Контрольная работа Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Понятие охраны труда

К механизированной форме труда относится труд токаря, швеи. Механизированная форма труда заключается в уменьшении объема мышечной деятельности (суточные энергозатраты составляют 3000–4000 ккал/сут.), вовлечении в работу мелких мышц дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых при управлении механизмами. Монотонность простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

К интеллектуальной форме труда относится управленческий, операторский, творческий труд, труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг, труд учащихся и студентов. Интеллектуальная форма труда заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, следствием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки при этом, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 2000–2400 ккал в сутки. Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, то есть значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Основные законодательства Российской Федерации об охране труда

Контроль за соблюдением законодательства по охране труда, проводимый министерствами, называется ведомственным. Также этот контроль осуществляется ведомствами. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создаются специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда,

Федеральная служба в сфере горного и промышленного надзора России осуществляет государственный контроль. Государственный контроль за охраной труда устанавливается вышестоящими органами государственной власти Российской Федерации и автономных республик. Государственный контроль за охраной труда осуществляют также и специализированные инспекции отдельных министерств: Государственная инспекция по промышленной энергетике и Энергонадзору; Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; Санитарно-эпидемиологическая служба системы Министерства здравоохранения РФ; Инспекция морского и речного регистров РФ; Государственная пожарная служба организуется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) через Главное управление государственной пожарной охраны и его местные органы.

Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации относится к организационно-техническим мероприятиям по охране труда согласно Трудовому кодексу РФ. Трудовой кодекс РФ предоставляет государственные гарантии на создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей. В соответствии с этим также кроме организационно-технических мероприятий выделяют правовые и социально-экономические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия.

Техника безопасности на производстве

К организационным мероприятиям по улучшению условий труда относятся внедрение системы управления охраной труда, обучение работающих, обеспечение их инструкциями, создание кабинетов по охране труда, организация контроля за соблюдением требований охраны труда и т.д.

Техническими причинами производственного травматизма являются несовершенство технологических процессов, приспособлений, инструментов; конструктивные недостатки оборудования; несовершенство, неисправность защитных, оградительных, блокировочных, вентиляционных устройств, зануления или заземления электроустановок и т.д. являются техническими причинами производственного травматизма. Производственный травматизм – повторение несчастных случаев, связанных с производством. Причины производственного травматизма могут быть организационными, техническими, санитарно-гигиеническими, природными, экономическими, психофизиологическими

Организационными причинами производственного травматизма являются низкая трудовая и производственная дисциплина; несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников; неправильная организация работы; отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом; отсутствие или неисправность средств индивидуальной защиты и т.д. Производственный травматизм – повторение несчастных случаев, связанных с производством. Причины производственного травматизма могут быть организационными, техническими, санитарно-гигиеническими, природными, экономическими, психофизиологическими, социально-психологическими, биографическими.

Производственная санитария, гигиена труда и личная гигиена

Раздел производственной эстетики, решающий вопросы подбора и размещения оборудования в производственных помещениях, называется технологическим. Планировка производственных помещений – целесообразное пространственное размещение в горизонтальной и вертикальной плоскости всех элементов оснащения, необходимых для выполнения производственного задания. Рассматривается внешняя и внутренняя планировка рабочего места. Задачи внешнего планирования: экономное использование производственных площадей; рациональная взаимосвязь между рабочим местами; сокращение расстояний переходов и транспортировки; изоляция рабочих мест с вредными условиями труда; обеспечение безопасности труда. Задачи внутренней планировки: обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ; хороший обзор и удобство обслуживания оборудования; рационализация рабочей позы; создание благоприятных условий труда.

Раздел производственной эстетики, решающий вопросы цветового оформления производственных помещений, называется строительно-оформительским. Цветовое оформление производственных помещений должно удовлетворять физиологическим, психологические и эстетическим потребностям человека. Рациональной считают такую цветовую окраску, которая позволяет обеспечить: гармоничное единство производственного помещения и производственного оборудования; уменьшить утомляемость глаза; исключить отблески от окрашенных поверхностей при солнечном и искусственном освещении. В общем, это создает оптимальные условия для зрительной работы и способствует повышению работоспособности. При цветовом решении производственных помещений промышленных предприятий необходимо учитывать следующие основные факторы: общий характер работ; климатические и географические особенности района строительства; характер и интенсивность освещения, в том числе и спектральный состав света; санитарно-гигиенические условия в помещении; степень насыщенности оборудованием и коммуникациями; требования техники безопасности (сигнально-предупредительная и опознавательная окраска, знаки безопасности). Строительно-оформительская эстетика также решает вопросы освещения, озеленения, художественно-эстетической обстановки в помещениях.

Область медицины, изучающая влияние социально-экономических факторов на состояние здоровья населения, называется социальной гигиеной. Социальная гигиена также вырабатывает научно-обоснованные рекомендации для осуществления мероприятий по предупреждению или устранению влияния вредных для жизнедеятельности людей социально-экономических факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья. В России социальная гигиена – теоретическая основа организации здравоохранения.

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:

· статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";

· статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.

2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

3. Указы и распоряжения Президента РФ.

4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;

5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

2. Законодательные основы охраны труда

В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".

В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

· в главе Х - "Охрана труда";

· в главе XI - "Труд женщин";

· в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

· признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

· государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

· установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;

· обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

· обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

· гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

3. Инструкции по охране труда на предприятии

Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:

· обучение работающих вопросам охраны труда;

· обеспечение безопасности производственного оборудования;

· обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· нормализация условий труда и др.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.

Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).

Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

· общие требования безопасности;

· требования безопасности перед началом работ;

· требования безопасности во время работы;

· требования безопасности в аварийных ситуациях;

· требования безопасности по окончанию работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "строго" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.

Одним из главных условий обеспечения безопасности на производстве является предупреждение аварий, поэтому в за­конодательстве создается определенный механизм, основны­ми элементами которого станут требования безопасности к тех­нико-экономическому обоснованию, проектированию и раз­мещению промышленных объектов, к конструированию и из­готовлению оборудования, к строительству промышленньгх объектов и вводу их в эксплуатацию.

