Конституционные принципы правосудия в рф. Конституционные принципы правосудия по гражданским делам Конституционные принципы правосудия общая характеристика система значение

В Конституции Российской Федерации 1993 года закреплены основополагающие начала, которые определяют содержание организации и деятельности государственных органов, осуществляющих правосудие Так в статье 15 Конституции РФ закреплена норма, в соответствий с которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации Законы и иные нормативные акты не должны входить в противоречие с Конституцией

В части 4 этой же статьи указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы Более того, устанавливается примат норм международных актов

Кроме того, что принципы осуществления правосудия зафиксированы в Конституции Российской Федерации, они также закреплены в отраслях права, регулирующих судоустройство и судопроизводство (например, гражданский процесс, уголовный процесс).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы осуществления правосудия.

Содержание принципа законности сводится к тому, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Применительно к осуществлению правосудия принцип законности означает, что преступность деяния, а также его наказуемость определяется исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации Приговор (по уголовному делу) или решение (по гражданскому делу) должны иметь ссылку на закон

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в части первой статьи 118 Конституции Рос-

134 Конституционные принципы осуществления правосудия Принцип законности Принцип осуществления правосудия только судом Принцип независимости судей Принцип равенства перед законом и судом Принцип государственного или национального языка судопроизводства Принцип обеспечения каждому гражданину права на обращение в суд Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту Принцип презумпции невиновности Принцип гласности разбирательства в суде Принцип состязательности и равноправия сторон Принцип участия граждан в осуществлении правосудий Принцип несменяемости судей

Принцип непосредственности

и устности судо п рс из водства сийской Федерации, где говорится о том, что никакие государственные органы или общественные организации не могут принять на себя функции осуществления правосудия. Суд осуществляет свою деятельность на основе закона. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ, закрепленный в Конституции Российской Федерации, нашел более детальное отражение в Федеральном Законе «О судебной системе Российской Федерации» и Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Во всех этих актах зафиксировано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону, в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Никто не может оказывать влияние на принятие решения судом, никто не имеет права вмешиваться в деятельность судов.

На родном либо любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

В статье 45 Конституции Российской Федерации закреплен принцип обеспечения каждому гражданину права на обращение в суд за защитой своих интересов. В случае, если право гражданина нарушено, государство га-

ПОНЯТИЕ ПМВООШНИПЯЬНЫ*НВШШ». СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

рантирует каждому судебную защиту. Гражданин может обратиться в суд с жалобой, если неправомерными действиями должностных лиц государственных органов нарушены его права и свободы.

Как было отмечено в предыдущих главах, лицо, использовавшее все внутригосударственные средства правовой защиты, имеет право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, поскольку согласно статье 48 Конституции каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, закрепленный в Конституции Российской Федерации, находит свое дальнейшее развитие в Уголовно-процессуальном кодексе. Так, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, обвиняемый (подозреваемый или подсудимый) в праве знать, в чем существо обвинения, давать объяснения по предъявленному обвинению, иметь защитника, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколом следственных действий, материалами дела и т.д.

Согласно части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

1. Никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

137 2. Никто не может бьггь признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

3 Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 4.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. 5.

Насилие, угрозы, шантаж, провокации недопустимы при установлении вины обвиняемого. 6.

Лицо может быть признано виновным в совершении правонарушения только на основании приговора суда. 7.

Недопустимы частный и общий обвинительные уклоны в правосудии. 8.

Всякие сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. 9.

За совершение правонарушения никто не должен нести юридическую ответственность дважды.

Сущность принципа гласности разбирательства дела в суде заключается в том, что судебные заседания по уголовным и гражданским делам являются открытыми, т. е. любой человек может присутствовать в суде на слушании дела. Однако из этого правила существуют исключения. Судебное заседание не может быть открытым, если: 1)

это противоречит интересам охраны государственной и коммерческой тайны; 2)

этого требуют интересы частной жизни; 3)

рассматривается дело о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, и в других случаях, предусмотренных законом.

