Правовой статус несовершеннолетних. субъект права - это человек или какое-то объединение людей, обладающие определенными характеристиками, которые дают

Цели урока
Используемые средства
Обеспечить усвоение
учащимися основных прав
несовершеннолетних
Презентация Power Point на заданную
тему
Обеспечить понимание
возможности наступления
юридической ответственности
за отдельные виды
правонарушений
Раздаточный материал
Сформировать умение
использовать знания о своих
правах и обязанностях в
обычной жизни
Контрольные тесты, созданные в
Google формах

Документы о правах и
обязанностях детей:
Конституция
РФ
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об основных правах
и гарантиях ребенка в
Российской Федерации»
Уголовный кодекс РФ
Устав школы

Что такое право?
Это совокупность обязательных к
исполнению норм, установленных
государством, регулирующих
общественные отношения.

ребенок
нуждается
в особой
заботе,
потому что он
слабее
взрослых

С рождения дети имеют
право на:
жизнь
имя
равенство
гражданство
семью
защиту
медицинское обслуживание
социальное обеспечение
место жительства

С 6 лет добавляются:
Право:
1. совершать мелкие бытовые сделки,
2. совершать сделки, направленные на
безвозмездное получение выгоды, не требующие
нотариального удостоверения или государственной
регистрации;
3. совершать сделки по распоряжению средствами,
предоставленными родителями или другими людьми

С 10 лет добавляются:
Право:
- на учет своего мнения при решении в семье любого
вопроса, затрагивающего его интересы
- быть заслушанным в ходе любого судебного или
административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени или
фамилии, на восстановление в родительских правах
кровных родителей, на усыновление или передачу в
приемную семью.

С 14 лет добавляются
Право:
1. получить паспорт гражданина РФ
2. самостоятельно обращаться в суд для защиты прав
3. работать в свободное от учебы время с согласия
одного из родителей не более 4-х часов в день с легкими
условиями труда
4. заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их
заменяющих
- самостоятельно распоряжаться своим заработком,
стипендией, иными доходами;
- самостоятельно осуществлять права автора
произведений науки, литературы или изобретения, или
другого результата своей интеллектуальной
деятельности;
- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

С 16 лет добавляются:
Право:
1. вступать в брак при наличии уважительных причин
с разрешения органа местного самоуправления
некоторых субъектах РФ законом может быть
установлен порядок вступления в брак с учетом
особых обстоятельств до 16 лет)
2. работать не более 36 часов в неделю на льготных
условиях
3. быть членом кооператива
4. управлять мопедом по дорогам, учиться вождению
автомобиля (сдать экзамен можно в 17 лет)
5. быть признанным полностью дееспособным

После 18 лет право на:
Участие
в управлении страной
Заключение брака
С 21 года можно стать
депутатом, с 35 лет
президентом

Административная
ответственность
наступает с 16 лет (до этого возраста
отвечают родители),
НО бывают
наказания:
11 - 14 лет – спецшкола
14 - 18 лет – спецпрофучилище
с 14 лет – исключение из школы

Перечень нарушений:
приобретение, хранение,
употребление наркотических
средств
жестокое обращение с животными
повреждение транспортных средств
повреждение гос.имущества
распитие спиртных напитков
нарушение правил дор.движения
нарушение устава школы

Материальная
ответственность
за причиненный вред
наступает с 14 лет,
имущественную
ответственность несут родители

Уголовная ответственность
наступает с 16 лет, за особо опасные
преступления с 14 лет
К преступлениям относятся:
грабежи, разбои, хищение
умышленное убийство
действия сексуального характера
угон автотранспортных средств
ложное сообщение об акте
терроризма и т.п.

16 летнему каратисту вынесут приговор
Инцидент произошел 10 декабря 2016 года на улице Коминтерна в Сормовском
районе. Подростки встретились, чтобы выяснить отношения из-за девушки.
Парни попросили ее озвучить, с кем из них она хотела бы быть. И когда девушка
вынесла свой "вердикт", ее избранник начал оскорблять оппонента, которым как
раз и был 16-летний подсудимый. В ответ на это парень набросился на своего
обидчика и жестоко избил его. Он нанес ему несколько ударов по голове руками и
коленом. Теперь его осудят за причинение тяжкого вреда здоровью.

Прав ли ученик?
Ученик: Марья Ивановна!Я к Вам на уроки
ходить не буду. Зачем мне химия, если я
шофером буду? Да и не нравится мне у
Вас на уроках. Мне не интересно.
Учитель: Как ты смеешь со мной так
разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть
право свободно формулировать взгляды
по всем вопросам, меня касающимся. А
Ваше преподавание меня знаете как
касается, меня за Вашу двойку знаете как
наказали?

Мы часто сердимся на
учителей, но нельзя
заявлять о своих
правах в таком
тоне, чтобы
пострадала
репутация
другого человека.

В школе
На перемене в одной из школ между
подростками Ивановым(14 лет) и
Петровым (13 лет) на почве личных
неприязненных отношений
произошла ссора, последний
причинил Иванову телесные
повреждения. Что будет с детьми и
кто будет отвечать за увечья?

В действиях Петрова усматриваются
признаки состава преступления,
предусмотренного статьей 116 УК РФ
(побои), однако по данному факту в
возбуждении уголовного действия
будет отказано в связи с тем, что
Петров не достиг возраста, с
которого наступает уголовная
ответственность. А вот в действиях
родителей усматривается состав
административного
правонарушения, который влечет за
собой штраф. При этом ребенка
ставят на учет в милиции.


Субъект права - это человек или какое-то объединение людей, обладающие определенными характеристиками, которые дают им право вступать в правоотношения. Субъекты права обладают правоспособностью и дееспособностью. Субъект права - это человек или какое-то объединение людей, обладающие определенными характеристиками, которые дают им право вступать в правоотношения. Субъекты права обладают правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это способность иметь права и обязанности. Возникает с рождения человека и длится всю жизнь. Правоспособность - это способность иметь права и обязанности. Возникает с рождения человека и длится всю жизнь. Дееспособность - способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности. Наступает с 18 лет" момента полного гражданского совершеннолетия. Дееспособность - способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности. Наступает с 18 лет" момента полного гражданского совершеннолетия.


Эмансипация - объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным. Для эмансипации необходимо наличие ряда обязательных условий: Эмансипация - объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным. Для эмансипации необходимо наличие ряда обязательных условий: несовершеннолетний должен достичь 16 лет; несовершеннолетний должен достичь 16 лет; несовершеннолетний должен работать или, с согласия родителей, заниматься предпринимательской деятельностью; несовершеннолетний должен работать или, с согласия родителей, заниматься предпринимательской деятельностью; необходимо согласие обоих родителей несовершеннолетнего. В этом случае объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства. Если же один из родителей не дает согласия, то вопрос об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным решает суд. необходимо согласие обоих родителей несовершеннолетнего. В этом случае объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства. Если же один из родителей не дает согласия, то вопрос об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным решает суд.


С 14 лет. Четырнадцатилетний гражданин имеет право на получение паспорта; имеет право на получение паспорта; дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями; дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями; может выбирать себе место жительства (с согласия родителей); может выбирать себе место жительства (с согласия родителей); вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки; вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки; вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей; допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей; имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе; имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе; несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке; несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке; может обучаться вождению мотоцикла; может обучаться вождению мотоцикла; имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам; имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам; может вступать в молодежные общественные объединения; может вступать в молодежные общественные объединения; подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.); подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.); подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда; подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;




С 16 лет. Шестнадцатилетний гражданин имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин; имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин; несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права; несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права; получает возможность просмотра в кинотеатрах фильмов эротического содержания, имеющих запрет: "Дети, до 16 лет не допускаются"; получает возможность просмотра в кинотеатрах фильмов эротического содержания, имеющих запрет: "Дети, до 16 лет не допускаются"; может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.