В качестве правовых средств и инструментов предупреж­дения чрезвычайных ситуаций в законодательстве предусмат­ривается государственная и иная экспертиза (техническая, экологическая, санитарная, экономическая) проектов и объ­ектов экономики, а также лицензионный (разрешительный) порядок ведения опасной промышленной и иной деятельности. Для получения такой лицензии на право опасной промышлен­ной деятельности в соответствии с требованиями Директивы Се-везо вся необходимая информация должна быть представлена предприятием в едином документе - Декларации безопасности.

Необходимость декларирования безопасности промыш­ленного объекта вызвана потребностью оценки наиболее уяз­вимых мест предприятия, связанных с потенциально опасным производством или переработкой (хранением) опасных гру­зов, разработкой мер по готовности к ликвидации аварий. "Декларация безопасности" - это официальный документ, в котором оценивается характер и масштабы возможных чрезвы­чайных ситуаций на объекте, определяется их опасность для персонала и населения, намечаются мероприятия по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

"Положение о декларации безопасности" утверждено По­становлением Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 675, а

374 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

основным руководящим документом в сфере промышленной безопасности стал Федеральный закон "О промышленной бе­зопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ. Положения настоящего закона распростра­няются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие дея­тельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ.

Закон определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жиз­ненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и последствий указанных аварий.

В ст. 9 Закона указывается, что организация, эксплуати­рующая опасный производственный объект, обязана:

Иметь лицензию на эксплуатацию опасного производствен­
ного объекта;

Обеспечивать укомплектованность штата работников опас­
ного производственного объекта;

Допускать к работе на опасном производственном объекте
лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификацион­
ным требованиям и не имеющих медицинских противопо­
казаний к указанной работе;

Обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в
области промышленной безопасности;

Иметь на опасном производственном объекте нормативные
правовые акты и нормативные технические документы,
устанавливающие правила ведения работ на опасном про­
изводственном объекте;

Организовывать и осуществлять производственный контроль
за соблюдением требований промышленной безопасности;

Обеспечивать наличие и функционирование необходимых
приборов и систем контроля за производственными про­
цессами в соответствии с установленными требованиями;

Обеспечивать проведение экспертизы промышленной без­
опасности зданий, а также проводить диагностику, испыта­
ния, освидетельствование сооружений и технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте;

Предотвращать проникновение на опасный производствен­
ный объект посторонних лиц;

Обеспечивать выполнение требований промышленной бе­
зопасности к хранению опасных веществ;


375

Разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

Заключать договор страхования риска ответственности за
причинение вреда при эксплуатации опасного производст­
венного объекта;

Осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте,
оказывать содействие государственным органам в рассле­
довании причин аварии;

Принимать меры по защите жизни и здоровья работников в
случае аварии на опасном производственном объекте.

В Приложении №1 к Закону указаны критерии, по кото­рым предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты могут быть отнесены к опас­ным производственным объектам. К ним, например, отно­сятся объекты, на которых получаются, используются, пере­рабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющие­ся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и т.д. В Приложении № 2 указаны количества опасных веществ, нали­чие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации про­мышленной безопасности. Так, например, предельное коли­чество аммиака равно 500 т, хлора - 25 т и т.д.

Законом расписываются требования промышленной безопас­ности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Настоящий закон обеспечивает федеральный надзор в об­ласти промышленной безопасности и определяет права долж­ностных лиц, управомоченных в данной области, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности.

Порядок разработки документов в области промышленной безопасности, их экспертиза поручены МЧС, горному и про­мышленному надзору России по согласованию с другими ми­нистерствами и ведомствами.

На обеспечение радиационной безопасности персонала и населения направлен Федеральный закон от 9 января 1996 г. №3-Ф3 "О радиационной безопасности населения". Он опре­деляет правовые основы обеспечения радиационной безопас­ности населения в целях охраны его здоровья.

Радиационная безопасность населения определяется как состояние защищенности настоящего и будущего поколений

376

Людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующе­го излучения. Основными принципами обеспечения радиаци­онной безопасности являются:

Принцип нормирования - непревышение допустимых пре­
делов индивидуальных доз облучения граждан от всех ис­
точников ионизирующего излучения;

Принцип обоснования - запрещение всех видов деятель­
ности по использованию источников ионизирующего излу­
чения, при которых полученная для человека и общества
польза не превышает риска возможного вреда, причинен­
ного дополнительным к естественному радиационному
фону облучением;

Принцип оптимизации - поддержание на возможно низ­
ком и достижимом уровне с учетом экономических и соци­
альных факторов индивидуальных доз облучения и числа
облучаемых лиц при использовании любого источника
ионизирующего излучения.

Глава V Закона посвящена вопросам обеспечения радиа­ционной безопасности при радиационной аварии; в частности, в ст. 19 отмечается, что организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь:

Перечень потенциальных радиационных аварий с прогно­
зом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

Критерии принятия решений при возникновении радиаци­
онной аварии;

План мероприятий по защите работников (персонала)
и населения от радиационной аварии и ее последствий,
согласованный с органами местного самоуправления, ор­
ганами исполнительной власти, осуществляющими госу­
дарственный надзор и контроль в области обеспечения ра­
диационной безопасности;

Средства для оповещения и обеспечения ликвидации пос­
ледствий радиационной аварии;

Медицинские средства профилактики радиационных пора­
жений и средства оказания медицинской помощи постра­
давшим при радиационной аварии;

Аварийно-спасательные формирования, создаваемые из
числа работников (персонала).


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 377

В случае радиационной аварии организация, осущест­вляющая деятельность с использованием источников ионизи­рующего излучения, в соответствии со ст.20 обязана:

Обеспечить выполнение мероприятий по защите работни­
ков (персонала) и населения от радиационной аварии и ее
последствий;

Проинформировать о радиационной аварии органы госу­
дарственной власти, в том числе федеральные органы испол­
нительной власти, осуществляющие государственный надзор
и контроль в области обеспечения радиационной безопас­
ности, а также органы местного самоуправления, население
территорий, на которых возможно повышенное облучение;

Принять меры по оказанию медицинской помощи постра-
. давшим при радиационной аварии;

Локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предот-
вратить распространение радиоактивных веществ в окру­
жающей среде;

Провести анализ и подготовить прогноз развития радиаци­
онной аварии, изменений радиационной обстановки;

Принять меры по нормализации радиационной обстановки
на территории организаций, осуществляющих деятель­
ность с использованием источников ионизирующего излу­
чения, после ликвидации радиационной аварии.