Гласность разбирательства дела в суде выражается также в том, что ход судебного заседания может освещаться в

средствах массовой информации, в том числе по радио и телевидению.

Разбирательство дела в суде происходит в форме спора сторон (участников процесса). Стороны по делу наделены равными процессуальными правами, они в ходе рассмотрения дела в устной форме оспаривают имеющиеся по делу доказательства - в этом заключается принцип состязательности и равноправия сторон Суд оценивает доводы сторон и выносит решение (приговор).

В соответствии со статьей 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации наделены правом участвовать в отправлении правосудия. Так, граждане могут принимать участие в судебном разбирательстве дел в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.

Народные заседатели избираются в районные (городские) и военные суды гражданами или военнослужащими по месту работы или жительства, в остальные суды - компетентными органами власти. Народные заседатели призываются к осуществлению правосудия на две недели в году. В состав суда входят судья (председательствующий) - профессиональный юрист и два народных заседателя, которые пользуются всеми правами судьи.

Деятельность института присяжных заседателей вызывает множество споров, учеными-юристами высказываются диаметрально противоположные точки зрения по этому поводу, поэтому необходимо более подробно остановиться на этом вопросе.

Суд присяжных был введен в России еще в 1864 году. В.В. Мельник в своей статье «Коллегия присяжных заседателей как субъект коллективного решения вопросов о виновности (социально-психологические аспекты), опубликованной в журнале «Государство и право» за 2000 г., № 1, приво дит мнение старейших председателей и прокуроров судебных палат о деятельности суда присяжных, высказанное на совещании, состоявшемся в 1894 году: «По деятельности сво-

ей современный суд присяжных не только является вполне удовлетворяющим своей цели, но представляет лучшую форму, какую только можно представить для решения большей части серьезных уголовных дел, особливо в тех случаях, когда тяжелое обвинение связано с уликами, требующими житейской мудрости». Здесь же приводится мнение известного исследователя российского и зарубежного суда присяжных JLE. Владимирова о том, что в такой многонациональной стране как Россия, где каждая нация, народность имеет свои особенности быта, характера, нравов, обычаев и т.п. значение суда присяжных особенно велико, поскольку состав присяжных знает такие особенности жизни различных сословий, какие судьи знать не могут. В то же время Ю.А. Дмитриев высказывает иное мнение о причинах создания суда присяжных в России: «Известно, что суды присяжных возникли в период существования так называемого «коронного суда», т.е. суда, состоящего из представителей власть имущих и зачастую выносящего решения в отношении лиц иного, низшего сословия. Дабы не возмущать «народные массы несправедливым решением, основанным на принципе «с богатым не судись», законодатель ввел в процесс осуществления правосудия элемент суда народа»1.

В настоящее время в России вновь возрожден суд присяжных.

В качестве присяжных заседателей могут участвовать в отправлении правосудия граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных. С участием присяжных заседателей рассматриваются только уголовные дела. Присяжными заседателями могут быть дееспособные граждане, достигшие 25 лет, не имеющие судимости. Присяжные заседатели участвуют в разбирательстве дела по ходатайству обвиняемого при рассмотрении дела по первой инстанции в

1 Дмитриев Ю А Защита конституционных прав граждан в угол ной и конституционной юстиции // Государство и право. 1999. № 6.

140 краевом, областном или городском суде. В состав суда входит профессиональный судья и 12 присяжных заседателей.

О роли суда присяжных в современных условиях юристами высказываются различные точки зрения. Так, В.В. Мельник считает, что «в целом, процессуальная форма суда присяжных обеспечивает формирование качественной композиции коллегии присяжных заседателей из числа здравомыслящих, объективных, беспристрастных, социально зрелых, нравственно добропорядочных лиц, способных качественно исполнять обязанности присяжного заседателя», что в конечном итоге должно привести к выработке качественного, правильного и справедливого коллективного решения по вопросам о виновности.

