Основные цели банкротства. Общие положения об институте несостоятельности (банкротства) юридического лица Основная цель банкротства

Введение 3

1. Историческое развитие и правовое основы института несостоятельности (банкротства) 4

1.1. Историческое развитие института несостоятельности (банкротства) 4

1.2. Правовые основы института несостоятельности (банкротства) в РФ 11

2. Особенности реализации норм института несостоятельности (банкротства) на современном этапе 18

2.1. Понятие и виды стадий банкротства 18

2.2. Цели и задачи института несостоятельности (банкротства) 25

Заключение 34

Список использованной литературы 37

Введение (выдержка)

Основное назначение института несостоятельности - обеспечение предсказуемого распределения рисков для кредиторов. Регулирование несостоятельности является наиболее динамично развивающейся областью права в индустриальных странах, при этом экономика государства диктует необходимость постоянного обновления соответствующих норм. На макроуровне правовые нормы регулирования несостоятельности пред-приятий должны способствовать уменьшению хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств

Актуальность темы выпускной курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития российской экономики на первый план выходят проблемы, связанные с выявлением неблагоприятных тенденций развития предприятия. Однако методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности прогнозировать неблагоприятный исход, практически нет.

Целью данной работы является исследование целей и задач института несостоятельности (банкротства).

Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Отразить исторические аспекты развития института несостоятельности (банкротства);

Рассмотреть правовые основы несостоятельности в РФ;

Рассмотреть особенности реализации норм института несостоятельности (банкротства) на современном этапе.

Объектом исследования являются правоотношения, которые возникают в досудебных и судебных процедурах несостоятельности (банкротства).

Предмет исследования – цели и задачи института несостоятелноти (банкротства) юридических и физических лиц.

Основная часть (выдержка)

Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важно понимать, что само по себе банкротство - это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство - это довольно длительный судебный процесс, который направлен в первую очередь на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущества.

Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным. Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник - юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.

Для должников - юридических лиц установлен один признак банкротства: обязательства перед кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда их следовало исполнить. Для должников-граждан в силу установления критерия неоплатности долгов предусмотрены одновременно два таких признака: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего гражданину имущества.

Заключение (выдержка)

Таким образом, в данной работе проведено исследование целей и задач института несостоятельности (банкротства).

В первую очередь, в работе отражены исторические аспекты развития института несостоятельности (банкротства). Проведенный анализ показал, что мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования института несостоятельности (банкротства). В развитых странах данное регулирование имеет уже отлаженный механизм, в то время как в странах с переходной экономикой существуют проблемы развития данного института. К последним относится и Россия.

Во вторую очередь, в работе рассмотрены правовые основы несостоятельности в РФ. В частности выявлено, что действующий Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-Ф3 – уже третий закон, регулирующий правовую базу института несостоятельности (банкротства) в РФ. При этом данный закон является наиболее совершенным из всех действовавших ранее.

В частности, данный закон имеет следующие положительные новшества:

Осуществлено снижение риска злоупотребления правом со стороны кредиторов;

Предоставлены равные права государству и конкурсным кредиторам;

Расширены механизмы защиты прав добросовестных собственников;

Определена новая реорганизационная процедура - финансовое оздоровление;

Осуществлена защита добросовестных участников процедур банкротства от недобросовестных действий иных лиц;

Повышена эффективность контроля за деятельностью арбитражных управляющих;

Отражены особенности банкротства для отдельных категорий должников;

Ограничено слишком широкое использование процедур банкротства для ликвидации отсутствующих должников.

Наконец, в работе рассмотрены особенности реализации норм института несостоятельности (банкротства) на современном этапе.

В соответствии с действующим законодательством, под банкротством понимают несостоятельность должника (физического или юридического лица), т. е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) обеспечить уплату обязательных платежей.

Внешними признаками банкротства предприятия является неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Действующим законодательством определены пять процедур банкротства:

Наблюдение;

Финансовое оздоровление;

Внешнее управление;

Конкурсное производство;

Мировое соглашение.

Принимая во внимание все вышеизложенное, автор работы приходит к выводу о том, что целью института несостоятельности является определение и обеспечение баланса интересов участников процедуры несостоятельности (банкротства).

На наш взгляд, действующее законодательство о банкротстве необходимо усовершенствовать.

Первоочередной целью новаций в сфере банкротства субъектов естественных монополий должно стать усиление реабилитационной направленности процедуры банкротства. В настоящее время законодательство о банкротстве достаточно эффективно решает задачи ликвидации предприятий и защиты прав кредиторов, чего нельзя сказать о решении задач восстановления платежеспособности предприятий и защите прав должников. На наш взгляд, целям усиления реабилитационной направленности банкротств могло бы содействовать принятие определенного комплекса мер правового характера.

Во вторую очередь необходимым является принятие правовых норм, направленных на расширение прав должника. Они должны обеспечить должнику реальную возможность участия в принятии решения по всем ключевым вопросам банкротства. Отсутствие таких норм создает благоприятную почву для использования процедуры банкротства в целях перераспределения собственности, злоупотребления правом, что противоречит самой сути и целям института банкротств. Не менее значимо расширение прав должника в качестве меры, обеспечивающей принятие законных и экономически обоснованных решений арбитражным управляющим.

Литература

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ – М. ИНФРА-М, 2003.

4. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929–1 «О несостоятельности банкротстве) предприятий».

5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

6. Бригхен Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс. В 2-х т./Пер. с англ. - СПб.: Экономическая школа, 2008. С.256.

7. Витрянский В. В. 1998. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. 1998. №3. – С. 38–48.

8. Генкин Д.М. Конкурсный процесс // Энциклопедический словарь русского библиографического института "Гранат". Т. 25. - С. 87.

9. Дедов Д.И. Конфликт интересов. М., 2004.

10. Дорохина Е.Г. Государственное регулирование в сфере банкротства // Право и экономика. – 2007. - № 2. – С. 26.

11. Дорохина Е.Г. Характер полномочий арбитражного суда в деле о банкротстве // Журнал российского права. 2007. N 8. - С. 51.

12. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 353.

13. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2008.

14. Курбатов А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Хозяйство и право. 2006. N4. - С. 7.

15. Лебедев А. Банкротство: оздоровление бизнеса или продажа с молотка? // Московский бухгалтер. - 2007. - № 17. С.61.

16. Мухачев И.Ю. Правовое регулирование деятельности арбитражного управляющего при несостоятельности (банкротстве): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.

17. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб. пособие. М., 2001.

18. Российское законодательство X–XX веков / под общей ред. О.К. Чистякова. – М., 1994. С.130.

19. Родионова, Н.В. Антикризисный менеджмент: учеб. пособие для вузов / Н.В. Родионова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

20. Степанищев В.Ф., Гусев А.Г. Особенности применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)// Российская юстиция. – 2009. - № 2. – С.14.

21. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004.

22. Теория и практика антикризисного управления./Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2007.

23. Химичев В.А. Институт несостоятельности (банкротства) как правовой инструмент экономической политики государства // Право и экономика. – 2008. - № 10. С.39.

24. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента./Пер. с англ. - М.: Дело, 2009.

25. Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. Спец. приложение. - С. 35.

26. Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М., 2006.

27. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". М., 1999.

Как происходит упрощенное признание должника банкротом? Кто такой арбитражный управляющий и как происходит сопровождение процедуры банкротства? Как правильно подавать заявление о банкротстве?

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «ХитёрБобёр»! С вами вновь Денис Кудерин.

Продолжаем серию статей, посвященных банкротству. Тема очередной публикации – процедура банкротства.

Материал будет интересен и частным лицам, и владельцам юридических компаний. Всегда полезно знать, как правильно вести дела с кредиторами в случае длительных финансовых затруднений.

Итак, начнём!

1. Понятие, признаки и цели банкротства

Банкротство как правовое явление возникло в РФ и странах ближнего зарубежья относительно недавно.

Ещё 25 лет назад никакой законодательной базы для признания компаний и частных лиц финансово несостоятельными не существовало, поскольку рыночная экономика только начала своё становление на просторах бывшего СССР.

Первый закон о банкротстве был принят в 1992 году. С тех пор нормативные акты много раз менялись, так как менялась экономическая действительность в России и соседних странах.

Сегодня в РФ действует «Закон о несостоятельности» от 2002 года.

До октября 2015 года стать банкротами могли только юридические лица – компании, фирмы, организации. В связи с развитием института кредитования назрела необходимость в изменении правовых нормативов.

Сегодня объявить себя банкротом могут и рядовые граждане – физические лица и индивидуальные предприниматели. Закон о банкротстве физлиц нацелен на цивилизованное решение вопросов, связанных с нарушением долговых обязанностей.

Шаг 1. Оценить вероятность банкротства

Оценка вероятности банкротства проводится гражданином на основании анализа собственного финансового состояния.

Если физлицо теряет часть ежемесячных доходов и понимает, что в ближайшие месяцы долги по кредитам будут расти, самое время – подумать о признании банкротства. Для подачи заявления сумма долгов должна превышать полмиллиона рублей.

Несостоятельность не освобождает от долговых обязательств, но позволяет должникам хотя бы частично освободиться от психологического давления со стороны кредиторов.

Шаг 2. Подготовить документы в арбитраж

Список документов для предоставления в арбитраж стандартный и регламентируется законом.

Должнику понадобятся:

  • справки, подтверждающие наличие долга;
  • опись собственного имущества (составленная по форме и заверенная нотариусом);
  • справка о доходах;
  • выписка из банка о состоянии счета;
  • личные документы (удостоверение личности, свидетельство о браке и т.д.).

К пакету прикладывается составленное по утвержденной форме .

Шаг 3. Дождаться результатов рассмотрения заявления

Все решения касательно несостоятельности граждан принимаются арбитражным судом.

Для информации

Такие суды работают далеко не во всех городах РФ, а только в региональных центрах. Кроме затрат на поездку, должникам придётся платить из своего кармана финансовому управляющему и покрывать судебные издержки.

Анализом реального финансового состояния гражданина занимается уполномоченное судом лицо. Финансовый управляющий должен установить признаки банкротства, рассмотреть возможность реструктуризации долга и при необходимости провести независимую оценку имущества гражданина.

Шаг 4. Согласовать график реструктуризации долга

Реструктуризация, как это следует из самого слова, есть изменение структуры долговых обязательств физлица. Под этим термином подразумевается также ряд мероприятий, призванных стабилизировать денежные дела гражданина.

Типичные действия такого плана – уменьшение размеров ежемесячных выплат с параллельным увеличением срока кредита, отмена репрессивных мер со стороны кредиторов на период реструктуризации.

Шаг 5. Реализовать имущество

Продажа личного имущества с молотка возможна после официального объявления должника банкротом. Торги назначаются, если реализация не дала нужного результата или доходы гражданина не позволяют погасить задолженность в необходимом объёме.

На аукцион выставляются ценные и ликвидные активы – транспортные средства, недвижимость, драгоценности, предметы роскоши, техника. Отнять у физлица единственную жилплощадь кредиторы и суды не вправе, но они могут потребовать выделения доли в совместно нажитом в законном браке имуществе.

4. Сопровождение процедур банкротства – кто может оказать квалифицированную помощь

Признание несостоятельности требует затрат времени, сил, нервной и психической энергии. Чтобы процедура прошла гладко и с минимальными издержками, советую доверить сопровождение банкротства специалистам.

В онлайн и оффлайн режиме сегодня действует множество фирм, занимающихся профессиональной помощью по банкротству. Такие компании ведут дела юридических и физлиц, сокращая их расходы и помогая добиться наиболее оптимальных судебных решений.

Специалисты работают на стороне должника и оказывают услуги по оформлению документов, сокращению сроков дела, соблюдению юридической чистоты процесса.

Сопровождением банкротства занимаются следующие организации:

1) Национальный Центр Банкротства

Фирма работает в столице и регионах, проводит онлайн-консультации для своих клиентов. Не упустите возможность проконсультироваться удаленно.

2) СТОП-Кредит

Компания, специализирующаяся на спорах граждан и юридических лиц с кредитными организациями. Если у вас возникли проблемы с кредитными организациями или есть просрочки (большие задолженности), то вам сюда.

3) Всероссийская Служба по Банкротству

Фирма с филиалами во многих городах РФ, работающая с клиентами непосредственно в офисах и дистанционно. Даже из самых удаленных уголков нашей страны вы можете воспользоваться услугами этой организации.

Компания с сетью филиалов и головной конторой в Санкт-Петербурге. Особенно удобно обращаться в эту компании жителям «северной столицы».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСТИТУТЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Цель и система принципов института несостоятельности (банкротства) юридического лица

В законодательствах многих государств присутствуют нормы, регулирующие ситуацию, когда должник не способен удовлетворить в полной мере требования своих кредиторов, поэтому необходимо принятие срочных мер, направленных либо на восстановление платёжеспособности должника, либо на его ликвидацию. Залесский В.В. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. [Текст] / Руководитель авторского коллектива - доктор юридических наук Залесский В.В. - М., Право и экономика. 1999. - С. 104-105. Данная система правовых норм представляет собой институт несостоятельности (банкротства) и закрепляет, в частности, статус лиц, участвующих в деле о банкротстве, правовые средства, которые они могут использовать для достижения цели института банкротства, а также процедуру применения тех или иных правовых средств.

Выделение в различных правовых системах блока норм, связанных с несостоятельностью, возможно, главным образом, потому, что законодатель пытается достичь определённую цель, которая вне зависимости от конкретного регулирования в той или иной стране, может быть реализована лишь посредством законодательства о банкротстве. Именно наличие единой цели позволяет говорить о тех или иных правовых нормах как о системе, представляющей собой институт несостоятельности. Указанную цель должен преследовать не только законодатель, разрабатывая и принимая нормативно-правовые акты в сфере банкротства, но и правоприменители с тем, чтобы их действия имели положительный социальный эффект. Лица, возбуждая дело о банкротстве, принимая решения в рамках процедур банкротства, должны стремиться к конкретной социально полезной цели для того, чтобы достичь результатов, на которые они рассчитывают, задействуя, те или иные правовые средства.

На основе анализа имеющихся в литературе подходов, постараемся выявить общую цель института несостоятельности.

Несостоятельность в рыночной экономике выступает как один из её элементов, позволяющих влиять на хозяйствующие субъекты, слабые в организационном или производственном плане. Возбуждение дела о несостоятельности свидетельствует о наличии кризисной ситуации, напряжённости во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами: должником и кредиторами.

Кризисная ситуация может иметь различные причины своего возникновения. Условно их можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным причинам, по которым должник приостанавливает удовлетворение требований кредиторов, могут быть отнесены следующие: возникновение экономического кризиса, распространяющегося как на всю экономику страны в целом, так и на отдельные сферы, в которых должник функционирует или с которыми он тесно связан; тяжёлые последствия событий, носящих стихийный характер (природные катаклизмы, техногенные катастрофы и т.д.). Субъективными причинами возникновения кризисной ситуации можно считать, прежде всего, недостаточно квалифицированное руководство деятельностью должника, просчёты в прогнозах развития, конъюнктуре, проигрыш в конкурентной борьбе и т.д. Но независимо от того, в результате чего возник кризис в отношениях, он негативно отражается как на кредиторах, так и на должнике.

В отношениях между хозяйствующими субъектами постоянно возникают различные кризисные ситуации. Однако кризис, связанный с несостоятельностью должника, обладает рядом специфических черт. Во-первых, в его основе лежит неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования всех его кредиторов. Во-вторых, данные требования носят исключительно денежный характер. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. [Текст] - М., Юрист. 1999. - С. 54. Следовательно, неспособность должника удовлетворить требования иных кредиторов, например, по передаче индивидуально-определённой вещи, по выполнению работ, не может рассматриваться как кризисная ситуация, связанная с банкротством. В-третьих, указанная неспособность должна носить системный характер, то есть она должна быть длительной, а требования кредиторов достаточно существенными. В-четвёртых, требования кредиторов не могут быть удовлетворены в индивидуальном порядке, поэтому необходимо задействовать правовые средства, предоставляемые институтом несостоятельности.

Таким образом, общей социально полезной целью, на достижение которой направлены правовые средства института банкротства, можно считать разрешение специфической кризисной ситуации в отношении должника и кредиторов, связанной с неспособностью должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

На пути к достижению этой цели законодатель расставляет приоритеты в защите интересов тех или иных лиц, участвующих в деле о несостоятельности, прежде всего, должника и кредиторов. Так, крайними способами разрешения кризисной ситуации являются быстрая ликвидация должника с удовлетворением требований кредиторов за счёт реализации имущества должника, с одной стороны, и «аннулирование» требований кредиторов и принятие комплекса мер, направленных на реабилитацию должника, с другой стороны. Безусловно, подобные способы разрешения кризиса, несмотря на их кажущуюся эффективность, в чистом виде не используются в существующих правовых системах. Современная экономика носит сложный интегрированный характер и полное исключение из оборота должника, равно как и полное «аннулирование» требований кредиторов, может привести к серьёзным последствиям как в публичных, так и частноправовых отношениях.

Цель института банкротства (разрешение кризисной ситуации) диктуется закономерностями самой рыночной экономики. А исторические причины, правовые традиции и конкретные условия экономического, социального и политического развития страны определяют пути достижения общей цели, то есть направленность законодательства в этой сфере. Степанов В.В. Правовое регулирование несостоятельности в Германии, США, Англии, Франции и России. [Текст] // Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. Брагинского М.И. - М., Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. 1998. - С. 164.

Для того чтобы достичь цель института банкротства, законодательство формирует набор правовых средств. Малыш А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики. [Текст] // Журнал российского права. - 1998. - № 8. - С. 69. Разное сочетание правовых средств, их взаимодействие, обязательность или необязательность их применения создают систему правовых средств, используемых законодательством о несостоятельности конкретной страны.

Таким образом, общая цель института банкротства позволяет, с одной стороны, в каком-то смысле, унифицировать правовое регулирование, а, следовательно, и правовые средства этого института. А с другой стороны, указанные выше обстоятельства обуславливают определённую направленность национального законодательства, что даёт возможность дифференцировать различные правовые системы.

В этой связи в юридической литературе выделяются три основные системы законодательства, регулирующего несостоятельность: продолжниковскую, прокредиторскую и нейтральную. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства) [Текст] // Право и экономика. - 2002. - № 7. - С. 75-79; Колиниченко Е.А. Защита интересов неплатежеспособного должника при банкротстве. [Текст] - М., Статут. 2002. - С. 15-25; Белых В.С. Правовые основы несостоятельности (банкротства): [Текст] Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. проф. Якушева В.С. - М., Международное публичное и частное право. 2001. - С. 19; Афонькин В.Н. Законодательство о банкротстве. [Текст] // Законность. - 2000. - № 7. - С. 8. Указанные системы отличаются прежде всего закреплением приоритета защиты прав тех или иных субъектов (должника или кредиторов), а также набором правовых средств, предоставляемым законодательством.

Продолжниковская система (например, в таких странах как США, Франция) строится на приоритете в защите должника и основывается на той позиции, что трудности в отношениях с участием должника носят временный и случайный характер, поэтому особое внимание уделяется реабилитационным процедурам. Ликвидация должника практически никогда не осуществляется, при этом возможно списание долгов перед кредиторами с тем, чтобы должник мог продолжать осуществлять свой бизнес, будучи свободным от долгов.

Прокредиторская система (в частности, в Великобритании) во главу угла ставит защиту интересов кредиторов. Поведение должника предполагается недобросовестным, а основная вина за кризис возлагается на его руководителей. Поэтому часто целью прокредиторских систем не является восстановление платёжеспособностью должника, основной акцент делается на удовлетворение требований кредиторов Громов В.В. Рассмотрение арбитражными судами споров о субсидиарной ответственности лиц, вызвавших банкротство кредитных организаций [Текст] // Право и экономика. - 2007. - № 5. - С. 11..

Нейтральная система закрепляет баланс интересов должника и кредиторов. Закон предоставляет широкий спектр возможностей как для реабилитации должника, так и для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидация возможна лишь в случае, когда восстановить платёжеспособность должника невозможно.

Основываясь на Законе о несостоятельности, исходя из того, что в Российской Федерации равно защищаются как права должника, так и кредиторов, можно сделать вывод о том, что наше законодательство относится к нейтральной системе. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 2. - С. 80-81; Колиниченко Е.А. Указ. Соч. - С. 24-25; Телюкина М.В. Основы конкурсного права. [Текст] - М., Волтерс Клувер. 2004. - С. 78-79.

Таким образом, мы видим тесную взаимосвязь цели института банкротства и направленности законодательства о банкротстве. Между тем, по нашему мнению, это разные категории и их нельзя отождествлять. Поэтому мы не можем согласиться с мнением М.В. Телюкиной о том, что направленности конкурсного законодательства (ликвидационная и реабилитационная) определяют наличие двух целей конкурсного права: восстановительную и ликвидацию неплатёжеспособных юридических лиц. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 68. С нашей точки зрения, реабилитация и ликвидация являются способами достижения общей цели - разрешения кризисной ситуации в отношении должника, неспособного удовлетворить требования кредиторов.

Само по себе восстановление платёжеспособности должника не обладает никакой социальной или экономической ценностью, если не удовлетворены требования кредиторов, то есть не разрешён кризис в экономических отношениях. Самостоятельной социальной и экономической ценностью не обладает и ликвидация юридического лица. В качестве доказательства этого утверждения можно привести нормы гражданского законодательства, касающиеся добровольной ликвидации юридического лица в случае недостаточности его имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ). Указанные нормы преследуют цель урегулировать отношения, связанные с ликвидацией организации. Однако в связи с недостаточностью имущества юридического лица законодатель закрепляет необходимость применения правил о несостоятельности для достижения не столько цели ликвидации (ибо она может быть достигнута и вне рамок банкротства), сколько иной более социально и экономически значимой цели, и этой целью является разрешение кризисной ситуации, связанной с невозможностью удовлетворить требования кредиторов. При отсутствии кризиса ликвидация происходит в общем порядке, так как единственная цель, которую преследуют лица, занимающиеся ликвидацией, это сама ликвидация. При наличии кризиса - цель ликвидировать юридическое лицо отходит на второй план и уступает место необходимости разрешения этого кризиса. Более того, при недостижении цели института банкротства (то есть неразрешении кризисной ситуации в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности) ликвидация такого должника невозможна (п. 1 ст. 226 Закона о несостоятельности).

Направленность законодательства не только определяет в целом систему правовых средств, но и группирует их по конкретным процедурам банкротства. Это позволяет, во-первых, оптимальным образом использовать правовые средства в их взаимосвязи и, во-вторых, определить последовательность использования той или иной группы правовых средств в рамках дела о банкротстве. Каждая процедура несостоятельности включает в себя систему взаимосвязанных правовых средств, позволяющих заинтересованным лицам достичь цели несостоятельности тем или иным путём. Сами же процедуры несостоятельности могут быть либо реабилитационными, либо ликвидационными. Таким образом, можно сказать, что определённая направленность присутствует не только у всего законодательства о банкротстве, но и у конкретной процедуры. Тем не менее цель, которую преследует конкретная процедура (восстановление платёжеспособности должника либо его ликвидация) не подменяет собой общую цель института банкротства и выступает лишь в качестве подцели. Более того, в некоторых правовых системах отдельные процедуры с их конкретными подцелями могут вообще отсутствовать.

Закон о несостоятельности выделяет пять процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, каждая из которых имеет свою подцель.

Так, подцель процедуры наблюдения - это сохранение имущества должника, проведение анализа его финансово-экономического и хозяйственного состояния, установление размера задолженности перед кредиторами. Данные мероприятия позволяют определиться с тем, наличествует ли вообще кризисная ситуация в организации, а если она наблюдается, то какие меры необходимо принять для выхода из неё: временный управляющий устанавливает возможность и целесообразность проведения реорганизационных либо ликвидационных процедур.

Подцелью финансового оздоровления является удовлетворение требований кредиторов через восстановление платёжеспособности должника за счёт использования им внутренних ресурсов без привлечения к текущему руководству должника стороннего менеджера (арбитражного управляющего). В этой процедуре восстановление платёжеспособности происходит путем осуществления должником обычной хозяйственной деятельности при возможных дополнительных гарантиях прав кредиторов со стороны заинтересованных лиц. Во время финансового оздоровления никаких экстраординарных мероприятий не проводится.

Подцелью внешнего управления является восстановление платёжеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов через проведение восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда для сохранения хозяйствующего субъекта.

Подцель конкурсного производства представляет собой ликвидацию должника и удовлетворение требований кредиторов за счёт сформированной конкурсной массы. Никитина О.А. указывает в качестве цели конкурсного производства (в нашем понимании - подцель) не только соразмерное удовлетворение требований кредиторов, но также, что немаловажно, охрану интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника. [Текст] // Хозяйство и право. - 1996. - № 6. - С. 92. По нашему мнению, несмотря на то, что подцель, определённую данным исследователем, можно указывать во всех процедурах банкротства, в конкурсном производстве она имеет особое значение. Для окончательного снятия «напряжённости» в экономике должник ликвидируется. Несмотря на то что конкурсное производство является исключительной мерой, на сегодняшний день в Российской Федерации подавляющее количество дел о несостоятельности заканчиваются именно им.

Подцель мирового соглашения - удовлетворение требований кредиторов (то есть достижение общей цели института банкротства - разрешения кризисной ситуации) способами, о которых они договорились с должником. Конституционный Суд РФ отмечает, что «мировое соглашение заключается как с целью справедливого и соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов путем предоставления им равных правовых возможностей для достижения частных экономических интересов, так и с целью сохранения деятельности организации - должника путем восстановления ее платежеспособности», По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации "Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков" и жалобой ОАО "Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств [Текст]: [Постановление Конституционного Суда РФ № 14-П от 22.07.2002 г.] // СЗ РФ. - 2002. - №31. - Ст.3161. при этом последняя цель, по мнению суда, является публично-правовой. Рожкова М.А. Мировая сделка: использование в коммерческом обороте. [Текст] - М., Статут. 2005. - С. 54; Егоров А. Мировое соглашение в деле о банкротстве и обязательные платежи. [Текст] // Хозяйство и право. - 2004. - № 4. - С. 32; Ёрш А. Судьба мирового соглашения, заключённого в процессе реструктуризации кредитной организации, при её банкротстве. [Текст] // Хозяйство и право. - 2004. - № 2. - С. 26; Дубинчин А. Мировое соглашение в деле о банкротстве: проблемы теории и практики. [Текст] // Хозяйство и право. - 2000. - № 7. - С. 15-24.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что каждая процедура банкротства имеет свою непосредственную, только её присущую, подцель, проведение каждой процедуры направлено на достижение общей цели всего института несостоятельности - разрешение специфической кризисной ситуации в отношениях между должником и кредиторами.

Поэтому можно сделать вывод о том, что достижение цели института несостоятельности путём формирования системы правовых средств (закрепления их в правовых нормах) невозможно без определения принципов, которые кладутся в его (института) основу.

Таким образом, продолжниковская, прокредиторская, нейтральные системы института банкротства формируют свои собственные принципы, которые берутся за основу при разработке нормативных актов в сфере банкротства, а также при реализации предоставленных возможностей субъектами, участвующими в деле о банкротстве.

Исследование принципов института несостоятельности (банкротства) конкретной страны важно, прежде всего, потому, что они задают систему правовых средств, предоставленных в распоряжение заинтересованным лицам.

Принципы не являются произвольными по своему характеру началами или исходными положениями, а объективно обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режима, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества. Васильев А.М. Правовые категории. [Текст] - М., Юридическая литература. 1976. - С. 216-225.

В юридической литературе проблема принципов конкурсного права нашла своё освещение. В частности, М.В. Телюкина выделяет систему принципов конкурсного права, которую, по её мнению, необходимо закрепить в законодательстве с тем, чтобы более адекватно решать практические проблемы. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 69-71.

Представляется, что принципами института банкротства должны руководствоваться не только правоприменители, но и законодатели при разработке нормативно-правовых актов. Кроме того, принципы нельзя рассматривать в отрыве от цели института банкротства и его направленности.

Принципы построения конкретной системы института несостоятельности в большей степени влияют на характер и объем правовых средств, предоставленных участникам конкурсных отношений.

Можно отметить, что в результате своего развития институт несостоятельности выработал два базовых принципа, без реализации которых невозможно достижение социально полезной цели. Такими принципами являются принцип обоснованности возбуждения дела о несостоятельности должника и введения конкретной процедуры банкротства и принцип управляемости конкурсных отношений. Указанные основные начала в равной степени присутствуют в правовых системах с различной направленностью. Связано это, по нашему мнению, с тем, что рыночная экономика на современном этапе развития является сложно интегрированным образованием и кризисы, которые в ней возникают, затрагивают не только интересы субъектов, непосредственно вовлечённых в конкретные отношения, но и интересы других участников экономических отношений, присутствующих в производственных цепочках, а также публичные интересы, касающиеся социальной и экономической безопасности страны. Поэтому принципы обоснованности и управляемости должны учитываться как субъектами законодательной, так и правоприменительной деятельности. В целом можно констатировать, что достижение цели института банкротства возможно лишь на основе указанных двух принципов. Однако, как нами отмечалось, исторические традиции и иные указанные ранее обстоятельства диктуют условия достижения общей цели банкротства, которые связаны с определением приоритета в защите прав должника или кредиторов. Данный приоритет позволяет сформировать дополнительные принципы построения системы института банкротства применительно к конкретной стране.

По нашему мнению, нейтральная система банкротства, получившая своё закрепление в Законе о несостоятельности, строится на основе следующих принципов, два из которых являются базовыми, а один характерен исключительно для системы с нейтральной направленностью:

Обоснованности возбуждения дела о несостоятельности должника и введения конкретной процедуры банкротства;

Соблюдения баланса интересов должника и кредиторов в процессе реализации конкретных правовых средств;

Управляемости конкурсных отношений.

Именно второй принцип присущ исключительно институту несостоятельности с нейтральной направленностью. Продолжниковские системы, прежде всего, строятся на принципе максимального учёта интересов должника в процессе реализации правовых средств, направленных на всемерное его сохранение. А прокредиторские системы построены на принципе преимущественной реализации правовых средств, связанных с обеспечением прав кредиторов.

Анализируя первый принцип построения института банкротства в России, стоит отметить, что начало дела о несостоятельности, переход от одной процедуры банкротства к другой, а также окончание всего процесса должны быть обоснованы и связаны с восстановлением платёжеспособности должника или необходимостью его ликвидации. При этом субъектам необходимо основываться на том, разрешена ли кризисная ситуация в отношениях с должником или она всё ещё продолжает существовать.

Указанный принцип связан, в первую очередь, с закреплением в законодательстве признаков несостоятельности и условий, при наличии которых суд принимает заявление о банкротстве.

Признаки банкротства необходимы для: а) возбуждения дела о несостоятельности; б) введения реабилитационных процедур; в) вынесения решения о признании должника банкротом после того, как будет установлена невозможность восстановления его платёжеспособности. Дедов Д. Признаки несостоятельности как критерий эффективности нового закона о банкротстве. [Текст] // Хозяйство и право. - 1999. - № 8. - С. 30-36.

Нормы, касающиеся признаков банкротства, содержатся в ст. 3 Закона о несостоятельности. Единственным признаком несостоятельности, установленным Законом о несостоятельности для юридических лиц, является срок неисполнения требований кредиторов, который должен быть больше трёх месяцев. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». [Текст] - М., Юрайт-Издат. 2003. - С. 24.

Предусмотренная действующим законом длительность неисполнения должником денежных обязательств имеет особое значение. Именно установление в законе достаточно обоснованной продолжительности просрочки позволяет защитить интересы должников, которые испытывают лишь временные трудности с платежами.

Так, Арбитражный суд Самарской области отказал в принятии заявления о признании юридического лица банкротом на том основании, что не истёк трёхмесячный срок, «представленный законом для погашения должником долга» Определение Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2001 г. по делу № А55-17457/01-18 // Архив Арбитражного суда Самарской области..

Наличие затяжного кризиса, выражающегося в неисполнении должником обязательств более определённого срока, даёт возможность кредиторам обращаться в суд для возбуждения процедуры банкротства, располагая достаточно ясными доказательствами существования у должника не временных трудностей с платежами, а наличия определённого системного кризиса, который не позволяет должнику в течение продолжительного периода времени рассчитываться с кредиторами. Кроме того, закрепление периода просрочки в качестве признака несостоятельности носит стимулирующий характер для участников гражданского оборота и способствует своевременному исполнению их обязательств Кораев К.Б. Соотношение вещных и обязательственных правоотношений при проведении банкротства [Текст] //Юрист. - 2007. - № 3. - С. 20..

Принцип обоснованности возбуждения дела о несостоятельности находит своё выражение не только в установлении признаков несостоятельности, но и в определении условий, необходимых для возбуждения дела о банкротстве.

В качестве таких условий Закон о несостоятельности закрепляет, во-первых, наличие признаков банкротства, во-вторых, определённую совокупность требований кредиторов (применительно к юридическому лицу не менее 100 000 рублей) (п. 2 ст. 6 Закона о несостоятельности), в-третьих, наличие у лица, подающего заявление, права на обращение в суд (ст. 7 Закона о несостоятельности). Дубинчин А. Дифференциация условий для объявления юридического лица банкротом. [Текст] // Хозяйство и право. - 2003. - № 7. - С. 35-42.

Необходимо отметить, что суд при принятии заявления от конкурсного кредитора или уполномоченного органа берёт во внимание лишь те требования, которые подтверждены в установленном Законом о несостоятельности порядке (п. 3 ст. 6). В соответствии с Законом о несостоятельности размер требований кредиторов устанавливается исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов (абз. 1 п. б ст. 16 Закона о несостоятельности).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о несостоятельности требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Плотников А. Проблемы установления требований уполномоченных органов в процессе о банкротстве. [Текст] // Хозяйство и право. - 2003. - № 10. - С. 46. Представляется, что норма абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о несостоятельности ущемляет права должника. Она даёт право возбуждать дело о банкротстве при наличии у уполномоченного органа требований об уплате обязательных платежей, подтверждённых лишь решением налогового или таможенного органа, без обращения в суд за подтверждением обоснованности данных требований. Исходя из практики применения российского налогового законодательства, можно усомниться в целесообразности присутствия данных норм в законе. Тем более что для включения таких требовании в реестр требований кредиторов они также, как и требования конкурсных кредиторов, должны пройти судебную проверку (абз. 1 п. 6 ст. 16 Закона о несостоятельности).

С требованиями об уплате обязательных платежей, подтверждёнными решениями налоговых или таможенных органов, связана ещё одна проблема. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая [Текст]: [федер. закон № 146-ФЗ, принят 31.07.1998 г., по состоянию на 17.05.2007] // СЗ РФ. - 1998. № 31. - Ст. 3824. (далее - НК РФ) налоговые (таможенные) органы принимают решения о взыскании налога, сбора и т.д. за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации в банках (ст. 46 НК РФ), а также за счёт иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации (ст. 47 НК РФ). Как известно, ГК РФ относит к понятию имущества как вещи (в том числе деньги, ценные бумаги), так и имущественные права (ст. 128 ГК РФ). Налоговый же кодекс делит решения о взыскании обязательных платежей на решения о взыскании за счёт денежных средств и на решения о взыскании за счёт имущества должника (п. 2 ст. 47 НК РФ прямо говорит о «постановлении о взыскании налога за счёт имущества должника»). При этом последние могут приниматься лишь «при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя...» (п. 7 ст. 46 НК РФ). Применительно к правилам абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о несостоятельности неясно, наличие какого решения является достаточным для возбуждения дела о банкротстве: решения о взыскании за счёт денежных средств должника, находящихся на счётах, или решения о взыскании за счёт иного имущества должника. Если встать на позицию ГК РФ относительно понятия «имущества», то отсчёт тридцати дней (в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о несостоятельности) будет идти с момента принятия решения о взыскании обязательных платежей за счёт денежных средств, находящихся на счетах должника. Если же буквально толковать во взаимосвязи положения абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о несостоятельности и НК РФ, то право на обращение в суд возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия решения о взыскании налога и сбора за счёт иного имущества должника при условиях, изложенных в п. 7 ст. 46 НК РФ. Если рассматривать возбуждение дела о несостоятельности в качестве крайней меры, являющейся реакцией на неисполнение должником своих обязательств, то более правильным представляется последнее решение данной проблемы.

Второй принцип (соблюдение баланса интересов должника и кредиторов в процессе использования конкретных правовых средств) касается, прежде всего, отношений между должником и кредиторами. Реализация данного принципа при применении правовых средств заслуживает самостоятельного рассмотрения, поэтому будет подробно проанализирована во второй главе настоящей работы. Здесь же хотелось бы отметить, что данный принцип действует ещё и в отношениях, возникающих между группами кредиторов, так как Закон о несостоятельности предоставляет различным кредиторам разный объём правовых средств, которые они могут использовать. Телюкина М.В. Указ. соч. - С. 156-191. Кавелина Н.Ю. Распоряжение имуществом должника в процедуре внешнего управления [Текст] // Закон. - 2005. - № 11. - С. 55. Основываясь на данном принципе, Закон о несостоятельности закрепляет механизмы, направленные на устранение конфликтов интересов различных групп кредиторов. Нередко противоречия, возникающие между самими кредиторами, носят не менее непримиримый характер, чем в отношениях между кредиторами и должником. Дела о банкротстве используются отдельными кредиторами не только для «захвата» должника, но и для удовлетворения своих требований в ущерб интересам других кредиторов.

Как нами уже отмечалось, данный принцип в наибольшей степени характеризует направленность института несостоятельности как нейтральную. Он позволяет закрепить правовые средства, которые равной мере учитывают интересы и должника, и кредиторов (например, признание определённых сделок должника недействительными защищает как имущественное положение должника, так и способствует наиболее полному удовлетворению требований кредиторов по действительным сделкам за счёт исключения необоснованных требований). Кроме того, данный принцип ограничивает возможности использования правовых средств с целью нанесения вреда интересам должника и кредиторов (в частности, при назначении арбитражного управляющего, при реализации конкурсной массы и т.д.).

Третий принцип, на котором строится институт несостоятельности с нейтральной направленностью, заключается в управляемости конкурсных отношений, которая реализуется, прежде всего, посредством деятельности арбитражного суда и арбитражного управляющего. Указанные лица играют активную роль в конкурсном процессе, определяя его движение.

Роль суда в конкурсном процессе обуславливается особым характером последнего, отличающим его от обычного гражданского и арбитражного процесса. Отличия эти связаны с тем, что гражданскому (арбитражному) процессу присуще начало состязательности, тогда как конкурсный процесс исторически строился на следственно-ревизионном принципе. Белых В.С. Указ. соч. - С. 96.

Специфика принципа управляемости со стороны арбитражного суда определяется, главным образом, теми функциями, которые выполняет суд. Во-первых, он определяет наличие или отсутствие признаков несостоятельности у должника и осуществляет их процессуальное закрепление. Во-вторых, он выступает апелляционной инстанцией, при разрешении разногласий, существующих между лицами, участвующими в деле о банкротстве (см. ст. 60 Закона о несостоятельности). Ранее в литературе в качестве самостоятельной выделялась также ревизионно наблюдательная функция арбитражного суда, Там же - С. 97. что вполне соответствовало Закону о несостоятельности 1998 г. Но новый Закон о несостоятельности изменил свой подход к роли суда в процессе банкротства, поэтому на сегодняшний момент применительно к России нет оснований для выделения данной функции.

Дискуссионной проблемой, касающейся принципа управляемости конкурсными отношениями, остаётся вопрос о необходимости предоставления арбитражному суду права инициировать дело о несостоятельности. Споры по данному вопросу велись как в дореволюционной литературе, так продолжаются и в современных исследованиях. Аленичева Т.Д. Банкротство: законодательство и практика применения в России и за рубежом. [Текст] - М., Юридическая литература. 1993. - С. 27.

Нам представляется, что Закон о несостоятельности достаточно последовательно и правильно реализует концепцию, которая заключается в том, что арбитражный суд должен выступать независимым арбитром, принимающим решения лишь после обращения к нему с соответствующим заявлением лиц, которые не могут иными способами разрешить возникшую кризисную ситуацию.

Роль арбитражного управляющего, проявляющаяся в реализации основной массы правовых средств, будет рассмотрена в третьем параграфе работы после выяснения вопроса о понятии и системе правовых средств.

47. Правовые последствия введения внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Исключение из принципа морали. 1. С даты введения внешнего управления: прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на ВУ; ВУ вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к ВУ, за исключением полномочий органов управления должника.. Органы управления должника, ВУ, адм. управляющий в течение трех дней с даты утверждения ВУ обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом м.б. наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. 2. Органы управления должника вправе принимать решения: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; об определении порядка ведения общего собрания акционеров; об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника; о замещении активов должника; об избрании представителя учредителей (участников) должника; о заключении соглашения между третьим лицом или 3-ми лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учред.документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника; иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения. Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника. Средства, затраченные на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления должника, возмещаются за счет должника только в случае, если такая возможность предусмотрена планом внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. 1. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. 2. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам; не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления. Соглашением внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей такими размером или сроком. Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо до момента удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо до момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Последнее обновление:  28.12.2019

Время на чтение: 13 мин.

Сегодня поговорим про банкротство, что это такое, какие этапы и стадии процедуры банкротства существуют, по каким признакам определяют банкротство, возможные последствия данной процедуры для юридических и физических лиц.

Из статьи вы узнаете:

  • Что такое банкротство (несостоятельность);
  • Какие действия совершаются на каждом этапе процедуры банкротства;
  • В чем заключается сущность фиктивного банкротства и в чем его отличие от преднамеренного банкротства;
  • Какие существуют варианты последствий банкротства.

Материал этой публикации будет интересен индивидуальным предпринимателям, бизнесменам, лицам, занимающим руководящие должности на предприятиях, кредитным экспертам, кредитным должникам, студентам и всем, кто хотел бы улучшить свои знания в области финансов.

Ответы на данные и другие дополнительные вопросы вы получите прямо сейчас!


Понятие банкротства — что такое, как проходит процедура банкротства и какие стадии и этапы нужно пройти физлицу и компании, какие последствия будут от преднамеренного (фиктивного) банкротства

1. Понятие банкротства — сущность и значение (+ обзор Федерального закона (ФЗ) о несостоятельности) 📝

Ни одно предприятие не застраховано от прохождения процедуры банкротства. Столкнуться с данной проблемой может любое предприятие , которое не может ответить по своим обязательствам перед кредиторами.

Шаг №5. Реализация имущества

Если все же должник был признан банкротом официально , то происходит продажа имущества на торгах . Это происходит в том случае, если реанимировать предприятие не удалось , а доходы физического лица недостаточны для погашения задолженности.

На торги выставляется движимое и недвижимое имущество, техника и другая собственность должника, которая имеет ценность.

Единственная жилплощадь не выставляется на торгах , однако кредиторы могут потребовать выделить долю в имуществе, которое было нажито должником в браке.

Более подробно про , мы писали в отдельной статье.

Итак, процедура банкротства помогает физическому лицу урегулировать финансовые споры и дает возможность выплатить существующие долги, пусть и с некоторыми потерями.


Какие последствия возможны по окончанию процедуры банкротства

4. Последствия, возникающие по окончании процедуры банкротства 💸

Рассмотрим, какие могут возникнуть последствия банкротства после закрытия процедуры для физических и юридических лиц .

Для компаний наиболее серьезным последствием является ликвидация фирмы и продажа активов с торгов .

Для физических лиц предусматривается наложение ареста на имущества и его продажа с торгов .

Несостоятельность физических лиц предусматривает такие негативные последствия:

  • Если гражданин желает заключить договор займа либо взять кредит, то в течение 5 лет он должен ставить кредитора в известность о том, что он не так давно был признан судом банкротом;
  • 5 лет частное лицо не может подавать заявления о несостоятельности;
  • Гражданин не может работать на руководящих должностях 5 лет.

Банкротство компаний – явление не случайное, оно показывает экономическое состояние, которое сложилось в стране. Если число ликвидируемых фирм большое, то это явный признак нестабильности экономики и наличия финансовых проблем у юридических лиц, занимающихся данным видом бизнеса.

При несостоятельности юридического лица законом предусмотрены такие последствия:

  • Отложенные сроки погашения долгов считаются наступившими;
  • По долговым обязательствам перестают начисляться пеня и проценты;
  • Разрешается обращение на взыскание имущества за долги;
  • Прекращаются имущественные споры, в которых принимало участие юридическое лицо;
  • Все имущественные требования предъявляются к должнику исключительно при ликвидационном производстве.

5. Квалифицированная помощь при сопровождении процедур банкротства 📚

Признание должника банкротом – это долгий процесс, который длится не один год, и требует существенных затрат сил, энергии и нервов. Чтобы минимизировать все затраты на данную процедуру рекомендуется за помощью обращаться к специалистам.

В настоящем времени существует множество фирм, предоставляющих профессиональную помощь по вопросам банкротства.

Обращение в такую фирму позволит сократить расходы на сам процесс и добиться принятие судом оптимального решения.

Профессионалы оказывают должнику максимальную помощь при оформлении документов и в достижении компромисса с кредиторами и т.д.

Услуги по сопровождении процедуры банкротства

В Российской Федерации на сопровождении дел о несостоятельности (банкротстве) специализируются несколько организаций.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Компания «Стоп кредит»

Специализация этой фирмы – это работа с клиентами, имеющими споры с различными кредитными организациями. Здесь специалисты помогут решить проблемы с неустойками, задолженностями и просрочками.

2. Национальный Центр Банкротства

Деятельность данной компании распространяется на Москву и область, а также на множество других регионов Российской Федерации. В этой фирме существуют возможность онлайн консультации со специалистом по вопросам процедуры несостоятельности.

3. Адвокатская консультация

Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, но фирма имеет развитую сеть филиалов во многих городах. Здесь юристы дают качественные консультации по всем вопросам банкротства и при необходимости обеспечат надежную юридическую поддержку на всех этапах процедуры банкротства.

4. Всероссийская Служба по Банкротству

Эта компания также имеет филиалы во многих областях РФ. Она также осуществляет консультации клиентов дистанционно.

5. Юридическая компания ЦВД

Юридический супермаркет ЦВД обеспечивает юридическую поддержку гражданам в любых юридических и финансовых вопросах.

Цены данных компаний разнятся в зависимости от сложности дел. Поддержка на всех этапах процедуры банкротства юридической фирме обойдется от 100 000 рублей , а физическим лицам около 20 — 100 тыс. руб .


Последствия преднамеренного и фиктивного банкротства

6. Преднамеренное и фиктивное банкротство — признаки и последствия 💣

Фиктивным банкротством называется изначально ложное объявление о несостоятельности компании или частного лица , если это привело к причинению крупного ущерба.

Важно! Преднамеренное банкротство является административно или уголовно наказуемым деянием.

В настоящее время фиктивное банкротство – это достаточно распространенное явление. При этой процедуре создается впечатление о неплатежеспособности лица.

Идея преднамеренного банкротства обычно выдвигается учредителем или руководителем компании .

Цели, преследуемые при организации процесса банкротства, могут быть различны:

  • Присвоение активов фирмы незаконным путем;
  • Обман сотрудников компании;
  • Получение отсрочки или отклонение от уплаты существующей задолженности;
  • Получение скидок на уплату долга и др.

По закрытии дела о банкротстве такая компания признает себя несостоятельной и создает остаточную компанию , где остаются недорогое ненужное имущество, неквалифицированные кадры и долги.

6.1. Характерные признаки преднамеренного банкротства

Любой вид несостоятельности обладает такими характерными признаками:

  • У лица имеются денежные долговые обязательства на сумму более 100 000 руб.
  • Лицо не может погасить, имеющуюся у него задолженность;
  • Банкротство должника является официально признанным судом;

Что касается преднамеренного банкротства, то его основными специфическими признаками являются:

  • Должник скрыл наличие имущества, а также сведения о его местонахождении, продал имущество;
  • При подаче в суд заявления о банкротстве не было соблюдено выполнение всех необходимых обязанностей;
  • Невыполнение должником установленных правил процедуры банкротства;
  • Бухгалтерские и учетные документы были подделаны, и не являются оригиналами.

6.2. Выявление факта наличия преднамеренного банкротства

Если в фирме было инициировано преднамеренное банкротство , то это можно выявить в результате проведения инвентаризации и финансового анализа , проводимых арбитражным управляющим.

При проверке фиктивности банкротства обязательным является прохождение следующих этапов:

  • Анализируется платежеспособность компании, проводится финансовый анализ;
  • Делается инвентаризация активов, которые стоят на балансе предприятия;
  • Осуществляется проверка правомерности сделок компании, которые могли способствовать ухудшению финансового положения фирмы и повлечь увеличение неплатежеспособности. На этом этапе проверяются сделки за весь период.

Документы, проверяемые для выявления преднамеренного банкротства:

  • Учредительные документы;
  • Имеющиеся данные о долгах предприятия;
  • Бухгалтерские и учетные документы;
  • Документы по имеющимся судебным делам;
  • Отчеты ревизий и аудиторских проверок.

Если в ходе документальной проверки были выявлены незаконные сделки, то можно предположить, что именно такие сделки и являются одной из причин ухудшения платежеспособности юридического лица.

Примером незаконной сделки может быть осуществление купли-продажи движимого или недвижимого имущества на невыгодных условиях и т.п.

Кроме того, бывают случаи, когда преднамеренное банкротство выражается в невыполнении руководством фирмы своих прямых обязанностей.

6.3. Последствия, которые влечет за собой преднамеренное банкротство

Если в ходе проверки было доказано, что банкротство компании инициируется преднамеренно, то на гражданина, виновного в активности банкротства налагаются административное или уголовное наказание .

Уголовный Кодекс предусматривает административное наказание за преднамеренное банкротство.

Ответственность за умышленную инициацию процесса банкротства несет руководитель фирмы или участник общества или индивидуальный предприниматель.

То есть лица, действия которых повлекли за собой неплатежеспособность компании, а также бездействие которых повлекло невозможность удовлетворения предъявленных требований кредиторов.

Уголовная ответственность предусматривается в том случае, если ущерб был особо крупным . Пороговое значение в данном случае является сумма - 1 500 000 руб.

В случае, если данная сумма ущерба составляет больше указанного значения , то на лица налагается такая ответственность перед законом:

  • Административный штраф, составляющий 200 000 – 500 000 руб. или в размере дохода лица за 1-3 года;
  • Направление лица на выполнение принудительных работ в течение 5 лет;
  • Лишение свободы в течение 6 лет, дополнительно присваивается административный штраф 200 000 руб. или в размере дохода лица за 18 месяцев;

Если же сумма ущерба составила менее 1 500 000 руб. , то ответственность за такое деяние назначается другая:

  • Для физического лица административный штраф 1 000 – 3 000 руб.;
  • На руководителя или управляющего компанией налагается административный штраф 5 000 – 10 000 руб. и невозможность занимать управляющие должности в течение 1-3 лет.

6.4. Отличие фиктивного банкротства от преднамеренного

Итак, рассмотрим подробнее чем отличаются друг от друга фиктивная и преднамеренная несостоятельность.

Вначале может показаться, что понятия фиктивного и преднамеренного банкротства обозначают одно и то же. Но на самом деле между ними существует целый ряд явных различий .

Преднамеренным является банкротство , которое стало результатом действий со стороны управляющих лиц, повлекших неспособность фирмы погасить существующую задолженность перед кредиторами. Как правило , такое банкротство осуществляется с целью присвоения лицом незаконным образом активов, которые числятся на балансе предприятия.

Что касается фиктивного банкротства , то заявление о нем в суд является изначально ложным. Основная цель этих действий — получение отсрочки оплаты по долгам или уклонение от уплаты задолженности.

При крупном ущербе для гражданина, совершившего противоправные действия предусматривается следующее наказание:

  • Присвоение административного штрафа 100 000 – 300 000 руб. или уплата дохода гражданина за два последних года;
  • Направление на выполнение принудительных работ, срок которых составит 5 лет;
  • Лишение гражданина свободы на протяжении 1- 5 лет;
  • Лишение гражданина свободы на протяжении 1- 6 лет и уплата дополнительного штрафа, размером до 80 000 руб.


7. Часто задаваемые вопросы по банкротству 📌

В данном разделе рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы, касательно прохождения процедуры банкротства и дадим на них развернутые ответы.

Вопрос 1. Что такое упрощенная процедура банкротства и как она осуществляется?

Упрощенной процедурой банкротства называется процедура, при которой компания ликвидируется в самые краткие сроки и с минимальными денежными потерями для руководителя предприятия.

Данная схема банкротства применяется, как правило , на некрупных предприятиях, имеющих немного активов, состоящих из имущества и денежных средств. Ускоренное банкротство признается в течение 5-7 месяцев .

При этой процедуре не предусмотрены попытки санации и внешнего управления. Сразу после проведения анализа финансовых, учетных и бухгалтерских документов компании суд принимает решение ликвидировать компанию и начинается этап конкурсного производства.

Вопрос 2. Что представляет собой единый федеральный реестр банкротств?

Единый федеральный реестр банкротств представляет собой сборник информации, которая касаются дел о банкротстве компаний. Реестр содержит информацию о ходе процедур банкротства в РФ.

Просмотреть данный реестр можно на официальном сайте единого реестра в Интернете. Доступ к нему открыт для любого желающего.


(Официальный сайт Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве — bankrot.fedresurs.ru)

Чтобы увидеть более полную информацию, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте. Именно здесь содержатся все сведения о компаниях, которые были признаны банкротами или в отношении которых открыто дело о банкротстве. Все данные на сайте регулярно обновляются.

До существования единого реестра контролировать ход дел о несостоятельности было намного сложнее.

В специальном разделе на сайте можно найти информацию по проводимым торгам. Там указаны даты , виды и предметы проводимых торгов . Также можно ознакомиться со списком предметов, которые выставлены на аукцион (квартиры, оборудование, нежилые помещения, транспорт и т.д. ) на которые арбитражным судом наложен арест.

Вопрос 3. Когда банкротство гражданина является его правом, а когда обязанностью?

Многие граждане не всегда хотят начинать судебный процесс по поводу банкротства. Но в некоторых случаях начало судебного разбирательства помогает выиграть время и выплатить долги с минимальными потерями .

Гражданин может обратиться в суд с заявлением об инициации процедуры банкротства, если он предполагает, что в скором времени он станет банкротом, если явно имеют место обстоятельства, свидетельствующие о том, что осуществить обязанность по уплате долгов и обязательных платежей просто не возможно .

При этом гражданин должен быть неплатежеспособным , а также не должен иметь в собственности имущество, после продажи которого он сможет безболезненно закрыть все имеющиеся у него долги.

Частное лицо обязано написать в суд заявление об инициации в отношении него процедуры банкротства тогда, когда уплата существующей задолженности одному кредитору повлечет за собой невозможность выплаты обязательных платежей и задолженностей перед другими кредиторами в установленный срок.

Размер обязательств при этом должен быть не менее 500 000 руб . В этом случае физическим лицом подается заявление в судебные органы на протяжении 30 дней с момента , когда он узнал или должен был узнать о своей неспособности погасить долги перед кредиторами.

Вопрос 4. Какие ограничения прав гражданина могут быть вынесены судом по завершении в отношении него процедуры о банкротстве?

По окончании процедуры банкротства арбитражным судом может быть установлен запрет на выезд гражданина , признанного банкротом за рубеж. Этот запрет будет действителен до момента принятия судом решения об окончании судебного производства о банкротстве или до момента подписания мирового соглашения между должником и кредиторами.

С того момента как вынесено решение о признании лица банкротом и с момента начала реализации имущества, стоящего на балансе у должника, все права на данное имущество, в том числе и право на распоряжение им, осуществляются исключительно финансовым управляющим.

После того как процедура банкротства была закрыта лицо-банкрот не может заключать кредитные договора и договора займа, не указав факта банкротства .

Кроме того, в течение этого же периода времени гражданин не может вновь инициировать процедуру банкротства.

Вопрос 5. Может ли быть при банкротстве продана квартира?

Квартира должника может быть продана в том случае, если она находится в залоге (например, ипотечное кредитование).

Вопрос 6. Каковы последствия для гражданина повторного банкротства?

В случае если гражданин повторно был признан банкротом, то на протяжении трех лет он не имеет права быть руководителем компаний.

Вопрос 7. При признании гражданина банкротом возможно ли погашение за счет средств третьего лица его задолженности перед бюджетом в виде налогов и сборов?

Налоговым кодексом РФ утверждена норма о том, что каждый налогоплательщик должен собственными силами погашать свою задолженность перед государством по налогам и сборам.

Однако, несколько другие нормы утверждает Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нем законодательно установлена возможность уплаты третьим лицом всех существующих обязательств должника. Чтобы это сделать третьим лицом должно быть подано в суд соответствующее заявление.

Вопрос 8. Возможно ли применение санации/внешнее управление при несостоятельности индивидуального предпринимателя?

Нет, данные процедуры применяются лишь в отношении юридических лиц.

Вопрос 9. Если должник признан банкротом, то в какой очередности будут удовлетворяться требования кредиторов?

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения заявленных кредиторами требований:

  • Судебные издержки, оплата работы арбитражного управляющего;
  • Задолженность, существующая перед гражданами, здоровью и жизни которых был нанесен ущерб;
  • Задолженность, существующая перед работниками, касательно выплаты пособий и заработной платы;
  • Остальная задолженность.

Вопрос 10. Процесс банкротства является одинаковым для всех компаний?

Как рассматривалось выше, процедура несостоятельности предусматривает прохождение 5 этапов . Но в законодательстве не предусмотрена необходимость прохождения предприятием всех этих этапов.

Большое значение в этом вопросе имеет организационно-правовая форма фирмы-должника. По этому критерию организации могут быть: простые, страховые, кредитные, банковские, градообразующие и сельскохозяйственные .

В обязательном порядке все 5 (пять) стадий банкротства должны проходить простые, градообразующие и сельскохозяйственные предприятия.

Для остальных трех форм организации предусмотрена возможность несколько другого порядка процедуры банкротства:

  • В случае, когда банкротами являются кредитные организации обязательным является только конкурсное производство;
  • Особенность предприятий сельскохозяйственного направления состоит в том, что их деятельность носит сезонный характер. Результат их деятельности во многом определяется погодными условиями и сезонностью. Поэтому арбитражный суд может назначить для них стадию надзора, внешнего управления и санации по своему усмотрению. Что же касается практической деятельности, то реализация назначения суда осуществляется в период сезона, подходящего для основной деятельности предприятия.
  • В страховых компаниях из процесса банкротства исключаются этапы оздоровления предприятия и внешнего управления.

Вопрос 11. Что представляет собой собрание кредиторов? Какие вопросы решаются на данном собрании?

Кредиторами признаются лица, которые по отношению к юридическому или физическому лицу имеют право требования относительно денежных или других обязательств . При проведении собрания кредиторов в нем могут принять участие конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Притязания всех этих субъектов на дату проведения собрания обязательно должны быть отображены в реестре требований.

Собрание кредиторов образуется при любом конкурсном процессе , кроме случаев , когда у компании существует задолженность только перед одним кредитором.

Организация и проведение собрания осуществляется арбитражным управляющим за 2 (две) недели . Это условие должно неуклонно соблюдаться управляющим в противном случае он может быть привлечен к ответственности. Уведомление участников также является прерогативой его деятельности.

Какой-либо ответственности за несоблюдение этой обязанности законом не предусматривается, но если кредитор докажет, что он не явился на собрание потому что не получил уведомления, то он имеет право поставить вопрос о неправомочности собрания. В этом случае идет речь о невыполнении управляющим своих прямых обязанностей.

Кредиторам , понесшим убытки вследствие созыва собрания, разрешается потребовать у управляющего их погашения. У должника тоже возникнут убытки, так как ему необходимы средства на созыв и проведение второго собрания.

Собрание должно рассмотреть следующие вопросы:

  • Определение времени начала или окончания процедуры санации и внешнего управления или продление сроков этих процедур, которые были согласованы ранее;
  • Утверждается план санации предприятия;
  • Утверждается график погашения существующей задолженности;
  • Выбор и утверждение необходимых требований, которые будут предъявляться к кандидатурам управляющих на всех этапах процедуры;
  • Определение реестродержателя;
  • Подписание мирового соглашения;
  • Принимается решение о том, что пора выставлять имущество должника на реализацию для покрытия за счет средств от продажи существующих требований по долгам;
  • Выбирается путем голосования полномочный представитель;
  • Организуется деятельность комитета кредиторов.

Вопрос 12. Каковы различия между арбитражным, конкурсным и внешним управляющими?

Изначально суд назначает арбитражного управляющего , решающий все основные моменты, связанные с организацией и осуществлением процесса банкротства.

Это должен быть профессионал в своем деле, и он должен входить в организацию арбитражных управляющих.

По факту понятие «арбитражный управляющий » является общим, и на разных этапах процедуры банкротства он имеет свое особенное название, в зависимости от функций, которые он выполняет.

Процедура наблюдения осуществляется временным управляющим . В его компетенцию входит решение следующих вопросов: проведение финансового анализа должника, участие в рассмотрении судом требований по задолженности т.д.

При процедуре санации предприятия назначается административный управляющий . В его обязанность входит контроль за исполнением установленного графика погашения задолженности.

Процедура внешнего управления находится под наблюдением внешнего управляющего . Он обязан предпринять действия по восстановлению платежеспособности фирмы.

На этапе конкурсного производства к делу подключается конкурсный управляющий , который следит за продажей имущества должника и из полученных денег осуществляет погашение задолженности перед кредиторами в порядке утвержденной очередности.

Арбитражный управляющий не участвует только на последней стадии процесса банкротства – подписании мирового соглашения .

Вопрос 13. Есть ли необходимость в специальной подготовке организации к банкротству?

Если руководитель предприятия понимает, что процедуры банкротства ему не избежать, то в его интересах подготовить компанию к процедуре банкротства .

Именно правильно выполненная подготовка к банкротству будет способствовать успешному окончанию дела о банкротстве.

Проведение специальной подготовки помогает снизить риски, возникающие при проведении процедуры несостоятельности, примерами которых могут быть риски :

  • выявить фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • риск привлечения налоговыми органами учредителя компании либо лица, занимающего руководящую должность к субсидиарной ответственности;
  • смена конкурсного управляющего в процессе дела и др.

Подготовка к банкротству заранее страхует предприятие от наступления этих рисков, дает возможность объективно оценить сложившуюся на предприятии ситуацию до начала процедуры банкротства.

Действия, которые помогут подготовиться к инициации процедуры банкротства и снизить риски, описанные выше:

  • Проведение анализа сложившейся структуры обязательств, которая будет основой структуры долга перед кредиторами;
  • Проведение анализа сложившейся структуры активов, что позволит оценить объем имущества, которое в результате будет выставляться на продажу на свободных торгах;
  • Проведение анализа сделок, которые были заключены руководителем на предприятии за последние три года, что позволит вывить наличие неправомерных сделок, а значит снизить риск признания банкротства преднамеренным;
  • Анализ возможности признания банкротства фиктивным или преднамеренным, а также возможности привлечения руководства к субсидиарной ответственности.

8. Заключение + видео по теме 🎥

Таким образом, процедура банкротства (несостоятельности) представляет собой сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Он может быть упрощенным или полным .

На время рассмотрения судом дела о несостоятельности юридическое или физическое лицо освобождается от уплаты кредиторской задолженности, а также процентов, пени и неустоек.

Однако , признание арбитражным судом субъекта несостоятельным, не освобождает его от полной уплаты долга. Процедура лишь позволяет должнику выплатить свои обязательства кредиторам несколько другим способом.

Банкротство может быть фиктивным, то есть спланированным, с целью незаконного присвоения активов или получения отсрочки по уплате долгов. В этом случае оно является преступлением.

Закон предусматривает при таком варианте административную и уголовную ответственность . Для того чтобы снизить риски, возникающие при инициации дела о банкротстве рекомендуется провести предварительную подготовку , которая поможет полностью оценить сложившуюся ситуацию.

Эксперты рекомендуют юридическим и физическим лицам инициировать процедуру банкротства только в самом крайнем случае , когда решить финансовые вопросы другим способом просто не представляется возможным.

И видеоролик про несостоятельность предприятий, где раскрываются вопросы «Как сохранить активы», «Для чего нужно банкротство бизнесу» и так далее:

Команда журнала «сайт» желает Вам успехов в юридических и финансовых делах. Если у вас остались или возникли вопросы по теме банкротства, то задавайте их в комментариях ниже.