований и регламентами самих представительных органов.

Возглавляет представительный орган его председатель. В соответствии с уставом муниципального образования председатель может быть избран из состава депутатов представительного органа либо исполнять полномочия председателя представительного органа может глава муниципального образования.

И вновь законодатель ставит очередной вопрос: в каком статусе глава муниципального образования будет входить в состав представительного органа? Закон позволяет исполнять полномочия председателя лицу, как избранному из состава представительного органа, так и избранному на муниципальных выборах в качестве главы муниципального образования. Причем в обоих случаях приоритет отдается должности главы муниципального образования. В качестве лица, входящего в состав представительного органа, глава будет исполнять полномочия председателя. В изначальной редакции Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержал формулировку "являться председателем". Однако впоследствии данная формулировка приобрела иное содержание: "исполнять полномочия председателя".

Если лицо изначально избиралось в качестве депутата, а потом было избрано главой муниципального образования из состава представительного органа, то такое лицо будет одновременно являться и депутатом представительного органа, и главой муниципального образования, и лицом, исполняющим полномочия председателя представительного органа.

Если же лицо изначально избиралось в качестве главы муниципального образования и в соответствии с уставом муниципального образования автоматически входит в состав представительного органа с правом решающего голоса, то депутатом данное лицо назвать нельзя. Статус депутата по должности получить просто невозможно, поскольку депутат – лицо избираемое. Видимо, в этой ситуации глава муниципального образования будет являться одновременно членом выборного органа местного самоуправления.

В любом случае нецелесообразно для развития муниципального хозяйства одному лицу совмещать такое количество полномочий. Однако КС РФ считает, что нормы Конституции РФ подобным положением законодательства не нарушаются. 21 февраля 2002 г. КС РФ было вынесено Определение об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганской областной Думы о проверке конституционности п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ.

Следует оговориться, что ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ содержала аналогичную норму о возможности совмещения главой муниципального образования полномочий лица, входящего в состав представительного органа. По мнению заявителя, указанная норма противоречит ч. 1 и 2 ст. 32 и ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, поскольку препятствует реализации гражданами избирательных прав – права избирать главу муниципального образования и депутата представительного органа местного самоуправления, наделенных каждый своей компетенцией, и быть избранными в качестве таковых; права на осуществление местного самоуправления через своих представителей – депутата представительного органа местного самоуправления и главу муниципального образования, каждый из которых наделен собственными полномочиями. Заявитель указывает, что вхождение согласно уставу муниципального образования главы муниципального образования в состав представительного органа местного самоуправления (с правом решающего голоса и правом председательствовать на заседаниях) фактически означает его руководство представительным органом местного самоуправления, что не согласуется с сущностью местного самоуправления.

КС РФ отметил следующее. Пункт 3 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ, предусматривая возможность наделения избранного населением главы муниципального образования правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, устанавливает одну из конкретных гарантий самостоятельности местного самоуправления. Эта норма не носит императивного характера, не обязывает решать данный вопрос именно так, как это ею предусмотрено, а оставляет выбор варианта его регулирования в уставах муниципальных образований на усмотрение самих местных сообществ. Тем самым подтверждается самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий и право на осуществление гражданами местного самоуправления через выборные органы, а также на самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления. Возможность наделения главы муниципального образования правом вхождения в состав представительного органа местного самоуправления не противоречит этим конституционным принципам, поскольку по своей конституционно-правовой природе институт избранного населением главы муниципального образования также имеет представительный характер.

В то же время устав муниципального образования может наделять, а может и не наделять главу муниципального образования правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. Местное сообщество, кроме того, может вообще не предусматривать в своем уставе должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, поскольку из ч. 1 ст. 130 Конституции РФ вытекает обязательность наличия лишь выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Иные органы и должностные лица местного самоуправления образуются в соответствии с уставами муниципальных образований. Норма п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ о возможности предусмотреть в уставе муниципального образования должность главы муниципального образования – выборного должностного лица (как и норма п. 3 той же статьи) не носит императивного, обязывающего характера. Поэтому органы законодательной власти субъектов РФ, судебные и иные органы должны исходить из того, что рассматриваемые нормы имеют лишь диспозитивный характер, а потому они не вправе вторгаться в эту сферу самостоятельного решения вопросов местными сообществами, как это гарантировано Конституцией РФ и федеральными законами. Представляется, что данная правовая позиция КС РФ небесспорна.

