Безопасность и экологичность при проектировании и эксплуатации электроустановок. Охрана труда и экологическая безопасность Требования экологической безопасности в части охраны растительного покрова и объектов животного мира

Российским законодательством электроустановки не отнесены к ОПО, вместе с тем электрическая энергия может быть опасной, если неправильно эксплуатировать электрические сети, оборудование или электрические приборы, а также если не осуществлять контроль над обеспечением надежной, безопасной и рациональной эксплуатацией электроустановок и содержанием их в исправном состоянии.
Электрическая энергия является источником повышенной опасности, а электрический ток или напряжение - фактором повышенной опасности, которые при определенных условиях могут привести к авариям, пожарам, к нарушению функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, нанести материальный ущерб и даже угрожать здоровью и жизни человека или животных.
По этому принципу электроустановки относят к установкам повышенной опасности. Законодательство РФ об электроэнергетике определяет электроэнергетику как отрасль экономики РФ, включающую в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Для целей реализации Федерального закона «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года используются следующие основные понятия: субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Эксплуатация электроустановок должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих Правил в области электроэнергетики, а их требования обязательны для всех организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также в определенной части требования распространяются для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. К таким правилам в первую очередь относятся: Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утверждены приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ № 4799 от 20 июня 2003 года, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждены приказом Минэнерго России № 6 от 13 января 2003 года, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ № 4145 от 22 января 2003 года. Правила не заменяют требования государственных стандартов и нормативно-технических документов (НТД), регламентирующих устройство электроустановок, требования завода-изготовителя на данное устройство. Эксплуатация электрооборудования, в том числе бытовых электроприборов, допускается только при наличии сертификата соответствия на это электрооборудование и бытовые электроприборы.
Все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование энергообъекта
Техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования проводится по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы, причем при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования: теплотехнического - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами; зданий и сооружений - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, но не реже одного раза в пять лет.
Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем (для субъекта электроэнергетики), для потребителя - комиссией, возглавляемой его техническим руководителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора.
Задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки. Одновременно с техническим освидетельствованием должна осуществляться проверка выполнения предписаний органов государственного контроля и надзора и мероприятий, намеченных по результатам расследования нарушений работы энергообъекта и несчастных случаев при его обслуживании, а также мероприятий, разработанных при предыдущем техническом освидетельствовании. Результаты технического освидетельствования должны быть занесены в технический паспорт энергообъекта или отражаться в акте и технических паспортах технологических систем и электрооборудования с обязательным указанием срока последующего освидетельствования.
По результатам технического освидетельствования зданий и сооружений устанавливается необходимость проведения технического обследования. Основной задачей технического обследования зданий и сооружений являются своевременное выявление аварийно-опасных дефектов и повреждений и принятие технических решений по восстановлению надежной и безопасной эксплуатации.
За техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных ремонтных работ отвечает собственник.
Объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния.
Периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий, сооружений, электростанций и сетей, включая требования НТД на ремонт данного вида оборудования.
Необходимо отметить, что система управления электрохозяйством потребителя и энергосистемы в целом должна осуществлять:
- развитие производства для удовлетворения потребностей в электрической энергии и тепле;
- эффективную работу электростанций и сетей путем снижения производственных затрат, повышения эффективности использования мощности установленного оборудования, выполнения мероприятий по энергосбережению и использованию вторичных энергоресурсов;
- повышение надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, устройств, систем управления, коммуникаций;
- обновление основных производственных фондов путем технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, модернизации оборудования;
- внедрение и освоение новой техники, технологии эксплуатации и ремонта, эффективных и безопасных методов организации производства и труда;
- повышение квалификации персонала, распространение передовых методов производства.
При монтаже, модернизации и реконструкции электроустановок следует наряду с указанными выше Правилами использовать: Правила устройства электроустановок (ПУЭ); строительные нормы и правила (СНиП); санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, государственные стандарты.
Применяемые в электроустановках электрооборудование, электротехнические изделия и материалы должны соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий, утвержденных в установленном порядке.

Правила устройства электроустановок
Требования к конструкции, исполнению, способу установки, классу и характеристике изоляции применяемых машин, аппаратов, приборов и прочего электрооборудования, а также кабелей и проводов должны соответствовать параметрам сети или электроустановки, режимам работы, условиям окружающей среды.
Такие требования изложены в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания.
ПУЭ разработаны с учетом обязательности проведения в условиях эксплуатации планово-предупредительных и профилактических испытаний, ремонтов электроустановок и их электрооборудования.
Некоторые главы ПУЭ распространяются на все электроустановки переменного и постоянного тока напряжением до 1 кВ и выше и содержат общие требования к их заземлению и защите людей и животных от поражения электрическим током как в нормальном режиме работы электроустановки, так и при повреждении изоляции.
Особое требование действующих Правил в области электроэнергетики и Правил охраны труда предъявляется к подготовке персонала. Работа с персоналом является одним из основных направлений в деятельности организации и ее структурных подразделений.