Другие юристы-ученые и практики (В. Зыков, Ю. Дмитриев) дают негативную оценку деятельности суда присяжных: списки присяжных зачастую составляются формально, в них включаются малограмотные, морально неустойчивые и даже ранее судимые лица. Решения, принимаемые присяжными, нередко основываются не на законе и профессиональном юридическом анализе всех обстоятельств дела, а на обывательски эмоциональной оценке театрально построенных выступлений сторон. Допущенные присяжными ошибки, даже самые элементарные, никем не могут быть устранены1. Более того, в развитых государствах Европы и Северной Америки идет повсеместный отказ от института присяжных заседателей.

Введение

Принципы гражданского процесса - это основополагающие идеи, положения, руководящие начала по вопросам осуществления судопроизводства по гражданским делам, закрепленные и раскрытые в нормах гражданского процессуального права.

Пока принципы не закреплены в нормах права, они являются научной доктриной. Принцип становится правовым после раскрытия его сути в норме права.

Принципы устанавливают содержание, структуру гражданского процессуального права. Они определяют цель процесса и методы достижения этой цели, характеризуют содержание деятельности субъектов гражданского процессуального права, определяют существенные черты, выражающие сущность процессуального права.

Принципы гражданского процессуального права представляют собой не просто группу принципов, а образуют определенную их совокупность, систему. Это обусловливается единством выраженных в них идей, устремленностью к выполнению единой цели, подчеркивает публичный характер гражданского процесса.

Каждый из принципов играет самостоятельную роль в стадиях процесса или его отдельных институтах.

Конституционные основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему, которая включает:

  1. принципы судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.);
  2. принципы судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы гражданского правосудия:

    • принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15 ;
    • осуществление правосудия только судом - ст. 118 ;
    • доступность судебной защиты - ст. 46 ;
    • осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом - ст. 19 ;
    • участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32 , ч. 4 ст. 123 ;
    • состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123 ;
    • независимость судей и подчинение их только закону - ст. 120 ;
    • гласность в деятельности суда - ч. 1 ст. 123 ;
    • государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68 , ч. 2 ст. 26 .

Принцип законности правосудия

Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.

Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности:

  1. правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов;
  2. при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением).

Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников.

По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

  1. только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка;
  2. именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

Осуществление правосудия только судом

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции PФ.

Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.

Принцип отправления правосудия только судом действует и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве (процессе).

В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

  • когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд;
  • на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной;
  • решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Равенство всех перед законом и судом

Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, - связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном.законе. Таким образом, судам была предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство перед законом означает:

  1. одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам (не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений из-за социальных, имущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе);
  2. необходимость исключения в законотворческой деятельности возможности установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий.

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя считается гражданским долгом. Деятельность присяжных заседателей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации ».

Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.

Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе

В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Под сторонами в гражданском (арбитражном) процессе понимаются истец и ответчик.

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов . При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение гражданских и арбитражных дел. Так, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и создает условия для правильного применения законодательства.

Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Прослеживается этот принцип и в вышестоящих инстанциях.

Независимость судей и подчинение их только закону

Судья Конституционного суда в отставке, профессор Высшей школы экономики Тамара Морщакова .

Конституция РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120).

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществление правосудия и деятельности судов, в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Сама формула подчинения судей только Конституции РФ имеет основополагающее значение. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, является актом прямого действия и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию РФ, осуществлять контроль за законностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Юридические гарантии независимости судей реально воплощены в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации ». В соответствии с упомянутым законодательным актом судьи несменяемы; гарантируется их неприкосновенность и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность (см. гл. 8).

Законодательство предусматривает строгую ответственность за вмешательство в деятельность суда как органа судебной власти и не только при непосредственном отправлении правосудия, но и за попытку оказать незаконное воздействие на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей.

Принцип гласности в деятельности суда

Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы РФ рассмотрение конкретных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях.