Что касается полномочий председателя представительного органа, то, как правило, они следующие: представление органа в отношениях с населением муниципального образования, с органами территориального общественного самоуправления, организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления иных территорий; созыв заседания представительного органа, доведение до сведения депутатов и населения времени и места их проведения, а также проекта повестки заседания представительного органа; осуществление руководства подготовкой заседаний представительного органа; председательствование на его заседаниях; подписание нормативных правовых актов и других документов представительного органа; назначение и освобождение от должности руководителя аппарата и других работников представительного органа, обладание правом их приема на работу и увольнения; дача поручений депутатским комиссиям и комитетам по вопросам их ведения; принятие мер по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе представительного органа; заключение договоров от имени представительного органа; осуществление иных полномочий.

Несмотря на столь широкий перечень полномочий, председатель должен быть ведущим среди равных, поскольку по своей сути изначально он является депутатом.

Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в отсутствии председателя исполняет его полномочия. Уставы муниципальных образований либо регламенты представительных органов должны предусматривать количество заместителей председателя. Особенно актуально это стало в связи с тем, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ст. 40) установил, что на постоянной основе могут осуществлять свои полномочия не более 10% депутатов. Конечно, существуют примеры, когда председатели представительных органов осуществляют свои полномочия не на освобожденной основе. Однако, как правило, именно председатели и их заместители работают на постоянной основе. И при разработке и принятии уставов муниципальных образований необходимо учитывать как численный состав представительного органа, так и количество депутатов, работающих на освобожденной основе.

Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комитеты (комиссии). В отличие от комитетов и комиссий Государственной Думы, на местном уровне, как правило, отсутствует разница между терминами "комитет" или "комиссия". Соответствующее наименование устанавливается с учетом исторических и иных местных традиций регламентом представительного органа. И уже регламент представительного органа вправе определять постоянный или временный характер комиссий и комитетов. Например, в Екатеринбургской городской Думе названные структурные подразделения именуются комиссиями, независимо от постоянного или временного характера создания. В Первоуральской же городской Думе такие подразделения носят наименование "комитеты".

Постоянные комитеты (комиссии) в рамках своих направлений обычно: осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа; разрабатывают проекты решений и иных правовых актов; организуют проведение депутатских слушаний; готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение представительного органа; содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности.

Как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету; по муниципальной собственности; по муниципальному хозяйству; по социальной защите и здравоохранению; по развитию образования, науки; по местному самоуправлению.

Численный состав комитета (комиссии), как правило, не может быть менее трех депутатов. Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комитетов (комиссий).

Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета (комиссии).

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комитет (комиссия) может создавать рабочие группы с привлечением депутатов, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых. Комитеты (комиссии) вправе запрашивать у органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству.

Деятельность временного комитета (комиссии) ограничивается конкретным сроком или выполнением определенной задачи.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности представительного органа, его должностных лиц, рабочих органов и депутатов представительный орган образует аппарат.

Руководитель аппарата представительного органа назначается председателем представительного органа. Руководители структурных подразделений, специалисты и служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат, как правило, включает в себя юридический отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

Депутаты представительного органа, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят во фракции. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения). Кроме того, во фракцию может входить и один депутат. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования. Было бы логичнее, чтобы порядок деятельности фракций регулировал не закон субъекта РФ, а муниципальный правовой акт.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той партии, во фракцию которой он входит. Депутат, избранный в составе списка кандидатов партии и вступивший в партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Несоблюдение же перечисленных выше требований влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

Таким образом, федеральный законодатель попытался предусмотреть оптимальный состав и численность представительного органа с учетом того, что конкретная его структура будет определяться муниципальными образованиями самостоятельно.

Представительная власть рассматривается как комплекс полномочий, которые делегируются народом либо его частью выборным лицам. Они объединяются в специальном учреждении на конкретный срок. Представительная власть – это также совокупность институтов, уполномоченных населением. Рассмотрим далее ее структуру, основные направления деятельности, особенности формирования.

Общие сведения

При парламентской форме государственного управления представительный орган наделяется широкими полномочиями. В его компетенцию входит в том числе назначение президента. Глава государства не располагает при этом реальной властью.

Президентская форма правления предполагает независимое избрание парламента и первого лица страны. Глава государства вправе распустить парламент.

Представительный орган РФ – двухпалатное Федеральное Собрание. В него входят Госдума и Совет Федерации. Существуют также муниципальные и региональные законодательные (представительные) органы.