Требования к персоналу, работающему на электроустановках

Эксплуатацию электроустановок должен осуществлять квалифицированный обслуживающий персонал - это специально подготовленные работники, прошедшие проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности) и имеющие группу по электробезопасности, предусмотренную действующими правилами охраны труда при эксплуатации электроустановок. В работе с персоналом должны учитываться особенности рабочего места, сложность и значение обслуживаемого оборудования и профессиональная подготовка работника.
Так, например у Потребителя в зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
Категории персонала, включая и рабочих, осуществляют свои права, обязанности и несут ответственность в соответствии с должностными и производственными инструкциями и инструкциями по охране труда согласно действующему законодательству. Проведение обязательных форм работы с различными категориями работников определено Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 года № 49 и зарегистрированными в Минюсте России 16 марта 2000 года, регистрационный номер 2150. Эти требования распространяются и на потребителей электрической энергии.
В каждой организации в соответствии с законодательством и Правилами должен быть разработан порядок проведения работы с персоналом, у организаций - с субъектами электроэнергетики, который согласовывается с органами гос­энергонадзора и утверждается руководителем организации.
Одной из обязательных форм работы с различными категориями работников является проверка знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности и других государственных норм и правил. Так, согласно требованиям Правил к работам по проектированию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок, а также к контролю над их состоянием допускаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний соответствующих отраслевых норм и правил, органов государственного надзора и других ведомств, правила и нормы которых распространяются на электроэнергетику.
Порядок обучения и проверки знаний персонала определяет руководитель организации с учетом требований настоящих Правил.
Проверке знаний подлежат:
- руководящие работники организаций и руководители структурных подразделений, управленческий персонал и специалисты;
- рабочие, к профессиям и работам, на которых они заняты, предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности;
- преподаватели образовательных учреждений, ведущие подготовку персонала для обслуживания энергетических объектов;
- собственники имущества или их уполномоченные на право хозяйственного ведения, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках.
Для каждой должности (профессии) руководитель организации должен определить объем проверки знаний правил и норм.
Для проведения проверки знаний руководитель организации должен назначить постоянно действующую комиссию или направить своих работников в комиссию органов государственного энергетического надзора. Результаты проверки знаний работника должны оформляться протоколом, который регистрируется в специальном журнале, и заноситься в его удостоверение.

На что нужно обратить внимание в статье:

Эксплуатация электроустановок должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих Правил в области электроэнергетики, а их требования обязательны для всех организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также в определенной части требования распространяются для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В. К таким правилам в первую очередь относятся: Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации № 4799 от 20 июня 2003 года, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго России № 6 от 13 января 2003 года, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации № 4145 от 22 января 2003 года. Правила не заменяют требования государственных стандартов и нормативно-технических документов (НТД), регламентирующих устройство электроустановок, требования завода-изготовителя на данное устройство. Эксплуатация электрооборудования, в том числе бытовых электроприборов, допускается только при наличии сертификата соответствия на это электрооборудование и бытовые электроприборы.

Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала.
Фото: с сайта губернатора Челябинской области gubernator74.ru

Российская ФедерацияПриказ ОАО "ФСК ЕЭС"

СТО 56947007-29.240.040-2010 Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при реконструкции и ликвидации

Сведения о стандарте организации

Введение

Проблемы защиты окружающей среды и антропогенного воздействия на климат стали одними из важнейших в повестке дня крупнейших мировых экономических и политических форумов.

При реконструкции и ликвидации электросетевых объектов необходимо соблюдение законодательных и нормативно-технических документов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию с целью обеспечения минимальных воздействий на окружающую среду (животный и растительный мир, атмосферный воздух, гидросферу, почвенный покров и грунты и, как следствие, воздействие на здоровье человека).

Для создания условий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие этих объектов на окружающую среду при реконструкции и ликвидации электросетевых объектов, необходимо:

  • использование новых природоохранных технологий;
  • принятие мер по предупреждению и/или ликвидации аварийных ситуаций на электросетевых объектах.

1 Область применения

Настоящий стандарт направлен на обеспечение экологической безопасности при реконструкции и ликвидации подстанций и воздушных линий электропередачи.

В стандарте организации приведены требования, направленные на предотвращение, предупреждение и/или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, жизнедеятельность и здоровье населения и обслуживающего персонала.

Стандарт организации распространяется на проектные, строительные организации и электросетевые предприятия ОАО "ФСК ЕЭС".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы следующие нормативные ссылки:

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Полигон - ограниченная территория, предназначенная и, при необходимости, специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.

Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Растительность - совокупность растительных сообществ - фитоценозов, населяющих Землю или отдельные её регионы, включает все виды населяющих Землю растений.

Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специальная территория с особым режимом использования вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Уровень помехи - значение величины электромагнитной помехи, измеренное в регламентированных условиях.

Шум - беспорядочные, случайные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.

Электромагнитная помеха - электромагнитное явление, процесс, которые снижают или могут снизить качество функционирования технического средства.

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Электрическое поле - одна из двух сторон электромагнитного поля, характеризующаяся воздействием на электрически заряженную частицу с силой, пропорциональной заряду этой частицы и не зависящей от ее скорости.

Электромагнитное поле - вид материи, определяемый во всех точках двумя векторными величинами, которые характеризуют две его стороны, называемые "электрическое поле" и "магнитное поле", оказывающий силовое воздействие на электрически заряженные частицы, зависящее от их скорости и электрического заряда.