Может быть членом кооператива, акционерного общества; может быть членом кооператива, акционерного общества; имеет право управлять мопедом при езде по дорогам; имеет право управлять мопедом при езде по дорогам; имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора; имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора; имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); при этом сохраняется ряд льгот согласно трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 часов); имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); при этом сохраняется ряд льгот согласно трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 часов); подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке; подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке; несет уголовную ответственность за любые преступления. несет уголовную ответственность за любые преступления.


С 17 лет. Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство). С 17 лет. Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство). С 18 лет. Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности. С 18 лет. Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Однако, по общему правилу, к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные "Положением о комиссии по делам несовершеннолетних". Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Однако, по общему правилу, к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные "Положением о комиссии по делам несовершеннолетних".


Меры административной ответственности · Обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. · Обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. · Вынести предупреждение. · Вынести предупреждение. · Объявить выговор или строгий выговор, · Объявить выговор или строгий выговор, · Возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб. · Возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб. · Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф. · Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф. · Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации. · Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации. · Передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу. · Передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу. · Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно- воспитательное учреждение. · Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно- воспитательное учреждение.


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ По действующему законодательству к несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление, могут быть применены не все, а только отдельные виды наказания: штраф; штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; обязательные работы; исправительные работы; исправительные работы; арест (т.е. краткосрочное, от месячного до четырех месяцев, лишение свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ); арест (т.е. краткосрочное, от месячного до четырех месяцев, лишение свободы в условиях строгой изоляции и обязательных работ); лишение свободы сроком не свыше 10 лет. лишение свободы сроком не свыше 10 лет.


В заключение можно отметить, что назрела необходимость в установ- лении общих для всех отраслей права базовых основ законо- дательного регулирования статуса несовершеннолетних в тех ситу- ациях, когда предметом правового регулирования становятся право- отношения с участием детей и подростков. В заключение можно отметить, что назрела необходимость в установ- лении общих для всех отраслей права базовых основ законо- дательного регулирования статуса несовершеннолетних в тех ситу- ациях, когда предметом правового регулирования становятся право- отношения с участием детей и подростков.

ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРАВА ГРАЖДАНИНА РФГРАЖДАНСКИЕ (на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на свободу передвижения)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ (на свободу мысли и слова, на объединение, на мирные собрания, на участие в управлении государством)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (на свободное предпринимательство, на частную собственность, на труд)
СОЦИАЛЬНЫЕ: (на социальное обеспечение, на жилище, на медицинское обеспечение, на образование)
КУЛЬТУРНЫЕ (на участие в культурной жизни)

КОНВЕНЦИЯ
О ПРАВАХ РЕБЕНКА20 ноября 1989 г. – была принята
Ребенок – человеческое существо до достижения 18 лет.
Общие принципы: недискриминационный; наилучшее обеспечение интересов ребенка; право на жизнь, выживание и развитие; уважение взглядов ребенка
1998г. – Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
2007г. – федеральная целевая программа «Дети России»

ГРАЖДАНСКИЕ
ПРАВА И СВОБОДЫПраво на имя и гражданство
Право на сохранение индивидуальности
Право на свободу выражения своего мнения
Право доступа к соответствующей информации
Свобода мысли, совести и религии
Свобода ассоциаций и мирных собраний
Право на защиту личности

ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕПраво родителей руководить ребенком
Общая и одинаковая ответственность обоих родителей
Право ребенка не разлучаться с родителями вопреки его желанию
Право на усыновление
Право на защиту от злоупотреблений и отсутсвия заботы

БЛАГОСОСТОЯНИЕ РЕБЕНКАПраво ребенка на развитие
Право на пользование наиболее совершенными услугами в области здравоохранения
Право на социальное обеспечение и доступ к службам по уходу за детьми
Право на уровень жизни
Право на образование
Право на отдых, досуг и культурную деятельность

ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБЯЗАННОСТИ
граждан РФТрудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Слайд №10

ОБЯЗАННОСТИ несовершеннолетнихГраждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны (Конституция РФ), в том числе законы и подзаконные акты субъектов РФ, уставы школ, правила внутреннего распорядка и т.д..
Каждый гражданин обязан платить налоги и сборы (Конституция РФ)
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. (Конституция РФ)
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (Конституция РФ)
Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование (Закон РФ «Об образовании»)

Слайд №11

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних

Слайд №12

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬКАТЕГОРИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Несовершеннолетние до 14 лет - не достигшие возраста уголовной ответственности
Несовершеннолетние с 14 лет – уголовная ответственность за некоторые виды преступлений
Несовершеннолетние с 16 лет - полная уголовная ответственность
Лицо признается достигшим определенного возраста на следующие за днем рождения сутки.

Слайд №13


убийство (ст.105),
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111),
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112),
похищение человека (ст.126),
изнасилование (ст.131),
насильственные действия сексуального характера (ст.132),
кража (ст.158),
грабеж (ст.161),

Слайд №14

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬУголовная ответственность с 14 лет:
разбой (ст.162),
вымогательство (ст.163),
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166),
умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ст.167),
террористический акт (ст.205),
захват заложника (ст.206),
заведомо ложное сообщение о террористическом акте (ст.207),

Слайд №15

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬУголовная ответственность с 14 лет:
хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ст.213),
вандализм (ст.214),
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (ст.226)
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229),
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267),

Слайд №16


Штраф (как при наличий самостоятельного заработка, так и при его отсутствии) – до 50 тыс.руб.
Лишение права заниматься определенной деятельностью – до 5 лет основного наказания и до 3 лет дополнительного (Например - права управления мопедом в результате неоднократного нарушения ПДД)
Обязательные работы – бесплатные общественно полезные работы до 160 часов в свободное от учебы или основной работы время (Например – благоустройство городов и поселков, уход за больными, очистка улиц, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.)

Слайд №17

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬВИДЫ НАКАЗАНИЙ:
Исправительные работы – до 1 года, из заработка осужденного производятся удержания в пользу государства до 20% заработка
Ограничение свободы – от 2-х месяцев до 2-х лет
Лишение свободы – от 2-х месяцев до 10 лет. Вид наказания отбывается в воспитательно-трудовой колонии, при достижении 18-летнего возраста, при положительных характеристиках, осужденный может быть оставлен там до 20 лет.

Слайд №18

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
В связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК РФ) – т.е. при добровольной явке с повинной, способствовании раскрытию преступления и возмещению причиненного вреда
При возмещении причинённого ущерба, либо ином заглаживании вреда, в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ)

Слайд №19

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
(может быть назначено одновременно несколько):



Ограничение досуга и установление особых требований к поведению – запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома в определенное время суток, выезда без специального разрешения и т.д.

Слайд №20

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних

Слайд №21

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬАдминистративной ответственности подлежит лицо в возрасте с 16 лет
Административные дела несовершеннолетних решаются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
За некоторые правонарушения (например нарушение ПДД)- могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, как и взрослые.

Слайд №22

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬНАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОСТУПКИ:
Мелкое хулиганство (ст.20.1. КоАП РФ) – действия, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам (например – хватание за одежду или руки, срыв головного убора, преграждение прохода и т.д.), действия, сопровождающиеся уничтожением или повреждением чужого имущества (например - надписи на заборах или стенах, порча газонов ночью и т.д.)

Слайд №23


нарушающие порядок в общественных местах:
Распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление наркотических средств в общественных местах (ст.20.20. КоАП РФ)
Появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (ст.20.21. КоАП РФ)

Слайд №24

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬНАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОСТУПКИ,
посягающие на здоровье населения:
Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9. КоАП РФ)
Незаконный оборот (приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта) наркотических средств и психотропных веществ (ст.6.8. КоАП РФ)

Слайд №25

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬНАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОСТУПКИ
против собственности:
Мелкое хищение (ст.7.27. КоАП РФ) – совершенное путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, если стоимость похищенного не более 1000рублей.

Слайд №26

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬВИДЫ НАКАЗАНИЙ:
Предупреждение – разъяснение вреда и последствий
Передача под надзор родителей – возложение на родителей обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением
Обязанность загладить причинённый вред
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению – запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома в определенное время
Выговор, строгий выговор
Штраф до 1000рублей

Слайд №27

ПОСЛЕДСТВИЯДЕТИ

РОДИТЕЛИ

1. Забирают в полицию

1. Вызывают в полицию

2. Материал отправляют на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района (КДНиЗП – родитель, ребёнок, директор))

2. Приглашают на заседание КДНиЗП при администрации района (родитель, ребёнок, директор)

3. Ставят на учёт в отдел по делам несовершеннолетних (ОДН РУВД – 6 месяцев)

КДНиЗП выносит постановление в отношении родителя (строгий выговор, штраф)

4. Отмечают в характеристике при выпуске из образовательного учреждения

4. Ф.И.О. родителя заносится в банк данных РФ как лицо, совершившее административное правонарушение

Слайд №28

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
несовершеннолетних

Слайд №29

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬКАТЕГОРИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Частично дееспособные:
Несовершеннолетние до 14 лет - малолетние
Несовершеннолетние с 14 до 18 лет – относительно дееспособные
Полностью дееспособные:
лица с 18 лет;
лица, вступившие в брак;
Эмансипация – с 16 лет, работающие по трудовому договору, решение суда или органов опеки

Слайд №30

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬФОРМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
Взыскание в пользу потерпевшего имущественных санкций
Дополнительно:
Возмещение убытков (ст.15 ГК РФ)
Уплата неустойки (ст.381 ГК РФ)

Слайд №31

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬМАЛОЛЕТНИЕ:
Ответственность несут родители, независимо от того, кто совершил сделку – сам ребенок или от его имени родители
Причиненный вред подлежит возмещению
Оба родителя (независимо от того, с кем живет ребенок) имеют равные права и обязанности, связанные с воспитанием, т.е. и ответственность за вред, причинённый ребенком

Слайд №32

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬНЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ от 14 до 18 лет:
Самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам (ст.26 ГК РФ)
Самостоятельно несут ответственность за причинённый вред (ст. 1074 ГК РФ)
Если имущества несовершеннолетнего недостаточно, тогда дополнительную ответственность несут родители

Слайд №33

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд №34

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в школеКаждый имеет право на образование (Конституция РФ ст.43)
Несовершеннолетние, при всесторонней поддержке родителей, обязаны получить основное общее образование (Закон РФ «Об образовании» ст.52)

Слайд №35


Учащиеся гимназии ОБЯЗАНЫ:
Проявлять уважение к старшим, помогать младшим
Аккуратно обращаться с имуществом гимназии и чужими вещами
Выполнять требования работников гимназии
Не применять физическую силу и не употреблять грубые выражения и нецензурную брань
Не уходить из гимназии без разрешения педагогов во время занятий

Слайд №36

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ несовершеннолетних в школеУчащиеся обязаны выполнять Устав ОУ (Закон РФ «Об образовании» ст. 52)
Учащимся гимназии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Приносить и использовать в гимназии оружие, пиротехнические изделия, огнеопасные вещества, горючие жидкости, газовые баллончики, сигареты, спиртные напитки, наркотики, одурманивающие вещества и т.д.
Включать и использовать на уроках мобильные телефоны

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Особенности правового статуса несовершеннолетних 9 класс Автор учительница Бакрчинской СОШ Тетюшского района РТ Саттыева Светлана Назифовна

2 слайд

Описание слайда:

Особенности правового статуса несовершеннолетних Согласно российскому законодательству, несовершеннолетним является лицо в возрасте от 14 до 18 лет (ребенок в возрасте до 14 лет – малолетний).

3 слайд

Описание слайда:

В силу возраста, психологических и физиологических особенностей несовершеннолетних требуются особые меры охраны и защиты их прав. Как граждане РФ обладают всей совокупностью прав и свобод Однако не могут самостоятельно отстаивать свои интересы не обладают полной гражданской дееспособностью

4 слайд

Описание слайда:

Дееспособность Дееспособность несовершеннолетних определяется статьёй 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5 слайд

Описание слайда:

Гражданский кодекс РФ статья 26 Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: Распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; Осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; В соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; Совершать мелкие бытовые сдельки и иные сдельки.

6 слайд

Описание слайда:

От имени малолетних сделки могут осуществлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны) Родители, усыновители, опекуны несут имущественную ответственность за детей по всем сделкам и отвечают за вред, причинённый малолетними. Суд по ходатайству законного представителя может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, в случае если на эти доходы несовершеннолетний покупает алкогольные напитки, сигареты, наркотики и т.д.

7 слайд

Описание слайда:

Условия эмансипации Эмансипация – объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным.

8 слайд

Описание слайда:

Трудовое право Продолжительность рабочей недели установлена для несовершеннолетних работников до 16 лет – 24 часа; несовершеннолетних от 16 до 18 лет – 35 ч. (у совершеннолетних работников рабочая неделя составляет 40-41 ч.). Несовершеннолетнему работнику в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день.

9 слайд

Описание слайда:

Трудовое право Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. (Трудовой кодекс РФ ст.269) При несоблюдении этого требования несовершеннолетний работник подлежит восстановлению на работе с оплатой времени вынужденного прогула и вынесением по требованию работника решения о возмещении ему денежной компенсации морального вреда, причинённого указанными действиями. Размер компенсации определяется судом.

10 слайд

Описание слайда:

Возраст, с которого наступает ответственность Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 – летнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за наиболее тяжкие преступления. Особенность уголовной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что им могут быть назначены не все виды наказаний, предусмотренных уголовным законодательством.

11 слайд

Описание слайда:

Уголовный кодекс РФ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ (извлечение) Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, под­лежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похище­ние человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132). кражу (ст. 158), грабёж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умыш­ленное уничтожение или повреждения имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте тер­роризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных ве­ществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267)

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Принудительные меры воспитательного воздействия Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности. Это возможно в тех случаях, если исправление подростка может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Проверь себя 1.Восстановите правильную последовательность расширения дееспособности гражданина РФ. а) исполнение конституционной обязанности по защите Отечества б) совершение мелких бытовых сделок в) несение полной уголовной ответственности г) осуществление права авторства д) избрание в Государственную Думу Ответ:

16 слайд

Класс: 7

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Сформировать у учащихся навыки работы с различными источниками информации.

Задачи:

  1. формировать умение извлекать необходимую информацию из исторического источника;
  2. учить логически излагать свои мысли, делать выводы на примере работы с документом;
  3. дать характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.
  4. ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: мультимедиасистема.

УМК: учебник обществознания А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Доброе утро.

«Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием обществознания, тем самым оставить как можно больше следов. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.

Прежде чем преступить к изучению нового материала, мы с вами повторим домашнее задание.

II. Повторение ранее изученного:

На прошлом уроке мы с вами узнали, что взаимоотношения гражданина и государства определены Конституцией. Дети и подростки до достижения совершеннолетия не имеют полного статуса гражданства и не обладают правом голосовать и избираться в государственные органы управления. Во всем остальном, они в полной мере пользуются предоставленными им правами и выполняют конституционные обязанности. Права человека охраняются и закреплены в ряде международных документов.

Сейчас приступаем к выполнению заданий:

  1. Заполните пропуски в схеме (Слайд 2)
  2. Установите соответствие: (1В3, 2А1, 3Б2) (Слайд 3)
  3. Соотнесите виды прав человека и их проявление: (Слайд 4)
  • ГРАЖДАНСКИЕ …имеет право на жизнь (ст.20)
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ …имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации…(ст.32)
  • КУЛЬТУРНЫЕ …имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры…(ст.44)
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ …право частной собственности охраняется законом (ст.35)
  • СОЦИАЛЬНЫЕ …имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…(ст.41)

III. Изучение нового материала:

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Итак, на предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.

Почему? Как вы думаете?

А теперь подумайте, какая у нас будет сегодня тема урока?

А кто знает, с каким документом мы будем работать?

Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока: "Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка" (Слайд 5)

Цель нашего урока: Научиться работать с различными источниками информации, применять знания на практике. (Слайд 6)

Мы должны с вами сегодня:

  • познакомиться с Конвенцией о правах человека;
  • выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
  • продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы

2. История принятия Конвенции о правах ребенка. (Слайд 7)

Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом…

Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 гг. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.

Ребята, а вам знакомо понятие ратификация?

Ратификация - процесс придания юридической силы документу (например, договору).

Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.

А что же такое конвенция?

Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.

Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.

3. Изучение Конвенции о правах человека.

У вас на парте лежат выдержки из конвенции о правах ребенка, скажите из каких частей она состоит?

Конвенция о правах ребенка состоит из: (Приложение 1 )

Преамбулы (вступительная статья к документу)

  • Часть I (собственно статьи)
  • Часть II
  • Часть III (специальные статьи для стран участниц Конвенции).

Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком?

Какие же виды прав содержит в себе Конвенция?

Работа с текстом Конвенции. Данные заносим в таблицу. (Слайд 8) (Приложение 2 )

Итак, мы с вами выяснили что, согласно Конвенции, ребенком признается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Следовательно, современный подросток с позиций международного права может рассматриваться как ребенок. Он является человеком и юным гражданином своего государства. Это значит, что основные права человека (взрослого) должны принадлежать ребенку, но в разном объеме и в разной степени (Слайд 9, 10,11).

А сейчас давайте поможем литературным героям которые попали в трудные ситуации. Перед вами задача ее нужно решить, опираясь на статьи конвенции о правах ребенка.

IV. Закрепление изученного на уроке:

Литературно-правовая викторина.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в наши дни? (Слайд 12)

(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Слайд 13)

(Согласно Конвенции, Ребенком является каждое Человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью конвенции он нарушает? (Слайд 14)

(Ст.16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию”)

4. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право нарушено? (Слайд 15)

(Ст11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается ст. и 16, выдержка из которой цитировалась ранее)

  1. Познакомьтесь с сокращенным перечнем прав ребенка (по Конвенции о правах ребенка)
  • Право на равенство ст.2.
  • Право иметь семью ст.5.
  • Право на получение информации ст. 13.
  • Право на свободу мнения ст.14.
  • Право на защиту от всех форм насилия ст.19.
  • Право на образование ст.28.
  • Право на отдых и досуг ст.31.
  • Право не принимать участие в военных конфликтах ст38.
  1. Рассмотрите схематические рисунки, изображающие права ребенка (Приложение 3 )
  2. Соотнесите права ребенка с подходящими изображениями.

Результаты занесите в таблицу.

1 2 3 4 5 6 7 8

Вывод: таким образом, подводя итог нашему уроку, мы можем сделать вывод: что подросток является гражданином своего государства, обладает неотъемлемыми правами, закрепленными за ним Конституцией государства и международными правовыми актами. В нашей стране международная Конвенция о правах ребенка закреплена в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.

V. Домашнее задание (Слайд 16)

Ребята обычно оценки за урок ставлю вам я, сегодня попробуйте сами оценить свою деятельность (листы самооценки).

И в заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» (Слайд 17)