Федеральный уровень

Госдума, как представительный орган ФС, формируется по итогам выборов. Они проводятся раз в 5 лет. В Госдуме присутствует 450 народных избранников. Половина из них выбирается напрямую в один тур голосованием по одномандатным округам. Оставшаяся часть формируется политическими объединениями, которые смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В Совет Федерации включается по 2 представителя от каждого региона - по одному от исполнительного и законодательного органов. Кроме них в СФ присутствуют лица, назначаемые Президентом. Их количество - не больше 10% от общего числа членов.

Направления деятельности Госдумы

Она наделяется полномочиями в соответствии с конституционными положениями. Этот представительный орган:

  1. Дает согласие Президенту на назначение высшего должностного лица (Председателя) Правительства.
  2. Объявляет амнистию.
  3. Заслушивает ежегодные отчеты Правительства о результатах его работы, в том числе по вопросам, которые были поставлены перед ним Госдумой.
  4. Назначает и освобождает от должностей председателей Счетной палаты и ЦБ, а также уполномоченного РФ по правам человека.
  5. Решает вопрос о доверии Правительству.
  6. Выдвигает обвинения против Президента для снятия его с должности.

Принятие федеральных нормативных актов осуществляется большинством от общего количества депутатов, если другое не установлено в Конституции.

В полномочия этого органа включено:

  1. Утверждение границ территорий регионов страны.
  2. Решение о возможности использовать ВС России за пределами государства.
  3. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного либо военного положения.
  4. Назначение на должности судей КС, ВС, Генпрокурора и его заместителей, зампредседателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов.
  5. Снятие с поста Президента.
  6. Назначение выборов главы страны.

В обязательном порядке Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой, по вопросам:


Региональный уровень

Образование представительных органов в субъектах осуществляется на основе прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. Продолжительность их полномочий – 4 года. Численность региональных институтов колеблется от 27 до 130 человек. Порядок создания и количественный состав региональных парламентов определяются в конституциях и иных правовых актах.

Работа региональных институтов

Компетенция представительных органов в субъектах складывается из следующих групп полномочий: конституционное, социально-культурное и экономическое строительство, внешние отношения. В первом направлении работают республиканские представительные структуры. Они утверждают конституции, изменяют и дополняют их, контролируют порядок исполнения принятых положений. Кроме этого, в компетенцию региональных парламентов входит решение вопросов, касающихся проведения референдумов, назначения выборов глав субъектов и депутатов, утверждения структуры исполнительных органов.

В сфере социально-культурного и экономического развития принимаются перспективные планы, программы, бюджеты. В краях, областях, городах федерального значения представительные органы именуются законодательными собраниями, думами и пр. Они формируются на основе тайного, всеобщего, равного и прямого голосования.

Продолжительность полномочий выбранных депутатов – не больше 5 лет. В их компетенцию включаются:


В полномочия региональных органов входит также установление внешних связей, ратификация и денонсирование международных соглашений и договоров.

Муниципальная система

В качестве одного из способов прямого волеизъявления населения выступает местное самоуправление. Оно осуществляется в МО – сельских и городских поселениях, объединенных общей территорией, городах или их частях. Орган местного самоуправления обладает определенной степенью самостоятельности. Он сам решает вопросы территориального значения, осуществляют распоряжение, владение и использование муниципальной собственности.

Общие полномочия муниципальных институтов

Орган местного самоуправления решает вопросы, связанные с:

Представительные органы самоуправления

В качестве них выступают выборные структуры, имеющие право выражать интересы населения, от его имени принимать различные решения. Каждый депутат представительного органа избирается гражданами, проживающими на территории МО, равным, тайным, всеобщим и прямым голосованием в соответствии с нормативными актами федерального и регионального значения. Структура считается сформированной, если было выбрано не меньше 2/3 от установленного количества членов. Количественный состав и полномочия представительного органа определяются в уставе МО.

Исключительная компетенция

Местные представительные органы принимают решения коллегиально. К исключительной компетенции институтов относят:

  1. Принятие и изменение устава МО.
  2. Утверждение бюджета и отчета о его выполнении.
  3. Установление, отмена и изменение территориальных сборов и налогов в соответствии с НК.
  4. Принятие программ и планов по развитию МО, утверждение отчетов об их реализации.
  5. Установление порядка управления, распоряжения имуществом, являющимся муниципальной собственностью.
  6. Определение правил принятия решений о формировании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, расположенных на территории МО, расчете тарифов на их услуги.
  7. Установление порядка участия в объединениях межмуниципального сотрудничества.
  8. Определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы местных органов.
  9. Контроль над исполнением уполномоченными структурами и их должностными лицами своих обязанностей в сфере решения вопросов территориального значения.

Другие направления работы представительных органов определяются в федеральном законодательстве и прочими нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ним.

