Основные права и свободы принадлежат человеку. Права гражданина РФ по конституции: виды прав и их практическое применение

Распространенной классификацией прав личности является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.

1. Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные) права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ).

Права на неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ), жилища (ст. 25 Конституции РФ).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции РФ).

Право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ).

Свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ).

Право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ).

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ)

Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ст. 29 Конституции РФ).

Права человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России.

Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ).

Участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ).

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Право человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции РФ).

Основное назначение политических прав и свобод - обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

3. Особую группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права и свободы.

Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Экономические права непосредственно примыкают к гражданским и политическим правам.

Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие их этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой - обычно рассматривались как основолагающие гражданские права.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).

Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (статья 36 Конституции РФ).

Социальные права призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. К данным правам относят собственно социальные, культурные и экологические права.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ (ст. 37), относятся свобода труда и право на труд в надлежащих условиях.

Право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ).

Право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Охрана семьи (ст. 38 Конституции РФ).

Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

Основное назначение этого блока прав человека и гражданина - обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.

Право на образование (ст. 43 Конституции РФ).

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законода­тельства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образовании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содер­жание и направление развития целых отраслей российского законодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения). 3.

Конституция как основной закон является печатным воплощением такого договора. Российская Федерация по праву рождения предоставляет своим гражданам, а также гражданам других государств и лицам без гражданства, пребывающим на территории РФ, неотчуждаемые права, ограничение которых возможно в строго регламентируемом порядке. Примером можно назвать лишение свободы, применяемое судебными органами как наказание за совершение преступления.
На территории Российской Федерации права и свободы предоставляются каждому человеку в равной степени вне зависимости «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
Разные авторы классифицируют права граждан РФ на несколько групп (от 3 до 6), это:
личные, политические, социально-экономические, культурные и экологические.

Личные права

Их еще называют естественными, то есть это права человека , закрепленное законодательно.
К таковым относят:
- право на жизнь и личную неприкосновенность
- право на неприкосновенность личной жизни, тайну переписки и любых видов сообщений
- право на неприкосновенность жилища
- право на национальное самоопределение
- право пользоваться родным языком
- право на свободное перемещение в пределах РФ, на выезд за границу и на возвращение обратно
- право на свободу мысли и слова, совести, вероисповедания

Политические права

В отличие от личных прав, которые гарантированны любому человеку на территории РФ, политические права предоставляются исключительно гражданам, как-то:
- право избирать и быть избранным
- право на участие в делах государства
- право на объединение
- право на проведение митингов, собраний и т.д.
- право на доступ к государственной службе
- право на участие в отправлении правосудия
- право на обращение в государственные органы

Социально-экономические, культурные и экологические права

Российская Федерация гарантирует каждому гражданину:
- право осуществлять предпринимательскую деятельность
- право на частную собственность, в том числе и на землю и другими природными ресурсами
- право наследования
- право свободного выбора профессии, на безопасный и оплачиваемый труд
- право на отдых
- право на семью
- право на социальное обеспечение
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- право на благоприятную экологическую среду, право на информацию о состоянии экологии
- право на образование, в том числе на обязательное среднее и доступное высшее
- право на творчество, участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям
- право на правосудие, на юридическую помощь
- право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов

Обязанности человека и гражданина

Российская Федерация в основном законе обязывает своих граждан:
- каждый человек обязан уважать права и свободы других, соблюдать законы РФ
- родители обязаны заботиться о детях
- совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях
- уплачивать налоги и иные сборы
- защищать Родину, в том числе воинский долг
- получить среднее образование
- бережно относится к культуре, сохранять памятники культуры и истории
- бережно относится к окружающей среде

Права чел овека. Их закреп ление в Конституции Российской Федерации

Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод, которые принадлежат ей по закону.

Права человека - гарантируемая законом мера возможного поведения индивида. Эти права присущи при­роде человека, без них он не может существовать как биосоциальное существо.

Свобода человека - как узаконенная воз­можность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стесне­ний, ограничений деятельности че­ловека.

Долгое время советская политическая и правовая наука исходила из представления о производности прав человека от воли государства. Считалось, что правовой статус личности определяется властью в соответствии с ее представлениями о границах свободы человека. Государство определяло перечень и содержание прав человека, даруя их своим гражданам. Оно же могло ограничить или вообще лишить личность прав и свобод. Права человека оставались декларативными и не обеспечивались в реальной практике.

Современная правовая теория восприняла естественно-правовую концепцию . Права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, они неотчуждаемы, не зависят от признания государства, их нельзя отобрать, или ликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечить возможность осуществления и создать действенный механизм защиты прав и свобод человека.

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества государств.

Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены:

    во Всеобщей декларации прав челове ка (принята ООН в 1948 г.),

    в Международных пактах об экономических, политических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г.,

    в ряде региональных документов.

Российская Федерация является участником фактически всех международных соглашений в этой области. Фундаментальные права и свободы человека закреплены в Кон ституции Российской Федерации 1993 г., в Декларации прав и сво бод человека и гражданина , принятой в 1991 г.

Гражданские (личные) права (статьи 9-25, 45-54, 60, 62 Конституции РФ) - права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу.

    право на жизнь,

    на свободу и личную неприкосновенность,

    на честь и достоинство,

    нa гражданство (а следовательно на защиту государства),

    равенство, перед законом и судом,

    презумпция невиновности,

    свобода выбора места жительства,

    неприкосновенность жилища и частной жизни,

    право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых иных сообщений, другие права.

Политические права (ст.8-33, 63) - права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны. В Российской Федерации каждому гарантированы избирательные права, то есть право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, закреплены свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений. Граждане имеют право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.

Экономические права (ст. 34-37)- узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.

    право быть собственником (т.е. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом),

    право наследования,

    право на свободное занятие предпринимательской деятельностью,

    право на труд и свободный выбор профессии и рода занятий,

    право на отдых,

    на удовлетворительное вознаграждение за труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом),

    право на защиту от безработицы и др.

Социальные права граждан (ст.38 – 43) - права на благосостояние и достойный уровень жизни.

    право на социальное обеспе­чение по возрасту,

    право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, право на социальное обеспечение для воспитания детей;

    право на жилище;

    право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения);

    право на защиту материнства и детства;

    право на образование;

    право на благоприятную окружающую среду.

Культурные права (ст. 26, 44) - права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.

    право на участие в культурной жизни,

    на доступ к культурным ценностям,

    свобода творчества,

    право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.).

В различных законах и международных обязательствах Российской Федерации закреплены и другие. Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты конституционного строя и интересов других граждан. Каждый человек может защищать свои права и свободы всеми законными способами. Государством разработана и закреплена в нормативных актах целая система гарантий прав человека, установлена ответственность (в том числе и уголовная) за их нарушение

В действующем Уголовном кодексе РФ эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления .

Вместе с тем в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы были взяты международные обязательства немедленно ввести мораторий на применение смертной казни и законодательно ее отменить в течение трех лет. 16 мая 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Последняя смертная казнь в Российской Федерации была приведена в исполнение 2 сентября 1996 г. С этого момента приговоренным к смертной казни она фактически заменяется на пожизненное заключение, и приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.

При этом законодательно смертная казнь в нашей стране так и не была отменена. Вначале Президент РФ заблокировал исполнение смертной казни, отказавшись рассматривать ходатайства о помиловании осужденных, затем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П признал неконституционным вынесение смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Президентом РФ были помилованы все лица, приговоренные на тот момент к смертной казни (с заменой на пожизненное наказание или 25-летние сроки).

Несмотря на то что Российская Федерация до сих пор не ратифицировала подписанный ею 16 апреля 1997 г. Протокол N 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также на введение с 1 января 2010 г. суда присяжных на всей территории Российской Федерации, 19 ноября 2009 г. Конституционный Суд РФ своим Определением N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П" указал, что мораторий на смертную казнь продлен до ратификации Российской Федерацией Протокола о ее отмене.

То, что Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией, не препятствует его фактическому исполнению, так как в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если оно выразило согласие на обязательность для него договора, и до вступления договора в силу.

Таким образом, в настоящее время смертная казнь в Российской Федерации не применяется.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности: запрет на пытки, насилие, другое жестокое или "унижающее человеческое достоинство" обращение или наказание, проведение над человеком без его согласия медицинских, научных или иных опытов (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).

Достоинство личности неоднородно, оно реализуется через набор тех личных прав и свобод, которые в конкретном обществе гарантируются каждому человеку.

Из права на жизнь и права на достоинство личности органично вытекает право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ): от физического или психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), на свободу действий и принятия решений, возможность располагать собой и не находиться под контролем , свободу человека по своему усмотрению перемещаться в пространстве (свобода перемещения). Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность является прежде всего ограничение свободы действий и перемещения в результате прямого физического или психического принуждения (насилия).

Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения.

Никто не может быть подвергнут аресту , заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения.

Конституция РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с федеральным законом на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).

Конституция РФ (ст. 25), гарантируя каждому право на неприкосновенность жилища, предусматривает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией РФ свободу мысли и слова.

Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией РФ запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Только согласие лица является тем единственным условием, при котором возможна работа с информацией о нем (ст. 24).

Международным стандартам соответствует закрепление в Конституции РФ права каждого на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации, а также право граждан свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27). Ограничение этих прав допускается только на основании федерального закона.

В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно Конституции РФ право на свободу передвижения состоит из двух основных элементов: первый - это право для каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться по ее территории и выбирать место жительства; второй - право выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Россию.

Нормативное содержание названного конституционного права включает:

  1. свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации;
  2. свободу выбора места пребывания;
  3. свободу выбора места жительства.

Право на выбор места жительства предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения , в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо являясь его собственником, либо на основании договора найма, аренды , либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право на свободный выбор места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым.

Закон устанавливает также определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства.

Часть 2 ст. 27 Конституции РФ говорит о праве каждого свободно выезжать за пределы страны и о праве граждан свободно возвращаться в свою страну. В настоящее время в России действует Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В то же время свобода выражения мнений и свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку . Политические права и свободы могут быть реализованы индивидуально (право на участие в отправлении правосудия , право обращаться в государственные органы) и коллективно (право обращаться в государственные органы, право на объединение, на собрания, митинги).

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства является основным политическим правом граждан. Данная правовая позиция была высказана Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25 апреля 2000 г. N 7-П по делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ". Конституция РФ (ч. 2 ст. 32) закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме . Эта конституционная норма распространяется на все категории граждан, она конкретизирована в Федеральных законах от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления ".

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2). Именно свободные выборы и референдум, согласно ст. 3 (ч. 3) Конституции РФ, являются высшим и непосредственным выражением власти народа. Из названных положений во взаимосвязи со ст. 19 (ч. ч. 1 и 2) Конституции РФ, гарантирующей равенство всех перед законом и судом , а также равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, вытекает, что конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления должно осуществляться на основе равного избирательного права.

Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления является непосредственно действующим, однако Конституция РФ не конкретизирует порядок его реализации. Как следует из ст. ст. 32 (ч. ч. 1, 2 и 3), 71 (п. "в") и 96, регулирование избирательного права и определение тем самым его конкретного содержания, правил, процедур, мер правовой защиты, в частности установление порядка выборов, включая выборы в Государственную Думу, относятся к компетенции законодателя.

Право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации в силу особенностей характера данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают.

Порядок выборов в Российской Федерации определяется Федеральными законами от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации ", от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и упомянутым Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также законодательством субъектов Федерации, регулирующими подготовку и проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации и местных выборов и референдумов. Все они проводятся в соответствии с общими принципами, содержащимися в федеральном законодательстве.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", помимо Конституционного Собрания (в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ), только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Должны быть собраны подписи не менее чем двух миллионов граждан, при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории России находится место жительства не более 50 тыс. из них.

Право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) предполагает их непосредственное участие в судопроизводстве в качестве народных и присяжных заседателей, статус которых определен федеральным законодательством.

Важнейшее политическое право на объединение (на свободу ассоциации с другими) (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ) касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического общества .

Специфика конституционного закрепления свободы объединений в Российской Федерации заключается в том, что, во-первых, в ст. 13 Конституции РФ, положения которой относятся к основам конституционного строя Российской Федерации, гарантируется равенство общественных объединений перед законом и формулируются фундаментальные конституционные запреты на создание и деятельность общественных объединений. Во-вторых, уже в ст. 30 Конституции гарантируются право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений и свобода от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Право на объединение получило дальнейшее развитие и конкретизацию в Федеральных законах от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях ".

Именно право на объединение лежит в основе свободного образования партий, многопартийности. Это право относится к любому человеку, законно находящемуся на территории Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере реализации данного права, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:

  • право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
  • право вступать в существующие общественные объединения;
  • право воздерживаться от вступления в них;
  • право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Часть 5 ст. 13 Конституции РФ устанавливает запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, политические партии. Закон закрепляет возможность для конкретных видов общественных объединений иметь дополнительные права, которые будут установлены законами об общественных объединениях. Самыми большими по численности общественными объединениями в России являются

профсоюзы. Членами профсоюза могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, достигшие 14 лет и осуществляющие трудовую деятельность, причем они могут совершенно свободно создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Об этом говорится в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Российская Конституция, как, впрочем, и конституции многих стран, не содержит юридического определения политической партии. Часть 3 ст. 13 вводит принципы политического многообразия, многопартийности. Политическая партия в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (ред. от 9 марта 2016 г.) есть общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества. Необходимость особого правового регулирования общественных объединений - политических партий вызвана их значимостью в формировании политического климата в стране.

Объединяясь в политические партии, граждане Российской Федерации:

  • формируют и выражают свою политическую волю, определяя цели и задачи политической партии, участвуя в разработке и принятии программы политической партии, ее рабочих документов;
  • участвуют в общественных и политических акциях в соответствии с названным Законом, с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и с другими федеральными законами;
  • принимают участие в выборах и референдумах.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О политических партиях" общественная организация, претендующая на статус политической партии, должна отвечать следующим требованиям:

а) иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации, при этом в субъекте Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) находиться на территории Российской Федерации (включая руководящие и иные органы, региональные отделения и иные структурные подразделения);

в) иметь численность не ниже установленного законом количества членов.

Последнее положение неоднократно изменялось. Так, согласно норме, действовавшей:

  • до 1 января 2010 г., политическая партия должна была насчитывать не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна была иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;
  • с 1 января 2010 г. до 1 января 2012 г., - не менее 45 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов политической партии;
  • с 1 января 2012 г., - не менее 40 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 400 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 150 членов политической партии;
  • с 4 апреля 2012 г., - не менее 500 членов. При этом Закон разрешил политическим партиям своим уставом устанавливать требования к минимальной численности членов в региональных отделениях.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Федерации. Важно отметить, что региональное подразделение политической партии не может само организоваться, а создается только по решению уполномоченного руководящего органа политической партии.

Основными целями политической партии являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований , участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Участие политических партий в выборах и референдумах регулируется обновленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.

Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения, независимо от их организационно-правовых форм, равны перед законом.

По территории действия различаются общественные объединения общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийским является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории более половины субъектов Федерации. Межрегиональное объединение действует на территории, охватывающей менее половины субъектов Федерации, региональное - на территории одного субъекта Федерации, а местное - в пределах муниципального образования.

