В должностные обязанности входит соблюдение конституции прав. Конституционные обязанности граждан рф

Конституционное право РФ. Конспект лекций Некрасов Сергей Иванович

7.3. Конституционные обязанности человека и гражданина

Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность.

Конституция РФ 1993 г., в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в России - конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);

2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);

3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);

4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);

5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);

6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);

7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).

8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:

Во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;

Во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;

В-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора Коллектив авторов

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Таблица 7 Таблица 8 Таблица 9 Таблица 10 Таблица

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

52. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина Статья 2 Конституции Италии устанавливает, что «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека – как отдельной личности, так и в общественных организациях, где развивается личность – и

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

«Декларация прав человека и гражданина» Одним из важнейших решений Учредительного собрания стала «Декларация прав человека и гражданина» (26 августа 1789 г.). В этом документе были провозглашены принципы утверждаемого революцией общественного государства, а также

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

18. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Основные права и свободы – это закрепленные Конституцией Российской Федерации неотчуждаемые и наиболее важные права и свободы человека и гражданина.Личные (гражданские) права

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

Права и свободы человека и гражданина Таблица 7 Таблица 8 Таблица 9 Таблица 10 Таблица

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

91. Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. Учредительным собранием был принят программный документ революции – Декларация прав человека и гражданина.Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя – народный

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

119. Конституционные обязанности человека и гражданина Российской Федерации Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности есть закрепленное конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда у

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

120. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации Конституция РФ провозглашает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 4. Обязанности человека и гражданина Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права, – писал Гегель, – лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том,

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

§ 5. Гарантии прав человека и гражданина Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

2.8. Права и свободы человека и гражданина Понятие и принципы правового статуса личности в РФ. Классификация основных прав и свобод человека Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение личности в обществе.Основы правового статуса

Из книги автора

§ 27. Права и свободы человека и гражданина Все права и обязанности человека, закрепленные нормами разных отраслей права, составляют его правовой статус.Основные свободы, права и обязанности, провозглашенные в Конституции, представляют собой конституционный статус

Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей.

Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей .

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности - это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Основными признаками их являются : верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества.


Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей:

Защита Отечества;

Получение основного общего образования;

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия;

Обязанность сохранять природу и окружающую среду;

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции).

Обязанности являются составной частью правового статуса личности. Обязанности и права тесно взаимодействуют друг с другом. Конституционные обязанности граждан РФ закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».

Конституционные обязанности направлены на охрану и защиту социальных ценностей. Конституционные обязанности в равной степени распространяются на всех граждан РФ.

Конституционные обязанности - «это высшие правовые (конституционные) требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в правовом демократическом государстве»1.

В Конституции закреплены следующие конституционные обязанности:

1 Бондарь Н С Права человека и Конституция России Ростов н/Д, 1996

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации Эта обязанность распространяется не только на граждан РФ, но и на граждан иностранных государств, лиц без гражданства, находящихся на территории России 2.

Обязанность платить налоги и сборы С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность страны, безопасность граждан, развивает экономику, образование, здравоохранение и т д К гражданам, уклоняющимся от уплаты налогов или уплачивающих их в неполном объеме, могут быть применены установленные законодательством санкции. 3.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В развитии этого положения 19 декабря 1991 года был принят закон «Об охране окружающей природной среды», в 1993 году приняты Основы лесного законодательства Российской Федерации, в которых закреплена обязанность по охране лесов. Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 года также предусмотрен ряд обязанностей граждан, направленных на сохранение животного мира" не допускать разрушения или уничтожения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, и др. 4.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование (9 классов). Обязанность по обеспечению детьми основного общего образования несут родители или лица, их заменяющие. Обязательность основного общего образования распространяется только на детей, не достигших 15-летнего возраста 5.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Народы России имеют богатое культурное насле-

дие, которое имеет важное значение для сохранения и развития самобытности народов России Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения

6 Особое значение имеет обязанность по защите Отечества В статье 59 Конституции она определяется как «долг и обязанность гражданина Российской Федерации».Одновременно устанавливается обязанность по несению военной службы. Более детально эта обязанность регламентируется нормами Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими нормативными актами. Военная служба - это особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, в других войсках, воинских формированиях и органах. За неисполнение указанной обязанности предусмотрена уголовная ответственность,

В Конституции закреплено право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Это возможно, если убеждениям или вероисповеданию гражданина Российской Федерации противоречит несение военной службы. Введение института замены военной службы альтернативной гражданской в современной России обусловлено рядом обстоятельств. Те реформы, которые происходят в настоящее время в нашей стране, явились причиной переосмысления ценностей и приоритетов в обществе и государстве. Конституция РФ, как уже говорилось ранее, высшей социальной ценностью признает человека, его права и свободы. Конституция 1993 года по-новому определила правовой статус человека и гражданина. Проведение военной реформы требует освобождения личного состава от выполнения несвойственных ему функций, часть из которых можно переложить на лиц, которым военная служба заменена альтернативной

гражданской службой. Основанием направления граждан на альтернативную гражданскую службу является решение призывной комиссии или решение суда- Государственный орган, в чью компетенцию входит принятие решения о замене военной службы альтернативной гражданской службой, является призывная комиссия. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, он может обжаловать в суд ее решение. В этой связи в настоящее время имеется настоятельная необходимость в принятии федерального закона, устанавливающего правовой механизм реализации этой важной конституционной нормы.

Кон ституционн ые обязанности граждан РФ

Обязанность соблюдать Конституцию и другие законы РФ

Обязанность платить налоги и сборы

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Обязанность получения основного общего образования

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного

наследия

Обязанность защищать Отечество

ученик 7 а класса Онищенко Евгений Павлович

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассказ:

« Конституция РФ: права и обязанности

граждан Российской Федерации »

Выполнил: ученик 7 а класса

Онищенко Евгений Павлович

Руководитель: учитель истории

Тимощук Надежда Николаевна

Радужный ХМАО-Югра

2013

Конституция РФ: права и обязанности граждан Российской Федерации

Первым уроком в 7 классе был классный час, посвященный 20-летию Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. Это событие стало важным и, наверное, ключевым в истории современной России.

Придя домой со школы, я задал вопрос своим родителям и бабушке: «Принимали ли они участие в референдуме 1993г.?». Мне хотелось узнать, причастны ли мои близкие к истории нашей страны. Ведь в Конституции записано, что источником власти является многонациональный народ. Только совершеннолетние граждане государства имеют право принимать участие в свободных выборах и референдумах. Бабушка рассказала о том, как она вместе с дедушкой ходила на избирательный участок 12 декабря 1993 года. Был ясный, солнечный день, играла музыка, люди активно голосовали.

И я горжусь тем, что члены моей семьи не остались безразличными к судьбе моего поколения, проявили ответственность и активную гражданскую позицию, проголосовав за новую Конституцию, которая впервые признала высшей ценностью права человека, а не партийную идеологию, и поставила на первое место демократические свободы и личные интересы граждан.

Что такое Конституция? Конституция - основной закон государства. Она определяет: основы государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что ни один закон страны не может ей противоречить.

Конституция 1993 года состоит из девяти глав. Вторая глава называется «Права и свободы человека и гражданина» и насчитывает 64 статьи. Ее положения составляют основы правового статуса личности в РФ. Права человека и гражданина являются высшей ценностью правового и демократического государства, каковым является Россия. Как записано в Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Право человека - это возможность что-либо делать, поступать определенным образом, иметь что-то, это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека, например: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на управление странной т.д. Кроме этого, в Конституции говорится и о том, что признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина - обязанность государства. Жизнь ребенку дают родители, а право на жизнь гарантирует ему государство. Оно предоставляет и другие, жизненно важные для человека права.

Основные права человека и гражданина разделяют на: личные, политические, социально-экономические.

Личные права и свободы человека:

  • право на жизнь и достоинство;
  • право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
  • право на определения национальной принадлежности;
  • право на пользование родным языком;
  • право на свободу передвижения и места жительства;
  • право на свободу совести, вероисповедания;
  • право на свободу мысли и слова.

В личную жизнь человека никто не имеет права вмешиваться, даже государство. Эти права охраняются законом, то есть Конституцией.

Политические права и свободы человека и гражданина:

  • право участвовать в управлении государством;
  • право обращаться в различные государственные организации, чтобы отстаивать свои интересы;
  • проводить мирные собрания, митинги, демонстрации;
  • объединяться для создания партий, организаций;
  • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право участвовать в отправлении правосудия.

Основу политических прав человека составляет право участвовать в управлении государством. Каждый совершеннолетний (18 лет) гражданин России имеет право избирать и быть избранным (с 21 г.) в органы государственной власти.

Социально-экономические права и свободы человека и гражданина:

  • право на частную собственность;
  • право на труд и отдых, свободный выбор профессии
  • право на социальное обеспечение;
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • право на образование;
  • право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, на доступ к культурным ценностям;
  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на свободу экономической деятельности.

Социально-экономические права охватывают важные сферы жизни человека: образование, труд, здравоохранение, культуру, собственность.

Государство гарантирует гражданину права и свободы, но вместе с тем гражданин имеет обязанности перед обществом, которые также закреплены во второй главе основного закона страны.

Например:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы;
  • уважать права и свободы других граждан,
  • каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы,
  • сохранять природу и окружающую среду,
  • обязанность родителей заботиться о детях, об их воспитании,
  • обязанность совершеннолетних трудоспособных детей - заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

А защита Отечества является долгом граждан РФ.

Таким образом, обязанности гражданина - это то, что обязан выполнять человек, не нарушаю права и свободы других.

Я считаю, что права и обязанности - две стороны единого состояния взаимного признания людей, поэтому нет прав без обязанностей и на оборот. В подтверждение этому хочу привести высказывание французского философа В. Кузена, которое мне очень понравилось: «Долг и право - братья, у них одна мать - свобода. Они рождаются вместе в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе».

Я думаю, что каждый гражданин правового, демократического государства РФ должен не только знать права, но и не нарушать права других и выполнять обязанности человека и гражданина. Каждый гражданин РФ должен помнить, что незнание законов страны не освобождает его от ответственности.

Конституционные обязанности государства, отражены прежде всего в гл. 1 Основного Закона, закрепляющей основы конституционного строя, а также в его гл. 2, определяющей права и свободы человека и гражданина. Отсюда следует, что обязанности государства, во-первых, обладают двойственной юридической природой и двояким назначением: с одной стороны, они проистекают из функции публичной власти по организации социума и обеспечению его жизнедеятельности, а с другой - они персонализированы по отношению к индивиду как субъекту правопритязания и выступают в качестве гарантий прав личности; во-вторых, они не образуют самостоятельную систему внутри Основного Закона или наряду с ним, но составляют часть Конституции, находящуюся в системном единстве со всеми иными ее положениями - прежде всего принципами конституционного строя РФ, правами и свободами человека и гражданина.

Следует отметить, что словосочетание "обязанность государства" встречается в Конституции лишь раз: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2).

Несмотря на указанное обстоятельство, конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой интегративный феномен, объединяющий нормативные принципы и нормы, определяющие сущность и содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также необходимые юридические механизмы для их реализации. Компонентами конституционной системы защиты прав человека являются наделенные правозащитными функциями институциональные органы, а также соответствующие методы, процедуры и средства обеспечения как конституционных прав человека и гражданина, так и международных обязательств России по правам человека.

Концептуальной основой нормативного содержания конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации являются гарантируемые Конституцией РФ права (ст. 19) - равенство всех провозглашенных в ней прав, принадлежащих каждому от рождения и, следовательно, непосредственно действующих независимо от национальности, религии, убеждений, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства. Широко применяемый в Конституции РФ термин "каждый" свидетельствует о том, что общепризнанные права и основные свободы человека относятся не только к гражданам России, но и ко всем, кто находится в пределах ее юрисдикции. Вместе с тем Конституция РФ содержит определенный перечень прав и обязанностей, которые самостоятельно и в полном объеме могут осуществляться только гражданами Российской Федерации (достигшими 18-летнего возраста).



Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а их гарантом является Президент РФ как глава государства.

Основными институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, судебные, а также административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека. Согласно Конституции РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

К компонентам комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы, не принадлежащие ни к законодательной, ни к исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека РФ, Общественная палата РФ и др.), институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Деятельность этих не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной власти органов оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека должны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам.



Объединение усилий как государственных, так и независимых от власти институтов нацелено на максимально полную реализацию закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их защиты на всей территории Российской Федерации; органическое взаимодействие правозащитных институтов и механизмов с другими конституционными институтами на основе учета принципов федеративного устройства, хозяйствования и управления государством; обеспечение неукоснительного следования Российской Федерацией международным стандартам в сфере защиты прав человека и исполнения международных обязательств по их обеспечению и защите.

Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина. Чрезвычайно важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, является введение прямого запрета закона, нарушающего права человека: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55).

Законодательные органы путем определенных в Конституции РФ процедур осуществляют юридическое оформление участия Российской Федерации в международных соглашениях по правам человека и в рамках своей компетенции контролируют исполнение вытекающих из них международных обязательств.

Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство РФ, в частности, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан".

Наряду с механизмом правового регулирования и закрепления обязанностей органов исполнительной власти по обеспечению конституционных прав и свобод, конституционная правозащитная система включает институт ответственности государственных органов в этой сфере. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Конституция РФ (ст. 52) гарантирует охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также обязывает государство обеспечить доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Должностные лица несут ответственность за их нарушение, в частности за неисполнение судебных решений, указывающих на конкретные нарушения индивидуальных или коллективных конституционных прав и свобод.

Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 46), судебной власти, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118). Органы судебной власти являются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, направленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений.

Дополнительной юридической гарантией защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 3) защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его ключевую функцию. Деятельность конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом РФ соответствия законов и других нормативных актов Конституции РФ. Осуществляя эти функции, Конституционный Суд РФ оказывает большое влияние на совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с международными стандартами защиты прав человека.

Одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является прокуратура РФ, которая обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида государственной деятельности - надзора от имени государства за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов. В деятельности прокуратуры РФ уделяется большое внимание защите конституционных прав граждан от противоправных действий или бездействия должностных лиц органов государственной власти. В последнее время правозащитная функция прокуратуры становится все более системообразующей, поскольку защита прав и свобод человека является главной задачей любой отрасли прокурорского надзора.

Гарантированная в Российской Федерации государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. Конституция РФ (ч. 2 ст. 45) гласит: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

Международно-правовой механизм индивидуальной защиты прав и свобод человека также признается Конституцией РФ, согласно которой (ч. 3 ст. 46) каждый, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, имеет право обращаться по поводу защиты своих прав в соответствующие межгосударственные органы. В международной практике такие органы называются "конвенционными" (договорными), так как создаются государствами-участниками того или иного международного соглашения, которые и наделяют их компетенцией - правом рассмотрения жалоб, полученных от жертв нарушения (физических лиц). Такими органами являются Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и дополняющим его первым Факультативным протоколом; Комитет по пыткам, учрежденный в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по расовой дискриминации, учрежденный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Россия является участницей целого ряда таких соглашений (пактов, конвенций, протоколов) и, соответственно, признает компетенцию утвержденных ими конвенционных органов принимать и рассматривать индивидуальные жалобы. Это означает, что каждый, кто считает свои права нарушенными Российским государством, при соблюдении необходимых условий может прибегнуть к соответствующим международным процедурам.

Международные стандарты защиты прав человека предполагают также создание таких национальных (внутригосударственных) правозащитных органов, которые, как правило, учреждаются национальным правом (конституцией или законом) для осуществления конкретных функций в области прав человека. Во внутригосударственной системе защиты прав человека эти органы, которые не являются ни судебными, ни законодательными, выполняют функцию механизма, дополняющего деятельность государственных органов. Национальные правозащитные органы не правомочны выносить постановления, являющиеся обязательными с правовой точки зрения. Однако это не означает, что рекомендуемые ими меры государство и общественность могут игнорировать.

Согласно Конституции РФ и соответствующим российским законодательным правовым актам к таким учреждениям относятся Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также Общественная палата РФ. Совет при главе Российского государства ведет свою историю с 1 ноября 1993 г., когда Указом первого Президента РФ Б.Н. Ельцина в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина была образована Комиссия по правам человека при Президенте РФ.

В целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который, согласно Конституции РФ, назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека.

Институт Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Одним из главных методов реализации Уполномоченным функции восстановления нарушенных прав граждан является рассмотрение индивидуальных и коллективных жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (ст. 16 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" создан еще один орган, в компетенцию которого входит взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам защиты прав человека. Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечить активное участие в механизмах защиты прав человека правозащитных неправительственных организаций, роль которых постоянно усиливается.

Согласно указанному Закону Общественная палата РФ избирается каждые три года (до 2012 г. - каждые два года) и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Распорядок работы Палаты, порядок принятия ею решений, проведение пленарных заседаний регулируются регламентом Общественной палаты РФ.

Общественная палата РФ проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.