На судебные заседания допускаются все граждане (по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они - обвиняемые, потерпевшие или свидетели по делу).

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой - свидетельствуя о демократических началах судопроизводства, служит своего рода контролем населения за правосудием, дисциплинирует суд, обязывает носителей судебной власти строго относиться к выполнению установленных законом процедур.

В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио- и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают:

  • гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле (гласность в узком смысле слова);
  • гласность для народа (или публичность).

Публичность заключается в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении.

Исключения из принципа гласности:

  1. ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания;
  2. ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.

Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах

В соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории Российской Федерации считается русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68). Признавая равноправие всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, с учетом ее национально-государственного устройства, Конституция РФ установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

С позиций этих основных конституционных требований решается и вопрос о языке судопроизводства и делопроизводства в судах. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации » установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» конкретизировал эту норму следующим образом (ст. 10):

  • судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных и всех военных судах ведется на русском языке;
  • судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах обшей юрисдикции - на русском или государственном языке республики, на территории которой находится суд;
  • в судах субъектов РФ: конституционных, уставных и у мировых судей - на государственном языке республики или русском языке.

Из изложенного следует, что все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Это право не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи.

Правосудие осуществляется сообразуясь с определенными принципами. В.В. Черников, начальник Правового департамента МВД России, характеризует конституционные принципы осуществления правосудия как «закрепленные в Конституции РФ руководящие правовые положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности; которые лежат в основе правосудия».

1. Принцип законности (ст. 15 Конституции РФ). Законность - соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов гражданами, учреждениями и организациями, их должностными лицами, включая суды и судей. Судья принимает решение по существу рассматриваемого дела только на основании закона (а не целесообразности, личных симпатий и антипатий, взглядов и т.д.)

2. Равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Любой человек независимо от его положения, заслуг при нарушении закона должен быть на общих основаниях предан суду, его дело должно быть рассмотрено, и по нему должно быть вынесено справедливое решение (приговор).

3. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ). Виновность лица устанавливается не с момента провозглашения приговора, а с момента вступления его в законную силу. Приговор вступает в законную силу и подлежит исполнению, а лицо признается виновным по истечении срока кассационного обжалования (опротестования) приговора.

Важный элемент презумпции невиновности - запрещение возлагать бремя доказывания своей невиновности на обвиняемого. Вина должна быть доказана органами дознания, предварительного следствия и суда. Следующий неотъемлемый элемент презумпции невиновности - толкование неустранимых сомнений в виновности лица в пользу обвиняемого. В основе обвинительного приговора должны лежать не предположения, а точно установленные факты.

4. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Установленное Конституцией осуществление правосудия только судом означает, что в России нет и не может быть создано никаких иных государственных органов, общественных организаций, которые могли бы принимать общеобязательные решения по гражданским, уголовным, административным делам и иным спорам, подведомственным судам.

5. Обеспечение права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Суды обязаны принять к рассмотрению любое дело, входящее в их компетенцию, рассмотреть его по существу, вынести решение (приговор), тем самым, восстановив нарушенное право человека и защитив их законом.

6. Обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции РФ). Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают адвокаты, деятельность которых регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Орган дознания, предварительного следствия или суд обязаны обеспечить по просьбе задержанных, заключенных под стражу, и обвиняемых участие защитника в течение 24 часов с момента объявления задержанному протокола задержания, объявления арестованному постановления о заключении под стражу, предъявления подозреваемому обвинения.

7. Обеспечение законности, компетентности, беспристрастности суда (ст. 48, 118 Конституции РФ). Компетентность суда обеспечивается особым порядком назначения судей, высокими требованиями к кандидату на должность судьи, при которых мала вероятность назначения судей некомпетентного претендента.

Беспристрастность обеспечивается мерами, исключающими заинтересованность судьи в том или ином исходе дела (например, родственные связи, имущественные интересы).