Эрозия - процесс разрушения горных пород и почв.

4 Общие требования

4.1 При реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов должны выполняться требования нормативных документов, регламентирующих уровень воздействия на окружающую среду, жизнедеятельность и здоровье населения и обслуживающего персонала, и применяться соответствующие конструктивные и проектные решения с целью обеспечения минимальных воздействий на окружающую среду.

4.2 При реконструкции электросетевых объектов с целью предотвращения или снижения неблагоприятных экологических последствий и сохранения оптимальных условий жизни, должны быть проведены инженерно-экологические изыскания.

4.3 При выполнении инженерно-экологических изысканий следует руководствоваться требованиями федеральных нормативных документов по проведению инженерных изысканий для строительства и требованиями природоохранного законодательства РФ и субъектов РФ.

4.4 Инженерно-экологические изыскания должны проводиться в районе реконструкции и включать:

  • предварительный прогноз возможных изменений окружающей среды и ее компонентов при реализации намечаемой деятельности;
  • разработку рекомендаций по предотвращению вредных экологических последствий предполагаемой инженерно-хозяйственной деятельности;
  • обоснование природоохранных мероприятий по сохранению и восстановлению экологической обстановки.

4.5 Материалы инженерно-экологических изысканий должны использоваться в разделе проекта по оценке воздействия на окружающую среду при реконструкции действующих электросетевых объектов, .

4.6 При реконструкции и/или ликвидации ПС и ВЛ должны соблюдаться следующие основные принципы охраны окружающей среды:

  • презумпция экологической опасности;
  • не превышение допустимых воздействий на природную среду;
  • не превышение норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • не превышение норм сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

4.7 Для принятия решения о реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов необходимо проведение:

  • оценки воздействия на окружающую среду (влияние на человека, атмосферный воздух, растительность, почву и животный мир и на другие компоненты окружающей среды);
  • экспертизы материалов экологического обоснования разрабатываемого проекта относительно оценки воздействия на окружающую природную среду.

4.8 Проектная документация реконструируемого и ликвидируемого электросетевого объекта должна содержать раздел "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" согласно п.25 , и раздел "Мероприятия по охране окружающей среды" согласно п.40 .

4.9 Прохождение государственной экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий должно быть выполнено согласно ст.49 Градостроительного кодекса РФ .

4.10 При реконструкции и ликвидации электросетевого объекта должно быть выполнено экологическое обоснование разрабатываемого проекта относительно оценки воздействия на окружающую природную среду, согласно требованиям ФЗ "Об охране окружающей среды" .

4.11 В случае возникновения необходимости расширения санитарно-защитной зоны при реконструкции электросетевых объектов, в том числе в границах особо охраняемых территорий (режим использования этих земель определяется положением, утвержденным государственным органом), решение о реконструкции должно приниматься на основе технико-экономического расчета с учетом экологического обоснования.

4.12 Размер санитарно-защитной зоны устанавливается в зависимости от типа ПС (открытые, закрытые), наибольшего рабочего напряжения на основании расчетов физического воздействия на атмосферный воздух, а также результатов натурных измерений, .

4.13 При реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов должны соблюдаться требования экологической безопасности в части:

  • сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • загрязнения грунтов, почв;
  • охраны растительного и животного мира;
  • выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • сокращения образования отходов производства и обеспечения безопасного обращения с ними.

4.14 При реконструкции подстанции и ВЛ должны выполняться современные технические требования в части:

  • охраны:
  • атмосферного воздуха;
  • водных объектов;
  • почв, грунтов;
  • растительного покрова;
  • объектов животного мира.
  • соблюдения санитарных норм по:
  • электрическим полям в селитебной зоне или на рабочем месте персонала, обслуживающего электрическую установку;
  • магнитным полям в селитебной зоне или на рабочем месте персонала, обслуживающего электрическую установку;
  • электростатическим полям в селитебной зоне или на рабочем месте персонала, обслуживающего электрическую установку;
  • шуму в селитебной зоне или на рабочем месте персонала, обслуживающего электрическую установку.
  • соблюдения нормативных документов по электромагнитным полям.

4.15 Технология строительства при реконструкции ПС и ВЛ должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья человека и экологическую безопасность в части воздействий на компоненты природной среды, .

7.4 При реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов не допускается:

  • сброс технологических и бытовых отходов в поверхностные и подземные воды;
  • загрязнение ледового покрова водных объектов;
  • загрязнение поверхностных и подземных вод при прокладке кабелей, канализационных и других коммуникаций;
  • загрязнение водных объектов поверхностным стоком с территории строительных площадок.

7.5 При реконструкции и/или ликвидации ПС и ВЛ в границах водоохранных зон запрещается:

  • расположение мест захоронения отходов производства и потребления;
  • размещение временных зданий и сооружений;
  • создание мест хранения демонтируемого оборудования;
  • хранение оборудования, являющегося потенциальным источником загрязнения водных объектов (элегазовое оборудование, аккумуляторные батареи, конденсаторные установки);
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам, имеющих твердое покрытие.

7.6 При реконструкции и ликвидации электросетевого объекта должны осуществляться необходимые мероприятия по охране вод и предотвращению загрязнения водных объектов поверхностным стоком с территории объекта, в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13 .

7.7 При реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов в зонах санитарной охраны водозаборных сооружений должны соблюдаться нормативы качества воды согласно .

7.8 На стадии реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов необходимо :

  • для предотвращения и/или сведения к минимуму загрязнения водных объектов сточными водами осуществлять устранение причин загрязнения за счет повышения технического уровня эксплуатации очистных сооружений;
  • устанавливать контейнеры для сбора отходов на стройплощадках;
  • отводить ливнестоки на очистные сооружения;
  • на участках пересечения и сближения с водоемами и водотоками, имеющими рыбохозяйственное значение, предусмотреть:
  • размещение места складирования грунта и стройматериалов в незатопляемой половодьем зоне;
  • соблюдение сроков строительства с учетом периода нереста.

7.9 При реконструкции электросетевого объекта:

  • сброс сточных вод в поверхностные воды, а также проведение различного рода работ в пределах водных объектов и водоохранных зон допускается только после получения в установленном порядке разрешения, выдаваемого компетентными органами;
  • не допускается сброс вод, вызывающих загрязнение водных объектов, а также сброс технологических и бытовых отходов в поверхностные воды.

7.10 Основными направлениями при реконструкции по предотвращению загрязнения водных объектов сточными водами являются:

  • устранение причин загрязнения за счет создания и совершенствования оборудования и технологий с целью сведения к минимуму объемов загрязненных сточных вод;
  • повышение технического уровня очистных сооружений;
  • сбор и очистка маслосодержащих сточных вод на очистных сооружениях.

7.11 При реконструкции и ликвидации ПС должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов сточными водами, в соответствии с РД 153-34.3-02.205-00 :

  • сливы уплотнений сальников насосов, компрессоров;
  • аварийные маслостоки и дренажи каналов;
  • дождевые, поверхностные стоки с территорий предприятия, площадок стоянки и мойки транспорта, складов масел: содержат механические примеси, нефтепродукты;
  • хозяйственно-бытовые стоки.

7.12 При реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов должен проводиться производственный экологический контроль за соответствием сточных вод нормативам качества водных объектов, а также за влиянием хозяйственной деятельности на поверхностные и подземные воды в соответствии с Водным кодексом РФ .

7.13 Контроль за качеством воды в водных объектах, в случаях их использования и/или при воздействии на них загрязняющих веществ, при реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов осуществляет подрядная организация, имеющая соответствующую лицензию.

8 Требования экологической безопасности в части охраны растительного покрова и объектов животного мира

8.1 При реконструкции ПС и ВЛ должна обеспечиваться охрана растительного покрова, согласно Лесному кодексу РФ .

8.2 При реконструкции и ликвидации электросетевых объектов должны:

  • применяться экологически чистые технологии и материалы;
  • предусматриваться использование высокопроизводительных комплексов машин и оборудования.

8.3 При реконструкции и ликвидации ПС и ВЛ в соответствии с ФЗ "О животном мире" необходимо:

  • принимать меры по охране объектов животного мира;
  • принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира;
  • информировать специально уполномоченные государственные органы о случаях гибели животных.

8.4 При реконструкции электросетевых предприятий должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

8.5 Не допускается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания.

8.6 При реконструкции ВЛ должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц.

9 Воздействие физических факторов на окружающую среду

9.1 При реконструкции электросетевых объектов.

9.1.1 При реконструкции электросетевых объектов должны выполняться нормативы по воздействию физических факторов на окружающую среду.

К таким факторам относятся:

  • электрическое поле;
  • магнитное поле;
  • электростатическое поле;
  • электромагнитные помехи;

9.1.2 При реконструкции должны выполняться требования по ограничению указанных факторов в соответствии с .

9.1.3 Электрические поля нормируются для населения и эксплуатационного персонала на высоте 1,8 м над уровнем земли в соответствии с ГОСТ 12.1.002 и .

9.1.4 Максимальный допустимый уровень напряженности электрического поля вне зоны жилой застройки составляет 5 кВ/м. В населенной местности при пребывании людей не более 1,5 ч в день напряженность электрического поля не должна превышать 15 кВ/м.

9.1.5 Допустимые уровни напряженности электрического поля для эксплуатационного персонала лежат в диапазоне от 5 кВ/м до 25 кВ/м в зависимости от времени пребывания.

9.1.6 При напряженности электрического поля 25 кВ/м время пребывания не должно превышать 10 минут в течение рабочего дня.

9.1.7 Магнитные поля нормируются для населения и эксплуатационного персонала, обслуживающего электроустановки и .

9.1.8 Допустимые уровни магнитных полей для персонала электросетевого объекта в зависимости от времени пребывания при воздействии общего (на всё тело) или локального (на конечности) характера .

9.1.9 Допустимые уровни напряженности электростатических полей устанавливаются в зависимости от времени пребывания персонала на рабочих местах, ГОСТ 12.1.045 и .

9.1.10 При реконструкции электросетевых объектов не должны превышаться допустимые уровни электромагнитных помех от ПС и ВЛ, приведенные в ГОСТ 22012 и ГОСТ Р 51320 .

9.1.11 Допускаемый уровень электромагнитных полей на частоте 0,5 МГц равен 43 дБ и не должен превышаться в течение не менее 80% времени года.

9.1.12 Для электросетевых объектов уровни шума не должны превышать нормированные значения, приведенные в ГОСТ 12.1.036 и , .

9.1.13 Допустимые уровни громкости и звукового давления в помещениях и на территории жилой застройки (таблица 1) не должны превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.036 (СТ СЭВ 2834-80) и .

9.1.14 Допустимые уровни громкости и звукового давления в производственных помещениях должны соответствовать приведенным в .

11 Требования экологической безопасности при ликвидации электросетевых объектов

11.1 Для ликвидации электросетевых объектов должны быть выполнены проекты ликвидации объектов, в которых должны быть обоснованы затраты на всех этапах утилизации: демонтаж оборудования, затраты на утилизацию, на рекультивацию земель.

11.2 Утилизация выведенного из эксплуатации оборудования должна производиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации конкретного типа оборудования, а также с действующим законодательством в области охраны окружающей среды и требованиями специализированных полигонов.

11.3 При проведении работ по утилизации электросетевых объектов должны быть предусмотрены меры для предупреждения и ограничения вредного воздействия на окружающую природную среду, здоровье и генетический фонд человека.

11.4 Специальной утилизации подлежат:

  • элегаз;
  • аккумуляторные батареи (серная кислота, шлам, свинец, пластмассовые и стеклянные банки);
  • отработанные ртутные лампы;
  • ртутные вентили;
  • конденсаторы с пропиткой трихлордифенилом.

11.5 При утилизации оборудования, заполненного элегазом, должны быть выполнены мероприятия по:

  • предотвращению утечки элегаза;
  • предварительной откачке элегаза.

11.6 Откачанный газ может быть:

  • регенерирован на месте и повторно использован в другом оборудовании;
  • отправлен для регенерации поставщику;
  • отправлен для разложения в специализированные предприятия.

11.7 Фарфор электрооборудования после чистки может быть оставлен для реализации или использован для других целей.

11.8 Фарфор, электрокартон, резиновые уплотнения должны быть отправлены на полигон твердых бытовых отходов.

11.9 При утилизации металла:

  • сортовые металлы после удаления краски или поверхностного покрытия, в соответствии с маркой и состоянием поверхности, могут использоваться для новых изделий непосредственно или после переплавки;
  • крупные стальные и алюминиевые части могут применяться, например, для рам или корпусов механизмов;
  • медь может использоваться для токопроводящих частей, поршней, контакторов и кабелей;
  • серебро может использоваться для контакторов.
  • отдельные типы пластмасс отправлять в центры восстановления;
  • сжигание в специальных установках;
  • могут быть расплавлены и снова использованы без большой потери качества;
  • разделены на фракции и использованы как наполнители в других материалах или оставлены для уничтожения.

11.11 При утилизации маслонаполненного оборудования отработанное масло необходимо слить в технологические емкости и отправить на регенерацию.

11.12 Должны быть выполнены мероприятия по предотвращению попадания трансформаторного масла на рельеф местности.

11.13 При ликвидации электросетевого объекта масла и смазки могут быть направлены в центры восстановления. Отработанное масло может быть сепарировано на масло, воду и различные загрязнения методами, использующими гравитационные силы. Энергия масла может быть использована при его сжигании в специальных установках. Во многих случаях масло может быть использовано снова, например в качестве смазки.

11.14 При утилизации резина может быть направлена в восстановительные центры, или для разложения, или для повторного использования в различных целях. Повторное использование резины возможно в качестве уплотнений в менее ответственных устройствах.

11.15 При ликвидации поврежденных конденсаторов с пропиткой трихлордифенилом :

  • должны быть приняты меры, предотвращающие попадание трихлордифенила в окружающую среду;
  • вышедшие из строя конденсаторы с пропиткой трихлордифенилом должны храниться в герметичном контейнере, конструкция которого исключает попадание трихлордифенила в окружающую среду;
  • утилизация должна производиться централизованно на специально оборудованном полигоне;
  • при транспортировке конденсаторов с пропиткой трихлордифенилом к месту утилизации они должны быть помещены в специальную тару, исключающую утечку трихлордифенила;
  • при транспортировке статических конденсаторов, содержащих трихлордифенил, необходимо иметь паспорт опасного отхода, согласованный в органе Ростехнадзора.

11.16 Для утилизации аккумуляторных батарей и приборов, содержащих ртуть, должна быть привлечена организация, имеющая лицензию и технологии (оборудование) для данного вида деятельности.

11.17 В качестве транспортной тары аккумуляторов должны применяться стоечные поддоны (многооборотная тара), изготовленные по нормативно-техническим документам.

Допускается применение другой тары, обеспечивающей сохранность аккумуляторов при транспортировании.

11.18 Маркировка, упаковка и транспортировка аккумуляторных батарей должна осуществляться согласно ГОСТ 26881 .

11.19 В случае проливов серной кислоты на пол, ее следует немедленно нейтрализовать, посыпать известью, убрать лопатой, а затем тщательно промыть это место сильной струей воды. При попадании кислоты на одежду ее необходимо смыть обильной струей воды, нейтрализовать 2-3% раствором соды и снова промыть водой.

11.20 Сбор и сортировка ртутьсодержащих ламп и вентилей должны производиться отдельно от обычного мусора и строго раздельно с учетом метода переработки и обезвреживания, руководствуясь при этом требованиями санитарных правил к помещениям и работам такого рода.

11.21 Транспортная тара для сбора, хранения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих приборов выполняется из материалов, подлежащих демеркуризации (сталь, пластмасса с гладкими поверхностями), закрывается водонепроницаемым чехлом. Лампы в спецтаре должны быть установлены плотно, вертикально, опираться на цоколи, быть сухими.

11.22 Сбор и хранение битых ртутьсодержащих ламп должны производиться в герметичной, стальной емкости с ручками для переноса и маркировкой "Для битых ртутьсодержащих отходов". Запрещается бой, вынос на свалку и другие места, не предусмотренные органами санитарного надзора и охраны природы, отходов, содержащих ртуть, .

11.23 Части разбитых ламп и пол помещения должны быть подвергнуты демеркуризации согласно инструкции завода-изготовителя, вложенной в транспортную картонную упаковку для ламп.

11.24 Транспортирование всех видов ртутьсодержащих отходов на утилизацию осуществляется только специально оборудованным автотранспортом.

11.25 При ликвидации ПС должны быть выполнены мероприятия по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности.

11.26 При ликвидации электросетевых объектов необходимо использовать новые технологии утилизации, способные уменьшить антропогенное воздействие на окружающую среду.

Воздушные линии электропередачи (ВЛ) и подстанции (ПС) в нормальном режиме эксплуатации слабо загрязняют окружающую природную среду. По специфическому воздействию на экологию электрические сети можно отнести к «мягко» влияющим производствам. Загрязнение водной, воздушной среды и почвы, как правило, происходит лишь во время строительства и частично при ремонтных работах.

К специфическим воздействиям ВЛ и ПС относятся: электромагнитные поля, акустический шум, озон, окислы азота, электропоражение птиц, садящихся на провода, изоляторы и конструкции опор.

Особенно отрицательно воздействуют на живую природу (при определенных условиях) электрические (ЭП) и магнитные (МП) поля. Защитой от этих влияний является соблюдение предельно допустимых уровней (ПДУ) напряженности ЭП, определенных «Санитарными нормами и правилами защиты населения от воздействия ЭП, создаваемого ВЛ промышленной частоты».

Как гигиенические нормы эти ПДУ имеют смысл, но как экологические – практически нет, поскольку не учитывают специфику конкретных биоценозов. Оправданием повсеместного применения указанных ПДУ напряженности ЭП в качестве природоохранных являются экологически безопасная длительная эксплуатация большого числа ВЛ сверх- и ультравысокого напряжения. Однако влияние ПДУ на гидроценозы ничем не подтверждено, поскольку гидросфера – не среда обитания человека.

Таким образом, требуется разработка системы объективных экологических нормативов, определяющих допустимые границы вмешательства человека в ход естественных процессов на соответствующей территории и других средах. Устанавливая ПДУ по ЭП и МП, нужно иметь допустимые средства измерения нормируемых величин. Такие измерители напряженности ЭП и МП, а также метрологические установки для их аттестации разработаны СибНИИЭ. В настоящее время выпущена партия измерителей ЭП, но ими оснащены далеко не все сетевые предприятия и санитарные службы.

Наиболее существенно ВЛ и ПС влияют на орнитофауну. Выбор трасс ВЛ и размещение ПС следует производить с учетом мест расселения и путей миграции птиц, а также в зависимости от их состава и ценности. Защита птиц заключается в создании условий, исключающих их гнездование на опорных конструкциях ВЛ и ПС, а также в реализации технических решений, препятствующих перекрытию изоляционных промежутков тушками птиц. Кроме того, необходимо региональный видовой состав орнитофауны.

Неспецифическое отрицательное воздействие на окружающую природу оказывается в основном при сооружении ВЛ и ПС в результате вырубки леса, отчуждения определенной территории под конструкции ВЛ и размещении ПС, нарушении устойчивости поверхностного слоя почвы в тундре, лесотундре, полупустынях, горных районах, развития эрозионных и оползневых процессов, ограничения использования земли в охранной зоне.

Минимальный ущерб для природной среды обеспечивается ландшафтно-экологическим сопровождением ВЛ на всех стадиях ее сооружении и функционирования. Основой такого сопровождения является региональная ландшафтно-экологическая информация многоцелевого назначения.

Ландшафтно-экологические карты могут служить основой выбора природоохранных мероприятий на всех стадиях проектирования, строительства и эксплуатации электрических сетей, в том числе при ее расширении и техническом перевооружении. Природоохранные мероприятия должны не только обеспечивать защиту природных систем от воздействия ВЛ и ПС, но и исключать негативное влияние окружающей среды на нормальную работу электропередачи.

Экологическая безопасность при проведении технического обслуживания

и ремонта автомобилей

Абакумов Дмитрий, Новохатский Евгений – студенты,

специальность «Техническое обслуживание

и ремонт автомобильного транспорта»

Руководитель, преподаватель

ГБПОУ «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов»

Актуальность

Современные автомобили занимает важное место в экономике и жизни людей. Но непомерное увеличение их количества вызвало появление глобальных экологических проблем. На сегодняшний день количество только легковых автомобилей в мире приближается к отметке 1 миллиард, что не очень благоприятно сказывается на окружающем нас мире. Автомобильная отрасль является одним из основных источников . Техногенные воздействия автомобильного транспорта на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.

Использование автомобилей наносит ощутимый вред окружающей среде: водным ресурсам, почве, а сжигая огромное количество ценных нефтепродуктов - главным образом атмосфере. В результате накопления различных загрязнений в атмосфере происходит разрушение озонного слоя, который предохраняет земную поверхность от солнечной радиации. С осадками загрязняющие вещества возвращаются на Землю и попадают в и почву. Сточными водами, которые содержат и тяжелые металлы – свинец, ртуть, цинк, медь, кадмий загрязняются водные пространства и почва. Среди всех сфер деятельности человека автомобильный транспорт в процессе эксплуатации определяется как основной источник негативного воздействия на окружающую среду. Доля загрязнений от различных сфер деятельности человека приведена на рис.1.


Рисунок 1 Доля загрязнений от различных сфер деятельности человека

В связи с динамичным ростом автомобилизации и в особенности с ее негативными последствиями, во всем мире возрастают в процессе эксплуатации автомобильной техники. Перед автомобильной промышленностью стоит задача создания безопасных, экономичных, эргономичных и экологичных автомобилей. В связи с этим - повышение безопасности эксплуатации автомобилей стало комплексной проблемой, а обеспечение – одним из важнейших направлений решения этой проблемы. В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством.

Обоснование

Целью работы является определение антропогенных факторов при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, приводящие к изменению экологических условий.

Задачи исследования:

Изучение приемов и методов исследования применительно к техническим системам;

Поиск, подбор, систематизация информации;

Изучение вредных воздействий, влияющих на экологию в процессе технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;

Определение производственных процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей, влияющих на экологическую безопасность;

Рассмотрение путей и способов решения (осуществляемые и потенциально возможные) рассматриваемой проблемы;

Объект исследования: деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, приводящие к изменению экологических условий.

Предмет исследования: Факторы, влияющие на экологическую безопасность, при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Описание

Волгоград сегодня – один из крупных промышленных центров России с хорошо развитой многоотраслевой промышленностью и высокой концентрацией транспорта. Процессы модернизации экономики города развиваются по индустриальной модели, для которой характерно усиление роли развития транспортной сферы в экономической структуре города. Такое развитие города тесно сопряжено с природно-экологическими факторами и состоянием окружающей среды. По классификации института географии РАН регион Нижнего Поволжья, к которому территориально принадлежит Волгоград, относится к седьмому рангу, оценивающему степень экологической напряженности на территории как очень высокую .

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте

Глава 1.7. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И СОБЛЮДЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

1.7.1. Руководитель Потребителя обязан обеспечить безопасные условия труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7.2. Устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации.

Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда (далее — ОТ) и технике безопасности (далее — ТБ).

1.7.3. Средства защиты, инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании и ремонте электроустановок, должны удовлетворять требованиям соответствующих государственных стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты.

Средства защиты, инструмент и приспособления должны подвергаться осмотру и испытаниям в соответствии с действующими правилами.

1.7.4. У Потребителя должны быть разработаны и утверждены инструкции по ОТ как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ.

1.7.5. Каждый работник обязан знать и выполнять требования по безопасности труда, относящиеся к обслуживаемому оборудованию и организации труда на рабочем месте.

1.7.6. У каждого Потребителя работа по созданию безопасных условий труда должна соответствовать положению о системе управления ОТ, устанавливающему единую систему организации и безопасного производства работ, функциональные обязанности работников из электротехнического, электротехнологического и другого персонала, их взаимоотношения и ответственность по должности.

Руководитель Потребителя и ответственный за электрохозяйство, как и работники, их замещающие, несут персональную ответственность за создание безопасных условий труда для работников электрохозяйства, укомплектование штата обученным и аттестованным электротехническим персоналом, организационно-техническую работу по предотвращению случаев поражения персонала Потребителя электрическим током.

Ответственные за электрохозяйство структурных подразделений Потребителя несут ответственность за проведение организационных и технических мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий труда, за проведение инструктажей по ОТ и ТБ с наглядным показом и обучением персонала безопасным методам работы, за соблюдением персоналом требований безопасности труда и применением им инструмента, приспособлений, средств защиты, спецодежды, отвечающих требованиям действующих норм и правил.

1.7.7. Руководитель Потребителя и ответственный за электрохозяйство должны контролировать соответствие условий труда на рабочих местах требованиям безопасности и производственной санитарии. При невозможности устранить воздействие на персонал вредных и опасных факторов руководящие должностные работники обязаны обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты.

1.7.8. Руководитель Потребителя обязан организовать обучение, проверку знаний, инструктаж персонала в соответствии с требованиями государственных стандартов, настоящих Правил, правил безопасности труда и местных инструкций.

1.7.9. О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуска к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажей на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

1.7.10. Материалы расследования несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, а также нарушения требований безопасности труда должны быть тщательно проанализированы для выявления причины и виновника их возникновения, принятия мер для предупреждения подобных случаев.

Сообщения о несчастных случаях, их расследование и учет должны осуществляться в установленном порядке.

Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, оформление актов формы Н-1, разработку и реализацию мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель Потребителя.

1.7.11. Ответственность за несчастные случаи, происшедшие на производстве, несут как работники, непосредственно нарушившие требования безопасности или инструкции по охране труда, так и ответственные за электрохозяйство Потребителя и его структурных подразделений, а также другие работники из административно-технического персонала, руководитель Потребителя, не обеспечившие безопасность труда и нормы производственной санитарии, выполнение стандартов безопасности труда и не принявшие должных мер для предупреждения несчастных случаев.

1.7.12. Материалы расследования групповых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом должны быть проработаны с персоналом энергослужб всех структурных подразделений Потребителя. Должны быть разработаны и выполнены мероприятия для предупреждения аналогичных несчастных случаев.

1.7.13. Весь персонал энергослужб должен быть обучен практическим приемам освобождения человека, попавшего под действие электрического тока, и практически обучен способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим непосредственно на месте происшествия. Обучение оказанию первой помощи пострадавшему должен проводить специально подготовленный инструктор.

Проверка знания правил и приемов оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве должна проводиться при периодической проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

1.7.14. Руководитель Потребителя должен обеспечить каждого работника электрохозяйства личной инструкцией по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве.

1.7.15. На рабочих местах должны быть аптечки или сумки первой помощи с набором медикаментов. Запас медикаментов с учетом сроков годности должен постоянно возобновляться.

1.7.16. Персонал должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами в зависимости от характера выполняемых работ и обязан ими пользоваться во время производства работ.

1.7.17. При проведении строительно-монтажных, наладочных и ремонтных работ на действующих электроустановках Потребителя сторонними организациями должны быть разработаны совместные мероприятия по безопасности труда, производственной санитарии, взрыво- и пожаробезопасности, учитывающие взаимодействие строительно-монтажного и эксплуатационного персонала. Руководители организаций, проводящих эти работы, несут ответственность за квалификацию своего персонала, соблюдение им требований безопасности и за организацию и выполнение мероприятий по безопасности труда на своих участках работы.

При выполнении работ на одном и том же оборудовании или сооружении одновременно несколькими организациями должен быть составлен план организации работ.

1.7.18. Пожарная безопасность электроустановок, зданий и сооружений, в которых они размещены, должна отвечать требованиям действующих правил пожарной безопасности (далее — ППБ), а также отраслевых правил, учитывающих особенности отдельных производств.

1.7.19. Все работники Потребителя должны проходить противопожарный инструктаж.

Электротехнический персонал должен проходить периодическую проверку знаний ППБ одновременно с проверкой знаний норм и правил работы в электроустановках.

1.7.20. Электроустановки должны быть укомплектованы первичными средствами пожаротушения.

1.7.21. При эксплуатации электроустановок должны приниматься меры для предупреждения или ограничения вредного воздействия на окружающую среду выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты, снижения звукового давления, вибрации, электрических и магнитных полей и иных вредных физических воздействий, и сокращения потребления воды из природных источников.

1.7.22. Количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не должно превышать установленных норм предельно допустимых выбросов (лимитов), сбросов загрязняющих веществ в водные объекты — норм предельно допустимых или временно согласованных сбросов. Напряженность электрического и магнитного полей не должна превышать предельно допустимых уровней этих факторов, шумовое воздействие — норм звуковой мощности оборудования, установленных соответствующими санитарными нормами и стандартами.

1.7.23. У Потребителя, эксплуатирующего маслонаполненное электрооборудование, должны быть разработаны мероприятия по предотвращению аварийных выбросов его в окружающую среду.

На главной понизительной подстанции (далее — ГПП) и в распределительном устройстве (далее — РУ) с маслонаполненным электрооборудованием должны быть смонтированы маслоприемники, маслоотводы и маслосборники в соответствии с требованиями действующих правил устройства электроустановок. Маслоприемные устройства должны содержаться в состоянии, обеспечивающем прием масла в любое время года.

1.7.24. Потребители, у которых при эксплуатации электроустановок образуются токсичные отходы, должны обеспечивать их своевременную утилизацию, обезвреживание и захоронение. Складирование или захоронение токсичных отходов на территории Потребителя не допускается.

1.7.25. Эксплуатация электроустановок без устройств, обеспечивающих соблюдение установленных санитарных норм и правил и природоохранных требований или с неисправными устройствами, не обеспечивающими соблюдение этих требований, не допускается.

1.7.26. При эксплуатации электроустановок в целях охраны водных объектов от загрязнения необходимо руководствоваться действующим законодательством, государственными и отраслевыми стандартами по охране водных объектов от загрязнения.