В соответствии с законом граждане имеют право на возме­щение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение им убытков, обусловленных облучением ионизи­рующим излучением сверх установленных основных пределов доз. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков.

Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требо­ваний к обеспечению радиационной безопасности, несут ад­министративную, гражданско-правовую и уголовную ответст­венность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от. 21 июля 1997 г. №117-ФЗ регулирует отноше­ния, возникающие при осуществлении деятельности по обес­печению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восста­новлении, консервации и ликвидации гидротехнических соору-

378 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жнз-ности

Жений; устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплу­атирующих организаций по обеспечению безопасности гидро­технических сооружений.

Закон дает понятие гидротехнических сооружений. К ним относятся; плотины, здания гидроэлектростанций, водо­сбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тун­нели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судо­подъемники; сооружения, предназначенные для защиты от на­воднений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственньйс орга­низаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ре­сурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Законом устанавливаются общие требования к обеспече­нию безопасности гидротехнических сооружений. Некоторы­ми из них являются:

Обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехни­
ческих сооружений;

Непрерывность эксплуатации гидротехнических сооруже­
ний;

Осуществление мер по обеспечению безопасности гидро­
технических сооружений и др.

Законом гарантируется надзор за безопасностью (опреде­ляются полномочия надзора), а также закрепляется финансо­вое обеспечение безопасности (страхование гражданской от­ветственности за причинение вреда, возмещение вреда, при­чиненного в результате нарушения законодательства о без­опасности гидротехнических сооружений).

Настоящим законом устанавливается ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Одним из важнейших направлений обеспечения безопас­ности жизнедеятельности на производстве является обеспече­ние безопасности условий труда. Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ (п. 3 ст. 37).

В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются: Трудовой ко-


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 379

Деке Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ); Гражданский кодекс Российской Федерации; Фе­деральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охра­ны труда в Российской Федерации".

Раздел X Трудового кодекса РФ посвящен вопросам охра­ны труда. В общих положениях этого раздела (ст. 209) отме­чается, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, ор­ганизационно-технические, санитарно-гигиенические, ле­чебно-профилактические, реабилитационные и иные меро­приятия.

В ст. 210 раскрываются направления государственной поли­тики в области охраны труда, основными из которых являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья ра­
ботников;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требо­
ваний охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением тре­
бований прав и законных интересов работников в области
охраны труда;

Расследование и учет несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

Защита законных интересов работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также членов их семей на основе обязатель­
ного социального страхования работников от несчастных слу­
чаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с
вредными и (или) опасными условиями труда, неустрани­
мыми при современных уровне производства и организа­
ции труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, кон­струировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производ­ства и труда (ст. 211).

380 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обет, без-ти жиз-ности

В соответствии со ст. 212 обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, который, в частности, должен обеспечить:

Безопасность работников при эксплуатации зданий, соору­
жений, оборудования, осуществлении технологических про­
цессов, а также применяемых в производстве инструмен­
тов, сырья и материалов;

Применение средств индивидуальной и коллективной за­
щиты работников;

Соответствующие требованиям охраны труда условия труда
на каждом рабочем месте;

Режим труда и отдыха работников в соответствии с дейст­
вующим законодательством;

Приобретение и выдачу за счет собственных средств специ­
альной одежды, специальной обуви и других средств инди­
видуальной защиты работникам, занятым на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
по охране труда и оказанию первой помощи при несчаст­
ных случаях на производстве, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований
охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения
работ;

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажи­
ровку и проверку знаний требований охраны труда;

Организацию контроля за состоянием условий труда на ра­
бочих местах, а также за правильностью применения ра­
ботниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с
последующей сертификацией работ по охране труда в орга­
низации;

Информирование работников об условиях и охране труда
на рабочих местах, о существующем риске повреждения
здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах
индивидуальной защиты;

Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций,
сохранению жизни и здоровья работников при возникно­
вении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадав­
шим первой помощи;


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 381

Расследование и учет в установленном порядке несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужи­
вание работников в соответствии с требованиями охраны
труда;

Обязательное социальное страхование работников от не­
счастных случаев на производстве и профессиональных за­
болеваний.

Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установ­лена ст. 419.

Гражданский кодекс РФ определяет ответственность рабо­тодателей, вследствие причинения вреда работнику на произ­водстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражда­нина (ст. 1083-1101).

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Россий­ской Федерации" устанавливает правовые основы регулирова­ния отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Действие данного закона многосторонне и рас­пространяется как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учрежде­ний, проходящих производственную практику. Законодатель акцентирует внимание на том, что при осуществлении указан­ными юридическими и физическими лицами любых видов де­ятельности требования охраны труда обязательны для испол­нения.

Государство в лице органов законодательной, исполни­тельной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового до­говора (контракта) должны соответствовать требованиям зако­нодательных и нормативных актов по охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в Российской Федерации действует система нормативно-правовых актов, содержащих единые требования по охране труда, которые должны соблюдаться министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. В нее входят:

382 Гл. 18. Правовые,-нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;

Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Отраслевые стандарты (ОСТ ССБТ);

Санитарные правила (СП);

Гигиенические нормативы (ГН);

Правила безопасности (ПБ);

Правила по охране труда отраслевые (ПОТО);

Инструкции по безопасности (ИБ);

Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).

ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направ­ленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоро­вья и работоспособности человека в процессе труда. Она насчи­тывает несколько сот государственных и отраслевых стандар­тов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабо­чих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного оборудова­ния и технологических процессов должно достигаться приведе­нием их в соответствие с требованием ССБТ.

Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия рег­ламентирует организацию работы по обеспечению безопаснос­ти труда на предприятии.

Инструкция по охране труда (ИОТ) - нормативный доку­мент, устанавливающий требования безопасности при выпол­нении работ в производственных помещениях или в иных мес­тах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работников отдельных профессий, так и для отдель­ных видов работ. Инструкции должны включать только те тре­бования, которые касаются безопасности труда и выполняют­ся самими работающими.

Инструкции разрабатываются на основе типовых инструк­ций, требований безопасности, изложенных в эксплуатаци­онной документации используемых технических средств, а также с учетом конкретных условий работы.

Требования ИОТ являются обязательными для работни­ков. Невыполнение их рассматривается как нарушение произ­водственной дисциплины.