8. Состязательность и равноправие сторон (п. 3 ст. 123 Конституции РФ). Принцип состязательности - один из демократических принципов судопроизводства, обеспечивающих равенство сторон в судебном процессе.

Данный принцип подразумевает:

· Равенство сторон в гражданском деле. Гражданско-процессуальный кодекс гарантирует сторонам «соблюдение принципа состязательности и равные права в гражданском процессе»;

· Равенство обвиняемых и потерпевшего в ходе рассмотрения уголовного дела в суде.

· Равенство защиты и обвинения;

9. Открытое разбирательство дел в суда (п. 1 ст. 123 Конституции РФ). Открытое разбирательство дел судом закреплено в уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, административном и арбитражном процессуальном законодательстве. Граждане, как имеющие отношение к делу, так и не имеющие, пресса, представители государственных органов и прочие имеют право беспрепятственно посещать судебные заседания. При наличии веских оснований по решению суда проводится закрытое судебное заседание.

10. Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ). Независимость судей проявляется в том, что они самостоятельны, но независимо от чьей бы, то, ни было воли, выносят судебные решения по уголовным, гражданским и иным делам, руководствуясь только Конституцией РФ и законом. Вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

11. Национальный язык судопроизводства (ст. 26, 68 Конституции РФ). По общему правилу, правосудие в РФ осуществляется на русском языке. В случае если дело рассматривается в местности, где распространен другой язык (например, в республике в составе РФ), правосудие происходит на национальном языке. При не владении участником процесса языком, на котором слушается дело, ему должен быть предоставлен переводчик.

12. Участие граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32 Конституции РФ). Право граждан участвовать в отправлении правосудия является одной из форм прямой демократии и предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя, статус которых определен федеральным законодательством.

Гражданин РФ, обладающий установленными законодательством требованиями и сдавший квалификационный экзамен, может стать профессиональным судьей. Основные положения о статусе мировых судей содержаться в Федеральном законе «О мировых судьях в РФ». Статус арбитражных заседателей регулируется Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ».

13. Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ). Неприкосновенность личности заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека, посягать на его жизнь, здоровье, половую свободу, честь, достоинство, духовную, нравственную свободу, против воли воздействовать на психику, осуществлять за ним наблюдение, охрану.

14. Неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). В Конституции и законодательстве не содержится четкого понятия частной жизни. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза, тайну диагноза СПИДа и тайну психического заболевания. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.

15. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. «Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц» влечет уголовную ответственность по ст. 139 Уголовного кодекса. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: «установка видеокамер, звукозаписывающих устройств». Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительными или предполагаемыми нарушениями норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации Конституция РФ. Гл.7 и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» СЗ РФ. 1997 №1. Ст.1 .

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом. Конституция РФ ст.118 Это означает, что в Российской Федерации нет, и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое отражение и в установлении рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства,То же ч.2 и ст. 118. а также рамок судебной системы РФ, которая определяется Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ».

Судебная система РФ включает федеральные суды: конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общий юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющих систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» // СЗ РФ. 1998.№51 ст.6270.

Отсюда следует. Что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Президентом Российской Федерации от 31 декабря 1993г. Судебная палата по информационным спорам в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов. Конституция РФ ч. 3. ст. 118

Носителям судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст.119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.

Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992г. «О статусе судей в РФ» Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 №30 Ст.1792; СЗ РФ 1995 №26. Ст.2399; 1999 №29. Ст.3690; 2000. №26. Ст.2736.,согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалифицированной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигнувший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигнувший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умолить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастия; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Согласно Конституции РФ судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. Конституция РФ ст. 128

В Конституции закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчинены. Независимость судов - важнейшее условие независимости и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан. То же ст. 120

В соответствии с Конституцией РФ судьи не сменяемы. Несменяемость судьи означает, стабильное сохранение им законной должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Конституция РФ ст.121

Согласно Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядки и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации». То же ст. 121

В Конституции РФ указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одно из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. То же ст.122

Независимость судьи, в значительной мере, обеспечивается тем, что он, не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации. Судья не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного наказания. К судье не применимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - одно из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах рассматриваются, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Закрытое судебное разбирательство, также допускается по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни, участвующих в этих делах лиц.

В Конституции РФ указывается, что заочное разбирательство дел в судах, не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Однако существует возможность разбирательства дела в отсутствие подсудимого. Когда подсудимый находится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд. А также, по делам о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствии.

Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, настаивающего на удовлетворении его требований. При этом истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений. Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только судье, который свободен в оценке представленных доказательств и действует как орган правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия, в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно Конституции РФ в случаях предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению государственного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил между народных полетов, изготовление и сбыт поддельных денег, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование и т.д. УПК ст.36 и 421.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей.

Помимо присяжных, к осуществлению правосудия, привлекаются народные и арбитражные заседатели. Федеральный закон от 2.01.2000 «О народных заседаниях федеральных судов в РФ» // СЗ РФ 2000 №2

В соответствии с Конституцией РФ финансирование судов происходит только из федерального бюджета. Это положение имеет целью оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости. Федеральный закон 10.02.1999 «О финансировании судов РФ» // СЗ РФ 1999 №7 ст.377.

Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Судебная власть также осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска и т.д.), толкование правовых норм, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвести пропавшим), ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (нп. признание человека недееспособным).

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие.

Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только судом.

К федеративным судам относятся:

  • 1. Конституционный суд Российской Федерации;
  • 2. Верховный Суд Российской Федерации и нижестоящие суды общей юрисдикции;
  • 3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и нижестоящие арбитражные суды.

Носителями судебной власти Российской Федерации являются, прежде всего, судьи.

В Конституции РФ закреплено;

  • -- суды независимы и подчиняются только Конституции РФ;
  • --судьи несменяемы;
  • -- судьи неприкосновенны;
  • -- разбирательство дел в судах является открытым;
  • -- заочное разбирательство дел в судах недопустимо;
  • -- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;
  • -- граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия;
  • -- финансирование судов происходит только из федерального бюджета.

Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие, отражены в Конституции РФ, которая закрепляет свойственные правовому государству демократические начала организации и деятельности суда в интересах граждан, общества и государства. В Конституции РФ закреплены следующие принципы правосудия:

- принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15. По каждому вынесенному судом приговору и решению должна быть ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. В содержание принципа входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Здесь следует иметь ввиду два обстоятельства. С одной стороны, только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка. С другой - именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

- осуществление правосудия только судом - ст. 118. Осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам)

- доступность судебной защиты - ст. 46 Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Его реальное воплощение в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Среди других способов защиты прав и свобод человека и гражданина судебная защита считается одним из наиболее результативных, поэтому обязанность государства обеспечивать доступность судебной защиты не просто один из принципов правосудия, но и залог его эффективной деятельности.

- осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом - ст. 19; Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

- участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123; В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

- состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123; Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства. Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

- обеспечение права обвиняемого на защиту - ст. 48; В широком смысле речь идет о государственных гарантиях зашиты прав и свобод человека и гражданина и устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Конституция РФ специально выделяет право граждан на защиту, когда это связано с правосудием. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Уголовно-процессуальное законодательство конкретизирует содержание конституционной нормы применительно к перечню, в ней приводимому.

- презумпция невиновности - ст. 49; «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»

- независимость судей и подчинение их только закону- ст. 120; Сама формула подчинения судей только Конституции РФ имеет основополагающее значение. опираясь на Конституцию РФ, осуществлять контроль за законностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия. При осуществлении правосудия судьи вправе применять положения Конституции РФ, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона

- гласность в деятельности суда -ч. 1 ст. 123; Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что в отличие от деятельности других государственных органов во всех судах судебной системы РФ: общей юрисдикции (включая военные) и в арбитражных судах - рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях.