1 предмет и система дисциплины правоохранительные органы. Основные понятия, предмет и система учебного курса “Правоохранительные органы РФ”

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Примечание . Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

Например , в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности - СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.


Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД: Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

с теорией государства и права - является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

с конституционным правом - формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

с административным правом - изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;

с процессуальными отраслями права - гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством - регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.

с материальными отраслями права - гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговое и др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.

с курсами «Прокурорский надзор » и «Организация деятельности адвокатуры» - изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

Цели изучения темы:

1. Изучить предмет, цели, задачи и система дисциплины «Правоохранительные органы».

2. Рассмотреть роль дисциплины «Правоохранительные органы» в формировании специалистов в сфере правоохранительной деятельности.

Учебные вопросы:

1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные органы» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами.

2. Источники кура.

3. Понятие правоохранительного органа.

4. Понятие и виды правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность - один из видов государственной деятельности, ее отличительные признаки. Цели и задачи правоохранительной деятельности: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита конституционного строя и экономической безопасности.

Основные направления (виды) правоохранительной деятельности: конституционный контроль, судопроизводство и отправление правосудия; прокурорский надзор, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; обеспечение безопасности государства; оперативно-розыскная деятельность; предварительное расследование; экспертно-криминалистическая деятельность; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, правоприменительная деятельность и др.

Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Виды правоохранительных органов и их система.

Понятие организации. Система и структура организации. Миссия организации, ее задачи, функции и полномочия. Контроль и надзор соблюдения законности в деятельности правоохранительных органов.

Общая характеристика и система нормативных правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

Классификация нормативных правовых актов по видам источников: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы; акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; конституции республик и уставы иных субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты министерств и ведомств.



Классификация нормативных правовых актов по содержанию: универсальные (комплексные) нормативные правовые акты - Конституция Российской Федерации, кодексы (уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный, арбитражный процессуальный, таможенный).

Законы и другие правовые источники о судебной власти, правосудии и судах; об органах прокуратуры и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка и органах безопасности; об органах расследования преступлений; об органах по контролю за наркотиками; о таможенных органах; об учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации; об адвокатуре, нотариате и негосударственных организациях обеспечения правопорядка.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, их значение для правоохранительной деятельности.

Роль и значение норм международного права и международных договоров Российской Федерации в организации и деятельности ее правоохранительных органов.

Соотношение дисциплины с другими юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний: «Теорией права и государства», «Конституционным правом», «Административным правом», «Уголовным процессом», «Гражданским процессом», «Прокурорским надзором», «Уголовно-исполнительном правом», «Криминологией и профилактикой преступлений», «Правовой статистикой», «Оперативно-розыскной деятельностью», «Административной деятельности органов внутренних дел».

При изучении первого вопроса следует иметь ввиду, что понятия «предмет» и «объект» изучаются философией, и в самом общем виде они могут быть определены следующим образом:

объект науки – это те феномены (явления, материальные объекты) окружающего мира, которые изучает наука;

предмет науки – те стороны (свойства, аспекты, закономерности), которые изучает наука.

Также необходимо отметить, что предмет дисциплины «Правоохранительные органы» рассматривают в широком и узком (непосредственном) смысле. Следует охарактеризовать внутреннюю структуру курса «Правоохранительные органы», которая включает в себя три части - общую, особенную и специальную.

При подготовке ко второму вопросу следует охарактеризовать нормативно-правовые (законодательные) источники курса. Особое внимание надо обратить на нормы содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Так в Конституции РФ, помимо общих норм, являющихся основой всего остального законодательства, содержатся нормы, непосредственно относящиеся к организации и деятельности судов и прокуратуры. Это глава 7 «Судебная власть», статьи которой содержат конституционные принципы правосудия (ст. 119-123), общие вопросы организации и деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 125), Верховного Суда РФ (ст. 126), Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 127), общие вопросы назначения судей в РФ (ст. 128). Ст. 129 устанавливает общие положения об организации и деятельности Прокуратуры РФ. В ст. 47-54 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» конкретизированы права человека в сфере уголовного судопроизводства (презумпция невиновности, запрет обратной силы закона и т. д.).

Кроме вышеуказанных источников следует обратить внимание на учебные источники курса и научные источники курса.

При подготовке к третьему вопросу необходимо дать определение правоохранительного органа. Надо рассмотреть правоохранительные органы с точки зрения этих двух критериев: наличия цели и структуры организации. При этом следует рассмотреть цель и задачи правоохранительных органов. Необходимо обратить внимание на то, что функции организации - это направления (виды) деятельности, которые необходимо осуществлять для решения задач, а полномочия организации – это те права и обязанности, которыми она наделена для реализации своих функций. Комплекс задач и функций того или иного органа называют его компетенцией.

При рассмотрении четвертого вопроса необходимо уяснить, что цель правоохранительной деятельности ясна – защита прав и законных интересов физических и юридических лиц от противоправных посягательств. Следует разобрать категорию «субъекты правоохранительной деятельности», «объект правоохранительной деятельности», «методы и средства правоохранительной деятельности». В рамках курса необходимо учитывать, что правоохранительная деятельность осуществляется путем применения юридических мер воздействий в строгом соответствии с федеральным законодательством и при неуклонном соблюдении установленного им порядка и процедур. Следует назвать следующие ее виды правоохранительной деятельности: судопроизводство, прокурорский надзор, полицейский контроль (административный надзор), предварительное расследование, оперативно-розыскная деятельность, административно-юрисдицкционная деятельность, лицензионно-разрешительная деятельность, регистрационно-удостоверительная деятельность, деятельность по принудительному исполнению судебных решений и решений иных компетентных органов по юридическим делам, деятельность по оказанию юридических услуг гражданам и юридическим лицам, экспертно-криминалистическая деятельность, частная детективная и охранная деятельность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «правоохранительные органы»?

2. Какие существуют классификации правоохранительных органов?

3. Что такое «правоохранительная деятельность»?

4. Каковы основные направления правоохранительной деятельности?

5. Что является правовой основой правоохранительной деятельности?

6. Как можно классифицировать нормативные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность и организацию правоохранительных органов?

7. Каким образом дисциплина «Правоохранительные органы» соотносится с другими правовыми дисциплинами?

Литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом последних поправок) // СЗ РФ 2009. № 4..

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2 (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (ред. 25.11.2003)//СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. 22.06.2010) //СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

5. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета». № 114. 22.05.2012

Основная литература

1. Ковалёв М.А., Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – 9-е изд. – М.: Зерцало, 2010.

3. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – 8-е изд., испр. и доп. - М.: ОМЕГА-Л, 2010.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРЕАНЫ»

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Все новые проблемы ставит век.

И, посчитав, компьютеры решили, что может их решить лишь человек.

А. Жуков, поэт

Основные понятия: предмет, метод, система правоохранительных органов

Любую дисциплину отличает свой предмет, объект изучения и метод воздействия, при этом метод может быть заимствован из другой правовой отрасли. Для дисциплины и отрасли права предмет и объект по содержанию - это однородные общественные отношения, они отличаются между собой только по объему. Однако предмет конкретной отрасли права через объект взаимосвязан с другими предметами отраслей права.

Существуют понятия: «дисциплина»; «отрасль права»; «научная отрасль знаний». Объективная действительность существования самостоятельного предмета и потребность в правовом его регулировании порождает отрасль права, т.е. создается собственная правовая база, регламентирующая и регулирующая однородные общественные отношения, составляющие предмет дисциплины. Практически одновременно развивается и научная отрасль правовых знаний для изучения законов и закономерностей развития отношений с целью совершенствования их регулирования, а также выработки научных терминов, категорий и институтов в этой правовой отрасли научных знаний. В последнее время отмечена тенденция выделения самостоятельных предметов и соответственно дисциплин и отраслей права, регулирующих однородные общественные отношения (предмет).

В дисциплине изучается отрасль права и научная отрасль знаний, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем развивать научную отрасль права и применять эти достижения на практике. Дисциплина, отрасль права и отрасль научного знания «Правоохранительные органы» имеют свои специфические предметы, объекты, методы познания и воздействия на поведение участников специфических управленческих отношений, возникающих в процессе обеспечения безопасности личности, государства и общества и осуществления правоохранительной деятельности.

Предметом дисциплины и отрасли права являются однородные специфические общественные отношения, возникающие в процессе порядка образования специальных государственных и негосударственных субъектов права, их организации как социальной системы управления в сфере правоохранительной деятельности на основании законодательства, гарантирующие и обеспечивающие защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства. Эти общественные отношения в сфере правоохранительной деятельности в той или иной мере осуществляют все органы государственной власти. Однако предметом дисциплины и отрасли является осуществление правоохранительной деятельности органами судебной власти и специально уполномоченными ОН В.

Предмет исследования любой научной отрасли - это законы, закономерности и особенности, которые следует использовать в целях улучшения практической деятельности, а объект научной отрасли - это то, на что направлено исследование (т.е. однородные общественные отношения). В дисциплине изучаются основные понятия, категории, положения и институты права, наработанные как научной отраслью, так и в процессе правоприменительной практики.

Следовательно, дисциплина и отрасль «Правоохранительные органы» имеют предмет и объект, идентичные по содержанию (природе), но разные по объему однородных отношений, возникающих в процессе образования правоохранительных органов и организации управления в сфере правоохранительной деятельности.

Требует пояснения и сам термин «правоохранительный орган». В науке и практике существуют различные точки зрения. Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что правоохранительный орган - это такой орган, который вступает в действие, когда имеется информация (сообщение) о преступлении или заявление физического лица о нарушении его прав, свобод и законных интересов или это лицо незаконно привлечено к юридической ответственности, т.е., по существу, правоохранительный орган работает как бы в режиме «оказания правоохранительных услуг». Наиболее приемлемое определение правоохранительного органа в соответствии со смыслом социального правового государства состоит в осуществлении им на основании и в порядке, определенном законодательством, правоохранительных функций методами убеждения, а также применения в исключительных случаях на основании и порядке, определенном законом, мер принуждения для обеспечения безопасности личности, государства и общества.

Правоохранительный орган - это специальный уполномоченный государственный орган, осуществляющий от имени государства, на основании и в порядке, определенном законодательством, правозащитные, контрольные, надзорные, правоприменительные, оперативнорозыскные, предварительного расследования (в форме дознания и предварительного следствия), административные, профилактические и иные государственные функции в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, обеспеченные методами убеждения и принуждения, а также иное специальное негосударственное учреждение, образованное в соответствии с законодательством для осуществления правоохранительных функций, на основе устава, зарегистрированного в определенном законом порядке.

Представление - это совокупность компонентов (элементов) какого-то предмета, характеризующая в общих чертах, но не раскрывающая его сущности (например, «Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации»), где перечислены организационно-правовые формы ФОИВ, их количество, а также указано, какие из них непосредственно подчинены Президенту РФ или Правительству РФ. В ст. 112 Конституции РФ утверждение структуры ФОИВ осуществляется Президентом РФ в недельный срок после вступления в должность Председателя Правительства РФ (один раз в шесть лет), исключением является отставка Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ), других случаев утверждения структуры ФОИВ Конституцией РФ не предусмотрены, так как это очень дорогостоящая реформа и, главное, она надолго снижает качество функционирования структуры ФОИВ и должна пройти период восстановления прежнего уровня своего функционирования. В дальнейшем, если такое изменение структуры научно обоснованно, это позволит повысить уровень качества государственного управления. На практике структура ФОИВ с 2008 по 2012 г. изменялась до 15 раз.

Организационно-правовая форма - это совокупность отделений, отделов, департаментов, управлений и иных организационно-соподчиненных подразделений, закрепленных нормативным правовым актом в целях реализации определенных функций и задач в организации государственного управления.

Изучая сущность системы управления конкретного правоохранительного органа, мы рассматриваем не только его внутреннюю структуру, но и порядок его образования, организацию деятельности системы управления по предметам ведения и объему компетенции, порядок назначения на должность и снятия с должности руководителя и его заместителей, т.е. рассматриваем систему организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.

Сущность - это внутреннее содержание изучаемого предмета, выражающееся в целостном единстве его многообразных интегрированных свойств и отношений, включающее специфические отличительные признаки (черты) исследуемого предмета или объекта.

Чрезвычайно важно различать понятия системы и структуры в организации деятельности правоохранительных органов. Сложность разграничения этих понятий состоит в том, что структура - это система двух и более элементов (подсистем), находящихся между собой в неподвижной организационной связи, т.е. в состоянии статики, а система - это структура в динамике, т.е. структура приобретает качество системы в процессе ее функционирования (работы). Поэтому на стадии разработки и закрепления структуры применяются статутные (образующие) нормы права, а для совершенствования деятельности функциональной структуры (системы) используются нормы правового регулирования.

Эти понятия часто смешиваются не только в теории, но и на практике, что затрудняет правовое закрепление и регулирование управленческих отношений и, как следствие, недостаточно работает на повышение уровня эффективности деятельности ОН В, в том числе в процессе осуществления ими правоохранительной деятельности.

Поэтому чрезвычайно важно отличать в теории, нормотворчестве и практике такие понятия, как «система и структура правоохранительных органов»; «признаки системы»; «системные признаки»; «системный подход»; «системный анализ», так как они тесно связаны с разрешением актуальной проблемы качества государственного управления, в том числе и повышения уровня эффективности правоохранительной деятельности в целом.

Надо усвоить такие основные понятия, как «компетенция», «полномочия» и «правомочия».

Компетенция - это совокупность нормативно закрепленных полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями и ответственностью по осуществлению функций и задач, в определенных законом формах и методах.

Полномочия - это делегированные государством (закрепленные законодательством) конкретные виды деятельности - функции, для осуществления которых субъекты права наделяются правами, обязанностями и ответственностью за их реализацию. Решения этих уполномоченных субъектов права имеют государственно-властный характер.

Правомочия - это предусмотренная законом возможность участника управленческих отношений (подвластного субъекта права) осуществлять определенные действия и требовать от полномочного органа или должностного лица (властного субъекта права) выполнения обязанностей по защите его прав, свобод и законных интересов.

Например, невыполнение государственным служащим действий по защите прав и законных интересов гражданина является административным правонарушением служащего.

Центральное место в изучении дисциплины «Правоохранительные органы» занимают термины: «система», «признаки системы», «системный признак», «системный анализ» и «системный подход», «структура системы», «проблема», «принципы», «цели», «задачи», «функции», так как от их усвоения завит решение вопросов организации деятельности правоохранительных органов.

Под системой понимается совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Признаками (чертами) системы являются:

  • 1) наличие двух и более элементов (подсистем), т.е. управляющего элемента и управляемого. Как правило, система управления правоохранительным органом состоит из трех подсистем:
    • федерального уровня управления;
    • уровня управления субъекта РФ;
    • уровня управления городов и районов.

Такое деление связано с федеративным устройством и административно-территориальным делением нашего государства, что регламентировано Конституцией РФ (ст. 1, 5, гл. 3).

Каждый элемент системы выступает одновременно в роли властного субъекта управления по отношению к подвластному субъекту управления и в роли подвластного субъекта управления по отношению к властному субъекту управления, т.е. все системы управления построены по принципу иерархии (организационной соподчиненности);

2) взаимосвязь и взаимозависимость , которые регламентированы нормативными правовыми и организационно-правовыми актами, эти отношения связи имеют властный характер. При рассмотрении этого признака некоторые авторы упрощенно подходят к его характеристике, считая, что взаимосвязи здесь достаточно, но только взаимозависимость результатов деятельности подсистем (элементов) повышает эффективность функционирования системы. Каждая подсистема является управляемой по отношению к вышестоящей, или управляющей, по отношению к нижестоящей подсистеме и между ними существует не только взаимосвязь, но и взаимозависимость по результатам функционирования.

Взаимосвязь между субъектом управления осуществляется в форме «прямых связей» (команд, приказов, указаний, осуществления контроля и т.п.) и «обратных связей», т.е. наличия поступающей информации о результатах работы организационно соподчиненных субъектов управления. Взаимозависимость - это когда результаты эффективности работы всей системы функционирования зависят от результатов работы ее подсистем, и эта взаимозависимость функционирования определяет уровень целостного единства работы всей системы;

3) целостное единство системы, которое понимается как интегрированное качество, а не арифметическая сумма качеств элементов, входящих в систему функционирования. Интеграция - это состояние качественной связи отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию. Целостное единство можно определить и как наиболее тесную связь элементов внутри системы, нежели ее элементов с элементами других внешних систем, т.е. с внешней средой.

Следует разделять понятия «признаки системы» и «системный признак».

Системный признак означает качественное различие правоохранительных систем, имеющих свои цели, задачи, принципы, функции, формы и методы их осуществления.

Также различны понятия «системный подход» и «системный анализ» в организации и деятельности правоохранительных органов. Изучение правоохранительных органов имеет краткую историю, а системный подход открыт и применяется веками. Владеющие этим эффективным методом познания люди всегда успешно его применяли и применяют в теоретической и практической деятельности.

Системный подход - это один из основных методов познания сложных объектов и процессов общества и природы, выявление в них основных типов связей и сведение их в единую теоретическую модель или схему, позволяющую адекватно характеризовать и сравнивать эти объекты и процессы.

Системный анализ - это совокупность методологических способов, средств, приемов и операций, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным и комплексным проблемам исследуемых процессов или объектов общества и природы.

Главный смысл использования системного анализа в управлении социальными системами заключатся в том, что прогнозирование поведения объекта воздействия и планирование деятельности субъекта управления всегда имеют вероятностный характер, а мера или степень воздействия зависят от уровня изменения и развития внешней среды (общества). Поэтому управление социальными системами - это гармоничное сочетание достижений науки и искусства. Неслучайно древнегреческий философ и мыслитель Платон называл науку кибернетику искусством управления государством.

Особое значение в осуществлении правоохранительной деятельности как и в организации управления любого вида деятельности имеет процесс выявления и осмысления актуальной проблемы.

Проблема - это различие (мера, степень) между действительным состоянием осуществления правоохранительной деятельности и желаемым или требуемым состоянием.

Проблема может измеряться количественными и качественными отношениями в виде конечного результата. Проблемы по результату расхождения между действительным и желаемым имеют сходство с результатами целей и задач. Однако по иерархии и приоритету результат проблемы является первым, вторым является цель, так как она формулируется при выявлении и осмыслении проблемы, третьим являются задачи, так как правоохранительные органы, решая поставленные руководством или закрепленные нормативными правовыми актами задачи, достигают цели или приближаются к ним, а достигая цели, разрешают (снимают) в некоторой мере (степени) остроту актуальности проблемы в сфере своей правоохранительной деятельности.

Поэтому очень важно для субъекта управления уметь выявить и осмыслить одну наиболее актуальную проблему, так как ни один правоохранительный орган не в состоянии разрешить одновременно все или несколько проблем ввиду ограниченности времени, финансовых, экономических, материально-технических ресурсов, квалифицированных кадров, а также возможного неблагоприятного влияния внешней среды.

Актуальность проблемы - это не только ее высокий приоритет (значимость), но и практическая возможность или допустимая степень вероятности разрешения этой проблемы за определенное время при наличии имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, экономических, материально-технических, временных, информационных и др.). Актуальность проблемы выявляется при возникновении двух требований:

  • 1) если по приоритету она превосходит остальные;
  • 2) если имеется допустимый уровень вероятности ее разрешения (при наличии кадровых, финансовых, экономических, материально- технических и временных ресурсов для ее частичного или полного разрешения).

Актуальность проблемы (ее выявление и осмысление) обуславливает характер сформулированной цели и постановку задач для ее достижения, а также наделение исполнителей соответствующими полномочиями (видами деятельности государственно-властного характера) для осуществления функций и решения поставленных задач, что способствует достижению или хотя бы приближению к сформулированной цели (желаемому результату).

Решая поставленные задачи, не всегда возможно достичь сформулированных целей и впоследствии разрешить актуальную проблему полностью. Однако позитивность этого непрерывного, циклического процесса решения задач с помощью осуществления определенных функций и полномочий заключается в достижении определенных результатов (целей), частичном или окончательном разрешении проблемы. Результаты решения задач зависят также от полномочий (видов деятельности государственно-властного характера) правоохранительного органа, должностного лица, его квалификации и опыта в плане организации осуществления правоохранительных функций. Например, полиция наделена полномочиями по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других правонарушений с помощью таких правоохранительных функций, как оперативно-розыскная, административная деятельность, дознание, предварительное следствие. Меры государственного принуждения, используемые полицией для осуществления правоохранительных функций, регламентированы ФЗ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции», так как меры принуждения, и в первую очередь, касающиеся ограничения прав и свобод личности, могут применяться только на основании федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Правоохранительные органы - это совокупность судебных органов, органов исполнительной власти и негосударственных организаций, которые систематизируются по признаку профессиональной принадлежности и по осуществлению своей деятельности. Правоохранительные органы как учебная дисциплина - система теоретических знаний об органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, основывающихся на обобщении нормативной и практической деятельности, представляющей собой основу всей правоохранительной структуры РФ. Это предмет изучения данной дисциплины. Предмет курса «Правоохранительные органы России» - юридические институты и нормы права разного уровня, правовой силы и значимости, на основе и во исполнение которых действуют все правоохранительные органы. В предмет данного курса также включаются :

1)структура и устройство органов;

2)основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;

3)функции, которые выполняют правоохранительные органы;

4)правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.

Курс «Правоохранительные органы» делится на 6 разделов :

Раздел 1 определяет общие положения, основные понятия, предмет и систему данного курса; основные

черты, задачи и функции правоохранительных органов; основные направления их деятельности; источники права о правоохранительных органах.

Раздел 2 рассматривает судебную власть; значение, характерные черты, правовое регулирование правосудия; конституционные основы организации и деятельности органов судебной власти их понятие и систему принципов правосудия, отражает судебную систему РФ.

Раздел 3 раскрывает сущность государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности. Здесь раскрываются задачи и структура органов внутренних дел; организационные основы милиции в РФ. Данный раздел характеризует органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции.



Раздел 4 рассматривает органы предварительного расследования, задачи структуру следственного аппарата, органы дознания и их задачи.

Раздел 5 раскрывает сущность и предназначение прокуратуры РФ.

Раздел 6 рассматривает систему органов по правовому обеспечению и правовой помощи, в которую включаются нотариат, адвокатура и др. А также рассматриваются частные детективные и охранные службы.

Значит, учебный курс «Правоохранительные органы» изучает вопросы организации и основы деятельности суда, прокуратура, органов дознания и предварительного следствия адвокатуры, нотариата и др.

Нормативная база «Правоохранительные и судебные органы».

Как и любая другая юридическая дисципли­на, курс “Правоохранительные органы Россий­ской Федерации” имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нор­мативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. В ие­рархии источников права о правоохранитель­ных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладаю­щей высшей юридической силой. Все другие за­коны РФ должны ей соответствовать, не проти­воречить.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены:

1) установление системы федеральных органов судебной власти;

2) судоустройство; прокуратура:

3) формирование федеральных органов судебной власти:

4) формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы. Законодательство о правоохранительных органах РФ состоит из несколькихчастей.

К основным нормативным актам о правоохранительных органах относятся:

1) Конституция РФ:

2) Гражданский процессуальный кодекс РФ:

3) Уголовный процессуальный кодекс РФ;

5)Арбитражный процессуальный кодекс РФ и другие, т.е. такие нормативные акты, которые определяют принципы организации и порядок осуществления деятельности правоохранительных органов.

Другую часть законодательства о правоохранительных органах составляют законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, например Федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О федеральной службе безопасности», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Закон РФ «О милиции». Также к законодательству о правоохранительных органах относятся законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например.Федеральный закон от 28 ноября 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации"».

Нельзя не учитывать указы Президента РФ. Они носят подзаконный характер. Относительно правоохранительных органов Президент принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. В законодательстве о правоохранительных органах взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов - с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ - с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений - с положениями ведомственных нормативных актов и т.д.

Понятие судебной власти.

В системе правоохранительных органов Рос­сийской Федерации суды занимают особое по­ложение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответ­ствующей статусу самостоятельной ветви госу­дарственной власти.

Впервые судебные органы как носители су­дебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конститу­ции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти самостоятельны”. Та­ким образом, Конституцией РФ определено,что судебная власть является одним из видов государ­ственной власти.

Что понимается под судебной властью? Точ­ного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетен­цию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение су­дей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как сис­тема судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин “власть” все же сле­дует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судеб­ную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбит­ражного судопроизводства.