Заключение

Конституция РФ устанавливает разделение власти на 3 ветви. Каждая из них является относительно самостоятельным направлением деятельности уполномоченных структур, формирующих их. Вместе с этим работа институтов всех ветвей осуществляется при постоянном взаимодействии. В соответствии с конституционными положениями, основным носителем власти выступает народ. Он осуществляет ее реализацию различными способами. В частности, волеизъявление населения выражается через выборные представительные органы.

Нормативными актами закрепляется три их уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Наибольшей самостоятельностью пользуются местные законодательные структуры. В их полномочия входит решение территориальных вопросов, а также проблем, не относящихся к компетенции региональных и федеральных институтов.

Считается, что местные органы наиболее приближены к населению. Они принимают решения с учетом ситуации, складывающейся на территории конкретного МО. Местные институты не отчитываются перед федеральными. Однако все нормативные акты, которые принимаются на муниципальном уровне, должны соответствовать Конституции и ФЗ. Формирование представительных органов федерального, местного, регионального значения осуществляется путем выборов. Полномочия структур ограничиваются конкретными сроками.

Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, компетенция.

Наименования представительных органов муниципальных образований различны. Чаще всего - городское собрание, имуниципальное собрание (в Москве). Не должно содержать название «Государственная Дума».

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Представительный орган обладает правами юридического лица. Представительный орган муниципального образования имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.

Порядок формирования представительного органа

Представительные органы муниципальных образований формируются на основе всеобщего участия населения, прежде всего путем выборов. Порядок формирования представительных органов для поселений и для муниципальных районов может быть различен. Представительный орган поселения всегда состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Единственным исключением из этого правила являются представительные органы малочисленных поселений. Если же в таком малочисленном поселении проживает менее 100 человек, обладающих избирательным правом, то в этом случае представительный орган поселения не формируется и полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан

Представит. Орган муниципального района:

1) избирается на муниципальных выборах. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

2) состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.


Численность депутатов представительного органа не менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек - при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек - при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек - при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Компетенция представительного органа

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия:

принятие решения о назначении местного референдума;

назначение выборов депутатов представительного органа муниципального образования;

назначение выборов главы муниципального образования;

дача согласия на назначение на должность отдельных должностных лиц администрации муниципального образования;

осуществление права законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта Федерации;

заслушивание отчетов должностных лиц администрации муниципального образования и руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций о текущей работе и внесение главе муниципального образования представлений по их отчетам;

Организация деятельности представительного органа

Представительные органы муниципальных образований реализуют значительный объем полномочий по организации собственной деятельности: подтверждают полномочия депутатов, а также досрочное прекращение их полномочий, решают вопрос о досрочном прекращении полномочий самого представительного органа, избирают председателя, его заместителей, образуют комиссии, комитеты, утверждают структуру, штаты, фонд оплаты труда аппарата представительного органа, утверждают положение о нем, планируют и осуществляют предусмотренные местным бюджетом расходы, связанные с деятельностью представительного органа.

К полномочиям по организации деятельности представительного органа муниципального образования также относится утверждение правового акта, определяющего внутренний порядок его деятельности (регламента). В регламентах детализируется правотворческий процесс в представительном органе муниципального образования, устанавливается порядок работы представительного органа.

Наличие системы комиссий и (или) комитетов.

Заседания представительного органа муниципального образования. Заседания являются основной формой деятельности представительного органа муниципального образования. Они созываются председателем представительного органа, как правило, не реже одного раза в месяц, по утвержденному графику. Внеочередные заседания созываются по инициативе главы муниципального образования, председателя представительного органа либо по требованию определенного числа депутатов.

Заседания представительного органа являются открытыми. Открытость заседаний гарантирует возможность присутствия на них заинтересованных лиц.

депутатские объединения (фракции и депутатские группы). Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Аппарат представительного органа.

Председатель представительного органа

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования.

В случае если глава муниципального образования является главой местной администрации, организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава. В этом случае председатель представительного органа, как правило, избирается данным органом из числа депутатов путем тайного голосования большинством от установленной численности депутатов на срок полномочий представительного органа. Представительный орган вправе избрать из своего состава иных должностных лиц.

Постановления и распоряжения.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в следующих случаях:

принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Как правило, с мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов численностью не менее половины от установленного числа депутатов представительного органа путем подачи письменного заявления. Заявление подписывается каждым из указанных депутатов. Решение о самороспуске обычно принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа;

вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного по рассмотренному нами выше второму варианту, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.