Российские граждане вправе собираться мирно и без оружия , проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Конституция РФ отказалась от ранее принятого разрешительного порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий и прочих массовых политических мероприятий, отныне требуется лишь предварительное уведомление властей.

Право на проведение публичных мероприятий - немаловажное субъективное политическое право граждан Российской Федерации. Его основной целью является оказание воздействия на органы государственной власти и органы местного самоуправления при решении ими различных вопросов государственной и общественной жизни: политических, правовых, экономических, экологических, социальных, культурных и других, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Это право признается важной формой участия граждан в управлении делами государства.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:

  • собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  • митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  • демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  • шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  • пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемое без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них влечет уголовную ответственность по ст. 149 Уголовного кодекса РФ.

Социально-экономические и культурные права и свободы

Социально-экономические и культурные права и свободы закреплены в большом количестве статей Конституции РФ , преимущественно в ст. ст. 34 - 44. Перечисленные в этих статьях права , свободы и обязанности можно условно разделить на три группы:

  1. права и свободы в сфере экономической деятельности (право частной собственности (ст. 35); право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57));
  2. права и свободы в социальной области (право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58));
  3. права и свободы в области культуры и просвещения (право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44)).

Рассмотрим указанные группы прав и свобод более подробно.

Экономическая свобода - необходимый элемент гражданского общества и правового государства . Конституция РФ закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Общие принципы и порядок регулирования отношений частной собственности и осуществления предпринимательской деятельности регламентируются Гражданским кодексом РФ. При этом в отличие от советского периода, когда особо охранялась государственная собственность , Конституция РФ, как известно, провозглашает равноправие всех форм права собственности .

Экономическая свобода тесно связана с необходимостью защиты конкуренции . Соответствующие развивающие конституционные положения нормы содержатся, помимо Гражданского кодекса РФ, в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках " (в ред. от 26 июня 2006 г.). Указанными актами запрещается совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей, в частности, путем введения последних в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя и т.д.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), запрещаются любые действия, направленные на незаконное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества.

Вместе с тем, как указывает в одном из своих решений Конституционный Суд РФ , положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда ", необходимо рассматривать в системной связи с нормой ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которой право частной собственности охраняется законом. Данная конституционная норма распространяется на отношения частной собственности независимо от того, в какой сфере - публичной или частноправовой - они имеют место.

Конституционное положение о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, касается частных собственников - физических и юридических лиц и принадлежащего им имущества, если оно не изъято из оборота. Лишение лица принадлежащего ему имущества в виде конфискации есть принудительное прекращение права собственности. По смыслу приведенного положения ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, конфискация имущества может быть применена к указанным частным собственникам - физическим и юридическим лицам лишь после того, как суд вынесет соответствующее решение. Статья 35 Конституции РФ, закрепляя гарантии охраны частной собственности законом и возможности лишения имущества не иначе как по решению суда, распространяет их как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Акт суда является итогом решения вопроса о лишении лица его имущества. До вынесения судебного решения государственные органы могут осуществлять установленные законом меры административно-правового характера (изъятие, конфискация и т.д.). Если лицо не согласно с изъятием имущества в виде административного решения о конфискации, оно имеет возможность оспорить его правильность в суде. Возможность обжалования в суд решений и действий органов государственной власти и их должностных лиц есть общая гарантия, вытекающая из ст. 46 (ч. 2) Конституции РФ. В ряде случаев для лиц, нарушивших законодательство и в отношении которых компетентные государственные органы применяют санкции за совершенное правонарушение , право на использование конституционной гарантии защиты частной собственности посредством суда сохраняется, но эта защита будет иметь место на основе последующего судебного контроля (Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 1997 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 ст. 242 и ст. 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда").

Конституция РФ впервые прямо и без каких-либо оговорок или условий закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. ч. 1, 2 ст. 36).

При этом, как отметил Конституционный Суд РФ, допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности , Конституция РФ вместе с тем не обязывает к тому, чтобы лесной фонд, как особая часть лесных природных ресурсов, находился в различных формах собственности. Конституция РФ не предопределяет и обязательной передачи лесных фондов в собственность субъектов Федерации.

Право собственности на лесной фонд и ее разграничение должны устанавливаться в соответствии именно с положениями ст. ст. 9, 11 (ч. 3), 36, 72 (п. п. "в", "г", "д" и "к" ч. 1) и 76 (ч. ч. 2 и 5) Конституции РФ, а не в соответствии с положениями п. 3 ст. III Федеративного договора и межправительственным Соглашением, которые решают данный вопрос по-иному (Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации").

В другом решении Конституционный Суд РФ указал, что в сфере отношений собственности на землю нормой прямого действия является ст. 9 (ч. 2) Конституции РФ, согласно которой "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Данная норма применяется непосредственно, кроме случаев, когда ее реализация связана с законом, предусмотренным ст. 36 (ч. 3) Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1996 г. N 109-О).

В Российской Федерации земельные отношения регулируются Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Конституция РФ закрепляет также право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий. Одновременно каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера. Предусматривается также право каждого на защиту от безработицы и запрет принудительного труда (ч. ч. 1, 3 ст. 37).

Как известно, в советский период понятие "свобода труда" не существовало - все конституции содержали положения об обязанности граждан трудиться. Впрочем, в условиях, когда государство исходит из всеобщности трудовой обязанности, а за ее невыполнение установлена административная и уголовная ответственность , ставить вопрос о свободе труда не приходилось. Этот подход был изменен только в начале 1990-х годов, когда положениями п. 26 разд. II Закона РФ от 21 апреля 1992 г. N 2708-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики " обязанность трудиться была заменена в Конституции РСФСР правом на труд.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 4 февраля 1997 г. N 15-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мингалевой Людмилы Михайловны как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", конституционное положение, предусматривающее право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, не закрепляет право на получение конкретной работы по избранной профессии, роду деятельности и не гарантирует гражданину право на занятие той или иной должности на конкретном предприятии , в учреждении, организации.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 6 июня 1995 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова" указал, что исходя из "положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит пункту 2 ст. 1 Конвенции Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958 г.) относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией".

При этом забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей . Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий , социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования , бюджетных ассигнований и иных источников. И его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации").

Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливается пособие по безработице. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

При этом, как указал Конституционный Суд РФ, установленное федеральным законом социальное обеспечение в случае безработицы гарантируется Конституцией РФ наравне с социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Невыплата пособия по безработице в связи с временной нетрудоспособностью безработного, если безработный имеет право на его получение, должна возмещаться другой выплатой по системе социального обеспечения, которая предоставляла бы ему источник средств к существованию на этот период (Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положения абз. 6 п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 г.).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционно закреплено право каждого на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 41). В частности, предусмотрены обязательства государства принимать меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощрять деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта. Предусмотрена ответственность по закону государственных должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Согласно положениям Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения в Российской Федерации подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране по действующему законодательству подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. N 7-П "По делу о конституционности п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова" право граждан на благоприятную окружающую среду было взаимоувязано с обязанностью государства предоставить переселенным (отселенным) гражданам льготы и компенсации.

Важнейшими параметрами социального развития государства выступают образование и культура. В настоящее время в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также закреплено право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, а также обязательность основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти " субъекты Федерации могут установить общедоступность и бесплатность не только основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией РФ, но также образования более высокой ступени (в частности, среднего (полного) общего образования), поскольку такая норма в соответствии с целями социального государства дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних , которые хотели бы продолжить свое обучение. Закрепляя в своей конституции подобную норму, субъект Федерации тем самым принимает на себя обязательства по финансовому, материально-техническому и иному обеспечению права на образование в указанном объеме и возлагает на родителей несовершеннолетних обязанность содействовать в его реализации и защите.

Конституционное положение о праве на образование развивается и конкретизируется в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Конституционное положение о свободе творчества базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. При этом рассматриваемые конституционные положения находят свое развитие в актах отраслевого законодательства.

В частности, право на творчество закреплено в ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. N 3612-1, ред. от 28 ноября 2015 г.), в соответствии с положениями которой "каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав , права на интеллектуальную собственность , охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства".

В соответствии с положениями ст. ст. 1225 и 1228 Гражданского кодекса РФ произведения науки, литературы и искусства признаются в Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и подлежат правовой охране. Гражданский закон признает автором результатов интеллектуальной деятельности гражданина, творческим трудом которого такой результат создан. При этом право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно.

Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" органы государственной власти способствуют созданию организационных, ресурсных и иных условий для свободного творчества архитектора. Свободу творчества архитектора в пределах своей компетенции обеспечивают уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства, а также общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов.

Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" гарантируют и обеспечивают субъектам научной и (или) научно-технической деятельности: свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок; финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам, и т.д.

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной преподавательской деятельности. В ч. 2 ст. 47 этого Закона указывается, что педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. При этом педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций и др.

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о культуре культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства , имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. При этом ст. 12 указанных Основ закрепляет право каждого на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Конституционные обязанности человека и гражданина

2. Судебная защита. Как следует из Всеобщей декларации прав человека 1948 г., "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом". Поэтому в рамках национальной правовой системы наиболее эффективным правовым средством законных прав и интересов, а равно восстановления нарушенных прав выступает судебная защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Конституции РФ).

Как уже указывалось, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов , органов местного самоуправления , учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К таким действиям закон относит коллегиальные и единоличные действия, бездействие, принятые решения, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых были нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод.

Порядок реализации рассматриваемой гарантии, в том числе порядок обращения в суд и процедуры судебного рассмотрения, установлен процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Международная защита. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ в случаях, когда все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты оказались исчерпаны, гражданин может обратиться за защитой своих прав и нарушенных интересов в международные судебные институты. В частности, с 1998 г. граждане Российской Федерации получили возможность направлять индивидуальные жалобы в Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге (Франция).

Согласно положениям ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования .

При этом вред, нанесенный должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается в полном объеме вне зависимости от вины этих сотрудников. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена вступившим в законную силу приговором суда.

