Структура государственной власти древней греции. Государственное управление в древней греции

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации, т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 8

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ в городе СЕ ВАСТОПОЛЕ

Факультет «Экономики и управления»

Отделение «Управления»

Кафедра управления

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГРЕЦИИ

Выполнил:

Манасов Г.М.

Студент группы У-202

Проверил: Росенко М.И.

Севастополь, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Греция — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто шестое по территории.

Столица — город Афины. Государственный язык — греческий

Унитарное государство, парламентская республика. В марте 2005 года пост президента занял Каролос Папульяс. Подразделяется на 13 регионов.

Расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским и Фракийским морями на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями. Имеет сухопутную границу с Албанией. Республикой Македонией и Болгарией, на северо-востоке и востоке — с Турцией.

Около 98 % населения исповедует православие. Современная Греция — наследница культуры Древней Греции, считающейся колыбелью западной цивилизации, родиной демократии и западной философии, основных принципов физико-математических наук, театра и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Грецию одной из самых посещаемых стран мира.

Индустриально-аграрная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2011 год составил 294,339 миллиардов долларов США (около 24 543 долларов США на душу населения). Денежная единица — евро.

Независимость страны провозглашена 25 марта 1821 года. До этого она входила в состав Османского халифата


ГЛАВА I

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГРЕЦИИ

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации, т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории, а центральные – направляют, координируют и контролируют их деятельность. при этом низшие административно-территориальные единицы – общины и муниципалитеты – функционируют на основе самоуправлении. Они пользуются административной самостоятельностью, а их органы власти избираются всеобщим тайным голосованием. Государство осуществляет надзор за деятельностью местных органов власти, не ущемляя их инициативы, а также заботится об их финансировании. В 1980-1990-е гг. правительство ПАСОК стало проводить активную политику децентрализации в связи с этим претерпело существенные изменения законодательство о местном самоуправлении: органы местного самоуправления получили более широкие полномочия и функции, ранее принадлежавшие государству. В результате система самоуправления вышла на новый уровень: статус самоуправляющихся единиц получили также провинции(номы) . Таким образом, система местного самоуправления в настоящее время делится на два уровня: муниципальный и провинциальный, функционирующее независимо друг от друга.

Особенностью системы государственного управления Греции является наличие категории юридических лиц публичного права, заимствованной, как и сама система децентрализация, из французской государственно-правовой традиции. Эта категория объединяет ведомства и организации, не являющихся частью государственного аппарата, но имеющие отношение к государственному управлению, а также преследующие цели, не являющиеся в узком смысле государственными, но составляющие часть национальной политики. К числу юридических лиц публичного права в Греции относятся муниципалитеты и другие местные органы власти; компании, занимающиеся электро- и водоснабжением, канализацией, связью (как правило, в них значительную долю составляет государственный капитал) , некоторые некоммерческие организации, обладающие административными полномочиями, например, Центр по сохранению наследия Афона.

1.1. Развитие системы местного управления

В этом процессе можно выделить несколько этапов. В 1834г. году королевским указом страна была поделена на димы (муниципалитеты) по территориальному принципу. Они были неравнозначными и делились на три категории в зависимости от численности населения. Эта система в общих чертах просуществовала до 1912г. Когда в русле либеральной политики самоуправляющиеся единицы были поделены на димы и общины (в сельской местности) , причем к числу критериев административного деления помимо территориальных и демографических были добавлены ещё и функциональные, как то: разделение между городскими и сельскими поселениями, наличие у общины средств для содержания начальной школы и т.д. Существенным недостатком этой системы было формирование слишком мелких административных единиц, оказавшихся не в состоянии полноценно исполнять управленческие функции.

1.2 Политико-административное деление

Современное политико-административное деление страны основано на многовековых традициях. Оно учитывает давнее стремление греков к обособлению своих населенных пунктов и областей, во многом обусловленное естественными причинами: значительная часть территории страны расположена на островах, а континентальная Греция изобилует горными хребтами, разделяющими лежащие между ними долины. В связи с этим вполне оправдана тенденция сохранить традиционное деление на области. В настоящее время Греция делится на 13 областей: Восточную Македонию – Фракию, Аттику, острова северной части Эгейского моря, Западную Грецию, Западную Македонию, Эпир, Фессалию, Ионические острова, Центральную Македонию, Крит, острова южной части Эгейского моря, Пелопоннес и Континентальную Грецию. Каждая область делится на провинции (номы), всего их 51. Статус номов имеют такие исторические области, как Беотия, Ахайя, Аркадия и др. Провинции, в свою очередь, состоят из димов (муниципалитетов и общин. В составе области Центральная Македония статус автономии имеет монашеская община полуострова Афон.

1.3 Региональное (областное) управление

Традиционно области в Греции управлялись губернаторами. Но с началом политики децентрализации губернаторские посты были упразднены, а значительная часть их полномочий передана органам местного самоуправления. Однако потребность в сохранении областных управленческих структур всё-таки осталась. Современный вид областное управление приняло в 1986г., некоторые коррективы в него были внесены в 1997г. Теперь губернаторов сменили генеральные секретари областей. Они подчиняются Министерству внутренних дел и в пределах своей области ведают входящими в компетенцию министерства вопросами (предоставление гражданства и пр.) , им подчиняются областная полиция, пожарная и портовая службы. Генеральные секретари возглавляют областные советы, отвечающие за проведение в области политики правительства и выполняющие главным образом координационные и контрольные функции. В состав областных советов входят номархи номов данной области, представители местных организаций димов и общин, представители профсоюзов, Торгово-промышленной Палаты и прочих профессиональных и общественных организаций. Финансово- экономическую сторону деятельность органов областного управления обеспечивает областной Банк развития, который также возглавляет генеральный секретарь. Кроме того, генеральные секретари руководят работой подразделений: с компетенций в пределах области и с компетенцией в пределах отдельного нома. Большая их часть организована по отраслевому принципу и функционально соотносится с соответствующими министерствами.


ГЛАВА II

Органы местного самоуправления

Органами муниципального самоуправления являются муниципальный совет, муниципальный комитет и мэр. Муниципальный совет включает от 11 до 40 членов, в зависимости и от величины дима (муниципалитета) . В состав муниципальных советов также входят местные советы общин и димов, потерявших самостоятельность в ходе реформы. Муниципальные советы осуществляют большинство из вышеперечисленных функций муниципалитетов. Кроме того, перед ними стоит задача взаимодействия с номархиальными органами по вопросам развития региона, поскольку муниципальные органы участвуют в финансировании различных провинциальных программ развития, затрагивающих территорию муниципалитета. Работой муниципального совета руководит президиум, состоящий из председателя совета, его заместителя и секретаря.

Органами самоуправления в общине являются общинный совет и председатель общины. Общинный совет может включать от семи до одиннадцати членов в зависимости от численности населения общины. Полномочия общинного совета в значительной степени совпадают с полномочиями муниципального совета, но все же несколько сужены по сравнению с последним. Так, в вопросах местного развития общинный совет имеет лишь совещательный голос.

Общинный и муниципальный совет собираются на заседания не реже одного раза в месяц, причем мэр присутствует на заседаниях муниципального совета без права голоса. Члены местных советов не имеют права принимать участие в тех заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, затрагивающие материальные интересы их самих или их родственников до второго колена. Муниципальный совет может запрашивать у мэра и муниципального комитета необходимую для его работы информацию, а также приглашать на заседания государственных служащих и частных лиц. Решение некоторых вопросов муниципальный совет может возлагать на создаваемы е им комитеты.

Из числа муниципальных советников избирается муниципальный комитет, включающий от трех до шести членов во главе с мэром или его заместителем. Муниципальный комитет составляет бюджет муниципалитета, рассматривает вопросы, связанные с получением займов подтверждает права получающий наследство или дарении и т.п.

В полномочия мэра входит исполнение решений муниципального совета и комитета, представлении дима в суде и перед государственными органами, руководство всеми муниципальными службами, в том числе и назначение служащих, подписание финансовых документов и договоров, заключающих димом,выдача справок, подтверждающих фактов прописки или постоянного проживания на территории муниципалитета. В больших димах исполнять эти обязанности мэру помогают его заместители (их может быть 5 и более) . Аналогичные функции исполняет и председатель общины.

Старейшим органом народного представительства является народное собрание. Этот институт функционирует в Греции и поныне, однако не является органом управления, а носит совещательный характер. Проведение народных собраний предусматриваются в муниципалитетах и общинах, чьё население не превышает 10 тыс. человек, и не является обязательным. Мэры и председатели общин могут собирать народные собрания для обсуждения животрепещущих вопросов местного развития. Решение народного собрания должны приниматься во внимание органами местного самоуправления.

Надзор за деятельностью органов самоуправления 1 уровня осуществляют генеральные секретари областей. За легитимностью действий органов местного самоуправления следит специальный контрольный комитет, создаваемый на номархиальном уровне и состоящий из судьи первой инстанции, представителем министерства внутренних дел и представителя органов самоуправления.


ГЛАВА IIi

Муниципальное управление

Первый уровень местного самоуправления образуют димы(муниципалитеты) и общины. Деятельность муниципальных и общинных органов регулируется Муниципальным кодексом, принявшим современный вид во второй половине 1980-х первой половине 1990-х гг. Некоторые изменения в него были внесены в 2004г. Общиной признается поселение с числом жителей от 1500 человек, располагающее необходимы средствами для содержания органов самоуправления и некоторых сооружений общественного значения. Несколько небольших поселений также могут образовывать общину с единой системой органов самоуправления. Для получения статуса дима населенный пункт должен насчитывать как минимум 2500 жителей. Димы с населением свыше 150 тыс. человек, к которым на момент создания муниципального законодательства относились Афины, Пирей и Фессалоники, делятся на муниципальные округа.

Основной задачей органов муниципального самоуправления является защита социальных, экономических, культурных и духовных интересов своих граждан. Полномочия димов включают в себя: сооружение и ремонт систем водоснабжения, орошения и канализации, строительство дорог и мостов, освещение общественных мест, создание пастбищ, зеленых зон и спортплощадок, содержание рынков и кладбищ, проведение ярмарок, осуществление мер по поддержанию чистоты. На димы также возложена забота по организации детских садов, различных культурных центров, строительству школьных зданий и доставке учеников в школы. Димы регулируют транспортные потоки, выдают лицензии и предпринимателям и учреждениям культуры, следят за исполнением законодательства об охране природы, а также торгуют топливом(для отопления) . Осуществлять контрольные функции муниципальным властям помогает муниципальная полиция. Димам в некоторых случаях могут делегироваться отдельные полномочия центральных органов власти. Однако все вышеперечисленные функции димы не обязаны исполнять сами: они могут возлагаться на подконтрольные муниципальным органам юридические лица публичного права или на подрядчиков.

3.1 Муниципальные выборы

Выборы в органы местного самоуправления первого и второго уровней проводятся каждые четыре года единовременно по всей стране. Активное и пассивное избирательное право в этом случае регулируется как общим законодательством о выборах, так и законодательством о местном самоуправлении. Избирать органы местного самоуправления первого уровня могут только граждане, прописанные в данном муниципалитете или общине не менее двух лет, второго уровня- прописанные на территории данной провинции. Номархи и члены номархиальных советов избираются из числа избирателей данной провинции. Ко дню проведения выборов кандидаты в нормахиальные органы должны достичь 23-летнего возраста и входить в состав одного из избирательных блоков. Кандидаты на муниципальные посты должны достичь 21 года. При этом один человек не может баллотироваться одновременно в органы самоуправления первого и второго уровня. Занимать выборные должности в системе местного самоуправления запрещается судебным чиновникам, военнослужащим, священнослужителям. Государственные служащие, за исключением преподавателей, не могут баллотироваться в той провинции, где они занимали руководящие посты на государственной службе. Этот запрет распространяется и на предпринимателей, связанных экономическими отношениями с данной номархией или муниципалитетом. Распределение мест в выборных органах самоуправления проводится по пропорциональной системе. При вступлении в должность члены органов местного самоуправления приносят такую же присягу, как депутаты парламента.

ГЛАВА IV

Провинциальное самоуправление

Второй уровень местного самоуправления образуют номархи. Их юридический статус, объем полномочий и порядок функционирования регламентируется Номархиальным кодексом. Номархии являются юридическими лицами публичного права, их цель – экономическое, политическое и культурное развитие соответствующей провинции (нома) . Номархии не являются вышестоящей организацией для органов местного самоуправления первого уровня и не вмешиваются в их полномочия. Как правило, границы номархий совпадают с границами провинций. Исключение составляет провинция Аттика, которая делится на три номархии – Восточной Аттики, Западной Аттики, а также номархию Афин – Пирея, что связано с перенаселенностью Афинского полиса. Другие исключения – номархии, объединяющие несколько малонаселенных номов: Эврос – Родопи и Драма – Кавала –Ксанфи. Номархии Афин – Пирея, Эврос- Родопи и Драма – Кавала – Ксанфи имеют внутреннее деление на две или три номархиальные секции. В органах провинциального самоуправления предусмотрено представительство и более мелких административно-территориальных единиц – епархиальных округов, границы которых, как правило, совпадают с границами церковных епархий. Деление на епархиальные округа не повсеместно: оно используется в соответствии с потребностями некоторых областей.

В компетенцию номархий входят все вопросы провинциального значения за исключением вопросов, связанных с государственной собственностью, вопросов, входящих в компетенцию министерств обороны, иностранных дел, финансов и юстиции, Национальной статистической службы, службы ветеринарного контроля, а также контроля над органами местного самоуправления первого уровня.

4.1 Структура и деятельность номархий

Номархии состоят из номархиального совета, номархиальных комитетов и номарха. Номархиальные советы избираются на четыре года и включают от 21 до 43 членов, в зависимости от численности населения данной провинции. В их компетенцию входят: планирование работы номархиальных служб и комитетов, утверждение бюджетов подотчетных номархии юридических лиц, введение налогов и наложение штрафов, контроль над операциями с недвижимостью, отчуждение недвижимости в предусмотренных законом случаях, вопросы, связанные со строительством общественно значимых объектов, создание центров культурного развития, учреждение юридических лиц публичного и частного права, а также ряд финансовых вопросов. Заседания нормахиального совета проводятся не реже одного раза в месяц и носят открытый характер, но существует возможность проведения закрытых заседаний. Члены совета обязаны принимать участие во всех его заседаниях и могут высказываться по любому вопросу, кроме тех, в которых заинтересованы они лично или их родственники до второго колена.

В каждой номархии может быть от двух до шести номархиальных комитетов по различным вопросам. Комитеты избираются сроком на два года из числа членов номархиального совета и включают от двух до четырех членов. При каждой номархии также действует Социально-экономический комитет, состоящий из представителей димов и общин, союзов предпринимателей и профсоюзов, исследовательских организаций, кооперативов, а также служащих номархии. Данный комитет является совещательным органом, высказывающим мнение по различным вопросам развития нома. Кроме того, для каждого епархиального округа образуются отдельные комитеты, являющиеся по сути епархиальными советами, а их председателями занимают должности епархов. Епархиальные органы составляют часть провинциального самоуправления.

Номарх избирается на четырехлетний срок. Выборы номархов и членов номархиального совета проводятся одновременно с выборами в органы самоуправления первого уровня (муниципальные выборы) . Номарх обладает следующими полномочиями: он исполняет решения номархиального совета и комитетов, представляет номархию в суде и подписывает от ее имени все заключаемые соглашения, возглавляет все номархиальные службы и др. В исключительных случаях он может принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию других номархиальных органов.

Среди юридических лиц, которые могут учреждаться номархиями, - больницы, детские сады, дома престарелых и т.п. Для пополнения своего бюджета номархии могут принимать участие в некоторых видах предпринимательской деятельности, но им запрещается инвестировать предприятия. Другие источники финансирования провинциальных органов самоуправления – налоговые поступления, доходы от эксплуатации движимого и недвижимого имущества, спонсорские взносы, дотации Евросоюза. Бюджетное финансирование покрывает только расходы, связанные с выполнением функций, возлагаемых на номархии непосредственно государством.

Для контроля над деятельностью органов провинциального самоуправления создаются специальные контрольные комитеты, в которые входят по одному представителю суда первой инстанции, Министерства внутренних дел и номархиального совета. Контрольные комитеты независимы от провинциальных органов власти. но подчиняются Министерству внутренних дел.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная Греция является унитарным и мононациональным государством. Также она не является в строгом смысле ни президентской, ни парламентской республикой, а занимает промежуточное положение между этими моделями (смешанная республика). В установившейся в 1974 г. после падения военной диктатуры и отмены монархии республике президент обладал довольно широкими полномочиями, но с течением времени они всё более урезались в пользу парламента, пока не был достигнут своего рода компромисс между этими ветвями власти.

В целом система местного управления в стране достаточно демократична для того, чтобы привлечь граждан к реальному участию в управлении, но не настолько либеральна, чтобы упустить инициативу из рук государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е.Петрунина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : КДУ, 2007. – 496с.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Греция

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11143. Государственное местное управление в Республике Казахстан 99.49 KB
Основы понятие и особенности развития государственного местного управления в Республике Казахстан. Конституционные и историко-правовые основы государственного местного управления в РК. Реформирования системы государственного управления...
19516. Местное самоуправление в сельской местности 53.58 KB
Сущность местного самоуправления. Законодательные основы местного самоуправления. Модель самоуправления муниципального образования Косо- лаповское Абатского района Тюменской области. Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ федеральными законами призванными установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления что в соответствии с ч. Предстоит разработать и принять...
16609. Муниципальное развитие и местное самоуправление в мегаполисах 21.86 KB
Особое место в действующем законе отводится вопросам организации местного самоуправления в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург. Как города федерального значения они могут самостоятельно принимать законы, регламентирующие деятельность муниципальной власти, исходя из особенностей развития города и выполняемых ими функций.
3724. Общая характеристика политической мысли Древней Греции 8.68 KB
Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политикоправовой интерпретации. Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода VII в. Так по Теогонии Гесиода от брака Зевса олицетворения всего совершенного и Фемиды олицетворений вечного естественного порядка рождаются две дочерибогини: Дике справедливость и Эвномия благозаконие. Характерные для поэм Гомера и...
20535. Сравнительная характеристика детского и молодежного туризма на примере Болгарии, Греции и Турции 312.91 KB
Именно походы поездки экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня развития наблюдательности способности воспринимать красоту окружающего мира. Цель курсовой работы: Дать сравнительные характеристики детского и молодежного туризма в Болгарии Греции и Турции Для достижения цели я считаю целесообразным решить следующие задачи: Рассмотреть определения виды особенности детского и молодежного туризма. Внутренний туризм: экскурсии для школьников спортивный туризм в т....
4118. Нарушения кровообращения, их классификация. Артериальное и венозное полнокровие. Общее и местное малокровие 4.92 KB
Общее малокровие (анемия) - может быть острым и хроническим. Острое общее малокровие (анемия) обычно развивается после массивных кровопотерь, хроническое - в результате длительных потерь относительно небольших объемов крови или из-за повышенного разрушения крови или нарушения ее образования (белководефицитные, железодефицитные, витаминодефицитные, гипопластические анемии).
20279. Организация управления в Древней Месопотамии (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме и др. странах) 41.57 KB
Азиатский способ производства и его влияние на особенности управления. Данная тема работы очень актуальна поскольку любая наука базируется на использовании исторического метода позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Но для того чтобы эти люди могли существовать этот прибавочный продукт надо было отобрать у тех кто его производил.
15325. Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия 61.05 KB
Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа. Если комплекс-интерполяция пронимается как объединение в одно целое чуждых друг другу элементов без всякой мотивировки то комплекс-компиляция есть объединение элементов также несходных или противоположных но это объединение уже определенным образом мотивировано. Аполлон Артемида иЛето первоначально были демонами совершенно разного прохождения никак между...
3688. Политико-философские взгляды представителей раннего периода политической мысли Древней Греции (Пифагор, Гераклит) 7.93 KB
Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мышление согласно Гераклиту присуще всем однако большинство людей не понимают все управляющего разума которому надо следовать.
584. Действие электрического тока на организм человека. Скрытая опасность поражения. Внешнее (местное) поражение, электрический удар (внутреннее поражение). Факторы, от которых зависит степень поражения 12.26 KB
Действие электрического тока на организм человека. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов то есть напряжению на концах участка и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов на пути прохождения тока.

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа: 1. раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции); 2. формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI – IV в.в. до н.э.); 3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения . На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада).

Хронология минойских периодов следующая:

1. Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

1. Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.



2. Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

3. Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.



Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

Классический период (V-IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

Государственное устройство в Афинах.

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

* Народное собрание;

* Совет пятисот;

* коллегия стратегов;

* коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

4. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Государственное устройство Спарты.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла , - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Государственное устройство в Древнем Риме

* царский период.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный,

по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.

* период республики.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний:

* центуриатные;

* трибутные;

* куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Действительное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат.

* период Римской империи.

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.

Распад родового строя, появление государстваРАСПАД РОДОВОГО СТРОЯ,
ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Древние греки называли себя эллинами, а свою
страну - Элладой. В этнографическом смысле под
Элладой они понимали все те районы, где находились
их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово
"Греция" лат.) назывались и колонии греков в Южной
Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские
острова. В географическом смысле, Элладой или
Грецией называлась южная часть Балканского
полуострова. Это и будет греческий материк, который
делится на 3 основные части: северную, среднюю
(собственно Эллада) и южную (Пелопоннес).

История Греции

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ
История Греции - это есть история
отдельных государственных образований,
самостоятельных в политическом
отношении полисов.
Полис- это государство-город, объединение
ряда сельских поселений вокруг города,
который доминирует над этими
поселениями.
Самыми крупными в греческом мире
являлись только два полиса- Афины и
Спарта, которые и оказали большое
влияние на судьбу других полисов. Из
последних более значительными были:
Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида,
Эретрия, Милет, Смирна, Эфес и др.
На рисунке полис в древней Греции
руины.

Появление полисов.

ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛИСОВ.
Появление частной собственности вызвало
появление государства. Свободные граждане
противостояли массе эксплуатируемых рабов. В
результате глубоких изменений в греческом
обществе 8-9 вв. появились государства - полисы.

Можно выделить 3 вида полисов:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3 ВИДА ПОЛИСОВ:
1)Демократический.
Он означает то, что все
граждане полиса вне
зависимости от
социального,
материального,
имущественного
положения имели право
участвовать в
политической жизни
полиса: заниматься
созданием законом,
голосованием,
обсуждением важных
государственных вопросов.
Таким полисом являлись
Афины.

2)Аристократический.
Второй вид полиса Древней
Греции. В данном случае во
власти участвует не весь
демос – народ, а только
отдельные выборные слои
общества – аристократы,
которые в силу своего особого
происхождения, ума, таланта,
способностей имеют
исключительное право
реализовывать свои
политические права,
занимаясь правотворчеством,
обсуждение важных дел в
государственных органах.
Аристократическим полисом
была Спарта.

3)Олигархический.
Еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти
опять таки не является демос, а является определенный круг людей,
который обладают большими материальными богатствами, большой
экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное
право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где
занимались решение государственных задач люди знатные и
богатые.

Рассмотрим общественный и государственный строй двух наиболее влиятельных полисов античной Греции – Афины и Спарта.

РАССМОТРИМ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДВУХ
НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ
ПОЛИСОВ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ –
АФИНЫ
И
СПАРТА.

Афины

АФИНЫ

Афины

АФИНЫ
Государство возникло на территории
Аттики, где первоначально жили четыре
племени, каждое из которых имело свое
Народное собрание, Совет старейшин и
выборного вождя Базилевса. С переходом к
производящей экономике произошел
раздел общинной земли на участки,
происходила имущественная
дифференциация, что в конечном итоге
приводило к образованию верхушки
богатых людей и обнищанию масс
свободного населения, многие из которых
из долгов попадали в рабство. Классовости
также способствовало ремесло и торговля,
так как Афины имели непосредственный
доступ к морю. Так, богатые люди
начинали руководить и подчинять себе
бедных.

При легендарном греческом герое Тесее происходит слияние четырех племен, и, как следствие, образуется Афинское государство-полис.

ПРИ ЛЕГЕНДАРНОМ ГРЕЧЕСКОМ ГЕРОЕ
ТЕСЕЕ ПРОИСХОДИТ СЛИЯНИЕ ЧЕТЫРЕХ
ПЛЕМЕН, И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ОБРАЗУЕТСЯ
АФИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО-ПОЛИС.
Тесей разделил всё население на три
основные группы:
1)Эфпатриды – родоплеменная знать,
которая обладала исключительным правом
занимать государственные должности
2)Геоморы – люди, которые занимались
земледелием
3)Демиурги – люди, которые занимались
ремеслом.
Кроме того, были лица, не входившие ни в
одну из групп, например, торговцы и
крестьяне, которые составляли основную
массу населения и были лишены права
занимать государственные должности, они
лишь могли участвовать в Народном
собрании, в компетенции которого не
входили особо важные политические
вопросы.

в 8-7 веке до н.э. можно выделить следующие органы в Афинском полисе:

В 8-7 ВЕКЕ ДО Н.Э. МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ОРГАНЫ В АФИНСКОМ
ПОЛИСЕ:
1)Народное собрание
2)Архонт-изберался
из класса
Эфпартидов.
3)Ареопаг-орган,
который избирал и
контролировал
Архонтов и Народное
собрание,
осуществлял высшую
судебную власть.

Спарта

СПАРТА
Спарта - Древнегреческий полис,
который можно полностью
противопоставить Афинам. Как
было уже замечено, в Афинах
правил демос, в Спарте же
правила аристократия,
родоплеменная знать.
Спартанский полис образовался в
результате слияния двух племен дорийцев и микенцев. Именно эти
племена решили объединиться в
имя достижения общей цели,
чтобы направить всю силу против
врагов. В каждом племени
Спарты был свой царь. Спарта по
форме правления представляла
собой республику. Цари играли
роль военачальников, которых
избирали из родоплеменной
знати.

Что касается социальной структуры населения, то можно выделить две основные группы:

ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ, ТО МОЖНО
ВЫДЕЛИТЬ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:
1)Свободное население. В него входили прежде всего
спартанские граждане – самые привилегированные слои
общества, хотя участвовать в Народном собрании мог
только тот, кто имеет землю в собственности. Также к
свободному населению можно отнести периэков - жители
полиса, которые не обладали статусом гражданства, но,
тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить
в армии.
2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя
рабство и имело место, оно не получило большого
распространения. Большую массу зависимых составляли
так называемы Илоты – представители захваченного
населения.

Структуру органов власти можно охарактеризовать следующим образом:

СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1)Народное собрание (принимало законы, избирало
чиновников, решало вопросы войны и мира)
2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти,
состоящий из пяти человек, который избирались сроком
на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются
вопросы внутренней и внешней политики)
3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались
из старейших граждан; в совете было 28 человек,
которые непосредственно обсуждали законопроект перед
принятием его на Народном собрании).

Список использованной литературы:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Э.Д.Фролов.История Древней Греции
Москва 2003
2)Новиков. Всеобщая история Москва 2004
3) Крашенинников. История государства и
права зарубежных стран Москва 1999
4) Г.Б.Поляка. Всемирная история Москва

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Формируется политическое общество, часто называемое военной демократией.

Греция представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Поэтому в античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация приводила к острой политической борьбе, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, и были существенным препятствием для политического объединения страны, делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, естественные условия среды обитания предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система стала одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

По своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за границой которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микромиром со своими формами политического устройства, традициями, обычаями и т.д. Полис заменил распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. наибольшее влияние среди нескольких сотен древнегреческих полисов приобретают два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком противоборства этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится огромной созидательной силой.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей - выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами) . Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.