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 383

Для организации работы по охране труда на предприятии создаются службы по охране труда или привлекаются специа­листы по охране труда на договорной основе.

Оценка фактического состояния условий труда произво­дится на основании данных аттестации рабочих мест или спе­циальных инструментальных замеров уровней факторов про­изводственной среды, которые отражаются в карте условий труда на рабочем месте.

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается на­рушением норм и правил по охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением тру­дового законодательства и нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы фе­деральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по бе­зопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной ин­спекции труда осуществляют специально уполномоченные ор­ганы - федеральные надзоры (ст. 353 ТК РФ).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда - задача главного государственного инспектора труда Россий­ской Федерации, назначаемого на должность и освобождаемо­го от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители государственных инспекций труда, главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным ин­спектором труда Российской Федерации (ст. 354 ТК РФ).

Государственный надзор в Российской Федерации осу­ществляют:

за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объек­тах - специальный орган, ведающий вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в органи­зациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, метал­лургической и нефгегазоперерабатывающей промышленности, в геологических экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспорта-

384 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Ровкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366 ТК РФ);

за проведением мероприятий, обеспечивающих безопас­ное обслуживание электрических и теплоиспользующих уста­новок, - специальный орган, ведающий вопросами энерге­тического надзора в Российской Федерации (ст. 367 ТК РФ).

за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил - спе­циальный орган, ведающий вопросами санитарно-эпидемио­логического надзора в Российской Федерации (ст. 368 ТК РФ);

за соблюдением правил ядерной и радиационной безопас­ности - специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федера­ции (ст. 369 ТК РФ);

В Трудовом кодексе РФ (ст. 352) отмечается, что основ­ными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­
вого законодательства;

Защита трудовых прав работников профессиональными со­
юзами;

Самозащита работниками трудовых прав.

Организация работы на предприятии по созданию здоро­вых и безопасных условий труда работающих, предупрежде­нию несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоя­тельным структурным подразделением предприятия и подчи­няется непосредственному руководителю или главному инже­неру, проводит свою работу совместно с другими подразделе­ниями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсо­юза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора.

Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

Проводит анализ состояния и причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, разраба­
тывает совместно с соответствующими службами меро­
приятия по предупреждению несчастных случаев на произ­
водстве и профессиональных заболеваний, а также кон­
тролирует их выполнение; организует работу по проведе-


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 385

Нию паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;

Организует совместно с соответствующими службами пред­
приятия разработку и выполнение комплексного плана улуч­
шения условий труда, охраны труда и санитарно-оздорови-
тельных мероприятий, а также участвует в разработке согла­
шений по труду;

Подготавливает и вносит руководству предприятия предло­
жения по разработке и внедрению более совершенных кон­
струкций, предохранительных устройств и других средств за­
щиты от опасных производственных факторов;

Участвует в работе по внедрению стандартов безопасности
труда и научных разработок по охране труда;

Проводит совместно с соответствующими службами пред­
приятия и с участием профсоюзного актива проверки (или
участвует в проверках) технического состояния зданий,
сооружений, оборудования, эффективности работы вен­
тиляционных систем, состояния санитарно-технических уст­
ройств и санитарно-бытовых помещений;

Контролирует правильность составления и своевремен­
ность представления заявок на приобретение спецодежды,
спецоборудования и других средств индивидуальной защиты,
а также оборудования и материалов для осуществления ме­
роприятий по охране труда;

Оказывает помощь подразделениям предприятия в органи­
зации контроля состояния окружающей производственной
среды;

Участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию
новых и подвергшихся реконструкции объектов производ­
ственного назначения, оборудования и машин, проверяя
выполнение требований по обеспечению здоровых условий
труда;

Проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в орга­
низации обучения работников по вопросам охраны труда в
соответствии с ГОСТом 12.0.004-93 и действующими нор­
мативными документами;

Участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии
по проверке знания специалистами правил и норм по охране
труда, инструкций по технике безопасности.

Как уже отмечалось выше, в соответствии с Трудовым кодексом РФ организация обеспечения безопасности труда в

386 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Подразделениях возложена на их руководителей. Они прово­дят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие - главный ин­женер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охра­не труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между адми­нистрацией и профсоюзной организацией, контролируют вы­полнение администрацией этих соглашений и законодательст­ва о труде. Общественные инспектора подразделений осу­ществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают учас­тие в расследовании и документальном оформлении несчаст­ных случаев на производстве.


Похожая информация.


1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности

  • Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.
  • Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:
  • · статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
  • · статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.
  • Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.
  • 1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.
  • 2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
  • 3. Указы и распоряжения Президента РФ.
  • 4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • 5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
  • 6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.
  • Безопасность жизнедеятельности

    Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере...

    Безопасность труда как условие повышения производительности в организации

    Понятие охраны труда содержится в ст.1 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999г. №181-ФЗ и сформулировано следующим образом: «Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности...

    Законодательная и нормативно-правовая база безопасности условий труда в организациях различной формы собственности

    На территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР. Столь крупная нормативная база документов...

    Опасные и вредные факторы и их воздействие на человека

    В повседневной жизни человек постоянно обречен на неопределенность и неважно работает он или отдыхает, выступает в качестве клиента сервиса или его работника. Цель человека - чувствовать себя в любой среде в безопасности...

    Основные задачи физиологии труда

    Безопасность жизнедеятельности является комплексной дисциплиной, опирающейся на разработки и достижения разных наук. Одной из таких наук является эргономика. Термин "эргономика" впервые ввел польский естествоиспытатель В...

    Основные нормативно-технические документы по обеспечению безопасности на автотранспортном предприятии. Надзор и контроль за состоянием охраны труда

    Общие нормы трудового законодательства изложены в Конституции Российской Федерации, а также Основах законодательства Российской Федерации о труде...

    Оценка эффективности обеспечения безопасности труда в современной организации на примере ООО "АвтоВектор"

    Правовое управление, надзор и контроль за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов...

    Правовое регулирование охраны труда в Республике Беларусь

    Правовой основой охраны труда является совокупность государственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей...

    Правовые и нормативные документы по охране труда, применяемые на предприятиях общественного питания

    Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов...

    Правовые основы безопасности жизнедеятельности

    Промышленная безопасность процесса гидроочистки тяжелых вакуумных газойлей

    1.1 Деятельность в области промышленной безопасности К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт...

    Стихийные явления и бедствия

    Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывается в последние десятилетия с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства...

    Управление безопасностью жизнедеятельности

    а) в области охраны труда Основными законодательными актами по охране труда являются: Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральные законы "О пожарной...

    Управление безопасностью труда

    Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас-ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си-стемой законодательных и нормативных правовых актов...

    Труд и здоровье людей в РФ охраняются государством. Это провозглашено в ст. 7 Конституции РФ.

    В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

    Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст. 37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

    Правовой институт охраны труда включает нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:

    правила и инструкции по охране труда;

    специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

    нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

    нормы, регулирующие финансирование и организацию работы по охране труда;

    правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

    Здоровые и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием: техники и технологии производства (например, замена тяжелого физического труда машинами, внедрение роботов, заменяющих человека там, где это опасно для его жизни и здоровья, герметизация технологических процессов на химических предприятиях). Но если на современном уровне развития техника и технология, производства данной продукции сами по себе не исключают вредностей, то для их устранения должны применяться меры, предусмотренные в нормах трудового права по охране труда и направленные на предотвращение или нейтрализацию воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

    Важнейшие нормы, направленные на обеспечение безопасных для жизни и здоровья условий труда, закреплены в разделе X «Охрана труда» (главы 33 и 36) и в главах 41 и 42, в которых имеются статьи об охране труда женщин и работников в возрасте до 18 лет, а также в Федеральном законе от 17 июня 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» 1 .

    В этих актах закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда, определяющие содержание и направление- развития законодательства об охране труда и практику его применения:

    обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

    принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

    государственное управление охраной труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

    проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников и другие направления (ст. 210 ТК РФ), нашедшие свое воплощение в конкретных нормах.

    В этих актах предусматривается также необходимость взаимодействия и сотрудничества государственных органов с работодателями, профсоюзными и иными уполномоченными работниками представительными органами.

    Нормы об охране труда закреплены и в других федеральных законах, в подзаконных актах РФ, а также субъектов РФ.

    В обеспечении охраны труда существенное значение имеет Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» 1 , который предусматривает, что технический регламент (т. е. документы, содержащие обязательные требования к продукции, процессам производства, зданиям, сооружениям и т. д.) принимаются, в частности, в целях защиты жизни и здоровья граждан.

    Вопросы улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков), обычно включаются в коллективные договоры (соглашения).

    Государственными нормативными требованиями охраны тру, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,

    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лица; при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого; оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    Повышенные требования к охране жизни и здоровья работников установлены в соответствии с Федеральным законом 21 июля. 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Эти требования предусматривают, например, обязанность организации предотвращать проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект, обучения работников действиям в случае аварии или инцидента 1 .

    Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, устанавливаются Правительством РФ (ст. 211 ТК РФ) с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    В целях обеспечения соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов строительства, реконструкции, переоборудования и т. д. государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Функции государственной экспертизы условий труда были возложены на Минтруд РФ, а на региональном уровне - на органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие охраной труда. В настоящее время эти функции переданы в ведение Минздравсоцразвития РФ и входящему в его состав Роструду. 2

    Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

    Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификаты соответствия.

    Помимо ТК РФ и других законов в РФ действует система подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000г. № 399 эта система состоит из межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил, по проектированию и строительству, гигиенических нормативе и государственных стандартов безопасности труда. Эти акты утверждали в пределах своей компетенции ранее существовавшие Минтруд, Минздрав, другие федеральные органы исполнительной власти России, Госгортехнадзор, Госстандарт, Госстрой РФ.

    Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов» функции Минздрава и Минтруда России по принятию нормативных правовых актов переданы Министерству здравоохранения и социального развития, а такие же функции Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госстандарта и Госстроя - Министерству промышленности и энергетики РФ. Однако следует учитывать, что ранее принятые акты Минтруда и других указанных органов сохраняют силу впредь до их отмены.

    Указанные акты, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, подлежат направлению для рассмотрения; и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

    В указанных актах предусмотрены требования по содержанию-территории предприятий, производственных помещений, оборудования, по снабжению машин и станков конструктивными ограждениями и предохранительными приспособлениями, нормы естественного и искусственного освещения, предельные нормы шума, запыленности, загазованности, обеспечение производственных помещений отоплением и вентиляцией. Они регулируют санитарно-бытовое обслуживание рабочих, в том числе устройство санитарно-бытовых помещений.

    Межотраслевые правила и нормы могут содержать требования безопасности труда при выполнении определенных работ (например, электро- и газосварочных), при эксплуатации определенных типов оборудования (например, подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, трубопроводов для пара и горячей воды) в различных отраслях хозяйства.

    Отраслевые правила содержат требования по обеспечению безопасности и гигиены труда на предприятиях определенной отрасли народного хозяйства (например, металлургической или текстильной промышленности).

    Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. В случае необходимости (например, при изменении законодательства, внедрении новой техники и технологий) эти требования подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ при разработке нормативных актов по охране труда должны исходить из того, что содержащиеся в них требования не могут быть ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в актах федеральных органов исполнительной власти.

    Непосредственно в организациях работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов (ст. 212 ТК РФ).

    Для обеспечения жизни и здоровья работников важное значение имеет соблюдение в организациях норм и Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ.

    Организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) утверждают федеральные органы исполнительной власти, ведающие охраной труда. Примером могут служить Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. № 80 2 . В соответствии со ст. 423 ТК РФ сохраняют пока силу и нормативные правовые акты бывшего СССР (Госстандарта СССР, Госстроя СССР, Минздрава СССР), содержащие требования по охране труда.

    2. ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ. ЗОНЫ ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ И ОЧАГИ ПОРАЖЕНИЯ ОТ ОВ И ОХВ. ЗАШИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОВ И ОХВ

    Под химическим оружием понимают совокупность отравляющих веществ (ОВ) и средства, с помощью которых их применяют. Химическое оружие предназначено для поражения незащищенных людей и животных путем заражения воздуха, продовольствия, кормов, воды, местности и расположенных на ней предметов.

    Химическое оружие – представляет собой различные вещества. Они могут поражать людей, заражать воздух, почвы, источники воды; различные сооружения, транспортные средства, различную технику, продукты питания, корм для животных. Обычно в момент использования большинство отравляющих веществ переходит из жидкого или твердого состояния в капельно-жидкое, газообразное или образует аэрозоли (дым, туман).

    Химическое оружие вызывает поражение организма при попадании отравляющих веществ на незащищенные участки тела, при вдыхании зараженного воздуха, при употреблении в пищу зараженных продуктов и воды.

    В момент применения отравляющие вещества переходят из жидкого или твердого состояния в капельно-жидкое, газообразное, парообразное или аэрозольное (туман, дым) и могут распространяться на значительные расстояния от места применения химического оружия. Они способны проникать вместе с воздухом в жилые и производственные помещения, а также в защитные сооружения, не имеющие герметизации, и воздействовать на находящихся в них людей.

    Отравляющие вещества поражают живые организм при попадании на кожный покров и в глаза, при вдыхании зараженного воздуха, при употреблении зараженной пищи и воды. Критериями боевой эффективности отравляющих веществ являются их токсичность, быстродействие и стойкость.

    От других средств массового поражения химические отравляющие вещества отличаются способностью проникать с воздухом и водой в самые различные негерметизируемые объекты и оказывать свое поражающее и загрязняющее действие. Продолжительность такого действия колеблется в зависимости от вида применяемых отравляющих веществ и метеорологических условий от нескольких часов до нескольких недель и реже нескольких месяцев.

    Токсичность отравляющих веществ определяется их способностью оказывать отравляющее действие. Быстродействие определяется временем от момента контакта с отравляющим веществом до проявления первых признаков отравления. В зависимости от полученной дозы отравляющего вещества поражение организма может развиваться в виде лавинообразного молниеносного процесса с летальным исходом за считанные секунды или в форме тяжелого прогрессирующего патологического процесса.

    Стойкость отравляющих веществ характеризует их способность сохранять поражающее, действие в течение определенного времени после применения. Все отравляющие вещества условно подразделяют на стойкие и не стойкие. Время сохранения поражающих свойств для стойких веществ составляет от нескольких дней до нескольких недель, в то время как нестойкие вещества сохраняют свое поражающее действие в течение нескольких минут.

    По характеру воздействия на организм отравляющие вещества делятся на группы:

      нервно-паралитического действия (высокотоксичные фосфор содержащие отравляющие вещества: V-газы, зарин, зоман);

      кожно-нарывного действия (иприт, азотистый иприт);

      общеядовитого действия (быстродействующие летучие отравляющие вещества: синильная кислота, хлорциан, оксид углерода, мышь яковистый и фосфористый водород);

      удушающего действия (при вдыхании поражаются верхние дыхательные пути и легочные ткани: фосген, дифосген);

      психохимического действия (вызывают временные психозы за
      счет нарушения химической регуляции в центральной нервной системе:
      диэтиламид лизергиновой кислоты, би-зед);

      раздражающего действия (отравляющие вещества, воздействующие на слизистые оболочки глаз и верхние дыхательные пути: сиэс, хлорацетофенон).

      К нервно-паралитическим относятся V-газы, зарин, зоман. Первые признаки отравления ими - одышка» рвота, сильная потливость, сужение зрачков, обильное выделение жидкости через нос и слюнотечение. Эти отравляющие вещества высокотоксичны и даже только попадание их капель на кожу человека может вызвать смерть. Они практически не имеют запаха (у зомана - слабый запах камфары).

      Наиболее распространенными общеядовитыми отравляющими веществами являются быстродействующие синильная кислота и хлордиан. У последнего неприятный, раздражающий запах, у синильной кислоты запах горького миндаля. К первым признакам отравления этими веществами относятся следующие: металлический, горьковатый привкус во рту, слюнотечение, раздражение горла, переходящее в онемение слизистой оболочки органов дыхания, усиленное сердцебиение, головокружение, шум в ушах, тошнота, рвота, общая слабость.

      К рассматриваемой группе можно отнести и химические вещества, обычно применяемые в хозяйственных целях, но токсичные и обладающие способностью вызвать массовые поражения и смерть живых организмов, включая человека. Наиболее распространенными из них являются хлор, аммиак, сероводород, фтористый водород, оксиды азота. Их массовое поступление в среду, окружающую человека, возможно как при военном разрушении химических предприятии и холодильников, так и при авариях и диверсиях на этих объектах. Таким образом, массовое отравление этими веществами может произойти без использования противником химического оружия и даже в мирное время.

      Применение химического оружия приводит к образованию на местности зоны заражения. Зона заражения включают в себя территории непосредственно подвергшиеся воздействию химического оружия (районы применения) и территории, на которые распространилось облако, зараженное отравляющими веществами.

      Территория, на которой в результате воздействия химического оружия противника произошли массовые поражения людей, животных и растений, называется очагом химического поражения.

      Очагом химического поражения является территория, на которой в результате воздействия химического оружия или крупной аварии (террористического акта) с выбросом химических отравляющих веществ произошли массовые поражения людей, животных, растений.

      Оценка химической обстановки состоит из:

      определения масштабов я характера химического заражения;

      анализа их влияния на деятельность объектов, сил гражданской обороны, населения;

      выбора наиболее целесообразных вариантов действии при которых исключается поражение людей.

      Зоны заражения и очаги химического поражения могут образовываться также вследствие аварий на предприятиях, производящих или использующих в производстве АХОВ.

      Размеры и конфигурация зон химического заражения зависят от типа отравляющего вещества, вида средства доставки, состояния атмосферы, метеорологических условий и рельефа местности.

      Рассмотрим подробнее наиболее распространенные отравляющие химические вещества.

      Хлор - это газ желто-зеленого цвета с резким запахом. Соединяясь с водяными парами образует белый туман, стелящийся над землей. Воздействие этого отравляющего вещества приводит к поражению дыхательных путей, глаз; при длительном вдыхании образуется отек легких. Первый признак отравления (кроме специфического запаха) - сухой кашель.

      Аммиак - в обычных условиях газ без цвета с резким удушающим запахом. Первые признаки отравления - раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки, чихание и повышение слюноотделения. Довольно скоро они переходят в тошноту, нарушение координации движений и в бредовое состояние.

      Сероводород - газ с резким запахом тухлых яиц. В первую очередь он поражает органы дыхания и зрения. Отравление начинается с ощущения боли в глазах, слезотечения, светобоязни.

      Фтористый водород - также в обычных условиях газ. Его воздействие на человека начинается с поражения слизистых оболочек носоглотки я глаз. Кроме того, он поражает незащищенные участки тела, вызывая на коже образование пузырей.

      Оксиды азота. Азот образует с кислородом ряд соединений, в том числе ядовитых. К последним можно отнести и оксид азота (I). Его также называют закисью азота (N 2 О). При комнатной температуре он довольно устойчив, но при повышении температуры разлагается на кислород и азот, и тем быстрее, чем выше температура. В обычных условиях эта газ без цвета, со слабым специфическим запахом, сладковатый на вкус. Он не реагирует ни с водой, ни с кислотами, ни со щелочью.

      Вдыхание небольших количеств оксида азота притупляет болевую чувствительность (в смеси с кислородом его используют для наркоза). При больших количествах он возбуждающе действует на нервную систему; поэтому раньше его называли «веселящим газом».

      Диоксид (двуокись) азота NO 2 представляет собой в обычных условиях бурый ядовитый газ с характерным запахом. Он легко сгущается в жидкость красноватого цвета. Она замерзает при температуре всего - 11,2 °С, образуя бесцветную кристаллическую массу.

      При вдыхании диоксида азота происходит сильное раздражение дыхательных путей, переходящее в серьезное отравление.

      Оксид азота (III), или азотистый ангидрид N 2 O 3 , - темно-синяя жидкость, уже при низких температурах разлагающаяся с образованием ядовитого диоксида азота NO 2 .

      Оксид азота (V), или, азотный ангидрид N 2 O 5 , представляет собой белое кристаллическое вещество, уже при комнатной температуре разлагающееся с образованием ядовитого газа - диоксида азота.

      Образование ядовитых оксидов азота (и в первую очередь непосредственно диоксида) и их поступление в больших. количествах в атмосферу возможно при авариях на предприятиях по производству азотной кислоты.

      К кожно-нарывным отравляющим веществам обычно относят иприт и люизит. В обычных условиях это жидкости. У первой запах чеснока или горчицы, у второй - листьев герани. Они поражают глаза, незащищенные участки тела, органы дыхания и даже пищеварения.

      Бесцветный газ фосген относится к удушающим веществам, он имеет запах прелого сена или гнилых яблок. Первым признаком отравления этим газом является приторно-сладкое ощущение во рту, сменяются кашлем, общей слабостью и головокружением.

      После выхода из зоны заражения эти признаки пропадают, но ухудшение самочувствия может наступить через 4 – 6 часов после отравления.

      Психохимическое воздействие оказывает ряд химических соединений, обнаружение которых в атмосфере проводится с помощью специальных приборов. Первыми признаками отравления этими веществами является расширение зрачков. Позже начинается слуховые и зрительные галлюцинации.

      К раздражающим отравляющим веществам относятся хлорацетофенон, сиэс, адамсит, дифенил-хлорасин. Все они в обычных условиях представляют собой твердые вещества, поражающие в первую очередь органы дыхания и зрения, вызывающие слезоточивость.

      Хлорацетофенон имеет запах цветущей черемухи, си-эс - перца, дифенил-хлорарсин - лука; адамсит - твердое вещество без запаха.

      К признакам поражения этими отравляющими веществами относятся, кроме уже названного слезоточения, покраснение и резь в глазах» смыкание век, светобоязнь, раздражение органов дыхания с появлением кашля, чихания, насморка и обильного слюноотделения. Признаки поражения раздражающими отравляющими веществами проявляются очень быстро - через 1 – 3 минуты после вдыхания зараженного воздуха. Следует также отметить, что попадание частиц хлорацетофенона на кожу вызывает ее покраснение и образование крапивной сыпи.

      Фитотоксичные отравляющие вещества (фитокси-канты) впервые в военных целях были применены американцами во время войны во Вьетнаме (1961 - 1975 гг.) Ими были использованы в больших концентрациях и на довольно больших территориях гербициды (обычно они используются в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками) и дефолианты (они также используются в сельском хозяйстве как вещества, вызывающие опадание листьев с деревьев).

      Фитоксиканты представляют собой желтовато-белый порошок, реже жидкость, образующую при соединении с водой стойкую эмульсию. Они, обладая общеядовитыми свойствами, оказывают воздействие не только на растительные, но и на животные организмы, в том числе на людей. По мнению ряда исследователей, фитотоксичные отравляющие вещества воздействуют на генетический аппарат. Будучи в нормальных условиях довольно стойкими, эти вещества заражают территорию на весьма длительное время.

      Повышенные температуры и скорости движения воздуха приводят к интенсификации процессов испарения жидких отравляющих веществ. Это увеличивает их начальные концентрации, но уменьшает время существования опасных ситуаций. Сильная турбулентность атмосферы способствует интенсивному перемешиванию и быстрому снижению концентраций отравляющих веществ. Напротив, спокойная атмосфера или наблюдающаяся в ней инверсия препятствуют перемешиванию отравляющих веществ с воздухом, что при определенных условиях способствует распространению зараженного воздуха на большие расстояния от очага заражения. Растительный покров, повышенная плотность застройки, сильно пересеченная местность (овраги, лощины и т. п.) способствуют застою зараженного воздуха и повышению длительности заражения.

      Кроме коллективных средств защиты от оружия массового поражения необходимо предусматривать использование средств индивидуальной защиты. Их нужно иметь при себе при угрозе нападения. Эти средства подразделяются на следующие:

      Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

      Средства индивидуальной защиты кожи.

      3.Медицинские средства индивидуальной защиты.

      Средства индивидуальной защиты органов дыхания включают противогазы фильтрующие, респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки. Они должны предохранять от попадания внутрь организма радиоактивных, отравляющих и бактериальных веществ.

      Противогаз защищает от попадания вышеперечисленных веществ в органы дыхания, в глаза и на лицо. Вдыхаемый через противогаз воздух, проходя через специальную фильтрующе-поглощающую коробку (рис. 8.7), очищается от веществ, образуемых при использовании средств массового поражения, пыли и дыма.

      Фильтрующее поглощающая коробка соединяется трубкой, по которой идет очищенный воздух, со шлемом-маской. Эта маска защищает лицо и глаза от попадания радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных средств.

      Респираторы предназначены для защиты человеческого организма от попадания внутрь пыли (в том числе радиоактивной), а также различных аэрозолей (в их числе и насыщенные бактериальными средствами). Респираторы выпускаются трех размеров и подбираются индивидуально.

      Для правильного, эффективного использования респиратор должен плотно прилегать к лицу. Это проверяется так: ладонью нужно плотно закрыть отверстие предохранительного клапана выдоха и сделать легкий выдох. Если воздух из полумаски не выходит, а лишь слегка раздувает ее, респиратор пригоден для работы.

      Противопыльные тканевые маски используются при отсутствии противогазов и респираторов для защиты органов дыхания и глаз от пыли, в том числе и от радиоактивной. Рассматриваемые маски изготавливаются семи размеров в зависимости от высоты лица.

      Высота лица измеряется от точки наибольшего углубления на переносье до нижней точки подбородка.

      Сама маска (ее корпус) состоит из 4 – 5 слоев плотных тканей (фланель, шерстяная ткань с начесом), а верхний слой - из неплотной (штапель, трикотаж). Крепление делается из одного слоя ткани.

      Ватно-марлевая повязка может быть изготовлена самостоятельно. Для этого на середину куска марли размером 100×50 см кладется слой марли толщиной 1 – 2 см и размером 30×20 см. Затем закрывают вату, загибая с обеих сторон марлю. Концы марли надрезают так, чтобы образовались 4 завязки.

      Повязка закрывает нос и рот. Две завязки крепятся на затылке за ушами, а две другие на темени. Глаза защищаются обычными или противопыльными очками.

      Если нет перечисленных выше средств индивидуальной защиты, то в чрезвычайных ситуациях, связанных с применением средств массового поражения, можно использовать любую ткань, сложенную в несколько слоев (полотенце, шарф, платок).

      Средства защиты кожи . Ими могут быть или специальный защитный комплект, или специально приспособленные повседневные одежда и обувь. Они должны защищать людей от капёльно-жидких отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей.

      Рассмотрим необходимые действия для повышения защитных свойств повседневной одежды:

      Сшить клапаны из плотной ткани на грудь и в места застежек одежды для усиления экранизирующей роли одежды.

      Из плотной ткани сделать воротник шириной около 4 – 5 см и длиной, равной окружности шеи, и сшить его с нагрудным клапаном.

      На места разрезов на рубашках, куртках, брюках пришить клинья из плотной ткани.

      Сшить капюшон из плотной ткани или синтетической пленки.

      Сшить на обувь чулки из непромокаемой ткани.

      Пропитать одежду мыльно-масляной эмульсией.

      Для ее приготовления необходимо в 2 литрах горячей воды растворить 250-300 г измельченного хозяйственного мыла, добавить 0,5 л минерального или растительного масла и нагреть раствор.

      После пропитки одежду слегка отжать и высушить на открытом воздухе.

      3 ВЫПОЛНИТЬ ЗАМЕРЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ И СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ ЕГО ДОСТАТОЧНОСТИ

      Исходные данные.

      Длина А=9 м;

      Глубина В=6 м;

      Размер объекта различения – 1.0;

      Коэффициенты отражения:

      Потолка-0.6

      Стен-0,45

      Пола-0,4;

      Высота противостоящего здания-5 м;

      Расстояние до здания -10 м;

      Отделочный материал — Блоки;

      Вид остекления — Двойной;

      Вид переплета — Разд-сп.;

      Рисунок 1 – Схема для расчета естественного освещения

      Проверка достаточности естественного освещения осуществляется путем сравнения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в расчетной точке помещения с нормативным значением КЕО для данного вида работ. Расчетная точка находится на уровне условной поверхности (0,8 м от пола) на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов.

      Наиболее простым, но приближенным способом определения размеров светопроемов является геометрический, при котором площадь светопроема устанавливается в процентах от площади пола. Этот способ применяется на стадии разработки проектного задания. Требуемая площадь светопроемов (в процентах от площади пола), обеспечивающая нормированное значение КЕО, может приближенно определяться при боковом освещении по следующей эмпирической формуле:


      где: S о — площадь световых проемов при боковом освещении;

      S п
      — площадь пола помещения;

      е н — нормированное значение КЕО;

      h о — световая характеристика окон, определяется по таблице;

      К зд — коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящим зданием, определяется по схеме на рис.1 ;

      t о — общий коэффициент светопропускания, определяемый по формуле:

      t 0 = t 1
      t 2
      t 3
      t 4
      t 5

      где: 1 — коэффициент светопропускания материала;

      t 2 — коэффициент, учитывающий потери света в переплетах светопроема;

      t 3 — коэффициент, учитывающий степень загрязнения светопропускающего материала (принимается произвольно по таблице);

      t 4 — коэффициент, учитывающий потери света в несущих конструкциях, при боковом освещении
      t 4 =1;

      t 5 — коэффициент, учитывающий потери света в солнцезащитных устройствах, для убирающихся внутренних регулируемых жалюзи t 5 =1;

      Коэффициенты t 1, t 2, t 3 приведены в таблице 10.

      Для определения коэффициента r 1 необходимо определить средневзвешенный коэффициент отражения потолка, стен и пола по формуле:


      где — коэффициенты отражения потолка, стен и пола.

      Нормированное значение коэффициента естественной освещенности е н определяется по формуле:


      где
      табличное значение КЕО, находится по таблице,

      коэффициент светового климата, при боковом освещении и ориентации окон на запад или восток
      ;

      Коэффициент К зд
      определяется в зависимости от соотношения расстояния между рассматриваемым и противостоящим зданиями L и высотой расположения карниза противостоящего здания над подоконником рассматриваемого окна Н зд.

      Рисунок 2 – Схема определения коэффициента К зд, учитывающего затенение противостоящим зданием.

      Действительное значение КЕО при боковом освещении определяется по формуле:

      где
      геометрический коэффициент естественной освещенности при боковом освещении, определяемый по методу А.М.Данилюка,

      Расчет геометрического коэффициента естественной освещенности при боковом освещении по графикам А.М.Данилюка имеет следующую последовательность:

      график I накладывается на чертеж поперечного разреза помещения, центр О графика I совмещается с расчетной точкой А, а нижняя линия графика – со следом условной рабочей поверхности,

      подсчитывается количество лучей n 1 по графику I, проходящих через поперечный разрез светового проема,

      отмечается номер полуокружности на графике I, которая проходит через точку С 1 – середину светопроема,