5. Неотменяемость прав и свобод. Поскольку Конституция РФ является всенародно принятым на референдуме актом высшей юридической силы, никакой иной правовой акт, в том числе закон, принятый представительным органом государственной власти , не может изъять из перечня естественно принадлежащих человеку неотчуждаемых и неотъемлемых прав какое-либо право или свободу. Важность перечисленных в Конституции РФ прав подчеркивается и особым (усложненным) порядком пересмотра главы, закрепляющей эти права.

Не должны издаваться такие законы и на уровне субъектов Федерации. При этом в законах субъектов Федерации допускается установление более высокого уровня обеспечения прав человека, если это позволяют социально-экономические условия, но не умаление закрепленных федеральной Конституцией прав (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ").

Специальные конституционные гарантии правосудия.

1. Гарантии подсудности. Согласно положениям ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и введен в действие 23 марта 1976 г.) установлено, что каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Рассматриваемая конституционная гарантия направлена на укрепление авторитета судебной системы , установленной Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". При этом положениями ч. 3 ст. 118 Конституции РФ не допускается создание чрезвычайных судов за пределами судебной системы. Недопустимо также произвольное изменение подсудности.

Положения ч. 2 ст. 47 Конституции РФ предоставляют обвиняемому право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Напомним, что возрождение суда присяжных являлось одним из центральных положений Концепции судебной реформы в Российской Федерации, принятой 24 октября 1991 г.. С 2010 г. суд присяжных функционирует на всей территории Российской Федерации. В настоящее время вопросы определения путей совершенствования суда присяжных по-прежнему остаются актуальными в повестке дня.

2. Право на квалифицированную юридическую помощь. Рассматриваемая конституционная гарантия закреплена в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Согласно п. "c" ч. 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый обвиняемый имеет право защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника. Из этого следует, что выбор человеком для своей защиты адвоката или юридического консультанта не может быть связан с какими-либо ограничениями вроде требования выбирать защитника "по месту жительства ".

Вопросы отношений в сфере адвокатской деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

В Постановлении от 27 марта 1996 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне " в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина" Конституционный Суд РФ отметил, что отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственной тайне, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распространением положений ст. 21 Закона о государственной тайне на сферу уголовного судопроизводства , неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника. Конституционный Суд РФ постановил, что распространение положений ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" (о допуске к государственной тайне) на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции РФ, ст. ст. 48 и 123 (ч. 3).

В дальнейшем Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал важность указанной правовой позиции (Определения от 10 ноября 2002 г. N 314-О "По жалобе гражданина Романова Юрия Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 21 и 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", от 10 ноября 2002 г. N 293-О "По жалобе открытого акционерного общества "Омский каучук" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"). В частности, Конституционный Суд РФ указал, что положения ст. 21 Закона о государственной тайне по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают ограничение права адвоката - представителя лица, требующего возбуждения уголовного дела в связи с гибелью своего близкого родственника, знакомиться с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по данному факту и материалами, послужившими основанием для такого процессуального решения, ссылаясь на содержащиеся в них сведения в области оперативно-разыскной деятельности , составляющие государственную тайну (Постановление Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности статьи 21 и статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в связи с жалобой гражданина О.А. Лаптева").

3. Презумпция невиновности. Выступая важнейшим из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, презумпция невиновности (лат. praesumptio innocentiae) закреплена в ст. 49 Конституции РФ. На международном уровне она установлена в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В советский период презумпция невиновности нашла свое законодательное признание в качестве гарантии справедливости правосудия только в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, принятых в 1989 г..

4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление. Эта конституционная гарантия закреплена в ч. 1 ст. 50 Конституции РФ. Дальнейшее развитие это конституционное положение получает в положениях уголовно-процессуального законодательства.

5. Недопустимость незаконного получения доказательств. Согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. При этом такие недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из предусмотренных законом юридически значимого обстоятельства.

В частности, недопустимыми считаются следующие доказательства:

  • показания лица, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные этим лицом в суде;
  • показания потерпевшего, свидетеля , основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
  • иные незаконно полученные доказательства (ст. 75 УПК РФ).

6. Право на пересмотр приговора. Положения ч. 3 ст. 50 Конституции РФ гарантируют каждому осужденному за преступление право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом.

Как отметил в одном из своих решений Конституционный Суд РФ, помимо нормы Основного Закона, право каждого, кто осужден за какое-либо преступление, на то, "чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону", закреплено в п. 5 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Право осужденного на пересмотр приговора предполагает предоставление ему возможности по своей воле и своими собственными действиями возбуждать производство по проверке законности и обоснованности приговора, не дожидаясь чьего бы то ни было разрешения или санкции на начало такого пересмотра. Это право носит абсолютный характер, и федеральный законодатель не вправе ограничивать его ни по кругу лиц, ни по видам судебных приговоров, подлежащих

пересмотру, ни по каким-либо иным обстоятельствам.

Ограничение этого права не может быть компенсировано предоставлением осужденному возможности обращаться к перечисленным в уголовно-процессуальном законе должностным лицам, которые управомочены приносить протест на незаконные и необоснованные приговоры и инициировать тем самым производство в надзорной инстанции, поскольку в таком случае возбуждение пересмотра приговора зависит не от воли осужденного, а от усмотрения соответствующего должностного лица и не является обязательным.