Признаки судебной власти.

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающихиз закона:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое по­ложение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повы­шенные требования относительно и профессиональной подготовки, и мо­ральных качеств.

2. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с пре­дыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Консти­туции РФ, ст. 1 Закона “О судебной системе РФ”). Никакой другой государст­венный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конститу­цией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной влас­ти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Консти­туции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную дея­тельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную от­ветственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что су­дьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не кон­тролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют како­го-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входя­щую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органа­ми законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их толь­ко закону.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что опре­делено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”. Су­допроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказа­тельств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроиз­водства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федераль­ного Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; граж­данское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских пра­воотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон “О судебной системе РФ”, перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвящен­ная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности, также помещена в главу 7 “Судебная власть”. Арбитражные дела представляют собой разновид­ность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществля­ется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Рос­сийской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, су­дебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требо­ваний гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроиз­водство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном Суде РФ”. Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об адми­нистративных правонарушениях (4 и 5 разделами).

6. Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязатель­ны для всех без исключения государственных органов, организаций, должно­стных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принужде­ния, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей терри­тории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, какучастие пред­ставителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении право­судия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.

Введение

Настоящая учебная дисциплина является своего рода каркасом для дальнейшего изучения правовых институтов в пределах конкретных отраслей юридической науки и дает общее представление о системе правоохранительных органов в РФ.

В качестве предмета курса "Правоохранительные органы" выступают общественные отношения, возникающие по поводу организации и деятельности государственных и иных органов, призванных осуществлять охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

Мы разбираем системы и основные задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"; Верховный суд РФ - высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей и Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан.

1. Система и основные задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Задачи любой учебной дисциплины естественным образом связаны с предметом соответствующей дисциплины. Задачей учебной дисциплины "Правоохранительные органы", в первую очередь, является изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, вопросов взаимодействия правоохранительных органов и т. д. Однако только этим задачи данной дисциплины не исчерпываются.

Прежде всего, необходимо отметить, что задачей учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является также и привитие студентам первоначальных навыков самостоятельной работы с этими актами, опыта их грамматического, систематического, логического и иного толкования, что пригодится в их будущей практической правоохранительной деятельности.

Еще одна задача учебной дисциплины "Правоохранительные органы" - это изучение и разъяснение основных юридических терминов, связанных с правоохранительной деятельностью и правоохранительными органами, привитие студентам навыков правильного употребления и применения этих терминов, обучение своеобразному юридическому языку, владеть которым обязан современный юрист.

Дисциплина "Правоохранительные органы" одновременно представляет собой своеобразное введение в специальность и призвана дать первоначальное общее представление об особенностях службы или работы в государственных правоохранительных органах, об адвокатской, нотариальной, частной детективной и охранной деятельности, что в некоторой степени может предопределить выбор будущей юридической профессии.

Можно выделить следующие задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы":

Изучение предмета данной учебной дисциплины; привитие студентам первоначальных навыков работы с законодательными и иными нормативными актами; привитие студентам правильного употребления и применения юридических терминов; формирование у студентов первоначальных знаний по другим юридическим наукам и дисциплинам, которые будут ими изучаться в будущем.

Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Под системой любой науки или учебной дисциплины понимают взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины. Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы" делится на Общую и Особенную части.

В Общей части рассматривается такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений. Базой для построения курса является действующие законодательные акты РФ, при этом они рассматриваются в их развитии и правоприменении с учетом сложившихся в этой области проблем. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных органов, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов. (1)

Особенную часть учебной дисциплины следует делить на разделы для обеспечения последовательности и понятного изложения изучаемой юридической дисциплины.

1. «Общие положения»

2. «Судебная система РФ»

3. «Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности»

4. «Органы предварительного расследования»

5. «Прокуратура в РФ»

6. «Органы правовому обеспечению и правовой помощи»

7. «Негосударственные организации обеспечения правоохраны» (2) 1. Н.А. Петухов, Г.И. Загорский «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. - М.: Дошков и К, 2006 - стр. 16

2. В.П. Божьева «Правоохранительные органы Р.Ф.» Учебник - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2004 - стр. 23