7. Гарантии от самообвинения. Конституция РФ закрепляет право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51). При этом в соответствии с п. 4 ст. 5 УПК РФ близкими родственниками считаются супруг, супруга, родители , дети , усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Отсутствие обязанности свидетельствовать против себя означает, что признание своей вины должно осуществляться только добровольно, а не под принуждением. Закон не предусматривает ответственности подозреваемого и обвиняемого за дачу ложных показаний. Они могут строить свою защиту при привлечении их к ответственности по своему усмотрению. Если показания получены под угрозой применения любых взысканий за непризнание своей вины, они являются незаконными и на них не может быть основан обвинительный приговор.

В июле 2016 г. были приняты изменения российского законодательства (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" и Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"), касающиеся усиления ответственности за правонарушения террористической направленности (уже упоминавшийся "пакет законов И.А. Яровой и В.А. Озерова"). В частности, Уголовный кодекс РФ был дополнен новой статьей "Несообщение о преступлении" (ст. 205.6), предусматривающей ответственность за "несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило" хотя бы одно из преступлений террористической направленности. В примечании к этой статье указывается, что "лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником".

8. Право потерпевших от преступлений и злоупотребления властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. В Конституции РФ рассматриваемая гарантия закреплена в ст. 52.

9. Запрет обратной силы закона. Согласно положениям ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено. Аналогично этот принцип закреплен в п. 1 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Термин «личность» непрерывно связан с понятием «гражданство». Ведь гражданин — это тот человек, который законно проживает на территории страны, осуществляет в её рамках трудовую деятельность, а также защищает её культурное наследие. То есть развивается как личность.

Под термином «гражданство» понимают правовые отношения между гражданином и государством. Любые правовые отношения подкрепляются совокупностью норм и правил с обеих сторон. Связь между гражданином и государством основана на соблюдении законов, норм поведения, уважении человеческой свободы и достоинства.

Человек, являющийся гражданином той или иной страны, получает данный статус из-за сложившихся отношений с государством, которые и определяют сущность гражданства. Всё эти отношения заверены в юридической форме. Понятие «гражданство» не связано с постоянным проживанием индивида на территории конкретного государства.

Гражданство каждого индивида подтверждается документально. Например, паспортом или иными справками, указывающими на принадлежность к конкретной стране.

Справка! В России паспорт считается главным документом, подтверждающим гражданство человека.

Гражданин РФ — кто это такой

С законодательной точки зрения гражданин РФ — это индивид, который законным путем проживает на территории и осуществляет свою деятельность. Этот человек не должен регулярно продлевать статус гражданина. Он является его непосредственным носителем. Гражданин России наделён правовыми, гражданскими обязанностями и обязуется их исполнять в течение всей жизни.

В общественном понятии гражданин России — это патриотично настроенный человек, который принимает активное участие в жизни страны, участвует в общественных и политических движениях, помнит её историю и великих деятелей. Независимо от степени определения понятия, любой гражданин РФ имеет правовые обязанности перед государством, так же как и государство перед ним.

Как и с какого возраста человек становится гражданином государства

Индивид становится гражданином РФ с первого дня рождения. В каких случаях это происходит:

  1. Оба родителя являются гражданами России. При этом определение статуса ребёнка не зависит от места рождения.
  2. Если один из родителей является гражданином РФ , а другой не имеет этого статуса либо числится пропавшим.
  3. Родители, проживающие на территории страны, не имеют статуса гражданства. При этом ребёнок рождается на территории РФ, а родители отказываются присваивать ему статус гражданина своей страны.
  4. Ребенок находится на территории России, а его родители неизвестны. Статус присваивается, если через полгода один из родителей не объявился.

Справка! Приезжий индивид становятся гражданином страны после нахождения на её территории более 5 лет.

Основные обязанности гражданина РФ

В основные обязанности жителя Российской Федерации входит:

  1. Соблюдение правовых норм, законов и правил. Это позволяет поддерживать порядок, стабильное положение в обществе и безопасность жителей.
  2. Служба родине и её защита. Гражданин России обладает воинской обязанностью перед страной, он обязуется пройти службу, сроки и место исполнения которой определяются государственным аппаратом.
  3. Уважение прав других людей. Гражданин должен с пониманием относиться к культуре и нравам других жителей, в том числе и приезжих.
  4. Охрана окружающей среды. Человек должен беречь природу, а также её обитателей. Это помогает улучшить экологическую обстановку и уровень жизни в стране.
  5. Забота о потомках, недееспособных родственниках. Человек обязуется заботиться о родителях, которые по той или иной причине потеряли способность зарабатывать денежные средства.
  6. Получение общего образования. Житель России обязуется получить среднее образование (9 классов). Однако это правила действительны для жителей, не достигших возраста 15 лет.
  7. Забота о культурном наследии страны. Человек обязан защищать и преумножать культурные и исторические ценности, рассказывать о них потоках. Это помогает формировать личность со своими убеждениями и взглядами на жизнь.
  8. Оплата налоговых сборов. Подобные выплаты имеются в любом государстве. Они поддерживают госаппарат, сферу образования и медицины. Налоги гарантируют жителям страны социальное обеспечение со стороны власти.

Внимание! Несоблюдение некоторых обязанностей грозит административной и уголовной ответственностью.

Конституционные обязанности гражданина РФ

Конституционные обязанности — это те правила, которые закреплены в Конституции РФ и являются обязательными для исполнения всеми жителями страны. Какие признаки подобных правил можно выделить:

  • Они обладают верховенством, за их несоблюдение грозит последующая ответственность.
  • Служат юридической базой для всех законов, введенных госаппаратом.
  • Действуют на всей территории страны и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, как приезжими, так и коренными.

Таким образом, конституционные обязанности являются частью жизни жителя Российской Федерации.

Права гражданина РФ

Права жителя России — это те требования, которые должны реализовываться со стороны государства. Они могут быть личными, социальными, экономическими, политическими.

Личные (гражданские)

Личные права носят абсолютный характер, к ним относятся:

  1. Право на жизнь. Любой житель РФ имеет право на жизнь, из-за чего смертная казнь в стране отменена.
  2. Право на собственное достоинство. Человек имеет право на личное пространство, неприкосновенность, защиту своей чести и любой частной информации.
  3. Свобода. Человек имеет право свободно выражать свое мнение, жить в соответствии со своими нормами и принципами, входить в состав различных социальных и политических движений. При условии, что это не перечит нормам закона.
  4. Жилище. Индивид имеет право на защиту и неприкосновенность собственной территории.
  5. Вероисповедание. Человек в праве самостоятельно выбирать, к какой вере себя отнести.
  6. Передвижение. Гражданин в праве беспрепятственно передвигаться по территории страны и осуществлять свою деятельность в любом регионе России.

Гражданин РФ имеет право на толерантное отношение к собственной национальности и уважение её норм и правил.

Политические

Политические права тесно связаны с личными. Однако первые во многих случаях присваиваются только тем, кто имеет статус гражданина РФ. Что сюда входит:

  1. Свобода слова. Гражданин имеет право высказывать свое мнение и критику относительно законодательной власти, общественных деятелей.
  2. Информация. Человек имеет право на получение и распространение полученной информации. Естественно, если к ней не ограничен доступ со стороны власти.
  3. Манифестация. Гражданин в праве проводить общественные движения и митинги, которые осуществляются мирным путем.
  4. Участие в государственных и судебных делах. Человек в праве принимать участие и оказывать определенное действие на развитие политической сферы.
  5. Петиции. Гражданин может обращаться в управляющие органы для решения определённых вопросов.

Справка! Политические права — это один из способов привлечения жителей к политическому народовластию.

Социальные

Что может делать житель России в соответствии с социальными правами:

  1. Осуществлять предпринимательскую деятельность на территории страны. При условии, что она не противоречит рамкам закона.
  2. Трудиться и обладать свободой труда.
  3. Претендовать на социальную защиту со стороны государства.
  4. Претендовать на социальное обеспечение со стороны властей.
  5. Иметь частную собственность.
  6. Претендовать на медицинскую помощь.

Любой гражданин России вправе претендовать на благоприятную и экологически чистую окружающую среду.

Экономические

Какие возможности имеет человек со стороны экономической политики:

  1. Возможность свободно пользоваться собственным имуществом в своих целях. При условии, что они не нарушают закон.
  2. Возможность претендовать на наследование частной собственности.
  3. Возможность самостоятельно определяться со сферой собственной деятельности, в зависимости от предпочтений и способностей.
  4. Право на труд, при условии, что работодатель создал гигиеничные и безопасные условия для рабочих.
  5. Право отказаться от принудительного труда при превышении работодателем своих полномочий.
  6. Возможность получать вознаграждение за качественно проделанную работу.
  7. Возможность участвовать в рабочих забастовках при несправедливой деятельности со стороны работодателя.

Справка! Экономические возможности жителя РФ — это нормы, которые определяют его юридические права в рамках страны.

Культурные

Культурные возможности — это те права, которые формируют личность человека и обеспечивают его духовное развитие. Что к ним относится:

  1. Право на самообразование.
  2. Возможность получать доступ к историческим и культурным ценностям страны.
  3. Возможность реализовывать творческую деятельность в рамках закона.
  4. Возможность на свободу преподавания.

Любой человек вправе участвовать в культурной жизни России, вносить в нее свой вклад и способствовать последующему прогрессу.

Каким правом не обладают граждане РФ

Какие права и возможности не действуют на территории России:

  1. Присвоение властных полномочий.
  2. Занятие незаконной деятельностью, которая угрожает безопасности страны.
  3. Разжигание межнациональных конфликтов и предвзятое отношение к эмигрантам.
  4. Нарушение личностных и правовых прав других жителей.
  5. Агитация к присоединению к агрессивным политическим или религиозным движениям.
  6. Распространение частной информации других граждан без их согласия.

Важно! Если человек идёт против общепринятых законодательных мер, он рискует понести уголовную и административную ответственность.

Гражданин Российской Федерации — это человек, который не только официально проживает на территории страны, но и чтит законы, юридические и правовые нормы. Каждый человек имеет свои обязательства перед государством и может рассчитывать на полную его поддержку при соблюдении юридических норм. В противном случае человека ждёт ответственность вплоть до уголовного наказания.

Полезное видео

В этом видео рассказывается о правах и обязанностях гражданина РФ: